|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Закон (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2023 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 19 апреля 2023 года
См.: распоряжение Премьер-Министра РК от 18 декабря 2015 года № 139-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного аудита и финансового контроля»
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле Статья 3. Государственный аудит Статья 4. Показатели государственного аудита Статья 6. Основные принципы государственного аудита и финансового контроля Статья 7. Классификатор нарушений Статья 8. Стандарты государственного аудита и финансового контроля Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Статья 9. Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроля Статья 10. Система органов государственного аудита и финансового контроля Статья 12. Компетенция Высшей аудиторской палаты Статья 13. Компетенция ревизионной комиссии Статья 14. Компетенция уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту Статья 15. Компетенция службы внутреннего аудита Статья 16. Совет по государственному аудиту и рискам Глава 3. ПРОЦЕДУРНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА Статья 17. Процедура проведения государственного аудита Статья 18. Формирование перечня объектов государственного аудита на соответствующий год Статья 19. Признание результатов государственного аудита Статья 20. Аудиторские доказательства Статья 21. Требования органов государственного аудита и финансового контроля Статья 22. Документы, принимаемые по результатам государственного аудита Статья 23. Особенности аудиторского отчета по финансовой отчетности Глава 4. ИНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Статья 27. Предварительная оценка Статья 30. Камеральный контроль Статья 31. Уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля Статья 33. Анализ результатов государственного аудита и финансового контроля Статья 34. Международное сотрудничество Статья 35. Единая база данных по государственному аудиту и финансовому контролю Глава 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Статья 36-1. Права и обязанности ассистента государственного аудитора Статья 37. Права и обязанности руководителя объекта государственного аудита Статья 39-1. Квалификационные требования к должностям государственных аудиторов Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ АУДИТОРСКОЙ ПАЛАТЫ Статья 40. Состав Высшей аудиторской палаты Статья 41. Поступление на государственную службу в Высшую аудиторскую палату Статья 42. Гарантии независимости Высшей аудиторской палаты и ее должностных лиц Статья 43. Взаимодействие Высшей аудиторской палаты с Президентом Республики Казахстан Статья 44. Взаимодействие Высшей аудиторской палаты с Парламентом Республики Казахстан Статья 45. Взаимодействие Высшей аудиторской палаты с Правительством Республики Казахстан Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕВИЗИОННЫХ КОМИССИЙ Статья 47. Состав и порядок формирования ревизионной комиссии Статья 48. Полномочия председателя ревизионной комиссии, членов ревизионной комиссии Статья 49. Организация деятельности ревизионных комиссий Статья 50. Гарантии независимости ревизионной комиссии и ее должностных лиц Глава 9. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ Статья 51. Взаимодействие ревизионной комиссии с маслихатами Статья 52. Взаимодействие ревизионной комиссии с Высшей аудиторской палатой Глава 10. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН ПО ВНУТРЕННЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ АУДИТУ Глава 11. СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА Статья 55. Организация деятельности служб внутреннего аудита Статья 56. Гарантии независимости службы внутреннего аудита Статья 57. Система внутреннего контроля Статья 58. Взаимодействие руководителя государственного органа со службой внутреннего аудита Статья 58-1. Апелляционная комиссия Статья 58-2. Порядок и сроки подачи возражения, жалобы Статья 58-3. Отказ в рассмотрении возражения, жалобы Статья 58-4 Порядок и сроки рассмотрения возражения, жалобы Статья 58-5. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения возражения, жалобы Статья 58-6. Апелляционное урегулирование споров Глава 12. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 61. Переходные положения Статья 62. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с государственным аудитом и финансовым контролем, определяет полномочия и организацию деятельности органов государственного аудита и финансового контроля.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.) 1) нарушения - деяния (действия или бездействие), противоречащие нормам законодательства Республики Казахстан, а также актам объектов государственного аудита, принятым для их реализации; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.) 2) классификатор нарушений - документ, содержащий перечень видов нарушений, выявляемых в ходе государственного аудита, с указанием нарушенных норм права и соответствующих им видов ответственности, установленных законами Республики Казахстан, а также способов устранения данных нарушений; 3) субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан; 4) недостатки - деяния (действия или бездействие), создающие условия для возможного допущения нарушений (риск возникновения нарушений); 5) финансовый контроль - деятельность, направленная на устранение выявленных в ходе государственного аудита нарушений; В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.) 6) государственный аудит - анализ, оценка и проверка эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства, объектов государственного аудита, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе другой, связанной с исполнением бюджета деятельности, основанные на системе управления рисками; 7) объекты государственного аудита и финансового контроля (далее - объекты государственного аудита) - государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств; Подпункт 8 изложен в редакции Закона РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 03.07.19 г. № 262-VI (введено в действие с 1 января 2020 г., см. стар. ред.; введено в действие с 1 января 2022 г., см. стар. ред.) 8) государственный аудитор - государственный служащий, служащий уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, осуществляющие государственный аудит и (или) финансовый контроль, имеющие сертификат государственного аудитора; Статья дополнена подпунктом 8-1 в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI; изложен в редакции Закона РК от 03.07.19 г. № 262-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.); Закона РК от 03.07.20 г. № 358-VI (введены в действие с 6 июля 2021 г.) (см. стар. ред.) 8-1) ассистент государственного аудитора - государственный служащий, служащий уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, обладающие профессиональными знаниями в области бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, и специалист в иной области (сфере деятельности) в пределах компетенции государственного органа, имеющие право участвовать в государственном аудите; В подпункт 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) 9) правила профессиональной этики государственных аудиторов (далее - правила профессиональной этики) - единый свод этических правил поведения государственных аудиторов, разрабатываемый и утверждаемый совместно Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту; 10) электронный государственный аудит - государственный аудит, осуществляемый дистанционно посредством применения информационных технологий. См.: Правила электронного внутреннего государственного аудита
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле 1. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Действие законодательства Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле распространяется на объекты государственного аудита, расположенные на территории Республики Казахстан, а также действующие за ее пределами. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) 3. Государственный аудит и финансовый контроль в специальных государственных органах Республики Казахстан осуществляется в порядках, определяемых первыми руководителями данных органов по согласованию с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту. 4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Государственный аудит 1. Целью государственного аудита является повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора. 2. В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на следующие виды: 1) внешний государственный аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами (финансовыми, природными, производственными, кадровыми, информационными) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.) 2) внутренний государственный аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка достижения объектом государственного аудита прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах Системы государственного планирования Республики Казахстан, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности объектов государственного аудита, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства и субъектов квазигосударственного сектора. 3. Государственный аудит подразделяется на следующие типы: 1) аудит финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности финансовой отчетности, бухгалтерского учета и финансового состояния объекта государственного аудита; См.: процедурный стандарт «Аудит финансовой отчетности» 2) аудит эффективности - оценка и анализ деятельности объекта государственного аудита на предмет эффективности, экономичности, продуктивности и результативности; См: процедурный стандарт «Аудит эффективности» 3) аудит соответствия - оценка, проверка соблюдения объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.
Статья 4. Показатели государственного аудита В зависимости от типа государственного аудита учитываются следующие показатели: 1) эффективность - соотношение полученных результатов к запланированным с учетом использованных для их достижения ресурсов; 2) экономичность - минимизация стоимости ресурсов, выделенных для достижения оцениваемых результатов деятельности с сохранением соответствующего качества этих результатов; 3) продуктивность - получение максимально полезного результата для экономики или отдельной сферы управления с использованием выделенных ресурсов с учетом количества, качества и сроков; 4) результативность - степень реализации намеченных по каждой деятельности задач и соотношение плановых (прямых, конечных) и фактических результатов соответствующей деятельности; 5) существенность - отклонение при совершении объектом государственного аудита финансовых и хозяйственных операций от требований норм законодательства Республики Казахстан, актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации, а также иные ошибки, оказывающие влияние на принимаемые решения, максимально допустимый размер которых определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле в зависимости от специфики деятельности объекта государственного аудита и категории показателей; 6) перспективность - соответствие произведенных расходов целям и задачам, поставленным на обозначенный ожидаемый период.
Статья 5. Финансовый контроль 1. Финансовый контроль осуществляется органами государственного аудита и финансового контроля в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, посредством обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, исполнения предписаний и привлечения к ответственности виновных лиц. 2. Мерами реагирования финансового контроля являются: 1) вынесение обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших; 2) возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 30.12.22 г. № 177-VII (введены в действие с 12 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 3) при выявлении признаков административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передача материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях; Пункт дополнен подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 30.12.22 г. № 177-VII (введены в действие с 12 января 2023 г.) 3-1) при неисполнении или ненадлежащем исполнении предписания объектом государственного аудита передача материалов с признаками уголовного правонарушения с соответствующими аудиторскими доказательствами органа государственного аудита и финансового контроля для принятия процессуального решения в органы уголовного преследования осуществляется через органы прокуратуры. При обжаловании результатов государственного аудита и финансового контроля объектом государственного аудита, субъектами предпринимательства и иными лицами, интересы которых затронуты аудиторскими мероприятиями, передача материалов с признаками уголовного правонарушения с соответствующими аудиторскими доказательствами для принятия процессуального решения в органы уголовного преследования осуществляется через органы прокуратуры после соблюдения апелляционного и (или) судебного порядка урегулирования споров; См.: Правила передачи материалов государственного аудита по выявленным правонарушениям при проведении внешнего государственного аудита и финансового контроля В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 03.07.20 г. № 358-VI (введены в действие с 6 июля 2021 г.) (см. стар. ред.) 4) предъявление иска в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, не возмещенных (не восстановленных) в добровольном порядке, и исполнения предписания. Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 30.12.22 г. № 177-VII (введены в действие с 12 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 3. Службами внутреннего аудита при выявлении признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита осуществляются меры реагирования по передаче материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в органы уголовного преследования или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях.
Статья 6. Основные принципы государственного аудита и финансового контроля Основные принципы государственного аудита и финансового контроля: 1) независимость - недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного аудита и финансового контроля при проведении государственного аудита и финансового контроля; 2) объективность - проведение государственного аудита и финансового контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан, стандартами государственного аудита и финансового контроля, применение органами государственного аудита и финансового контроля объективного подхода и исключение конфликта интересов при проведении государственного аудита и финансового контроля; 3) профессиональная компетентность - наличие у государственных аудиторов необходимого объема знаний и навыков, позволяющих обеспечивать проведение квалифицированного и качественного государственного аудита и финансового контроля, соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля, правил профессиональной этики, а также выполнение профессионального долга; 4) конфиденциальность - обязательство органов государственного аудита и финансового контроля по сохранности документов, получаемых или составляемых ими в ходе государственного аудита и финансового контроля, без права передачи их третьим лицам либо устного разглашения содержащихся в них сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; 5) достоверность - подтверждение результатов государственного аудита аудиторскими доказательствами; 6) прозрачность - ясность изложения результатов государственного аудита и финансового контроля; 7) гласность - публикация в средствах массовой информации результатов государственного аудита и финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны; 8) взаимное признание результатов государственного аудита - признание органами государственного аудита и финансового контроля результатов государственного аудита данных органов при условии соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля. См. раскрытие принципов в Общих стандартах государственного аудита и финансового контроля, Ответ Министра финансов РК от 28 января 2022 года на вопрос от 21 января 2022 года № 722720/1 (dialog.egov.kz) «Касательно проверяемого периода, который ранее был предметом аудиторской проверки»
Статья 7. Классификатор нарушений В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) 1. В целях обеспечения единого подхода при классификации выявленных нарушений, а также формировании отчетности о результатах их устранения органы государственного аудита и финансового контроля применяют классификатор нарушений. Классификатор нарушений разрабатывается и утверждается Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее - Высшая аудиторская палата) по согласованию с уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту. 2. Классификатор нарушений включает в себя следующие виды нарушений: 1) финансовые нарушения, повлекшие необоснованное использование бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства; 2) нарушения процедурного характера, не повлекшие необоснованного использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства. 3. Выявленные по результатам государственного аудита и финансового контроля суммы финансовых нарушений подлежат возмещению в бюджет, восстановлению путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету на основании предписания органов государственного аудита и финансового контроля и (или) решения суда.
Статья 8. Стандарты государственного аудита и финансового контроля 1. Требования к государственному аудиту и финансовому контролю определяются стандартами государственного аудита и финансового контроля. 2. Стандарты государственного аудита и финансового контроля разделяются на: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) 1) общие стандарты государственного аудита и финансового контроля, которые разрабатываются на основе международных стандартов и содержат основополагающие требования к деятельности органов государственного аудита и финансового контроля. Общие стандарты государственного аудита и финансового контроля разрабатываются Высшей аудиторской палатой и утверждаются Президентом Республики Казахстан; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.20 г. № 358-VI (введены в действие с 6 июля 2021 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) 2) процедурные стандарты государственного аудита и финансового контроля, содержащие процедурные требования к проведению (процедуре, механизму и методам) государственного аудита и финансового контроля и деятельности органов государственного аудита и финансового контроля, которые разделяются на: процедурные стандарты государственного аудита и финансового контроля, разрабатываемые и утверждаемые совместно Высшей аудиторской палатой и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту; процедурные стандарты внешнего государственного аудита и финансового контроля, разрабатываемые и утверждаемые Высшей аудиторской палатой. Порядок разработки и утверждения процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля определяется Высшей аудиторской палатой; процедурные стандарты внутреннего государственного аудита и финансового контроля, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту по согласованию с Высшей аудиторской палатой. Критерии эффективности обсуждаются с объектом аудита на этапе предварительного изучения деятельности объекта аудита в порядке, определенном правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля. 3. Стандарты государственного аудита и финансового контроля обязательны к применению органами государственного аудита и финансового контроля, физическими и юридическими лицами, привлеченными к проведению государственного аудита. 4. Стандарты внутреннего аудита в Национальном Банке Республики Казахстан разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о Национальном Банке Республики Казахстан.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) Статья 9. Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроля Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроля в Республике Казахстан осуществляется Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, Высшей аудиторской палатой и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.
Статья 10. Система органов государственного аудита и финансового контроля 1. Систему органов государственного аудита и финансового контроля составляют: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) 1) Высшая аудиторская палата, являющаяся высшим органом государственного аудита и финансового контроля; 2) ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы (далее - ревизионные комиссии); 3) уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту; 4) службы внутреннего аудита центральных государственных органов, за исключением службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы; 5) службы внутреннего аудита ведомств центральных государственных органов, создаваемые по усмотрению первого руководителя в рамках предусмотренной штатной численности; Пункт дополнен подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI 6) службы внутреннего аудита подведомственных территориальных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан, создаваемые по усмотрению первого руководителя в рамках штатной численности. Статья дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI; изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.20 г. № 358-VI (введены в действие с 6 июля 2021 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г., см. стар. ред.; с 1 января 2023 г., см. стар. ред.) 1-1. Службы внутреннего аудита не создаются в Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, Конституционном Суде Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, аппарате Совета Безопасности Республики Казахстан, Высшей аудиторской палате, Службе государственной охраны Республики Казахстан. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) 2. Уполномоченными органами внешнего государственного аудита и финансового контроля являются Высшая аудиторская палата и ревизионные комиссии. Уполномоченными органами внутреннего государственного аудита и финансового контроля являются уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту и службы внутреннего аудита. 3. Службы внутреннего аудита не являются юридическими лицами. 4. Внутренний аудит в Национальном Банке Республики Казахстан, включая организацию деятельности службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о Национальном Банке Республики Казахстан.
Статья 11. Исключена в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.)
В заголовок статьи 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) Статья 12. Компетенция Высшей аудиторской палаты В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) 1. Высшая аудиторская палата осуществляет аудит эффективности: 1) планирования и исполнения республиканского бюджета в соответствии с принципами бюджетной системы Республики Казахстан с подготовкой отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету Правительства Республики Казахстан; 2) деятельности объектов государственного аудита; 3) реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан в части исполнения республиканского бюджета и использования активов государства, а по поручениям Президента Республики Казахстан также по иным направлениям; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.12.21 г. № 95-VII (см. стар. ред.) 4) реализации планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний и планов мероприятий национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство; 5) влияния деятельности субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной и других сфер государственного управления; 6) формирования и управления государственным и гарантированным государством долгом, а также долгом по поручительствам государства; 7) использования связанных грантов, бюджетных инвестиций, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства, и активов государства; 8) обоснованности планирования, реализуемости и эффективности осуществления государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора закупок товаров, работ, услуг; 9) ценообразования, включая оценку разницы между размером выделенных (затраченных) национальных финансовых ресурсов на приобретение товаров, работ, услуг и рыночной стоимостью приобретенных товаров, работ, услуг; 10) управления активами субъектов квазигосударственного сектора; 11) налогового и таможенного администрирования; 13) в сфере охраны окружающей среды; 14) в сфере информационных технологий. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) 2. Высшая аудиторская палата осуществляет аудит соответствия: 1) деятельности объектов государственного аудита по использованию средств республиканского бюджета и национальных ресурсов; 2) достоверности и правильности ведения объектами государственного аудита бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; 3) выполнения государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора условий договоров; 4) полноты и своевременности поступлений в республиканский бюджет, взимания поступлений в бюджет, а также правильности возврата, зачета ошибочно (излишне) оплаченных сумм из республиканского бюджета; 5) исполнения государственного чрезвычайного бюджета; 6) использования средств республиканского бюджета, в том числе целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства, поручительств и активов государства, а также финансирования исполнения государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств; 7) формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан; 8) использования активов Национального Банка Республики Казахстан только с согласия или по поручению Президента Республики Казахстан; 9) использования субъектами квазигосударственного сектора выделенных им средств республиканского бюджета на соответствие финансово-экономическому обоснованию. Пункт 3 статьи 12 введен в действие с 1 января 2020 года В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) 3. Высшая аудиторская палата проводит аудит консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета, аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.11.22 г. № 157-VII (введены в действие с 18 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) 4. Высшая аудиторская палата: 1) обеспечивает в пределах своей компетенции принятие мер по противодействию коррупции; 2) заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внешнего государственного аудита; 3) принимает меры по устранению выявленных (выявляемых) в ходе государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий нарушений и недостатков; 4) запрашивает и анализирует аудиторские отчеты органов государственного аудита и финансового контроля с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны и дает рекомендации по повышению качества государственного аудита;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контролеСтатья 3. Государственный аудитСтатья 4. Показатели государственного аудитаСтатья 5. Финансовый контрольСтатья 6. Основные принципы государственного аудита и финансового контроляСтатья 7. Классификатор нарушенийСтатья 8. Стандарты государственного аудита и финансового контроля Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯСтатья 9. Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроляСтатья 10. Система органов государственного аудита и финансового контроляСтатья 11. ИсключенаСтатья 12. Компетенция Высшей аудиторской палатыСтатья 13. Компетенция ревизионной комиссииСтатья 14. Компетенция уполномоченного органа по внутреннему государственному аудитуСтатья 15. Компетенция службы внутреннего аудитаСтатья 16. Совет по государственному аудиту и рискам Глава 3. ПРОЦЕДУРНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТАСтатья 17. Процедура проведения государственного аудитаСтатья 18. Формирование перечня объектов государственного аудита на соответствующий годСтатья 19. Признание результатов государственного аудитаСтатья 20. Аудиторские доказательстваСтатья 21. Требования органов государственного аудита и финансового контроляСтатья 22. Документы, принимаемые по результатам государственного аудитаСтатья 23. Особенности аудиторского отчета по финансовой отчетностиСтатья 24. Контроль качестваСтатья 25. Мониторинг документов, принимаемых по результатам государственного аудита и финансового контроля Глава 4. ИНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯСтатья 26. Экспертно-аналитическая деятельность уполномоченных органов внешнего государственного аудита и финансового контроляСтатья 27. Предварительная оценкаСтатья 28. Текущая оценкаСтатья 29. Последующая оценкаСтатья 30. Камеральный контрольСтатья 31. Уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроляСтатья 32. Приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного аудита, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) объектов государственного аудитаСтатья 33. Анализ результатов государственного аудита и финансового контроляСтатья 34. Международное сотрудничествоСтатья 35. Единая база данных по государственному аудиту и финансовому контролю Глава 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯСтатья 36. Права и обязанности должностных лиц органов государственного аудита и финансового контроляСтатья 36-1. Права и обязанности ассистента государственного аудитораСтатья 37. Права и обязанности руководителя объекта государственного аудитаСтатья 38. Конфликт интересовСтатья 39. Сертификация лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, переподготовка и повышение квалификации работников органов государственного аудита и финансового контроляСтатья 39-1. Квалификационные требования к должностям государственных аудиторов Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ АУДИТОРСКОЙ ПАЛАТЫСтатья 40. Состав Высшей аудиторской палатыСтатья 41. Поступление на государственную службу в Высшую аудиторскую палатуСтатья 42. Гарантии независимости Высшей аудиторской палаты и ее должностных лиц Глава 7. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШЕЙ АУДИТОРСКОЙ ПАЛАТЫ С ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИСтатья 43. Взаимодействие Высшей аудиторской палаты с Президентом Республики КазахстанСтатья 44. Взаимодействие Высшей аудиторской палаты с Парламентом Республики КазахстанСтатья 45. Взаимодействие Высшей аудиторской палаты с Правительством Республики КазахстанСтатья 46. Взаимодействие Высшей аудиторской палаты с органами государственного аудита и финансового контроля Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕВИЗИОННЫХ КОМИССИЙСтатья 47. Состав и порядок формирования ревизионной комиссииСтатья 48. Полномочия председателя ревизионной комиссии, членов ревизионной комиссииСтатья 49. Организация деятельности ревизионных комиссийСтатья 50. Гарантии независимости ревизионной комиссии и ее должностных лиц Глава 9. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИСтатья 51. Взаимодействие ревизионной комиссии с маслихатамиСтатья 52. Взаимодействие ревизионной комиссии с Высшей аудиторской палатой Глава 10. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН ПО ВНУТРЕННЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ АУДИТУСтатья 53. Взаимодействие уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту с органами прокуратуры и уголовного преследованияСтатья 54. Гарантии независимости уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и его должностных лиц Глава 11. СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТАСтатья 55. Организация деятельности служб внутреннего аудитаСтатья 56. Гарантии независимости службы внутреннего аудитаСтатья 57. Система внутреннего контроляСтатья 58. Взаимодействие руководителя государственного органа со службой внутреннего аудита Глава 11-1. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ К АУДИТОРСКОМУ ОТЧЕТУ ИЛИ АУДИТОРСКОМУ ОТЧЕТУ ПО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, УВЕДОМЛЕНИЮ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОРГАНОМ ПО ВНУТРЕННЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ АУДИТУ, И ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА ПО ВНУТРЕННЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ АУДИТУ И (ИЛИ) ЕГО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦСтатья 58-1. Апелляционная комиссияСтатья 58-2. Порядок и сроки подачи возражения, жалобыСтатья 58-3. Отказ в рассмотрении возраженияСтатья 58-4 Порядок и сроки рассмотрения возраженияСтатья 58-5. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения возраженияСтатья 58-6. Апелляционное урегулирование споров Глава 12. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 59. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контролеСтатья 60. Порядок обжалования правовых актов, действий (бездействия) органов государственного аудита и финансового контроля и (или) их должностных лицСтатья 60-1. ИсключенаСтатья 60-2. ИсключенаСтатья 60-3. ИсключенаСтатья 60-4. ИсключенаСтатья 60-5. ИсключенаСтатья 60-6. ИсключенаСтатья 61. Переходные положенияСтатья 62. Порядок введения в действие настоящего Закона |