|
|
|
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН УДК 340.6(063) ББК 67.5 М34
Редакционная коллегия сборника: Әбдірайым Б.Ж., доктор юридических наук, профессор; Борчашвили И.Ш., доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель Республики Казахстан; Смирнова С.А., доктор юридических наук, профессор; Швед А.И., кандидат юридических наук, доцент; Бекбулатова Т.М.; Усов А.И., доктор юридических наук, профессор; Сатывалдеев Р.К.; Курманбаев Б.М., кандидат юридических наук, доцент; Ертаева Г.Ж.; Парамонова Л.Ф., кандидат юридических наук (отв. ред.);
М34 Материалы международной научно-практической конференции «Восток-Запад: партнерство судебной экспертизе. Актуальные вопросы теории и практики судебной экспертизы» (г. Алматы, 6 ноября 2014 г.). - Астана, 2014. 332 с.
ISBN 978-601-06-3174-8
В сборнике публикуются материалы Международной научно-практической конференции «Восток-Запад: партнерство в судебной экспертизе. Актуальные вопросы теории и практики судебной экспертизы», состоявшейся 6 ноября 2014 года в г. Алматы. Конференция организована Центром судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан и Правовым советом при партии «Нұр Отан». Тезисы выступлений и статей печатаются в авторской редакции в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Материалы конференции предназначены для судебных экспертов, судей, прокуроров, следователей и дознавателей, научных работников, практикующих юристов, а также широкого круга читателей, проявляющих интерес к судебной экспертизе.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИНИСТРА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИМАШЕВА Б.М. БОРЧАШВИЛИ И.Ш. «Перспективы развития судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан АЛАЕВА Г.Т. Вопросы консолидации судебно-экспертной и оценочной деятельности АУБАКИРОВА А.А. Вопросы взаимодействия следователя и эксперта при исследовании микрообъектов АУБАКИРОВА Ж.Б., ЖАКИШЕВА Д.К. Проблемы и перспективы развития судебной экологической экспертизы БАЙГУЛОВА Г.С. Судебно-экологическая экспертиза городской среды БАКИБАЕВ А.А., МЕКЕБАЕВ Д.Р., ДУКЕНБАЕВ У.Ж. Профилактическая деятельность судебного эксперта БАСЕНЦЯН А.Р. Создание локальной информационной базы данных для судебно-баллистических экспертиз БОНДАРЕНКО Е.Н. Роль композиционного анализа документов в лингвистической экспертизе БОСОВ А.Е. Об использовании материалов суда присяжных при подготовке лингвистов-экспертов. БУЛАВИНА Е.Н. Актуальные вопросы развития судебно-экологического исследования в Республике Казахстан БУРВИКОВ Н.В. Развитие классификационных построений в судебной экспертизе ГОЛОВЧЕНКО Л.Н. Проблемные вопросы подготовки и повышения квалификации судебных экспертов в Украине ГОРЕЦКАЯ А.Н. Актуальные направления развития судебно-психологической экспертизы в Украине ДОДА И.Г., ШАТЕРНИК И.Л. Экспертное сопровождение расследования дел о незаконной охоте ДОСАНОВА М.М. Сот-сараптама қызметіне лицензия беру тәртібін жетілдіру мәселелері ДОСМАХАНОВА Г.Д. Теория и практика производства судебных экономических экспертиз в Казахстане ДЯБЛОВА Ю.Л. Моделирование личности преступника с помощью средств судебной экспертизы Б.С. ЕРЖАНОВ Генді түрлендірілген нысандар - уақыт талабының өзекті мәселесі ЖЕМЧУЖНИКОВ А.М. Судебный эксперт и специальные научные знания в уголовном процессе ЗАМКОВА В.В. «Структурные аналоги» контролируемых катинонов ЗАЯЦ К.А. Получение образцов для сравнительного исследования ИДРЫШЕВА С.К. Некоторые вопросы правовых и организационных аспектов судебно-экспертной деятельности КАЗТАЕВА А.К. Экоаналитический контроль как основа химического мониторинга КАНТАРБАЕВА З.Е. Особенности исследования тайнописи КАРИМОВА Н.А. Нравственные, этические и правовые основы судебно-экспертной деятельности КОЖАНОВА Б.К. Изучение физических свойств минералов - один из этапов минералогического анализа почвы КОМИССАРОВА Я.В. О доказательственном значении заключений эксперта и специалиста МЕДВЕДЕВА О.В. Биологический контроль в судебно-экологической экспертизе МКРТЧЯН Г.М. Особенности определения размера ущерба в сфере интеллектуальной собственности МУХИН А.П. Проблемы подготовки специалистов судебной экспертизы в Республике Казахстан МУХИТДИНОВ А.А. Назначение и производства судебной экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела НЕФЕДОВ С.Н. Учет неопределенности измерений в судебной экспертизе и способы её оценивания РАДБИЛЬ Т.Б., ЮМАТОВ В.А. Утверждение и мнение в судебной лингвистической экспертизе САУТБАЕВ Т.Ш. Ошибки в экспертной практике и их предупреждение СЕЙТЕНОВ К.К. Сот сараптамасы қызметі саласында халыкаралық ынтымақтастық СЕМБЕКОВА Б.Р. Судебная экспертиза в свете уголовно-процессуальных правоотношений УСОВ А.И. Современные тренды научно-методического обеспечения судебной экспертизы ШАКИРОВ К.Н. К дискуссии о научном определении понятия и сущности предмета судебной экспертизы ШАЛЬКЕВИЧ И.А. Применение специальных знаний в расследовании дел о незаконной охоте ШАМОНОВА Т.Н. Об аспектах биологического исследования запаховых следов человека ШВЕД А.И. Теоретические и прикладные аспекты формирования и применения судебно-экспертных методик ШЕГАБАЕВА Л.Ш. Современное состояние знаний о судебно-почерковедческой диагностике ШОЛАТОВ А.Ж. Идентификационные исследования в экспертной деятельности
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ӘДІЛЕТ МИНИСТРІ Б.М.ИМАШЕВТІҢ ҚҰТТЫҚТАУ СӨЗІ
Құрметті конференцияға қатысушылар мен қонақтар!
Сіздерді, Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің жэне жеке өз атымнан «Шығыс-Батыс: Сот сараптамасьшдағы серіктестік. Сот сараптамасының теориясы мен тэжірибесінің өзекті мэселелері» халықаралық ғьшыми-тэжірбиелік конференциясының ашылуымен күттықтаймын. Конференцияны өткізу жақсы дэстүрге және сот сарапшьшарының өз ой-пікірлерімен, жинақталған тэжірибелерімен алмасуға және сот сараптамасының даму келешегін айқьшдауға мүмкіндік беретін, жаппай мойьшдалған диалогтық алаңға айналды. Бүның алдьшда өткізілген конференциялардың нэтижесі бойынша «Сот-сараптама қызметі туралы» Модельдік заңы, Мемлекеттік сарапшьшардың ар-намыс кодексі, сот-сараптама қызметі саласьшдағы ИСО-9001 және ИСО17025 халықаралық сапа стандарттары эзірленді, күрделі сараптамалық зерттеулерді жүргізу жөніндегі эдістемелік ыңғайлар талқыланды, сарапшы кадрларының кэсіби деңгейлерін арттыру жөніндегі өзара эрекеттесу жолдары белгіленді жэне басқа да мәселелер шешілді. Елбасымыз Нүрсүлтан Назарбаев «Қазақстан жолы-2050: бір мақсат, бір мүдде, бір болашақ» Қазақстан халқына жолдауында Қазақстанның элемнің дамыған 30 елінің қатарына кірудің түжырымдамасын үсынды. Түжырымдаманың басым бағыттарының бірі заң алдындағы теңдік күқық тэртібінің шынайы негізі, ал сот жүйесі іс жүзінде ашық жэне қолжетімді болуға тиіс адал бэсекелестік, эділеттілік, заңның үстемдігі жэне жоғары күқықтық мэдениеттің ахуалы больш табьшады. Қүқықтық жэне саяси мэдениеттің жоғары деңгейін қамтамасыз ететін Мемлекет басшысының тапсырмаларын іске асыру эр түрлі қүқықтық күрылымдармен жүзеге асырылуда, олардың арасьшда Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің Сот сараптамасы орталығы ерекше орьш алады. Елімізде болып жатқан элеуметтік-экономикалық үдерістер жағдайында арнайы білімдерді қолданудың маңызды процессуалдық нысаны ретіндегі сот сараптамасының рөлі айтарлықтай өсіп отыр. Сот-сараптама қызметі біздің мемлекетіміздің күқық қорғау жэне сот жүйесінің ажырамас бөлігі ретінде қарастырылады. Сот сараптамасы орталығының басты функционалдық міндеті күқық қорғау органдары мен соттардың сараптамалық зерттеулерге деген қажеттілігін барынша қамтамасыз ету болып табьшады. Мемлекетіміздің басшысы мен Үкімет сот-сараптама қызметін дамытуға аса назарын аударып отырады. Бүған өткен жылы Қазақстан Республикасы Президентінің Жарлығымен қабылданған Қазақстан Республикасының күқық қорғау жүйесін одан эрі жаңғыртудың 2014-2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасы, сонымен қатар Қазақстан Республикасы Үкіметінің қаулысымен бекітілген оны іске асыру жөніндегі іс-шаралар жоспары куэ болады. Бүл күжаттарда сот сараптамасын жетілдіру жөніндегі шаралар жеке тарау ретінде көзделген. Бүдан бөлек, «Қазақстан Республикасының мемлекеттік басқару деңгейлері арасында өкілеттіктердің аражігін ажырату жөніндегі шаралар туралы» Қазақстан Республикасы Президентінің 2014 жьшғы 25 тамыздағы Жарлығында Қазақстан Республикасының Денсаулық сақтау министрлігінен сот-медициналық сараптамасьш жүргізу жөніндегі функцияны - 2014 жьшы, сот-наркологиялық сараптамасьш - 2015 жылы, сот-психиатриялық сараптамасын - 2016 жылы беру арқылы сот-сараптамасы функцияларын бір ведомствода - Әділет министрлігінде шоғырландыру көзделген. Сот-сараптамасы жүйесінің жоғыры тиімділігіне қол жеткізу мақсатында Заң жобасының Түжырымдамасы эзірленді, сонымен қатар 2015 жылдың бірінші тоқсанында Қазақстан Республикасы Парламентінің қарауына енгізу жоспарланып отырған заңжобасын эзірлеу жөніндегі жүмыстар да басталып кетті. Бүгінгі конференция да сот-сараптама қызметінің біздің елімізде ғана емес, сондай-ақ шетелдерде де дамуына айтарлықтай үлес қосатынына сенемін.
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИНИСТРА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИМАШЕВА Б.М.
Уважаемые участники и гости конференции!
От имени Министерства юстиции Республики Казахстан и от себя лично приветствую Вас на международной научно-практической конференции: «Восток-Запад: партнерство в судебной экспертизе. Актуальные вопросы теории и практики судебной экспертизы». Проведение конференции стало хорошей традицией и общепризнанной диалоговой площадкой, на которой судебным экспертам предоставлена возможность обменяться собственным мнением, накопленным опытом и определить перспективы развития экспертной деятельности. По результатам проведения предыдущих конференций разработаны Модельный закон «О судебно-экспертной деятельности», Кодекс чести государственных экспертов, международные стандарты качества ИСО 9001 и ИСО 17025 в области судебной-экспертной деятельности, проведено обсуждение методических подходов по производству сложных экспертных исследований, намечались пути взаимодействия по повышению профессионального уровня экспертных кадров и решались другие задачи. В Послании народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Лидер нации Нурсултан Назарбаев представил Концепцию вхождения Казахстана в число 30-ти развитых стран мира. Одним из приоритетных направлений Концепции является верховенство справедливости, Закона и высокой правовой культуры, где равенство перед Законом должно стать реальной основой правопорядка, а судебная система обязана быть прозрачной и доступной. Реализация поручений Главы государства, обеспечивающих высокий уровень правовой и политической культуры, осуществляется различными правовыми структурами, среди которых особое место занимает Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан. В условиях социально-экономических процессов, происходящих в стране, роль судебной экспертизы как важнейшей процессуальной формы применения специальных знаний значительно возросла. Судебно-экспертная деятельность выступает в качестве неотъемлемого элемента правоохранительной и судебной системы нашего государства. Главной функциональной задачей деятельности Центра судебной экспертизы является максимальное удовлетворение потребностей правоохранительных органов и судов в экспертных исследованиях. Главой нашего государства и Правительством Республики Казахстан уделяется пристальное внимание развитию судебно-экспертной деятельности. Свидетельством тому является принятая в прошлом году Указом Президента Республики Казахстан Государственная программа дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы, а также План мероприятий по ее реализации, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан. В данных документах отдельным разделом предусмотрены меры по совершенствованию судебной экспертизы. Кроме этого, в Указе Президента Республики Казахстан «О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления Республики Казахстан» от 25 августа 2014 года предусмотрена консолидация судебно-экспертных функций в одном ведомстве - Министерстве юстиции, путем передачи функций из Министерства здравоохранения по производству судебно-медицинских экспертиз в 2014 году, судебно-наркологических в 2015, судебно-психиатрических в 2016 году. В целях достижения высокой эффективности судебно-экспертной системы подготовлена Концепция проекта Закона, а также начата работа по разработке законопроекта, который планируется внести на рассмотрение Парламента Республики Казахстан в первом квартале 2015 года. Надеюсь, что и сегодняшняя конференция внесет свой значительный вклад в развитие экспертной деятельности не только в нашей стране, но и за рубежом.
Борчашвили И.Ш.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Ключевые слова: судебно-экспертная деятельность, объединение экспертных функций, новые виды экспертиз, повышение квалификации. Keywords: forensic activity, union of expert functions, new types of expertise, professional development.
В статье 1 Конституции Республики Казахстан наша страна утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В свете реализации провозглашенных в Основном законе приоритетов, в Казахстане обеспечивается последовательное совершенствование правовой базы, отвечающей принципам правового государства, в т.ч. экспертной деятельности. Развитие судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан следует рассматривать в двух аспектах - организационном и содержательном. К организационному аспекту относятся те меры, которые проводились с целью формирования и развития института судебной экспертизы. Так, Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «О дальнейшем реформировании системы правоохранительных органов Республики Казахстан» от 22 апреля 1997 года, предусматривалось изъятие функции производства судебной экспертизы от органов уголовного преследования с последующей передачей в Министерство юстиции. Тем самым, были заложены основы единой экспертной системы в рамках одного ведомства. В целях реализации названного Указа в этом же году был принят Закон «О судебной экспертизе», который закрепил функции судебной экспертизы только за Министерствами юстиции и здравоохранения в рамках их компетенций. Дальнейшее совершенствование экспертной системы закреплено во вновь принятом Законе Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» от 20 января 2010 года. Вопросам совершенствования судебно-экспертной деятельности посвящены специальные постановления Правительства Республики Казахстан: «О создании Государственного учреждения «Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан» от 11 августа 1997 г. № 1245; постановление «Об утверждении Инструкции по использованию средств от реализации платных услуг, предоставляемых Центром судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан» от 31 марта 2000 года № 486; постановление «О подписании Соглашения между Министерством юстиции Республики Казахстан и Министерством юстиции Республики Беларусь о сотрудничестве в области судебной экспертизы» от 26 июля 2000 года № 1122; постановление «Некоторые вопросы судебной экспертизы» от 7 ноября 2001 года № 1414; постановление «Об утверждении Правил обращения с объектами судебной экспертизы» от 4 июня 2010 года № 512; постановление «Об утверждении Правил формирования и использования Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан» от 4 июня 2010 года № 514; постановление «Об утверждении Правил формирования и использования Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан» от 4 июня 2010 года № 515; постановление «О некоторых вопросах лицензирования судебно-экспертной деятельности» от 16 ноября 2012 года № 1454; постановление «Об утверждении стандарта государственной услуги по вопросам судебно-экспертной деятельности» от 31 декабря 2013 года № 1584 и другие. Важной эпохой в развитии Республики Казахстан, в том числе экспертной деятельности, является определение Главой государства приоритетов, указанных в «Стратегии «Казахстан-2050». Лидер нации Н.А. Назарбаев подчеркнул, что в рамках провозглашенного им нового политического курса всем необходимо работать с высоким уровнем результативности, инициативы и отдачи. Повышение конкурентоспособности нашей правовой системы во всех её базовых отраслях как публичного, так и частного права - одна из главных задач казахстанского общества. В рамках реализации намеченного Стратегией ориентира в Послании Президента народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единая интересы, единое будущее» от 17 января 2014 г., четко определено, что «при движении в число 30-ти развитых стран мира нам необходима атмосфера честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры». И нет сомнения в том, что этими принципами должен руководствоваться каждый эксперт в своей повседневной деятельности. Необходимо отметить, что руководством страны уделяется пристальное внимание вопросам развития судебно-экспертной системы. Так, на совещании с участием Главы государства «О дальнейшей модернизации правоохранительной системы» от 30 января 2013 года поручалось принять меры по кардинальному укреплению штатной численности и материально-технической базы Центра судебной экспертизы. Кроме того, аналогичное поручение было дано Президентом страны в ответ на служебную записку Секретаря Совета Безопасности по вопросам развития судебно-экспертной деятельности от 12 февраля 2013 г. Идеи Главы государства о совершенствовании судебно-экспертной системы легли в основу Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года, а также Плана мероприятий по ее реализации, принятого постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 2014 года. Важно подчеркнуть, что в столь значимых программных документах отдельным разделом предусмотрены меры по модернизации органов судебной экспертизы страны. В этом контексте весь потенциал органов судебной экспертизы направлен на улучшение качества проводимых судебных экспертиз, соответствия их международным стандартам, внедрение новых видов экспертных исследований, повышение профессионального уровня экспертных кадров, а также совершенствование материально-технической базы. Более того Государственной программой предусмотрен ряд мер, направленных на консолидацию экспертных функций в одном ведомстве - Министерстве юстиции, путем передачи функций из Министерства здравоохранения по производству судебно-медицинских экспертиз в 2014 году, судебно-наркологических экспертиз в 2015, судебно-психиатрических экспертиз в 2016 году. Наряду с этим, данные положения нашли свое отражение в Указе Президента Республики Казахстан «О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления Республики Казахстан» от 25 августа 2014 года, а также в Законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» от 29 сентября 2014 года. Полагаю, что в данном случае судебно-экспертная система Республики Казахстан развивается по пути наших белорусских коллег, где, как известно, создан Государственный комитет судебных экспертиз, в котором объединены все экспертные учреждения страны. Вместе с тем, ради справедливости следует отметить, что наряду с проведением объединения экспертных функций в одном ведомстве на законодательном уровне закреплены меры иного порядка. Так, в ст. 80 нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года, вступающему в действие с 1 января 2015 года (далее - УПК) указано, что в «качестве специалиста для участия в производстве по уголовному делу может быть привлечено не заинтересованное в деле лицо, обладающее специальными знаниями». К ним законодатель относит педагогов, психологов и врачей. Кроме указанных лиц, в ч. 2 ст. 80 УПК РК отмечается, что «в качестве специалиста для проведения исследования и дачи заключения может быть привлечен сотрудник уполномоченного подразделения правоохранительного или специального государственного органа Республики Казахстан». Таким образом, в новом УПК по сравнению с действующим, расширен круг лиц, которые могут быть привлечены в качестве специалиста. При этом, заключение специалиста наряду с заключением эксперта может быть признано органом, ведущим уголовный процесс, либо судом в качестве доказательства по уголовному делу. В этой связи возникают обоснованные опасения, что идея создания единого экспертного органа и вынесение заключения специалистами сотрудниками правоохранительных или специальных государственных органов может привести к противоречиям в правоприменительной практике. Как отмечалось выше, наряду с организационными мерами развития судебно-экспертной системы следует особо выделить меры, направленные на улучшение содержания ее деятельности. В настоящее время Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляет свою деятельность в научно-производственном, научно-исследовательском и учебно-методическом направлениях. Научно-производственная работа заключается в обеспечении потребностей правоохранительных органов и судов в экспертных исследованиях. Центр судебной экспертизы осуществляет 18 видов экспертиз по 40 видам экспертных исследований, которые являются основной доказательной базой по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях. Однако, реалии сегодняшнего дня, складывающиеся как внутри страны, так и за рубежом показывают, что проводимые нами экспертизы в полном объеме не отвечают противодействию современным вызовам и угрозам. Мы вынуждены констатировать, что в этих условиях в Казахстане не проводятся экспертизы по таким видам противоправной деятельности, как транснациональная преступность, терроризм и религиозный экстремизм, в сфере экологии и интеллектуальной собственности, а также по происшествиям техногенного характера и авариям на авиа и железнодорожном транспорте. Убежден, что вышеуказанные правонарушения создают реальную угрозу интересам национальной безопасности нашей страны. При этом хочу особо подчеркнуть, что некоторые преступления, такие как наркотрафик, деяния с контрафактной продукцией, киберпреступления, экологические правонарушения и др. посягают на интересы не одной страны, а нескольких. В этом случае, необходимо вести речь о наличии транснациональной преступности. Так, например, согласно данным Отчета организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в результате нелегальной деятельности по контрафактной продукции мировая экономика ежегодно теряет около 650 млрд. долларов США. Острота данной проблемы, заключается в том, что этот сектор теневой экономики больше всего оказывает негативный эффект на доходы от налогообложения, порождает и подпитывает коррупцию. К тому же, рынок контрафактной и пиратской продукции лишает работы миллионов людей в каждой стране. В Казахстане ежегодный ущерб от выявленных преступлений составляет более 2,5 млн. долларов США. В прошлом году выявлено более 600 преступлений в этой сфере, пресечена деятельность 79 подпольных цехов по изготовлению контрафактной продукции, что в два раза превышает показатели 2012 года. Кроме этого, беспрецедентный рост экологических преступлений в разных странах привел к необходимости принятия Конвенции Совета Европы о защите окружающей среды посредством уголовного права от 4 ноября 1998 г., а также Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза об уголовно-правовой охране окружающей среды от 19 ноября 2008 г. Для последствий экологических правонарушений не существует границ между государствами. Вред, причиняемый ими, трудно оценить в денежном выражении, так как неблагоприятная экологическая обстановка ведет к росту онкологических и других опасных заболеваний, отражается на физическом и психическом здоровье подрастающего поколения, приводит к уничтожению флоры и фауны, загрязняет окружающую среду и т.д.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |