|
|
|
05.09.2006 Приказ Министра внутренних дел от 10 июля 2006 года № 341 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.08.2011 г.)
Утратил силу в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 2 апреля 2013 года № 217
См. Правила подготовки водителей транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 321.
Руководствуясь статьей 7 Закона Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения», а также пунктом 12 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года № 607, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки водителей транспортных средств. 2. Начальникам Департаментов внутренних дел городов Астаны, Алматы и областей, обеспечить изучение и исполнение настоящего приказа сотрудниками дорожной полиции. 3. Комитету дорожной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан и обеспечить его официальное опубликование после государственной регистрации. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра внутренних дел генерал-майора полиции Ускимбаева К.Б. и Комитет дорожной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан. 5. Настоящий приказ вводится в действие со дня официального опубликования.
приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 10 июля 2006 года № 341
По всему тексту слова «образовательной», «образовательная» заменены соответственно словами «учебной», «учебная» в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 27.08.10 г. № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Правила подготовки водителей транспортных средств
1. Общие положения
1. Настоящие Правила подготовки водителей транспортных средств (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года № 607 «Вопросы Министерства внутренних дел Республики Казахстан» и определяют порядок и сроки подготовки водителей транспортных средств. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 27.08.10 г. № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 2. Правила являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, осуществляющими подготовку и переподготовку водительских кадров независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - учебная организация).
2. Организация подготовки и переподготовки водителей транспортных средств
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 27.08.10 г. № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 3. Подготовка водителей транспортных средств, а также переподготовка водителей с одного вида транспортного средства на право управления другим видом транспортных средств осуществляется в соответствии с программой по подготовке водителей транспортных средств категорий «А», «В», «С», «Д», «Е» (приложение 1). Подготовка и переподготовка водителей транспортных средств устанавливается сроком от двух до шести месяцев, исходя из объема учебных программ. 4. Подготовка водителей транспортных средств категорий «А», «В», «С», «Д» и «Е» осуществляется из числа лиц, состояние здоровья которых соответствует установленным медицинским показателям. 5. Подготовка, а также переподготовка водителей с одного вида транспортного средства на право управления другим видом транспортных средств осуществляется в очной или вечерней формах обучения. Лица, освоившие программу обучения, проходят итоговую аттестацию в учебных организациях за полный курс обучения и получают свидетельство об окончании курсов обучения (приложение 2).
3. Организация учебного процесса
6. Исключен в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 27.08.10 г. № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 7. Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и программами по каждой дисциплине, а также планом-графиком подготовки водителей транспортных средств, расписаниями занятий и графиком очередности обучения вождению, разрабатываемыми и утверждаемыми учебной организацией самостоятельно. Учебная организация самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. 8. Учебная организация отвечает за: выполнение функций отнесенных к его компетентности; реализацию в полном объеме учебных программ, в соответствии с учебным планом и планом-графиком подготовки водителей транспортных средств; высокое качество подготовки обучающихся; жизнь и здоровье обучающихся и работников учебной организации во время образовательного процесса; недопущение нарушения прав и свобод, обучающихся и работников учебной организации; поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии и организацию предрейсового медицинского осмотра мастеров производственного обучения вождению. 9. Проверка технического состояния автомобилей и проведение предрейсового медицинского осмотра отражается в путевом листе (приложение 3), который ежедневно выписывается на все учебные транспортные средства независимо от форм их собственности, используемые в процессе обучения. Пункт 10 изложен в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 27.08.10 г. № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 10. К учебной организации применяются меры воздействия за нарушение процесса обучения в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях. 11. Зачисление обучающихся осуществляется приказом по учебной организации (приложение 4) на основании заявления поступающего (приложение 5) и договора об оказании образовательных услуг. В пункт 12 внесены изменения в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 27.08.10 г. № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); приказом Министра внутренних дел РК от 05.08.11 г. № 393 (см. стар. ред.) 12. Прием граждан на обучение производится по предъявлению следующих документов: 1) для подготовки водителей на право управления транспортными средствами категорий «А», «В», «С» и «Д»: заявления поступающего; медицинской справки о пригодности к управлению соответствующими транспортными средствами; фотографий размером 3,5 х 4,5; копия документа, удостоверяющего личность; 2) для переподготовки водителей на право управления транспортными средствами, кроме вышеуказанных документов - копия водительского удостоверения и личную карточку водителя; 3) для переподготовки водителей на право управления транспортными средствами категорий «Е», необходим документ, подтверждающий стаж работы водителем не менее 12 месяцев; 4) для подготовки водителей на право управления транспортными средствами категории «Д» необходимо, чтобы лицо достигло двадцатиоднолетнего возраста, имело стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стажа управления транспортными средствами, относящимися к категории «С», не менее одного года. 13. Выпуск обучающихся оформляется приказом учебной организации (приложения 6). 14. Учебные группы по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств создаются численностью от 15 до 30 человек. В пункт 15 внесены изменения в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 27.08.10 г. № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 15. В целях организации контроля за выполнением учебных планов и программ обучения не позднее 10 дней до начала занятий учебная организация регистрирует в регистрационно-экзаменационном подразделении дорожной полиции каждую учебную группу с предъявлением списка обучающихся установленной формы (приложение 7). 16. С целью упорядочения приема квалификационных экзаменов и предварительной проверки кандидатов в водители по базам данных водителей, лишенных права на управления транспортными средствами, учебные организации не менее чем за 30 дней до окончания обучения направляют в регистрационно-экзаменационное подразделение дорожной полиции списки обучающихся каждой учебной группы и заявку о приеме квалификационных экзаменов с указанием даты окончания обучения. 17. Основными формами обучения являются теоретические, лабораторно-практические, практические и контрольные занятия. Теоретические занятия по каждому предмету должны планироваться, как правило, не более двух часов в день, лабораторно-практические -4 - 6 часов. В течение дня с одним обучаемым по вождению автомобиля разрешается отрабатывать: на автотренажере - не более одного часа, на учебном автомобиле не более двух часов, за исключением упражнения «Вождение в колонне», а также упражнений связанных с перевозкой грузов, которые могут отрабатываться в течение четырех часов. 18. Продолжительность учебного часа теоретических и лабораторно-практических занятий - 45 минут, а практических занятий по вождению автомобиля - 60 минут, включая время на постановку задач, подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. Допускается проведение лабораторно-практических занятий в течение 90 минут без перерыва. Продолжительность учебного времени не должна превышать в рабочие дни - 4 часов, в предвыходные и выходные дни - 6 часов. 19. Теоретические занятия проводятся преподавателем, лабораторно-практические по устройству и техническому обслуживанию автомобиля преподавателем совместно с мастером производственного обучения, практические занятия по вождению автомобиля проводятся мастером производственного обучения вождению индивидуально с каждым обучаемым. Лабораторно-практические занятия по устройству и техническому обслуживанию автомобилей и оказанию первой помощи, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии проводятся бригадным способом после изучения соответствующего теоретического материала по одной или нескольким темам. 20. Теоретические занятия проводятся в специально оборудованных классах (кабинетах) в составе учебной группы с целью изучения нового материала. 21. Лабораторно-практические проводятся в лабораториях по устройству и техническому обслуживанию автомобиля с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся умений и навыков в работе на изучаемой технике. Лабораторно-практические занятия могут проводиться фронтальным, индивидуальным или комбинированным методами. При фронтальном методе все обучающиеся учебной группы одновременно выполняют одни и те же работы на одинаковой материальной части. При индивидуальном методе каждая учебная группа выполняет работы, отличную от той, которая выполняется в то же время другими учебными группами, или же одинаковую с ними работу, но на других образцах материальной части. Комбинированный метод представляет собой различные сочетания фронтального и индивидуального методов. Выбор методов проведения лабораторно-практических занятий определяется целями занятия. 22. Занятия по практическому вождению проводятся индивидуально с каждым обучаемым на автотренажерах (при наличии), автодромах (площадках для учебной езды) и учебных маршрутах, согласованных с дорожной полицией (не реже 1 раза в 3 года), обслуживающей данную территорию. 23. Проведение занятий по Правилам дорожного движения Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года № 1650 необходимо планировать до начала отработки соответствующих упражнений по вождению автомобилей. 24. Для проведения каждого занятия при руководителе учебной организации должны находиться план проведения занятия, в котором предусматриваются название темы, цели, учебные вопросы, расчет учебного времени, порядок использования учебно-наглядных пособий и технических средств обучения, действия преподавателя (мастера производственного обучения) и обучаемых, задание на самостоятельную подготовку. 25. Мастер производственного обучения вождению при проведении занятий должен иметь водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист, график очередности вождения, согласованную с дорожной полицией схему учебных маршрутов, индивидуальную книжку учета обучения вождению обучающегося (приложение 8). 26. Контроль качества усвоения пройденного материала осуществляется преподавателем (мастером производственного обучения) в ходе проведения занятий с выставлением оценок в журнале учета занятий (индивидуальной книжке учета обучению вождению автотранспортных средств). При проведении теоретических занятий должно быть опрошено не менее 3-4 человек, а в ходе лабораторно-практических занятий оценка выставляется каждому обучающемуся. 27. Контроль за качеством проведения занятий преподавателями и мастерами производственного обучения осуществляется руководством учебной организации с записями в журналах учета занятий. 28. Для определения качества усвоения учебного материала и оценки знаний обучающихся проводятся итоговые занятия. По результатам итоговых занятий определяется готовность каждого обучающегося и в целом учебной группы к итоговой аттестации. Лица, получившие положительные оценки по всем предметам обучения допускаются к итоговой аттестации. 29. Лица, самостоятельно освоившие программу подготовки водителей транспортных средств категорий «А» и (или) «В» проходят итоговую аттестацию в учебных организациях за полный курс обучения и получают свидетельство об окончании курсов обучения. Лица, получившие свидетельство об окончании курсов обучения, допускаются к сдаче квалификационных экзаменов в дорожной полиции. 30. Целью и содержанием итоговой аттестации является установление соответствия содержания и качества подготовки, обучающихся требованиям учебных программ. 31. Итоговая аттестация проводится в виде внутренних экзаменов по: устройству и техническому обслуживанию автомобиля; Правилам дорожного движения, основам безопасности движения и первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии; по практическому вождению автомобиля. В пункт 32 внесены изменения в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 27.08.10 г. № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 32. Для проведения итоговой аттестации приказом руководителя учебной организации создается экзаменационная комиссия в составе не менее трех человек, включая председателя комиссии. В состав комиссии по согласованию включаются представители иных учебных организаций и сотрудники дорожной полиции. Председателем комиссии назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, практический стаж работы на автомобильном транспорте 2 года. 33. Обучающиеся, не сдавшие теоретические экзамены, к сдаче экзамена по практическому вождению не допускаются. 34. Экзамен теоретический проводится аналогично проведению квалификационного экзамена для получения права на управление транспортными средствами, а по практическому вождению автомобиля проводится в соответствии с Методикой проведения квалификационных экзаменов, с составлением протокола экзамена и проведением комплекса испытательных упражнений для проведения первого этапа практического экзамена (приложение 9, 10, 11). 35. Лица, не сдавшие экзамены по уважительным причинам, допускаются к их сдаче с очередными группами, а получившие неудовлетворительные оценки, допускаются к повторной сдаче после дополнительной самостоятельной подготовки, но не ранее, чем через 5 дней со дня проведения экзаменов. 36. Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом (приложение 12), который подписывается председателем, членами экзаменационной комиссии, руководителем учебной организации и скрепляется печатью. 37. Лицам, прошедшим аттестацию выдаются свидетельства установленного образца. 38. Свидетельства об окончании обучения по программам подготовки и переподготовки водителей транспортных средств не являются документами на право управления этими транспортными средствами, а предъявляются в регистрационно-экзаменационное подразделение дорожной полиции при сдаче квалификационных экзаменов для получения водительских удостоверений на право управления соответствующими категориями транспортных средств. В пункт 39 внесены изменения в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 27.08.10 г. № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 39. В случае утраты свидетельства учебная организация выдает «Дубликат» на основании личного заявления и протокола экзаменационной комиссии. В течение одного рабочего дня с момента подачи заявления. В пункт 40 внесены изменения в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 27.08.10 г. № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 40. Свидетельства об окончании обучения и справки о прослушанном курсе являются документами строгой отчетности, имеют серию и типографский порядковый номер. Срок действия свидетельства об окончании обучения заканчивается при получении водительского удостоверения. Пункт 41 изложен в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 27.08.10 г. № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 41. Хранение и уничтожение документации учебных организаций осуществляется в соответствии с приказом и.о. Министра культуры и информации Республики Казахстан от 25 сентября 2009 года № 128 «Об утверждении Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях, перечня типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием сроков хранения» (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5834).
4. Руководство подготовкой и переподготовкой водителей транспортных средств
42. Контроль за организацией и проведением подготовки и переподготовки водителей транспортных средств осуществляют территориальные подразделения дорожной полиции. 43. Дорожная полиция осуществляет учет учебных организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств, на обслуживаемой территории, определяет качество подготовки и переподготовки в ходе проведения квалификационных экзаменов. В случае выявления слабой теоретической или практической подготовки обучающихся руководству учебной организации направляется предупреждение для принятия необходимых мер. Если учебная организация не реагирует на предупреждение дорожной полиции, продолжает представлять к экзаменам обучающихся с низким уровнем теоретических знаний и слабыми навыками практического вождения (процент сдачи квалификационных экзаменов с первого раза является менее 20% от общего количества лиц, допущенных к квалификационному экзамену), то деятельность данной организации подлежит ограничению путем приостановления регистрации учебных групп по данной учебной организации, с обязательным опубликованием в средствах массовой информации сведений о данных организациях. 44. Непосредственное руководство учебной организацией возложено на руководителя (директора, начальника). Руководитель несет полную ответственность за выполнение учебной организацией учебных планов и программ, организацию учебно-воспитательного процесса, финансово-хозяйственную деятельность и охрану труда.
45. Учебные организации в целях реализации учебных планов, программ и обеспечения высокого качества подготовки и переподготовки водителей транспортных средств должны располагать: учебными классами (кабинетами) и лабораториями, оснащенными современным учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения, учебными и наглядными пособиями; автодромом (площадкой для учебной езды); учебными транспортными средствами. 46. При учебной организации, осуществляющей подготовку водителей различных категорий, должно находиться: методический кабинет; класс устройства транспортных средств; класс эксплуатации транспортных средств; класс Правил дорожного движения; класс безопасности движения; класс медицинской подготовки; класс по охране труда; лаборатории по устройству транспортных средств; лаборатории по техническому обслуживанию транспортных средств; класс автотренажеров; автодром (площадку для учебной езды); учебные транспортные средства. 47. Состав, количество и содержание учебных классов, лабораторий определяется, исходя из требований соответствующих учебных планов и программ. 48. При достаточном аудиторном фонде могут создаваться специализированные классы устройства и технического обслуживания, как по категориям транспортных средств, так и по отдельным разделам программ. При отсутствии достаточного аудиторного фонда могут быть объединены: класс устройства с классом эксплуатации транспортных средств и классом по охране труда, класс Правил дорожного движения с классом безопасности движения и медицинской подготовки. 49. При подготовке водителей транспортных средств категорий «А» и «В» допускается создание совмещенных классов по устройству и техническому обслуживанию, Правилам дорожного движения, безопасности движения и медицинской подготовке. 50. Не допускается совмещать классы теоретического обучения по устройству и техническому обслуживанию автомобиля с лабораториями практических занятий. 51. При отсутствии автотренажеров обучение вождению проводится только на автомобилях. 52. Классы (кабинеты) для проведения теоретических занятий должны иметь рабочее место преподавателя (кафедру), классную доску, столы и стулья из расчета одновременной посадки до 30 человек, и демонстрационный стол для показа отдельных деталей. 53. Учебное оборудование должно быть в количестве, обеспечивающем полную и качественную отработку программного материала. Размещение оборудования, макетов, стендов и щитов должно проводиться с соблюдением требований технической эстетики и обеспечивать охрану труда. Устанавливаемое учебное оборудование должно быть хорошо обозримо, удобно для пользования им и окрашено в цвета, принятые заводами изготовителями. 54. Для нормальной работы вентиляция помещения должна обеспечить подачу на каждого обучающего в течение часа 15-20 м3 свежего воздуха, естественное освещение должно осуществляться с левой стороны при посадке обучающихся. Освещенность должна соответствовать медицинским требованиям. 55. Лаборатории должны иметь оборудованные учебные места, обеспечивающие отработку упражнений по всем темам и разделам предметов. 56. Каждое учебное место, должно быть оборудовано рабочим столом (верстаком), учебным оборудованием, комплектом инструментов, приборов и приспособлений, учебной документацией (планом выполнения задания, инструкцией по охране труда, инструкционно-технологической картой, описью учебного оборудования и инструмента). 57. Размещение учебных мест и оборудования должно производиться с учетом рационального и полного использования полезной площади, а также требований технической эстетики, правил охраны труда и пожарной безопасности. Крупные агрегаты и механизмы устанавливаются на подставке. При установке действующих автомобилей (автобусов) и двигателей лаборатория (класс) оборудуется вентиляцией и трубопроводами для отвода наружу отработавших газов. Подача топлива должна проводиться из баков, находящихся вне помещений. Учебную документацию размещают в рамки, размещенные на рабочем столе. 58. Учебные транспортные средства должны иметь опознавательный знак «Учебное транспортное средство», дополнительные зеркала заднего вида для обучающего и дополнительные педали сцепления, и тормоза.
к Правилам о порядке подготовки водителей транспортных средств
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Пояснительная записка
Типовые учебные планы и программы разработаны в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения», постановления Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года № 1650 «Об утверждении Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц и участников дорожного движения и перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам.». Типовой учебный план - документ, обязательный для выполнения каждым обучающимся. Указанный в нем перечень предметов, общее количество часов, отводимое на изучение каждого предмета, а также предметы, выносимые на экзамены и зачеты не могут быть изменены. Для проведения занятий оборудуются учебные кабинеты: Для категории «А» - один комплексный кабинет, а при достаточном аудиторном фонде могут оборудоваться два специализированных кабинета: один - по устройству и техническому обслуживанию; второй - по Правилам дорожного движения, основам управления транспортным средством и безопасности дорожного движения, оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Перечнем оборудования учебных кабинетов. Программой предусматривается изучение устройства и технического обслуживания одной из наиболее массовых моделей мотоцикла и ознакомление с конструктивными особенностями мотоциклов других марок. При целевой подготовке групп для вождения других мототранспортных средств изучается соответствующее мототранспортное средство. Для категории «В» - два специализированных кабинета: один - по устройству и техническому обслуживанию легкового автомобиля, второй - по Правилам дорожного движения, основам управления транспортными средствами и безопасности движения, оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Перечнем оборудования учебных кабинетов. При недостатке учебных площадей в учебной организации может быть оборудован один кабинет при условии его оснащения в соответствии с Перечнем учебного оборудования. Программой предусматривается изучение устройства одной марки легкового автомобиля и конструктивных особенностей других марок. Для категории «С» - два специализированных кабинета: один - по устройству и техническому обслуживанию автомобиля, второй - по Правилам дорожного движения, основам управления транспортными средствами и безопасности движения, оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Перечнем оборудования учебных кабинетов. Программой предусматривается изучение устройства двух марок грузовых автомобилей (с дизельным и карбюраторным двигателем). Для категории «Д» - учебные кабинеты: по устройству и техническому обслуживанию; по Правилам дорожного движения, основам управления транспортными средствами и безопасности движения; эксплуатации транспортных средств организации пассажирских перевозок, оказанию первой медицинской помощи и лаборатория по устройству и техническому обслуживанию в соответствии с Перечнем оборудования учебных кабинетов, лабораторий. Изучение устройства, работы, технического обслуживания и эксплуатации ведется на примере автобусов Павловского автобусного завода, Львовского автобусного завода, Ликинского автобусного завода, базовой модели автобуса «Икарус» и определяется учебной организацией. Для категории «Е» - учебные кабинеты: по устройству и техническому обслуживанию; по основам управления транспортным средством и безопасности движения в соответствии с перечнем оборудования учебных кабинетов. В зависимости от наличия обучающегося категории «В», «С», «Д» изучаются в предмете «Устройство и техническое обслуживание» соответственно прицепы легковых автомобилей, прицепы и полуприцепы грузовых автомобилей и сочлененные автобусы. В соответствии с этим преподаватели вносят изменения в программу предмета. Занятия по вождению автомобиля проводятся на автотренажере (при наличии), учебном автодроме (площадке для учебной езды) и на учебных маршрутах, согласованных с дорожной полицией. Учебные группы по подготовке водителей создаются численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических, лабораторно-практических (практических) занятий - 45 минут, при обучении вождению - 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения вождению (инструкторами) в журналах учета занятий. Обучение учащихся по устройству и техническому обслуживанию рекомендуется проводить в следующей последовательности: название (системы, механизма, сборочной единицы, прибора), назначение, принцип действия, основные характеристики, конструкция, параметры регулировки и контроля, характерные неисправности. (Для категории «Д»: изучение неисправностей ведется с учетом устранения возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов и выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи). (Для категории «А» навыки в выполнении работ по техническому обслуживанию и устранению простейших неисправностей прививаются на занятиях по вождению мотоцикла). Выполнение работ по обслуживанию и устранению простейших неисправностей проводится под руководством мастера производственного обучения вождению. В этих целях каждый обучаемый, согласно графику вождения, привлекается для проведения контрольного осмотра (в первый час занятия) и ежедневного обслуживания (в последний час занятия). Изучение предмета сопровождается показом на материальной части, стендах, плакатах, просмотром фрагментов из учебных фильмов, диафильмов и применения других технических средств обучения. Практические занятия по предмету проводятся на учебном автомобиле. Занятия по предмету «Оказания первой медицинской помощи» проводятся врачом или медработником со средним специальным образованием. На практических занятиях учащиеся должны быть обучены выполнению приемов по оказанию первой медицинской помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах. По предмету «Оказания первой медицинской помощи» проводится зачет. Для категории «Д» по предмету «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» проводится зачет. Обучение вождению транспортного средства производится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения вождению (инструктором) индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучению вождению (на автотренажере и автомобиле). При этом мастер может обучать: на автотренажере до четырех обучаемых (по числу учебных мест); на учебном автомобиле - одного. На занятиях по практическому вождению мастер производственного обучения вождению должен иметь: водительское удостоверение, документ на право обучения вождению, график очередности обучения вождению, план проведения занятий, схему учебного маршрута (при вождении по дорогам) согласованную с территориальным подразделением дорожной полиции. По каждому заданию на основе типовых программ в учебной организации разрабатываются упражнения, которые выполняются с каждым учащимся индивидуально. При невозможности полной отработки упражнений в реальных условиях (в населенном пункте нет железнодорожного переезда, светофора и др.) создаются условия для их отработки на автодроме (площадке учебной езды). Учет упражнений, выполненных учащимися во время занятий по практическому вождению, ведется в индивидуальной карточке учета. Для проверки качества обучения учебным планом предусматривается проведение контрольных занятий. Первое занятие проводится на площадке для учебной езды после отработки тем № 1 и № 2. В ходе занятия проверяется качество отработанных упражнений и определяется готовность учащихся к вождению автомобиля. Второе занятие проводится после отработки темы № 3. При отработке упражнений по вождению предусматривается проведение контрольного осмотра автомобиля и выполнение работ по ежедневному обслуживанию. Для категории «А» обучение вождению проводится на мотоцикле без коляски, а при целевом обучении - на соответствующем мототранспортном средстве. Упражнения по вождению мотоцикла выполняются на площадке для учебной езды, которая должна иметь твердое покрытие, разметку и соответствующее оборудование. Тема «Вождение по дорогам» отрабатывается на кольцевом маршруте площадки для учебной езды, на котором устанавливается соответствующее оборудование (макеты транспортных средств, линии «Стоп», дорожные знаки и другие элементы). В ходе обучения вождению мастер должен требовать от обучаемого точного соблюдения Правил дорожного движения. Для подготовки на категории «В» и «С» распределение часов на вождение легкового и грузового транспортных средств определяется методической комиссией учебной организации. Для категории «Д» занятия на тренажерах и автодромах, обучение в темное время суток, в сложных дорожных условиях должно обеспечивать повышение качества подготовки по вождению автобуса. При обучение на тренажерах и автодроме необходимо развивать умение учащихся соблюдать Правила дорожного движения, действовать в аварийных ситуациях. В дальнейшем закрепление навыков безопасного вождения автобуса осуществляется при выездах на улицы и дороги, в реальных условиях движения транспортных средств и пешеходов. Задачи педагогических коллективов, и в первую очередь, мастеров производственного обучения вождению - прививать учащимся понимание сущности дорожной дисциплины, разъясняя им, каким опасным последствиям приводит ее нарушение, особенно при перевозке пассажиров. Практические занятия по вождению следует начинать после ознакомления учащихся с общим устройством автобуса, кроме того, учащиеся должны получить необходимую подготовку по основам управления и Правилам дорожного движения, которые затем изучаются параллельно с вождением. Причем теоретические занятия должны предшествовать практическим. Крайне важно повысить качественный уровень контрольных проверок по вождению. Ежедневно в первый час вождения включаются работы по контрольному осмотру автобусов перед выездом, а в последний - работы по ежедневному обслуживанию. Указанные работы учащиеся выполняют под руководством мастера производственного обучения вождению, при этом особенно подробно рассматривается техническое состояние узлов и механизмов, влияющих на безопасность движения. Для категории «Е» обучение вождению автопоездов (состав автопоезда зависит от наличия у обучающегося соответствующей категории). Для лиц, не овладевших умением и навыком управления транспортными средствами в отведенные часы, время на обучение может быть увеличено в индивидуальном порядке за дополнительную плату. Выпускные экзамены проводятся по устройству и техническому обслуживанию; по Правилам дорожного движения, основам управления транспортными средством и безопасности движения; по практическому вождению в соответствии с методикой проведения выпускных экзаменов. К экзаменам допускаются лица прошедшие полный курс обучения, предусмотренной типовой программой подготовки и переподготовки водителей транспортных средств. Экзамены проводятся по билетам, разработанным учебной организацией на основе типовых программ или путем использования компьютерных комплексов для тестирования.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |