Досье на проект Конституционного закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления
конституционных сроков»
(2 апреля 2013 года)
1. Проект Закона РК
2. Пояснительная записка к проекту постановления Правительства РК о проекте Конституционного закона РК
3. Пояснительная записка к проекту Конституционного закона РК
4. Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий действия принимаемого Конституционного закона РК
5. Сравнительная таблица к проекту Конституционного закона РК
6. Перечень законодательных актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта Конституционного закона РК
7. Сравнительная таблица к проекту Конституционного закона РК
8. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта
9. Письмо Научно-исследовательский институт государства и права имени Гайрата Сапаргалиева от 27 декабря 2012 года № 01/4-6714/1
10. Обоснование несогласия Министерства юстиции РК с выводами заключения научной антикоррупционной экспертизы проекта Конституционного закона РК (№ 01/4-6714/1 от 27 декабря 2012 года)
11. Письмо Министерство экономического развития и торговли РК Акционерное общество «Институт экономических исследований» от 20 декабря 2012 года № 41-15-02/1802
12. Обоснование несогласия Министерства юстиции РК с выводами заключения научной экономической экспертизы проекта Конституционного закона РК (№ 41-15-02/1802 от 20 декабря 2012 года)
13. Заключение научной лингвистической экспертизы в части аутентичности текстов на казахском и русском языках проекта Конституционного закона РК
14. Новости, обсуждения по проекту
15. Конституционный закон РК от 03.10.13 г. № 133-V
Проект
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные
законы Республики Казахстан по вопросам исчисления конституционных сроков
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 2 апреля 2013 года № 317
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 17-18, ст. 114; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 12, ст. 192; 1998 г., № 7-8, ст. 71; № 22, ст. 290; 1999 г., № 10, ст. 340; № 15, ст. 593; 2004 г., № 7, ст. 45; 2005 г., № 7-8, ст. 17; 2006 г., № 23, ст. 138; 2007 г., № 12, ст. 85; 2009 г., № 2-3, ст. 5; 2010 г., № 11, ст. 55; 2011 г., № 3, ст. 30):
1) пункт 3 статьи 69 дополнить частью второй следующего содержания:
«Моментом начала срока, в течение которого должны быть проведены внеочередные выборы депутатов, является день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента. Этот срок заканчивается с истечением двух месяцев. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.»;
2) пункт 3 статьи 85 дополнить частью второй следующего содержания:
«Моментом начала срока, в течение которого должны быть проведены внеочередные выборы депутатов, является день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента. Этот срок заканчивается с истечением двух месяцев. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.».
2. В Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 21, ст. 124; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 7, ст. 78; 1999 г., № 4, ст. 100; № 10, ст. 342; 2006 г., № 23, ст. 137; 2007 г., № 12, ст. 83):
1) пункт 4 статьи 6 дополнить частью второй следующего содержания:
«Под рабочими днями следует понимать дни, которые не являются выходными или праздничными (национальный и государственные праздники).»;
2) пункт 2 статьи 19 изложить в следующей редакции:
«2. Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью Председателя каждой из Палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, подписью Премьер-Министра, представляются на подпись Президенту Республики, который подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Месячный срок для подписания законов Президентом Республики Казахстан исчисляется со дня получения Президентом Республики Казахстан закона и заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.»;
3) пункт 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:
«1. Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводятся в месячный срок, который начинается со дня направления возражений и заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Месячный срок прерывается, если он по времени не совпадает с сессионным периодом работы Парламента, установленным пунктом 3 статьи 59 Конституции Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 4 статьи 59 и пункте 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.»;
4) пункт 2 статьи 36 дополнить частью второй следующего содержания:
«Началом указанного годичного срока является день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента. Этот срок истекает в соответствующие месяц и число следующего года. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.».
3. В Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 24, ст. 173; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 22, ст. 129; 2008 г., № 10-11, ст. 34):
статью 24 изложить в следующей редакции:
«Статья 24. Сроки рассмотрения обращений
Конституционным Советом
Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения, который заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Месячный срок для принятия итогового решения по требованию Президента Республики, изложенному в письменной форме, может быть сокращен до десяти календарных дней, если вопрос не терпит отлагательства.
В случае объединения Конституционным Советом в одно производство связанных между собой обращений, месячный срок, предусмотренный Конституцией для вынесения итогового решения, исчисляется со дня поступления последнего обращения.».
Статья 2. Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Республики Казахстан
«О проекте Конституционного закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления
конституционных сроков»
№ п/п | Перечень сведений, которые должны быть отражены в пояснительной записке | Информация государственного органа - разработчика |
1. | Государственный орган-разработчик проекта | Министерство юстиции Республики Казахстан |
2. | Обоснование необходимости принятия проекта | Проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления конституционных сроков» разработан в целях реализации нормативного постановления Конституционного совета Республики Казахстан от 13 апреля 2012 года № 2 «Об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан по вопросу исчисления конституционных сроков», а также в соответствии с поручением Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан Кошанова Е.Ж. от 21 августа 2012 года № 13-15/И-165 |
3. | Предполагаемые социально-экономические и/или правовые последствия в случае принятия проекта | Принятие проекта Закона не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий |
4. | Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта | Реализация проекта Закона не предполагает затрат из государственного бюджета |
5. | Конкретные цели, сроки ожидаемых результатов и предполагаемая эффективность принятия проекта | Целью проекта Закона является установление начала и окончания исчисления конституционных сроков |
6. | Сведения об актах Президента и/или Правительства, принятых ранее по вопросам, рассматриваемым в проекте, и результатах их реализации | Не принимались |
7. | Необходимость последующего приведения законодательства в соответствие с проектом | Принятие проекта Закона не повлечет последующее приведение законодательства в соответствие с проектом Закона |
8. | Результаты дополнительной экспертизы (правовой, антикоррупционной, лингвистической, экономической, экологической, финансовой и других) в случае ее проведения по поручению Премьер - Министра в других организациях | Не проводилась |
9. | Иные сведения | Нет |
10. | Разрешается передача материалов (выписок) на мобильные устройства членов Правительства через информационную систему «Мобильный офис Правительства Республики Казахстан» |
Министр юстиции Республики Казахстан | Б. Имашев |
«___»_________20__ года
Проект
Мажилис Парламента
Республики Казахстан
Пояснительная записка
к проекту Конституционного закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления конституционных сроков»
Законопроект разработан в целях реализации нормативного постановления Конституционного совета Республики Казахстан от 13 апреля 2012 года № 2 «Об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан по вопросу исчисления конституционных сроков».
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью установления порядка исчисления начала и окончания конституционных сроков, предусмотренных в отдельных конституционных законах.
Предлагаемые поправки предполагают дальнейшую реализацию в конституционных законах «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О выборах в Республике Казахстан», «О Конституционном Совете Республики Казахстан» правовых позиций Конституционного Совета.
Целью законопроекта является установление начала и окончания исчисления конституционных сроков.
С принятием законопроекта будет решена проблема правового регулирования сроков путем установления конкретных указаний на момент начала и окончания срока.
Принятие законопроекта не повлечет отрицательных правовых и социально-экономических последствий.
Также ожидается, что предлагаемые поправки положительно скажутся на деятельности институтов государственной власти и управления.
Реализация данного законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.
Премьер-Министр Республики Казахстан | С. Ахметов |
Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий действия принимаемого Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления конституционных сроков»
Законопроект разработан в целях реализации нормативного постановления Конституционного совета Республики Казахстан от 13 апреля 2012 года № 2 «Об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан по вопросу исчисления конституционных сроков».
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью установления порядка исчисления начала и окончания конституционных сроков, предусмотренных в отдельных конституционных законах.
Предлагаемые поправки предполагают дальнейшую реализацию в конституционных законах «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О выборах в Республике Казахстан», «О Конституционном Совете Республики Казахстан» правовых позиций Конституционного Совета.
Целью законопроекта является установление начала и окончания исчисления конституционных сроков.
С принятием законопроекта будет решена проблема правового регулирования сроков путем установления конкретных указаний на момент начала и окончания срока.
А также, ожидается, что предлагаемые поправки положительно скажутся на деятельности институтов государственной власти.
Законопроект не повлечет за собой негативных и отрицательных социально-экономических последствий, так как предполагаемые изменения направлены на совершенствование действующего законодательства Республики Казахстан, что будет способствовать эффективности правового регулирования.
Министр юстиции Республики Казахстан | Б. Имашев |
Сравнительная таблица
к проекту Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления конституционных сроков»
№ | Обозначение статей действующего Закона | Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснование необходимости внесения поправок |
Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» |
1. | Новая часть пункта 4 статьи 6 | Статья 6. Сессии Парламента Республики Отсутствует | Статья 6. Сессии Парламента Республики Под рабочими днями следует понимать дни, которые не являются выходными или праздничными (национальный и государственные праздники). | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
2. | пункт 2 статьи 19 | Статья 19. Представление законов Республики на подпись Президенту Республики 2. Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью Председателя каждой из Палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, подписью Премьер-Министра, представляются на подпись Президенту Республики, который в течение одного месяца подписывает представленный закон и обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. | Статья 19. Представление законов Республики на подпись Президенту Республики 2. Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью Председателя каждой из Палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, подписью Премьер-Министра, представляются на подпись Президенту Республики, который подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Месячный срок для подписания законов Президентом Республики Казахстан исчисляется со дня получения Президентом Республики Казахстан закона и заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
3. | пункт 1 статьи 20 | Статья 20. Рассмотрение Парламентом Республики возражений Президента Республики 1. Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводятся в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. | Статья 20. Рассмотрение Парламентом Республики возражений Президента Республики 1. Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводятся в месячный срок, который начинается со дня направления возражений и заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Месячный срок прерывается, если он по времени не совпадает с сессионным периодом работы Парламента, установленным пунктом 3 статьи 59 Конституции Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 4 статьи 59 и пункте 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан. Несоблюдение месячного срока означает принятие возражений Президента. | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
4. | пункт 2 статьи 36 | Статья 36. Досрочное прекращение полномочий Парламента Республики и Мажилиса Парламента 2. Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска. | Статья 36. Досрочное прекращение полномочий Парламента Республики и Мажилиса Парламента 2. Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска. Началом указанного годичного срока является день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента. Этот срок истекает в соответствующие месяц и число следующего года. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан» |
5 | пункт 3 статьи 69 | Статья 69. Назначение выборов депутатов Сената 3. Выборы депутатов в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, назначаются Президентом Республики одновременно с принятием им решения о досрочном прекращении полномочий Парламента и проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента. | Статья 69. Назначение выборов депутатов Сената 3. Выборы депутатов в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, назначаются Президентом Республики одновременно с принятием им решения о досрочном прекращении полномочий Парламента и проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента. Моментом начала срока, в течение которого должны быть проведены внеочередные выборы депутатов, является день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента. Этот срок заканчивается с истечением двух месяцев. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
6 | пункт 3 статьи 85 | Статья 85. Назначение выборов депутатов Мажилиса 3. Выборы депутатов в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, назначаются Президентом Республики одновременно с принятием им решения о досрочном прекращении полномочий Парламента или Мажилиса Парламента и проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента. | Статья 85. Назначение выборов депутатов Мажилиса 3. Выборы депутатов в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, назначаются Президентом Республики одновременно с принятием им решения о досрочном прекращении полномочий Парламента или Мажилиса Парламента и проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента. Моментом начала срока, в течение которого должны быть проведены внеочередные выборы депутатов, является день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента. Этот срок заканчивается с истечением двух месяцев. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан» |
7 | статья 24 | Статья 24. Сроки рассмотрения обращений Конституционным Советом Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения. Этот срок по требованию Президента Республики, изложенному в письменной форме, может быть сокращен до десяти дней, если вопрос не терпит отлагательства. | Статья 24. Сроки рассмотрения обращений Конституционным Советом Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения, который заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Месячный срок для принятия итогового решения по требованию Президента Республики, изложенному в письменной форме, может быть сокращен до десяти календарных дней, если вопрос не терпит отлагательства. В случае объединения Конституционным Советом в одно производство связанных между собой обращений, месячный срок, предусмотренный Конституцией для вынесения итогового решения, исчисляется со дня поступления последнего обращения. | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
Министр юстиции Республики Казахстан | Б. Имашев |
Перечень
законодательных актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления конституционных сроков» и предложения о разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления конституционных сроков»
1. Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
2. Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан».
3. Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан».
Разработка нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления конституционных сроков», не потребуется.
Сравнительная таблица
к проекту Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления конституционных сроков»
№ | Обозначение статей действующего Закона | Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснование необходимости внесения поправок |
Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан» |
1 | пункт 3 статьи 69 | Статья 69. Назначение выборов депутатов Сената 3. Выборы депутатов в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, назначаются Президентом Республики одновременно с принятием им решения о досрочном прекращении полномочий Парламента и проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента. | Статья 69. Назначение выборов депутатов Сената 3. Выборы депутатов в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, назначаются Президентом Республики одновременно с принятием им решения о досрочном прекращении полномочий Парламента и проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента. Моментом начала срока, в течение которого должны быть проведены внеочередные выборы депутатов, является день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента. Этот срок заканчивается с истечением двух месяцев. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
2 | пункт 3 статьи 85 | Статья 85. Назначение выборов депутатов Мажилиса 3. Выборы депутатов в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, назначаются Президентом Республики одновременно с принятием им решения о досрочном прекращении полномочий Парламента или Мажилиса Парламента и проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента. | Статья 85. Назначение выборов депутатов Мажилиса 3. Выборы депутатов в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, назначаются Президентом Республики одновременно с принятием им решения о досрочном прекращении полномочий Парламента или Мажилиса Парламента и проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента Моментом начала срока, в течение которого должны быть проведены внеочередные выборы депутатов, является день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента. Этот срок заканчивается с истечением двух месяцев. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» |
3 | Новая часть пункта 4 статьи 6 | Статья 6. Сессии Парламента Республики Отсутствует | Статья 6. Сессии Парламента Республики Под рабочими днями следует понимать дни, которые не являются выходными или праздничными (национальный и государственные праздники). | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
4 | пункт 2 статьи 19 | Статья 19. Представление законов Республики на подпись Президенту Республики 2. Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью Председателя каждой из Палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, подписью Премьер-Министра, представляются на подпись Президенту Республики, который в течение одного месяца подписывает представленный закон и обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. | Статья 19. Представление законов Республики на подпись Президенту Республики 2. Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью Председателя каждой из Палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, подписью Премьер-Министра, представляются на подпись Президенту Республики, который подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Месячный срок для подписания законов Президентом Республики Казахстан исчисляется со дня получения Президентом Республики Казахстан закона и заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
5 | пункт 1 статьи 20 | Статья 20. Рассмотрение Парламентом Республики возражений Президента Республики 1. Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводятся в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. | Статья 20. Рассмотрение Парламентом Республики возражений Президента Республики 1. Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводятся в месячный срок, который начинается со дня направления возражений и заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Месячный срок прерывается, если он по времени не совпадает с сессионным периодом работы Парламента, установленным пунктом 3 статьи 59 Конституции Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 4 статьи 59 и пункте 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
6 | пункт 2 статьи 36 | Статья 36. Досрочное прекращение полномочий Парламента Республики и Мажилиса Парламента 2. Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска. | Статья 36. Досрочное прекращение полномочий Парламента Республики и Мажилиса Парламента 2. Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска. Началом указанного годичного срока является день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента. Этот срок истекает в соответствующие месяц и число следующего года. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан» |
7 | статья 24 | Статья 24. Сроки рассмотрения обращений Конституционным Советом Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения. Этот срок по требованию Президента Республики, изложенному в письменной форме, может быть сокращен до десяти дней, если вопрос не терпит отлагательства. | Статья 24. Сроки рассмотрения обращений Конституционным Советом Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения, который заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Месячный срок для принятия итогового решения по требованию Президента Республики, изложенному в письменной форме, может быть сокращен до десяти календарных дней, если вопрос не терпит отлагательства. В случае объединения Конституционным Советом в одно производство связанных между собой обращений, месячный срок, предусмотренный Конституцией для вынесения итогового решения, исчисляется со дня поступления последнего обращения. | Поправка вносится в целях установления начала и окончания исчисления конституционного срока. |
| | | | | |
Министр юстиции Республики Казахстан | Б. Имашев |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
научной правовой экспертизы законопроекта
I. Общие положения
Организация или лицо, проводившее научную правовую экспертизу | Каудыров Т.Е. д.ю.н., профессор; Идрышева С.К. д.ю.н.; Рахмитов Ф.М. к.ю.н.; Жумадилова А.Б. к.ю.н.; Иржанов А.С. к.ю.н.; Каракушев С.И. к.ю.н. |
Отрасли науки, по которым проведена научная правовая экспертиза | Конституционное право Республики Казахстан |
Государственный орган-разработчик | Министерство юстиции Республики Казахстан |
Предмет и цели научной правовой экспертизы | Предмет экспертизы: проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления конституционных сроков». Цели экспертизы: решение задач научной правовой экспертизы, установленных Правилами проведения научной экспертизы, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года № 598. |
Наименование законопроекта | О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления конституционных сроков» |
Назначение законопроекта | Реализация нормативного постановления Конституционного совета Республики Казахстан от 13 апреля 2012 года № 2 «Об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан по вопросу исчисления конституционных сроков». |
Дата поступления | 19 декабря 2012 года |
Срок исполнения | 03 января 2013 года |
II. Описание проблемных вопросов, на решение которых направлен проект нормативного правового акта
Разработка проекта конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам исчисления конституционных сроков» (далее - законопроект) вызвана необходимостью законодательного закрепления норм нормативного постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 13 апреля 2012 года № 2 «Об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан по вопросу исчисления конституционных сроков».
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью установления порядка исчисления начала и окончания конституционных сроков, предусмотренных в отдельных конституционных законах.
Предлагаемые поправки предполагают дальнейшую реализацию в конституционных законах «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О выборах в Республике Казахстан», «О Конституционном Совете Республики Казахстан» правовых позиций Конституционного Совета.