|
|
|
Использование возобновляемых источников энергии в Казахстане. Зарина Сыздыкова Младший Юрист Юридическая фирма «GRATA»
В настоящее время энергетический сектор Казахстана работает в непростых условиях, когда, с одной стороны - происходит постепенное истощение традиционных источников энергии (нефти, газа, угля, добыча которых является дорогостоящим бизнесом), а с другой - набирает высокие позиции введённая во всем мире политика экологически чистого производства энергии с использованием возобновляемых источников энергии. Такое производство не требует высоких материальных затрат, т.к. оно основано на использовании источников энергии, непрерывно возобновляемых за счет естественного протекания природных процессов. В этой связи, использование возобновляемых источников энергии с недавнего времени стало приоритетным направлением развития энергосбережения в Казахстане, заключающегося в снижении энергоёмкости экономики республики. Регулирование использования возобновляемых источников энергии в РК В сфере использования возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан действует Закон РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 4 июля 2009 года (далее - Закон о ВИЭ). В п. 1 ст. 1 Закона о ВИЭ дано определение возобновляемым источникам энергии (далее - ВИЭ). К ВИЭ отнесены источники энергии: · непрерывно возобновляемые за счет естественно протекающих природных процессов: энергия солнечного излучения, энергия ветра, гидродинамическая энергия воды для установок мощностью до тридцати пяти мегаватт; · геотермальная энергия: тепло грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, · антропогенные источники первичных энергоресурсов: биомасса, биогаз и иное топливо из органических отходов, используемое для производства электрической и (или) тепловой энергии. Юридические лица, осуществляющие производство электрической и (или) тепловой энергии с использованием ВИЭ, в соответствии с Законом о ВИЭ, являются квалифицированными энергопроизводящими организациями. Для осуществления деятельности по производству энергии с использованием ВИЭ в РК, необходимо получение лицензии на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, эксплуатацию электрических станций, электрических сетей и подстанций. Лицензия выдается Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий. Следует отметить, что 15 июля 2011 года Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы». В частности, данные изменения коснулись законодательства о лицензировании: с 30 января 2012 года деятельность по производству электрической и тепловой энергии, эксплуатации электрических станций, электрических сетей и подстанций можно осуществлять без получения лицензии. Инвестиционные преференции юридическим лицам, осуществляющим проектирование, строительство и эксплуатацию объектов по использованию возобновляемых источников энергии Согласно Закону о ВИЭ, одной из форм государственного регулирования поддержки использования ВИЭ является предоставление инвестиционных преференций. В соответствии с Законом РК «О государственной поддержке инвестиций» от 08 января 2003 года, инвестиционные преференции - это преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам, осуществляющим реализацию инвестиционного[1] или инвестиционного стратегического проекта[2]. Инвестиционные преференции, согласно Закону о ВИЭ, предоставляются в приоритетных видах деятельности, перечень которых утверждается Правительством РК. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РК от 8 мая 2003 года № 436 «О некоторых вопросах реализации Закона Республики Казахстан «Об инвестициях», производство, передача и распределение электроэнергии относится к приоритетным видам деятельности, по которым предоставляются инвестиционные преференции. Инвестиционные преференции предоставляются на основании контракта на осуществление инвестиций, заключенного между юридическим лицом, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта и уполномоченным органом - Министерством индустрии и новых технологий РК (далее - МИНТ). Согласно ст. 13 Закона РК «Об инвестициях», компаниям предоставляются следующие инвестиционные преференции: 1) освобождение инвестора от обложения таможенными пошлинами; 2) государственные натурные гранты. Следует отметить, что компании также могут по выбору применить инвестиционные налоговые преференции в соответствии с Налоговым кодексом, которые заключаются в отнесении на вычеты стоимости производственного комплекса и последующих расходов на реконструкцию, модернизацию. Применение преференций осуществляется по одному из следующих методов: 1) методу вычета после ввода объекта в эксплуатацию[3]; 2) методу вычета до ввода объекта в эксплуатацию[4]. Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта, на срок действия контракта, но не более 5 лет с момента регистрации контракта. В качестве государственных натурных грантов могут передаваться: земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь. При этом следует отметить, что максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более тридцати процентов от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица РК. Государственные натурные гранты предоставляются МИНТ по согласованию с Министерством финансов РК и (или) Агентством РК по управлению земельными ресурсами, а также местными исполнительными органами во временное безвозмездное пользование (земельные участки - во временное безвозмездное землепользование). В случае выполнения инвестиционных обязательств в соответствии с контрактом, имущество, предоставленное в качестве государственного натурного гранта, безвозмездно передается инвестору в собственность (земельный участок - в собственность либо в землепользование). Основанием для безвозмездной передачи предоставленного государственного натурного гранта в собственность или в землепользование является решение МИНТ. Необходимо отметить, что согласно Закону «Об инвестициях», МИНТ осуществляет контроль за соблюдением инвестором условий контракта, производит проверки с посещением объекта инвестиционной деятельности. После заключения контракта компания представляет в МИНТ отчеты о выполнении рабочей программы[5], отчет о доходах и расходах по результатам инвестиционной деятельности и др. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения рабочей программы контракта МИНТ направляет уведомление с указанием нарушений и устанавливает срок не более трех месяцев для их устранения. МИНТ вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт по истечении трех месяцев с момента письменного уведомления об этом компании, заключившей контракт, в следующих случаях: 1) при выявлении искажения или сокрытия сведений, представленных заявителем и повлиявших на решение по предоставлению инвестиционных преференций; 2) при неисполнении компанией своих обязательств по контракту. 3) при выявлении искажения или сокрытия сведений в отчетности. В этих случаях компания уплачивает суммы таможенных пошлин и налогов, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций, с применением штрафных санкций.[6] При досрочном прекращении контракта компания также возвращает: - имущество в натуре, предоставленное ей в качестве государственного натурного гранта, либо - его первоначальную стоимость на дату передачи. Меры поддержки компаний при продаже электрической или тепловой энергии, полученной с использованием возобновляемых источников энергии Одной из самых существенных форм государственной поддержки использования ВИЭ является обязанность региональных электросетевых компаний[7], к электрическим сетям которых непосредственно подключены объекты по использованию ВИЭ, покупать электрическую энергию, производимую соответствующими энергопроизводящими организациями, для компенсации нормативных потерь[8] электрической энергии в своих сетях в объеме не более пятидесяти процентов размера этих потерь. (подробнее см. Порядок подготовки, согласования, утверждения и реализации проектов строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан) Следует отметить, что соблюдение этих условий обеспечивается достаточно крупным административным штрафом. Так согласно ст. 224-1 КоАП РК, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязанности покупать электрическую энергию, производимую соответствующими компаниями, влечет наложение на энергопередающие организации, если они являются субъектами крупного предпринимательства, штрафа в размере 1500 МРП. Поддержка компаний при подключении объектов по использованию ВИЭ к электрическим или тепловым сетям энергопередающих организаций и передаче электрической и тепловой энергии. Согласно Закону о ВИЭ, энергопередающие организации обязаны обеспечить беспрепятственное и недискриминационное определение ближайшей точки электрических или тепловых сетей[9] и подключение к ним объектов ВИЭ. Порядок и сроки определения ближайшей точки подключения к сетям регулируются Правилами, утвержденными Приказом Министра энергетики и минеральных ресурсов РК от 1 октября 2009 года № 270. (подробнее см. Порядок подготовки, согласования, утверждения и реализации проектов строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан) Следует отметить, что за нарушение законодательства РК в области поддержки использования ВИЭ, совершенное в виде нарушения порядка и сроков определения ближайшей точки подключения к электрическим или тепловым сетям и подключения объектов по использованию ВИЭ, также предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 1500 МРП. Мониторинг за использованием ВИЭ В целях получения информации об использовании ВИЭ и их роли в снижении энергоемкости экономики и сокращении негативных воздействий на окружающую среду МИНТ РК ведется мониторинг за использованием ВИЭ. Для целей мониторинга компания ежеквартально представляет в МИНТ отчеты по производству электрической и (или) тепловой энергии. Отчеты предоставляются в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
************************************ Внедрение ВИЭ в РК послужит не только инструментом по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду, но и послужит стимулом для развития промышленности в целом. Развитие использования ВИЭ в Казахстане пока находится на начальной стадии, однако имеющийся в стране энергетический потенциал ВИЭ весьма значителен. Кроме того, действующее законодательство РК создает для квалифицированных энергопроизводящих организаций благоприятные условия передачи и сбыта электрической и тепловой энергии, произведенной ими с использованием ВИЭ. Поэтому мы надеемся, что инвестиции в данный сектор экономики станут достаточно привлекательными и выгодными, и от этого в конечном итоге выиграют не только инвесторы, но и потребители произведенной энергии, и государство, и население, среда проживания которого значительно улучшится. [1] Инвестиционный проект - комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств, включая производства, произведенные и полученные в рамках договора концессии концессионером (правопреемником). [2] Инвестиционный стратегический проект — инвестиционный проект, входящий в перечень, определяемый Правительством Республики Казахстан, и способный оказать стратегическое влияние на экономическое развитие Республики Казахстан. [3] Применение метода вычета после ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты первоначальной стоимости объектов преференций, определенной в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 125настоящего Кодекса, равными долями в течение первых трех налоговых периодов эксплуатации или единовременно в налоговом периоде, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию. [4] Применение метода вычета до ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты затрат на строительство, производство, приобретение, монтаж и установку объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования до ввода их в эксплуатацию в налоговом периоде, в котором фактически произведены такие затраты. [5] Рабочая программа — приложение к контракту, определяющее календарный график работ по реализации инвестиционного проекта. [6] Компания, кроме того, уплачивает государству и налоги, которые ранее не были уплачены в связи с предоставлением инвестиционных налоговых преференций. Однако лиц, осуществляющих производство электрической и(или) тепловой энергии с использованием ВИЭ, это не затрагивает, т.к. таким лицам изначально налоговые инвестиционные преференции не предоставляются. [7] Региональная электросетевая компания — это энергопередающая организация, эксплуатирующая электрические сети регионального уровня. [8] Нормативные потери электрической энергии - технологический расход электрической энергии на передачу и распределение электрической энергии по электрическим сетям. [9] Ближайшая точка подключения к тепловым сетям - это точка врезки трубопровода от объекта возобновляемого источника энергии в общую систему теплоснабжения населенного пункта с параметрами, соответствующими параметрам теплоносителя в общей системе теплоснабжения. Ближайшая точка подключения к электрическим сетям - точка врезки участков линий электропередачи от подстанции квалифицированной энергопроизводящей организации до существующих (проектируемых и намечаемых к сооружению в ближайшие два года) электрических сетей достаточной пропускной способности для выдачи полной проектной мощности генерирующего источника на основе использования ВИЭ. Для ветровых электрических станций и парков с асинхронными генераторами ближайшими являются линии электропередачи (шины подстанции) не менее чем с двухсторонним питанием.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |