|
|
|
З а к о н
Об особо охраняемых природных территориях (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2011 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 5 июля 2011 года; от 20 июля 2011 года
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения по созданию, расширению, охране, восстановлению, устойчивому использованию и управлению особо охраняемыми природными территориями и объектами государственного природно-заповедного фонда, представляющими особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность, а также являющимися компонентом национальной, региональной и мировой экологической сети.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) биологические ресурсы — генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экологических систем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества; 2) особо охраняемая природная территория — участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны; 3) система особо охраняемых природных территорий — совокупность особо охраняемых природных территорий различных категорий и видов, обеспечивающая репрезентативное представительство в них природных комплексов всех географических зон; 4) охрана особо охраняемых природных территорий (далее — охрана) — комплекс мероприятий, которые могут проводиться на особо охраняемой природной территории для выявления и пресечения нарушений законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий, предупреждения, обнаружения и ликвидации пожаров; 5) защита особо охраняемых природных территорий (далее — защита) — комплекс мероприятий, которые могут проводиться на особо охраняемой природной территории для устранения неблагоприятного воздействия вод, защиты растений от вредителей и болезней, регулирования численности животных; 6) уполномоченный орган в области особо охраняемых природных территорий (далее — уполномоченный орган) — государственный орган, осуществляющий функции управления и контроля, охраны и защиты особо охраняемых природных территорий; 7) природные комплексы особо охраняемых природных территорий — совокупность объектов биологического разнообразия и неживой природы, подлежащих особой охране; 8) интродукция — преднамеренный или случайный перенос новых видов растений и животных за пределы среды их обитания; 9) государственный природно-заповедный фонд — совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации; 10) объекты государственного природно-заповедного фонда — геологические, гидрогеологические, гидрологические, зоологические, ботанические и ландшафтные объекты и их комплексы, отдельные виды (популяции) животных и растений (в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Республики Казахстан), имеющие особое экологическое, научное, историко-культурное и рекреационное значение; 11) рекреационная нагрузка — единовременное количество отдыхающих на единице площади с учетом суммарного времени вида отдыха за учетный период или за единицу времени; 12) Летопись природы — свод сведений системных наблюдений, осуществляемых научными подразделениями государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков, за состоянием экологических систем и объектов государственного природно-заповедного фонда, ведущихся по единой методике; 13) устойчивое использование природных комплексов — использование биологических ресурсов природных комплексов таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия; 14) природоохранные организации — государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты, государственные региональные природные парки, создаваемые в организационно-правовой форме государственного учреждения (далее — природоохранные учреждения), и государственные зоологические парки, государственные ботанические сады, государственные дендрологические парки, создаваемые в организационно-правовой форме государственного предприятия; 15) экологический коридор — часть экологической сети, представленная охраняемыми участками земель и водных объектов, соединяющими особо охраняемые природные территории между собой и с иными видами охраняемых природных территорий для обеспечения естественной миграции (распространения) объектов живой природы и сохранения биологического разнообразия; 16) экологическая сеть — комплекс особо охраняемых природных территорий различных категорий и видов, связанных между собой и с иными видами охраняемых природных территорий экологическими коридорами, организованный с учетом природных, историко-культурных и социально-экономических особенностей региона.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий 1. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Отношения по использованию и охране недр, вод, лесов и иных природных ресурсов особо охраняемых природных территорий регулируются специальными законами Республики Казахстан в части, не урегулированной настоящим Законом. 3. Имущественные отношения в области особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом. 4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные принципы в области особо охраняемых природных территорий Основными принципами в области особо охраняемых природных территорий являются: 1) развитие системы особо охраняемых природных территорий как базового компонента экологической сети, обеспечивающей сохранение и восстановление биологического разнообразия, уникальных и типичных ландшафтов; 2) государственное регулирование и контроль в области особо охраняемых природных территорий; 3) сохранение государственного природно-заповедного фонда и естественных экологических систем; 4) использование особо охраняемых природных территорий в целях развития науки, культуры, просвещения, образования, туризма; 5) платность использования особо охраняемых природных территорий; 6) ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий; 7) участие физических и юридических лиц в решении задач в области особо охраняемых природных территорий; 8) доступность информации в области особо охраняемых природных территорий; 9) международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий.
Статья 4. Объекты отношений в области особо охраняемых природных территорий Объектами отношений в области особо охраняемых природных территорий являются природные комплексы, в том числе земли особо охраняемых природных территорий, а также находящиеся на этих землях и землях других категорий объекты государственного природно-заповедного фонда.
Статья 5. Субъекты отношений в области особо охраняемых природных территорий Субъектами отношений в области особо охраняемых природных территорий являются физические и юридические лица, а также государственные органы в соответствии с их компетенцией, установленной законами Республики Казахстан.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 21.01.10 г. № 242-IV (см. стар. ред.) Статья 6. Система обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий В систему обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий входят: 1) Правительство Республики Казахстан; 2) уполномоченный орган; 3) центральные исполнительные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории; 4) областные, города республиканского значения и столицы представительные органы в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными и подзаконными актами Республики Казахстан; 5) областные, города республиканского значения и столицы исполнительные органы в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными и подзаконными актами Республики Казахстан; 6) природоохранные организации; 7) физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий.
Закон дополнен статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 21.01.10 г. № 242-IV Статья 6-1. Государственное управление в области особо охраняемых природных территорий Государственное управление в области особо охраняемых природных территорий осуществляется: 1) Правительством Республики Казахстан; 2) уполномоченным органом, включая его ведомство с территориальными подразделениями; 3) центральными исполнительными органами, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории; 4) областными, города республиканского значения и столицы представительными и исполнительными органами в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными и подзаконными актами Республики Казахстан.
Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан К компетенции Правительства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий относятся: 1) разработка основных направлений государственной политики в области особо охраняемых природных территорий; 2) право владения, пользования и распоряжения особо охраняемыми природными территориями и объектами государственного природно-заповедного фонда республиканского значения; 3) определение уполномоченного органа в области особо охраняемых природных территорий; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.01.07 г. № 213-III (см. стар. ред.); Законом РК от 21.01.10 г. № 242-IV (см. стар. ред.) 4) утверждение: перечня особо охраняемых природных территорий республиканского значения; перечня объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения; программы развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей по представлению уполномоченного органа; правил предоставления в аренду земельных участков на территории государственных национальных природных парков для осуществления регулируемого туризма и рекреации; порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий; порядка проведения конкурсов на строительство объектов туристского и рекреационного назначения на особо охраняемых природных территориях; границы и вида режима охраны территорий государственных памятников природы республиканского значения; перечня международных и государственных организаций, неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты на сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий; порядка упразднения государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшения их территории; 5) предоставление и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, из земель всех категорий в случаях, связанных с созданием и расширением особо охраняемых природных территорий республиканского значения; 6) создание и расширение особо охраняемых природных территорий республиканского значения; Статья дополнена подпунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 01.12.08 г. № 94-IV 6-1) перевод земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса по предложению уполномоченного органа и утверждение его порядка; Статья дополнена подпунктом 6-2 в соответствии с Законом РК от 21.01.10 г. № 242-IV 6-2) упразднение государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшение их территории по предложению уполномоченного органа на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на естественно-научное обоснование; 7) международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий; Статья дополнена подпунктом 8 в соответствии с Законом РК от 21.01.10 г. № 242-IV 8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 8. Компетенция уполномоченного органа К компетенции уполномоченного органа относятся: 1) координация деятельности государственных органов в области особо охраняемых природных территорий; 2) реализация государственной политики в области особо охраняемых природных территорий; 3) внесение на утверждение в Правительство Республики Казахстан перечня объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения; Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 01.12.08 г. № 94-IV (см. стар. ред.) 4) внесение предложений по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского значения, а также по переводу земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса; Статья дополнена подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 21.01.10 г. № 242-IV 4-1) внесение предложений по упразднению государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшению их территории; 5) разработка и утверждение нормативных правовых актов в области особо охраняемых природных территорий; В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.01.10 г. № 242-IV (см. стар. ред.) 6) утверждение: размеров тарифов за услуги, предоставляемые особо охраняемыми природными территориями республиканского значения со статусом юридического лица; порядка разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований создания или расширения особо охраняемых природных территорий; на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы — естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского значения, а также согласование естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения; проектов корректировки функционального зонирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения при положительном заключении государственной экологической экспертизы; порядка разработки и регистрации (перерегистрации) паспортов особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения; правил разработки плана управления природоохранной организацией; символики (эмблемы и флага) природоохранной организации, а также порядка разработки и использования символики природоохранного учреждения; правил посещения особо охраняемых природных территорий физическими лицами; порядка разработки проектов естественно-научного обоснования упразднения государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшения их территории; правил любительского (спортивного) рыболовства, разрешаемого для нужд местного населения, в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 43-1 настоящего Закона; порядка проведения мероприятий по предотвращению заморов, осуществляемых в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 43-1 настоящего Закона; 7) рассмотрение отчетов центральных и местных исполнительных органов по вопросам состояния, охраны, защиты, использования и финансирования особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении; 8) разработка программы развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей; 9) организация разработки естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского значения, находящихся в его ведении; 10) организация разработки и утверждение планов управления особо охраняемыми природными территориями, находящимися в его ведении; 11) руководство особо охраняемыми природными территориями, находящимися в его ведении, обеспечение проведения их охраны, защиты и восстановления, а также научных исследований; 12) организация научно-исследовательских работ на особо охраняемых природных территориях республиканского значения; 13) ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий; 14) согласование перечня объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения по представлению областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов; 15) осуществление государственного контроля за состоянием, охраной, защитой и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда; 16) разработка и утверждение образцов форменной одежды (без погон), порядка ношения и нормы обеспечения ею государственных инспекторов природоохранных учреждений; 17) согласование генеральных схем организации территории Республики Казахстан, межрегиональных схем территориального развития, комплексных схем градостроительного планирования и иной градостроительной документации, затрагивающей территории экологических коридоров; 18) осуществление международного сотрудничества в области особо охраняемых природных территорий. Статья дополнена подпунктом 19 в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.03.10 г. № 258-IV (см. стар. ред.); 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.) 19) разработка и утверждение форм ведомственной отчетности, проверочных листов, критериев оценки степени риска, ежегодных планов проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»; Статья дополнена подпунктом 20 в соответствии с Законом РК от 21.01.10 г. № 242-IV 20) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция центральных исполнительных органов, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории Центральные исполнительные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, в пределах своей компетенции: 1) подготавливают и представляют в уполномоченный орган предложения по перечню объектов государственного природно-заповедного фонда, программам развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей; 2) организуют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, разработку естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению находящихся в их ведении особо охраняемых природных территорий с обеспечением проведения государственной экологической экспертизы и последующим внесением этих обоснований на утверждение уполномоченного органа; 3) утверждают по согласованию с уполномоченным органом паспорта особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении, осуществляют регистрацию паспортов в уполномоченном органе; 4) организуют разработку и утверждают по согласованию с уполномоченным органом планы управления особо охраняемыми природными территориями; 5) осуществляют руководство особо охраняемыми природными территориями, находящимися в их ведении, обеспечивают проведение их охраны, защиты и восстановления, а также научных исследований; 6) участвуют в ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий; 7) осуществляют государственный контроль за состоянием, охраной, защитой и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда, находящихся в их ведении. Статья дополнена подпунктом 8 в соответствии с Законом РК от 21.01.10 г. № 242-IV 8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 10. Компетенция областных (города республиканского значения, столицы) представительных и исполнительных органов 1. Областные (города республиканского значения, столицы) представительные органы в пределах их компетенции: 1) утверждают расходы на создание и функционирование особо охраняемых природных территорий местного значения в составе местных бюджетов; Пункт дополнен подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) 1-1) по представлению местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) устанавливают ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий местного значения; 2) заслушивают отчеты руководителей исполнительных органов о состоянии и деятельности находящихся в их ведении особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе по вопросам сохранения объектов государственного природно-заповедного фонда. 2. Областные (города республиканского значения, столицы) исполнительные органы в пределах их компетенции: 1) вносят в уполномоченный орган предложения по перечню объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения, программе развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей, созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения; 2) организуют разработку и обеспечивают проведение государственной экологической экспертизы естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения; 3) утверждают по согласованию с уполномоченным органом перечень объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения, естественно-научные и технико-экономические обоснования по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения; 4) принимают решения по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения по согласованию с уполномоченным органом; 5) утверждают по согласованию с уполномоченным органом проекты корректировки функционального зонирования особо охраняемых природных территорий местного значения при положительном заключении государственной экологической экспертизы; 6) разрабатывают и утверждают по согласованию с уполномоченным органом планы управления особо охраняемыми природными территориями, находящимися в их ведении, обеспечивают проведение их охраны, защиты и восстановления, а также научных исследований; 7) утверждают размеры тарифов за услуги, предоставляемые особо охраняемыми природными территориями местного значения со статусом юридического лица; 8) участвуют в ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий; 9) утверждают по согласованию с уполномоченным органом паспорта особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении, и представляют паспорта на регистрацию в уполномоченный орган; 10) принимают решения по резервированию земель для создания особо охраняемых природных территорий всех видов; 11) принимают решения по установлению охранных зон особо охраняемых природных территорий всех видов с ограничением в пределах этих зон деятельности, отрицательно влияющей на состояние экологических систем этих территорий, экологических коридоров, а также режима их охраны и использования; 12) осуществляют государственный контроль за состоянием, охраной, защитой и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда, находящихся в их ведении; 13) по представлению уполномоченного органа утверждают границы и вид режима охраны территории государственных памятников природы местного значения; Пункт дополнен подпунктом 14 в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) 14) представляют на утверждение местным представительным органам областей (города республиканского значения, столицы) ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий местного значения.
Статья 11. Государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий 1. Государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий направлен на обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий физическими и юридическими лицами, а также государственными органами. 2. Государственный контроль за соблюдением экологических требований в области охраны, защиты, воспроизводства и использования объектов государственного природно-заповедного фонда осуществляется уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды.
Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 12. Права и обязанности физических лиц в области особо охраняемых природных территорий 1. Физические лица вправе: 1) пользоваться особо охраняемыми природными территориями в порядке, установленном уполномоченным органом; 2) вносить в уполномоченный орган предложения по вопросам в области особо охраняемых природных территорий; 3) участвовать совместно с природоохранными организациями в мероприятиях по охране, защите, восстановлению и использованию объектов государственного природно-заповедного фонда; 4) создавать фонды, деятельность которых направлена на развитие особо охраняемых природных территорий, и участвовать в их деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 5) запрашивать и получать у соответствующих государственных органов необходимую информацию, касающуюся вопросов состояния и функционирования особо охраняемых природных территорий и экологических сетей. 2. Физические лица обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий.
Статья 13. Права и обязанности юридических лиц 1. Юридические лица вправе: 1) вносить предложения в уполномоченный орган и участвовать в подготовке перечней объектов государственного природно-заповедного фонда, программ развития системы особо охраняемых природных территорий, естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, разработке нормативных правовых актов в области особо охраняемых природных территорий; 2) проводить в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, общественную экологическую экспертизу программ и проектов в области особо охраняемых природных территорий и экологических сетей; 3) участвовать по договору с природоохранными организациями в мероприятиях по охране, защите, восстановлению и использованию объектов государственного природно-заповедного фонда; 4) создавать фонды, деятельность которых направлена на предоставление безвозмездной финансовой помощи для развития особо охраняемых природных территорий, в соответствии с законодательством Республики Казахстан и участвовать в их деятельности и управлении; 5) запрашивать и получать у соответствующих государственных органов необходимую информацию, касающуюся вопросов функционирования, охраны, защиты и использования особо охраняемых природных территорий и экологических сетей; 6) участвовать в работе научно-технических советов особо охраняемых природных территорий. 2. Юридические лица, деятельность которых направлена на развитие особо охраняемых природных территорий, специализирующиеся на предоставлении грантов, финансовой и технической помощи для развития особо охраняемых природных территорий, включаются в перечень неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты, определяемых Правительством Республики Казахстан. 3. Юридические лица обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 4. СОЗДАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 14. Категории и виды особо охраняемых природных территорий 1. Особо охраняемые природные территории в зависимости от значимости объектов государственного природно-заповедного фонда относятся к категории республиканского или местного значения. 2. В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий республиканского значения: 1) государственные природные заповедники; 2) государственные национальные природные парки; 3) государственные природные резерваты; 4) государственные зоологические парки; 5) государственные ботанические сады; 6) государственные дендрологические парки; 7) государственные памятники природы; 8) государственные природные заказники; 9) государственные заповедные зоны. 3. В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий местного значения: 1) государственные региональные природные парки; 2) государственные зоологические парки; 3) государственные ботанические сады; 4) государственные дендрологические парки; 5) государственные памятники природы; 6) государственные природные заказники. 4. Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий. 5. Отнесение особо охраняемых природных территорий к категории республиканского значения производится Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, к категории местного значения — областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами по согласованию с уполномоченным органом. 6. Перевод особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущий снижение ее статуса, производится при частичной или полной утрате ее особой ценности и уникальности в результате чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера. Решение о переводе особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущее снижение ее статуса или повышение, принимается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на естественно-научное обоснование: 1) по особо охраняемой природной территории республиканского значения — Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа; 2) по особо охраняемой природной территории местного значения — областным (города республиканского значения, столицы) исполнительным органом по согласованию с уполномоченным органом.
Статья 15. Правовое положение природоохранных учреждений 1. Государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты, государственные региональные природные парки являются юридическими лицами и создаются в форме государственного учреждения. 2. Природоохранным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного землепользования. 3. Здания (строения и сооружения), историко-культурные и другие объекты недвижимости, расположенные на особо охраняемых природных территориях, передаются природоохранным учреждениям на праве оперативного управления. 4. Реорганизация природоохранного учреждения производится в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
Статья 16. Правовое положение природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия 1. Государственные зоологические парки, государственные ботанические сады и государственные дендрологические парки являются юридическими лицами и создаются в форме государственного предприятия. 2. Природоохранным организациям, созданным в форме государственного предприятия, земельные участки предоставляются на праве постоянного землепользования. 3. Здания (строения и сооружения), историко-культурные и другие объекты недвижимости, расположенные на особо охраняемых природных территориях, передаются природоохранным организациям, созданным в форме государственного предприятия, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 4. Природоохранные организации, созданные в форме государственного предприятия, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении деньгами. Обращение взыскания на остальное имущество природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия, не допускается. 5. Реорганизация природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия, производится в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
Статья 17. Правовое положение особо охраняемых природных территорий без статуса юридического лица 1. Государственные памятники природы, государственные природные заказники и государственные заповедные зоны не имеют статуса юридического лица и находятся под охраной государства. Право оперативного управления объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности на особо охраняемой природной территории, не являющейся юридическим лицом, передается природоохранному учреждению или государственному учреждению лесного хозяйства, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |