Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года № 284-II
О торговом мореплавании
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.02.2017 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 5 мая 2017 года
Глава 1. Общие положения
Статье 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статье 2. Законодательство о торговом мореплавании
Статье 3. Сфера действия настоящего Закона
Статье 4. Государственное управление в сфере торгового мореплавания
Статье 4-1. Национальный морской перевозчик
Статье 5. Каботаж
Статье 5-1. Эксплуатация судов, плавающих под флагом иностранного государства
Статье 6. Лицензирование
Статье 7. Страхование в сфере торгового мореплавания
Статье 8. Подтверждение соответствия
Глава 1-1. Общие требования безопасности в сфере торгового мореплавания
Статье 8-1. Общие требования
Статье 8-2. Требования безопасности при производстве (строительстве, ремонте, реконструкции) судов, используемых для торгового мореплавания, портов, береговых объектов и сооружений на водных путях
Статье 8-3. Требования безопасности при эксплуатации судов, используемых для торгового мореплавания, портов, береговых объектов и сооружений на водных путях
Статья 8-4. Организация управления движением судов
Глава 2. Судно
Статье 9. Право собственности на судно
Статье 10. Название судна. Порядок индивидуализации судна
Статье 11. Национальность судна. Право плавания под Государственным флагом Республики Казахстан
Статье 12. Временный перевод судна под флаг иностранного государства
Статье 13. Передача судна в доверительное управление
Статье 14. Судовые документы
Статье 15. Техническое наблюдение, освидетельствование судов и их классификация
Глава 3. Государственная регистрация судов и прав на них
Статье 16. Реестры судов Республики Казахстан
Статье 17. Изменение сведений, вносимых в реестры судов
Статье 18. Государственная регистрация судов, используемых государственными органами
Статье 18-1. Перерегистрация судов
Статье 18-2. Исключение судна из Государственного судового реестра морских судов или судовой книги
Статье 18-3. Исключение судна из бербоут-чартерного реестра
Статье 18-4. Исключение судна из международного судового реестра Республики Казахстан
Статье 18-5. Судно, пропавшее без вести
Статье 19. Отказ в государственной регистрации судна и прав на него
Статье 20. Изменение порта государственной регистрации судна
Статье 21. Ответственность за нарушение правил государственной регистрации судов
Глава 4. Экипаж судна
Статье 22. Состав экипажа судна
Статье 23. Минимальный состав экипажа судна
Статье 24. Требования к членам экипажа судна
Статье 25. Гражданство членов экипажа судна
Статье 26. Трудовые отношения на судне
Статье 27. Репатриация членов экипажа судна
Статье 28. Обязанности судовладельца
Статье 28-1. Подготовка (переподготовка) специалистов морского транспорта
Глава 5. Капитан судна
Статье 29. Капитан судна
Статье 30. Права капитана судна
Статье 31. Обязанности капитана судна
Глава 6. Морской порт
Статье 32. Правовой статус и виды морских портов
Статье 33. Соблюдение режима морского порта
Статье 34. Использование территории морского порта
Статье 35. Услуги, оказываемые в морском порту
Статье 36. Ответственность морского порта (оператора морского терминала)
Статье 37. Обеспечение обязательств
Статье 38. Ограничения при применении мер по обеспечению исков
Глава 7. Государственный контроль и надзор в морском порту
Статье 39. Морская администрация порта
Статье 40. Капитан морского порта
Статье 41. Контроль и надзор за судами
Статье 42. Разрешение на выход судов из морского порта
Статье 43. Задержание судна
Статье 44. Строительство в зоне действия средств навигационной обстановки
Глава 8. Морские лоцманы
Статье 45. Лоцманская проводка судов
Статье 46. Обязательная лоцманская проводка судов
Статье 47. Необязательная лоцманская проводка судов
Статье 48. Ответственность лоцмана и капитана судна
Статье 49. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна
Глава 9. Затонувшее имущество
Статье 50. Подъем затонувшего имущества его собственником
Статье 51. Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества морской администрацией порта
Статье 52. Право морской администрации порта на полное возмещение понесенных расходов
Статье 53. Случайно поднятое затонувшее имущество (находка)
Глава 10. Договор морской перевозки груза
Статье 54. Договор морской перевозки груза
Статья 54-1. Смешанные перевозки грузов
Статье 55. Форма договора морской перевозки груза
Статье 56. Длительный договор об организации морских перевозок грузов
Статье 57. Содержание чартера. Уступка прав по чартеру
Статье 58. Соотношение чартера и коносамента
Статье 59. Обеспечение мореходного состояния судна по договору морской перевозки груза
Статье 60. Замена судна
Статье 61. Уведомление о готовности судна к погрузке груза
Статье 62. Место погрузки груза
Статье 63. Срок подачи судна
Статье 64. Сталийное время
Статье 65. Контрсталийное время
Статье 66. Демерредж
Статье 67. Диспач
Статье 68. Право перевозчика отправить судно в плавание по истечении контрсталийного времени
Статье 69. Временное прекращение или ограничение приема грузов для перевозок
Статье 70. Возмещение убытков за задержку судна
Статье 71. Досрочное отправление судна в плавание по требованию фрахтователя
Статье 72. Упаковка и маркировка груза
Статье 73. Палубный груз
Статье 74. Опасный груз
Статье 75. Замена груза
Статье 76. Удаление постороннего груза
Статье 77. Документы, сопровождающие груз
Статье 78. Выдача морской накладной
Статье 79. Выдача коносамента
Статье 80. Виды коносамента
Статье 81. Содержание коносамента
Статье 82. Оговорки в коносаменте. Доказательственная сила коносамента
Статье 83. Множественность экземпляров коносамента
Статье 84. Передача коносамента
Статье 85. Право распоряжения грузом
Статье 86. Обязанности перевозчика в отношении груза
Статье 87. Срок и маршрут перевозки груза
Статье 88. Препятствия заходу судна в порт назначения
Статье 89. Отказ сторон от исполнения договора морской перевозки груза
Статье 90. Отказ перевозчика от исполнения договора морской перевозки груза
Статье 91. Отказ отправителя или фрахтователя от исполнения договора морской перевозки груза
Статье 92. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза невозможностью их исполнения
Статье 93. Лицо, имеющее право на получение груза
Статье 94. Сдача груза на хранение
Статье 95. Платежи при выдаче груза получателю. Право удержания груза
Статье 96. Осмотр груза или проверка его состояния
Статье 97. Заявление об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза
Статье 98. Платежи при перевозках грузов
Статье 99. Размер фрахта
Статье 100. Фрахт за груз, утраченный при перевозке
Статье 101. Ответственность перевозчика
Статье 102. Освобождение перевозчика от ответственности
Статье 103. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
Статье 104. Ограничение ответственности перевозчика
Статье 105. Утрата права на ограничение ответственности
Статье 106. Ответственность фактического перевозчика
Статье 107. Сквозная перевозка груза
Статье 108. Ответственность отправителя и фрахтователя
Глава 11. Договор морской перевозки пассажира
Статье 109. Определение договора морской перевозки пассажира
Статье 110. Форма договора морской перевозки пассажира
Статье 111. Багаж и каютный багаж
Статье 112. Плата за проезд пассажира и за провоз его багажа
Статье 113. Периоды перевозки пассажира и багажа
Статье 114. Отказ от договора морской перевозки пассажира
Статье 115. Изменение договора морской перевозки пассажира
Статье 116. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира
Статье 117. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа
Статье 118. Заявление об утрате, недостаче или повреждении (порче) багажа
Статье 119. Распоряжение багажом по истечении предельных сроков хранения
Статье 120. Ответственность перевозчика за задержку отправления судна или прибытие судна с опозданием
Статье 121. Фактический перевозчик
Статье 122. Расписание перевозки пассажиров
Статье 123. Организация перевозки пассажиров по предложениям заинтересованных лиц
Глава 12. Договор фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер)
Статье 124. Содержание тайм-чартера
Статье 125. Договор субфрахтования судна (субтайм-чартер)
Статье 126. Обеспечение мореходного состояния судна по тайм-чартеру
Статье 127. Обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации судна и его возврату
Статье 128. Ответственность фрахтователя перед грузовладельцем
Статье 129. Подчиненность членов экипажа судна
Статье 130. Освобождение фрахтователя от ответственности за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна
Статье 131. Уплата фрахта
Статье 132. Вознаграждение за оказание услуг по спасанию
Глава 13. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
Статье 133. Содержание бербоут-чартера
Статье 134. Договор субфрахтования судна (суббербоут-чартер)
Статье 135. Обеспечение мореходного состояния судна по бербоут-чартеру
Статье 136. Комплектование экипажа судна по условиям бербоут-чартера
Статье 137. Обязанности фрахтователя по эксплуатации судна и его возврату
Статье 138. Ответственность фрахтователя перед третьими лицами
Статье 139. Убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна
Статье 140. Уплата фрахта фрахтовщику
Статье 141. Недопустимость изъятия судна
Статье 142. Выкуп судна
Статье 143. Ответственность за недостатки выкупленного судна
Глава 14. Договор буксировки
Статье 144. Договор буксировки
Статье 145. Обязанности сторон договора буксировки
Статье 146. Ответственность при морской буксировке
Статье 147. Ответственность при портовой буксировке
Статье 148. Ответственность при буксировке в ледовых условиях
Глава 15. Договоры транспортной экспедиции, морского агентирования, морского посредничества
Статье 149. Договор транспортной экспедиции
Статье 150. Договор морского агентирования
Статье 151. Договор морского посредничества
Глава 16. Общая авария
Статье 152. Понятие общей аварии и принципы ее распределения
Статье 153. Расходы, вызванные заходом судна в место убежища
Статье 154. Расходы, вызванные временным ремонтом судна
Статье 155. Расходы, вызванные задержкой судна ради общей безопасности
Статье 156. Расходы, вызванные последствиями признания судна непригодным к плаванию или отказа судна от продолжения рейса
Статье 157. Расходы на спасание
Статье 158. Расходы, вызванные мерами по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде
Статье 159. Убытки, вызванные принятием мер по спасанию
Статье 160. Убытки от повреждения или гибели груза, топлива либо предметов снабжения, потери фрахта
Статье 161. Убытки, вызванные повреждением судна, его машин или принадлежностей
Статье 162. Убытки, не признаваемые общей аварией (частная авария)
Статье 163. Скидки «за новое вместо старого»
Статье 164. Диспаша и диспашеры
Статье 165. Доказательства и материалы, на основании которых составляется диспаша
Статье 166. Сбор за составление диспаши
Статье 167. Исправление и оспаривание диспаши
Статье 168. Исполнение диспаши
Глава 17. Возмещение вреда при столкновении судов
Статье 169. Ответственность за вред, причиненный при столкновении судов
Статье 170. Обстоятельства, исключающие ответственность
Глава 18. Ответственность за ущерб от перевозки опасных грузов и загрязнения моря с судов нефтью
Статье 171. Ответственность судовладельца
Статье 172. Солидарная ответственность собственников двух или более судов
Статье 173. Полная ответственность судовладельца
Статье 174. Ограничение ответственности судовладельца
Статье 175. Освобождение судовладельца от ответственности
Статье 176. Обязательный фонд ограничения ответственности
Статье 177. Страхование или финансовое обеспечение ответственности
Статье 178. Иск о возмещении ущерба от загрязнения
Глава 19. Спасание судов и другого имущества
Статье 179. Договоры о спасании
Статье 180. Недействительность договоров или их изменение
Статье 181. Обязанности спасателя, владельца судна и капитана судна
Статье 182. Условия выплаты вознаграждения
Статье 183. Критерии установления размера вознаграждения
Статье 184. Специальная компенсация
Статье 185. Распределение вознаграждения между спасателями
Статье 186. Распределение вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна
Статье 187. Спасание людей
Статье 188. Плата за услуги, оказанные при исполнении договора спасания
Статье 189. Последствия ненадлежащего осуществления спасательных операций
Статье 190. Последствия запрета спасательных операций заинтересованным лицом
Статье 191. Принадлежность судов одному и тому же владельцу
Статье 192. Обеспечение требований спасателя
Статье 193. Предварительный платеж
Статье 194. Участие государственных органов в спасательных операциях
Глава 20. Ограничение размера ответственности по морским требованиям
Статье 195. Лица, имеющие право на ограничение размера ответственности по морским требованиям
Статье 196. Критерии ограничения ответственности
Статье 197. Неприменение ограничения ответственности
Статье 198. Общие размеры ответственности
Статье 199. Размер ответственности по требованиям пассажиров
Статье 200. Объединение требований
Статье 201. Добровольный фонд ограничения ответственности
Статье 202. Распределение фонда ограничения ответственности
Глава 21. Морской залог на судно. Ипотека судна или строящегося судна
Статье 203. Обязательства, исполнение которых обеспечивается морским залогом на судно
Статье 204. Преимущественное удовлетворение требований, обеспеченных морским залогом на судно
Статье 205. Очередность удовлетворения требований, обеспеченных морским залогом на судно
Статье 206. Прекращение морского залога на судно
Статье 207. Уступка или переход права требования
Статье 208. Право на удержание судна или строящегося судна
Статье 209. Установление ипотеки судна
Статье 210. Предмет ипотеки судна
Статье 211. Государственная регистрация ипотеки судна
Статье 212. Порядок государственной регистрации ипотеки судна
Статье 213. Преимущественное удовлетворение требований, обеспеченных ипотекой судна
Статье 214. Очередность удовлетворения требований, обеспеченных ипотекой судна
Статье 215. Уступка прав по договору ипотеки судна
Статье 216. Сохранение судна или строящегося судна, обеспеченного ипотекой
Статье 217. Переход права собственности на судно или строящееся судно или изменение государственной регистрации
Статье 218. Основания принудительной продажи судна или строящегося судна
Статье 219. Порядок принудительной продажи судна или строящегося судна
Статье 220. Последствия принудительной продажи судна или строящегося судна
Статье 221. Прекращение ипотеки судна
Глава 22. Арест судна
Статье 222. Основания ареста судна
Статье 223. Морское требование
Статье 224. Судно, на которое не допускается наложение ареста
Статье 225. Защита владельца арестованного судна
Глава 23. Морской протест
Статье 226. Морской протест
Статье 227. Заявление о морском протесте
Статье 228. Заявление о морском протесте в отношении причинения ущерба грузу
Статье 229. Предоставление судового журнала лицу, которому направлено заявление о морском протесте
Статье 230. Составление акта о морском протесте
Глава 24. Акты, претензии и иски. Исковая давность
Статье 231. Удостоверение обстоятельств, которые могут служить основанием для ответственности участников морской перевозки груза
Статье 232. Претензии
Статье 233. Передача права на предъявление претензий и исков
Статье 234. Условия и порядок предъявления претензий
Статье 235. Порядок и сроки рассмотрения претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза
Статье 236. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира, багажа и груза
Статье 237. Исковая давность по иным требованиям
Статье 238. Исковая давность по требованиям о возмещении ущерба от загрязнения моря с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных грузов
Статье 239. Применение общих сроков
Глава 25. Применимое право
Статье 240. Определение права, подлежащего применению к отношениям в сфере торгового мореплавания, осложненным иностранным элементом
Статье 241. Право собственности и иные вещные права на судно
Статье 242. Правовое положение членов экипажа судна
Статье 243. Право на затонувшее имущество
Статье 244. Общая авария
Статье 245. Отношения, возникающие при столкновении судов
Статье 246. Отношения, возникающие при причинении ущерба от загрязнения моря с судов нефтью
Статье 247. Отношения, возникающие при причинении ущерба в связи с морской перевозкой опасных грузов
Статье 248. Отношения, возникающие из спасания судна и иного имущества
По всему тексту слова «Государственном судовом реестре», «Государственный судовой реестр», «Государственного судового реестра» заменены соответственно словами «Государственном судовом реестре морских судов», «Государственный судовой реестр морских судов», «Государственного судового реестра морских судов» в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III
По всему тексту слова «законодательством Республики Казахстан о труде» заменены словами «трудовым законодательством Республики Казахстан»;
слова «индивидуального», «индивидуальному» исключены в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.)
Настоящий Закон определяет правовые, организационные, экономические и международные основы государственного управления в сфере торгового мореплавания и регулирует отношения, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузов, обеспечением безопасности на морском транспорте и охраной окружающей среды.
Глава 1.
Общие положения
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.04 г. № 601-II (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III; изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.03.10 г. № 258-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 10.07.12 г. № 34-V (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.); Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.); Законом РК от 13.01.15 г. № 276-V (см. стар. ред.)
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) аварийный взнос - денежная сумма, которую получатель обязан внести перевозчику при выдаче ему груза для возмещения расходов в случае общей аварии в качестве обеспечения уплаты его доли в общеаварийных расходах;
2) получатель - лицо, уполномоченное на получение груза по договору морской перевозки груза;
3) спецперсонал - лица, не являющиеся членами экипажа, постоянно находящиеся на борту в связи с назначением судна (занятые добычей и обработкой живых ресурсов моря, научные, инженерно-технические работники, работники лабораторий, рабочие и другие);
4) бербоут-чартер - вид договора фрахтования, по которому фрахтовщик обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю во владение и пользование на определенный срок судно или несколько судов, не снаряженные и не укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания;
5) обычный маршрут - общепринятый в морской практике маршрут следования судна;
6) демерредж - плата за контрсталийное время;
7) диспач - вознаграждение фрахтователю за окончание погрузки судна до истечения сталийного времени;
8) диспаша - документ, составляемый диспашером, содержащий расчет убытков и расходов по общей аварии и распределение их между сторонами, участвующими в общем морском предприятии;
9) диспашеры - лица, обладающие знаниями и опытом в области морского права, составляющие расчет по определению диспаши;
10) расчетная единица - единица специального права заимствования, определяемая Международным валютным фондом;
11) фрахт - плата за перевозку груза, а также вознаграждение по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера;
12) общее морское предприятие - имущество (судно, фрахт и груз), за счет которого подлежат возмещению расходы по общей аварии;
13) пассажир - лицо, состоящее в договорных отношениях с перевозчиком и указанное в билете или ином документе, подтверждающем его право на проезд, либо осуществляющее по договору морской перевозки груза с согласия перевозчика сопровождение автотранспортного средства, животных и иного груза;
14) пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки и перевозящее более двенадцати пассажиров;
15) пассажирское свидетельство - судовой документ, содержащий сведения о максимально допустимом количестве пассажиров на судне;
16) отправитель - лицо, отправляющее груз в соответствии с договором морской перевозки и указанное в перевозочных документах;
17) плавучая буровая установка - судно (плавучее сооружение), предназначенное для выполнения буровых работ по разведке и (или) добыче подземных ресурсов морского дна;
18) грузовое судно - судно, не являющееся пассажирским, предназначенное для перевозки грузов;
19) инцидент - происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба;
20) каботаж - перевозка и буксировка в сообщении между морскими портами Республики Казахстан, а также из порта (пункта) погрузки до порта (пункта) разгрузки, находящихся в юрисдикции Республики Казахстан;
21) каютный багаж - компактно упакованные и свободно размещаемые в каюте или на полках в общих местах вещи пассажира, перевозимые им при себе, в пределах установленных количества и габаритов;
21-1) профессиональный диплом - диплом, выданный члену экипажа судна и подтверждающий его квалификацию;
22) судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, включая неводоизмещающее судно и гидросамолет, используемые в целях торгового мореплавания;
23) исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)
24) судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;
25) ипотека судна - ипотека подлежащего государственной регистрации морского судна, судна внутреннего водного плавания, судна плавания «река-море», а также строящегося судна, возникающая на основании договора, зарегистрированного в соответствующем реестре;
25-1) Регистр судоходства - созданное по решению Правительства Республики Казахстан республиканское государственное казенное предприятие классификации и обеспечения технической безопасности судов;
26) лоцманская проводка судов - проведение судов, осуществляемое лоцманом;
27) фрахтователь - сторона договора фрахтования, которой предоставляется судно или несколько судов на определенный срок для перевозки пассажиров, багажа и грузов или иных целей торгового мореплавания;
28) фрахтовщик - сторона договора фрахтования, предоставляющая судно или несколько судов на определенный срок для перевозки пассажиров, багажа и грузов или иных целей торгового мореплавания;
29) собственник судна - лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна в соответствии с Правилами государственной регистрации судов и прав на них;
30) вместимость судна - способность судна принять к перевозке количество грузов в зависимости от объема его грузовых помещений, исчисляемого в кубических метрах либо кубических футах;
31) коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком отправителю и удостоверяющий прием груза к перевозке;
32) контрсталийное время - период времени, в течение которого судно находится под погрузкой сверх сталийного времени;
33) опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при перевозке, производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении может послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования или заболевания людей, животных, нанести вред окружающей среде;
34) лоцман - специалист, обладающий определенными знаниями и навыками в области безопасного проведения судов к месту швартовки, постановки на якорь и перестановки судов в порту;
35) лоцманская служба - деятельность лоцмана (лоцманов);
36) нефтеналивное судно - грузовое судно, построенное или приспособленное для перевозки и хранения нефти и нефтепродуктов;
37) фактический перевозчик - перевозчик, фактически осуществляющий перевозку пассажира, багажа и груза или их часть;
38) сквозной коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком отправителю и удостоверяющий прием груза к перевозке, которым предусматривается, что часть перевозки должна осуществляться другим перевозчиком;
39) акватория порта - внутренние воды Республики Казахстан, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов или определяемой в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
40) портовая буксировка - буксировка и выполнение маневров в акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода его из порта;
41) торговое мореплавание - деятельность по перевозке судами пассажиров, багажа и грузов, а также деятельность, связанная с использованием судов в иных коммерческих и некоммерческих целях (гидрографических, научных, гидротехнических, спасательных и других), за исключением военных и пограничных судов, используемых для выполнения возложенных на них функций;
42) сталийное время - период времени, в течение которого судно находится под погрузкой без дополнительной к фрахту оплаты;
43) суббербоут-чартер - договор фрахтования, по которому фрахтователь обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить третьим лицам во владение и пользование на определенный срок судно или несколько судов, не снаряженные и не укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания;
44) субтайм-чартер - договор фрахтования, по которому фрахтователь обязуется предоставить третьим лицам за вознаграждение на определенный срок судно или несколько судов, снаряженные и укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания;
45) буксирное судно - судно, предназначенное для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений;
46) исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)
47) тайм-чартер - договор фрахтования судна на время, по которому фрахтовщик обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания;
48) правила перевозок - нормативные правовые акты, регулирующие деятельность морского транспорта при осуществлении перевозки пассажиров, багажа, грузов, утверждаемые уполномоченным органом;
49) перевозчик - судовладелец, предоставляющий услуги по перевозке пассажиров, багажа, почтовых отправлений и грузов и указанный в перевозочных документах;
50) исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)
51) исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)
52) средства навигационной обстановки морских путей - маяки, буи и другое навигационное оборудование, обеспечивающее безопасность плавания;
53) морская накладная - перевозочный документ, оформляемый при перевозке грузов морским транспортом;
53-1) морской учебно-тренажерный центр - юридическое лицо, осуществляющее подготовку (переподготовку) и повышение квалификации специалистов морского транспорта в соответствии с международными требованиями;
54) морской порт - комплекс сооружений, расположенных на предоставленных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке земельных участках, предназначенных для обслуживания судов, пассажиров, багажа и осуществления операций с грузами, а также для иных целей деятельности морского транспорта;
55) морское требование - требование, заявляемое в связи с использованием судов в целях торгового мореплавания (возмещение вреда, уплата сборов и иное);
56) морской терминал - специализированный участок в морском порту, включающий совокупность технических средств, инженерных сооружений, подъемно-транспортного и иного оборудования, обеспечивающих условия для погрузки (разгрузки) грузов, их хранения, обработки транспортных средств, смежных с морским видом транспорта, а также посадки, высадки и иного обслуживания пассажиров;
57) оператор морского терминала - лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях терминалом в морском порту;
57-1) морская буксировка - буксировка судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние;
57-2) морской протест - заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований в целях обеспечения доказательств;
58) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере торгового мореплавания, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, - межотраслевую координацию;
58-1) Национальный морской перевозчик - юридическое лицо, оказывающее услуги по морской перевозке пассажиров, багажа, почтовых отправлений, грузов и определяемое Правительством Республики Казахстан;
59) чартер - вид договора морской перевозки пассажиров, багажа, грузов, при котором отправителю предоставляются все судно, его часть или определенные судовые помещения;
59-1) маломерное судно - судно длиной не более двадцати метров с допустимым количеством людей на борту не более двенадцати человек, кроме судов, построенных или оборудованных для рыболовства, перевозки грузов, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения;
60) иностранное классификационное общество - иностранная организация, осуществляющая техническое наблюдение, освидетельствование и классификацию судов, признанная уполномоченным органом, в порядке, определенном международными договорами Республики Казахстан.
Статья 2. Законодательство о торговом мореплавании
1. Законодательство Республики Казахстан о торговом мореплавании основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются нормы международного договора.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон распространяется:
1) на морские суда во время их плавания по морским путям, рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям Республики Казахстан;
В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III (см. стар. ред.)
2) на суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река - море» во время их следования по морским путям, рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям Республики Казахстан при осуществлении перевозки пассажиров, багажа и грузов с заходом в морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном;
Пункт дополнен подпунктом 3 в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V
3) на маломерные суда, осуществляющие плавание в Каспийском море.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.01.13 г. № 71-V (см. стар. ред.)
2. Настоящий Закон не распространяется на суда, плавающие под флагом Военно-Морских Сил Республики Казахстан и морских частей Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
Статья 4. Государственное управление в сфере торгового мореплавания
1. Исключен в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III (см. стар. ред.)
2. К компетенции Правительства Республики Казахстан в сфере торгового мореплавания относятся:
1) разработка основных направлений государственной политики в сфере торгового мореплавания, стратегических и тактических мер по ее осуществлению;
2) исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.)
Пункт 2 дополнен подпунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 35-V
2-1) утверждение Правил передачи морских портов, имеющих статус международного значения, в оплату акций национального управляющего холдинга, национального холдинга, национальной компании;
3) осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области торгового мореплавания;
4) принятие решений о запрете транзитного пассажирского сообщения по территории Республики Казахстан;
5) принятие решений о запретах на ввоз, вывоз, транзит багажа и груза на (с) территории Республики Казахстан;
6) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)
Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)
7) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)
8) исключен в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.)
9) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)
10) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)
Пункт дополнен подпунктом 10-1 в соответствии Законом РК от 06.01.11 г. № 379-IV
10-1) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)
11) исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)
12) исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.)
Пункт дополнен подпунктом 13 в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III; изложен в редакции Закона РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)
13) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)
Пункт дополнен подпунктом 14 в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)
14) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)
Пункт дополнен подпунктом 15 в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III
15) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)
Пункт дополнен подпунктом 15-1 в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V
15-1) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)
16) исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)
Пункт дополнен подпунктом 17 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)
17) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)
18) исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)
Пункт дополнен подпунктом 19 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III
19) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)
Пункт дополнен подпунктами 20-32 в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV
20) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)