|
|
|
Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года № 266-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2014 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 сентября 2014 года
Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 13) Глава 2. Управление на железнодорожном транспорте (статьи 14 - 17-1) Глава 3. Земли и охранные зоны для нужд железнодорожного транспорта (статьи 18 - 21) Глава 5. Исключена Глава 6. Общие требования безопасности в сфере железнодорожного транспорта (статьи 30 - 35-1) Глава 7. Организация перевозки груза (статьи 36 - 55) Глава 8. Подъездные пути (статьи 56 - 63) Глава 9. Перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений (статьи 64 - 72) Глава 10. Ответственность по обязательствам, вытекающим из перевозки (статьи 73 - 88) Глава 11. Акты, претензии, иски (статьи 89 - 93) Глава 12. Заключительные и переходные положения (статьи 94 - 97) В оригинале оглавление отсутствует
В тексте слова «почты», «почту» заменены соответственно словами «почтовых отправлений», «почтовые отправления»; слова «организациями железнодорожного транспорта», «организация железнодорожного транспорта», «организаций железнодорожного транспорта», «организации железнодорожного транспорта» заменены соответственно словами «участниками перевозочного процесса», «участник перевозочного процесса», «участников перевозочного процесса», «участники перевозочного процесса» в соответствии с Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II (см. стар. ред.)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения между перевозчиками, участниками перевозочного процесса, государственными органами, пассажирами, отправителями, получателями, грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами при осуществлении перевозки пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом.
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II; Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III; Законом РК от 07.07.06 г. № 178-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.08 г. № 66-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 13.02.09 г. № 135-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.01.12 г. № 538-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 10.07.12 г. № 36-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) получатель - лицо, получающее багаж, грузобагаж или почтовые отправления и указанное в перевозочных документах; 2) специальный подвижной состав - самоходные и несамоходные железнодорожные транспортные средства, предназначенные для производства работ по содержанию, обслуживанию, восстановлению и ремонту магистральной железнодорожной сети и подъездных путей; 3) специальные перевозки - перевозки специальных грузов для государственных и оборонных нужд; 4) социально значимые пассажирские сообщения - сообщения, социальная значимость которых определяется: межобластных - Правительством Республики Казахстан; межрайонных (междугородных внутриобластных) и пригородных - местными представительными и исполнительными органами; 5) багаж - имущество весом не более двухсот килограммов, принятое к перевозке в пассажирском или почтово-багажном поезде; 6) запорно-пломбировочные устройства - контрольные элементы, совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами, применяемые для предотвращения доступа к грузу, перевозимому в вагоне, контейнере; 7) билетная касса - пункты продажи проездных документов (билетов), расположенные в зданиях железнодорожных вокзалов и вне этих зданий, в которых оказываются услуги по продаже проездных документов (билетов) в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан; 8) вагон - несамоходное прицепное транспортное средство, предназначенное для перевозки по железнодорожным путям; 9) оператор вагонов (контейнеров) - лицо, владеющее вагонами (контейнерами) на праве собственности или иных законных основаниях, участвующее на основе договора с перевозчиком в перевозочном процессе путем оказания услуг оператора вагонов (контейнеров) и указанное в перевозочных документах; 10) услуги оператора вагонов (контейнеров) - услуги по обеспечению на договорной основе вагонами (контейнерами), распределению и управлению движением вагонов (контейнеров) в порядке, установленном уполномоченным органом; 10-1) привокзальная территория - территория, прилегающая к железнодорожному вокзалу с подъездами и подходами к железнодорожному вокзалу, остановочными пунктами общественного и индивидуального транспорта, местами парковки, автостоянками, элементами благоустройства; 11) крупногабаритный (негабаритный) груз - груз, габариты которого при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке железнодорожного пути, превышают очертание габарита погрузки или его геометрические выносы в кривых превышают расчетные нормативы, установленные законодательством Республики Казахстан; 11-1) диспетчерское регулирование - процесс управления и мониторинга за операциями перевозочного процесса в режиме реального времени; 12) пассажир - физическое лицо, имеющее проездной документ (билет) и совершающее поездку в поезде; 13) пассажирское агентство - лицо, оказывающее услуги по продаже проездных документов (билетов) через свои пункты продаж на основании договора с перевозчиком, обеспечивающее выполнение требований, предъявляемых к оформлению проездных документов (билетов); 14) автоматизированная система управления пассажирскими перевозками - система централизованного управления пассажирскими перевозками и электронного резервирования мест; 15) путевое развитие - совокупность магистральных, станционных путей, стрелочных переводов, соединяющих их между собой, технических средств и устройств, расположенных в пределах станции и подъездных путей; 16) отправитель - лицо, отправляющее багаж, грузобагаж или почтовые отправления и указанное в перевозочных документах; 17) груз - имущество, принятое по договору к перевозке в грузовом поезде; 18) грузополучатель - лицо, указанное в перевозочных документах и получающее груз; 19) грузобагаж - имущество весом более двухсот килограммов, принятое к перевозке в пассажирском и почтово-багажном поезде; 20) грузоотправитель - лицо, указанное в перевозочных документах и отправляющее груз; 21) грузовая отправка - партия груза, предъявляемая к перевозке по одной железнодорожной транспортной накладной; 22) грузовой терминал - комплекс сооружений и технических средств на подъездном пути, предназначенный для предоставления комплекса услуг грузоотправителям и грузополучателям и осуществления смешанных перевозок; 23) подвижной состав - тяговые транспортные средства (локомотивы), вагоны, самоходные и иные транспортные средства, предназначенные для перевозки по железнодорожным путям пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений; 24) контейнер - универсальное транспортное оборудование многократного применения, предназначенное для перевозки грузов; 25) контрагент - лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях прирельсовыми складами, площадками для хранения грузов, погрузочно-разгрузочными механизмами и (или) подъездными путями, примыкающими к подъездным путям другого ветвевладельца, или пользующееся услугами подъездных путей; 26) железнодорожные пути по договорам концессии - железнодорожные пути, построенные и эксплуатируемые по договору концессии и не включенные в магистральную железнодорожную сеть; 27) объекты железнодорожного транспорта по договорам концессии - объекты, построенные и эксплуатируемые по договору концессии и не включенные в магистральную железнодорожную сеть; 28) услуги железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии - услуги по предоставлению в пользование железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта, построенных и эксплуатируемых по договору концессии, и организации пропуска подвижного состава по ним; 29) подъездные пути - железнодорожные пути, предназначенные для обслуживания грузоотправителей, грузополучателей и примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к магистральным и (или) станционным путям; 30) услуги подъездных путей - услуги ветвевладельца по предоставлению в пользование подъездных путей или обслуживанию им грузоотправителей и грузополучателей; 31) приемо-сдаточные (выставочные) пути - определенные договором на подачу-уборку вагонов железнодорожные пути в пределах станции или на подъездном пути для выполнения приемо-сдаточных операций; 32) приемо-сдаточные операции - документально оформленные в установленном порядке действия, выполняемые при приеме (передаче) грузов, вагонов, контейнеров; 32-1) система управления безопасностью - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов управления участника перевозочного процесса, охватывающих процессы планирования, подготовки и выполнения операций, мониторинга и контроля, анализа и направленных на обеспечение выполнения установленных требований по безопасности перевозочного процесса и снижение рисков причинения вреда жизни или здоровью человека, окружающей среде, нанесения ущерба имуществу участников перевозочного процесса и третьих лиц; 32-2) аудит системы управления безопасностью - систематический процесс диагностики и оценки соответствия системы управления безопасностью требованиям, установленным в Правилах безопасности на железнодорожном транспорте; 33) опасные грузы - грузы, которые в силу присущих им свойств могут послужить причиной гибели, травмирования или заболевания людей, животных, взрыва, пожара, повреждения или уничтожения имущества, а также нанести вред окружающей среде; 34) ручная кладь - личные вещи, перевозимые пассажиром с собой в вагоне без оплаты, по весу и габаритам, не превышающим установленные размеры; 35) объекты локомотивной инфраструктуры - объекты, предназначенные для обеспечения эксплуатации и экипировки тягового подвижного состава и обслуживания локомотивных бригад; 36) оператор локомотивной инфраструктуры - лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях объектами локомотивной инфраструктуры и оказывающее услуги операторам локомотивной тяги; 37) оператор локомотивной тяги - лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях тяговым транспортным средством (локомотивом), обеспечивающее его содержание, эксплуатацию; 38) услуги локомотивной тяги - услуги по перемещению подвижного состава тяговым транспортным средством (локомотивом) по железнодорожным путям; 39) магистральные пути - железнодорожные пути, предназначенные для функционирования железнодорожного транспорта на всей территории Республики Казахстан и обеспечения железнодорожного сообщения с другими государствами, состоящие из главных путей (пути перегонов между железнодорожными станциями, пути в границах станций, являющиеся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах), а также приемоотправочных путей (пути, предназначенные для приема, отправления, обгона, скрещения и пропуска поездов в границах станции); 40) магистральная железнодорожная сеть - система соединенных между собой магистральных и станционных путей, а также объектов электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, сигнализации, связи, устройств, оборудования, зданий, строений, сооружений, вокзалов и иных объектов, технологически необходимых для их функционирования, обеспечивающих международные и внутриреспубликанские железнодорожные сообщения; 41) услуги магистральной железнодорожной сети - услуги, оказываемые перевозчикам Национальным оператором инфраструктуры, связанные с использованием магистральной железнодорожной сети для пропуска и движения поездов; 42) Исключен в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.) 43) маневровая работа - перемещение вагонов при их обработке, сортировке, роспуске, подаче-уборке под погрузку, выгрузку, на пути (с пути) ремонта, на взвешивание, при формировании, расформировании поездов; перестановка подвижного состава с одного пути на другой, движение локомотивов в пределах станции, перемещение специального подвижного состава, тяговых транспортных средств (локомотивов или моторвагонных подвижных составов); 44) эксплуатационная документация - документация, предусматривающая порядок эксплуатации объектов инфраструктуры, сооружений, подвижного состава, специального подвижного состава, конструкций, оборудования и инвентаря железнодорожного транспорта; 45) поезд - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими тяговыми транспортными средствами (локомотивами или моторвагонными подвижными составами), имеющий установленные сигналы, локомотивы без вагонов, моторные вагоны и специальный самоходный подвижной состав, следующие по определенному Национальным оператором инфраструктуры маршруту; 46) тяжеловесный груз - груз, у которого масса и длина или нагрузка на раму (пол) вагона превышают величины, допускаемые при перевозке на универсальном подвижном составе, установленные техническими условиями погрузки и крепления грузов; 47) станционные пути - железнодорожные пути в границах станции: сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские, соединительные, специальные, за исключением магистральных путей в границах станций; 48) ветвевладелец - лицо, владеющее железнодорожным подъездным путем на праве собственности или иных законных основаниях; 49) перевозка - перемещение пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений, грузов из пункта отправления в пункт назначения; 49-1) пользователь услуг по перевозке - пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель), экспедитор; 50) срок транспортабельности - предельно возможный исходя из данных, указанных в сертификате (качественном удостоверении), срок нахождения скоропортящегося багажа, груза, грузобагажа в пути; 51) правила перевозок - нормативные правовые акты, регулирующие деятельность и взаимоотношения всех участников перевозочного процесса; 52) перевозочные документы - документы, путем оформления которых заключается договор перевозки (проездной документ (билет), багажная и грузобагажная квитанции, железнодорожная транспортная накладная); 53) перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок железнодорожным транспортом; 54) участник перевозочного процесса - пользователь услуг по перевозке, перевозчик, Национальный оператор инфраструктуры, оператор локомотивной тяги, оператор вагонов (контейнеров); 54-1) безопасность перевозочного процесса (далее - безопасность движения) - отсутствие недопустимого риска при выполнении операций перевозочного процесса, связанного с причинением вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, нанесением ущерба имуществу участников перевозочного процесса и третьих лиц, с учетом сочетания вероятности реализации опасного фактора и степени тяжести его последствий; 54-2) перевозчик - лицо, осуществляющее деятельность по перевозке грузов или пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений и указанное в перевозочных документах, владеющее на праве собственности или на ином законном основании подвижным составом, включая тяговые транспортные средства; 55) скоропортящийся багаж, груз, грузобагаж - багаж, груз, грузобагаж, имеющий ограниченный срок годности и требующий особых условий перевозки и хранения; 55-1) класс железнодорожного вокзала - статус железнодорожного вокзала, определенный в зависимости от объема выполняемых работ (предоставляемых услуг) и технической оснащенности; 56) железнодорожный вокзал - комплекс зданий, сооружений (включая пассажирские платформы, вокзальные переходы и привокзальную территорию) и других видов имущества, предназначенных для оказания населению услуг по перевозке железнодорожным транспортом и приему-выдаче багажа, грузобагажа в зависимости от класса; 57) железнодорожные пути - объекты недвижимого имущества (магистральные, станционные, подъездные пути), по которым осуществляется перемещение подвижного состава; 58) железнодорожный транспорт - вид транспорта, обеспечивающий перевозки по железнодорожным путям; 59) Исключен в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.) 60) охранные зоны железнодорожного транспорта - земельные участки, необходимые для обеспечения безопасности перевозок, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 60-1) вспомогательная служба железнодорожного транспорта - физическое или юридическое лицо, не являющееся участником перевозочного процесса и оказывающее услуги по проектированию, производству, техническому обслуживанию, ремонту и утилизации объектов инфраструктуры, сооружений, подвижного состава, специального подвижного состава, конструкций, оборудования и инвентаря железнодорожного транспорта; 61) железнодорожное сообщение - перевозка пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом между пунктами отправления и назначения; 62) железнодорожная станция - пункт, разделяющий магистральные пути на участки, имеющий путевое развитие, обеспечивающий регулирование движения, пропускную способность и позволяющий производить операции по приему, отправлению и (или) скрещению, обгону поездов, обслуживанию пассажиров, приему, выдаче багажа, грузобагажа, почтовых отправлений и (или) грузов, а также маневровую работу; 63) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере железнодорожного транспорта, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, - межотраслевую координацию; 64) Национальный перевозчик пассажиров - юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, контрольный пакет акций которого принадлежит Национальной железнодорожной компании, оказывающее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений, в том числе выполняющее специальные и воинские перевозки; 64-1) Национальный перевозчик грузов - юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, контрольный пакет акций которого принадлежит Национальной железнодорожной компании, оказывающее услуги по перевозке грузов, в том числе выполняющее специальные и воинские перевозки; 64-2) Национальный оператор инфраструктуры - юридическое лицо, контрольный пакет акций которого принадлежит Национальной железнодорожной компании, осуществляющее эксплуатацию, содержание, модернизацию, строительство магистральной железнодорожной сети и оказывающее услуги магистральной железнодорожной сети; 65) Национальная железнодорожная компания - созданное по решению Правительства Республики Казахстан акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит национальному управляющему холдингу, определяющее общие направления развития и обеспечивающее координацию направлений деятельности Национального оператора инфраструктуры, национальных перевозчиков и иных аффилиированных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области железнодорожного транспорта; 66) экспедитор - лицо, оказывающее услуги по организации перевозок грузов, которое может указываться в перевозочных документах в качестве плательщика перевозки на основании договора транспортной экспедиции.
Заголовок изложен в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.) Статья 2. Государственная политика и принципы функционирования железнодорожного транспорта В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.) 1. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется на основе следующих принципов: 1) сохранение и укрепление единого социально-экономического пространства Республики Казахстан; 2) согласованность функционирования единой транспортной системы Республики Казахстан; 3) сохранение целостности и бесперебойности функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта; 4) обеспечение безопасности, непрерывности и бесперебойности перевозочного процесса; 5) свободный доступ всех субъектов транспортного рынка к предоставлению и получению услуг железнодорожного транспорта; 6) защита экономических интересов Республики Казахстан; 7) применение единого стандарта правовых и экономических гарантий для всех участников перевозок. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.) 2. Государственная политика в области железнодорожного транспорта направлена на создание условий для удовлетворения потребностей населения и государства в перевозках. Целями государственной политики в области железнодорожного транспорта являются: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 1) развитие магистральной железнодорожной сети и подвижного состава железнодорожного транспорта; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 3) обеспечение безопасности железнодорожного транспорта и процессов его жизненного цикла для жизни и здоровья человека и окружающей среды; 4) осуществление тарифной, налоговой и таможенной политики на железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством Республики Казахстан; В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 5) создание условий свободного предпринимательства и для привлечения частных инвестиций на железнодорожном транспорте и недопущение незаконного вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность; 6) развитие конкуренции, в том числе в области международных перевозок; 7) сохранение единого имущественного комплекса магистральной железнодорожной сети; 9) поддержание мобилизационной готовности железнодорожного транспорта; 10) содействие в развитии импортозамещающих производств для нужд железнодорожного транспорта; Пункт дополнен подпунктом 11 в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV 11) расширение транзитных и международных перевозок; Пункт дополнен подпунктами 12 и 13 в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V 12) обеспечение баланса интересов государства, участников перевозочного процесса и вспомогательной службы железнодорожного транспорта; 13) развитие транспортно-логистической системы и увеличение транспортных потоков грузов по железнодорожным путям. 3. Реализация государственной политики в области железнодорожного транспорта возлагается на уполномоченный орган и иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.
В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Статья 3. Основы организации перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений на железнодорожном транспорте 1. Перевозки пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Казахстан. Статья дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V 1-1. Участники перевозочного процесса планируют, организуют и выполняют операции перевозочного процесса в соответствии с заключаемыми договорами, правилами перевозок, правилами доступа и оказания услуг инфраструктуры, настоящим Законом, международными договорами Республики Казахстан. 2. Перевозчик не вправе отказать в перевозке пользователям услуг, оплатившим и правильно оформившим перевозочные документы на проезд или перевозку багажа, груза, грузобагажа и почтовых отправлений, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II; изложен в редакции Закона РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 3. Участники перевозочного процесса, не имеющие собственного подвижного состава, пользуются услугами оператора локомотивной тяги и оператора вагонов (контейнеров) на основании договора.
В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) Статья 4. Законодательство Республики Казахстан о железнодорожном транспорте 1. Законодательство Республики Казахстан о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) 2-1. При международном железнодорожном сообщении оформление документов осуществляется в соответствии с договорами (соглашениями) в сфере сотрудничества железных дорог в международном пассажирском и грузовом железнодорожном сообщениях. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора. 3. Особенности организации, обеспечения и выполнения воинских и специальных перевозок регулируются законодательством Республики Казахстан.
Статья 5. Объекты железнодорожного транспорта общего и частного пользования Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 09.07.04 г. № 596-II (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 01.03.11 г. № 414-IV (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 12.01.12 г. № 538-IV (см. стар. ред.); Закона РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.) 1. Магистральная железнодорожная сеть не подлежит приватизации и передается национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан, для передачи Национальной железнодорожной компании с последующей передачей Национальному оператору инфраструктуры. Магистральные, станционные пути и иные объекты магистральной железнодорожной сети, находящиеся в государственной собственности, передаются национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан, для передачи Национальной железнодорожной компании с последующей передачей Национальному оператору инфраструктуры. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 168-III 2. Железнодорожные пути, не относящиеся к магистральной железнодорожной сети, могут являться объектами частного пользования и находиться в частной собственности. Строительство (реконструкция), а также последующая эксплуатация железнодорожных путей, не относящихся к магистральной железнодорожной сети, могут осуществляться на основе договоров концессии. Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 05.07.08 г. № 66-IV 3. На железнодорожные пути и объекты железнодорожного транспорта по договорам концессии концессионеру передаются права владения и пользования на срок договора концессии. Железнодорожные пути и объекты железнодорожного транспорта по договорам концессии не могут быть включены в состав магистральной железнодорожной сети до окончания срока договора концессии. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2002 года № 310 «О создании закрытого акционерного общества «Национальная компания «Казакстан темір жолы», Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2003 года № 1211 Об утверждении Перечня железнодорожных путей, входящих в магистральную железнодорожную сеть
Закон дополнен статьей 5-1 в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV Статья 5-1. Классификация железнодорожных путей Порядок классификации железнодорожных путей в зависимости от сочетания грузонапряженности и максимальных допускаемых скоростей движения пассажирских и грузовых поездов устанавливается уполномоченным органом.
Закон дополнен статьей 5-2 в соответствии с Законом РК от 02.07.14 г. № 225-V Статья 5-2. Особенности управления Национальной железнодорожной компанией и магистральной железнодорожной сетью 1. Запрещаются отчуждение физическим и (или) юридическим лицам, обременение правами третьих лиц магистральной железнодорожной сети, переданной Национальному оператору инфраструктуры, а также акций Национального оператора инфраструктуры. 2. Национальному управляющему холдингу запрещается отчуждение акций Национальной железнодорожной компании, в результате которого национальному управляющему холдингу будет принадлежать менее девяноста процентов плюс одна голосующая акция данной Национальной железнодорожной компании.
В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.) Статья 6. Магистральная железнодорожная сеть 1. Перевозчики осуществляют перевозки по магистральной железнодорожной сети в соответствии с Правилами пользования магистральной железнодорожной сетью. 2. Перевозчик вносит Национальному оператору инфраструктуры за услуги магистральной железнодорожной сети плату в размере, установленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Право доступа к услугам магистральной железнодорожной сети предоставляется Национальным оператором инфраструктуры. Национальный оператор инфраструктуры обязан обеспечить недискриминационный доступ к услугам магистральной железнодорожной сети и предоставить перевозчикам равное право пользования магистральной железнодорожной сетью. Порядок предоставления доступа к услугам магистральной железнодорожной сети определяется законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. 4. Национальный оператор инфраструктуры осуществляет эксплуатацию, содержание и модернизацию, строительство магистральной железнодорожной сети. Строительство новых магистральных путей осуществляется по решению Правительства Республики Казахстан.
Глава дополнена статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) Статья 6-1. Ответственность за нарушение обязательств, возникающих при пользовании магистральной железнодорожной сетью В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих при пользовании магистральной железнодорожной сетью, стороны несут ответственность по основаниям и в размерах, которые установлены Гражданским кодексом Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан, Правилами пользования магистральной железнодорожной сетью, а также заключаемыми на их основе договорами.
Закон дополнен статьей 6-2 в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV Статья 6-2. Виды железнодорожных сообщений 1. Железнодорожные сообщения подразделяются на следующие виды: 1) перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений; 2. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений подразделяются на: 1) международные - перевозки между Республикой Казахстан и иностранными государствами или транзитом через территорию Республики Казахстан; 2) внутриреспубликанские - перевозки между станциями отправления и назначения, расположенными на территории Республики Казахстан. 3. По административно-территориальному признаку внутриреспубликанские перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) межобластные - перевозки, осуществляемые между станциями отправления и назначения, находящимися в разных областях, или соединяющие населенные пункты с городами республиканского значения, столицей; 2) межрайонные (междугородные внутриобластные) - перевозки между станциями отправления и назначения, находящимися в пределах одной области; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.) 3) пригородные - перевозки по маршрутам, соединяющим город с населенным пунктом в пределах утвержденных границ пригородных зон на соответствующих территориях. 4. Перевозки грузов подразделяются на: 1) международные - перевозки между Республикой Казахстан и иностранными государствами или транзит через территорию Республики Казахстан; 2) внутриреспубликанские - перевозки между железнодорожными станциями отправления и назначения, расположенными на территории Республики Казахстан.
В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) Статья 7. Прекращение железнодорожного сообщения Прекращение железнодорожного сообщения по железнодорожным путям, являющимся государственной собственностью, осуществляется уполномоченным органом в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 8. Договоры на железнодорожном транспорте 1. Обязательные условия договоров перевозки определяются Гражданским кодексом Республики Казахстан, настоящим Законом и правилами перевозок, изданными в соответствии с ними. Стороны свободны в определении иных условий договоров перевозки. 2. Взаимоотношения Национальной железнодорожной компании и перевозчиков с органами государственного управления при организации перевозки пассажиров осуществляются на условиях договоров в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Перевозчик обязан выполнять письменные указания (решения) государственных органов об осуществлении особо важных перевозок, заявленных в соответствии с их компетенцией. Соответствующие указания (решения) должны содержать сведения о порядке и сроках расчетов за такие перевозки. 4. Перевозка пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа железнодорожным транспортом в международном сообщении и транзитом осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан. Статья дополнена пунктом 5 в соответствии с Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.) 5. Оператор локомотивной тяги оказывает услуги локомотивной тяги на основании договоров и в порядке, установленном уполномоченным органом. Оператор локомотивной тяги пользуется услугами оператора локомотивной инфраструктуры в соответствии с договором. Оператор локомотивной тяги обязан в первую очередь предоставлять услуги локомотивной тяги национальным перевозчикам для выполнения специальных и воинских перевозок.
В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |