|
|
|
Руководство по международным договорам
Настоящее Руководство предлагается только для целей информации и не является официальной юридической или какой-либо иной специальной консультацией. Читатели, возможно, пожелают получить такую консультацию, прежде чем предпринимать какое-либо действие в связи с вопросами, охарактеризованными в настоящем Руководстве, или каким-либо иным образом полагаться на информацию, в нем содержащуюся. Организация Объединенных Наций не несет ответственности за действия, которые могут быть предприняты на основе информации, представленной в настоящем Руководстве.
Содержание
2. Сдача многосторонних договоров на хранение 2.1 Роль Генерального секретаря как депозитария. 2.2 Функции Генерального секретаря как депозитария 2.3 Назначение депозитария
3. Участие в многосторонних договорах 3.1 Подписание договора 3.1.1 Вводные замечания 3.1.2 Открытие договора для подписания 3.1.3 Простое подписание договора 3.1.4 Окончательное подписание 3.2 Полномочия 3.2.1 Подписание договора без представления документа о полномочиях 3.2.2 Требование о наличии документа о полномочиях 3.2.3 Форма документа о полномочиях 3.2.4 Договоренность с депозитарием относительно проставления подписи 3.3 Согласие на обязательность договора 3.3.1 Вводные замечания 3.3.2 Ратификация 3.3.3 Принятие или утверждение 3.3.4 Присоединение 3.3.5 Соображения практического характера 3.4 Временное применение договора 3.5 Оговорки 3.5.1 Что является оговоркой 3.5.2 Венская конвенция 1969 года 3.5.3 Время формулирования оговорок 3.5.4 Форма оговорок 3.5.5 Направление депозитарием уведомлений об оговорках 3.5.6 Возражения против оговорок 3.5.7 Снятие оговорок 3.5.8 Внесение поправок в оговорки 3.6 Заявления 3.6.1 Заявления о толковании 3.6.2 Факультативные и обязательные заявления 3.6.3 Время формулирования заявлений 3.6.4 Форма заявлений 3.6.5 Направление депозитарием уведомлений о заявлениях 3.6.6 Возражения против заявлений
4. Ключевые события в многосторонних договорах 4.1 Обзор 4.2 Вступление договора в силу 4.2.1 Окончательное вступление в силу 4.2.2 Вступление в силу для соответствующего государства. 4.2.3 Временное вступление в силу 4.3 Урегулирование споров и механизмы, обеспечивающие соблюдение договоров 4.4 Поправки к договорам 4.4.1 Внесение поправок в договоры, вступившие в силу 4.4.2 Внесение поправок в договоры, не вступившие в силу 4.4.3 Определение даты вступления поправки в силу 4.5 Выход из договора и его денонсация 4.6 Прекращение действия договора
5. Регистрация или хранение договоров в делах и занесение их в перечень 5.1 Статья 102 Устава Организации Объединенных Наций 5.2 Правила введения в действие статьи 102 5.3 Понимание договора и международного соглашения согласно статье 102 5.3.1 Роль Секретариата 5.3.2 Форма 5.3.3 Участники 5.3.4 Намерение создать юридические обязательства по международному праву 5.4 Виды регистрации, хранения в делах и занесения договоров в перечень 5.4.1 Регистрация в Секретариате 5.4.2 Хранение в делах и занесение в перечень Секретариатом 5.4.3 Регистрация ex officio Организацией Объединенных Наций 5.5 Виды регистрируемых или хранимых в делах и заносимых в перечень соглашений 5.5.1 Многосторонние договоры 5.5.2 Двусторонние договоры 5.5.3 Односторонние заявления 5.5.4 Последующие мероприятия, изменения и соглашения 5.6 Требования, касающиеся регистрации 5.7 Последствия регистрации или хранения в делах и занесения договоров в перечень 5.7.1 База данных и ведение регистров 5.7.2 День вступления регистрации в силу 5.7.3 Свидетельство о регистрации 5.7.4 Опубликование
6. Контакты с договорной секцией 6.1 Общая информация 6.1.1 Установление контактов с Договорной секцией 6.1.2 Функции Договорной секции 6.1.3 Представление документов 6.1.4 Письменные переводы 6.2 Подписание многостороннего договора 6.3 Ратификация, принятие, утверждение многостороннего договора или присоединение к нему 6.4 Представление оговорки к многостороннему договору или заявления в отношении него 6.5 Сдача многостороннего договора на хранение Генеральному секретарю 6.6 Регистрация или хранение в делах и занесение договора в перечень в Секретариате
Приложение 1. Вербальная нота Юрисконсульта (о полномочиях), 1998 год Приложение 2. Вербальная нота Юрисконсульта (о внесении изменений в оговорки), 2000 год Приложение 3. Типовой документ о полномочиях Приложение 4. Типовой документ о ратификации, принятии или утверждении Приложение 5. Типовой документ о присоединении Приложение 6. Типовые документы об оговорке/заявлении Приложение 7. Типовое удостоверение, представляемое для целей регистрации договора или хранения в делах и занесения в перечень Приложение 8. Перечень сведений, предоставляемых при регистрации
В своей Декларации тысячелетия Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций подчеркнула необходимость укрепления международного правопорядка и уважения всех международно-признанных прав человека и основных свобод, чем четко обозначила одно из основных направлений деятельности Организации Объединенных Наций в новом тысячелетии. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций подтверждает свою решимость способствовать укреплению международного правопорядка. Договоры являются основным источником международного права, а Генеральный секретарь - главным депозитарием многосторонних договоров в мире. На сегодняшний день ему сдано на хранение более 500 многосторонних договоров. Стремясь повысить уважение к международному правопорядку, Генеральный секретарь рекомендует государствам-членам, которые еще не сделали этого, стать участниками этих договоров. Организация Объединенных Наций предпринимает различные инициативы по оказанию государствам помощи в присоединении к многосторонним договорам и содействии тем самым укреплению международного правопорядка. Настоящее Руководство, подготовленное Договорной секцией Управления по правовым вопросам Организации Объединенных Наций в качестве практического пособия по деятельности Генерального секретаря как депозитария и Секретариата Организации Объединенных Наций как органа регистрации международных договоров, должно стать вкладом в усилия, прилагаемые Организацией Объединенных Наций для оказания государствам помощи в их стремлении стать участниками системы международных договоров. Руководство написано простым языком, сопровождается диаграммами и поэтапными инструкциями и касается многих аспектов права и практики международных договоров. Руководство предназначается для использования государствами, международными организациями и прочими субъектами права. Его цель, в частности, - оказать государствам, имеющим скудные ресурсы и ограниченный технический опыт работы, помощь в обеспечении их полномасштабного участия в системе многосторонних договоров, в том что касается права и практики международных договоров. В прошлом Договорная секция Управления по правовым вопросам принимала представителей министерств иностранных дел, предоставляя им возможность непосредственно ознакомиться с практикой работы Генерального секретаря как депозитария международных договоров и с деятельностью Секретариата - как органа, регистрирующего договоры. Договорная секция надеется в будущем предоставлять такую возможность и другим представителям государств-членов. Руководство должно облегчить организацию такого рода деловых посещений, и, кроме того, оно само представляет собой базовый материал для экспериментальной учебной программы, именуемой Процесс сдачи договорных актов на хранение Генеральному секретарю и регистрация договоров, которую Договорная секция Управления по правовым вопросам и Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР) собираются предложить вниманию постоянных представительств. Разумеется, помимо печатных экземпляров настоящего Руководства и непосредственного обучения, на web-сайте Организации Объединенных Наций представлено множество других разнообразных материалов, которые имеют отношение к депозитарной и регистрационной практике Организации Объединенных Наций. На этом web-сайте, расположенном по адресу http://www.untreaty.un.org, имеются, помимо всего прочего, электронный экземпляр настоящего Руководства, страница технической помощи, через которую пользователи могут выйти на соответствующие учреждения Организации Объединенных Наций, а также материал «United Nations Treaty Collection» («Собрание договоров Организации Объединенных Наций»), содержащий многосторонние договоры, сданные на хранение Генеральному секретарю, и издание «United Nations Treaty Series», представляющее собой сборник договоров Организации Объединенных Наций. Государства приглашаются использовать в полном объеме все богатство информации, представленной на этих страницах, а также направлять электронной почтой любые замечания или вопросы в Договорную секцию Управления по правовым вопросам (по адресу: www.treaty@un.org).
Ганс Корелл Заместитель Генерального секретаря по правовым вопросам Юрисконсульт
В настоящем Руководстве используются следующие сокращения:
В своем Докладе тысячелетия (А/54/2000) Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций отметил, что «подписание и ратификация странами международных договоров и конвенций содействовали бы укреплению господства права». Кроме того, по его словам, многие страны не имеют возможности участвовать в полном объеме в системе международных договоров, потому что «...не располагают необходимыми специалистами и ресурсами, особенно в тех случаях, когда для вступления в силу международных документов необходимы национальные законы». В этом же докладе Генеральный секретарь призвал «...все соответствующие органы системы Организации Объединенных Наций оказывать необходимую техническую помощь, с тем чтобы каждое желающее сделать это государство могло принять полное участие в механизмах формирующегося глобального правового порядка». Саммит тысячелетия проходил 6-8 сентября 2000 года в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Наряду с тем что Генеральный секретарь выразил в Докладе тысячелетия свою приверженность идее господства права, он предложил всем главам государств и правительств, присутствовавшим на Саммите тысячелетия, подписать и ратифицировать договоры, которые были сданы ему на хранение. Реакция на это предложение Генерального секретаря была положительной. В ходе Саммита тысячелетия была проведена Акция по подписанию/ратификации договоров, и в общей сложности 84 страны, 59 из которых были представлены на уровне глав государств или правительств, выполнили в отношении договоров 274 акта (акты подписания, ратификации, присоединения и т. п.), которые касались более 40 договоров, сданных на хранение Генеральному секретарю. Генеральный секретарь является депозитарием более 500 многосторонних договоров. Функции депозитария, касающиеся многосторонних договоров, сданных на хранение Генеральному секретарю, выполняются Договорной секцией Управления по правовым вопросам Организации Объединенных Наций. На эту же Секцию возложена ответственность за регистрацию и опубликование договоров, поступающих в Секретариат согласно статье 102 Устава Организации Объединенных Наций. В статье 102 предусматривается, что всякий договор и всякое международное соглашение, заключенные любым членом Организации Объединенных Наций после вступления в силу Устава, должны быть зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы. В соответствии с заявленной Генеральным секретарем решимостью способствовать укреплению международного правопорядка было подготовлено настоящее Руководство, которое должно служить пособием по практике работы Генерального секретаря в качестве депозитария многосторонних договоров, а также по праву договоров и договорной практике в том, что касается функций регистрации. Настоящее Руководство предназначено главным образом для использования государствами-членами, секретариатами международных организаций и другими юридическими лицами, причастными к оказанию правительствам помощи по техническим аспектам участия в многосторонних договорах, сдаваемых на хранение Генеральному секретарю, и регистрации договоров в Секретариате согласно статье 102. Руководство призвано способствовать расширению участия государств в системе многосторонних договоров. Руководство начинается с описания характерных свойств депозитарной функции, после чего дается обзор шагов, связанных с оформлением участия того или иного государства в соответствующем международном договоре. В следующем разделе кратко освещаются ключевые моменты, касающиеся действия международного договора, начиная с момента сдачи его на хранение Генеральному секретарю и заканчивая моментом прекращения действия договора. В разделе 5 приводится краткая характеристика функций Секретариата по регистрации, хранению договоров и занесению их в перечень, а также излагается возможный порядок действий того или иного участника какого-либо договора, представляющего документ для регистрации или хранения и занесения в перечень. В заключительном разделе основной части, в разделе 6, содержатся практические советы относительно того, как связываться с Договорной секцией по вопросам, касающимся договоров, а также относительно порядка и последовательности шагов, которые должны предприниматься при совершении разного рода общепринятых актов в отношении договоров. В заключительной части настоящего Руководства содержатся несколько приложений, в которых для справки приводятся образцы различных документов, необходимых при заключении договоров или совершении тех или иных актов в связи с договорным процессом. Прилагается также глоссарий, содержащий характерные для права и практики договоров термины и выражения, многие из которых использованы в настоящем Руководстве. Право и практика международных договоров обладают довольно специфическими свойствами. Несмотря на это, в настоящей публикации предпринята попытка уйти от углубленного правового анализа более сложных областей депозитарной и регистрационной практики. Многие сложные моменты, касающиеся депозитарной практики, рассматриваются в Summary of Practice of the Secretary-General as Depositary of Multilateral Treaties («Резюме практики Генерального секретаря как депозитария многосторонних договоров») (ST/LEG/7/Rev.1). Полезным пособием по двум вышеуказанным видам практики может послужить также Repertory of Practice of United Nations Organs («Справочник о деятельности органов Организации Объединенных Наций») (volume V, New York, 1955) и дополнения 1-6 к нему. Публикация настоящего Руководства не имеет целью заменить информацию, содержащуюся в Резюме практики или Справочнике о деятельности. Читателям предлагается направлять вопросы или замечания по поводу настоящего Руководства в Договорную секцию Управления по правовым вопросам Организации Объединенных Наций. Возможно, что в определенных отношениях настоящая публикация потребует доработки и дополнительных разъяснений, в связи с чем мнения читателей могут оказать неоценимую помощь при подготовке обновленных вариантов данного Руководства.
2. СДАЧА МНОГОСТОРОННИХ ДОГОВОРОВ НА ХРАНЕНИЕ
(См. Резюме практики, пункты 9-37.)
2.1 Роль Генерального секретаря как депозитария В настоящее время Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций является депозитарием более 500 многосторонних договоров. Полномочия Генерального секретаря основываются на: a) статье 98 Устава Организации Объединенных Наций; b) положениях самих договоров; c) резолюции 24 (I) Генеральной Ассамблеи от 12 февраля 1946 года; и d) резолюции Лиги Наций от 18 апреля 1946 года.
2.2 Функции Генерального секретаря как депозитария На депозитария того или иного договора возлагается ответственность за надлежащее совершение всех актов в отношении этого договора, которые касаются самого договора. Функции депозитария являются международными по своему характеру, и при исполнении своих функций депозитарий обязан действовать беспристрастно. При исполнении своей функции депозитария Генеральный секретарь руководствуется: a) положениями соответствующего договора; b) резолюциями Генеральной Ассамблеи и других органов Организации Объединенных Наций; c) международным обычным правом; и d) статьей 77 Венской конвенции 1969 года. В реальной действительности функции депозитария от имени Генерального секретаря исполняет Договорная секция Управления по правовым вопросам Организации Объединенных Наций.
2.3 Назначение депозитария (См. раздел 6.5, в котором разъясняется, каким образом согласовываются с Договорной секцией условия сдачи на хранение Генеральному секретарю соответствующего многостороннего договора.) Договаривающиеся стороны того или иного многостороннего договора могут назначить депозитария для этого договора либо в тексте самого договора, либо иным способом, например, в отдельном решении, принятом договаривающимися сторонами. В тех случаях, когда договор заключается в рамках Организации Объединенных Наций или на конференции, созванной Организацией Объединенных Наций, в него обычно включается положение о назначении депозитарием этого договора Генерального секретаря. Если многосторонний договор не заключается в рамках какой-либо международной организации или на конференции, созванной такой организацией, он, как правило, сдается на хранение государству, которое являлось принимающей стороной в отношении конференции по его заключению. Когда договор заключается не в рамках Организации Объединенных Наций или не на конференции, созванной в рамках Организации Объединенных Наций, его сторонам необходимо получить согласие Генерального секретаря стать депозитарием этого договора, прежде чем он будет назначен таковым. Учитывая как политические, так и правовые аспекты характера своей роли, Генеральный секретарь тщательно рассматривает такую просьбу. Как правило, Генеральный секретарь придерживается политики, в соответствии с которой он принимает на себя функции депозитария лишь в отношении: a) многосторонних договоров общемирового значения, которые принимаются Генеральной Ассамблеей или заключаются на полномочных конференциях, созываемых соответствующими органами Организации Объединенных Наций, и которые открыты для широкого в них участия; и b) региональных договоров, которые принимаются в рамках региональных комиссий Организации Объединенных Наций и открыты для участия всех членов соответствующих комиссий. С учетом того обстоятельства, что заключительные статьи договоров имеют для депозитария решающее значение в плане соответствующих указаний и эффективного выполнения им своей депозитарной функции, важно при их составлении получить совет самого депозитария. Нечеткость формулировок заключительных статей может вызвать трудности при толковании и осуществлении договоров как у государств - участников этих договоров, так и у депозитария.
3. УЧАСТИЕ В МНОГОСТОРОННИХ ДОГОВОРАХ1
3.1 Подписание договора 3.1.1 Вводные замечания (См. раздел 6.2, в котором разъясняется, каким образом согласовываются с Договорной секцией условия о подписании многостороннего договора.) Одним из самых обычных способов, применяемых в процессе оформления участия в том или ином договоре, является его подписание. Многосторонние договоры содержат положения о подписании, в которых указываются место подписания договора, дата открытия договора для подписания, срок его подписания и т. д. Кроме того, в подобных договорах перечисляются и способы, с помощью которых подписывающее государство может стать его участником, например такие, как ратификация, принятие, утверждение или присоединение.
3.1.2 Открытие договора для подписания (См. Резюме практики, пункты 116-119.) В многосторонних договорах часто указывается, что они будут открыты для подписания лишь до определенной даты, после которой подписание их уже не будет возможным. После закрытия договора для подписания государство может стать его участником путем присоединения. Отдельные многосторонние договоры остаются открытыми для подписания в течение неопределенного времени. В эту категорию входит большинство многосторонних договоров по вопросам прав человека, например Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года. Обычно в многосторонних договорах, депозитарием которых является Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, содержатся положения об их подписании всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций, либо специализированных учреждений, либо Международного агентства по атомной энергии, либо участниками Статута Международного Суда. Однако некоторые международные договоры содержат специальные ограничения в отношении участия в них, объясняемые их конкретными обстоятельствами. Так, например: • статья 2 Соглашения о принятии общемировых технических правил в отношении колесных транспортных средств, оборудования и запасных частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, 1998 года, предусматривает участие в нем лишь стран, являющихся членами Европейской экономической комиссии (ЕЭК/ООН), региональных экономических интеграционных организаций, созданных странами - членами ЕЭК, и стран, принятых в ЕЭК в качестве члена-консультанта. _______________ 1 В редакционных целях используемый в настоящем Руководстве термин «государство» может включать и другие субъекты, обладающие международно-правовой компетенцией становиться участниками международных договоров.
3.1.3 Простое подписание договора Как правило, в многосторонних договорах предусматривается возможность их подписания при условии ратификации, принятия или утверждения, называемого также простым подписанием. В таких случаях подписывающее государство не принимает на себя позитивных юридических обязательств по подписываемому договору. Тем не менее акт подписания означает, что государство намеревается предпринять шаги по выражению своего согласия на обязательность этого договора на более позднем этапе. Акт подписания порождает также обязательство государства добросовестно воздерживаться в период между подписанием и ратификацией, принятием или утверждением договора от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели (статья 18 Венской конвенции 1969 года). См., например, статью 125 (2)Римского статута Международного уголовного суда 1998 года: «Настоящий Статут подлежит ратификации, принятию или утверждению государствами, подписавшими Статут...».
3.1.4 Окончательное подписание В некоторых договорах предусматривается, что государства могут выразить свое согласие на то, чтобы быть юридически связанными ими, только в результате подписания этих договоров. Такой способ чаще всего применяется в двусторонних договорах и редко - в многосторонних. В последнем случае в положении договора, касающемся вступления в силу, прямо предусматривается, что договор вступает в силу после подписания его соответствующим числом государств. Среди договоров, сдаваемых на хранение Генеральному секретарю, такой способ чаще всего используется в некоторых договорах, заключаемых под эгидой Европейской экономической комиссии, примером чему может служить статья 4 (3) Соглашения о принятии единообразных условий для периодических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров 1997 года, гласящая: «Страны, на которые распространяется действие пунктов 1 и 2 настоящей статьи, могут стать Договаривающимися Сторонами Соглашения: a) путем его подписания без условия ратификации; b) путем его ратификации после подписания под условием ратификации; c) путем присоединения к нему».
3.2 Полномочия (См. Резюме практики, пункты 101-115.)
3.2.1 Подписание договора без представления документа о полномочиях (См. раздел 6.2, в котором подробно излагается, каким образом согласовываются с Договорной секцией условия подписания договора.) Глава государства, глава правительства или министр иностранных дел имеют право подписать договор либо совершить любой другой акт в отношении договора от имени государства без предъявления документа о полномочиях.
3.2.2 Требование наличия документа о полномочиях Любое другое лицо помимо главы государства, главы правительства или министра иностранных дел может подписать договор лишь тогда, когда оно имеет на руках действительный документ о полномочиях. Этим документом данное лицо уполномочивается на совершение соответствующих действий в отношении договора. Таково правовое требование, нашедшее свое отражение в статье 7 Венской конвенции 1969 года. Оно направлено на защиту интересов всех государств - участников договора, а также на охрану юридической неприкосновенности депозитария. Полномочия, по общему правилу, выдаются на подписание соответствующего конкретного договора. Отдельные страны резервируют при Генеральном секретаре общие полномочия. В этих общих полномочиях не указываются конкретные договоры, которые могут быть подписаны: в них чаще всего содержится разрешение соответствующему представителю подписывать все договоры, относящиеся к определенной категории вопросов.
3.2.3 Форма документа о полномочиях (См. Типовой документ о полномочиях, приведенный в приложении 3.) Действуя в качестве депозитария международных договоров, Генеральный секретарь обязан требовать, чтобы соответствующее лицо (кроме главы государства, главы правительства или министра иностранных дел) предъявило надлежащие полномочия, разрешающие ему подписание того или иного договора. Документы, в которых не проставлена разборчивая подпись одного из вышеуказанных высших должностных лиц государства (например, присланные по телексу), принятию не подлежат. Подписание договора без наличия соответствующих полномочий не допускается. Какой-либо особой формы документа о полномочиях не существует, однако в таком документе должна присутствовать следующая информация: 1. Документ о полномочиях должен быть подписан одним из трех вышеупомянутых должностных лиц государства, и лицо, указанное в таком документе, должно быть однозначно уполномочено на подписание соответствующего договора. Полномочия могут также выдаваться лицом, временно исполняющим обязанности одного из трех вышеупомянутых должностных лиц соответствующего государства. Это обстоятельство должно быть четко обозначено в документе. 2. Полномочия обычно выдаются на подписание одного конкретного договора с обязательным указанием названия данного договора. Если же название договора еще не согласовано, в полномочиях должны быть указаны предмет договора или название конференции или международной организации, в рамках которых проводятся переговоры. 3. В полномочиях должны быть указаны полные имя и наименование должности представителя, которому предоставляется право на подписание. Полномочия носят сугубо личный характер и не могут быть переданы «постоянному представителю...». С учетом личного характера полномочий представляется разумным назначать не менее двух представителей на случай, если один из них по непредвиденным обстоятельствам не сможет совершить означенный акт. 4. Должны быть указаны дата и место подписания договора. 5. Официальная печать. Данный элемент носит факультативный характер и не может заменить подпись одного из трех упомянутых высших должностных лиц государства. (См. Вербальную ноту Юрисконсульта Организации Объединенных Наций от 30 сентября 1998 года, которая содержится в документе LA 41 TR/221/1 и выдержка из которой приводится в приложении 1.) Ниже приводится примерное содержание документа о полномочиях: Имею честь сообщить Вам, что я (имя), Президент Республики (название государства), выдал государственному секретарю по вопросам внутренних дел и религии уважаемой г-же (имя) полномочия на подписание от имени (название государства) Конвенции против транснациональной организованной преступности и двух нижепоименованных протоколов, которые должны быть открыты для подписания в Палермо, Италия, с 12 по 15 декабря 2000 года, а именно: i. Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, и ii. Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Настоящая нота представляет собой полномочия, дающие уважаемой (имя) право на подписание вышеуказанных Конвенции и протоколов.
Достопочтенный (имя), Президент Республики (название государства) [Подпись]
Такого рода полномочия отличаются в правовом отношении от мандатов, выдаваемых представителям государств на участие в конференциях и на подписание принимаемых по их итогам заключительных актов.
3.2.4 Договоренность с депозитарием относительно проставления подписи (См. раздел 6.2, в котором подробно излагается, каким образом согласовываются с Договорной секцией условия подписания многостороннего договора и проверки документа о полномочиях.) Будучи хранителем подлинных экземпляров договоров, депозитарий проверяет все полномочия до подписания договоров. В тех случаях, когда в качестве депозитария того или иного договора выступает или должен выступить Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, государство, желающее подписать соответствующий договор, должно заблаговременно до его подписания согласовать с Договорной секцией обстоятельства проставления подписи и представить Договорной секции для проверки экземпляр документа о полномочиях (для этой цели приемлемы варианты факсимильной подписи). В момент проставления подписи государство должно представить подлинник документа о полномочиях. Полномочия могут быть предъявлены Договорной секции собственноручно или по почте.
3.3 Согласие на обязательность договора (См. Резюме практики, пункты 120-143.)
3.3.1 Вводные замечания (См. раздел 6.3, в котором подробно излагается, каким образом согласовываются с Договорной секцией условия ратификации, принятия и утверждения договора или присоединения к нему.) Чтобы стать стороной многостороннего договора, государство должно соответствующим актом продемонстрировать свою готовность принять на себя юридические права и обязанности, предусмотренные в этом договоре. Другими словами, оно должно выразить свое согласие быть связанным этим договором. В соответствии с заключительными положениями того или иного конкретного договора государство может различными путями выразить свое согласие на обязательность для себя этого договора. Самыми распространенными способами выражения такого согласия являются, о чем говорится ниже, следующие: a) окончательное подписание договора (см. раздел 3.1.4); b) его ратификация; c) принятие или утверждение; и d) присоединение к договору. Акт, которым государство выражает свое согласие на обязательность договора, отличается от факта вступления договора в силу (см. раздел 4.2). Согласие на обязательность договора - это акт, которым государство демонстрирует свою готовность принять на себя юридические права и обязанности по договору путем окончательного его подписания или сдачи на хранение документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении. Вступление договора в силу в отношении государства - момент, когда такой договор становится юридически обязательным для государства, являющегося его участником. Во всех договорах содержатся положения, касающиеся обоих этих аспектов.
3.3.2 Ратификация В большинстве многосторонних договоров прямо предусматривается, что государства должны выразить согласие на обязательность договора путем его подписания под условием ратификации, принятия или утверждения. Положение о возможности подписания договора под условием ратификации дает государству возможность добиться утверждения договора на внутригосударственном уровне и принять законодательные акты, необходимые для его внутренней имплементации до того, как оно примет на себя обязательства по этому договору на международном уровне. После того как государство ратифицирует договор на международном уровне, оно должно ввести его в действие на своей территории. Государство обязано это сделать. В целом же не существует временных сроков, в течение которых от государства требуется произвести ратификацию подписанного им договора. После ратификации договор приобретает для соответствующего государства обязательную юридическую силу. Ратификацию на международном уровне, свидетельствующую для международного сообщества о готовности государства принять на себя обязательства по соответствующему договору, не следует смешивать с ратификацией на национальном уровне, осуществление которой государством до того, как оно выразит свое согласие на обязательность договора на международном уровне, может потребоваться в соответствии с положениями его собственной конституции. Ратификации на национальном уровне для установления намерения государства принять на себя обязательства на международном уровне недостаточно. Соответствующие действия требуется предпринять и на международном уровне. В некоторых многосторонних договорах предусматриваются конкретные ограничения или условия в отношении ратификации. Например, когда государство сдает Генеральному секретарю документ о ратификации, принятии либо утверждении Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 года, или документ о присоединении к ней, оно одновременно должно уведомить Генерального секретаря о своем согласии на обязательность любых двух или более протоколов, относящихся к этой Конвенции. В число таких протоколов входят: протоколы I, II и III от 10 октября 1980 года; Протокол IV от 13 декабря 1995 года; и Протокол II (с поправками) от 3 мая 1996 года. Любое государство, выразившее свое согласие на обязательность Протокола II после вступления в силу 3 декабря 1998 года Протокола II (с поправками), считается давшим согласие на обязательность Протокола II (с поправками), если оно не выразило противоположного намерения. В соответствии со статьей 40 Венской конвенции 1969 года такое государство считается также выразившим согласие на обязательность Протокола II (без поправок) в отношении любого государства, не связанного Протоколом II (с поправками).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |