|
|
|
Совместный приказ Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 15 августа 2023 года № 5 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 августа 2023 года № 152
Утратил силу в соответствии с совместным приказом Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 26 июня 2024 года № 2 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26 июня 2024 года № 43
В соответствии с пунктом 5 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ: 1. Утвердить: 1) критерии оценки степени риска в области государственной статистики согласно приложению 1 к настоящему приказу; 2) проверочный лист в области государственной статистики в отношении административных источников согласно приложению 2 к настоящему приказу. 2. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент административно-правового обеспечения Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. 4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
«СОГЛАСОВАН» Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
Приложение 1 Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 августа 2023 года № 152 и Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 15 августа 2023 года № 5
Критерии оценки степени риска в области государственной статистики
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области государственной статистики (далее - Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан «О государственной статистике» (далее - Закон), приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 «Об утверждении формы проверочных листов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 «Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 «Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577), для отнесения субъекта контроля в области государственной статистики к степеням риска. 2. В настоящих Критериях используются понятия в значениях, определенных в Законе, и следующие понятия: 1) значительные нарушения - нарушения, связанные с: неприменением национальные классификаторы технико-экономической информации, разработанные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля; несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных программного обеспечения для ведения электронного похозяйственного учета (далее - ПО ЭПХУ) с базой данных по идентификации сельскохозяйственных животных (далее - БД ИСЖ) (от 5% до 15%), ПО ЭПХУ со статистическим регистром жилищного фонда (далее - СРЖФ) (от 5% до 15%); 2) незначительные нарушения - нарушения, связанные с: несоблюдением требований Правил представления административных данных административными источниками на безвозмездной основе, утвержденных приказом исполняющего обязанности Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 14 июля 2010 года № 183 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6394) (далее - Правила), в части отсутствия титульного листа к форме, предназначенной для сбора административных данных, а также пояснения по ее заполнению, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля; наличием неактуальных (необновленных) административных данных, публикуемых на официальных интернет-ресурсах административных источников, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля; несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (менее 5%), ПО ЭПХУ с СРЖФ (менее 5%); 3) БД ИСЖ Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан - часть ветеринарного учета, предусматривающая единую, многоуровневую систему регистрации данных об индивидуальном номере животного, о его ветеринарных обработках, включая результаты диагностических исследований, а также данных о владельце животного, осуществляемая государственными ветеринарными организациями; 4) нарушение в области государственной статистики - действие или бездействие субъекта контроля, повлекшее за собой нарушение норм законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики; 5) грубые нарушения - нарушения, связанные с: несогласованием с ведомством уполномоченного органа в области государственной статистики (далее - ведомство уполномоченного органа) формы, предназначенной для сбора административных данных, а также методики расчета показателей, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля; представлением недостоверных административных данных административными источниками, выявляемые путем сверки и сопоставления данных ведомства уполномоченного органа с административными данными из информационных систем административных источников и (или) других официальных источников, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля; непредставлением административных данных на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные ведомством уполномоченного органа, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля; несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (свыше 15%), ПО ЭПХУ с СРЖФ (свыше 15%); несоблюдением установленных требований ведомством уполномоченного органа по ведению похозяйственного учета на основе предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля (имелось пять и более замечаний); 6) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий; 7) система оценки и управления рисками - процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением административных источников, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля; 8) объективные критерии оценки степени риска (далее - объективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в области государственной статистики и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля; 9) субъективные критерии оценки степени риска (далее - субъективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля; 10) проверочный лист - перечень требований, включающий в себя требования к деятельности субъекта контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства; 11) замечания при ведении похозяйственного учета - замечания по несоблюдению требований Статистической методологии по ведению похозяйственного учета и форм организации ведения регистрационных записей, утвержденной приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 10 июня 2010 года № 136 «Об утверждении Статистической методологии по ведению похозяйственного учета и форм организации ведения регистрационных записей» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6334) (далее - Методология), утвержденной в соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона; 12) программное обеспечение для ведения электронного похозяйственного учета - прикладное программное обеспечение, позволяющее акиму поселка, села, сельского округа осуществлять ввод, корректировку и хранение данных похозяйственного учета, а также формировать агрегированные данные на основе введенной информации. 3. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъекта контроля в области государственной статистики формируются посредством объективных и субъективных критериев.
4. Определение объективных критериев осуществляется посредством последующих этапов: 1) определение риска; 2) группировка и распределение субъектов контроля по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой). 5. Оценка степени риска субъектов контроля и отнесение их к высокой группе риска осуществляется по объективным критериям на основании наибольшей вероятности причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, государства в результате использования недостоверных административных данных, представленных административными источниками, при формировании официальной статистической информации. 6. К высокой степени риска относятся административные источники осуществляющие сбор учетных или иных данных в процессе реализации стратегических, регулятивных, реализационных или контрольных функций в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением статистической деятельности. 7. К не отнесенной к высокой степени риска относятся физическое или юридическое лицо и его структурные и обособленные подразделения, представляющие данные по объекту статистического наблюдения в соответствии со статистической методологией. 8. В отношении субъектов контроля отнесенных к высокой степени риска, применяется профилактический контроль без посещения субъекта контроля, профилактический контроль с посещением субъекта контроля и внеплановой проверки. 9. В отношении субъектов контроля не отнесенных к высокой степени риска, применяется профилактический контроль без посещения субъекта контроля и внеплановой проверки.
Глава 3. Субъективные критерии
10. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов: 1) формирование базы данных, с отражением выявленных нарушений по субъекту контроля; 2) анализ информации с целью определения субъекта контроля, подлежащих включению в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля и внеплановой проверки. 11. Для оценки степени риска используются следующие источники информации: 1) результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля; 2) результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля. Степень тяжести нарушения (грубое, значительное, незначительное) устанавливается при несоблюдении требований, отраженных в проверочном листе. 12. На основании имеющихся источников информации, определяются степени рисков по субъективным критериям в отношении административных источников, согласно приложениям 1, 2 к настоящим Критериям. 13. Субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубое, значительное и незначительное. 14. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с критериями оценки степени риска рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100 баллов. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа, мониторинга и сопоставления данных, полученных ведомством уполномоченного органа из официальных источников по субъективным критериям и не чаще одного раза в год.
Глава 4. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям
15. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска. При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля. В случае если грубых нарушений не выявлено, для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени. При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SР3 = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SР3 - показатель значительных нарушений; SР1 - требуемое количество значительных нарушений; SР2 - количество выявленных значительных нарушений. При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРH = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРH - показатель незначительных нарушений; SР1 - требуемое количество незначительных нарушений; SР2 - количество выявленных незначительных нарушений. Показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SР3 + SРH, где:
SР - показатель степени риска по нарушениям; SР3 - показатель значительных нарушений; SРH - показатель незначительных нарушений. По показателям степени риска субъекта контроля относится: 1) к высокой степени риска - при показателе степени риска от 71 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля; 2) не отнесенной к высокой степени риска - при показателе степени риска от 0 до 70 и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля. 16. Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводятся на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля, формируемых в соответствии с пунктом 4 статьи 144-2 Кодекса. 17. Территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа на основании полугодового списка проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля, утвержденного уполномоченным органом в области государственной статистики и размещенного на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, осуществляют регистрацию акта о назначении профилактического контроля с посещением субъекта контроля в территориальных подразделениях в области правовой статистики и специальных учетов по месту нахождения.
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска в области государственной статистики
Субъективные критерии в отношении административных источников
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска в области государственной статистики
Субъективные критерии в отношении акимов поселка, села, сельского округа
Приложение 2 Министр национальной экономики Республики Казахстан от 15 августа 2023 года № 152 и Председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 15 августа 2023 года № 5
Проверочный лист в области государственной статистики в отношении административных источников
Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль с посещением субъекта контроля ______________________________________________________________________ Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля ______________________________________________________________________ (№, дата) Наименование субъекта контроля ______________________________________________________________________ Бизнес-идентификационный номер субъекта контроля ______________________________________________________________________ Адрес места нахождения ______________________________________________________________________
Должностное (ые) лицо (а) ______________________________________________________________________ (должность) (подпись) ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при его наличии) Руководитель субъекта контроля ______________________________________________________________________ (должность) (подпись) ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |