|
|
|
Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года № 245-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2014 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 сентября 2014 года
О внесении изменений см. Закон РК от 17.04.14 г. № 195-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); Закон РК от 16.05.14 г. № 203-V (вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования)
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует правовые, организационные и экономические основы государственного управления автомобильными дорогами в Республике Казахстан, их строительства, эксплуатации и развития в интересах государства и пользователей автомобильными дорогами. Глава 1. Общие положения В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 07.07.06 г. № 168-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.08 г. № 66-IV (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) 1) Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами (далее - Национальный оператор) - акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, задачами которого являются выполнение государственного задания по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, а также осуществление доверительного управления платными автомобильными дорогами (участками); Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 02.07.13 г. № 112-V 1-1) управляющие автомобильными дорогами - физические и юридические лица, являющиеся собственниками автомобильных дорог или осуществляющие деятельность по управлению автомобильными дорогами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на основании договоров в рамках выполнения государственного задания, договоров концессии, доверительного управления имуществом, безвозмездного пользования автомобильными дорогами общего пользования областного или районного значения или их участками; 2) пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, являющиеся участниками дорожного движения или осуществляющие иную деятельность в пределах полосы отвода автомобильных дорог и придорожной полосы; 3) автомобильная дорога - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения автомобилей, обеспечивающий непрерывное, безопасное движение автомобилей и других транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками, габаритами, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса (земли транспорта), и воздушное пространство над ними в пределах установленного габарита; 4) текущий ремонт автомобильной дороги - комплекс работ, выполняемых в порядке предупреждения возникновения аварийных ситуаций, дефектов на автомобильных дорогах, а также неотложного восстановления и ремонта автомобильной дороги, проводимых в течение всего года, включая мероприятия по ремонту разрушенных участков, выполняемых маршрутным способом; 5) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по предупреждению и устранению дефектов, а также восстановлению и улучшению транспортно-эксплуатационных качеств автомобильной дороги, включающих в себя текущий, средний и капитальный ремонты; 6) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению и (или) улучшению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги без изменения существующей технической категории; 7) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; 8) средний ремонт автомобильной дороги - комплекс работ, связанных с восстановлением первоначальных эксплуатационных качеств автомобильной дороги и дорожных сооружений; 9) реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, обеспечивающих повышение транспортно-эксплуатационных качеств, безопасности и удобства движения с переводом автомобильной дороги или отдельного ее участка в более высокую техническую категорию; Статья дополнена подпунктом 9-1 в соответствии с Законом РК от 02.07.13 г. № 112-V 9-1) участок автомобильной дороги (далее - участок) - отрезок автомобильной дороги, находящийся в границах ее общей протяженности; 10) протяженность автомобильной дороги - фактическая длина дороги между объектами или населенными пунктами, указанная в натуре (на местности) по километровым знакам; Подпункт 11 изложен в редакции Закона РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) 11) платные автомобильные дороги (участки) - автомобильные дороги (участки), в отношении которых принято решение об использовании их на платной основе и за проезд по которым взимается плата; 12) тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство с грузом или без груза, полная масса или распределение нагрузки по осям которого превышает величины предельно допустимых нагрузок для данной категории дорог и сооружений на них; 13) крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство с грузом или без груза, имеющее превышение габаритных размеров, установленных нормативными правовыми актами; 14) придорожные полосы - участки земель, примыкающие к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которых устанавливаются особые условия пользования землей для обеспечения безопасности движения транспорта и населения; 15) полоса отвода - земли транспорта, занятые автомобильными дорогами, для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств дорожной связи, необходимых для их эксплуатации; Подпункт 16 изложен в редакции Закона РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) 16) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту, содержанию и использованию автомобильных дорог и сооружений на них, а также по организации платного движения; В подпункт 17 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (см. стар. ред.) 17) управление дорожной деятельностью - комплекс мероприятий, направленных на организацию и обеспечение безопасности и удобства движения на дорогах, повышение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и сооружений, обеспечение порядка их охраны, организацию проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и использования автомобильных дорог на основе национальных стандартов и внедрения передовых технологий; Подпункт 18 изложен в редакции Закона РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) 18) объекты дорожной службы - дорожно-эксплуатационные комплексы, жилые дома для работников эксплуатационной службы, автобусные остановки, павильоны, площадки отдыха, площадки для кратковременной остановки автомобилей, устройства для технического осмотра автомобилей, сооружения и устройства, предназначенные для обеспечения безопасности дорожного движения, лесополосы, пункты обслуживания и охраны мостов, устройства технологической и аварийно-вызывной связи, программно-аппаратный комплекс взимания платы за проезд; Подпункт 19 изложен в редакции Закона РК от 13.06.13 г. № 102-V (см. стар. ред.) 19) дорожный орган - уполномоченный государственный орган по автомобильным дорогам, осуществляющий управление государственными автомобильными дорогами общего пользования; 20) объекты дорожного сервиса - гостиницы, мотели, кемпинги, автозаправочные станции, станции технического обслуживания, пункты питания и торговли; Статья дополнена подпунктом 20-1 в соответствии с Законом РК от 02.07.13 г. № 112-V 20-1) программно-аппаратный комплекс взимания платы за проезд - совокупность оборудования, программного обеспечения и элементов автомобильной дороги, предназначенных для взимания платы за проезд; 21) улица (проезжая часть улицы) - автомобильная дорога в пределах границ населенных пунктов. Статья дополнена подпунктом 22 в соответствии с Законом РК от 02.07.13 г. № 112-V 22) юридические лица по производству экспертизы качества - организации, находящиеся в ведении уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам, на которые возложены функции по производству экспертизы качества работ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также используемых при этом материалов.
В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об автомобильных дорогах 1. Законодательство Республики Казахстан об автомобильных дорогах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров. Статья 3. Классификация автомобильных дорог В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 1. Автомобильные дороги Республики Казахстан подразделяются на автомобильные дороги общего пользования, хозяйственные автомобильные дороги, а также на улицы населенных пунктов. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 2. Автомобильные дороги общего пользования по своему значению подразделяются на автомобильные дороги международного, республиканского, областного и районного значения: 1) к автомобильным дорогам международного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие столицы соседних государств, а также входящие в соответствии с межгосударственными соглашениями в международную сеть автомобильных дорог; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 2) к автомобильным дорогам республиканского значения относятся автомобильные дороги, обеспечивающие транспортное сообщение между крупными административными, культурными и экономическими центрами республики, и соседних государств, а также автомобильные дороги, имеющие оборонное значение, за исключением указанных в подпункте 1); Пункт дополнен подпунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 21.07.07 г. № 297-III 2-1) исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 3) к автомобильным дорогам областного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры республики с областными и районными центрами, а также районные центры с дорогами республиканского значения, за исключением указанных в подпунктах 1) и 2); Пункт дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) 4) к автомобильным дорогам районного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие районные центры с сельскими населенными пунктами. 3. К хозяйственным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги на территории хозяйствующих субъектов, обслуживающие их производственно-хозяйственные перевозки, подъезды к ним от автомобильных дорог общего пользования, внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных организаций, служебные, патрульные и частные автомобильные дороги. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 4. К улицам населенных пунктов относятся автомобильные дороги в пределах соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением дорог, указанных в подпунктах 1) - 4) пункта 2 настоящей статьи. В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 5. В зависимости от геометрических параметров, а также интенсивности дорожного движения автомобильные дороги классифицируются в соответствии с техническими регламентами в сфере автомобильных дорог. 6. Порядок и условия классификации автомобильных дорог устанавливаются Правительством Республики Казахстан. В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 21.07.07 г. № 297-III (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 7. Перечни автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, в том числе перечень автомобильных дорог оборонного значения, утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам. Перечни автомобильных дорог областного значения утверждаются местными исполнительными органами областей по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам. Перечень улиц города утверждается местным исполнительным органом города. Перечни автомобильных дорог районного значения утверждаются местными исполнительными органами районов по согласованию с местными исполнительными органами областей. В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 8. Автомобильные дороги общего пользования, хозяйственные автомобильные дороги, улицы населенных пунктов подлежат государственному учету в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Данные учета используются для формирования карт и атласов автомобильных дорог Республики Казахстан, публикуемых по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам. Статья 4. Право собственности и иные вещные права на автомобильные дороги 1. Автомобильные дороги могут находиться в государственной и в частной собственности. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 01.03.11 г. № 414-IV (см. стар. ред.) 2. Автомобильные дороги общего пользования являются основными путями сообщения в республике, находятся в собственности государства и не подлежат отчуждению. Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 168-III 2-1. Автомобильные дороги общего пользования или их участки могут быть переданы в концессию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о концессиях. Статья дополнена пунктом 2-2 в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV 2-2. Автомобильные дороги общего пользования областного или районного значения или их участки могут быть предоставлены в безвозмездное временное пользование юридическим лицам Республики Казахстан (ссудополучателям) в соответствии с договором безвозмездного пользования автомобильными дорогами общего пользования областного или районного значения или их участками. Статья дополнена пунктом 2-3 в соответствии с Законом РК от 22.07.11 г. № 475-IV 2-3. Республиканские автомобильные дороги общего пользования или их участки могут быть переданы в аренду в рамках выпуска исламских ценных бумаг исламской специальной финансовой компанией, действующей в организационно-правовой форме государственного учреждения, на основании решения Правительства Республики Казахстан. 3. Право собственности и иные вещные права на хозяйственные автомобильные дороги определяются формой собственности юридических лиц, в ведении которых находятся эти дороги. 4. Частные автомобильные дороги являются собственностью физических и юридических лиц. В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 5. Улицы населенных пунктов находятся в ведении соответствующих местных исполнительных органов и являются коммунальной собственностью. В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 01.03.11 г. № 414-IV (см. стар. ред.) 6. Приватизация хозяйственных автомобильных дорог осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном имуществе» и настоящим Законом.
Закон дополнен статьей 4-1 в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV Статья 4-1. Предоставление автомобильных дорог общего пользования областного или районного значения в безвозмездное временное пользование 1. Решение о предоставлении автомобильных дорог общего пользования областного или районного значения или их участков в безвозмездное временное пользование принимается соответственно местным исполнительным органом области или района (ссудодатель) на основании заявления ссудополучателя. 2. Право безвозмездного временного пользования автомобильными дорогами общего пользования областного или районного значения или их участков предоставляется на срок до пяти лет. Ссудополучатель, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет по истечении срока договора при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на новый срок. 3. В соответствии с договором безвозмездного пользования автомобильными дорогами общего пользования областного или районного значения или их участками ссудополучатель обязан: 1) содержать указанные автомобильные дороги в технически исправном состоянии и проводить ремонт в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан; 2) соблюдать за свой счет общие требования безопасности; 3) обеспечить безопасный беспрепятственный бесплатный проезд с обеспечением допустимого скоростного режима движения транспортных средств на всем его протяжении. 4. Производство работ по реконструкции и ремонту автомобильных дорог общего пользования областного или районного значения допускается при наличии разрешения, выданного местным исполнительным органом области или района, с согласия органов дорожной полиции. 5. Предоставление автомобильных дорог общего пользования областного или районного значения или их участков в безвозмездное временное пользование оформляется на основе типового договора, утвержденного Правительством Республики Казахстан.
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 07.07.06 г. № 168-III (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.08 г. № 66-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) Статья 5. Платные автомобильные дороги (участки) 1. В Республике Казахстан могут создаваться платные автомобильные дороги (участки, мосты, путепроводы) в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о концессиях. Контроль за созданием и эксплуатацией платных автомобильных дорог (участков) осуществляется уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам. 2. Плата за проезд по автомобильным дорогам (участкам) вводится при выполнении условия повышенного качества проезда с обеспечением высокой, безопасной скорости движения транспорта на всем их протяжении. 3. Платные автомобильные дороги (участки) могут создаваться за счет средств республиканского и местного бюджетов, собственных и (или) заемных средств физических и юридических лиц или на основе договоров концессии. Автомобильная дорога (участок) для организации платного движения передается Национальному оператору, концессионеру в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Плата за проезд по платной автомобильной дороге (участку) взимается в порядке и по ставкам, определяемым Правительством Республики Казахстан. 4. Проезд по платной автомобильной дороге (участку) осуществляется на основании договора пользователя автомобильной дороги (участка) с Национальным оператором или концессионером. Моментом заключения договора является момент пересечения пункта въезда на платную автомобильную дорогу (участок). Договор на пользование платными автомобильными дорогами (участками) между Национальным оператором или концессионером и пользователями платными автомобильными дорогами (участками) является публичным. Пункт 5 введен в действие с 1 июля 2014 года 5. Деньги, полученные от взимания платы за проезд, учитываются на отдельном счете Национального оператора, за исключением денег, взимаемых на основе договора концессии, и направляются в следующей очередности на финансирование расходов, связанных с: 1) ремонтом и содержанием платных автомобильных дорог (участков), содержанием программно-аппаратного комплекса взимания платы за проезд; 2) организацией платного движения на автомобильных дорогах (участках). 6. Для строительства платных автомобильных дорог (участков) концессионер использует любые источники финансирования, не запрещенные законодательными актами Республики Казахстан. 7. Местным исполнительным органам запрещается устанавливать налоги, сборы и платежи с пользователей автомобильными дорогами, применение которых не предусмотрено законами Республики Казахстан и прямо или косвенно ограничивает свободное перемещение грузов и пассажиров. См.: Правила эксплуатации платных автомобильных дорог и мостовых переходов.
Закон дополнен статьей 5-1 в соответствии с Законом РК от 05.07.08 г. № 66-IV; в заголовок внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) Статья 5-1. Принятие решения об использовании автомобильной дороги (участка) на платной основе В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) 1. Решения об использовании автомобильных дорог (участков) на платной основе могут быть приняты в отношении автомобильных дорог общего пользования (участков) I категории, отдельных участков автомобильных дорог II категории и улиц столицы и городов республиканского значения. 2. Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе принимается Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам с приложением альтернативных вариантов строительства или реконструкции. 3. В решении об использовании автомобильной дороги на платной основе должны быть указаны: 1) начальный и конечный пункты с возможностью проезда по другой существующей альтернативной дороге; 2) перечень пересечений с другими автомобильными дорогами и примыканий к другим автомобильным дорогам; 3) техническая классификация и основные параметры; 4) протяженность; Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) 5) ставка платы за проезд; 6) перечень прилегающих населенных пунктов, не имеющих альтернативного проезда по другой автомобильной дороге; 7) срок использования на платной основе. 4. Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе должно быть опубликовано в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, на государственном и русском языках.
Закон дополнен статьей 5-2 в соответствии с Законом РК от 05.07.08 г. № 66-IV; заголовок изложен в редакции Закона РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) Статья 5-2. Льготы по плате за пользование платными автомобильными дорогами (участками), в том числе переданными в концессию В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.14 г. № 225-V (см. стар. ред.) 1. От платы за пользование платными автомобильными дорогами (участками) освобождаются: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) 1) специальные автотранспортные средства при исполнении служебных обязанностей; организации скорой медицинской помощи; противопожарной службы; аварийно-спасательных служб; дорожно-патрульной службы; военной техники; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.) 2) автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа в пригородных сообщениях и сообщениях, соединяющих населенные пункты, прилегающие к платной автомобильной дороге (участку): поселки, села с районными или областными центрами, столицей или городами республиканского значения; автобусы районов, прилегающих к платной автомобильной дороге, зарегистрированные в установленном порядке на территории указанной административно-территориальной единицы, для перемещения в пределах одного района; грузовые автотранспортные средства, колесные самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные машины в пределах отрезков между ближайшими транспортными развязками для пересечения водных преград и железных дорог; легковые автомобили физических и юридических лиц районов, прилегающих к платной автомобильной дороге, зарегистрированные в установленном порядке на территории указанной административно-территориальной единицы, для перемещения в пределах одного района. Статья 5-2 дополнена пунктом 2 в соответствии с Законом РК от 02.07.14 г. № 225-V 2. Не освобождаются от платы за пользование платными автомобильными дорогами (участками), созданными (реконструированными) и эксплуатируемыми на основе договора концессии, автотранспортные средства, предусмотренные подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи.
Закон дополнен статьей 5-3 в соответствии с Законом РК от 05.07.08 г. № 66-IV; изложена в редакции Закона РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) Статья 5-3. Прекращение и приостановление использования платной автомобильной дороги (участка) 1. Прекращение использования платной автомобильной дороги (участка) осуществляется по истечении срока, указанного в решении об использовании автомобильной дороги (участка) на платной основе. 2. Приостановление использования платной автомобильной дороги (участка) осуществляется на определенный срок в период военного или чрезвычайного положения, а также в случаях возникновения чрезвычайной ситуации экологического, природного или техногенного характера. 3. Решение о приостановлении использования платной автомобильной дороги (участка) принимается Правительством Республики Казахстан с момента возникновения обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Статья 6. Наименование и индексация автомобильных дорог. Исчисление расстояний на автомобильных дорогах 1. Все автомобильные дороги общего пользования Республики Казахстан должны иметь наименование и индекс. В наименование автомобильной дороги входит название начального и конечного населенных пунктов, а при необходимости - промежуточных пунктов. Индекс автомобильной дороги состоит из букв латинского алфавита и группы цифр. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 2. Наименования и индексы автомобильных дорог должны быть отражены в картах и атласах автомобильных дорог, а также на автомобильной дороге путем установления специальных знаков и маркировки. Наименования и индексы автомобильных дорог общего пользования республиканского значения утверждаются Правительством Республики Казахстан. Наименования и индексы международных автомобильных дорог, проходящих по территории Республики Казахстан, устанавливаются международными соглашениями. Наименования и индексы автомобильных дорог общего пользования областного значения утверждаются местными исполнительными органами областей по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам. Наименования и индексы автомобильных дорог общего пользования районного значения утверждаются местными исполнительными органами районов по согласованию с местными исполнительными органами областей. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 3. Расстояния на автомобильных дорогах общего пользования республиканского, областного и районного значения исчисляются между начальными и конечными населенными пунктами. Отсчет километров автомобильных дорог общего пользования ведется: для автомобильных дорог, выходящих из столицы Республики Казахстан, - от здания Парламента Республики Казахстан; для автомобильных дорог, выходящих из других населенных пунктов, от зданий местных исполнительных органов, а в случае их отсутствия - от границ населенных пунктов. Под протяженностью автомобильных дорог общего пользования принимается: для автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты, - расстояние между границами соответствующих населенных пунктов; для автомобильных дорог, соединяющих между собой другие автомобильные дороги общего пользования и примыкающих к ним, пересечение осей сопрягающихся автомобильных дорог. Под протяженностью улиц населенных пунктов принимается расстояние в пределах границ соответствующих населенных пунктов.
Глава 2. Земли автомобильных дорог
Статья 7. Предоставление земель для размещения автомобильных дорог В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 168-III (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) 1. Для строительства, содержания и развития объектов дорожного сервиса автомобильных дорог общего пользования землепользователям предоставляются земли под полосу отвода на основе установленных норм в зависимости от категории автомобильной дороги и участки придорожной полосы согласно проектной документации. Земли для нужд автомобильных дорог общего пользования, включая автомобильные дороги или их участки, переданные в концессию или Национальному оператору в доверительное управление, отводятся в постоянное землепользование дорожному органу, во временное землепользование - поставщикам услуг, осуществляющим строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 2. Размер полосы отвода проектируемой автомобильной дороги общего пользования устанавливается в зависимости от ее категории согласно нормам отвода земель для автомобильных дорог общего пользования, а именно: для дорог I технической категории - по 35 метров от оси дорог, для дорог II технической категории - по 20 метров, для дорог III технической категории - по 15 метров, для дорог IV технической категории - по 13 метров, для дорог V технической категории - по 12 метров. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 3. Земли под автомобильные дороги общего пользования предоставляются решением соответствующего местного исполнительного органа и отводятся на местности уполномоченными органами по земельным отношениям. 4. Земли, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования, относятся к государственной собственности, являются неделимыми и не подлежат передаче в частную собственность. Любые сооружения, построенные на землях автомобильных дорог общего пользования с нарушением установленного порядка согласования на использование этих земель, признаются незаконными и подлежат сносу в установленном законодательством порядке лицом, осуществившим самовольную постройку, либо за его счет. 5. Земли для хозяйственных и частных автомобильных дорог предоставляются в порядке, установленном земельным законодательством Республики Казахстан. Статья 8. Придорожные полосы 1. Придорожные полосы устанавливаются для обеспечения безопасности населения и создания условий эксплуатации автомобильных дорог с учетом требований безопасности дорожного движения, а также возможности осуществления их реконструкции, ремонта и содержания, размещения объектов дорожной инфраструктуры. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 2. Для международных и республиканских автомобильных дорог общего пользования ширина придорожной полосы с каждой стороны должна быть не менее 50 метров, считая от границы полосы отвода. Для автомобильных дорог общего пользования областного и районного значения ширина придорожной полосы с каждой стороны дороги должна быть не менее 40 метров, считая от границы полосы отвода. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 3. Запрещается строительство зданий и сооружений в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования, за исключением объектов дорожной службы и объектов дорожного сервиса, строительство которых осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) (см. стар. ред.) 4. Решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса в придорожных полосах или объектов за их пределами, когда для доступа к ним требуется подъезд, принимаются соответствующим местным исполнительным органом в установленном порядке по согласованию с Национальным оператором. В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 5. Расходы по обустройству, ремонту и содержанию подъездов (съездов, примыканий) и других объектов, находящихся в придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, несут собственники этих объектов. В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 07.07.06 г. № 168-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.06.13 г. № 102-V (см. стар. ред.) Статья 9. Порядок эксплуатации полосы отвода автомобильных дорог Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 02.07.13 г. № 112-V (см. стар. ред.) 1. Земли полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, а также участки придорожной полосы, предусмотренные проектной документацией, находятся во владении дорожного органа, пользовании концессионеров или Национального оператора и предназначены только для развития, благоустройства автомобильных дорог и придорожного сервиса.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |