Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)
Translation of the EC-TACIS «Tax Reform» Project in the Russian Federation
Перевод выполнен в рамках Проекта ЕС - ТАСИС «Реформа налогообложения» в Российской Федерации
Руководство по трансфертному ценообразованию
для многонациональных корпораций и налоговых служб
Оглавление
ГЛАВА 1. Принцип «вытянутой руки»
ГЛАВА 2. Традиционные трансакционные методы
ГЛАВА 3. Другие методы
ГЛАВА 4. Административные подходы к предотвращению и решению споров по вопросам трансфертного ценообразования
ГЛАВА 5. Документация
ГЛАВА 6. Особенности сделок с нематериальным имуществом
ГЛАВА 7. Особенности оказания услуг внутри группы предприятий
ГЛАВА 8. Соглашения о распределении затрат
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Роль многонациональных корпораций (МНК)1 в мировой торговле значительно возросла за последние 20 лет. Это связано, в том числе, с ростом интеграции экономических систем разных стран и технологического прогресса, в частности, в сфере телекоммуникаций. В связи с ростом числа МНК и сами МНК, и органы налоговых служб начинают сталкиваться с более сложными вопросами налогообложения, поскольку правила налогообложения отдельной страны для МНК не должны рассматриваться изолированно, но в более широком международном контексте.
2. В первую очередь эти проблемы связаны с практическими сложностями как для МНК, так и налоговых служб при определении доходов и издержек компании или постоянного учреждения, входящего в состав группы предприятий МНК, которые следует учитывать в пределах какой-либо юрисдикции, особенно, в тех случаях, когда операции МНК сильно интегрированы.
3. Необходимость для МНК соблюдать законодательство и административные правила, разные в разных странах, создает дополнительные сложности. Наличие разных требований приводит к увеличению нагрузки на МНК и, следовательно, к росту расходов по соблюдению налогового законодательства, по сравнению с аналогичных предприятием, которое действует в пределах одной налоговой юрисдикции.
4. Одновременно возникают сложности и для органов налоговых служб как на уровне формирования налоговой политики, так и в сфере практического администрирования налогов. На уровне налоговой политики странам приходится согласовывать свои законные права на обложение прибыли налогоплательщика с учетом разумных доходов и затрат, произведенных на их территориях, и избегать двойного налогообложения тех же самых доходов и затрат. Существование двойного или множественного налогообложения препятствует проведению международных торговых операций с товарами и услугами, а также движению капитала. На практическом уровне сложности с получением необходимых данных, находящихся за пределами юрисдикции данной страны, могут приводить к неправильному определению доходов и затрат.