|
|
|
З А К О Н
Данная редакция действовала до внесения изменений от 15 мая 2007 г.
Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 4) Глава 2. Полномочия Президента, Парламента и (статьи 5 - 7) Правительства Республики Казахстан в области обороны Глава 3. Функции центральных и местных исполнительных (статьи 8 - 11) органов, права и обязанности граждан и организаций в области обороны Глава 4. Экономическое обеспечение обороны (статьи 12 - 17) Глава 5. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования (статьи 18 - 27) Глава 6. Состояние войны. Военное положение. Мобилизация. (статьи 28 - 31) Гражданская оборона. Территориальная оборона Глава 7. Заключительные положения (статьи 32 - 34) В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области организации обороны и Вооруженных Сил Республики Казахстан, функции и полномочия государственных органов в обеспечении обороноспособности страны, права и обязанности граждан и организаций в сфере обороны. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) боевая готовность - состояние, определяющее степень подготовленности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению возложенных на них задач в установленные сроки; 2) боевые действия - организованные действия воинских частей, соединений и подразделений при выполнении боевых задач под управлением соответствующих органов военного управления; 3) боевая задача - задача, поставленная вышестоящим командиром (начальником) для достижения определенной цели в бою (операции) к установленному сроку; 4) вид Вооруженных Сил - часть Вооруженных Сил государства, предназначенная для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздушном пространстве); 5) военные действия - комплекс действий стратегического масштаба (включая боевые действия) с применением всех видов Вооруженных Сил для выполнения поставленных боевых задач при отражении агрессии; 6) военное время - период с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения; 7) военное имущество - оборонные объекты, все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, специальные средства и другое имущество, находящиеся на праве оперативного управления государственных учреждений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; 8) военная опасность - фактор нестабильности, предполагающий возможность применения против Республики Казахстан средств военного насилия для достижения политических и иных целей; 9) военная организация государства - совокупность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственных органов и организаций, основная деятельность которых непосредственно направлена на решение задач по обеспечению обороны Республики Казахстан; 10) военная угроза - реально существующее намерение разрешить имеющиеся противоречия военно-силовыми методами, развязать военный конфликт (войну) против Республики Казахстан; 11) военная техника - оружие, боевые машины, приборы и другие технические средства, которыми оснащаются Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования; 12) воинская часть - государственное учреждение, являющееся организационно-самостоятельной единицей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; 13) вооружение - комплекс различных видов оружия, боеприпасов, их носители и средства, обеспечивающие их применение; 14) Вооруженные Силы Республики Казахстан (далее - Вооруженные Силы) - основа военной организации государства, создаваемая и содержащаяся Республикой Казахстан для обеспечения обороны, отражения агрессии или предотвращения непосредственной внешней угрозы, а также выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан; 15) высшее командование (высший командный состав) - министр обороны, его заместители, главнокомандующие видами Вооруженных Сил и иные должностные лица, назначаемые Президентом Республики Казахстан; 16) гражданский персонал - граждане Республики Казахстан, находящиеся на государственной службе или состоящие в трудовых отношениях в Вооруженных Силах; 17) другие войска и воинские формирования - органы национальной безопасности, Республиканская гвардия, внутренние войска и военно-следственные органы Министерства внутренних дел, Служба охраны Президента Республики Казахстан, органы управления и части гражданской обороны центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, органы военной прокуратуры; 18) материальные запасы - определенное количество военного имущества, содержащегося в арсеналах, на базах и складах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; 19) неиспользуемое военное имущество - имущество, снятое с вооружения, не годное к использованию по прямому назначению, списанное, выслужившее гарантийные сроки хранения в запасах, излишествующее и не находящее применения в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях; 20) нормы снабжения - количество материальных средств, установленных к выдаче в мирное или военное время военнослужащим, подразделениям, воинским частям (кораблям) и соединениям; 21) оборона - система государственных мер политического, военного, экономического, экологического, социально-правового и иного характера по обеспечению военной безопасности, вооруженной защиты суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Республики Казахстан; 22) оборонные объекты - недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственными учреждениями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; 23) оперативное оборудование территории - комплекс мероприятий, направленных на подготовку и поддержание в постоянной готовности транспортных сооружений, дорожных сетей, складского хозяйства, связи, водо- тепло- и энергоснабжения к эксплуатации для оперативного решения задач в целях обороны; 24) органы военного управления - стратегические, оперативно-стратегические, оперативно-территориальные, оперативно-тактические, тактические и местные органы военного управления; 25) род войск - самостоятельная либо входящая в состав вида составная часть Вооруженных Сил, имеющая свойственные только ей основное оружие и военную технику, а также способы их боевого применения; 26) специальные войска - воинские части и подразделения, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил (инженерного, химического и технического обеспечения, разведки, связи, радиоэлектронной борьбы); 27) специальные формирования - формирования, создаваемые при объявлении мобилизации для выполнения работ по восстановлению железнодорожных путей и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэропортов, аэродромов, линий связи, газо- и нефтепроводов, систем энерго- и водоснабжения, для организации бесперебойной работы промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи и для оказания медицинской помощи; 28) состояние войны - отношения государств с момента объявления войны между ними (фактического начала военных действий) до ее окончания (фактического прекращения); 29) территориальная оборона - совокупность мероприятий, осуществляемых Правительством Республики Казахстан в целях защиты населения, объектов и коммуникаций Республики Казахстан от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и обеспечения режимов чрезвычайного или военного положения; 30) техническое обеспечение - комплекс мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением и военной техникой; 31) тыл - воинские части, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; 32) тыловое обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и иных потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в целях поддержания их боевой готовности; 33) утилизация - приведение вооружения, военной техники, специальных средств в состояние, исключающее использование их боевых свойств или применение по прямому предназначению, а также разукомплектование в целях последующего использования их компонентов. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об обороне и Вооруженных Силах 1. Законодательство Республики Казахстан об обороне и Вооруженных Силах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обеспечения военной безопасности Республики Казахстан Основными принципами государственной политики в области обеспечения военной безопасности Республики Казахстан являются: 1) уважение суверенитета, нерушимости государственных границ, территориальной целостности других государств и невмешательство в их внутренние дела; 2) укрепление мер доверия и открытости в военной области; 3) мирное урегулирование международных споров; 4) соблюдение международных обязательств и содействие достижению целей договоров, участником которых является Республика Казахстан; 5) поддержание дружественных отношений со всеми странами на основе взаимовыгодного сотрудничества и взаимопонимания; 6) участие в создании глобальной и региональных систем безопасности, направленных на предотвращение военных конфликтов, поддержание и восстановление мира. Статья 4. Государственное регулирование в области обороны 1. Государственное регулирование в области обороны включает: 1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; 2) разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины Республики Казахстан; 3) правовое регулирование; 4) планирование применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, определение их необходимой численности, строительство, подготовку и поддержание требуемого уровня их боевой и мобилизационной готовности; 5) развитие систем управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, а также планирование использования радиочастотного спектра; 6) разработку и реализацию единой военно-технической политики Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, программ развития вооружения и военной техники; 7) комплекс общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное время, включающий заблаговременную мобилизационную подготовку государственных органов, организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны, а также оперативное оборудование территории в целях обороны; 8) создание запасов государственного материального резерва; 9) подготовку граждан к воинской службе, накопление военнообученного резерва на военное время; 10) планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны; 11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственные секреты; 12) развитие науки в интересах обороны; 13) координацию деятельности государственных органов; 14) контроль над деятельностью Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; 15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны; 16) иные мероприятия в области обороны. 2. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Республики Казахстан, а также иные виды обязанностей, предусмотренные законами Республики Казахстан. 3. Для выполнения задач в области обороны создаются Вооруженные Силы и привлекаются другие войска и воинские формирования, а также создаваемые на военное время специальные формирования. 4. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области обороны в соответствии с Военной доктриной и планом применения Вооруженных Сил. 5. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы предоставляются для нужд обороны в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 6. Имущество, закрепленное за государственными учреждениями Вооруженных Сил, является республиканской собственностью. Глава 2. Полномочия Президента, Парламента и Правительства Республики Казахстан в области обороны Статья 5. Полномочия Президента Республики Казахстан в области обороны 1. Президент Республики Казахстан является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан. 2. Президент Республики Казахстан: 1) определяет основные направления военной политики Республики Казахстан; 2) утверждает Военную доктрину Республики Казахстан, планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственные программы по вопросам обороны; 3) утверждает план применения Вооруженных Сил, а также мобилизационный план государства; 4) осуществляет общее руководство Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями; 5) утверждает структуру, лимит штатной численности Вооруженных Сил, а также систему оплаты труда военнослужащих и государственных служащих; 6) принимает решения о привлечении Вооруженных Сил для выполнения задач, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 настоящего Закона, с незамедлительным информированием об этом Парламента республики; 7) утверждает перечень должностей, подлежащих замещению лицами высшего офицерского состава, присваивает высшие воинские звания; 8) назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил; 9) утверждает текст военной присяги, общевоинские уставы, правила прохождения воинской службы, воинские символы, образцы военной формы одежды и знаки различия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; 10) ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан в области обороны и военного сотрудничества; 11) принимает решение о призыве граждан республики на срочную воинскую службу и увольнении в запас военнослужащих срочной службы, на воинскую службу по мобилизации, в военное время, а также о призыве военнообязанных на специальные сборы; 12) вносит на рассмотрение совместного заседания палат Парламента предложение об использовании Вооруженных Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности; 13) в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан, вводит на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях чрезвычайное или военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент республики; 14) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан. Статья 6. Полномочия Парламента Республики Казахстан в области обороны Парламент Республики Казахстан: 1) принимает законы по вопросам обеспечения обороны Республики Казахстан, вносит изменения и дополнения к ним; 2) решает вопросы войны и мира; 3) принимает по предложению Президента Республики Казахстан решение об использовании Вооруженных Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности; 4) устанавливает воинские звания; 5) ратифицирует и денонсирует международные договоры по вопросам обороны и военного сотрудничества; 6) проводит по вопросам обороны и Вооруженных Сил парламентские слушания. Статья 7. Полномочия Правительства Республики Казахстан в области обороны Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления военной политики государства, реализует меры по обеспечению обороноспособности республики; 2) разрабатывает государственные программы и обеспечивает их выполнение; 3) руководит деятельностью Министерства обороны, иных центральных и местных исполнительных органов; 4) определяет уполномоченный орган по реализации государственной политики в области формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа; 5) по представлению уполномоченного органа по реализации государственной политики в области формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа ежегодно утверждает государственный оборонный заказ; 6) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений и предприятий оборонной промышленности, а также осуществляющих научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность; 7) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации военных учебных заведений, военных кафедр высших учебных заведений; 8) утверждает Правила военной подготовки в высших учебных заведениях; 9) определяет систему и условия оплаты труда работников государственных учреждений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, не являющихся государственными служащими; 10) организует оснащение и обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением, военной техникой и материально-техническими ресурсами; 11) утверждает нормы снабжения и категории материальных запасов; 12) организует разработку и выполнение мобилизационного плана государства, а также устанавливает порядок формирования, накопления и использования государственного материального резерва; 13) осуществляет руководство мобилизационной подготовкой государственных органов, организаций независимо от форм собственности; 14) обеспечивает выполнение мероприятий по оперативному оборудованию территории республики в целях обороны; 15) утверждает Правила о порядке ведения воинского учета военнообязанных и призывников; 16) утверждает Правила о военно-транспортной обязанности; 17) утверждает Положение о местных органах военного управления; 18) определяет категории и количество граждан, подлежащих призыву на воинскую службу, а также ежегодное количество военнообученных специалистов, подлежащих призыву на военные сборы; 19) осуществляет общее руководство созданием и подготовкой военнообученного резерва, утверждает государственный заказ на комплектование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; 20) осуществляет планирование гражданской и территориальной обороны и руководство ею; 21) в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяет порядок предоставления и использования для нужд обороны земель, лесов, вод и других природных ресурсов; 22) устанавливает порядок передачи, реализации и утилизации неиспользуемого военного имущества, а также предоставления в имущественный наем (аренду) оборонных объектов; 23) принимает решения о проведении международных переговоров по вопросам военного сотрудничества и подписании межправительственных соглашений; 24) определяет порядок возмещения государством стоимости реквизированного, а также предоставленного для нужд обороны имущества физических и юридических лиц; 25) устанавливает порядок учета и списания военного имущества; 26) организует контроль за экспортом оружия и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий и продукции двойного назначения; 27) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента. Глава 3. Функции центральных и местных исполнительных органов, права и обязанности граждан и организаций в области обороны Статья 8. Функции центральных исполнительных органов в области обороны Центральные исполнительные органы в пределах своей компетенции: 1) участвуют в мобилизационной подготовке отрасли, создании, развитии и сохранении объектов мобилизационного назначения, мощностей по разработке, производству, выпуску и ремонту необходимой для нужд обороны продукции и обеспечивают накопление мобилизационных резервов; 2) обеспечивают выполнение заданий государственного оборонного заказа; 3) осуществляют мероприятия по устойчивому функционированию отрасли в военное время, разрабатывают планы ее перевода на режим работы в условиях военного времени; 4) организуют выполнение мероприятий по оперативному оборудованию территории страны; 5) организуют и проводят мероприятия гражданской обороны и обеспечивают их выполнение подведомственными организациями; 6) участвуют в подготовке населения республики к обороне, осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об обороне и Вооруженных Силах; 7) осуществляют иные функции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Статья 9. Функции местных исполнительных органов в области обороны Местные исполнительные органы в пределах своей компетенции: 1) участвуют в выполнении мероприятий оперативного оборудования территории и обеспечивают подготовку коммуникаций в целях обороны; 2) обеспечивают учет и мобилизационную готовность транспортных и других технических средств в целях обороны; 3) участвуют в подготовке населения и территории к обороне, обеспечивают потребности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в материальных, энергетических и иных ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об обороне и Вооруженных Силах; 4) организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к воинской службе, их призыв на воинскую службу, военные сборы и призыв по мобилизации; 5) осуществляют бронирование военнообязанных в местных органах военного управления на период мобилизации и в военное время; 6) участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне; 7) координируют и согласовывают свою деятельность в области обороны с органами военного управления; 8) осуществляют иные функции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Статья 10. Права и обязанности граждан Республики Казахстан в области обороны 1. Граждане Республики Казахстан вправе: 1) добровольно поступать на воинскую службу на контрактной основе; 2) принимать участие в деятельности организаций, содействующих укреплению обороны. 2. Граждане Республики Казахстан обязаны: 1) выполнять воинскую обязанность; 2) участвовать в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; 3) в период мобилизации и военного положения предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующим равноценным возмещением его стоимости государством в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Статья 11. Функции организаций независимо от форм собственности в области обороны Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан: 1) принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне; 2) осуществляют мероприятия, предусмотренные мобилизационными планами государства; 3) в приоритетном порядке выполняют задания государственного оборонного заказа; 4) в период мобилизации и военного положения предоставляют необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующим возмещением его стоимости государством в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан; 5) создают своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности. Глава 4. Экономическое обеспечение обороны Статья 12. Цели и задачи экономического обеспечения обороны 1. Экономическое обеспечение обороны заключается в выделении Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям финансовых, материально-технических и иных ресурсов, их оснащении вооружением, военной и специальной техникой в количестве, необходимом для гарантированного обеспечения обороны Республики Казахстан. 2. Основные задачи экономического обеспечения обороны: 1) удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых, материально-технических и иных ресурсах; 2) совершенствование научно-технической и производственной базы для осуществления производства, ремонта и модернизации вооружения и военной техники; 3) создание эффективных систем мобилизационной готовности экономики и мобилизационной подготовки населения страны; 4) повышение уровня социального обеспечения, реализация установленных законодательством Республики Казахстан гарантий военнослужащих, членов их семей и лиц, уволенных с воинской службы; 5) осуществление взаимовыгодного международного военного и военно-технического сотрудничества. Статья 13. Финансирование обороны 1. Финансирование обороны направлено на гарантированное удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых, материально-технических и иных ресурсах. 2. Финансирование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также расходов на оборону осуществляется за счет бюджетных и иных средств, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона. 3. Финансирование военных объектов совместного использования с иностранными государствами, дислоцированных на территории Республики Казахстан, и мероприятий по контролю за сокращением вооружения и обеспечению инспекционной деятельности производится в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. 4. Контроль за исполнением бюджетных средств в части расходов на оборону осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Материально-техническое обеспечение 1. Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется в приоритетном порядке в соответствии с государственным оборонным заказом и международными соглашениями на разработку, производство, поставку и обеспечение продукцией производственно-технического назначения, включая вооружение и военную технику. 2. Порядок формирования государственного оборонного заказа, его материально-техническое и финансовое обеспечение и условия закупки определяются законодательными актами Республики Казахстан. Статья 15. Использование объектов и имущества в интересах обороны 1. Объекты и имущество, являющиеся государственной собственностью, закрепленные за организациями отраслей экономики на праве оперативного управления, хозяйственного ведения и предназначенные для обеспечения нужд обороны и выполнения мобилизационных заданий, не подлежат приватизации, за исключением неиспользуемого военного имущества. 2. Оборонные объекты, не используемые Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями в мирное время, подлежат консервации за счет бюджетных средств или могут быть переданы в имущественный наем (аренду) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, а также организациям других государств на основе международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. 3. Неиспользуемое военное имущество может быть реализовано в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Пункт 4 введен в действие с 1 августа 2003 года 4. Комитет начальников штабов в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан: 1) списывает военное имущество, которое в период ведения военных действий пришло в непригодное состояние или было утрачено при угрозе жизни личного состава Вооруженных Сил; 2) ведет учет военного имущества, находящегося в их оперативном управлении. Статья 16. Передача земель, зданий, сооружений, объектов и другого имущества для нужд обороны 1. Предоставленные для размещения и постоянной деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований земельные участки находятся в их владении и пользовании. 2. Убытки, причиненные собственникам и землепользователям в связи с изъятием земель для нужд обороны, возмещаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Для нужд обороны Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям передаются здания, сооружения, объекты и другое имущество, а также может производиться их возврат в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 4. Порядок предоставления во владение и пользование имущества, а также порядок временного возмездного землепользования (аренды) воинским формированиям других государств определяются международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Статья 17. Научно-исследовательская деятельность и подготовка кадров 1. Научно-исследовательскими организациями Республики Казахстан в целях обеспечения потребностей обороны осуществляются фундаментальные и прикладные исследования, перспективные научно-технические и технологические разработки для создания новых видов вооружения и военной техники, продукции военного назначения. 2. Для повышения экономической заинтересованности организаций независимо от форм собственности в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оборонного характера осуществляется их государственная поддержка путем внедрения системы финансово-экономических регуляторов и механизмов. 3. Подготовка и переподготовка военных кадров осуществляются в организациях образования по государственному образовательному заказу, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, а также за рубежом на основе международных договоров. Глава 5. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Статья 18. Вооруженные Силы и их предназначение 1. Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты территориальной целостности и суверенитета Республики Казахстан, охраны и обороны государственных и военных объектов, охраны воздушного пространства, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. 2. Вооруженные Силы могут быть привлечены на основании решений Президента Республики Казахстан к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для проведения антитеррористических операций и обеспечения режима чрезвычайного положения. 3. Применение Вооруженных Сил для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан, осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан. 4. Часть состава Вооруженных Сил может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Статья 19. Общий состав Вооруженных Сил Вооруженные Силы включают: органы военного управления, виды Вооруженных Сил, рода войск, специальные войска, тыл, военно-учебные заведения, военно-научные учреждения и другие организации. При объявлении мобилизации в состав Вооруженных Сил входят внутренние войска Министерства внутренних дел, Пограничная служба Комитета национальной безопасности, Республиканская гвардия, органы управления и части гражданской обороны центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и специальные формирования. Статья 20. Комплектование Вооруженных Сил 1. Личный состав Вооруженных Сил включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. 2. Вооруженные Силы комплектуются: 1) военнослужащими путем призыва граждан на воинскую службу по экстерриториальному и территориальному принципу и путем добровольного поступления на воинскую службу в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан; 2) гражданским персоналом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде и государственной службе. 3. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в государстве создается запас военно-обученного резерва. Статья 21. Руководство и управление Вооруженными Силами 1. Военно-политическое руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Республики Казахстан - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Казахстан. 2. Высшим военно-политическим органом руководства Вооруженными Силами в военное время является Верховное Главное командование (Ставка Верховного Главного командования). 3. Ставка Верховного Главного командования осуществляет управление Вооруженными Силами через Комитет начальников штабов. 4. Управление Вооруженными Силами в мирное время осуществляет министр обороны Республики Казахстан через Комитет начальников штабов. Статья 22. Функции Министерства обороны 1. Министерство обороны является центральным исполнительным органом, осуществляющим военно-политическое и военно-экономическое управление Вооруженными Силами. 1) осуществляет государственную политику в области обороны; 2) разрабатывает Военную доктрину, концепцию строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; 3) устанавливает структуру, штатную численность видов, родов войск Вооруженных Сил, а также штатную численность по подведомственным Министерству обороны государственным учреждениям в пределах утвержденных Президентом и Правительством Республики Казахстан лимитов штатной численности Вооруженных Сил, Министерства обороны и подведомственных Министерству обороны государственных учреждений; 4) проводит единую военно-техническую политику в государстве; 5) организует разведывательную деятельность в целях обеспечения обороны страны; 6) определяет оперативное предназначение и задачи видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, их применение во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями, а также с вооруженными силами иностранных государств в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан; 7) осуществляет руководство научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и другими работами в области обороны, организует контроль за их качеством; 8) осуществляет инспектирование войск и контроль за расходом финансовых средств в Вооруженных Силах; 9) осуществляет контроль за деятельностью и качеством учебно-воспитательной работы ведомственных военно-учебных заведений и других организаций образования, осуществляющих военную подготовку; 10) координирует подготовку допризывной и призывной молодежи к воинской службе; 11) принимает участие в разработке и выполнении государственных программ развития оборонной промышленности; 12) осуществляет международное военное сотрудничество; 13) осуществляет контроль за соблюдением законности и правопорядка в Вооруженных Силах и обеспечивает социальные и правовые гарантии военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу; 14) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам обороны и Вооруженных Сил и контролирует их исполнение. Статья 23. Функции Комитета начальников штабов 1. Комитет начальников штабов: 1) осуществляет оперативно-стратегическое планирование, применение и руководство боевой и повседневной деятельностью Вооруженных Сил; 2) разрабатывает планы строительства и развития Вооруженных Сил и мобилизационного развертывания войск, координирует разработку планов строительства, развития других войск и воинских формирований, контролирует их выполнение; 3) разрабатывает с участием заинтересованных государственных органов план применения Вооруженных Сил, участвует в разработке мобилизационного плана Вооруженных Сил; 4) организует и проводит мероприятия по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил; 5) организует и обеспечивает охрану и защиту воздушного пространства Республики Казахстан; 6) организует и осуществляет взаимодействие Вооруженных Сил с другими войсками и воинскими формированиями, а также разрабатывает план оперативного оборудования территории страны в интересах обороны;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |