|
|
|
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 Редакция, действовавшая до внесения изменений от 04.05.2001 г. Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 17) Глава 2. Предприятие на праве хозяйственного ведения (статьи 18 - 30) Глава 3. Казенное предприятие (статьи 31 - 45) Глава 4. Дочерние государственные предприятия (статьи 46 - 51) В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий", в целях регулирования деятельности государственных предприятий, обеспечения эффективного использования государственной собственности издаю настоящий Указ. В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом № 154-1 Статья 1. Государственные предприятия 1. К государственным относятся предприятия: 1) основанные на праве хозяйственного ведения; 2) основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие). 2. В зависимости от вида государственной собственности предприятия подразделяются на: 1) предприятия, находящиеся в республиканской собственности, республиканские государственные предприятия; 2) предприятия, находящиеся в коммунальной собственности, коммунальные государственные предприятия. 3. Государственное предприятие, созданное другим государственным предприятием, является дочерним государственным предприятием. 4. Особенности правового положения, создания, лицензирования, регулирования деятельности, ответственности, условий реорганизации и ликвидации государственных банков определяются действующим банковским законодательством. 5. Предприятия, создаваемые Национальным Банком Республики Казахстан, являются республиканскими государственными предприятиями. Порядок создания, регулирования и прекращения деятельности предприятий Национального Банка Республики Казахстан определяется настоящим Указом, с учетом особенностей, устанавливаемых нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан. В статье 2 пункт 2 исключен в соответствии с Указом № 2722 Статья 2. Назначение государственных предприятий 1. Основным назначением деятельности государственных предприятий является решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства: 1) материальное обеспечение обороноспособности государства и защиты интересов общества; 2) производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах и областях общественного производства, которые не охвачены либо недостаточно охвачены частным сектором экономики; 3) осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства. 2. Поименный перечень республиканских государственных предприятий утверждается Правительством Республики Казахстан. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 1996 г. № 790 "О Перечне республиканских государственных предприятий", Положение о Реестре государственных предприятий и учреждений, хозяйственных товариществ с долевым участием государства. Поименный перечень коммунальных государственных предприятий утверждается соответствующими главами местных администраций. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 1997 года № 157 "О перечне объектов коммунальной собственности". В статье 3 части первая и вторая считаются пунктами 1 и 2, статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Указом № 2722 и внесены изменения Законом № 154-1 Статья 3. Уполномоченные органы государства 1. Органами государственного управления республиканскими государственными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством Республики Казахстан государственные органы, а также Национальный Банк Республики Казахстан (в дальнейшем - уполномоченные органы). См.также: Постановление Правительства РК от 5 июля 1999 года № 930 "Вопросы Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан". 2. Органами государственного управления коммунальными государственными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации (в дальнейшем - уполномоченные органы). 3. Осуществление функции субъекта права государственной собственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не включает в себя полномочия по принятию решения о приватизации государственного предприятия либо предварительных ее стадиях. Со дня принятия решения о приватизации государственного предприятия (ее предварительной стадии) функции субъекта права государственной собственности по распоряжению предприятием переходят к государственному органу, уполномоченному на принятие такого решения. См. также: Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Республике Казахстан. В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом № 154-1 Статья 4. Создание государственного предприятия 1. Республиканское государственное предприятие создается по решению Правительства или Национального Банка Республики Казахстан, коммунальное государственное предприятие - по решению главы местной администрации в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. 2. Учредителем государственного предприятия выступает уполномоченный орган. 3. Создание предприятия на праве хозяйственного ведения допускается при условии, если своим назначением оно будет отвечать требованиям, изложенным в статье 18 настоящего Указа. Создание казенного предприятия допускается при условии, если своим назначением оно будет отвечать требованиям, изложенным в статье 32 настоящего Указа. Статья 5. Регистрация и перерегистрация государственных предприятий 1. Государственное предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. Регистрация государственных предприятий осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации юридических лиц. 2. Государственное предприятие подлежит перерегистрации в случаях, когда это предусмотрено законодательными актами о государственной регистрации и перерегистрации юридических лиц. Статья 6. Устав государственного предприятия 1. Устав является учредительным документом государственного предприятия. Устав государственного предприятия утверждается его учредителем (уполномоченным органом). 2. Устав государственного предприятия должен содержать: указание о виде предприятия, его фирменное наименование, сведения об учредителе (уполномоченном органе), местонахождение предприятия, предмет и цели его деятельности, полномочия руководителя, режим работы, порядок образования имущества предприятия и распределения дохода, условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия. В уставе определяются также взаимоотношения между предприятием и учредителем (уполномоченным органом), администрацией предприятия и его трудовым коллективом. В уставе могут содержаться и другие положения, не противоречащие законодательству. Статья 7. Фирменное наименование государственного предприятия 1. Фирменное наименование государственного предприятия должно содержать указание на собственника имущества, на принадлежность к виду государственной собственности (республиканское или коммунальное) и на ведомственную подчиненность. Фирменное наименование предприятия на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что оно является казенным. 2. Государственное предприятие имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и фирменным наименованием предприятия. Пункт 1 статьи 8 дополнен частью второй в соответствии с Законом РК от 04.10.99 г. № 469-1 Статья 8. Предмет и цели деятельности государственного предприятия 1. Предмет и цели деятельности государственного предприятия определяются его учредителем (уполномоченным органом), закрепляются в уставе предприятия и должны в части предприятий на праве хозяйственного ведения соответствовать требованиям статьи 18 настоящего Указа, а в части казенных предприятий - требованиям статьи 32 настоящего Указа. Не допускается передача учредителем (уполномоченным органом) государственным предприятиям государственных контрольных и надзорных функций. В соответствии с Законом РК от 28 апреля 2000 года № 46-II "О внесении дополнения в Закон Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией" передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа признана правонарушением, создающим условия для коррупции. Совершение лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, такого рода правонарушений, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет понижение в должности, увольнение с должности или иное освобождение от выполнения государственных функций либо наложение в установленном законом порядке иного дисциплинарного взыскания. 2. Осуществление предприятием деятельности, а также совершение им сделок, не отвечающих предмету и целям его деятельности, закрепленным в его уставе, допускается лишь с разрешения уполномоченного органа. 3. Сделка, совершенная предприятием в противоречии с целями деятельности, определенными его уставом, может быть в установленном законодательством порядке признана недействительной по иску его учредителя (уполномоченного органа). Действия руководителя предприятия, направленные на осуществление предприятием неуставной деятельности, являются нарушением трудовых обязанностей и влекут применение в установленном порядке мер дисциплинарной ответственности. Статья 9. Управление государственным предприятием 1. Государственное управление предприятием осуществляет уполномоченный орган. 2. Органом предприятия как юридического лица является его руководитель, который назначается уполномоченным органом и ему подотчетен. 3. Уполномоченный орган вправе оформить отношения с руководителем предприятия посредством контракта. В контракте определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия, условия его труда, отдыха и материального обеспечения, срок контракта и основания освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных законодательством. 4. Руководитель предприятия несет персональную ответственность перед собственником за состояние дел на предприятии. 5. Руководитель предприятия действует на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия в соответствии с его компетенцией, определяемой настоящим Указом и уставом предприятия. 6. Руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех органах, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, выдает доверенности, открывает банковские счета и совершает иные сделки, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников. 7. В пределах своей компетенции и в соответствии с трудовым законодательством руководитель принимает на работу и увольняет с работы работников предприятия, применяет меры поощрения и налагает взыскания на них. Номенклатура работников предприятия, которые назначаются на должность или освобождаются от должности уполномоченным органом по представлению руководителя, устанавливается в уставе предприятия. 8. Заместители руководителя назначаются на должность и освобождаются от должности уполномоченным органом по представлению руководителя предприятия. Компетенция заместителей руководителя и других руководящих работников предприятия устанавливается руководителем. Заместители руководителя в пределах своей компетенции действуют от имени предприятия, представляют его в государственных органах и в других предприятиях, могут совершать хозяйственные операции и заключать договоры без доверенности, а также выдавать доверенности работникам предприятия. Статья 10. Имущество государственного предприятия 1. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия. 2. Имущество государственного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. 3. Имущество государственного предприятия формируется за счет: 1) имущества, переданного ему собственником; 2) имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности; 3) иных источников, не запрещенных законодательством. Статья 11. Сохранение предприятием прав на имущество при смене вида государственной собственности либо ведомственной подчиненности При передаче в порядке, установленном законодательством, государственного предприятия из республиканской в коммунальную собственность или наоборот, либо из подчинения одного органа государственного управления другому такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения (право оперативного управления) на принадлежащее ему имущество. Статья 12. Государственное предприятие как имущественный комплекс 1. Государственное предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью и является объектом права государственной собственности. 2. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права. 3. Совершение в отношении республиканского государственного предприятия сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого имущественного комплекса, за исключением сделок по отчуждению его, производится по решению Правительства Республики Казахстан, а в отношении коммунального предприятия - по решению главы местной администрации. Договор купли-продажи, передачи в залог и управление государственных предприятий должен содержать соответствующую отметку реестродержателя- Положение о Реестре государственных предприятий и учреждений, хозяйственных товариществ с долевым участием государства. 1. Для государственного предприятия выполнение заказа государства является обязательным. Предприятие не вправе отказаться от заключения договоров в качестве покупателя или продавца товаров (работ, услуг), если заключение этих договоров предусмотрено заказом государства. 2. Заказ государства доводится до предприятия через уполномоченный орган. 3. Продукция (работы, услуги), не охваченная заказом государства, реализуется предприятием самостоятельно. См.также: Правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности казенного предприятия операций, выполняемых в рамках государственного заказа. Статья 14. Изъятие у предприятия незаконно полученных доходов Доходы, полученные предприятием от совершения деятельности, запрещенной законодательством, не предусмотренной его уставом и на которую оно не получило разрешения уполномоченного органа, а также доходы, полученные в результате завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), подлежат изъятию соответственно в республиканский или местный бюджет по решению уполномоченного или иного компетентного органа. Статья 15. Обжалование предприятием незаконных действий государственных органов Предприятие вправе в установленном порядке обжаловать в суд незаконные действия государственных органов, включая действия уполномоченного органа, связанные с изъятием прибыли предприятия, перераспределением имущества, размещением заказов государства, установлением цены на товары (работы, услуги), производимые предприятием, а также другие действия, которыми нарушаются права предприятия. В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом № 154-1 Статья 16. Реорганизация и ликвидация государственного предприятия 1. Реорганизация и ликвидация республиканского государственного предприятия производятся по решению Правительства Республики Казахстан, а коммунального предприятия - по решению главы местной администрации. Предприятие может быть ликвидировано также по другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Осуществляет реорганизацию и ликвидацию предприятия уполномоченный орган. 2. Имущество ликвидированного предприятия, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, перераспределяется уполномоченным органом. Деньги ликвидированного предприятия, включая средства, полученные в результате реализации имущества этого предприятия, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, зачисляются в доход соответствующего бюджета. См.также: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 12 мая 1995 г. № 652 "О порядке отбора государственных предприятий, хозяйственных товариществ с участием государства, рекомендуемых к ликвидации". Статья 17. Приватизация государственного предприятия Приватизация государственного предприятия осуществляется в порядке, установленном законодательством о приватизации. Глава 2. Предприятие на праве хозяйственного ведения Статья 18 дополнена подпунктами 7), 8), 9), 10), 11), которые введены в действие с 1 января 2000 года в соответствии с Законом РК от 4.11.99 г. № 472-1 (опубликован в газете "Казахстанская правда" от 9 ноября 1999 года № 262 (22979)) Статья 18. Назначение предприятий на праве хозяйственного ведения Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения могут создаваться (а ранее созданные - действовать) в следующих сферах деятельности: 1) разработка, производство, ремонт и реализация вооружения и боеприпасов к нему, защитных средств, военной техники, запасных частей, комплектующих элементов и приборов к ней; ликвидация (уничтожение, утилизация, захоронение) и переработка высвобождаемых военно-технических средств; 2) добыча, производство, транспортировка, переработка, захоронение и реализация урана и других делящихся материалов, а также изделий из них; изготовление и реализация продукции, содержащей радиоактивные вещества в количествах, превышающих норму, допустимую для их использования без необходимости применения специальных средств защиты; 3) изготовление и реализация медикаментов, лекарственных средств и лечебных препаратов, медицинского оборудования и инструментария; 4) осуществление хозяйственной деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или где установлен специальный порядок хозяйствования; 5) осуществление хозяйственной деятельности в области энерго-, водо- и теплоснабжения, магистрального транспорта, связи, коммуникаций, коммунального и жилищного хозяйства и других систем жизнеобеспечения республиканской и местной инфраструктур, которые в силу своего естественного монопольного положения и социально-экономической значимости требуют прямого государственного управления; 6) в области банковской, страховой и иной финансовой деятельности. 7) содержание и развитие сети государственных автомобильных дорог и других объектов инфраструктуры, для которых законодательством установлен специальный порядок финансирования; 8) почтовая связь и телекоммуникации, эксплуатация общереспубликанских и международных линий связи; 9) осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения, охраны природы, образования, социальной защиты, науки, культуры и спорта; 10) осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности; 11) осуществление производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы. Статья 19. Содержание права хозяйственного ведения государственного предприятия Право хозяйственного ведения является вещным правом предприятия, получившим имущество от государства как собственника и осуществляющим в пределах, установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан, настоящим Указом и иными законодательными актами, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Статья 20. Объект права хозяйственного ведения 1. Объектом права хозяйственного ведения может быть любое имущество, если иное не предусмотрено законодательством. 2. В ведении предприятия может находиться лишь то имущество, которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности, предусмотренной его уставными целями, либо оказалось продуктом этой деятельности. В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законами № 132-1 и N 154-1 Статья 21. Уставный и резервный фонды предприятия 1. Размер уставного фонда предприятия определяется его учредителем, но не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества и быть менее 10 000 размеров расчетного показателя, установленного на дату государственной регистрации предприятия. Размер уставного фонда указывается в уставе предприятия. Уставный фонд должен быть полностью сформирован собственником (учредителем) к моменту государственной регистрации предприятия. 2. Предприятие обязано формировать резервный фонд в размере, определяемом его уставом и составляющим не менее 10 процентов его уставного фонда, направляя на эти цели не менее 5 процентов остающейся в его распоряжении прибыли до достижения резервным фондом установленной величины. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков, исполнение обязательств перед бюджетом, погашение государственных кредитов и выплату вознаграждения (интереса) по ним в случае недостаточности иных средств предприятия. 3. Если законодательными актами об отдельных видах предпринимательской деятельности установлены иные порядок формирования и размеры уставного и резервного фондов, то предприятия формируют их в размерах, предусмотренных данными актами, но не менее, чем это указано в пункте 1 настоящей статьи. Статья 22. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения 1. Право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником (уполномоченным органом) принято решение о закреплении его за уже созданным государственным предприятием, возникает у этого предприятия в момент закрепления имущества на самостоятельном балансе предприятия, если иное не установлено законодательством или решением собственника (уполномоченного органа). 2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное предприятием по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном законодательными актами для приобретения права собственности. 3. Право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (уполномоченного органа). К случаям правомерного изъятия, в частности, относятся: 1) изъятие имущества, которое не отвечает целям уставной деятельности предприятия (пункт 2 статьи 20 настоящего Указа); 2) изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества. Статья 23. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с настоящим Указом и иными законодательными актами решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 27 настоящего Указа. Статья 24. Компетенция уполномоченного органа 1. По отношению к предприятию уполномоченный орган выполняет функцию собственника и органа государственного управления. 2. Помимо полномочий, вытекающих из статьи 23 настоящего Указа, уполномоченный орган утверждает устав предприятия и выступает его учредителем, назначает руководителя предприятия и освобождает в соответствии с законодательством его от должности, доводит до предприятия заказ государства и контролирует его выполнение, утверждает нормативы распределения его прибыли, дает разрешения на совершение предприятием сделок с имуществом, которые в соответствии со статьей 25 настоящего Указа требуют согласования с собственником, устанавливает в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Указа размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителя и главного (старшего) бухгалтера, решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Указом и иным законодательством. См.: Постановление Правительства РК от 28 февраля 2001 года № 290 "О мерах по организации эффективного управления и контроля за деятельностью некоторых акционерных обществ и республиканских государственных предприятий (национальных компаний)". В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законом № 154-1 Статья 25. Условия осуществления имущественных прав предприятия 1. Предприятие, осуществляющее деятельность на праве хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника или уполномоченного им органа совершать следующие виды предпринимательской деятельности: 1) продавать или передавать иным лицам, обменивать, сдавать в долгосрочную аренду (свыше трех лет), предоставлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование и другие основные фонды предприятия; См.также: Правила передачи в имущественный наем имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении республиканских государственных предприятий, в том числе объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации. 2) создавать филиалы и дочерние предприятия, учреждать совместно с частными предпринимателями предприятия и совместные производства, вкладывать в них свой производственный и денежный капитал; 3) предоставлять частным предпринимателям ссуды с начислением вознаграждения (интереса) по ним ниже официальной ставки рефинансирования, устанавливаемой Национальным Банком Республики Казахстан. Порядок предоставления ссуд банками, являющимися по своей организационно-правовой форме государственными предприятиями, определяется их уставом и банковским законодательством. 2. Деньги, полученные от сделок с имуществом, указанном в пункте 1 настоящей статьи, используются предприятием самостоятельно, если иное не установлено собственником (уполномоченным органом). 3. Предприятие самостоятельно распоряжается не относящимся к основным фондам движимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено законодательством. См.также: Постановление Правительства РК от 6 августа 1999 года № 1107 "О мерах по повышению эффективности управления объектами государственной собственности". Статья 26. Цены на товары, производимые предприятием 1. Цены на товары (работы, услуги), производимые предприятием, должны обеспечить полное возмещение понесенных предприятием затрат на их производство, безубыточность его деятельности и финансирование за счет собственных доходов. 2. Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые предприятием в счет выполнения заказа государства, устанавливаются предприятием по согласованию с уполномоченным органом, с учетом требований, изложенных в пункте 1 настоящей статьи. Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые предприятием сверх заказа государства, устанавливаются предприятием самостоятельно. 3. Государственное регулирование в целях недопущения монопольного завышения цен на товары (работы, услуги), реализуемые предприятием самостоятельно, производится в порядке, установленном антимонопольным законодательством. См.: Правила регулирования цен на услуги, монопольно осуществляемые государственными предприятиями. Статья 27. Финансирование деятельности предприятия 1. Предприятие содержится за счет собственных доходов от собственной деятельности. Ассигнования государственному предприятию предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством. См.также: Положение о некоторых вопросах гарантированных государством займов. 2. Доля прибыли, подлежащая отчислению собственнику предприятия (часть вторая статьи 23 настоящего Указа), фиксируется в ежегодно устанавливаемом уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан (соответственно - с его местным органом) нормативе распределения прибыли и перечисляется в доход соответствующего бюджета. Статья 28. Оплата труда работников предприятия 1. Размер фонда оплаты труда (фонда потребления) предприятия ежегодно устанавливается уполномоченным органом. 2. Формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяются предприятием самостоятельно в пределах установленного фонда оплаты труда. Размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премирования и иного вознаграждения устанавливаются уполномоченным органом. Статья 29. Оплата труда работников предприятия 1. Предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством. Валютная выручка, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей (продаж), распределяется им в соответствии с нормативом, установленным уполномоченным органом. 2. Использование валюты, остающейся в распоряжении предприятия, производится им в соответствии с валютным законодательством. Статья 30. Ответственность предприятия Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Государство не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа). В этих случаях государство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов. Законодательными актами могут быть установлены иные случаи ответственности государства по обязательствам предприятия. Статья 31. Понятие казенного предприятия Казенным является предприятие, обладающее государственным имуществом на праве оперативного управления. В статью 32 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 4.11.99 г. № 472-1 (опубликован в газете "Казахстанская правда" от 9 ноября 1999 года № 262 (22979)). Данные изменения введены в действие с 1 января 2000 года (см. стар. ред.) Статья 32. Назначение казенного предприятия Казенные предприятия могут создаваться в установленном законодательством порядке для: 1) выполнения горноспасательных и иных специальных работ в чрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий; 2) содержания и развития сети государственных автомобильных дорог и других объектов инфраструктуры, для которых законодательством установлен специальный порядок финансирования; 3) осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы; 4) производства топографо-геодезических и картографических работ; 5) осуществления производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения, охраны природы, образования, социальной защиты, науки, культуры и спорта. Статья 33. Содержание права оперативного управления казенного предприятия Право оперативного управления является вещным правом казенного предприятия, получившего имущество от собственника и осуществляющего в пределах, установленных настоящим Указом и иными законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Статья 34. Объект права оперативного управления 1. Объектом права оперативного управления может быть любое имущество, если иное не предусмотрено настоящим Указом и иным законодательством. 2. Казенное предприятие может иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое необходимо ему для обеспечения его уставной деятельности. Статья 35. Приобретение и прекращение права оперативного управления 1. Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан для приобретения и прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не установлено настоящим Указом и иным законодательством. 2. Казенное предприятие не вправе приобретать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки имущество, относящееся к основным фондам, без согласия уполномоченного органа. 3. Казенное предприятие не вправе пользоваться банковскими кредитами без разрешения уполномоченного органа. Статья 36. Права собственника имущества, переданного в оперативное управление казенному предприятию 1. Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении казенного предприятия в соответствии с настоящим Указом и иными законодательными актами, решает вопросы создания казенного предприятия, определения предмета, целей и содержания его деятельности, обладает правом определять юридическую судьбу предприятия. 2. Собственник осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью казенным предприятием переданного собственником имущества. См.: Постановление Правительства РК от 28 февраля 2001 года № 290 "О мерах по организации эффективного управления и контроля за деятельностью некоторых акционерных обществ и республиканских государственных предприятий (национальных компаний)". Статья 37. Права собственника на изъятие и перераспределение имущества, переданного в оперативное управление предприятию Собственник закрепленного за казенным предприятием имущества вправе изъять это имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению, если иное не установлено законодательными актами. Статья 38. Распоряжение имуществом казенного предприятия Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, полученных в результате собственной хозяйственной деятельности, лишь с согласия уполномоченного органа. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется уполномоченным органом. См.также: Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 августа 1999 года № 1107 "О мерах по повышению эффективности управления объектами государственной собственности", Правила передачи в имущественный наем имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении республиканских государственных предприятий, в том числе объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |