|
|
|
Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 апреля 2021 года № 214
ПРИКАЗЫВАЮ: 1. В приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 13 июня 2011 года № 362 «Об утверждении квалификационных требований к лицу для получения свидетельства авиационного персонала» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7058) внести следующее изменение: Квалификационные требования к лицу для получения свидетельства авиационного персонала, утвержденные указанным приказом изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу. 2. В приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 764 «Об утверждении Типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8785) внести следующие изменения и дополнение: в Типовых программах профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденных указанным приказом: пункт 4 изложить в следующей редакции: «4. В настоящих Типовых программах используются следующие термины и определения: 1) аварийное оборудование - оборудование, которое установлено или находится на борту воздушного судна (далее - ВС), для использования в аварийных и нештатных ситуациях, которые требуют незамедлительного принятия мер в целях обеспечения безопасности полетов и сохранения жизни всех находящихся на борту (подача кислорода в пассажирском салоне, топор, огнетушитель, дымозащитный кислородный капюшон, механический инструмент размыкания, аварийный трап); 2) аварийные процедуры - процедуры, установленные эксплуатантом в руководстве по производству полетов и применяемые в нештатных и аварийных ситуациях. Нештатной называется ситуация, которая не является типичной или стандартной, ведет к отклонениям и создает угрозу аварийной ситуации; 3) авиационный учебный центр (далее - АУЦ) - юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала; 4) авиационный персонал - физические лица, имеющие специальную и (или) профессиональную подготовку, осуществляющие деятельность по выполнению и обеспечению полетов ВС, воздушных перевозок и авиационных работ, техническому обслуживанию (далее - ТО) ВС, организации и обслуживанию воздушного движения, управлению воздушным движением; 5) возможности человека - способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность и эффективность авиационной деятельности; 6) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства и деятельности гражданской и экспериментальной авиации; 7) приборное время - время полета по приборам или время наземной тренировки по приборам; 8) тяжелые воздушные суда: самолеты - ВС с максимальной взлетной массой равной и более 5700кг; вертолеты - ВС с максимальной взлетной массой равной и более 3180кг; 9) аэростат - ВС легче воздуха, не приводимое в движение двигателем; 10) реальное техническое обслуживание воздушных судов или вовлечение в реальное техническое обслуживание воздушных судов - работа специалиста на ВС, обладающего действующим свидетельством специалиста по ТО ВС и использование полномочий сертификационного разрешения и (или) реальное выполнение ТО, по крайней мере, на таком же типе ВС или группах систем ВС, определенных в индивидуальном сертификационном разрешении; 11) привилегии специалиста по техническому обслуживаю воздушных судов (AML Holder Privileges) - ограниченные права и обязанности, официально предоставленные либо организацией ТО и ремонту авиационной техники (далее - РАТ) обладателю действующего свидетельства на основании записи в графе «Rating» типов ВС, двигателя и категории специалиста по ТО ВС, а также сертификационного разрешения на выполнение ТО ВС, либо в условиях, когда ТО ВС выполняется, а организация по ТО и РАТ не требуется - действующим свидетельством специалиста по ТО ВС и соответствующей записью в графе «Rating»; 12) вид воздушных судов - классификация ВС на основе установленных основных характеристик: самолет; вертолет; планер; свободный аэростат; ВС с системой увеличения подъемной силы; дирижабль; мотодельтаплан; автожир; 13) воздушное судно - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности; 14) техническое обслуживание воздушных судов - проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения (поддержания) летной годности ВС, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации или ремонта, исключая выполнение предполетной инспекцией; 15) командир воздушного судна под наблюдением - второй пилот, выполняющий под наблюдением командира ВС обязанности и функции командира ВС в соответствии с методикой наблюдения, приемлемой для уполномоченной организации; 16) командир воздушного судна (далее - КВС) - пилот, назначенный эксплуатантом или, в случае авиации общего назначения, владельцем ВС выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета; 17) тип воздушных судов - все ВС одной и той же принципиальной конструкции, в том числе все их модификации, за исключением тех, которые приводят к изменению пилотажных или летных характеристик; 18) обслуживание воздушного движения (далее - ОВД) - полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, диспетчерское ОВД (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода и аэродромное диспетчерское обслуживание); 19) система наблюдения обслуживания воздушного движения - общий термин, под которым в отдельности понимаются системы ADS-B, ПОРЛ, ВОРЛ или любая другая сопоставимая наземная система, позволяющие опознать ВС; 20) обслуживание воздушного движения на основе наблюдения - термин, используемый в отношении одного из видов обслуживания, обеспечиваемого непосредственно с помощью системы наблюдения ОВД; 21) подготовка по утвержденной программе - подготовка, осуществляемая под контролем и по специальной программе, утвержденной договаривающимся государством; 22) утвержденная учебная (одобренная) организация - организация, утвержденная (одобренная) договаривающимся государством и функционирующая под его контролем для проведения подготовки по утвержденной программе; 23) утвержденная (одобренная) организация по техническому обслуживанию - организация, утвержденная (одобренная) договаривающимся государством в соответствии с требованиями главы 8 «Техническое обслуживание самолетов»; 24) бортовое электронное оборудование - любое электронное устройство, включая его электрическую часть, предназначенное для использования на борту ВС, в том числе радиооборудование, система автоматического управления полетом и приборное оборудование; 25) неразрушающий контроль (NDT) - метод контроля, используемый для контроля состояния материалов, компонентов и систем, применяемых на ВС, силовых установках, связанных с ними системах и компонентах, в целях проверки состояния этих изделий и выявления дефектов без повреждения подвергающихся контролю изделий; 26) квалификация - сочетание умений, знаний и установок, требуемых для выполнения задачи на предписанном уровне; 27) квалификационная отметка - запись, сделанная в свидетельстве или имеющая к нему отношение документе, являющимся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству; 28) квалификационный блок - дискретная функция, состоящая из ряда квалификационных элементов; 29) квалификационный тест - демонстрация теоретических знаний и практических навыков для получения (подтверждения, продления срока действия) свидетельства или квалификационной отметки; 30) квалификационный элемент - действие, представляющее собой задачу, которая имеет инициирующее событие и завершающее событие, четко определяющие ее границы, и наблюдаемый результат; 31) воздушное судно, сертифицированное для полетов с одним пилотом - тип ВС, которое по решению государства регистрации, принятому во время сертификации, допущено к эксплуатации с летным экипажем минимального состава, а именно одним пилотом; 32) комбинированное обучение - проведение профессиональной подготовки путем совмещения различных форм обучения; 33) методика, содействующая подготовке - активный метод подготовки, в котором используются эффективный опрос, внимательное выслушивание и без оценочный подход, и который особенно эффективен в развитии навыков и отношения к делу, оказывает помощь стажерам в получении более глубоких знаний и выработке своих собственных решений, что приводит к более высокому уровню понимания, запоминания учебного материала и заинтересованности; 34) цель подготовки - четкая формулировка, состоящая из трех частей: желаемые показатели эффективности или что слушатель предположительно умеет делать по окончанию срока подготовки (или по окончании тех или иных конкретных этапов подготовки); стандарт эффективности, который достигается для подтверждения уровня квалификации слушателя; условия, в которых слушатель демонстрирует свою квалификацию; 35) самостоятельный налет - время полета, в течение которого пилот-курсант является единственным лицом на борту ВС; 36) дирижабль - летательный аппарат, который легче воздуха, приводимый в движение двигателем; 37) второй пилот - лицо, имеющий свидетельство пилота, который выполняет любые функции пилота, кроме функций КВС, исключение составляет пилот, находящийся на борту ВС исключительно с целью прохождения летной подготовки; 38) экзаменатор (оценщик) - физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, уполномоченное и назначенное уполномоченной организацией проводить оценку теоретических знаний и (или) практических навыков авиационного персонала, специалистов с целью выдачи или продления свидетельств или внесения квалификационных отметок или допуска к самостоятельной деятельности; 39) условия - все, что считается особой средой, в которой будет демонстрироваться эффективность; 40) время наземной тренировки по приборам - время, в течение которого пилот отрабатывает на земле имитируемый полет по приборам на тренажерном устройстве имитации полета; 41) член кабинного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, которое в интересах безопасности и в целях обслуживания пассажиров и (или) перевозки грузов выполняет обязанности на борту ВС, поручаемые ему эксплуатантом или КВС, но не являющееся членом летного экипажа; 42) профессиональная подготовка (обучение) - первоначальная подготовка, переподготовка и поддержание профессионального уровня; 43) поддержание профессионального уровня - процесс обучения авиационного персонала, целью которого является обновление профессиональных знаний, навыков и умений с целью соответствия квалификационным требованиям; 44) комплексное обучение - проведение профессиональной подготовки путем единовременной реализации всей программы обучения за установленный период; 45) комплексный курс подготовки пилотов коммерческой авиации - подготовка пилотов в рамках одного непрерывного курса обучения до уровня квалификации, необходимого для выдачи свидетельства пилота коммерческой авиации (далее - CPL); 46) модульный курс подготовки пилотов коммерческой авиации - подготовка пилотов в рамках конечного этапа курса обучения до уровня квалификации, необходимого для выдачи свидетельства CPL и (или) квалификационной отметки о праве выполнения полетов по приборам; 47) коммерческая воздушная перевозка - деятельность юридических лиц по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений гражданскими воздушными судами за плату или по найму в соответствии с договором воздушной перевозки; 48) воздушное судно с системой увеличения подъемной силы - ВС тяжелее воздуха, способное выполнять вертикальный взлет, вертикальную посадку и полет на малой скорости, что в основном обеспечивается приводимой в действие двигателем механизацией крыла или тягой двигателя, используемых для создания подъемной силы на этих режимах полета, а также не вращающимися аэродинамическими поверхностями, создающими подъемную силу при выполнении горизонтального полета; 49) удостоверить годность к полетам (допустить ВС или компонент к эксплуатации) - выдать удостоверение (сертификат) о том, что ВС или его части соответствуют действующим нормам летной годности после выполнения технического обслуживания ВС или его частей; 50) диспетчер обслуживания воздушного движения с квалификационной отметкой в свидетельстве - диспетчер ОВД, имеющий свидетельство и действительные квалификационные отметки, соответствующие осуществляемым им правам; 51) придание силы (свидетельству) - действие, в результате которого договаривающееся государство вместо выдачи собственного свидетельства признает свидетельство, выданное другим договаривающимся государствам, в качестве равноценного его собственному свидетельству; 52) переподготовка - процесс обучения специалистов отрасли гражданской авиации, направленный на изучение авиационной техники, приобретение новых (дополнительных) профессиональных знаний, навыков умений; 53) ошибка - действие или бездействие члена эксплуатационного персонала, которое приводит к отступлению от намерений или ожиданий организации или этого члена эксплуатационного персонала; 54) контроль ошибок - процесс обнаружения ошибок и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия ошибок и снижают вероятность дальнейших ошибок или нежелательных состояний; 55) угроза - события или ошибки, которые происходят вне сферы компетенции члена эксплуатационного персонала, повышают сложность эксплуатации и которыми необходимо управлять для поддержания допустимого уровня безопасности; 56) контроль факторов угрозы - процесс обнаружения угроз и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия угроз и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний; 57) оборудование для обеспечения безопасности - оборудование, которое установлено или находится на борту ВС, для постоянного использования в целях обеспечения безопасности полетов и всех лиц, находящихся на борту (ремни безопасности, инструкции по безопасности, демонстрационный комплект); 58) дистанционное обучение - обучение, осуществляемое при взаимодействии педагога и обучающихся на расстоянии, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств; 59) время полета по приборам - время, в течение которого пилот управляет воздушным судном в полете исключительно по показаниям приборов без использования внешних ориентиров; 60) полет по маршруту - полет между точкой вылета и точкой прибытия, следующий по предварительно запланированному маршруту, с использованием стандартных навигационных процедур; 61) участок маршрута - полет, включающий такие этапы как: взлет, отправление в маршрут, крейсерский режим в течение не менее чем 15 минут, прибытие, заход на посадку и приземление; 62) модульное обучение - метод непрерывного образования, использующий поэтапную систему подготовки кадров, в которой каждый этап (модуль) представляет собой законченный цикл с рейтинговой системой контроля и оценки полученных знаний и умений; 63) инструктор - лицо, осуществляющее непосредственную деятельность по профессиональной подготовке и проверке навыков у авиационного персонала в соответствии со своей квалификацией; 64) налет с инструктором - полетное время, в течение которого какое-либо лицо проходит летную подготовку на борту ВС с пилотом инструктором, имеющим соответствующее свидетельство; 65) соотнесенное с критериями тестирование - тестирование, при котором результаты оценки сравниваются с объективным стандартом (а не с данными других оценок); 66) воздушное судно, для эксплуатации которого требуется второй пилот - тип ВС, как определено в сертификате типа или сертификате эксплуатанта; 67) планер - ВС, которое тяжелее воздуха, не приводимое в движение двигателем, подъемная сила которого создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета; 68) свидетельство (сертификат) допуска к эксплуатации (Certificate Release to Service (далее - CRS) - разрешение к эксплуатации ВС, выданное специалистом после выполнения работ по ТО ВС или его компонентов с целью подтверждения его летной годности. Сертификат допуска к эксплуатации реализуется через личную подпись специалиста или постановку индивидуального штампа, выданного организацией по ТО и РАТ специалисту в записи по поддержанию летной годности ВС или компонента; 69) практическая стажировка (On the Job Training (далее - OJT) - практическая стажировка на ВС, проводимая в условиях организации по ТО и РАТ и только ее специалистами на ВС (супервайзерами и оценщиками практической стажировки) с целью получения кандидатом 1-ой отметки типа ВС в новой для специалиста категории («В2», «В3» (только для самолета Ан-2)) и подкатегории («В1.1», «В1.2», «В1.3», «В1.4») в графу «Rating» свидетельства специалиста ТО ВС; 70) система контроля качества - документально оформленные организационные процедуры и принципы, внутренний аудит этих принципов и процедур, обзор системы управления и выдача рекомендаций по повышению качества; 71) сертифицирующий персонал - персонал, ответственный за выдачу сертификата допуска к эксплуатации после выполнения технического обслуживания ВС или компонента; 72) сертификационные требования - требования к авиационным учебным центрам, предъявляемые с целью установления соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки авиационного персонала принятым стандартам; 73) сертификационное разрешение (Certification Company Authorisation, CCA) - разрешение, выданное организацией ГА специалисту на право осуществления определенной деятельности в объемах полномочий, разрешенных индивидуально. В условиях организации по ТО и РАТ сертификационное разрешение выдается сертифицирующему персоналу, не сертифицирующему персоналу, персоналу, проводящему обучение и оценку; в условиях авиационного учебного центра - инструкторскому и экзаменующему персоналу, аттестующему персоналу (оценщикам). Сертификационное разрешение выдается индивидуально и распечатывается на отдельном бланке; 74) сессия - период времени, в течение которого кандидат сдает экзамен, не превышающий 10 последовательных календарных дней; 75) стандартные процедуры или стандартные рабочие процедуры эксплуатанта (Standard Operating Procedures (далее - SOP)) - процедуры, которые установлены эксплуатантом в руководстве по производству полетов для выполнения стандартных действий на борту (например, предполетный инструктаж кабинного экипажа, проверки пассажирского салона ВС перед полетом, инструктаж пассажиров, приведение в безопасное положение кухонных помещений, туалетных комнат и пассажирского салона ВС, мониторинг пассажирского салона ВС во время полета); 76) зачет - признание альтернативного средства или полученной ранее квалификации; 77) стажировка - обучение на рабочем месте под руководством лица, обеспечивающего обучение, в целях практического овладения специальностью, адаптации к объектам обслуживания и управления, а также быстрого ориентирования на рабочем месте и освоения новых приемов работы; 78) теоретическая подготовка - этап процесса профессиональной подготовки, при прохождении которого обучаемый приобретает специальные теоретические знания, а также поддерживает и совершенствует их в соответствии с утвержденными программами обучения; 79) подписание свидетельства о техническом обслуживании (выдача сертификата допуска к эксплуатации CRS) - удостоверение того, что работа по ТО ВС или компонента выполнена удовлетворительно в соответствии с применимыми в этом случае стандартами летной годности, в подтверждение чего выдается свидетельство о техническом обслуживании (сертификат допуска к эксплуатации CRS); 80) критерии эффективности - простое, поддающееся оценке изложение требуемого результата квалификационного элемента и описание критериев, используемых для определения того, достигнут ли требуемый уровень эффективности; 81) тренажерная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, при прохождении которого обучаемый приобретает, поддерживает и совершенствует практические навыки и умения с помощью имитирующих устройств, утвержденных уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченная организация); 82) ночь - период темного времени суток между солнечными явлениями, наступлением темноты и рассветом (концом вечерних гражданских сумерек и началом утренних гражданских сумерек); 83) вертолет - ВС тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении; 84) самолет - ВС, тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета; 85) летная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки членов летного экипажа, при прохождении которого обучаемый приобретает и совершенствует практические навыки и умения выполнения полета; 86) тренажерное устройство имитации полета - любой из следующих трех видов устройств, с помощью которого на земле имитируются условия полета: тренажер, имитирующий условия полета, который обеспечивает точное воспроизведение кабины экипажа определенного типа ВС, позволяющее имитировать реальные функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем управления, обычную для членов летного экипажа обстановку и летные характеристики данного типа ВС; тренажер для отработки техники пилотирования, который обеспечивает реальное воспроизведение обстановки в кабине экипажа и имитирует показания приборов, простые функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем, а также летно-технические характеристики ВС определенного класса; тренажер для основной подготовки к полетам по приборам, который оборудован соответствующими приборами и который имитирует обстановку в кабине экипажа, аналогичную обстановке во время полета ВС по приборам; 87) пилотировать - манипулировать органами управления ВС в течение полетного времени; 88) тренажер для отработки техники пилотирования - смотреть тренажерное устройство имитации полета; 89) летное умение (мастерство) - постоянное принятие правильных решений с использованием глубоких знаний, навыков и установок для выполнения целей полета; 90) план полета - определенные сведения о намеченном полете или части полета ВС, представляемые пилотом, экипажем или эксплуатантом органам обслуживания воздушного движения (или) управления воздушным движением; 91) время полета: для самолетов, автожиров, мотодельтапланов и ВС с системой увеличения подъемной силы - общее время с момента начала движения ВС с целью взлета до момента его остановки по окончании полета; для вертолетов - общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов c целью взлета до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения несущих лопастей; для дирижаблей - общее время с момента, когда дирижабль освобождается от мачты для целей взлета до момента, когда дирижабль окончательно останавливается после завершения полета и закрепляется на мачте; для планеров - общее время нахождения в полете на буксире или без буксира с момента, когда планер начинает разбег по земле в процессе взлета, до момента, когда планер останавливается после завершения полета; для аэростатов - общее время с момента, когда гондола отрывается от земли для целей взлета, до момента, когда она окончательно останавливается после завершения полета; 92) тренажер, имитирующий условия полета - смотреть тренажерное устройство имитации полета; 93) член летного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, имеющее действующее свидетельство авиационного персонала, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени; 94) типовые программы - программы, обеспечивающие единообразный подход к профессиональной подготовке, являющихся основой для авиационных учебных центров и организаций гражданской авиации в разработке собственных учебных программ, отражающих особенности направлений, специальностей и их деятельности; 95) нештатные ситуации - ряд обстоятельств, которые не возникают систематически или часто, серьезные и неожиданные, необязательно приводящие к возникновению опасности или серьезного риска, но требующие немедленного реагирования; 96) оптимизация работы экипажа (Crew Resource Management (далее - CRM) - или управление возможностями экипажа - методика обучения персонала в таких сферах деятельности, в которых человеческая ошибка создает угрозу катастрофы. CRM акцентируется не на технических знаниях, а на взаимоотношении членов команды или экипажа в одной кабине, включая лидерство и принятие решений; 97) Crowd Control (термин на английском языке) - управление массами; 98) PICUS (аббревиатура на английском языке) КВС под наблюдением - второй пилот, выполняющий функции и обязанности в качестве КВС под наблюдением. Время PICUS фиксируется в летной книжке второго пилота, удостоверяется подписью инструктора и засчитывается в общий налет в качестве КВС; 99) Protective Breathing Equipment (термин на английском языке) - дымозащитный капюшон (далее - PBE); 100) SPIC (аббревиатура на английском языке) - студент-командир ВС - студент-пилот во время учебного полета осуществляет функции КВС, в то время, как летный инструктор только наблюдает за ходом полета, не участвуя в управлении ВС. Время SPIC фиксируется в летной книжке студента пилота, удостоверяется подписью инструктора и засчитывается в общий налет в качестве КВС.». заголовок параграфа 2 главы 1 изложить в следующей редакции: «Параграф 2. Программы профессиональной подготовки с использованием дистанционного обучения»; пункты 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и 17 изложить в следующей редакции: «9. Основная цель дистанционного обучения - предоставление обучающимся возможности освоения программ профессиональной подготовки самостоятельно, посредством применения информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств, взаимодействуя с руководящим, инструкторским и вспомогательным персоналом удаленно. Организация, контролирующая подготовку персонала с использованием программного обеспечения СВТ (Computer Based Training), обеспечивает качество подготовки обучаемых, соответствие программ обучения требованиям настоящих Типовых программ. 10. Дистанционное обучение используется для проведения учебных, лабораторных и практических занятий (за исключением тренажерной подготовки, переподготовки на новый тип ВС, освоения новой техники и технологий), практик (за исключением производственной и летной практик), текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. 11. Использование дистанционного обучения совмещается с обучением в классе, включая текущий контроль, промежуточную и итоговую проверку полученных знаний. При этом соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционного обучения или путем непосредственного взаимодействия с обучающимся определяется либо АУЦ, либо организациями гражданской авиации по тем видам профессиональной подготовки, которые им разрешены к обучению. 12. Применение принципов дистанционного обучения раскрывается в программах профессиональной подготовке организаций гражданкой авиации. 13. Дистанционное обучение используется при наличии руководящего, инструкторского и вспомогательного персонала, имеющего соответствующую подготовку, и специально оборудованных помещений, позволяющих реализовывать программы профессиональной подготовки с использованием дистанционного обучения. 14. При применении дистанционного обучения обеспечивается учебно-методическая помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств. 15. Для организации учебного процесса по дистанционному обучению требуется наличие: 1) образовательного портала со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся; 2) оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (интернет, спутниковое телевидение); 3) мультимедийных классов и электронных читальных залов (при необходимости); 4) содержания учебного курса; 5) тестирующего комплекса или специальных программ. 16. Для осуществления учебного процесса по дистанционному обучению: 1) организуют обучение инструкторов, экзаменаторов и служб по реализации дистанционного обучения; 2) создают условия инструкторскому составу для разработки и обновления образовательных ресурсов; 3) организуют и проводят консультации дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий; 4) организуют обратную связь дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий; 5) организуют обратную связь с обучающимися в режиме «Off-line» (занятие, обмен информацией внутри системы с доступом в систему ее пользователям в любое удобное для них время); 6) контролируют учебные достижения обучающихся дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий; 7) идентифицируют личность каждого обучающегося посредством системы аутентификации. 17. Для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами необходимо иметь электронные учебно-методические комплексы по всем дисциплинам (курсам) учебного плана, реализуемых с использованием дистанционного обучения.»; заголовок главы 3 изложить в следующей редакции: «Глава 3. Программа первоначальной подготовки пилотов сверхлегких ВС на автожире - Ultra Light Aircraft Pilot Licenсe - ULAPL(AG)»; пункт 34 изложить в следующей редакции: «34. Авиационный учебный центр, при разработке Программы подготовки на конкретном типе автожира увеличивает объем учебных часов и количество дисциплин, если это обосновано требованиями повышения безопасности полетов. Тематика дисциплин по теоретической подготовке пилотов сверхлегких ВС на автожире приведены в приложении 3 к настоящим Типовым программам.»; заголовок главы 4 изложить в следующей редакции: «Глава 4. Программа первоначальной подготовки пилотов планера - Glider Pilot Licence - GPL»; пункт 50 изложить в следующей редакции: «50. Претендент на получение GPL имеет налет не менее 15 часов летной подготовки на планерах, в том числе, по меньшей мере: 1) 10 часов с летным инструктором на планере, на котором будет производиться проверка готовности к самостоятельным полетам; 2) 2 часа самостоятельного налета; 3) 45 стартов и посадок; 4) 1 самостоятельный полет по маршруту протяженностью не менее 50 км или 1 полет с летным инструктором по маршруту протяженностью не менее 100 км.»; заголовок главы 5 изложить в следующей редакции: «Глава 5. Программа первоначальной подготовки пилотов свободного аэростата - Free Ballon Pilot Licence - FBPL»; пункт 54 изложить в следующей редакции: «54. Авиационный учебный центр, при разработке Программы подготовки пилотов на свободном аэростате - FBPL, увеличивает объем учебных часов и количество дисциплин, если это обосновано требованиями безопасности полетов. Тематика дисциплин по теоретической подготовке пилотов свободного аэростата приведены в приложении 5 к настоящим Типовым программам.»; пункты 60 и 61 изложить в следующей редакции: «60. Претендент на FBPL налетал не менее 16 часов летной подготовки на свободных аэростатах, в том числе, по меньшей мере: 1) 12 часов налета с летным инструктором; 2) 10 наполнений и 20 стартов и посадок; 3) 1 самостоятельный полет с минимальным временем не менее 30 минут. 61. Программа летной подготовки FBPL учитывает принципы управления угрозами и ошибками и включает: 1) предполетную подготовку, включая расчет загрузки, инструктаж о воздушной и метеорологической обстановке в районе полетов, предполетную подготовку и обслуживание оболочки; 2) инструктаж экипажа и пассажиров; 3) заполнение оболочки горячим воздухом и управление скоплением людей; 4) управление аэростатом с использованием внешних визуальных ориентиров; 5) выполнение взлета в разных условиях ветра; 6) подход на малых и больших высотах; 7) посадка в разных условиях приземного ветра; 8) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и применением цифровых навигационных устройств; 9) действия в особых случаях полета, включая имитацию неисправности оборудования аэростата; 10) соблюдение правил воздушного движения, процедур связи и фразеологии; 11) избежание природоохранных территорий и конфликтных отношений с владельцами земельных участков.»; пункт 413 изложить в следующей редакции: «413. Специальная подготовка специалистов по АНИ осуществляется в следующих случаях: 1) ввода в эксплуатацию новых автоматизированных систем обработки аэронавигационной информации (программного обеспечения по обеспечению АНИ, систем картографии и дизайна воздушного пространства/летных процедур); 2) обновления или установки дополнительных модулей автоматизированных систем обработки аэронавигационной информации (программного обеспечения по обеспечению АНИ, систем картографии и дизайна воздушного пространства/летных процедур); 3) других случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации.»; дополнить пунктом 413-1 следующего содержания: «413-1. В случаях изменения требований законодательства Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, регламентирующих деятельность служб аэронавигационной информации, руководителями структурных подразделений AIS обеспечивается ознакомление специалистов АНИ с указанными изменениями.»; приложения 2, 3, 4 и 5 к указанным Типовым программам изложить в редакции согласно приложениям 2, 3, 4 и 5 к настоящему приказу. 2. Комитету гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарный дней после дня его первого официального опубликования, за исключением абзаца второго подпункта 3) пункта 2 и пункта 42 Квалификационных требований к лицу для получения свидетельства авиационного персонала, которые вводятся в действие с 3 ноября 2022 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |