|
|
|
Данная редакция действовала до внесения изменений от 16 февраля 2024 года Приложение 2 к приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 12 июня 2023 года № 165
Стандарт
Глава 1. Общие положения
1. Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемых центрами (далее - Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 3) статьи 14 Социального кодекса Республики Казахстан. 2. Настоящий Стандарт устанавливает качество, объем и условия предоставления специальных социальных услуг в центрах государственной и негосударственной форм собственности (далее - центры), предназначенных для постоянного, временного и дневного пребывания: 1) детей-сирот; 2) детей, оставшихся без попечения родителей; 3) безнадзорных и беспризорных детей; 4) детей, с девиантным поведением (в том числе, дети, в отношении которых уголовные дела, прекращены по не реабилитирующим основаниям, дети, совершившие административные правонарушения, два и более раз в течении года); 5) детей, направляемых в специальные организации образования или в организации образования с особым режимом содержания; 6) детей, подвергшихся жестокому обращению, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации (в том числе, дети жертвы бытового насилия, дети, жертвы преступлений, связанных с половой неприкосновенностью); 7) детей, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Указанные выше категории совместно именуются получателями услуг. 3. К субъектам, предоставляющим специальные социальные услуги, относятся: 1) центры адаптации несовершеннолетних; 2) центры поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах; 3) организации, предназначенные для оказания специальных социальных услуг несовершеннолетним, нуждающимся в специальных социальных услугах. Данный перечень субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги в области образования и защиты прав, не является исчерпывающим.
Глава 2. Условия предоставления специальных социальных услуг в центрах
4. Предоставление специальных социальных услуг в центры осуществляется на основании: - решения местных исполнительных органов районов, городов областного и республиканского значения, столицы или заявления лица, доставившего ребенка, а также направления органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству в отношении детей, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 6) и 7) пункта 2 настоящего Стандарта; - судебных актов в отношении детей, указанных в подпунктах 4) и 5) пункта 2 настоящего Стандарта.
Глава 3. Качество и объем предоставления специальных социальных услуг в центрах
5. Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей услуг в быту, включают: 1) предоставление жилой площади, в том числе для спальных комнат не менее четырех квадратных метров на ребенка в соответствии с санитарно -эпидемиологическими требованиями, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ-76 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 23890) (далее - Приказ № ҚР ДСМ-76); 2) предоставление помещений, оснащенных мебелью и (или) специализированным оборудованием, для реабилитационных и лечебных, образовательных, культурных мероприятий, обучения навыкам самообслуживания, основам бытовой ориентации; 3) предоставление одежды, обуви, мягкого инвентаря, постельного белья в объеме, не менее предусмотренного нормами обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 320 «Об утверждении размеров, источников, видов и Правил предоставления социальной помощи гражданам, которым оказывается социальная помощь» (далее - Постановление № 320); 4) предоставление рационального и диетического питания; 5) предоставление квалифицированных специалистов, оказывающих услуги по реабилитации, лечению, обучению, организации воспитательного процесса, медицинской реабилитации; 6) обеспечение бытовым обслуживанием (стирка, сушка, глаженье, дезинфекция нательного белья, одежды, постельных принадлежностей); 7) создание условий для профессионального самоопределения и творческого труда с необходимым оборудованием; 8) предоставление транспортных услуг при перевозке получателей услуг для лечения, обучения, участия в культурных, спортивных мероприятиях; 9) создание благоприятных условий, приближенных к семейным; 10) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, проведение реабилитационных мероприятий в домашних условиях. 6. Качество предоставления социально-бытовых услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий: 1) предоставляемые жилые помещения по размерам и другим показателям (санитарное состояние зданий и помещений) соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, утвержденным Приказом № ҚР ДСМ-76 и обеспечивают удобство пребывания получателей услуг. При размещении получателей услуг в жилых помещениях (комнатах) учитывается состояние их здоровья, возрастные особенности, физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость, уровень личностного развития и социализации. Помещения защищаются от воздействия различных факторов и неблагоприятных условий, отрицательно влияющих на здоровье персонала, получателей услуг и на качество предоставляемых услуг. Помещения, предоставляемые для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и образовательной деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации обеспечивают проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемых получателей услуг; 2) кабинеты специалистов организации оснащаются мебелью и оборудованием; 3) предоставляемые в пользование получателям услуг мебель, одежда, обувь, постельное белье и мягкий инвентарь соответствуют нормам обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем, утвержденными Постановлением № 320; 4) предоставляемые в пользование получателям услуг мебель и постельные принадлежности, подобраны с учетом физического состояния и возраста получателей услуг, отвечают требованиям современного дизайна; 5) одежда, обувь, нательное белье и предметы первой необходимости, предоставляемые получателям услуг, удобны в носке, соответствуют полу, росту и размерам получателей услуг, отвечают по возможности, их запросам по фасону и расцветке; 6) для обучения детей навыкам самообслуживания, основам бытовой ориентации (приготовление пищи, сервировка стола, мытье посуды, уход за комнатой/помещением) создаются кабинеты социально-бытовой ориентации, оснащенные необходимой бытовой техникой и мебелью; 7) при перевозке получателей услуг автомобильным транспортом для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях соблюдаются нормативы правила технической эксплуатации автотранспортных средств, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 547 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12221) и правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196 «Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам». 7. Социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья получателей услуг, с учетом индивидуального состояния, включают: 1) организацию и проведение медико-социального обследования (при необходимости с привлечением специалистов организаций здравоохранения); 2) оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях; 3) содействие в оказании гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; 4) организацию лечебно-оздоровительных мероприятий, в том числе в организациях здравоохранения; 5) оказание консультативной помощи (при отсутствии квалифицированного специалиста - обязательное привлечение специалиста из организаций здравоохранения); 6) проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки; 7) обеспечение ухода получателей услуг с учетом состояния их здоровья; 8) оказание первичной медико-санитарной помощи; 9) проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера; 10) проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные инъекции, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм); 11) содействие в госпитализации и сопровождение в организации здравоохранения. 8. Качество предоставления социально-медицинских услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий: 1) содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, обеспечивает полное, высококачественное и своевременное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; 2) проведение медицинских процедур (подкожные и внутримышечные инъекции, наложение компрессов, перевязка, раневых поверхностей, а также иных процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и другие процедуры) осуществляются с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда получателям услуг; 3) медицинский работник организации своевременно организует первую медицинскую помощь в экстренных случаях; 4) организация лечебно-оздоровительных мероприятий проводится с учетом соматического состояния получателей услуг, их индивидуальных потребностей и возможностей; 5) госпитализация или содействие в госпитализации получателей услуг в организации здравоохранения, а также их направлении в лечебно-профилактические учреждения или на санаторно-курортное лечение проводится оперативно, своевременно и осуществляется строго по медицинским показаниям; 6) предоставление консультаций по вопросам здорового образа жизни, обеспечивающих формирование правильного понимания и практических навыков здорового образа жизни, гигиены тела, питания и жилища, профилактики различных заболеваний, сексуального, репродуктивного поведения; 7) содействие в медицинском консультировании профильными специалистами, в том числе из организаций здравоохранения; 8) проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера осуществляется с учетом состояния здоровья получателя услуг, обеспечивает выполнение оптимального для него комплекса медицинских мероприятий, направленных на социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию; 9) организация медико-социального обследования, оказания квалифицированного консультирования, проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки обеспечивают оказание первой доврачебной помощи, первичной медико-санитарной помощи. 9. Социально-психологические услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния получателей услуг, направленные на их социальную адаптацию, включают: 1) психологическая диагностика и обследование личности; 2) социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение); 3) психопрофилактическая работа с получателями услуг; 4) психологическое консультирование; 5) оказание психологической помощи получателям услуг; 6) психологические тренинги; 7) психологическая коррекция получателей услуг; 8) проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения. 10. Качество предоставления социально-психологических услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий: 1) психологическая диагностика получателей услуг осуществляется на основе психодиагностического пакета, утверждаемого руководителем организации с целью выявления индивидуальных психологических проблем получателей услуг, уровня их социально-психологической адаптации; 2) психологическое консультирование психологическое консультирование обеспечивает оказание получателям услуг квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления конфликтов. 3) психологическая коррекция как активное психологическое воздействие обеспечивает преодоление или ослабление отклонений в поведении, эмоциональном состоянии получателей услуг (в том числе неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений), что позволяет привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды; 4) психологические тренинги, как активное психологическое воздействие оцениваются их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям; 5) социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за получателями услуг обеспечивает своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи; 6) привлечение получателей услуг к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения обеспечивает оказание помощи получателям услуг в выходе из состояния дискомфорта, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения; 7) психопрофилактическая работа способствует полноценному психическому развитию личности, своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении и развитии личности получателей услуг; 8) группа взаимоподдержки способствует конструктивному решению межличностных проблем, повышению самооценки, усилению чувства эмпатии и близости по отношению к другим людям и миру в целом. 11. Социально-педагогические услуги, направленные на педагогическую коррекцию и обучение получателей услуг с учетом их физических возможностей и умственных способностей, включают: 1) социально-педагогическое консультирование; 2) коррекционно-педагогическое сопровождение; 3) организацию процесса воспитания и образования получателей услуг, содействие в их социализации, адаптации и интеграции в социальном окружении; 4) содействие в получении образования (среднего, средне-специального и высшего) получателей услуг с учетом их физических возможностей и умственных способностей; 5) услуги по формированию навыков самообслуживания, личной гигиены, поведения в быту и в общественных местах, самоконтролю, навыкам общения; 6) проведение педагогической и коррекционно-развивающей диагностики, обследования личности, уровня развития ребенка. 12. Качество предоставления социально-педагогических услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий: 1) социально-педагогическое консультирование обеспечивает оказание квалифицированной помощи получателям услуг в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем; 2) педагогическая диагностика проводится для определения уровня социальной адаптации получателя услуг; 3) содействие в получении среднего, средне-специального и высшего образования включает помощь в определении форм обучения получателей услуг и оказание им практической помощи в организации обучения с учетом уровня знаний; 4) педагогическая коррекция обеспечивает оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи, направленной на повышение уровня социальной адаптированности получателя услуг; 5) восстановление, расширение и укрепление социально-поддерживающей сети получателя услуг обеспечивает ему внешнюю поддержку на этапе самостоятельной жизни со стороны близких родственников, друзей, значимых взрослых; 6) обучение основам бытовой ориентации является наглядным и эффективным, по результатам которого получатели услуг в полном объеме осваивают такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за жилым помещением, уборка и благоустройство территории и так далее. 13. Социально-трудовые услуги, направленные на повышение уровня личностного развития, социальную адаптацию, профессиональное самоопределение и дальнейшее трудоустройство получателей услуг, включают: 1) проведение мероприятий по обследованию имеющихся трудовых навыков у получателей услуг; 2) проведение лечебно-трудовой деятельности; 3) содействие в проведении мероприятий по обучению получателей услуг доступным профессиональным навыкам; 4) содействие в получении профессии в соответствии с индивидуальными физическими и умственными способностями. 14. Качество предоставления социально-трудовых услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий: 1) оценка имеющихся трудовых навыков у получателей услуг проводится специалистами организации с учетом их индивидуальных особенностей, физического и психического состояния получателей услуг; 2) обучение профессиональным навыкам проводится на специально организованных курсах с привлечением специалистов и в специально- оборудованных кабинетах и сопровождается мероприятиями, способными помочь получателям услуг в выборе профессии. 15. Социально-культурные услуги, направленные на организацию досуга получателей услуг и вовлечение их в досуговые мероприятия и формирование основ здорового образа жизни, включают: 1) организацию праздников и досуговых мероприятий; 2) организацию и проведение клубной и кружковой работы; 3) вовлечение в досуговые мероприятия, к участию в культурных мероприятиях. 16. Качество предоставления социально-культурных услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий: 1) привлечение получателей услуг к разработке проектов программы концертов и сценариев проводимых мероприятий способствует расширению общего и культурного кругозора, повышению творческой активности получателей услуг; 2) организация кружков художественной самодеятельности направлена на удовлетворение социокультурных и духовных потребностей получателей услуг, расширению сферы общения. 17. Социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня получателей услуг, включают: 1) содействие в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и соответствующих выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с Главами 11, 13, 14 Социального кодекса Республики Казахстан; 2) оказание содействия в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях». 18. Качество предоставления социально-экономических услуг обеспечивается путем соблюдения следующего условия: содействие получателям услуг в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат обеспечивает своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, представляющих для получателей услуг интерес. 19. Социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказания гарантированной государством юридической помощи, защиты законных прав и интересов получателей услуг, включают: 1) юридическое консультирование в области предоставления специальных социальных услуг по вопросам, связанным с правами на социальное обеспечение и помощь в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 2) оказание помощи и содействие в оформлении документов, имеющих юридическое значение; 3) оказание помощи в подготовке и подаче обращений на действия или бездействие организаций, предоставляющих специальные социальные услуги и нарушающих или ущемляющих законные права получателей услуг; 4) содействие в привлечении к ответственности лиц, виновных в физическом и психическом насилии, совершенном над получателями услуг или членами их семьи; 5) содействие органам, осуществляющим функции по опеке и попечительству в устройстве детей в семью, в том числе под опеку (попечительство), на патронатное воспитание, в приемную семью и на усыновление; 6) оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат; 7) юридическое консультирование по вопросам передачи детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство, патронат, в приемную семью и на усыновление в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (далее - Кодекс); 8) содействие в получении гарантированной государством юридической помощи в случаях и порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». 20. Качество предоставления социально-правовых услуг обеспечивается путем соблюдения следующих условий: 1) консультирование получателей услуг по вопросам, связанным с гражданским, административным и уголовным правом с защитой своих интересов дает полное представление об установленных законодательством правах и способах защиты от возможных нарушений; 2) консультирование получателей услуг по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, уголовное законодательство и по другим вопросам) дает им полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах, обеспечивает необходимую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и других документов), необходимых для практического решения этих вопросов; 3) оказание юридической помощи в оформлении документов (удостоверяющих личность, на получение положенных по законодательству льгот, пособий и других социальных выплат) обеспечивает разъяснение получателям услуг содержание необходимых документов, их предназначение, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем; 4) оказание помощи в подготовке жалоб на действие или бездействие должностных лиц государственных органов и организаций, нарушающие или ущемляющие законные права получателей услуг заключается в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить в жалобах суть обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату; 5) содействие органам, осуществляющим функции по опеке или попечительству, в устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство, патронат, в приемную семью и на усыновление в соответствии с Кодексом. 21. В случае отсутствия необходимых специалистов в центры допускается дополнительное привлечение специалистов на договорной основе для разработки индивидуального плана, оценки результативности реабилитационных мероприятий или консультаций. 22. В центрах оформляется книга жалоб и предложений, которая хранится у руководителя центра и предъявляется по первому требованию получателей услуг и посетителей. Книга жалоб и предложений рассматривается руководителем центра еженедельно.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |