|
|
|
Текст Закона, действовавший до внесения изменений от 16.12.98 г.: Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 г. № 52-1 О бюджетной системе (с изменениями и дополнениями внесенными Законами РК от 16 июня 1997 г. № 125-1; от 11 июля 1997 г. № 154-1) Настоящий Закон регулирует финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования бюджетов республики различных уровней, определяет процесс разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В статью 1 внесены изменения Законом РК от 11.07.97 г. № 154-1 Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие понятия: бюджет - централизованный денежный фонд, предназначенный для осуществления государством своих функций и создаваемый за счет налогов и других доходных источников и поступлений, установленных соответствующим законодательством; бюджетная классификация - группировка поступлений в бюджет и расходования из бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам; бюджетное устройство - организация бюджетной системы принципов ее построения; бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению, контролю за исполнением и утверждением отчета об исполнении бюджетов всех уровней; государственный бюджет - совокупность республиканского и местных бюджетов без учета взаимопологающих операций между ними; государственные гарантии - обязательства Правительства Республики Казахстан частично или полностью погасить задолженность перед кредитором в случае неуплаты заемщиком причитающейся с него суммы в установленный срок; государственные займы - отношения займа, в которых заемщиком выступает Республика Казахстан в лице Правительства или Национального Банка Республики Казахстан; государственное заимствование - процесс привлечения, освоения и погашения государственных займов, выраженных в форме договора или государственных ценных бумаг; государственный долг - сумма освоенных и непогашенных государственных займов на определенную дату; государственный гарантированный долг - сумма освоенных и непогашенных займов на определенную дату, по которым имеются государственные гарантии Правительства Республики Казахстан; государственный счет - порядок учета финансовых ресурсов государства на счетах бюджетов всех уровней и всех внебюджетных фондов; дефицит бюджета - превышение объема расходов и выделенных на возвратной основе кредитов из бюджета над общей суммой поступлений в бюджет, кроме сумм правительственных заимствований. Размер утверждаемого в составе республиканского бюджета дефицита выражается в национальной валюте и в процентах к валовому внутреннему продукту; доходы бюджета - объем налоговых и неналоговых поступлений и сборов, а также доходы от операций с капиталом, поступающие в бюджет на невозвратной основе; консолидированный финансовый баланс государства - свод денег самостоятельного функционирующих республиканских и местных бюджетов (включая бюджеты специальных экономических зон), внебюджетных фондов без учета взаимопогашающих операций между ними; местные бюджеты - бюджеты областные, городские (городов республиканского и областного значения), бюджеты районов и бюджеты специальных экономических зон; обслуживание государственного долга - совокупные платежи. связанные с выплатой вознаграждения (интереса), страховых, комиссионных сборов и штрафов по государственному долгу; официальные трансферты - безвозмездные и невозвратные поступления в бюджет и расходы из бюджета; программы и подпрограммы - понятия функциональной характеристики расходов, обозначающие комплекс мероприятий, осуществляемых организациями для выполнения определенных функций. Программа может подразделяться на подпрограммы, представляющие собой составные части комплекса мероприятий или конкретные мероприятия; профицит бюджета - превышение общей суммы поступлений доходов и официальных трансфертов в бюджет над общим объемом расходов и выделяемых на возвратной основе кредитов. Размер профицита республиканского бюджета исчисляется в национальной валюте и в процентах к валовому внутреннему продукту; расходы бюджета - средства, выделяемые из бюджета на безвозвратной основе в пределах утвержденного бюджета; резервный фонд - фонд, образуемый за счет бюджетных средств, для финансирования непредвиденных расходов единовременного характера, в том числе централизованные в республиканском бюджете средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; секвестр - пропорциональное, в определенных процентах, сокращение утвержденных предельных лимитов расходов бюджета в установленном законодательством порядке; специфика - показатель, определяющий экономическую характеристику расходования бюджетных средств; субвенции - официальные трансферты, получаемые нижестоящими бюджетами от вышестоящих в пределах утвержденных сумм, для осуществления целевых расходов или целевых программ; субсидии - трансфертные платежи из бюджетов, выделяемые организациям в пределах утвержденных сумм, для финансирования целевых расходов (программ); счетный период - период, не входящий в новый финансовый год, в течение которого производятся заключительные операции по не обеспеченным финансированием утвержденным в истекшем финансовом году бюджетным расходам. Продолжительность счетного периода устанавливается Министерством финансов Республики Казахстан; финансовый год - регулярный бюджетно-учетный период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года. Финансовый год не включает счетный период; функциональная группа - группа платежей из бюджета, направляемых с целью выполнения общегосударственных задач; целевые фонды - фонды, включаемые в доходную и расходную части бюджета и формируемые за счет специально определенных источников доходов, которые расходуются по целевому назначению; чистое кредитование - разница между общей суммой выданных и погашенных кредитов. Статья 2. Основа для формирования бюджета Бюджет формируется на основе ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, учитывая параметры принятого Правительством Республики Казахстан индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на соответствующий год. Статья 3. Основные положения в управлении финансовыми ресурсами государства 1. В государственном бюджете находят отражение: взаимодействие экономических и финансовых целей государства; взаимодействие бюджетов разных уровней и взаимодействие бюджетов с различными секторами экономики; совершенствование налогово-фискальных инструментов; источники и размеры отчислений во внебюджетные фонды; структура и размер поступлений доходов в бюджеты и расходов из бюджетов, размер дефицита (профицита) республиканского бюджета; сбалансированность местных бюджетов; оценка состояния и динамики государственного долга с учетом его погашения и влияния на финансовые операции государства. 2. При формировании бюджета учитываются все доходы и расходы, в том числе по фондам целевого финансирования, включаемым в состав бюджета. Процесс формирования и использования внебюджетных фондов регулируется в законодательном порядке. Глава II. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА Статья 4. Бюджетная система 1. Бюджетная система Республики Казахстан представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанную на экономических отношениях и правовых нормах, а также процесс их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля. 2. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет, местные бюджеты (включая бюджеты специальных экономических зон) и внебюджетные фонды, в совокупности составляющие консолидированный финансовый баланс государства. 3. Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты - решениями соответствующих местных представительных органов. Бюджеты внебюджетных фондов и фондов экономического и социального развития экономических зон на финансовый год утверждаются в соответствии с законодательством об и этих фондах. 4. Формирование, утверждение и учет исполнения бюджетов всех уровней осуществляется в национальной валюте. Статья 5. Принципы бюджетного устройства Бюджетное устройство Республики Казахстан основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему республики. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Оно основано на взаимодействии бюджетов всех уровней через перераспределение доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение. В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16 июня 1997 г. № 125-1 Статья 6. Структура бюджета Структура бюджета состоит из следующих разделов: "Доходы"- включает все поступления в бюджет, кроме поступлений от правительственного заимствования и полученных официальных трансфертов (грантов); "Полученные официальные трансферты (гранты)" - включает все поступления в бюджет, кроме поступлений, входящих в раздел "Доходы"; "Расходы" - включает все расходы из бюджета, включая расходы по обслуживанию государственного долга, кроме платежей из бюджета по кредитованию и погашению основной суммы государственного долга; "Кредитование минус погашение" - включает платежи из бюджета по кредитованию и поступления от погашения ранее выданных из бюджета кредитов и отражает чистое кредитование; "Дефицит (профицит) бюджета" - составляет разницу между общим итогом разделов "Доходы" и "Полученные официальные трансферты (гранты)" и общим итогом разделов "Расходы" и "Кредитование минус погашение"; "Финансирование" - включает поступления в бюджет по заимствованию, за вычетом погашения основной суммы долга, или распределение профицита бюджета на погашение основной суммы долга, за вычетом поступлений по заимствованию."; В статью 7 внесены изменения Законом РК от 11.07.97 г. № 154-1. Статья 7. Республиканский бюджет Республиканский бюджет представляет собой централизованный фонд денег, формируемый в основном за счет общегосударственных налогов и предназначенный для финансирования общегосударственных программ и мероприятий, определяемых Правительством Республики Казахстан для осуществления функций, возложенных на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан. Статья 8. Поступления в республиканский бюджет Поступления в республиканский бюджет включают: 1) доходы республиканского бюджета, которые состоят из: налоговых и таможенных поступлений, установленных налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан, включая общегосударственные налоги и сборы, за вычетом сумм, подлежащих зачислению в доход местных бюджетов, при этом нормативы поступлений по общегосударственным налогам и их верхний предел по областям и городам республиканского значения определяются законом о республиканском бюджете; неналоговых поступлений, определяемых Правительством Республики Казахстан в рамках законодательства и представленных ему полномочий; доходов от операций с капиталом государства; иных поступлений, не противоречащих законодательству Республики Казахстан; 2) полученные официальные трансферты (гранты), которые состоят из: внутренних официальных трансфертов, включая получаемые от исполнительных органов; внешних официальных трансфертов, получаемых от международных организаций и иностранных государств; 3) правительственные заимствования, которые состоят из поступлений в бюджет от внутренних и внешних источников, необходимых для покрытия дефицита республиканского бюджета; 4) поступления от погашения ранее выданных из республиканского бюджета кредитов (ссуд), а также части поступлений от продажи государственного пакета акций государственной собственности для возмещения обязательств. В пункт 1 статьи 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16 июня 1997 г. № 125-1 Статья 9. Расходование средств из республиканского бюджета Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование государственных программ и мероприятий, которые включают: 1) общегосударственные расходы на социальную защиту населения, расходы на содержание государственных, межгосударственных и представительских органов и другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм: в области образования и здравоохранения; в области фундаментальных и прикладных научных исследований; в области обороны, общественного порядка и безопасности, судебной и уголовно-исправительной системы, в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; по мероприятиям, выполняемым центральными исполнительными органами по организации туризма, спорта и в сфере культуры; по услугам государственных радио и телевидения и других государственных средств массовой информации; по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширению сельскохозяйственного производства, борьбе с особо опасными вредителями сельскохозяйственных растений и болезнями животных и на другие приоритетные цели; по воспроизводству и охране лесного хозяйства, экологии, воспроизводству, охране животного мира, сохранению и развитию особо охраняемых природных территорий; по реализации новой жилищной политики и развитию жилищного строительства, адаптации нормативной базы строительства, геологоразведочных, геодезических и сейсмологических работ, охране недр, землеустройству, мероприятий по строительству крупных объектов водоснабжения и канализации; по выполнению государственных обязательств, связанных с выплатой процентов по государственным долгам и их размещением; по государственной инвестиционной политике, а также трансфертные расходы, передаваемые в качестве субвенции в бюджеты и для пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий"; по другим общегосударственным приоритетным мероприятиям в соответствии с программами Правительства Республики Казахстан, включая расходы по обслуживанию государственного долга; 2) бюджетные средства, выделяемые из бюджета на возвратной основе для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных программ, как правило, через государственные банки; 3) погашение основной суммы государственного долга. Статья 10. Местные бюджеты 1. Из местного бюджета обеспечивается финансирование местных программ и мероприятий. Через местные бюджеты допускается реализация части общегосударственных программ и мероприятий. 2. Местные исполнительные органы самостоятельно разрабатывают и исполняют бюджет соответствующих административно-территориальных единиц с учетом функционирования на их территории специальных экономических зон. Местные представительные органы рассматривают и утверждают бюджет на предстоящий финансовый год и отчет об исполнении соответствующего местного бюджета за истекший финансовый год. 3. Бюджеты специальных экономических зон формируются административными советами специальных экономических зон, рассматриваются, утверждаются и исполняются в порядке и по правилам, установленным законодательством о специальных экономических зонах в Республике Казахстан и положениями о специальных экономических зонах, утверждаемыми Президентом Республики Казахстан. 4. Разграничение общегосударственных налогов, сборов и платежей между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения определяется местными исполнительными органами, рассматривается и утверждается соответствующими представительными органами. Статья 11. Поступления в местные бюджеты Поступления в местные бюджеты включают: 1) доходы местных бюджетов, которые состоят из: местных налогов и сборов, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан; сумм отчислений от общегосударственных налогов в порядке регулирования нижестоящих бюджетов, с учетом уровня социально-экономического развития региона; неналоговых поступлений в местные бюджеты, установленных законодательными актами республики; 2) полученные официальные трансферты, которые состоят из: внутренних официальных трансфертов, получаемых от вышестоящих бюджетов местными исполнительными органами с целью обеспечения сбалансированности их бюджетов; внешних официальных трансфертов, получаемых от международных организаций и иностранных государств; 3) поступления средств, заимствованных нижестоящими бюджетами у вышестоящих бюджетов для покрытия поквартального кассового разрыва; 4) поступления от погашения ранее выданных кредитов. Статья 12. Расходование средств из местных бюджетов Расходование средств из местных бюджетов включает: 1) расходы на содержание местных органов государственного управления и для осуществления местными исполнительными органами программ по: обеспечению общественного правопорядка и безопасности, проводимых местными исполнительными органами; образованию и здравоохранению; социальному страхованию и реализации законодательно установленных льгот для отдельных категорий населения; жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, водоснабжению и инженерной инфраструктуре; культуре, туризму, спорту, содержанию местных средств массовой информации и организации досуга; аграрной реформе, осуществлению земельной реформы, поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, борьбе с особо опасными вредителями растений и болезнями животных и на другие цели; экологии и организации рационального природопользования; развитию малого и среднего бизнеса; обеспечению других программ, предусмотренных в утвержденном бюджете на очередной финансовый год, включая расходы по обслуживанию кредитов; предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 2) бюджетные средства, выделяемые на возвратной основе, как правило, через государственные банки для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных и региональных программ; 3) погашение основной суммы полученных кредитов. Статья 13. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов В целях обеспечения сбалансированности доходов и расходов областных (городов республиканского значения) бюджетов в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год предусматриваются отчисления от общегосударственных налогов и сборов в бюджеты областей и городов республиканского значения, а также выделение из республиканского бюджета субвенций. Статья 14. Резервные фонды 1. Резервные фонды образуются в составе республиканского и местных бюджетов для финансирования непредвиденных расходов. Распределение средств из резервного фонда в пределах размеров, утвержденных в составе расходов бюджетов на соответствующий год, и открытие финансирования производятся в зависимости от уровня бюджета по решениям Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов соответственно, которые утрачивают силу в конце текущего финансового года. 2. Порядок использования средств резервных фондов республиканского и местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами. 3. Размер резервного фонда не должен превышать двух процентов объема соответствующего бюджета. Статья 15. Консолидированный финансовый баланс государства 1. Консолидированный финансовый баланс государства включает внебюджетные фонды и государственный бюджет, консолидирующий республиканский и местные бюджеты, с учетом бюджетов специальных экономических зон. 2. Консолидированный финансовый баланс государства разрабатывается для целей управления финансовыми ресурсами государства, отражения основных направлений бюджетной политики, взаимосвязи показателей бюджетной системы с показателями остальных секторов экономики и ведения государственного счета. Статья 16. Государственный счет Ведение государственного счета обеспечивается Национальным Банком Республики Казахстан или другим уполномоченным им банком по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан. Глава III. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ БЮДЖЕТА Статья 17. Подготовка бюджета 1. В установленные Правительством Республики Казахстан сроки Министерство финансов Республики Казахстан представляет в Правительство Республики Казахстан основные направления бюджетной политики на предстоящий финансовый год и проект консолидированного финансового баланса государства, разработанные на основе ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, оценки текущего исполнения бюджета, динамики макроэкономических показателей и основных направлений денежно-кредитной политики. 2. Правительство Республики Казахстан после одобрения основных направлений бюджетной политики на предстоящий год и проекта консолидированного финансового баланса государства принимает постановление, которым устанавливает порядок, сроки формирования проекта бюджета центральными государственными органами, организациями, содержащимися за счет бюджетных средств, и представления его в Министерство финансов Республики Казахстан. 3. Порядок составления, рассмотрения и утверждения республиканского и местных бюджетов определяется на основании действующего законодательства. 4. Правила составления и использования республиканского и местных бюджетов разрабатываются Министерством финансов Республики Казахстан и утверждаются Правительством Республики Казахстан. 5. Размещение заказов на выполнение работ и оказание услуг по программам за счет средств государственного бюджета производится, как правило, на конкурсной основе. 6. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы публикуют отчеты об исполнении соответственно республиканского и местных бюджетов. В пункт 3 статьи 18 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16 июня 1997 г. № 125-1 Статья 18. Составление республиканского бюджета 1. Одобренный Правительством Республики Казахстан проект консолидированного финансового баланса государства служит основанием для разработки Министерством финансов Республики Казахстан проекта республиканского бюджета и определения укрупненных параметров местных бюджетов на предстоящий финансовый год, принимаемых за основу при определении величины нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов в местные бюджеты и других предполагаемых взаимоотношений с республиканским бюджетом. 2. Проект республиканского бюджета разрабатывается в соответствии с бюджетной классификацией, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан. 3. В проекте закона о республиканском бюджете указываются суммы всех видов поступлений, нормативы распределения регулирующих общегосударственных налогов, а также предельные размеры расходов по функциональным группам, функциям, подфункциям и учреждениям согласно бюджетной классификации, с указанием размера дефицита (профицита) бюджета, а также проектируемые размеры официальных трансфертов. Статья 19. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета 1. Разработанный Правительством Республики Казахстан проект закона о республиканском бюджете со всеми приложениями не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому, представляется на обсуждение Парламента Республики Казахстан. 2. Утверждение республиканского бюджета и внесение изменений и дополнений в бюджет происходят на совместном заседании палат после их последовательного обсуждения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате. Обсуждение начинается с доклада Министра финансов Республики Казахстан и содокладов Министра экономики Республики Казахстан, Председателя Национального Банка Республики Казахстан, а также Палат Парламента Республики Казахстан с заключением по рассматриваемому вопросу. 3. Республиканский бюджет на предстоящий финансовый год утверждается на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан не позднее 15 декабря отчетного года. В случае, если Парламентом Республики Казахстан в срок до 15 декабря не будет принят закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Президент Республики Казахстан издает Указ "О республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего финансового года", который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета. Исполнение финансового плана осуществляется в порядке, установленном для республиканского бюджета. Статья 20. Порядок уточнения республиканского бюджета Уточнения республиканского бюджета в ходе его исполнения осуществляется на основании предложений Правительства Республики Казахстан или других законодательных инициатив согласно действующему законодательству, в порядке и на условиях настоящего Закона. Статья 21. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов 1. Министерство финансов Республики Казахстан в недельный срок, но не позднее 15 августа, после одобрения Правительством Республики Казахстан прогнозного проекта государственного бюджета Республики Казахстан и в составе его укрупненного счета проектируемого республиканского бюджета на следующий финансовый год сообщает по поручению Правительства Республики Казахстан акимам областей и городов республиканского значения проектируемые размеры отчислений в доходы их бюджетов от общегосударственных налогов и сборов, сумму предполагаемого выделения средств из республиканского бюджета на формирование общегосударственных программ (с указанием, каких конкретно) и ориентировочную сумму кредита (ссуды), на которую могут в случае потребности рассчитывать местные исполнительные органы, а также предельные лимиты расходов на содержание аппарата управления местных представительных и исполнительных органов. 2. На основе сообщенных Министерством финансов Республики Казахстан названных в пункте 1 настоящей статьи показателей и своих прогнозных данных по основным параметрам бюджетов областей и городов республиканского значения местные исполнительные органы самостоятельно определяют прогнозные объемы своих бюджетов. 3. Составление, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан. 4. Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами городов областного значения и бюджетами районов производится областными представительными органами в соответствии с их решениями об областном (городском) бюджете на финансовый год. 5. Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за сбалансированность доходов и расходов соответствующих местных бюджетов. 6. Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процесс составления, утверждения и исполнения низовых бюджетов не допускается. 7. Объем официальных трансфертов, предоставляемых в порядке исключения в виде субвенции из республиканского бюджета нижестоящим бюджетам для реализации конкретных программ по функциональным группам, определяется законом о республиканском бюджете. 8. В местных бюджетах образуется оборотный резерв наличности за счет остатка средств местных бюджетов на начало планируемого финансового года, который используется местными исполнительными органами для управления ликвидностью в течение финансового года. Размер оборотного резерва наличности определяется при утверждении соответствующих местных бюджетов. 9. Акимы областей и городов республиканского значения не позднее двухнедельного срока после вступления в силу закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджета и вносят на рассмотрение соответствующего маслихата доработанный вариант проекта областного и городского (городов республиканского значения) бюджета, который в течение двух недель принимает решение по его утверждению. 10. Акимы районов и городов (областного значения) в свою очередь в двухнедельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующего маслихата, который не позднее аналогичного срока принимает решение об утверждении бюджета. В эти же сроки утверждаются бюджеты специальных экономических зон. 11. До утверждения местного бюджета соответствующими маслихатами на предстоящий финансовый год исполнение бюджета I квартала осуществляется в размере 1/4 части проекта годового бюджета на предстоящий финансовый год. Глава IV. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ Статья 22. Кредиты, предоставляемые Правительством Республики Казахстан 1. Министерство финансов Республики Казахстан от имени Правительства Республики Казахстан может предоставлять государственные кредиты в пределах сумм и на цели, предусмотренные в республиканском бюджете, как правило, через государственные банки. Порядок и условия предоставления кредитов определяются Правительством Республики Казахстан. 2. Для покрытия временного Кассового разрыва Министерством финансов Республики Казахстан по ходатайству акимов областей и городов республиканского значения могут выдаваться бюджетные кредиты (ссуды) из республиканского бюджета местным бюджетам. На эти же цели вышестоящие местные бюджеты могут выдавать бюджетные кредиты (ссуды) нижестоящим бюджетам. Указанные кредиты (ссуды) выдаются под гарантию соответствующих местных бюджетов. Порядок и условия их предоставления определяются в Правилах составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, утверждаемых Министерством финансов Республики Казахстан. Пункт 3 статьи 23 изложен в соответствии с Законом РК от 16 июня 1997 г. № 125-1 Статья 23. Государственное заимствование 1. Правительство Республики Казахстан имеет право заимствовать средства у юридических и физических лиц, иностранных государств и международных организаций для финансирования дефицита республиканского бюджета. 2. Государственное заимствование средств осуществляется в форме договоров займа или выпуска государственных ценных бумаг. Порядок и условия заключения договоров займа и выпуска ценных бумаг определяются действующим законодательством Республики Казахстан. 3. В законе о республиканском бюджете утверждаются лимит государственного долга Республики Казахстан, образуемого в результате заимствования Правительством Республики Казахстан, лимит государственных гарантий Республики Казахстан, а также предусматриваются средства для обслуживания указанного государственного долга. Пункт 4 исключен, пункт 5 считать пунктом 4 в соответствии с Законом РК от 16 июня 1997г. № 125-1 (5.) 4. В республиканском бюджете предусматриваются средства для покрытия риска по выплатам, вытекающим из гарантий Правительства Республики Казахстан. Статья 24. Государственный долг 1. Государственный долг состоит из: внешнего долга, в котором заимодателями выступают нерезиденты Республики Казахстан, иностранные государства и международные организации; внутреннего государственного долга, в котором заимодателями выступают резиденты Республики Казахстан. 2. Правительство Республики Казахстан обеспечивает и организует управление и обслуживание государственного долга. Глава V. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА Статья 25. Порядок исполнения республиканского бюджета 1. Исполнение республиканского бюджета организует Правительство Республики Казахстан. 2. Организации в соответствии с бюджетными назначениями производятся расходы на основании разрешения, выдаваемого Казначейством при Министерстве финансов Республики Казахстан. Министерство финансов республики Казахстан вправе не выделять бюджетные средства, отзывать и запрещать их расходование в случае непредоставления сметы расходов на соответствующий финансовый год и нецелевого или неэффективного использования выделенных средств. 3. Все государственные органы обязаны предоставлять Министерству финансов Республики Казахстан в установленные им сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета. В пункт 4 статьи 25 внесены дополнения в соответствии с Законом РК от 16 июня 1997 г. № 125-1 4. Правительство Республики Казахстан имеет право в процессе исполнения бюджета вносить в распределение ассигнований по учреждениям (согласно бюджетной классификации) изменения, связанные с осуществлением мероприятий по совершенствованию структуры и функций бюджетных организаций и изменять источники покрытия дефицита республиканского бюджета. 5. Организации, содержащиеся за счет республиканского бюджета, могут с согласия Министерства финансов Республики Казахстан переводить средства из одной программы, подпрограммы и специфики в другую. 6. Не допускается выделение средств из республиканского бюджета организациям, содержащимся за счет местных бюджетов и внебюджетных целевых фондов (за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете), общественным и творческим объединениям и организациям, а также хозяйствующим субъектам без государственной доли участия. 7. Если в ходе исполнения бюджета центральными государственными органами Республики Казахстан принимаются нормативные акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы либо уменьшаются доходы бюджетов области и городов республиканского значения, им возмещаются потери за счет средств республиканского бюджета, и, напротив, при уменьшении их расходов или увеличении доходов производится уменьшение субвенций, а по несубвенционным областям - относятся на взаиморасчет. 8. Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года в результате перевыполнения доходов в истекшем году, а также сумм перевыполнения по доходам за истекший период в ходе исполнения бюджета текущего года, могут направляться Правительством Республики Казахстан на финансирование дополнительных расходов, возникших в процессе исполнения бюджета. 9. В республиканском бюджете образуется оборотный резерв наличности за счет остатков средств по республиканскому бюджету на начало предстоящего финансового года, который используется Правительством Республики Казахстан для управления ликвидностью в течение финансового года. Статья 26. Порядок исполнения местных бюджетов 1. Местные исполнительные органы организуют исполнение бюджета соответствующих административно- территориальных единиц, эффективное и целевое расходование бюджетных средств. 2. Исполнение местных бюджетов осуществляется на основании поквартальной разбивки доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов республиканского и областного значения и бюджетов районов, которая составляется в пределах сумм утвержденных бюджетов. Местные финансовые органы имеют право приостанавливать финансирование или отзывать выделенные бюджетные средства в случае нецелевого или неэффективного их использования. 3. Организации, содержащиеся за счет местного бюджета, могут с согласия местных финансовых органов переводить средства из одной программы, подпрограммы и специфики в другую, кроме тех, которые специально выделены в утвержденном бюджете. 4. При утверждении областного и городского (городов республиканского значения) бюджетов наравне с низовыми бюджетами рассматриваются и взаимоотношения с бюджетами специальных экономических зон, расположенных на территории соответствующей области и в черте городов республиканского значения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |