|
|
|
Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.01.2006 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 11 апреля 2006 г.
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе производства, передачи и использования электрической и тепловой энергии. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) аварийная бронь - минимально необходимая электрическая мощность, подача которой на объект непрерывного электроснабжения сохраняет функционирование важных для него устройств и предотвращает нарушение работы объектов жизнеобеспечения, а также катастрофические экологические, социальные или экономические последствия или гибель людей; 2) аварийное нарушение - недопустимые отклонения технологических параметров работы электроустановки или ее элементов, вызвавшие вывод их из работы или повреждение во время эксплуатации; 3) балансирующая электроэнергия - электрическая энергия, используемая для устранения возникающих дисбалансов при реализации утвержденного системным оператором почасового суточного графика производства-потребления электрической энергии; 4) балансирующий рынок электрической энергии - система взаимоотношений между системным оператором и энергопроизводящими, энергоснабжающими организациями, оптовыми потребителями, иными организациями, осуществляющими деятельность на оптовом рынке электрической энергии, складывающаяся в результате физического и последующего финансового урегулирования системным оператором возникающих в режиме реального времени дисбалансов между договорными и фактическими величинами производства и (или) потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан в текущие операционные сутки; 5) вспомогательные услуги - услуги, приобретаемые системным оператором у субъектов оптового рынка электрической энергии для обеспечения готовности необходимых объемов и структуры оперативных резервов электрической мощности, регулирования активной и реактивной мощностей, по запуску энергосистемы из обесточенного состояния; 6) гарантирующий поставщик электрической энергии - энергоснабжающая организация, осуществляющая энергоснабжение потребителей в случаях прекращения энергоснабжения потребителей всеми другими энергоснабжающими организациями не по вине потребителя; 7) дисбаланс электроэнергии - отклонение фактической величины производства-потребления электрической энергии от величины, утвержденной системным оператором в почасовом суточном графике производства-потребления электрической энергии; 8) единая электроэнергетическая система Республики Казахстан - совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей Республики Казахстан; 9) коммерческий учет электрической и тепловой энергии - учет электрической и тепловой энергии, необходимый для взаиморасчета между сторонами по договорам купли-продажи и передачи электрической и тепловой энергии; 10) национальная электрическая сеть - совокупность линий электропередачи, подстанций и распределительных устройств напряжением 220, 500 и 1 150 кВ, обеспечивающих межгосударственную и (или) межрегиональную передачу электрической энергии, выдачу мощности электрических станций и не подлежащих приватизации и ее предварительным стадиям; 11) оператор рынка централизованной торговли электрической энергией - организация, осуществляющая централизованные торги электрической энергией, включая спот-торги электрической энергии; 12) операционные сутки - текущие сутки, в течение которых системный оператор осуществляет операции по централизованному оперативно-диспетчерскому управлению исполнением заключенных субъектами оптового рынка электрической энергии договоров купли-продажи электрической энергии; 13) оптовый рынок электрической энергии - система отношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии, функционирующая на основе договоров между субъектами оптового рынка электрической энергии; 14) передача тепловой энергии - услуга по транспортировке тепловой энергии по тепловым сетям, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами; 15) передача электрической энергии - услуга по транспортировке электрической энергии, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами; 16) потребитель - физическое или юридическое лицо, использующее на основе договора электрическую и (или) тепловую энергию; 17) прибор коммерческого учета - техническое устройство, предназначенное для коммерческого учета электрической мощности, электрической или тепловой энергии, разрешенное к применению в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 18) региональная электросетевая компания - энергопередающая организация, эксплуатирующая электрические сети регионального уровня; 19) регулирование электрической мощности - услуга по компенсации отклонений фактической электрической нагрузки субъекта оптового рынка электрической энергии от заявленной электрической нагрузки при условии соблюдения нулевого сальдо обменной электрической энергии с планированием или без планирования в суточном графике; 20) резерв электрической мощности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан - электрическая мощность агрегатов энергопроизводящих организаций, имеющих требуемую структуру, величину, а также степень готовности к диспетчеризации, соответствующие требованиям, предусмотренным договором; 21) розничный рынок тепловой энергии - система отношений участников производства, передачи и потребления тепловой энергии, функционирующая на основе договоров; 22) розничный рынок электрической энергии - система отношений, функционирующая на основе договоров (купли-продажи, передачи и потребления электрической энергии, а также предоставления связанных с этим услуг) между субъектами розничного рынка электрической энергии вне оптового рынка; 23) системная авария - аварийное нарушение режимов работы объектов электроэнергетики, приведшее к потере устойчивости единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и разделению ее на части; 24) системные услуги - услуги, оказываемые системным оператором субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию и резервированию мощности, организации балансирования производства-потребления электрической энергии; 25) системный оператор - организация, осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление, обеспечение параллельной работы с энергосистемами других государств, поддержание баланса в энергосистеме, оказание системных услуг и приобретение вспомогательных услуг у субъектов оптового рынка электрической энергии, а также передачу электрической энергии по национальной электрической сети, ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности; 26) спот-торги электрической энергии (далее - спот-торги) - организованная торговля почасовыми объемами электроэнергии на краткосрочном основании в режимах: за день вперед и в течение операционных суток; 27) субъекты оптового рынка электрической энергии - энергопроизводящие, энергопередающие, энергоснабжающие организации, потребители электрической энергии, системный оператор, оператор централизованной торговли электрической энергией и иные организации, осуществляющие деятельность на оптовом рынке электрической энергии; 28) субъекты розничного рынка электрической энергии - энергопроизводящие, энергоснабжающие, энергопередающие организации, потребители электрической энергии и иные организации, осуществляющие деятельность на розничном рынке электрической энергии; 29) суточный график производства-потребления электрической энергии - утвержденный системным оператором документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка на рынках децентрализованной купли-продажи электрической энергии и централизованной торговли электрической энергией; 30) техническая диспетчеризация - услуга, оказываемая системным оператором по осуществлению централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами производства и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 31) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование в области электроэнергетики; 32) централизованная торговля электрической энергией - сделки по купле-продаже электрической энергии, осуществляемые субъектами оптового рынка электрической энергии в электронной системе торговли на добровольной основе, за исключением случаев, установленных настоящим Законом; 33) централизованное оперативно-диспетчерское управление - осуществляемый системным оператором процесс непрерывного управления технически согласованной работой энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, обеспечивающий нормативный уровень надежности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и соблюдение нормативного качества электрической энергии; 34) электроэнергетика - сфера производства, передачи и использования электрической и тепловой энергии; 35) энергетическая экспертиза - экспертиза, проводимая в области электроэнергетики по действующим объектам, проектам реконструируемых, модернизируемых и вновь строящихся объектов, при расследовании технологических нарушений и аварий на энергетическом оборудовании в электрических и тепловых сетях, а также в случаях производственного травматизма на них, на соответствие нормативным правовым актам Республики Казахстан; Подпункт 35) - с уточнением, опубликованным в "Казахстанской правде" от 14 августа 2004 г. № 181-182 36) энергопередающая организация - организация, осуществляющая на основе договоров передачу электрической или тепловой энергии; 37) энергопроизводящая организация - организация, осуществляющая производство электрической и (или) тепловой энергии; 38) энергоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям произведенной и (или) купленной электрической и (или) тепловой энергии. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об электроэнергетике 1. Законодательство Республики Казахстан об электроэнергетике основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Глава 2. Государственное регулирование в области электроэнергетики Статья 3. Цели и задачи государственного регулирования в области электроэнергетики 1. Государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляется в целях: 1) максимального удовлетворения спроса потребителей энергии и защиты прав участников рынка электрической и тепловой энергии путем создания конкурентных условий на рынке, гарантирующих потребителям право выбора поставщиков электрической и тепловой энергии; 2) обеспечения надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики Казахстан; 3) единства управления электроэнергетическим комплексом Республики Казахстан как особо важной системой жизнеобеспечения хозяйственно-экономического и социального комплексов страны. 2. Задачами государственного регулирования в области электроэнергетики являются: 1) эффективное функционирование и развитие электроэнергетического комплекса на основе единства управления, развития конкуренции; 2) право выбора потребителями поставщика электрической и (или) тепловой энергии; 3) регулирование деятельности в сфере естественной монополии, а также создание условий для защиты отечественных энергопроизводителей; 4) создание и совершенствование регулируемого рынка электрической и тепловой энергии; 5) рациональное и экономное использование электрической и тепловой энергии; 6) использование и развитие возобновляемых и нетрадиционных источников энергии; 7) привлечение инвестиций в развитие и перевооружение электроэнергетического комплекса; 8) создание условий для выполнения комплекса мероприятий по охране окружающей среды, надежности и безопасности строительства при эксплуатации линий электропередачи, электро- и энергоустановок; 9) создание условий для организации энергоснабжения в отдаленных районах страны; 10) установление государственных стандартов работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и качества электрической энергии. 3. Государственное регулирование в области электроэнергетики включает: 1) лицензирование; 2) государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора); 3) демонополизацию и приватизацию объектов электроэнергетики; 4) государственный надзор за надежностью, безопасностью и экономичностью производства, передачи, технической диспетчеризации и потребления электрической энергии; 5) разработку и утверждение нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативных технических документов, содержащих технические и технологические требования регулирования деятельности и отношений в сфере производства, передачи, технической диспетчеризации и потребления электрической и тепловой энергии, а также нормы, обеспечивающие надежность, экономичность и безопасность строительства и эксплуатации линий электропередачи, электро- и энергоустановок. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 1999 года № 384 "О Программе развития электроэнергетики до 2030 года". Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области электроэнергетики; 2) разрабатывает государственные программы развития электроэнергетики; 3) утверждает Положение о государственном энергетическом надзоре Республики Казахстан; 4) принимает решение о включении электрической энергии в перечень приобретаемого имущества (активов), реализуемого на торгах (аукционах) в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 5. Компетенция уполномоченного органа 1) реализует государственную политику в области электроэнергетики; 2) разрабатывает программы развития электроэнергетики и осуществляет контроль за их выполнением; 3) в пределах своей компетенции участвует в проведении государственной политики по стандартизации, метрологии и сертификации; 4) осуществляет международное сотрудничество в области электроэнергетики; 5) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты Республики Казахстан в области производства, передачи и использования электрической и тепловой энергии; 6) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере технической эксплуатации и техники безопасности, эксплуатационных характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций; 7) разрабатывает и утверждает нормативные технические документы в сферах проектирования, строительства, технической эксплуатации и техники безопасности объектов электроэнергетики, эксплуатационных и технико-экономических характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций; 8) осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании; 9) утверждает порядок определения гарантирующего поставщика и зоны его ответственности; 10) определяет методику, порядок и сроки проведения энергетической экспертизы; 11) устанавливает порядок составления суточного графика производства-потребления электрической энергии; 12) определяет особенности функционирования и организации оптового рынка электрической энергии для регионов, не имеющих электрической связи по территории Республики Казахстан с единой электроэнергетической системой Республики Казахстан; 13) выполняет иные функции в соответствии с законами Республики Казахстан. Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Статья 6. Государственный энергетический надзор и контроль 1. Надзор и контроль в области электроэнергетики осуществляются государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю. 2. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет надзор за: 1) выполнением технических требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере электроэнергетики; 2) эксплуатацией и техническим состоянием энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также электрических и теплоиспользующих установок потребителей; 3) выполнением требований к лицензируемым видам деятельности в сфере электроэнергетики. 3. Государственный энергетический надзор и контроль осуществляются путем проверок. 4. Проверки объектов электроэнергетики могут быть плановыми и внеплановыми. 5. Основанием проверки является план работы, утвержденный уполномоченным органом. План работы должен содержать перечень объектов, в отношении которых предполагаются проведение проверок и период их проведения. 6. Плановая проверка является заранее запланированным мероприятием, проводимым с учетом установленных законами временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам (план работы). 7. Внеплановая проверка проводится в следующих случаях: 1) при росте числа аварийных технологических нарушений на объектах электроэнергетики по сравнению с предыдущим периодом; 2) по обращениям физических и юридических лиц, а также государственных органов, поступившим в орган по государственному энергетическому надзору и контролю. 8. Для устранения выявленных нарушений руководителю объекта электроэнергетики выдается предписание установленного образца с указанием сроков и лиц, ответственных за исполнение, или составляется акт, на основе которого руководством объекта разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных нарушений, который представляется в орган по государственному энергетическому надзору и контролю. 9. Энергетический надзор и контроль осуществляются за: 1) соблюдением требований технических условий по качеству электрической и тепловой энергии; 2) соблюдением правил пользования электрической и тепловой энергией в пределах своей компетенции; 3) рациональным и экономным использованием, оптимизацией режимов производства, передачей, потреблением электрической и тепловой энергии; 4) готовностью электрических станций, электрических и тепловых сетей к работе в осенне-зимних условиях. 10. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю: 1) участвует в работе комиссий электроэнергетических предприятий по оценке готовности объектов и оборудования к работе в зимних условиях; 2) ведет учет расследований крупных технологических нарушений в работе электростанций, тепловых и электрических сетей, приведших к разделению единой электроэнергетической системы Республики Казахстан на несколько частей, массовому ограничению потребителей по электрической и тепловой энергии, повреждению крупного энергетического оборудования. 11. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю вправе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан: 1) иметь доступ к электро- и энергоустановкам; 2) осуществлять периодическое обследование технического состояния энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также энергетического оборудования потребителей; 3) организовывать квалификационные проверки знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности руководителей организаций, осуществляющих производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии и их покупку в целях перепродажи, для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок; 4) организовывать проведение энергетических экспертиз на энергетических объектах по безопасному и рациональному производству, передаче, распределению и использованию электрической и тепловой энергии, контроль за выполнением энергосберегающей политики, обследование энергетической эффективности юридических лиц; 5) осуществлять подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области электроэнергетики; 6) привлекать экспертов при проведении обследования поднадзорного энергетического оборудования, комплексных проверок энергетических организаций и при расследовании технологических нарушений в работе энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей; 7) организовывать разработку программы, нормативно-методических актов, правовых и экономических механизмов энергосбережения; 8) вносить предложения собственникам организаций о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущении аварий, несчастных случаев и иных грубых нарушений технических требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, или направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении к административной или уголовной ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике. См. Постановление Правительства РК от 26 июля 1999 года № 1065 О Республиканском государственном предприятии "Госэнергоэкспертиза". Статья 7. Государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора) в электроэнергетике 1. Государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора) на продукцию и услуги субъектов естественной монополии осуществляется государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 2. Учет затрат по передаче электрической энергии в энергопередающих организациях ведется раздельно от затрат по другим видам деятельности в порядке, установленном государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии. Статья 8. Недопустимость вмешательства в производственно-технологическую деятельность Центральные исполнительные органы, а также местные представительные и исполнительные органы не вправе вмешиваться в производственно-технологическую деятельность организаций, связанную с производством и передачей электрической и тепловой энергии или с технологическим управлением этими процессами, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. Статья 9. Проектирование и строительство дублирующих (шунтирующих) линий электропередачи и подстанций Проектирование и строительство дублирующих (шунтирующих) линий электропередачи и подстанций осуществляются с предварительного уведомления и согласования с уполномоченным органом, с государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии, и системным оператором. Глава 3. Системный оператор и участники отношений производства, передачи и потребления на рынке электрической энергии Статья 10. Системный оператор 1. Системный оператор выполняет следующие функции: 1) оказывает системные услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети в соответствии с договором, обеспечивает ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности; 2) оказывает системные услуги по технической диспетчеризации, осуществляя централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан в соответствии с договором, включая составление фактических балансов и формирование суточного графика производства-потребления электрической энергии; 3) обеспечивает надежность работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан; Нормы, установленные подпунктом 4) действовали до 31 декабря 2005 года 4) оказывает системные услуги по регулированию электрической мощности; 5) оказывает системные услуги по физическому урегулированию дисбалансов электрической энергии; 6) осуществляет последующее финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 7) определяет объем, структуру, распределение резервов мощности между энергопроизводящими организациями и задействование резервов мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 8) осуществляет организацию функционирования балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени и рынка системных и вспомогательных услуг; 9) взаимодействует с энергосистемами сопредельных государств по управлению и обеспечению устойчивости режимов параллельной работы; 10) осуществляет техническое и методическое руководство по созданию единой информационной системы, автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии, сопряженных устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики всех субъектов оптового рынка электрической энергии; 11) обеспечивает равные условия для доступа субъектов оптового рынка электрической энергии к национальной электрической сети; 12) обеспечивает участников оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан информацией, не затрагивающей сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну; 13) согласовывает вывод в ремонт основного оборудования электростанций, подстанций, линий электропередачи, устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики, систем технологического управления и обеспечения их готовности к работе; 14) участвует в разработке режимов работы гидроэлектростанций с учетом их водно-хозяйственных балансов и режимов работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан; 15) осуществляет разработку долгосрочного прогнозирования балансов электрической энергии. 2. Системный оператор имеет право осуществлять куплю-продажу электрической энергии в следующих случаях: 1) на технологические и производственные нужды; Нормы, установленные и подпунктом 2) действовали до 31 декабря 2005 года 2) для обеспечения договорных величин перетоков электрической энергии с энергосистемами сопредельных государств. 3. Системный оператор осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление единой электроэнергетической системой Республики Казахстан. 4. Централизованное оперативно-диспетчерское управление единой электроэнергетической системой Республики Казахстан заключается в: 1) управлении режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, реализующем условия договоров купли-продажи, передачи электрической энергии, регулирования электрической мощности, балансирования производства-потребления электрической энергии; 2) управлении режимами межгосударственных перетоков электрической энергии; 3) обеспечении предотвращения, локализации и ликвидации технологических нарушений в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 4) оперативном управлении резервами мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 5) определении структуры, принципов, мест размещения, объемов и уставок систем релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, обеспечивающих надежную и устойчивую работу единой электроэнергетической системы Республики Казахстан; 6) формировании и утверждении суточных графиков производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 7) составлении фактических балансов производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии. 5. Централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан и выдача соответствующих распоряжений осуществляются на основании текущих значений качественной характеристики электрической энергии - мощности, частоты и напряжения. См.: Правила оказания услуг по обеспечению надежности и устойчивости электроснабжения. Статья 11. Распоряжения по режиму производства, передачи и потребления электрической энергии при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления 1. Распоряжения системного оператора по режимам производства, передачи и потребления электрической энергии при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления обязательны для исполнения всеми субъектами оптового рынка электрической энергии. 2. Системный оператор вправе отключать электроустановки субъектов оптового рынка электрической энергии, не выполняющих оперативные распоряжения по режиму производства, передачи и потребления электрической энергии, от электрических сетей, находящихся под централизованным оперативно-диспетчерским управлением. Статья 12. Права и обязанности участников производства и передачи электрической энергии 1. Участники производства и передачи электрической энергии имеют право: 1) пользоваться на основании заключенных договоров системными услугами; 2) получать техническую информацию от системного оператора, необходимую для осуществления деятельности по производству и передаче электрической энергии. 2. Участники производства и передачи электрической энергии обязаны: 1) предоставлять системному оператору информацию, необходимую для осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления единой электроэнергетической системой Республики Казахстан, и фактическую информацию по технико-экономическим показателям работы электростанций (выработку, отпуск с шин, собственные нужды, удельные расходы на отпуск с шин электроэнергии); 2) предоставлять системному оператору доступ к приборам коммерческого учета; 3) обеспечить качество электрической энергии в соответствии с требованиями, установленными государственными стандартами и иными нормативными актами Республики Казахстан по стандартизации; 4) осуществлять совместно с системным оператором регулирование и поддержание стандартной частоты в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан на основе заключенных договоров; 5) содержать в рабочем состоянии основное и вспомогательное оборудование, средства противоаварийной и режимной автоматики, релейной защиты, диспетчерского технологического управления в соответствии с требованиями нормативных технических документов; 6) устанавливать новые и производить усовершенствование эксплуатируемых устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики на своих объектах в объемах, определяемых уполномоченным органом. Статья 13. Требования к участникам производства и передачи электрической энергии 1. Региональные электросетевые компании обеспечивают соблюдение суточных графиков производства-потребления электрической энергии всеми субъектами розничного рынка электрической энергии, присоединенными к их сети, и соблюдение согласованных с системным оператором сальдо-перетоков электрической энергии между сетями региональных электросетевых компаний и национальной электрической сетью. Пункт 2 введен в действие с 1 октября 2004 г. 2. В случае прекращения энергоснабжения не по вине потребителя энергоснабжающая организация - гарантирующий поставщик электрической энергии обеспечивает на договорной основе энергоснабжение потребителей. 3. Энергоснабжающие организации осуществляют покупку электрической энергии в целях энергоснабжения своих потребителей у энергопроизводящих организаций. 4. Энергопроизводящие организации обеспечивают поддержание резервов мощности, объем, структуру и размещение в порядке, установленном правилами организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг. 5. Участники отношений производства, передачи и потребления электрической энергии несут взаимные обязательства за финансовое урегулирование на балансирующем рынке электроэнергии между договорными и фактическими величинами производства-потребления электрической энергии на основании расчетов объемов балансирующей электроэнергии, представляемых системным оператором по результатам физического урегулирования дисбалансов электроэнергии. Пункт 6 введен в действие с 1 января 2006 г. 6. Субъекты оптового рынка электрической энергии независимо от формы собственности обязаны участвовать в балансирующем механизме (рынке) в режиме реального времени. 7. Энергопроизводящие организации-гидроэлектростанции обязаны продавать вырабатываемую в период природоохранных попусков воды электрическую энергию на централизованных торгах. Глава 4. Организация энергоснабжения на основе функционирования рынка электрической энергии Статья 14. Рынок электрической и тепловой энергии 1. Энергоснабжение в Республике Казахстан осуществляется в условиях функционирования рынков электрической и тепловой энергии. 2. Электрическая и тепловая энергия являются товаром на рынке. 3. Рынок электрической энергии состоит из двух уровней: оптового и розничного рынков электрической энергии, рынок тепловой энергии состоит из одного уровня - розничного рынка. См. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2004 года № 190 О мерах по дальнейшему развитию рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан. Пункт 4 введен в действие с 1 октября 2004 г. 4. Энергопроизводящие организации и энергоснабжающие организации - гарантирующие поставщики электрической энергии должны участвовать в централизованной торговле электрической энергией в порядке, установленном уполномоченным органом. 5. Системный оператор, региональные электросетевые компании и иные организации, владеющие электрическими сетями, обеспечивают свободный доступ к рынку электрической энергии всех участников рынка в порядке, установленном уполномоченным органом. 6. Энергопередающая организация не вправе отказывать в подключении энергопроизводящим и энергоснабжающим организациям и потребителям к электрическим и тепловым сетям, а также в передаче электрической или тепловой энергии при условии выполнения ими требований, установленных нормативными правовыми актами Республики Казахстан. 7. Отношения, возникающие при производстве, передаче и потреблении на рынке электрической или тепловой энергии, регулируются в электроэнергетике соответствующими договорами. Статья 15. Оптовый рынок электрической энергии 1. Оптовый рынок электрической энергии состоит из: 1) рынка децентрализованной купли-продажи электрической энергии, функционирующего на основе заключаемых участниками рынка договоров купли-продажи электрической энергии по ценам и условиям поставки, устанавливаемым соглашением сторон;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |