|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.11.2022 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 19 апреля 2023 года
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан Статья 8. Компетенция местных представительных и исполнительных органов Статья 9. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Статья 10. Компетенция органов внутренних дел Статья 11. Центры адаптации несовершеннолетних Статья 12. Компетенция органов образования Статья 13. Специальные организации образования Статья 14. Организации образования с особым режимом содержания Статья 15. Органы здравоохранения Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Статья 19. Меры индивидуальной профилактики Статья 19-3. Профилактическая беседа Статья 19-4. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений Статья 19-5. Профилактический учет и контроль Статья 19-6. Медико-социальный учет Статья 20. Основания проведения мер индивидуальной профилактики Статья 21. Сроки проведения мер индивидуальной профилактики Статья 22. Права лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики Статья 22-1. Обеспечение личной безопасности несовершеннолетних Статья 22-2. Свидания с защитниками, родственниками и иными лицами Статья 22-4. Направление обращений Статья 22-5. Питание, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости Статья 22-6. Медико-санитарное обеспечение Статья 22-7. Обязанности несовершеннолетних, содержащихся в специальных учреждениях и организациях Статья 23. Гарантии исполнения настоящего Закона Глава 4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРЕВЕНТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ Статья 26. Национальный превентивный механизм Статья 27. Координационный совет Статья 28. Требования к участникам национального превентивного механизма Статья 29. Права участника национального превентивного механизма Статья 30. Обязанности участников национального превентивного механизма Статья 31. Прекращение полномочий участника национального превентивного механизма Статья 32. Виды и периодичность превентивных посещений Статья 33. Порядок превентивных посещений Статья 34. Ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма
По всему тексту слова «индивидуальной профилактической работой», «индивидуальная профилактическая работа», «индивидуальной профилактической работы», «индивидуальную профилактическую работу» заменены словами «мерами индивидуальной профилактики», «меры индивидуальной профилактики», «мер индивидуальной профилактики», «меры индивидуальной профилактики» в соответствии с Законом РК от 29.04.10 г. № 272-IV (см. стар. ред.)
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы деятельности государственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности.
Статья 1 изложена в редакции Закона РК от 10.07.09 г. № 176-IV (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) социальная реабилитация - комплекс мер, осуществляемый органами и учреждениями системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, направленных на правовое, социальное, физическое, психическое, педагогическое, моральное и (или) материальное восстановление несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации; 2) Исключен в соответствии с Законом РК от 29.04.10 г. № 272-IV (см. стар. ред.) 3) профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности - (далее - профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних) - система правовых, педагогических и иных мер, направленных на предупреждение правонарушений, безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих, осуществляемых в совокупности с мерами индивидуальной профилактики с несовершеннолетними, родителями или другими законными представителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению или содержанию либо отрицательно влияющими на их поведение, а также иными лицами, вовлекающими несовершеннолетних в совершение правонарушений или антиобщественных действий; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 01.04.19 г. № 240-VI (см. стар. ред.) 4) содержание несовершеннолетнего - создание родителями или другими законными представителями несовершеннолетнего условий для его полноценного развития, защиты его имущественных и неимущественных прав и интересов и государственных минимальных социальных стандартов; 5) воспитание несовершеннолетнего - непрерывный процесс воздействия на ребенка со стороны родителей или других законных представителей, а также работников государственных органов по привитию ему правил и норм поведения, принятых в обществе и направленных на его духовное, физическое, нравственное, психическое, культурное, интеллектуальное развитие и защиту от отрицательного влияния социальной среды; 6) безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или их законных представителей, а также педагогов, воспитателей и других работников учебного, воспитательного и иного учреждения, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетними, либо вследствие самовольного ухода его из дома или организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка; 7) безнадзорность - социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующее совершению ими правонарушений; 8) Исключен в соответствии с Законом РК от 29.04.10 г. № 272-IV (см. стар. ред.) 9) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места проживания; 10) неблагополучная семья - семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних 1. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. См. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (Кишинев, 7 октября 2002 года)
Статья 3. Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних 1. Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних является частью правовой политики и включает в себя создание правовых и социальных гарантий для несовершеннолетних, материально-техническое, финансовое, научно-методическое и кадровое обеспечение органов и учреждений, составляющих систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. 2. Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних осуществляется на принципах: 1) законности; 2) гуманного обращения с несовершеннолетними; 3) поддержки семьи; 4) комплексности применения мер профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; 5) индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации; 6) конфиденциальности; 7) научной обоснованности; 8) системности. 3. Целью государственной политики является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем: 1) содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05.07.14 г. № 236-V (см. стар. ред.) 2) обеспечения целенаправленной работы по социальной реабилитации детей с девиантным поведением и формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры; 3) формирования правовых основ для проведения мер индивидуальной профилактики с несовершеннолетними; 4) взаимодействия с родителями и другими законными представителями несовершеннолетнего; 5) обеспечения надлежащего функционирования детских учебных, воспитательных, лечебных, спортивных и иных учреждений; 6) установления ответственности за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних; 7) государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних посредством размещения социального заказа и иных мер в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Статья 4. Основные задачи государственных органов в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Основными задачами государственных органов в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних являются: 1) предупреждение правонарушений, безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих; 2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; 3) социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 4) формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; 5) выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений или антиобщественных действий; В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.09 г. № 176-IV (см. стар. ред.) 6) координация деятельности юридических лиц по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Статья 5. Государственное регулирование в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Государственное регулирование в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних осуществляют Президент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, центральные исполнительные органы, а также местные представительные и исполнительные органы. Статья 6. Система профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 18.01.12 г. № 547-IV (см. стар. ред.) 1. В систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, государственный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения, местные представительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и иные государственные органы в пределах своей компетенции. Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 18.01.12 г. № 547-IV (см. стар. ред.) 2. В органах внутренних дел, образования, здравоохранения и местных исполнительных органах в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. 3. Иные организации участвуют в профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Глава 2. Функции и полномочия государственных органов и учреждений в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних
Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики и меры по ее осуществлению; 2) определяет систему социальной защищенности несовершеннолетних; 3) разрабатывает и реализует меры по охране и защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, развитию сети организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка; 4) создает межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав; Статья дополнена подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 27.12.19 г. № 294-VI 4-1) утверждает Типовое положение о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 5) Исключен в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 124-V (см. стар. ред.) Статья дополнена подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) 6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами президента Республики Казахстан.
В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.06.13 г. № 102-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.07.13 г. № 124-V (см. стар. ред.) Статья 8. Компетенция местных представительных и исполнительных органов 1. Местные представительные органы в пределах своей компетенции: 1) утверждают и контролируют исполнение местных бюджетов в части расходов на профилактику правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; 2) утверждают состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) осуществляют в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан иные полномочия по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних. 2. Местные исполнительные органы организуют свою работу в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних в соответствии с местными уровнями государственного управления и в пределах компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан. 3. Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы): 1) представляют для утверждения в соответствующие маслихаты персональный состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организуют их работу; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 01.04.19 г. № 240-VI (см. стар. ред.) 2) ведут региональный медико-социальный учет; 3) принимают в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, меры по трудовому и бытовому устройству, оказанию иной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; 4) оказывают организационно-методическую помощь некоммерческим и иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни, повышению правовой грамотности подростков; Подпункт 4-1 изложен в редакции Закона РК от 01.04.19 г. № 240-VI (см. стар. ред.) 4-1) содержат в установленном законом Республики Казахстан порядке в центрах адаптации несовершеннолетних безнадзорных и беспризорных в возрасте от трех до восемнадцати лет, несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, несовершеннолетних, отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечении которых они находятся, несовершеннолетних, направляемых в специальные организации образования, а также несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации; Пункт дополнен подпунктом 4-2 в соответствии с Законом РК от 01.04.19 г. № 240-VI 4-2) содержат в установленном законом Республики Казахстан порядке в специальных организациях образования несовершеннолетних с девиантным поведением в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет; 5) обеспечивают формирование социальной инфраструктуры для несовершеннолетних, в том числе организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка, и проводят мониторинг их деятельности. 4. Местные исполнительные органы районов (городов областного значения): 1) представляют для утверждения в соответствующие маслихаты персональный состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организуют их работу; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 01.04.19 г. № 240-VI (см. стар. ред.) 2) ведут персональный медико-социальный учет; 3) оказывают содействие в формировании социальной инфраструктуры для несовершеннолетних; 4) принимают в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, меры по трудовому и бытовому устройству, оказанию иной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; 5) оказывают организационно-методическую помощь некоммерческим и иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни, повышению правовой грамотности подростков. Статья 9. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.10 г. № 372-IV (см. стар. ред.) 1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим координацию деятельности государственных органов и учреждений в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. 2. Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется при Правительстве Республики Казахстан, а областная, городская, районная - в городе, районная - при соответствующем местном исполнительном органе (акимате). В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.) 3. При необходимости комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть образована при акиме поселка, села, сельского округа, расположенных на значительном расстоянии от районного центра. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при акиме поселка, села, сельского округа имеет права и обязанности районной комиссии. Решение об образовании поселковой, сельской, сельского округа комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав принимается областным акиматом, а персональный состав утверждается маслихатом соответствующего района. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.09 г. № 176-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.); изложен редакции Закона РК от 01.04.19 г. № 240-VI (см. стар. ред.) 4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется в составе председателя, заместителя председателя, членов комиссии и секретаря. Председателем комиссии является заместитель акима соответствующей административно-территориальной единицы, за исключением поселковой, сельской комиссии и комиссии сельского округа, которые возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы. Секретарь занимает штатную должность в аппарате соответствующего государственного органа. 5. В состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят депутаты соответствующих маслихатов, представители органов внутренних дел, образования, культуры, здравоохранения, юстиции, уполномоченного органа по вопросам занятости, опеки и попечительства, общественных и иных организаций, заинтересованных в профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Пункт 6 изложен в редакции Закона РК от 01.04.19 г. № 240-VI (см. стар. ред.) 6. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции: 1) осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждению детской безнадзорности и беспризорности, защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения, антиобщественных действий среди несовершеннолетних; 2) разрабатывают программы и методики, направленные на совершенствование деятельности государственных органов по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, их социальную реабилитацию; 3) участвуют в обеспечении контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних в организациях, осуществляющих функции по защите прав ребенка; 4) изучают состояние правонарушений среди несовершеннолетних, детской безнадзорности и беспризорности, а также насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и организуют проведение социологических исследований по этим вопросам; 5) оказывают содействие в развитии сети организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка, и обеспечивают мониторинг их деятельности; 6) обобщают и распространяют положительный опыт работы органов и организаций, занимающихся профилактикой правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, оказывают им методическую и практическую помощь; 7) заслушивают отчеты руководителей заинтересованных государственных органов о проводимой работе по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, защите и восстановлению их прав и законных интересов и организуют обмен информацией между ними по курируемым вопросам; 8) участвуют в подготовке материалов в суд по вопросам направления несовершеннолетних в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания; 9) координируют деятельность заинтересованных органов в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, а также в осуществлении иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; 10) организуют в средствах массовой информации освещение проводимой работы по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних; 11) осуществляют мониторинг деятельности нижестоящих комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; 12) координируют деятельность нижестоящих комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. 7. Порядок образования и организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяются законодательством Республики Казахстан. Статья 10. Компетенция органов внутренних дел Органы внутренних дел в пределах своей компетенции: 1) выявляют, ведут учет и проводят меры индивидуальной профилактики в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1)-12) пункта 1 статьи 19 настоящего Закона, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение; 2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений, антиобщественных действий либо совершающих в отношении детей другие противоправные деяния, а также родителей и законных представителей несовершеннолетних, педагогов, воспитателей, других работников учебного, воспитательного и иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение, и принимают меры по привлечению их к ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 03.07.14 г. № 227-V (см. стар. ред.) 3) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об уголовных и административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними или с их участием, и выносят представления о принятии мер по устранению причин и условий, им способствующих, обеспечивают контроль за их исполнением; 4) оказывают содействие в направлении детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения или в оформлении опеки или попечительства над несовершеннолетними; 5) участвуют в подготовке материалов в отношении несовершеннолетних, направляемых в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания; Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 18.01.12 г. № 547-IV (см. стар. ред.); Закона РК от 18.04.17 г. № 58-VI (см. стар. ред.) 6) обеспечивают контроль за образом жизни и поведением несовершеннолетних, состоящих на учете службы пробации; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 18.01.12 г. № 547-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.14 г. № 227-V (см. стар. ред.) 7) готовят материалы в отношении осужденных женщин, отбывание наказания которым отсрочено в порядке статьи 74 Уголовного кодекса Республики Казахстан, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение; 8) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, беспризорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, причинах и условиях, им способствующих; 9) оказывают содействие органам образования в правовом воспитании несовершеннолетних, их родителей и других законных представителей; Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 29.12.10 г. № 372-IV (см. стар. ред.); Закона РК от 03.07.14 г. № 227-V (см. стар. ред.) 10) содержат в специальных учреждениях лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста и совершивших уголовные правонарушения, если необходима их изоляция. Несовершеннолетние, не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившие уголовные правонарушения, а также направляемые в организации образования с особым режимом содержания, до вступления решения суда в законную силу передаются родителям, опекунам, попечителям и иным лицам, на которых законом возложены обязанности по их воспитанию; Подпункт 11 изложен в редакции Закона РК от 29.12.10 г. № 372-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 01.04.19 г. № 240-VI (см. стар. ред.) 11) доставляют несовершеннолетних в организации образования с особым режимом содержания, а также в центры адаптации несовершеннолетних безнадзорных и беспризорных детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, задержанных в ходе деятельности органов внутренних дел; Статья дополнена подпунктом 12 в соответствии с Законом РК от 29.12.10 г. № 372-IV 12) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 11 изложена в редакции Закона РК от 29.12.10 г. № 372-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 18.02.14 г. № 175-V (см. стар. ред.) Статья 11. Центры адаптации несовершеннолетних 1. Центрами адаптации несовершеннолетних (далее - Центр) являются организации, находящиеся в ведении органов образования, обеспечивающие прием и временное содержание несовершеннолетних: Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 03.05.22 г. № 118-VII (см. стар. ред.) 1) безнадзорных и беспризорных в возрасте от трех до восемнадцати лет для установления родителей или других законных представителей и передачи им; 2) оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, а также отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечении которых они находятся; 3) направляемых в специальные организации образования; 4) находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации. 2. Основаниями помещения несовершеннолетних в Центр являются: 1) постановление суда в отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи; 2) постановление органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 1 настоящей статьи; 3) заявление лица, доставившего несовершеннолетнего, указанного в подпункте 4) пункта 1 настоящей статьи. 3. В ночное время, выходные или праздничные дни, а также в иных исключительных случаях несовершеннолетние могут быть помещены в Центр на основании акта администрации Центра, о чем в течение двадцати четырех часов администрация Центра письменно извещает прокурора. Материалы в отношении несовершеннолетних в течение трех суток с момента помещения в Центр администрацией Центра представляются органу опеки и попечительства для решения вопроса об их дальнейшем содержании либо устройстве. 4. Сбор документов, необходимых для помещения несовершеннолетних в Центр, обеспечивают органы внутренних дел или органы опеки и попечительства. 5. Несовершеннолетние могут находиться в Центре не более трех месяцев. 6. В срок пребывания несовершеннолетних в Центре не входят период карантина, объявленного уполномоченным органом в области здравоохранения, а также время нахождения несовершеннолетних в стационарном медицинском учреждении в связи с болезнью. В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.07.20 г. № 361-VI (см. стар. ред.) 7. Помещению в Центр не подлежат несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также несовершеннолетние с выраженными проявлениями психических, поведенческих расстройств (заболеваний). Статья дополнена пунктом 7-1 в соответствии с Законом РК от 01.04.19 г. № 240-VI 7-1. Несовершеннолетние, помещенные в Центр по постановлению органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, выпускаются только на основании постановления указанного органа. 8. Исключен в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)
Статья 12. Компетенция органов образования Органы образования в пределах своей компетенции: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 01.04.19 г. № 240-VI (см. стар. ред.) 1) осуществляют меры по развитию сети специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, а также иных организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка; 2) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; 3) выявляют и ведут учет несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения, проводят с ними и их родителями или законными представителями меры индивидуальной профилактики; 4) разрабатывают и внедряют в практику работы организаций образования программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, привитие им основ нравственности и здорового образа жизни; 5) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по определению форм их дальнейшего обучения и воспитания; 6) участвуют в выявлении несовершеннолетних с девиантным поведением, неблагополучных семей, постановке их на учет в органы внутренних дел и проведении с ними мер индивидуальной профилактики; 7) обеспечивают организацию в общеобразовательных учебных заведениях доступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и вовлекают в них несовершеннолетних; Статья дополнена подпунктом 7-1) в соответствии с Законом РК от 18.04.17 г. № 58-VI 7-1) оказывают помощь в получении среднего образования несовершеннолетним, состоящим на учете службы пробации, в соответствии с индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи, разработанной службой пробации; Статья дополнена подпунктом 8 в соответствии с Законом РК от 29.12.10 г. № 372-IV
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетнихСтатья 3. Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетнихСтатья 4. Основные задачи государственных органов в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетнихСтатья 5. Государственное регулирование в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетнихСтатья 6. Система профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Глава 2. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХСтатья 7. Компетенция Правительства Республики КазахстанСтатья 8. Компетенция местных представительных и исполнительных органовСтатья 9. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их правСтатья 10. Компетенция органов внутренних делСтатья 11. Центры адаптации несовершеннолетнихСтатья 12. Компетенция органов образованияСтатья 13. Специальные организации образованияСтатья 14. Организации образования с особым режимом содержанияСтатья 14-1. Основания выпуска (освобождения) несовершеннолетних из специальных учреждений и организацийСтатья 15. Органы здравоохраненияСтатья 16. Государственный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населенияСтатья 17. ИсключенаСтатья 18. Иные государственные органы, участвующие в профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХСтатья 19. Меры индивидуальной профилактикиСтатья 19-1. Меры индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетнихСтатья 19-2. Основания для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетнихСтатья 19-3. Профилактическая беседаСтатья 19-4. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушенийСтатья 19-5. Профилактический учет и контрольСтатья 19-6. Медико-социальный учетСтатья 20. Основания проведения мер индивидуальной профилактикиСтатья 21. Сроки проведения мер индивидуальной профилактикиСтатья 22. Права лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактикиСтатья 22-1. Обеспечение личной безопасности несовершеннолетнихСтатья 22-2. Свидания с защитниками, родственниками и иными лицамиСтатья 22-3. ПерепискаСтатья 22-4. Направление обращенийСтатья 22-5. Питание, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимостиСтатья 22-6. Медико-санитарное обеспечениеСтатья 22-7. Обязанности несовершеннолетних, содержащихся в специальных учреждениях и организацияхСтатья 22-8. Применение мер поощрения и взыскания к несовершеннолетним, содержащимся в специальных учреждениях и организацияхСтатья 23. Гарантии исполнения настоящего ЗаконаСтатья 24. Контроль за деятельностью органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетнихСтатья 25. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Глава 4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРЕВЕНТИВНЫЙ МЕХАНИЗМСтатья 26. Национальный превентивный механизмСтатья 27. Координационный советСтатья 28. Требования к участникам национального превентивного механизмаСтатья 29. Права участника национального превентивного механизмаСтатья 30. Обязанности участников национального превентивного механизмаСтатья 31. Прекращение полномочий участника национального превентивного механизмаСтатья 32. Виды и периодичность превентивных посещенийСтатья 33. Порядок превентивных посещенийСтатья 34. Ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизмаСтатья 35. КонфиденциальностьСтатья 36. Взаимодействие уполномоченных государственных органов с участниками национального превентивного механизма |