|
|
|
Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2001 г. № 178-II Данная редакция действовала до внесения изменений от 11 июня 2003 года В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.05.03 г. № 416-II Статья 1. Банк развития Казахстана и его статус Банк развития Казахстана (далее - Банк развития) является закрытым акционерным обществом со стопроцентным участием государства. Статья 2. Правовое регулирование деятельности Банка развития 1. Законодательство о Банке развития Казахстана основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов. 2. Законодательство Республики Казахстан, регулирующее банковскую деятельность, применяется к Банку развития в части, не урегулированной настоящим Законом. 3. Инвестиционные приоритеты Банка развития, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, направления, возможные условия, порядок и сроки кредитования, софинансирования и предоставления гарантий Банком развития устанавливаются в Меморандуме о кредитной политике Банка развития (далее - Меморандум), утверждаемом Правительством Республики Казахстан на трехлетний период. Статья 3. Цели и задачи Банка развития 1. Целями деятельности Банка развития являются совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействие в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. 2. Задачами Банка развития являются: 1) среднесрочное (на срок пять лет и более) и долгосрочное (на срок десять лет и более - до двадцати лет) кредитование инвестиционных проектов; 2) кредитование экспортных операций резидентов Республики Казахстан с целью стимулирования экспорта продукции, выпускаемой на территории Республики Казахстан; 3) стимулирование кредитования производственного сектора экономики Республики Казахстан путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами, а также софинансирования; 4) совершенствование механизмов финансирования инвестиционных проектов, реализуемых Правительством Республики Казахстан (Программа государственных инвестиций (далее - Программа); См.: Программу государственных инвестиций РК на 2000 - 2002 годы. 5) иные задачи в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Статья 4. Функции Банка развития 1. Банк развития выполняет следующие функции: 1) кредитование проектов Программы, включая софинансирование; 2) кредитование за счет собственных средств инвестиционных проектов, не входящих в Программу, в соответствии с Меморандумом, включая софинансирование; 3) выполнение функций агента по обслуживанию инвестиционных проектов, включенных в Программу, финансируемых за счет средств республиканского бюджета и средств, привлеченных под государственные гарантии, а также за счет средств местных бюджетов по инвестиционным проектам, не включенным в Программу; 4) проведение банковской экспертизы инвестиционных проектов, предлагаемых к включению в Программу, мониторинг финансового состояния заемщиков Банка развития и принятие мер по обеспечению исполнения ими обязательств перед Банком развития; 5) мониторинг реализации инвестиционных проектов, включенных в Программу; 6) получение, обслуживание и погашение негосударственных займов, в том числе гарантированных государством; 7) выполнение функций агента по обслуживанию негосударственных внешних займов, гарантированных государством, возврату средств, отвлеченных из республиканского бюджета в связи с исполнением обязательств по государственным гарантиям и исполнением других долговых требований Правительства Республики Казахстан. 2. Функция Банка развития, установленная в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, относится к исключительной его компетенции, за исключением случаев, когда бюджетное кредитование осуществляется через специально созданные Правительством Республики Казахстан организации. Статья 5. Полномочия Банка развития Банк развития вправе: 1) определять свою кредитную политику на финансовый год в соответствии с Меморандумом; 2) определять целесообразность финансирования на возвратной основе инвестиционного проекта по результатам банковской экспертизы и анализа кредитоспособности заемщика; 3) для осуществления банковской экспертизы привлекать экспертов и консультантов; 4) привлекать заемные средства в пределах, определенных в Меморандуме; 5) осуществлять отбор инвестиционных проектов, не входящих в Программу, и их кредитование, включая софинансирование, с учетом ограничений, установленных в Меморандуме; 6) выдавать собственные гарантии, суммарный объем которых устанавливается в Меморандуме; 7) выступать организатором и участником заимствования с участием отечественных и зарубежных банков и других финансовых институтов. Статья 6. Взаимоотношения государственных органов Республики Казахстан с Банком развития 1. Министерство финансов Республики Казахстан: 1) осуществляет контроль выполнения Банком развития обязанностей заемщика и функций агента; 2) утверждает состав и формы отчетности Банком развития. 2. Национальный банк Республики Казахстан: 1) осуществляет контроль за исполнением Банком развития нормативных правовых актов Национального банка Республики Казахстан по вопросам учета, платежей и переводов денег, за исключением пруденциального регулирования и резервных требований; 2) осуществляет лицензирование операций Банком развития в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением операций, указанных в статье 7 настоящего Закона. 3. Иные полномочия государственных органов в отношениях с Банком развития осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 4. Запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность Банка развития, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательных актах Республики Казахстан. Глава 2. Деятельность Банка развития Статья 7. Операции Банка развития Для выполнения своих функций Банк развития осуществляет следующие операции: 1) предоставление кредитов и выдачу гарантий юридическим лицам, за исключением организаций, указанных в подпункте 1) статьи 15 настоящего Закона; 2) открытие и ведение специальных счетов условного вклада, а также резервных счетов в соответствии с договорами по гарантированным государством займам; 3) открытие и ведение банковских счетов по обслуживанию инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов; 4) выполнение поручений заемщиков Банка развития по переводу денег (переводные операции); 5) расчеты по поручению заемщиков Банка развития, а также банков-корреспондентов по их банковским счетам; 6) прием на инкассо платежных документов (за исключением векселей) в пользу заемщика; 7) эмиссию долговых ценных бумаг; 8) сдачу в аренду собственного имущества; 9) дилерскую деятельность с государственными ценными бумагами, а также иными ценными бумагами в случаях, установленных банковским законодательством Республики Казахстан и настоящим Законом. Статья 8. Участие Банка развития в формировании Программы 1. Банк развития осуществляет банковскую экспертизу проектов, предлагаемых для включения в Программу. 2. Заключение Банка развития по результатам экспертизы инвестиционного проекта должно содержать выводы об эффективности проекта, кредитоспособности и платежеспособности заемщика, обеспеченности возврата займа, о форме и условиях финансирования, а также о целесообразности включения проекта в Программу. 3. Включение инвестиционного проекта в Программу в качестве финансируемого на возвратной основе осуществляется при наличии положительного заключения Банка развития по результатам банковской экспертизы. 4. Проведение Банком развития экспертизы инвестиционных проектов осуществляется на договорной основе с учетом ограничений, определенных в Меморандуме. Статья 9. Участие Банка развития в Программе в качестве заемщика 1. Получение Банком развития кредитов из средств республиканского бюджета осуществляется исключительно на основе платности, срочности и возвратности путем их включения в Программу. 2. Порядок и условия предоставления, использования и возврата займов, получаемых Банком развития за счет средств республиканского и местных бюджетов, определяются законодательством Республики Казахстан. Статья 10. Выполнение Банком развития функций агента при финансировании Программы за счет средств республиканского и местных бюджетов 1. Банк развития выполняет функции банка - агента по инвестиционным проектам, финансируемым за счет средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете или решениями маслихатов о местных бюджетах на соответствующий финансовый год. 2. Финансирование инвестиционных проектов, включенных в Программу, за счет средств республиканского и местных бюджетов осуществляется администраторами бюджетных программ путем перечисления средств Банку развития. 3. По окончании или при досрочном прекращении реализации инвестиционного проекта Банк развития возвращает остатки средств в соответствующие бюджеты. 4. Банк развития выполняет функции банка - агента по гарантированным государством негосударственным займам, привлекаемым для финансирования проектов Программы, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 11. Мониторинг реализации проектов, включенных в Программу 1. Банк развития осуществляет мониторинг реализации инвестиционных проектов, включенных в Программу: 1) графиков финансирования реализации проектов; 2) финансового состояния заемщиков по займам, предоставленным Банком развития на реализацию проектов; 3) фактического выполнения объемов работ, предоставленных услуг по реализуемым проектам. 2. Банк развития ежегодно проводит анализ реализации и финансирования инвестиционных проектов, включенных в Программу, с оценкой соответствия результатов проектным технико-экономическим показателям и представляет соответствующее заключение в Правительство Республики Казахстан. Статья 12. Предоставление займов Банком развития 1. Кредитование инвестиционных проектов Банком развития производится на условиях, в порядке и сроки, определенных в соответствии с Меморандумом. Величина процентной ставки по предоставляемым кредитам исчисляется с учетом средней стоимости заимствования и операционных расходов Банком развития. 2. Предоставляемые Банком развития займы должны быть обеспечены высоколиквидными активами (государственные ценные бумаги, ценные бумаги эмитентов, гарантии банков второго уровня и другие предусмотренные законодательством способы обеспечения исполнения обязательств). Статья 13. Привлечение займов Банком развития 1. Банк развития осуществляет заимствование путем заключения договора с обеспечением возврата займа собственными активами или под государственные гарантии Республики Казахстан. 2. Права требования по долгам Банка развития перед Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами прекращаются по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Республики Казахстан. 3. Банк развития вправе в соответствии с законодательством Республики Казахстан доверить агентам всю или часть деятельности, связанной с размещением, погашением ценных бумаг и других долговых обязательств Банком развития и выплатой вознаграждения по ним. Статья 14. Участие Банка развития в уставном капитале юридических лиц Банк развития в соответствии с законодательством Республики Казахстан участвует в уставных капиталах других юридических лиц, когда он в соответствии с законодательством обращает взыскание на долю участия или акции юридических лиц, ранее оформленные Банком развития в залог, с целью их дальнейшей реализации. Статья 15. Ограничение деятельности Банка развития Банку развития запрещается: 1) выдавать кредиты и гарантии в пользу физических лиц и финансовых институтов - банков второго уровня, кредитных товариществ, негосударственных пенсионных фондов, компаний по управлению пенсионными активами, инвестиционных фондов, страховых организаций, организаций-лизингодателей; 2) привлекать депозиты, открывать банковские счета физическим и юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных в подпунктах 2) и 3) статьи 7 настоящего Закона; 3) предоставлять займы без обеспечения их возврата; 4) обслуживать организации, приобретать акции юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом; 5) осуществлять дополнительное внешнее и внутреннее заимствование при наличии просроченных обязательств по ранее привлеченным займам. Глава 3. Капитал и доход Банка развития Статья 16. Уставный капитал Банка развития 1. Уставный капитал Банка развития составляет тридцать миллиардов тенге и формируется за счет средств республиканского и местных бюджетов. 2. Доля Правительства в уставном капитале Банком развития составляет семьдесят пять процентов от объявленного уставного капитала. 3. Доля каждого из местных исполнительных органов областей, городов Астаны и Алматы в уставном капитале Банка развития составляет не менее одной целой пяти тысяч шестисот двадцати пяти десятитысячных процента от объявленного уставного капитала и должна быть оплачена в течение одного года со дня регистрации Банка развития, если иное не установлено учредительными документами. См.: Паспорт республиканской бюджетной программы "Участие в уставном капитале Банка Развития Казахстана" на 2002 год. Статья 17. Формирование Банком развития провизий (резервов) Формирование Банком развития провизии (резервов) по классифицированным активам и условным обязательствам производится в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан. Статья 18. Распределение чистого дохода Чистый доход Банка развития направляется исключительно на формирование резервного капитала по итогам утверждения годового отчета Банка развития. Глава 4. Учет, отчетность и независимый аудит Банка развития Статья 19. Учетная политика Банка развития 1. Учетная политика Банка развития ежегодно утверждается советом директоров Банка развития. 2. Учет осуществляется Банком развития по национальным стандартам бухгалтерского учета. Банк развития представляет отчетность: 1) о расходах денег республиканского бюджета - в Министерство финансов Республики Казахстан ежемесячно; 2) о расходах денег местных бюджетов - в местные исполнительные органы ежемесячно; 3) об освоении кредитных ресурсов, выделенных Банку развития на финансирование инвестиционных проектов, включенных в Программу, - в Министерство финансов Республики Казахстан и государственный орган, осуществляющий разработку Программы государственных инвестиций и контроль за ее исполнением, ежемесячно; 4) годовую финансовую отчетность после проведения аудита и утверждения ее общим собранием акционеров не позднее 1 апреля - в Парламент и Правительство Республики Казахстан. Статья 21. Аудит Банка развития 1. Аудит (внешний аудит) деятельности Банка развития осуществляется ежегодно аудиторской организацией (аудитором), выбранной в порядке, определяемом общим собранием акционеров. 2. Контракт (договор) с аудиторской организацией заключается от имени Банка развития председателем совета директоров и утверждается советом директоров. 3. Годовая финансовая отчетность Банка развития рассматривается и утверждается общим собранием акционеров по завершении аудита. Глава 5. Управление Банком развития Статья 22. Акционеры Банка развития Акционерами Банка развития являются Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы Республики Казахстан. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 мая 2001 года № 659 О создании закрытого акционерного общества "Банк Развития Казахстана" . Статья 23. Органы Банка развития 1. Органами Банка развития являются: 1) высший орган - общее собрание акционеров; 2) орган управления - совет директоров; 3) исполнительный орган - президент Банка развития; 4) контрольный орган - ревизионная комиссия (ревизор). 2. Функции, полномочия и порядок деятельности органов Банка развития определяются настоящим Законом и уставом Банка развития. Статья 24. Совет директоров Банка развития 1. Совет директоров Банка развития состоит из семи членов, включая председателя совета директоров, которые избираются общим собранием акционеров Банка развития. 2. Президент Республики Казахстан определяет кандидатуры трех членов в совет директоров Банка развития. 3. Правительство Республики Казахстан: 1) определяет кандидатуры четырех членов в совет директоров Банка развития; 2) рекомендует общему собранию акционеров кандидатуру президента Банка развития из числа членов совета директоров. 4. Председатель совета директоров Банка развития избирается общим собранием акционеров Банка развития на срок не более двух лет. 5. Кандидатуры в члены совета директоров для избрания общим собранием определяются по правилам, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящей статьи. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 мая 2001 года № 659 О создании закрытого акционерного общества "Банк Развития Казахстана" . Членами совета директоров могут быть и лица, не являющиеся государственными служащими. 6. Совет директоров Банка развития утверждает бюджет Банка развития на каждый финансовый год, иные правила, регламентирующие деятельность Банка развития, назначает и освобождает от должности по представлению президента Банка развития вице-президентов Банка развития, руководителя структурного подразделения внутреннего аудита, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Статья 25. Президент Банка развития 1. Президент Банка развития является исполнительным органом Банка развития и членом совета директоров по должности. 2. Президент Банка развития назначается и освобождается от должности общим собранием акционеров по рекомендации Правительства Республики Казахстан. 3. Президент Банка развития в соответствии с уставом наделен полномочиями принимать оперативные и исполнительно-распорядительные решения по вопросам деятельности Банка развития, заключать от имени Банка развития договоры (соглашения). Глава 6. Дополнительные положения Статья 26. Освобождение Банка развития от уплаты государственной пошлины Банк развития освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче в суды Республики Казахстан исков: о взыскании задолженности по кредитам, выданным на возвратной основе за счет средств республиканского и местных бюджетов; об обращении взыскания на имущество; о банкротстве должников в связи с неисполнением ими обязательств по внешним государственным и гарантированным государством займам, а также займам, выданным за счет средств республиканского и местных бюджетов. Статья 27. Ответственность Банка развития и порядок разрешения споров 1. Банк развития несет ответственность за неисполнение своих обязательств по основаниям и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. 2. Все споры, возникающие между Банком развития, местными исполнительными органами, государственными органами, юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Президент
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |