|
|
|
Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года № 160-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2006 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 31 января 2006 г.
Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 4) Глава 2. Права и обязанности граждан и общественных (статьи 5 - 6) объединений в области охраны окружающей среды Глава 3. Компетенция органов Государственной власти (статьи 7 - 10) и местного самоуправления в области охраны окружающей среды Глава 4. Природные ресурсы и природопользование (статьи 11 - 20) Глава 5. Лицензирование деятельности по (статьи 21 - 23) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Глава 6. Мониторинг окружающей среды и природных ресурсов (статьи 24 - 25) Глава 7. Экономический механизм охраны окружающей среды (статьи 26 - 34) Глава 8. Нормирование качества окружающей среды (статьи 35 - 42) Глава 9. Стандартизация и сертификация в области (статьи 43 - 45) Глава 10. Экологические требования к хозяйственной и (статьи 46 - 62) Глава 10-1. Экологические требования при обращении с отходами (статьи 62-1 - 62-4) Глава 11. Экологическая экспертиза (статьи 63 - 65) Глава 12. Объекты охраны окружающей среды, имеющие (статьи 66 - 67) особую экологическую, научную и культурную ценность Глава 13. Чрезвычайная экологическая ситуация и зоны (статьи 68 - 70) Глава 14. Информация и Государственная статистика в (статьи 71 - 72) области охраны окружающей среды Глава 15. Экологическое воспитание и образование, (статьи 73 - 75) научные исследования в области охраны окружающей среды Глава 16. Контроль в области охраны окружающей среды (статьи 76 - 80) Глава 16-1. Контроль за обращением с отходами (статьи 80-1 - 80-4) Глава 17. Экологический аудит (статьи 81 - 83) Глава 18. Разрешение споров в области охраны (статьи 84 - 86) окружающей среды и ответственность за нарушение законодательства об охране Глава 19. Международное сотрудничество в области (статьи 87 - 89) В оригинале оглавление отсутствует
Природа и ее богатства являются естественной основой жизни и деятельности народов Республики Казахстан, их устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования. В заголовках глав цифры "I - XIX" заменены соответственно цифрами "1 - 19" в соответствии с Законом РК от 09.12.04 г. № 8-III (введен в действие с 1 января 2005 г.) В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред.); от 09.12.04 г. № 8-III (введен в действие с 1 января 2005 г.) (см. стар. ред.); от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); от 08.07.05 г. № 71-III (см. стар. ред.); от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.) Статья 1. Основные термины и определения В настоящем Законе используются следующие основные термины и определения: окружающая среда - совокупность природных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, воду, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии; охрана окружающей среды - система государственных и общественных мер, направленных на гармоничное взаимодействие природы и человека, улучшение качества окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; объекты охраны окружающей среды - составные части окружающей среды, охраняемые законодательством; природные ресурсы - составные части окружающей среды, используемые в процессе хозяйственной и иной деятельности для удовлетворения материальных, культурных и других потребностей общества; природопользование - пользование природными ресурсами в хозяйственной и иной деятельности человека; качество окружающей среды - характеристика состава и свойств окружающей среды; мониторинг окружающей среды - слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов; экологическое нормирование - система правил (норм) и содержащихся в них количественных и качественных показателей (нормативов) оценки состояния окружающей среды и степени воздействия на нее, определяющая и обеспечивающая благоприятную среду для существования человека и сохранения биологического разнообразия; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду потенциально опасных химических и биологических веществ, радиоактивных материалов, отходов производства и потребления, а также влияние на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; экологические требования - обязательные для исполнения ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, содержащиеся в законодательных, иных подзаконных нормативных правовых и нормативно-технических актах Республики Казахстан; экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду; экологическая система - взаимосвязанная единая функциональная совокупность организмов и неживой среды их обитания; благоприятная окружающая среда - среда, состояние объектов которой обеспечивает экологическую безопасность и охрану здоровья населения, предотвращение загрязнения, устойчивое функционирование экологических систем, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; ущерб (вред) окружающей среде и здоровью человека - загрязнение окружающей среды или изъятие природных ресурсов свыше установленных нормативов, вызвавшее или вызывающее заболевания, деградацию или гибель живых организмов и человека, истощение природных ресурсов; лимиты на загрязнение окружающей среды - пределы поступления общего объема загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, а также влияния на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий в уровнях, при которых сохраняется благоприятная окружающая среда; удельный норматив выброса, сброса - норматив максимальной массы выброса, сброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферу, водные объекты в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств, который устанавливается для передвижных, стационарных источников выбросов, сбросов, технологических процессов и оборудования; отходы производства - остатки сырья, материалов, химических соединений, образовавшиеся при производстве продукции, выполнении иных технологических работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства, необходимые для применения в соответствующем производстве, включая техногенные минеральные образования и отходы сельскохозяйственного производства; коммунально-бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека; вид отходов - совокупность отходов, имеющих общие признаки; класс опасности отходов - показатель вредности отходов, определяемый по степени возможного вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду; малоотходная технология - процесс производства продукции, при котором при производстве единицы продукции образуется меньшее количество отходов по сравнению с существующими способами получения этой продукции; нормативы обращения с отходами - количественные и качественные ограничения, связанные с образованием, сбором, хранением, использованием, утилизацией, перевозкой и захоронением отходов с учетом их воздействия на окружающую среду; обращение с отходами - все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, хранением, использованием, утилизацией, перевозкой и захоронением отходов; объект размещения отходов - полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, отвалы горных пород и другие специально оборудованные места для хранения и захоронения отходов; опасные отходы - отходы, содержащие вредные вещества и обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью), либо которые могут представлять опасность для здоровья человека и окружающей среды самостоятельно или при вступлении во взаимодействие с другими веществами; отходы потребления - изделия, материалы и вещества, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства в результате физического или морального износа; паспорт отходов - документ, удостоверяющий количественную и качественную характеристику отходов; уполномоченный орган в области охраны окружающей среды - центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды, и его территориальные органы; нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду - максимально возможные антропогенные нагрузки на окружающую среду, не приводящие к нарушению устойчивости экологических систем; нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ - объем загрязняющих веществ в выбросах и сбросах в атмосферу, водные объекты, почву, физических воздействий на окружающую среду, при котором обеспечивается соблюдение экологических нормативов допустимой нагрузки на нее; нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней воздействия - величины допустимого содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах, почве и воздействия физических факторов на окружающую среду, устанавливаемые в целях охраны здоровья человека и предотвращения вредного влияния на растительный и животный мир; экологическая опасность - состояние, характеризующееся наличием или вероятностью разрушения, изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающее жизненно важным интересам личности и общества; стратегический объект - объект экспертизы, реализация которого непосредственно связана с деятельностью в области разведки, добычи, транспортировки, переработки, использования природных ресурсов инфраструктуры республиканского значения, аэрокосмического и военного комплексов связи, энергетики республиканского значения; трансграничный объект - объект экспертизы, реализация которого оказывает или может оказывать вредное воздействие на окружающую среду и здоровье людей двух и более областей (города республиканского значения, столицы) и (или) территории сопредельного государства; экологически опасный объект - объект экспертизы, реализация которого оказывает или может оказывать вредное воздействие на окружающую среду, значительное по масштабу и продолжительности, и который представляет особую опасность для жизни и здоровья населения; мероприятия по охране окружающей среды - комплекс технологических, технических, организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрану окружающей среды и улучшение ее качества; экологический аудит - независимая проверка хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов, направленная на выявление и оценку экологических рисков и разработку рекомендаций по повышению уровня экологической безопасности их деятельности; аудируемый субъект - физическое или юридическое лицо, заключившее с экологическим аудитором или экологической аудиторской организацией договор на проведение экологического аудита; заказчики экологического аудита - заинтересованные физические и (или) юридические лица, страховые организации, инвесторы, уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и иные государственные органы.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды 1. Задачами законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка. 2. Законодательство Республики Казахстан об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, законов об охране, воспроизводстве и использовании природных ресурсов, а также других законодательных и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между настоящим Законом и иным актом, содержащим нормы, регулирующие отношения по охране окружающей среды, последние могут применяться только после внесения в настоящий Закон соответствующих изменений. Вопросы охраны и использования земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, особо охраняемых природных территорий в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Например см. Закон РК от 15 июля 1997 г. № 162-1 "Об особо охраняемых природных территориях". Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды Охрана окружающей среды осуществляется на основе соблюдения следующих основных принципов: приоритета охраны жизни и здоровья человека, сохранения и восстановления окружающей среды, благоприятной для жизни, труда и отдыха населения; сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем окружающей среды в целях перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию в условиях рыночных отношений и удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей в здоровой и благоприятной окружающей среде; обеспечения экологической безопасности и восстановления нарушенных естественных экологических систем на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой; рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, поэтапного введения платы за природопользование и внедрения экономического стимулирования охраны окружающей среды; обеспечения сохранения биологического разнообразия и объектов окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение; государственного регулирования и государственного контроля, неотвратимости ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды; предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, оценки возможного воздействия на окружающую среду; активного и демократичного участия населения, общественных объединений и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды; международного сотрудничества в области охраны окружающей среды на основе международного права. Статья 4. Объекты охраны окружающей среды Охране от уничтожения, деградации, повреждения, истощения, загрязнения, нерационального использования и иного вредного воздействия подлежат: земля, недра, вода, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир; естественные экологические системы, климат и озоновый слой Земли. Особой охране подлежат объекты окружающей среды, имеющие особую экологическую, научную и культурную ценность, а также особо охраняемые природные территории. Глава 2. Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды Статья 5. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды 1. Каждый гражданин и лица без гражданства, а также иностранцы, находящиеся на территории Республики Казахстан, имеют право на благоприятную для их жизни и здоровья окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и мерах по ее улучшению, возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды. использовать в установленном порядке природные ресурсы, осуществлять меры по их охране и воспроизводству, участвовать в охране и оздоровлении окружающей среды; создавать общественные объединения и общественные фонды охраны окружающей среды; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться в государственные органы и организации с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды и требовать их рассмотрения; вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и принимать в ней участие; требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически вредных объектов, а также об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека; ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных организаций, должностных лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды; реализовывать в установленном порядке другие свои права, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами. 3. Каждый гражданин обязан охранять окружающую среду и бережно относиться к природным ресурсам, соблюдать законодательство об охране окружающей среды, повышать уровень своих экологических знаний и содействовать экологическому воспитанию подрастающих поколений. Статья 6. Права и обязанности общественных объединений в области охраны окружающей среды 1. Общественные объединения при осуществлении своей деятельности в области охраны окружающей среды имеют право: разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать права и интересы граждан, привлекать их на добровольных началах к активной деятельности в области охраны окружающей среды; выполнять работы по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, участвовать в охране объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, организации и деятельности особо охраняемых природных территорий; выполнять в установленном порядке работы по экологическому воспитанию и образованию, научные исследования в области охраны окружающей среды; требовать проведения государственной экологической экспертизы и проводить общественную экологическую экспертизу; осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды; получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее оздоровлению; сотрудничать и взаимодействовать в области охраны окружающей среды с государственными органами и международными организациями, заключая с ними соглашения, выполнять для них по договорам определенные работы, предусмотренные законодательством; участвовать в обсуждении законопроектов по охране окружающей среды; требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически вредных объектов, а также об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека; ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных организаций, должностных лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды; реализовывать в установленном порядке другие свои права, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами. 2. Общественные объединения обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и общественных объединениях. См. также: Руководство по взаимодействию специально уполномоченных государственных органов с общественными объединениями в вопросах контроля за охраной окружающей среды.
Глава 3. Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления в области охраны окружающей среды В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред.); от 24.12.01 г. № 276-II (см. стар. ред.); от 09.12.04 г. № 8-III (введен в действие с 1 января 2005 г.) (см. стар. ред.); от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); от 08.07.05 г. № 71-III (см. стар. ред.); от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.) Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды Правительство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды: разрабатывает основные направления государственной политики, стратегические меры по ее осуществлению; разрабатывает государственные экологические программы и программы по различным направлениям природопользования, представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан; разрабатывает основные направления государственной политики в области обращения с отходами; осуществляет руководство деятельностью министерств, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, и местных исполнительных органов, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан; управляет государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по использованию, возложенные на Правительство; определяет порядок разработки и утверждения нормативов качества окружающей среды и экологических требований к хозяйственной и иной деятельности; в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, принимает решения о предоставлении природных ресурсов в природопользование для областей (города республиканского значения, столицы), заключает договоры (контракты) на природопользование; утверждает порядок выдачи, отказа в выдаче, приостановки и аннулирования действия разрешений на природопользование; утверждает концепции по различным видам природопользования, устанавливает порядок государственного устройства природопользования, утверждения и реализации схем комплексного использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, ведения государственного учета и государственных кадастров природных ресурсов, а также участков и источников загрязнения окружающей среды; устанавливает структуру, содержание и порядок ведения государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов и утверждает правила организации и ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов; утверждает перечень экологически опасных видов хозяйственной деятельности и порядок их обязательного государственного лицензирования; утверждает перечень объектов охраны окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение, организует государственные заповедники, государственные национальные и природные парки, другие особо охраняемые природные территории в пределах своей компетенции; определяет порядок предоставления информации и ведения государственной статистики в области охраны окружающей среды; утверждает положения о специально уполномоченных государственных органах, осуществляющих функции охраны окружающей среды, управления природопользованием и государственного контроля в этих сферах, определяет порядок их деятельности, а также устанавливает порядок лицензирования и проведения экологического аудита; утверждает правила объявления чрезвычайной экологической ситуации; осуществляет международное сотрудничество; устанавливает порядок организации и осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды; определяет порядок отнесения мероприятий к природоохранным; утверждает правила отнесения мероприятий к мероприятиям по охране окружающей среды; утверждает критерии отнесения объектов государственной экологической экспертизы к стратегическим, трансграничным и экологически опасным объектам.
В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 11.05.99 г. № 381-1 (см. стар. ред.); от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред.); от 25.05.04 г. № 553-II (см. стар. ред.); от 09.12.04 г. № 8-III (введен в действие с 1 января 2005 г.) (см. стар. ред.). Статья 8 изложена в редакции Закона РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); внесены изменения Законом РК от 08.07.05 г. № 71-III (см. стар. ред.); от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.) Статья 8. Компетенция уполномоченного органа в области охраны окружающей среды Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды: 1) координирует деятельность иных центральных исполнительных органов и местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) осуществляющих функции охраны окружающей среды и управления природопользованием; 2) проводит единую государственную политику в области охраны окружающей среды и организует выполнение государственных экологических программ для решения стратегических задач по обеспечению экологической безопасности; 3) утверждает в пределах своей компетенции или согласовывает экологические нормативы и экологические требования по хозяйственной и иной деятельности; 4) выдает лицензии на экологически опасные виды хозяйственной деятельности экологическую аудиторскую деятельность, природоохранное проектирование, нормирование и работы в области экологической экспертизы в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан; 5) выдает разрешения на природопользование; 6) проводит работы по государственному мониторингу окружающей среды, а также руководит единой системой мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, утверждает типовой порядок ведения производственного мониторинга; 7) организует и проводит государственную экологическую экспертизу стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов; 8) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; 9) через свои территориальные органы участвует в согласовании планов рационального использования и охраны водных объектов, ведении мониторинга водных объектов, осуществлении государственного контроля в области использования и охраны водного фонда в пределах своей компетенции, подготовке бассейновых соглашений и контроле за их осуществлением, разработке положений для государственных (региональных и бассейновых) программ по использованию, воспроизводству и охране водных объектов, а также в реализации бассейнового принципа управления водными ресурсами; 10) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за использованием и охраной земель; 11) согласовывает программы и планы мероприятий по охране окружающей среды местного значения; 12) осуществляет государственный контроль за соблюдением экологических требований в области охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов и объектов государственного природно-заповедного фонда; 13) разрабатывает и утверждает перечень мероприятий по охране окружающей среды; 14) координирует и осуществляет общее руководство охраной объектов государственного природно-заповедного фонда; 15) ведет государственный учет и государственные кадастры природных ресурсов; 16) принимает решение о проведении обязательного экологического аудита; 17) утверждает состав и порядок работы квалификационной комиссии по аттестации экологических аудиторов, а также порядок аттестации экологических аудиторов; 18) утверждает базовые ставки платы за загрязнение окружающей среды. См.: Постановление Пленума Верховного суда РК от 22 декабря 2000 года № 16 "О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды".
В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.) Статья 9. Компетенция специально уполномоченных государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих функции охраны окружающей среды и управления природопользованием Правовое положение и компетенцию специально уполномоченных государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих функции охраны окружающей среды и управления природопользованием, устанавливает Правительство Республики Казахстан на основании законодательных актов. В статью 10 внесены изменения в соответствии c Законами РК от 29.11.99 г. № 488-1; от 04.06.01 г. № 205-II (введены в действие с 01.01.02 г.) (см. стар. ред.); от 24.12.01 г. № 276-II; от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.) Статья 10. Компетенция местных представительных и исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) 1. Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы): утверждают программы и перечни мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях для решения тактических задач обеспечения экологической безопасности; заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов области (города республиканского значения, столицы) и организаций о состоянии охраны окружающей среды и природопользования; принимают в пределах своей компетенции обязательные правила, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность по вопросам оздоровления окружающей среды, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, охраны объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность. Правила вступают в силу не менее чем через две недели после их обнародования. Ежегодно утверждают ставки платы за загрязнение окружающей среды, но не ниже базовых ставок, утвержденных уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. 2. Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы): 1) регулируют природопользование по вопросам: обеспечения строительства и реконструкции природоохранных объектов; охраны малых рек и водоемов, предотвращения и ликвидации их загрязнения, наводнений, подтоплений, разрушения берегов и другого воздействия вод; транспортных потоков с целью снижения загрязненности атмосферного воздуха; загрязнения территории городов и поселков; защиты земель от истощения, опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, заболачивания, вторичного заселения, иссушения, уплотнения, загрязнения бытовыми и опасными отходами производства и потребления; выявления случаев самовольного захвата земли, незаконной рубки деревьев; охраны от лесных и степных пожаров, ведения работ способами и методами, обеспечивающими сохранение средообразующих и средозащитных функций леса, а также условий современного восстановления насаждений, лекарственного, пищевого и технического растительного сырья; предотвращения угрозы биологическому разнообразию при осуществлении хозяйственной деятельности и принятия мер для ликвидации ее негативного влияния; охраны и оздоровления атмосферного воздуха; резервирования земель под особо охраняемые природные территории; 2) организуют разработку и внесение на утверждение местных представительных органов областей (города республиканского значения, столицы) согласованных с центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды программ и иных документов, предусматривающих мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию; 3) подготавливают заключения о запрещении строительства и реконструкции предприятий сооружений и иных объектов, по которым имеется отрицательное заключение экологической экспертизы, приостанавливают хозяйственную и иную деятельность в судебном порядке в случае нарушения экологических требований и принимают соответствующие меры; 4) принимают решения или вносят предложения в вышестоящие органы об охране объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, и об организации особо охраняемых природных территорий; 5) организуют и проводят государственную экологическую экспертизу объектов хозяйственной деятельности, за исключением стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов; 6) при проведении государственной экологической экспертизы организуют общественные слушания; 7) проводят мероприятия по охране окружающей среды; 8) Исключен в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введено в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.) 9) Исключен в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введено в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.) 10) осуществляют реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды; 11) рассчитывают ставки платы за загрязнение окружающей среды, но не ниже базовых ставок, утвержденных уполномоченным органом в области охраны окружающей среды; 12) разрабатывают и представляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды инвестиционные проекты в области охраны окружающей среды; 13) предоставляют информацию об использовании природных ресурсов в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в рамках Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов; 14) обеспечивают предоставление экологической информации по запросам физических и юридических лиц; 15) принимают решения о предоставлении природных ресурсов в природопользование; 16) по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и специально уполномоченными государственными органами Республики Казахстан, осуществляющими функции охраны окружающей среды и управления природопользованием, выдают решение на отвод земельного участка на складирование, уничтожение и захоронение отходов; 17) совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологической службы и уполномоченным органом в области охраны окружающей среды обеспечивают контроль за содержанием населенных пунктов. 3. Органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды обеспечивают участие населения в решении вопросов местного значения в пределах полномочий, установленных законодательством. Глава 4. Природные ресурсы и природопользование Статья 11 изложена в редакции Закона РК от 04.06.01 г. № 205-II (см. стар. ред) Статья 11. Природные ресурсы Форма собственности на природные ресурсы определяется Конституцией Республики Казахстан. Статья 12. Природопользователи Природопользователи разделяются на юридические и физические лица, государственные и негосударственные, национальные и иностранные. К национальным природопользователям относятся граждане Республики Казахстан и казахстанские юридические лица, в том числе с иностранным участием, а к иностранным природопользователям - иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации. Природопользователи могут быть: постоянными (право природопользования носит бессрочный характер) и временными (право природопользования ограничено определенным сроком);
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |