|
|
|
Приказ и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 22 сентября 2023 года № 348
В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства от 19 сентября 2014 года №994, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан. 2. Департаменту газовой промышленности Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан после его официального опубликования; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
«СОГЛАСОВАН» Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан «СОГЛАСОВАН» Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан «СОГЛАСОВАН» Министерство финансов Республики Казахстан «СОГЛАСОВАН» Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан «СОГЛАСОВАН» Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан «СОГЛАСОВАН» Министерство национальной экономики Республики Казахстан «СОГЛАСОВАН» Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан «СОГЛАСОВАН» Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан
Утвержден приказом Исполняющий обязанности министра энергетики Республики Казахстан от 22 сентября 2023 года № 348
Правила подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О газе и газоснабжении» (далее - Закон) и определяют порядок подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан. 2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия: 1) генеральная схема газификации Республики Казахстан (далее - схема) - документ, определяющий экономически обоснованные стратегические направления развития газовой отрасли для обеспечения надежного газоснабжения потребителей Республики Казахстан и основные мероприятия, подлежащие осуществлению для развития газовой отрасли путем использования в качестве топлива товарного и (или) сжиженного нефтяного газа на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектах, и содержащий схему размещения объектов систем газоснабжения, перечень и техническую характеристику планируемых к строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов систем газоснабжения, необходимые финансовые ресурсы и их источники, перспективные ресурсы товарного и сжиженного нефтяного газа, а также схему поставок газа по существующим и планируемым к строительству объектам систем газоснабжения; 2) региональная схема газификации - документ, являющийся составной частью схемы и включающий в себя мероприятия, направленные на повышение уровня газификации региона с учетом технической возможности газотранспортной системы и газовых ресурсов; 3) рейтинговая оценка - расчеты, позволяющие определить привлекательность газификации отдельных административно-территориальных единиц Республики Казахстан на основе анализа совокупности социально-экономических и природно-хозяйственных характеристик; 4) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование производства, транспортировки (перевозки), хранения и оптовой реализации газа, а также розничной реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа. Иные термины и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с Законом.
Глава 2. Порядок подготовки схемы
3. Схема разрабатывается в два этапа: 1) формирование региональной схемы газификации акиматами областей, городов республиканского значения, столицы; 2) формирование и утверждение схемы уполномоченным органом. Региональные схемы газификации формируются акиматами областей, городов республиканского значения, столицы в течение 6 (шесть) месяцев. 4. После формирования региональных схем газификации акимы областей, городов республиканского значения, столицы обеспечивают представление на рассмотрение Межведомственной комиссии по подготовке генеральной схемы газификации Республики Казахстан, создаваемой при уполномоченном органе (далее - Комиссия), региональных схем газификации, подготовленных в соответствии с настоящими Правилами. 5. Комиссию возглавляет руководитель уполномоченного органа. В состав Комиссии входят представители уполномоченных органов в областях коммунального хозяйства, промышленной безопасности, индустрии и инфраструктурного развития, сельского хозяйства, уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, уполномоченных органов, осуществляющих руководство и межотраслевую координацию в областях государственного планирования, экономического развития, выработки и формирования бюджетной политики, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы. Рабочим органом Комиссии является структурное подразделение уполномоченного органа, ответственное за проведение политики в области газа и газоснабжения. 6. Схема разрабатывается с учетом приоритетности: 1) обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе на основе прогнозного баланса производства, реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа; 2) использования бытовыми и коммунально-бытовыми потребителями товарного газа, в том числе полученного в процессе регазификации сжиженного природного газа. 7. Региональные схемы газификации разрабатываются на основании результатов рейтинговой оценки привлекательности газификации регионов в соответствии с Расчетами рейтинговой оценки привлекательности газификации регионов, приведенными в приложении к настоящим Правилам. 8. В региональных схемах газификации отражаются: 1) эксплуатируемые объекты, потребляющие газ, объекты, планируемые к вводу в эксплуатацию, с указанием сроков ввода; 2) источники потребления газа на объектах, указанных в подпункте 1) настоящего пункта; 3) вид газа (товарный и (или) сжиженный нефтяной), планируемого к использованию при газификации, с экономическими обоснованиями преимуществ его использования; 4) населенные пункты, планируемые к газификации; 5) объекты, газификация которых экономически нецелесообразна до 2030 года с указанием соответствующих обоснований. 9. Для проведения расчетов в рамках рейтинговой оценки создается обновляемая и дополняемая информационная система, позволяющая оценить целесообразность и привлекательность газификации каждой отдельно взятой административно-территориальной единицы (района) Республики Казахстан на основе рейтинговой оценки. 10. При разработке региональной схемы газификации осуществляются следующие мероприятия: 1) проведение сбора и анализа текущих социально-экономических и природно-хозяйственных показателей регионов Республики Казахстан, влияющих на привлекательность газификации регионов; 2) проведение анализа существующей ресурсной базы, необходимой для удовлетворения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе; 3) определение прогнозных значений основных показателей баланса товарного и сжиженного нефтяного газа по оптимистическому, пессимистическому и реальному сценариям; 4) проведение сравнительного анализа рынка альтернативных источников энергии; 5) разработка схемы расположения существующих и планируемых к строительству магистральных газопроводов; 6) проведение оценки объема инвестиций, необходимого для газификации каждого анализируемого региона Республики Казахстан; 7) проведение рейтинговой оценки привлекательности внутри регионов Республики Казахстан. 11. Региональные схемы газификации Республики Казахстан представляются: 1) членам Комиссии, за исключением местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, и рабочему органу Комиссии; 2) членам Комиссии - представителям местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, граничащим с соответствующей административно-территориальной единицей, региональная схема газификации которой представлена на рассмотрение. Члены Комиссии и рабочий орган Комиссии, получившие региональные схемы газификации, обеспечивают их рассмотрение в соответствующих государственных органах и организациях и подготовку заключения по вопросам компетенции в месячный срок со дня получения схемы. 12. На заседаниях Комиссии рассматриваются региональные схемы газификации и заключения государственных органов и рабочего органа и вырабатываются рекомендации по доработке региональных схем газификации и (или) по их включению в состав схемы. После одобрения региональных схем газификации уполномоченным органом формируется Схема и представляется на рассмотрение Комиссии. 1) схему размещения объектов систем газоснабжения; 2) перечень и техническую характеристику планируемых к строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов систем газоснабжения; 3) необходимые финансовые ресурсы и их источники, перспективные ресурсы товарного и сжиженного нефтяного газа; 4) схему поставок газа по существующим и планируемым к строительству объектам систем газоснабжения. 14. В рамках схемы уполномоченным органом определяется перечень наиболее привлекательных для газификации регионов, содержащий следующую информацию: 1) наименование проекта газификации; 2) ответственный государственный орган; 3) регион, в котором планируется реализация проекта; 4) заявитель проекта; 5) предварительные показатели экономической привлекательности реализации проекта; 6) предполагаемые социально-экономические последствия, в случае принятия проекта; 7) предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта, и источники финансирования; 8) предполагаемые сроки реализации проекта.
Глава 3. Порядок утверждения Схемы
15. Решение об одобрении Схемы принимается большинством голосов от общего числа участвующих на заседании членов Комиссии. После одобрения схемы Комиссией уполномоченным органом в месячный срок в установленном порядке обеспечивается принятия приказа Министра энергетики Республики Казахстан об утверждении генеральной схемы газификации Республики Казахстан. 16. При изменении социально-экономических показателей, направлений развития регионов или возникновении иной необходимости корректировки схемы члены Комиссии инициируют созыв ее заседания для рассмотрения вопроса внесения изменений и (или) дополнений в схему. Член Комиссии, инициировавший такое заседание, в срок, не позднее двух недель до заседания Комиссии, представляет членам Комиссии и рабочему органу необходимые обоснования корректировки схемы, составленные с учетом положений настоящего раздела.
Приложение к Правилам подготовки Генеральной схемы газификации Республики Казахстан
Расчет рейтинговой оценки привлекательности газификации регионов
1. Нормирование показателей осуществляется по формуле:
где i - характеризует порядковый номер района в выборке всех районов определенной области i= (1...n), где n - количество сравниваемых районов; j - порядковый номер показателя, j=(1...m), где m - количество показателей, используемых для формирования рейтинга; лучший - наилучшее значение j-го показателя для выборки из n районов; худший - наихудшее значение j-го показателя для выборки из n районов; kij - числовое значение j-го показателя, в i-м районе. На основе исходных данных получается набор нормированных показателей, которые используются для сравнения. Сопоставление значений каждого показателя с лучшим возможным из всей выборки значением дает возможность показать, насколько значение данного показателя для данного района отличается от оптимального значения. В результате формируется матрица нормированных расстояний координат точек исследуемых показателей до координат точки эталонного значения для каждого показателя. 2. Расчет евклидового расстояния. Для формирования рейтинга необходимо, чтобы каждый район был сопоставлен с условным районом (он может присутствовать по факту в выборке по районам), в котором значение каждого описывающего его показателя является эталонным. Все оцениваемые районы находятся в многомерном пространстве, где, во-первых, в роли координат выступают нормированные значения показателей для каждого района, а во-вторых, эталонный (условный) для выборки район имеет следующие координаты: (0, 0, 0,..., 0) и является точкой отсчета для формирования рейтинга. Основная задача при расчете евклидового расстояния состоит в определении того, насколько удален каждый район в многомерном пространстве от эталонного района. Расчет евклидового расстояния в рамках данных расчет принимает следующий вид и осуществляется по формуле:
где pi - евклидово расстояние для i-го района; wj - это удельный вес j-го показателя (например, расстояние от газопровода до населенного пункта, численность населения и т.д.). Он устанавливается субъективно, в зависимости от значимости того или иного показателя для общей оценки. При этом
kij - это нормированное значение j-го показателя для i-района, метод его расчета показан выше. 0 - присутствует в формуле для наглядной демонстрации условно эталонного (лучшего района), относительного которого производится оценка привлекательности для газификации. Условный лучший район в m-мерном пространстве является началом координат, то есть имеет координаты (0,0,...,0). Полученное евклидово расстояние демонстрирует насколько каждый из районов по совокупности всех рассматриваемых показателей удален от условно эталонного района. Чем меньше полученное евклидовое расстояние, тем ближе оцениваемый район к условно эталонному. 3. Формирование рейтинга. В результате проделанных операций получается общее евклидово расстояние для каждого исследуемого региона по всей совокупности показателей. Наименьшее значение данного расстояния у региона будет означать его наибольшую близость к условно эталонному показателю. Далее места в рейтинге присваиваются по мере возрастания значения евклидового расстояния.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |