Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 2 сентября
1992 года № 734 О первоочередных мерах по развитию Жайрем-Атасуйской
свободной экономической зоны в Джезказганской области (внесены изменения
постановлением КМ РК от 2 августа 1995 года № 1069, от 13 октября 1995
г. № 1327)
Утратило силу в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 1996 г. № 213
В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 18 июня 1991 года О создании Жайрем-Атасуйской свободной экономической зоны в Джезказганской области Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Жайрем-Атасуйской свободной экономической зоне.
2. Главе Джезказганской областной администрации:
в десятидневный срок сформировать административный совет по управлению Жайрем-Атасуйской свободной экономической зоной;
оказать содействие административному совету в разработке программы развития зоны для последующего утверждения ее Кабинетом Министров Республики Казахстан.
3. Таможенному комитету Республики Казахстан в месячный срок:
решить с административным советом свободной экономической зоны вопросы, связанные с созданием на территории зоны таможни с сетью таможенных пунктов, определить на договорной основе порядок их содержания и функционирования;
совместно с Министерством внешнеэкономических связей Республики Казахстан и административным советом СЭЗ определить порядок и правила таможенного контроля, декларирования товаров и иного имущества, ввозимых в свободную экономическую зону и вывозимых из нее.
4. Государственному комитету Республики Казахстан по экономике,
Министерству материальных ресурсов предусматривать выделение материально-технических ресурсов по централизованно распределяемой продукции, необходимой для функционирования и развития Жайрем-Атасуйской свободной экономической зоны, а также оказание посреднических услуг по приобретению продукции на свободном рынке.
5. Министерству иностранных дел Республики Казахстан совместно с Комитетом национальной безопасности, Министерством внутренних дел Республики Казахстан и административным советом СЭЗ установить на территории Жайрем-Атасуйской свободной экономической зоны упрощенный порядок въезда - выезда и пребывания иностранных граждан.
6. Министерству геологии и охраны недр Республики Казахстан в целях вовлечения некрупных объектов полезных ископаемых в производство создать в Жайрем-Атасуйской СЭЗ территориальную комиссию по запасам; в установленном порядке совместно с административным советом разработать программу изучения и освоения недр свободной экономической зоны с разграничением степени секретности.
Премьер-министр
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Кабинета Министров
Республики Казахстан
от 2 сентября 1992 года № 734
ПОЛОЖЕНИЕ
о Жайрем-Атасуйской свободной экономической зоне в
Джезказганской области
Настоящее Положение определяет цели создания и правовые основы хозяйственной деятельности в Жайрем-Атасуйской свободной экономической зоне (СЭЗ), учрежденной постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 18 июня 1991 года № 678-VII в Джезказганской области.
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Жайрем-Атасуйская СЭЗ расположена в границах Жанааркинского района Джезказганской области с включением территории пос.Жайрем и г.Каражал, производственных подразделений Жайремского и Атасуйского горно-обогатительных комбинатов, а также земель долгосрочного пользования Джамбулской и Южно-Казахстанской областей. Общая площадь Жайрем-Атасуйской СЭЗ 12662 квадратных километра.
Территория Жайрем-Атасуйской СЭЗ является неотъемлемой частью Республики Казахстан.
Статья 2. Жайрем-Атасуйская СЭЗ создана в целях:
комплексного и эффективного вовлечения экономики региона в международное разделение труда на основе мобилизации ее природного, производственного и интеллектуального потенциала;
интенсивного развития производительных сил региона, освоения и внедрения в производство современных достижений науки и техники путем активизации предпринимательской деятельности, привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, интенсификации научно-технического и торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;
рационального комплексного освоения природных ресурсов территории зоны, увеличения экспортных возможностей региона и республики, развития производства импортозаменяющей продукции;
создания современной производственной и социальной инфраструктуры;
решения задач социально-экономического развития региона на основе повышения благосостояния и качества жизни населения.
Реализация целей создания Жайрем-Атасуйской СЭЗ осуществляется на основе развития новых рыночных форм хозяйствования, интеграции экономики региона в мировое хозяйство путем стимулирования предпринимательства (в том числе иностранного), привлечения капиталов, создания совместных предприятий, международных акционерных обществ и консорциумов.
Статья 3. Деятельность юридических и физических лиц (хозяйствующих субъектов) на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ регулируется Законом О свободных экономических зонах в Казахской ССР, не противоречащим ему законодательством Республики Казахстан и настоящим Положением.
В случае отсутствия в законодательстве Республики Казахстан регламентации отдельных вопросов хозяйственной деятельности на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ до внесения соответствующих изменений в Положение о СЭЗ применяются общие нормы действующего законодательства Республики Казахстан.
Статья 4. Территория Жайрем-Атасуйской СЭЗ является единым экономическим пространством, имеющим таможенную границу.
Пересечение границы населением региона, гражданами республики, других государств, равно как ввоз и вывоз товаров осуществляется в порядке, устанавливаемом органами управления СЭЗ в соответствии с правилами пограничного и таможенного режима Республики Казахстан.
Раздел 2. Органы управления Жайрем-Атасуйской СЭЗ
Статья 5. Органом государственной власти на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ является Джезказганский областной совет народных депутатов.
Высшим органом управления на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ является административный совет СЭЗ, который образуется решением главы Джезказганской областной администрации из представителей республиканских и местных государственных органов, предприятий, объединений, зарегистрированных на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ.
Административный совет Жайрем-Атасуйской СЭЗ действует на основании законодательства Республики Казахстан, настоящего Положения, Положения об административном совете Жайрем-Атасуйской СЭЗ, утверждаемого Джезказганским областным Советом народных депутатов.
Статья 6. Председатель административного совета СЭЗ подконтролен Джезказганскому областному Совету народных депутатов по вопросам ведения Совета, назначается Президентом Республики Казахстан, которому подотчетен.
Статья 7. Джезказганский областной Совет народных депутатов в пределах своей компетенции передает административному совету право распоряжения объектами государственной собственности (земля, вода, недра и другие природные ресурсы, здания, сооружения длительного пользования), оставляя за собой право контроля за рациональным использованием объектов государственной собственности.
Нарушение юридическими лицами и гражданами условий рационального использования земельных участков и других природных ресурсов, предоставляемых им в пользование, влечет за собой прекращение прав пользования с возмещением нанесенного ущерба владельцу и восстановлением экологической обстановки.
Статья 8. Структура административного совета СЭЗ определяется схемой управления, утверждаемой Джезказганским областным Советом народных депутатов.
В своей деятельности административный совет зоны выполняет функции, определенные Законом "О свободных экономических зонах в Казахской ССР", а также:
осуществляет контроль и несет ответственность за организацию защиты населения СЭЗ при возникновении стихийных бедствий, производственных аварий, катастроф, обеспечивает подготовку всех слоев населения к правильным действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций мирного времени;
обеспечивает разработку и реализацию программ развития СЭЗ.
Принятие решений по ним производит с учетом мер по поддержке предпринимательства, развитию конкуренции и ограничению монополизма;
обеспечивает государственные стандарты народного образования, определяемые Правительством республики, подготовку кадров для народного хозяйства республики в расположенных на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ высших и средних специальных учебных заведениях на договорной основе с соответствующими республиканскими ведомствами;
осуществляет финансирование учебных заведений, воспитательных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических учреждений по нормативам, не ниже разрабатываемых соответствующими для республики;
осуществляет разработку и выполнение комплексных программ охраны окружающей природной среды, включающих в себя мероприятия по оптимизации использования природных ресурсов, снижению отрицательного воздействия производственной деятельности на экологическую обстановку в регионе.
Статья 9. Решения административного совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, действующими на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ.
Административный совет СЭЗ не имеет права вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность хозяйствующих субъектов, если эта деятельность не противоречит законодательству Республики Казахстан. Основу взаимоотношений административного совета СЭЗ с хозяйствующими субъектами составляют договора и контракты.
Статья 10. На территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ могут образовываться специализированные торговые, производственные и прочие субзоны, для которых устанавливается особый режим хозяйственной деятельности, обеспечивающий эффективное управление и контроль за развитием социально-экономических процессов на территории субзон.
Раздел 3. Основы хозяйственной деятельности в СЭЗ
Статья 11. В Жайрем-Атасуйской СЭЗ осуществляются любые виды предпринимательской деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Казахстан и настоящим Положением.
Административный совет Жайрем-Атасуйской СЭЗ может запретить отдельные виды деятельности только на следующих основаниях:
если деятельность создает угрозу безопасности территории и населению;
если условия деятельности или ее результат не соответствует установленным экологическим требованиям;
если деятельность создает угрозу здоровью или нравственности населения;
если деятельность создает угрозу сохранению памятников истории культуры и памятников природы;
если деятельность запрещена международным договором, в котором участвует Республика Казахстан.
Статья 12. Хозяйствующие субъекты, в том числе иностранные, зарегистрированные как на территории СЭЗ, так и вне ее, могут осуществлять в пределах территории зоны инвестиции как совместно, так и самостоятельно.
Любые юридические лица, расположенные вне территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ, имеют право на создание в зоне своих филиалов или новых предприятий после регистрации в установленном совете зоны.
Изменения постановлением КМ РК № 1327 от 13 октября 1995 года в части второй статьи 12 слова "в административном совете зоны" заменены словами "в установленном законом порядке"
Статья 13. Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ путем:
долевого участия в предприятиях, организуемых совместно с хозяйствующими субъектами Республики Казахстан;
создания полностью принадлежащих им предприятий и их филиалов;
приобретения имущества, акций и других ценных бумаг:
приобретения прав пользования землей, в том числе на основе соглашений о долгосрочной аренде;
путем переуступки права пользования и других имущественных прав.
На территории СЭЗ разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах.
Предметом иностранных инвестиций на территории СЭЗ могут быть промышленные и другие предприятия, здания, сооружения, иное имущество, участие в имуществе предприятий, акций и другие товарные знаки, ноу-хау и фирменные наименования, приобретенные имущественные права и права на использование природных ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности.
Статья 14. Условия деятельности иностранных инвесторов на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ не могут быть менее благоприятными, чем режим, установленный для имущества и имущественных прав юридических лиц и граждан Республики Казахстан.
Гарантии прав собственности иностранных юридических лиц на территории зоны обеспечиваются административным советом Жайрем-Атасуйской СЭЗ путем создания гарантийного валютного фонда, а также путем залога имущества, находящегося в его собственности.
Статья 15. Имеющиеся или учреждаемые в Жайрем-Атасуйской СЭЗ предприятия, а также имеющиеся или учреждаемые в зоне филиалы, отделения и представительства предприятий, находящихся вне территории СЭЗ, подлежат регистрации в установленном законом порядке.
Граждане, занимающиеся постоянной индивидуальной трудовой деятельностью на территории СЭЗ без образования юридического лица, регистрируются в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.
Вновь создаваемые в СЭЗ предприятия, филиалы, отделения представительства, общественные и иные организации приобретают право юридического лица после их регистрации.
Порядок регистрации хозяйствующих субъектов устанавливается административным советом СЭЗ в соответствии с Законом О свободных экономических зонах в Казахской ССР и не противоречащим ему законодательством Республики Казахстан.
Зарегистрированные на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ юридические и физические лица пользуются всеми правами, предоставляемыми субъектам хозяйственной деятельности Законом Республики Казахстан о свободных экономических зонах, не противоречащим ему законодательством Республики Казахстан, настоящим Положением.
Изменения постановлением КМ РК № 1327 от 13 октября 1995 года в статье 15: в части первой слова "административном советом СЭЗ" заменены словами "в установленном законом порядке"; в части второй слова "в том же порядке" заменены словами "в установленном законом порядке"; часть четвертая исключена.
Статья 16. В случае нарушения законодательства Республики Казахстан, настоящего Положения или обязательств, закрепленных в учредительных (регистрационных) документах, административный совет Жайрем-Атасуйской СЭЗ вправе принять решение о прекращении деятельности хозяйствующего субъекта на территории зоны и аннулировать выданное ему свидетельство о регистрации.
Изменения постановлением КМ РК № 1327 от 13 октября 1995 года в статье 16 исключены слова "и аннулировать выданное ему свидетельство о регистрации".
Статья 17. Зарегистрированные на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ юридические лица, не находящиеся под непосредственным управлением Республики Казахстан, являются самостоятельными и независимыми от ведомственной подчиненности.
Хозяйствующие субъекты в СЭЗ несут полную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности.
Республика Казахстан, Джезказганский областной Совет народных депутатов на территории зоны не несут финансовой ответственности по обязательствам хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в зоне.
Статья 18. Хозяйственные отношения, в которые вступают экономические субъекты, расположенные и (или) зарегистрированные в СЭЗ, строятся на договорной основе.
Хозяйствующие субъекты СЭЗ самостоятельно формируют производственные программы и реализуют производимую продукцию (услуги). Продукция собственного производства поступает в полное распоряжение ее производителей, если иное не предусмотрено межгосударственными соглашениями Республики Казахстан.
В СЭЗ допускается применение международных стандартов делопроизводства и бухгалтерского учета по согласованию с Кабинетом Министров Республики Казахстан.
Статья 19. Хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ, самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность, решают вопросы создания совместных предприятий с участием отечественных и иностранных инвесторов, независимо от форм собственности.
Статья 20. Административный совет Жайрем-Атасуйской СЭЗ гарантирует соблюдение прав и законных интересов всех граждан, а также предприятий, организаций и учреждений Республики Казахстан и других государств, действующих на территории СЭЗ.
Не допускаются национализация, а также не основанные на законе другие меры по принудительному изъятию инвестиций. Не допускается также секвестр инвестированного имущества, за исключением временного приостановления права его вывоза до погашения инвестором его обязательств. Принудительные изъятия могут осуществляться только по решению суда.
Статья 21. Хозяйствующим субъектам, зарегистрированным на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ, гарантируется в случае изменения хозяйственного режима право продолжения деятельности на условиях, соответствующих моменту их регистрации в течение одного года.
Статья 22. Убытки, причиненные юридическим лицам и гражданам Республики Казахстан и других государств в результате необоснованного вмешательства должностных лиц, государственных органов и иных органов в их деятельность, осуществляемую на территории СЭЗ, подлежат возмещению этими органами либо должностными лицами по решению суда или арбитражного суда.
Статья 23. Иностранным инвесторам, действующим в СЭЗ, гарантируется после выплаты налогов перевод за границу или выплата в соответствующей валюте сумм, полученных ими в виде прибыли, а также в связи с продажей всей или части доли в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями, выходом из него или ликвидацией предприятия.
Прибыли иностранных инвесторов в национальной валюте, полученные ими в результате деятельности на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ, могут свободно реинвестироваться и использоваться на территории зоны, а также переводиться за границу в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан и настоящим Положением.
Статья 24. Споры между хозяйствующими субъектами и административным советом Жайрем-Атасуйской СЭЗ рассматриваются в органах суда и арбитража Республики Казахстан или по договоренности сторон - третейском суде.
Статья 25. Отечественные и иностранные инвесторы, зарегистрированные в Жайрем-Атасуйской СЭЗ, обладают правом субаренды имущества и имущественных прав и переуступки прав пользования по обоюдному соглашению сторон, подписавших арендное соглашение, или их правопреемников.
Пересмотр арендных соглашений с отечественными и иностранными инвесторами на пользование землей и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, промышленными и другими предприятиями допускается только по обоюдному согласию подписавших эти соглашения сторон или их правопреемников, либо по решению суда или арбитражного суда.
Статья 26. Права пользования и собственное имущество инвесторов могут использоваться ими в качестве залогового обеспечения всех видов обязательств, включая привлечение заемных валютных средств, в соответствии с Законом Республики Казахстан О залоге.
Статья 27. Административный совет СЭЗ имеет право в установленном порядке предоставлять следующие налоговые и иные льготы отечественным и иностранным юридическим лицам и гражданам, зарегистрированным и осуществляющим хозяйственную и иную коммерческую деятельность в зоне;
разрешать нормы ускоренной (до 20 процентов в год) амортизации по отдельным группам основных производственных фондов;
устанавливать скидки с налога на прибыль;
вводить пониженные ставки тарифов платы за коммунальные и транспортные услуги;
предоставлять субсидии на создание новых рабочих мест, ведение совместных научно-изыскательских работ в сотрудничестве с местными исследовательскими учреждениями;
выдавать гарантии по займам и кредитам, получаемым у банков и других юридических лиц, расположенных в СЭЗ;
разрешать выпуск облигаций для прямого финансирования строительства новых предприятий;
разрешать льготное или бесплатное пользование объектами инфраструктуры;
освобождать от уплаты местного налога с владельцев строений на период до 5 лет на определенный процент;
устанавливать льготы по платежам за пользование природными ресурсами.
Изменения постановлением КМ РК от 2 августа 1995 г. N1069 в статье 27: в абзаце первом слова следующие налоговые и иные исключены; абзац третий исключен; абзац четвертый изложен в новой редакции (см. стар. ред.)
Статья 28. Административный совет обеспечивает на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ правила природопользования, охраны окружающей природной среды, санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила, уровень предельно допустимых концентраций вредных веществ, радиации, вибрации, шума и т.д., устанавливаемые соответствующими законодательными актами и нормативами Республики Казахстан, обязательными для исполнения всеми органами управления и хозяйствующими субъектами на территории СЭЗ.
Принятию хозяйственных решений, связанных с природопользованием, должна предшествовать государственная экологическая, санитарно-гигиеническая экспертиза проектов или соответствующих ресурсных обоснований.
Статья 29. На предприятия, организации, учреждения, независимо от форм собственности, расположенные на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ, распространяется государственная статистическая отчетность, утверждаемая Госкомстатом Республики Казахстан, и представление ее считается государственным информационным налогом, осуществляемым за счет средств отправителя информации.
Раздел 4. Отношения собственности и условия приватизации
в Жайрем-Атасуйской СЭЗ
Статья 30. На территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ признаются и охраняются законом все формы собственности, обеспечивается их равноправие.
Земля на территории СЭЗ не подлежит продаже. Административный совет определяет порядок предоставления прав пользования и аренды земли и других природных ресурсов хозяйствующим субъектам.
Статья 31. Функционирование объектов государственной собственности на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ, находящихся в собственности и под непосредственным управлением Республики Казахстан (железнодорожный, воздушный, морской и магистрально-трубопроводный транспорт, элементы единой энергетической системы республики), равно как и других объектов республиканской собственности, в том числе не подлежащих разгосударствлению и приватизации, координируется административным советом СЭЗ на основе договоров сотрудничества с соответствующими республиканскими органами управления.
Статья 32. Административный совет Жайрем-Атасуйской СЭЗ имеет право вносить предложения по разгосударствлению и приватизации объектов республиканской собственности на территории зоны в общереспубликанскую программу, разрабатываемую Государственным комитетом Республики Казахстан по государственному имуществу.
Средства, полученные в процессе разгосудрствления и приватизации объектов государственной собственности, расположенных на территории СЭЗ, распределяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В целях эффективного и целенаправленного использования средств, полученных в ходе приватизации от реализации принадлежащих Республике Казахстан акций (паев), административный совет Жайрем-Атасуйской СЭЗ по согласованию с Государственным комитетом Республики Казахстан по государственному имуществу может частично аккумулировать их в специально создаваемом фонде экономического и социального развития СЭЗ, а также в гарантийном валютном фонде СЭЗ.
Статья 33. Административный совет Жайрем-Атасуйской СЭЗ может создавать фондовую корпорацию, основной целью которой является хозяйственное освоение природных ресурсов в пределах территории СЭЗ. Корпорация осуществляет все виды хозяйственной деятельности в рамках, допустимых законодательством Республики Казахстан. Контрольный пакет акций фондовой корпорации принадлежит Республике Казахстан. Право распоряжения контрольным пакетом акций передается административному совету Жайрем-Атасуйской СЭЗ по согласованию с Государственным комитетом Республики Казахстан по государственному имуществу.
Для осуществления своей деятельности корпорация может привлекать отечественные и иностранные заемные средства, выпускать акции и облигации для размещения в Республике Казахстан и за ее пределами, осуществлять инвестиционную деятельность и создавать или участвовать в создании предприятий и банков.
Финансовые операции корпорации, а также ее операции с ценными бумагами контролируются и регулируются соответствующим отделением Национального государственного банка Республики Казахстан в свободной экономической зоне.
Статья 34. Административный совет Жайрем-Атасуйской СЭЗ обеспечивает регулирование разведки и разработки месторождений природных ресурсов на территории зоны в соответствии с Кодексом Республики Казахстан о недрах и переработке минерального сырья.
Статья 35. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием земельных участков, ресурсов растительного и животного мира, а также разведкой и разработкой природных ресурсов на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ, осуществляется на основании проектов или соответствующих ресурсных обоснований, прошедших государственную экологическую экспертизу, и лицензий, выдаваемых административным советом зоны в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
В указанных лицензиях оговариваются конкретные условия разработки месторождений полезных ископаемых, включая виды и размеры налогов и других платежей предприятий-разработчиков. При определении размера платы за недра учитываются ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Статья 36. Административный совет Жайрем-Атасуйской СЭЗ организует специальное природопользование на условиях платности, а также утверждает порядок регулирования хозяйственной деятельности в области эксплуатации природных ресурсов на территории СЭЗ, предусматривающий:
- четкое разграничение компетенций органов управления различных уровней, исключающее противоречивость и неопределенность в правилах доступа к недрам и их использования;
равный доступ всех хозяйствующих субъектов, включая иностранных инвесторов, к получению прав на поиск, разведку и эксплуатацию природных ресурсов, за исключением заранее оговоренных случаев;
размеры и виды платежей с учетом их величины в целом по Республике Казахстан и мировой практики.
Раздел 5. Налогообложение, валютный и финансово-кредитный механизмы
Статья 37. На территории СЭЗ действует налоговая система Республики Казахстан.
Изменения постановлением № 1069 от 2 августа 1995 года статья 37 изложена в новой редакции (см. стар. ред.)
Изменения постановлением № 1069 от 2 августа 1995 года статьи 38 и 39 исключены, а статьи 40-70 считаются соответственно статьями 38-68.
Статья 38. Налоговые льготы устанавливаются административным советом СЭЗ в соответствии с Законом О свободных экономических зонах в Казахской ССР и не противоречащим ему законодательством Республики Казахстан.
Статья 39. Конкретные ставки налогов устанавливаются административным советом по стабильным обоснованным нормативам. Административный совет имеет право вводить местные налоги и сборы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 38. Жайрем-Атасуйская СЭЗ имеет самостоятельный бюджет и платежный баланс.
СЭЗ не несет ответственности по платежным обязательствам Республики Казахстан, равно как и республика не несет ответственности по обязательствам Жайрем-Атасуйской СЭЗ и зарегистрированных на ее территории юридических лиц и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Статья 39. Гарантирование обязательств хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ, осуществляется административным советом зоны, уполномоченными банками, финансовыми компаниями, учредителями юридических лиц.
Статья 40. Доходная часть бюджета Жайрем-Атасуйской СЭЗ формируется в соответствии с Законом О свободных экономических зонах в Казахской ССР, а также с непротиворечащими ему положениями законов О налоговой системе в Республике Казахстан, О бюджетной системе Республики Казахстан и других соответствующих законов. Механизм регулирования поступлений и платежей в бюджет Жайрем-Атасуйской СЭЗ устанавливается административным советом СЭЗ совместно с отделением Национального государственного банка Республики Казахстан.
Статья 41. С целью мобилизации необходимых финансовых ресурсов административный совет Жайрем-Атасуйской СЭЗ вправе обращаться в Верховный Совет Республики Казахстан с просьбой о предоставлении бюджетного кредита.
Статья 42. Административный совет Жайрем-Атасуйской СЭЗ по согласованию с соответствующими органами управления республики может устанавливать порядок отчислений от валютной выручки зарегистрированных на территории зоны предприятий без иностранных инвестиций или с долевым иностранным участием менее 30 процентов, направляемых на формирование гарантийного валютного фонда СЭЗ и фонда социальной защиты населения.
Статья 43. Средства в национальной и иностранной валюте для развития Жайрем-Атасуйской СЭЗ могут также пополняться за счет выпуска зональных облигаций, кредитов в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, добровольных взносов граждан, предприятий и организаций, проведения торгов, перечисления штрафов за нарушение правил хозяйственной деятельности (кроме таможенных штрафов), арендных платежей и других поступлений.
Статья 44. Для обеспечения устойчивого денежного обращения в Жайрем-Атасуйской СЭЗ, комплексного и эффективного контроля и управления деятельностью кредитно-финансовой системы на территории зоны функционирует отделение Национального государственного банка Республики Казахстан, которое подотчетно в своей деятельности исключительно Национальному государственному банку Республики Казахстан.
Статья 45. Отделение Нацгосбанка Республики Казахстан осуществляет в установленном порядке на территории зоны регистрацию банков и других кредитных учреждений, включая отделения и филиалы иностранных банков и банков с иностранным участием.
Статья 46. Деятельность коммерческих банков и банков с иностранным участием лицензируется отделением Нацгосбанка Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан О банках и банковской деятельности в Казахской ССР.
Статья 47. На внутреннем рынке СЭЗ в обращении находится национальная валюта Республики Казахстан.
Использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте допускается в порядке, установленном Нацгосбанком Республики Казахстан по согласованию с административным советом зоны.
Статья 48. Расчеты Жайрем-Атасуйской СЭЗ с иностранными государствами ведутся в любой валюте по согласованию сторон.
Статья 49. На территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ допускается безналичное обращение иностранной валюты. Право приобретения и осуществления расчетов в иностранной валюте в безналичной форме распространяется на всех юридических лиц и граждан, зарегистрированных, действующих и проживающих на территории зоны.
Статья 50. Иностранные инвесторы, действующие на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ, могут иметь счета в республиканской и иностранной валюте в банках с правом расходования соответствующих средств на всей территории Республики Казахстан в соответствии с действующим законодательством.
Для перевода сумм со своих счетов в республиканской валюте за границу иностранные инвесторы, действующие в зоне, могут приобретать иностранную валюту по курсам, складывающимся в рамках санкционированных в зоне форм купли и продажи валюты (биржевая торговля, аукцион и другие формы).
Статья 51. Административный совет по согласованию с Нацгосбанком Республики Казахстан имеет право разрешать предприятиям, объединениям и организациям, независимо от форм собственности, предприятиям с иностранным участием, гражданам осуществлять специализированную торговлю и оказание услуг на территории СЭЗ на свободно конвертируемую валюту.
Статья 52. На территории зоны действует режим свободного ценообразования на все виды товаров и услуг.
Раздел 6. Основы таможенного режима Жайрем-Атасуйской СЭЗ
и товарообмена с другими регионами Республики
Казахстан и зарубежными государствами
Статья 53. На территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ действует особый таможенный режим.
Для осуществления таможенного контроля на территории СЭЗ создается специальное таможенное управление, подчиненное административному совету зоны.
Деятельность таможенного управления СЭЗ регламентируется Законом О свободных экономических зонах в Казахской ССР, не противоречащим ему законодательством Республики Казахстан и финансируется из средств бюджета СЭЗ.
Статья 54. Обмен товарами и услугами между отечественными и иностранными хозяйствующими субъектами, находящимися как на территории СЭЗ, так и вне ее, осуществляется в любых допустимых законодательством Республики Казахстан формах товарообменных операций.
Административный совет Жайрем-Атасуйской СЭЗ вправе определять перечень и квоты сырьевых товаров, вывозимых из зоны без дополнительной переработки.
Статья 55. Ввоз товаров и услуг на территорию Жайрем-Атасуйской СЭЗ освобожден от ограничений за исключением случаев, когда товары и услуги создают угрозу безопасности территории и населения, не соответствуют экологическим и техническим стандартам, представляют угрозу здоровью, нравственности граждан, сохранности памятников культуры и природы.
Статья 56. Экспорт произведенных на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ товаров освобождается от квотирования и лицензирования, кроме товаров, вывоз которых ограничивается межправительственными соглашениями Республики Казахстан.
Товар считается произведенным в зоне, если он удовлетворяет требованиям соответствующего Положения, утвержденного Правительством Республики Казахстан.
Статья 57. Импорт товаров и услуг для использования в зоне освобождается от квот и лицензий, кроме товаров (услуг), импорт которых осуществляется по специальным правилам и межправительственным соглашениям Республики Казахстан.
Последующий реэкспорт импортируемых товаров на территорию иных регионов Республики Казахстан и других государств осуществляется на общих основаниях.
Перевозки транзитных грузов и пассажиров по территории зоны, осуществляемые железнодорожным, авиационным и морским транспортом, а также услуги связи и потребление электроэнергии оплачиваются по тарифам, утвержденным Кабинетом Министров Республики Казахстан, и не облагаются налогом и таможенными пошлинами, устанавливаемыми административным советом зоны.
Экспорт и импорт товаров через территорию Жайрем-Атасуйской СЭЗ на территорию иных регионов Республики Казахстан осуществляется без каких-либо таможенных пошлин.
Раздел 7. Трудовые отношения в Жайрем-Атасуйской СЭЗ
Статья 58. В свободной экономической зоне действуют положения законодательства о труде Республики Казахстан в части, не противоречащей Закону о СЭЗ.
Статья 59. Юридические лица и другие хозяйствующие субъекты, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Жайрем-Атасуйской СЭЗ, в приоритетном порядке, определяемом административным советом зоны, привлекают для работы на предприятиях зоны местные трудовые ресурсы и участвуют в их обучении и переквалификации.