|
|
|
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 19
В соответствии со статьей 7 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 5 Порядка осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99, Высший Евразийский экономический совет решил: 1. Утвердить прилагаемые Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2019 год. 2. Определить, что подготовка проектов Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза на соответствующий год осуществляется исходя из результатов анализа предложений государств - членов Евразийского экономического союза по определению приоритетных сфер международного сотрудничества Евразийского экономического союза с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и по его целевым ориентирам, а также с учетом докладов о реализации Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза в предыдущие годы.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 19
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
I. Основные положения о международной деятельности Евразийского экономического союза
Настоящие Основные направления разработаны в соответствии с пунктом 5 Порядка осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99, с учетом целей Евразийского экономического союза (далее - Союз), указанных в статье 4 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, и призваны способствовать экономическому росту в государствах - членах Союза (далее - государства-члены), наращиванию и реализации их экспортного потенциала, позиционированию Союза как надежного, предсказуемого партнера на международной арене и укреплению его международной правосубъектности. В настоящих Основных направлениях учтены предложения государств-членов, а также выводы доклада о реализации Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год. Международная деятельность Союза осуществляется в пределах полномочий и в сферах, определенных указанным Договором и международными договорами в рамках Союза.
II. Направления международной деятельности на 2019 год
При осуществлении Союзом международной деятельности в 2019 году приоритетными являются следующие направления: взаимодействие с правительствами третьих стран, региональными объединениями, международными организациями и бизнес-сообществами третьих стран в целях развития существующих механизмов сотрудничества, в том числе в рамках заключенных актов международного характера, переговорных процессов в целях заключения преференциальных и непреференциальных торговых соглашений в пределах компетенции Союза, а также в иных форматах международной деятельности Союза; взаимодействие с правительствами третьих стран, региональными объединениями, международными организациями и бизнес-сообществами третьих стран, которые проявляют заинтересованность в сотрудничестве с Союзом, в целях выявления возможных форм взаимодействия, в частности подготовки и подписания меморандумов и других актов международного характера, проведения переговоров представителей Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) и государств-членов (в случае, если переговоры проводятся переговорной делегацией совместно) о заключении преференциальных и непреференциальных торговых соглашений в пределах компетенции Союза; взаимодействие с правительствами третьих стран, региональными объединениями, международными организациями, бизнес-сообществами и экспертными кругами третьих стран в целях продвижения актуальной информации о евразийской экономической интеграции и формирования позитивного представления о Союзе как эффективной и конкурентоспособной международной организации региональной экономической интеграции, в частности путем проведения презентаций Союза и совместных профильных мероприятий на различных международных площадках. Основные усилия в области международной деятельности Союза и его государств-членов в 2019 году будут сосредоточены на развитии взаимодействия: с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), не являющимися членами Союза, Содружеством Независимых Государств и Союзным государством. Будет продолжена целенаправленная работа по популяризации в указанных государствах идеи евразийской экономической интеграции путем проведения конференций, форумов, презентаций, круглых столов и других мероприятий, посвященных тематике евразийской экономической интеграции в контексте дополнительных возможностей, которые открывает единый рынок Союза экономикам этих государств, в том числе с участием представителей бизнес-сообществ, экспертных кругов и СМИ. Взаимодействие с Республикой Молдова будет продолжено в рамках реализации Меморандума о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Республикой Молдова от 3 апреля 2017 года, а также с учетом статуса Республики Молдова в качестве государства - наблюдателя при Союзе. Комиссия продолжит работу по повышению эффективности взаимодействия с постоянно действующими исполнительными органами региональных объединений: с Исполнительным комитетом СНГ в рамках реализации Меморандума о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств от 17 декабря 2012 года, а также дополняющего его меморандума об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств, в том числе с Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации; с Постоянным Комитетом Союзного государства по вопросам, входящим в компетенцию указанной организации; с европейскими государствами, Европейским союзом, другими региональными объединениями в Европе и иными функционирующими в европейском регионе организациями. Выстраивание международной деятельности на европейском направлении будет осуществляться с учетом интереса к сотрудничеству с Союзом со стороны правительств, бизнес-сообществ, экспертных кругов, а также их инициатив по организации мероприятий, посвященных взаимодействию Союза и Европейского союза, и будет направлено на содействие развитию взаимной торговли и либерализацию внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов государств-членов, создание диалоговых механизмов для урегулирования возникающих вопросов в ходе такой деятельности, а также на установление контактов с представителями официальных кругов и институализацию сотрудничества с правительствами государств европейского региона. С Греческой Республикой взаимодействие будет осуществляться в рамках Совместной декларации о сотрудничестве Евразийской экономической комиссии и Правительства Греческой Республики от 24 июня 2017 года, с Республикой Сербией - в рамках переговорного процесса по подготовке соглашения о свободной торговле, направленного на унификацию торгового режима между государствами-членами и Республикой Сербией, с Венгрией - в рамках Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Министерством сельского хозяйства Венгрии о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса от 26 сентября 2016 года, с другими государствами региона, включая Австрийскую Республику, Федеративную Республику Германия, Итальянскую Республику, Словацкую Республику, Французскую Республику, Чешскую Республику и др., в рамках традиционных мероприятий, посвященных евразийской экономической интеграции, с целью выявления возможных форматов взаимодействия и последующей институализации сотрудничества. В рамках продвижения инициативы «интеграции интеграций» будет продолжена целенаправленная работа по установлению прямых контактов Комиссии с Европейской комиссией, реализации предложений, изложенных в памятной записке «Евразийский экономический союз - Европейский союз: контуры сотрудничества» от 17 сентября 2015 года, а также инициативы Президента Республики Казахстан Назарбаева H.A. о проведении конференции высокого уровня по вопросам сотрудничества Союза и Европейского союза при поддержке правительств государств-членов. Одним из перспективных направлений деятельности по вопросам сотрудничества Союза и Европейского союза будет развитие и углубление системного взаимодействия на экспертном уровне по вопросам правового регулирования (вопросы стандартизации, технического регулирования, защиты прав потребителей, таможенного администрирования, конкуренции и антимонопольного регулирования, реализации совместных транспортных и инфраструктурных проектов, урегулирования экономических торговых споров (медиации) и функционирования внутреннего рынка, фитосанитарного контроля и обращения лекарственных средств). Комиссия продолжит сотрудничество с международными организациями региона, оказывающими содействие развитию процессов региональной экономической интеграции, - Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (в части экономической корзины и вопросов экономической взаимосвязанности в регионе), Европейской ассоциацией свободной торговли и др.; с государствами, региональными объединениями и бизнес-сообществами Северной Америки, в первую очередь с Соединенными Штатами Америки, Канадой, Мексиканскими Соединенными Штатами; с государствами, региональными объединениями и международными организациями Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Усилия Комиссии будут направлены на взаимодействие со следующими ключевыми партнерами: с Китайской Народной Республикой в рамках реализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 года, проведения переговоров о заключении соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Союза и Китайской Народной Республики, а также по вопросам реализации идеи сопряжения развития Союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь»; с Социалистической Республикой Вьетнам, в том числе в рамках реализации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 года; с Республикой Индия, Республикой Сингапур в рамках переговоров о заключении соглашений о свободной торговле в пределах компетенции Союза; с правительствами Монголии, Республики Сингапур, Королевства Камбоджа в рамках реализации заключенных меморандумов о сотрудничестве; с правительством Народной Республики Бангладеш в рамках переговорного процесса в целях заключения меморандума о сотрудничестве; с Министерством торговли, промышленности и энергетики Республики Корея, а также со Службой по государственным закупкам Республики Корея в рамках реализации заключенных меморандумов о взаимопонимании; с другими государствами региона, включая Республику Индонезию, Малайзию, Королевство Таиланд, Японию и др., в целях установления или институализации сотрудничества; с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), форумом «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), в том числе для организации презентаций современного состояния и перспектив развития Союза, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в целях формализации отношений и подписания меморандумов о сотрудничестве; с государствами и региональными объединениями Латинской Америки, в том числе: с правительствами Республики Куба, Республики Перу и Республики Чили в рамках реализации заключенных меморандумов о взаимопонимании; с Министерством внешней торговли Республики Эквадор в рамках заключенного Меморандума о торгово-экономическом сотрудничестве от 24 ноября 2017 года; с другими государствами региона, включая Аргентинскую Республику, Федеративную Республику Бразилия, Республику Колумбия и др., по рассмотрению перспектив формализации сотрудничества путем подписания меморандумов о сотрудничестве; с Генеральным секретариатом Андского сообщества и Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС) в рамках реализации соответствующих меморандумов, а также с Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР), Карибским сообществом (КАРИКОМ), Ассоциацией карибских государств, в том числе по подготовке и подписанию меморандумов о сотрудничестве. Продолжится работа по налаживанию взаимодействия с Тихоокеанским Альянсом, Центральноамериканской интеграционной системой (ЦАИС), Сообществом стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК); с государствами и региональными объединениями Ближнего Востока и Африки, в том числе: с Арабской Республикой Египет и Государством Израиль в рамках переговорных процессов в целях заключения соглашений о свободной торговле в части компетенции Союза; с Исламской Республикой Иран в рамках реализации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года; с правительствами Иорданского Хашимитского Королевства и Королевства Марокко в рамках заключенных меморандумов о сотрудничестве. С учетом осуществляемого взаимодействия и планов по развитию сотрудничества с Федеративной Республикой Бразилия, Республикой Индия, Китайской Народной Республикой и Южно-Африканской Республикой Комиссия будет по приглашению указанных государств использовать формат и площадку БРИКС для обсуждения вопросов экономического сотрудничества с официальными представителями этих государств. Деятельность рабочих групп, формируемых и функционирующих в соответствии с меморандумами о сотрудничестве, будет осуществляться при активном участии представителей органов исполнительной власти государств-членов, Делового совета Евразийского экономического союза, а также бизнес-сообществ государств-членов. Государства-члены будут оказывать поддержку проводимым в рамках заключенных меморандумов форумам, конференциям, круглым столам и т.п. посредством информационного сопровождения и содействия в формировании делегаций представителей бизнес-сообществ и органов исполнительной власти государств-членов. Будет продолжено взаимодействие с представителями правительств третьих стран по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, включая встречи и консультации, в том числе на территориях третьих стран, а также с третьими странами, региональными интеграционными объединениями и международными организациями по тематике применения мер защиты внутреннего рынка. Будет развиваться многостороннее сотрудничество с международными организациями: с организациями системы Организации Объединенных Наций; со специализированными международными организациями (в том числе с региональными), союзами и т.п., их отраслевыми органами и учреждениями в пределах компетенции Союза, в том числе: с Всемирной таможенной организацией (ВТамО) посредством участия в пределах компетенции Союза в деятельности ее рабочих и управляющих органов, в том числе в Совете Всемирной таможенной организации, Постоянном техническом комитете, Управляющем комитете пересмотренной Киотской конвенции, Рабочей группе по внесению комплексных изменений в пересмотренную Киотскую конвенцию, Рабочей группе по Соглашению Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли, Рабочей группе по электронной торговле, Рабочей группе по Рамочным стандартам безопасности и облегчения международной торговли и др., а также в мероприятиях, проводимых Всемирной таможенной организацией. Комиссия продолжит курс на укрепление сотрудничества с Всемирной таможенной организацией в рамках реализации Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной таможенной организацией от 17 июня 2016 года и при поддержке государств-членов будет вести диалог о полноформатном участии Союза в ее работе; с Всемирной торговой организацией (ВТО), включая работу как в регулярных комитетах и рабочих органах ВТО, так и в создаваемых в рамках многосторонних торговых переговоров специализированных рабочих группах и специальных сессиях регулярных комитетов ВТО, а также участие в процедурах разрешения споров ВТО по мерам, относящимся к компетенции Союза, в первую очередь по мерам защиты внутреннего рынка Союза в соответствии с разделением национальной и наднациональной компетенции в рамках Союза; с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в том числе в рамках работы департаментов и рабочих органов ОЭСР. Продолжится взаимодействие с международным деловым и экспертным сообществом, в том числе с торгово-промышленными палатами, советами делового сотрудничества, региональными банками развития и ключевыми международными дискуссионными площадками, включая Всемирный экономический форум, Международный институт прикладного системного анализа и др. В рамках компетенции, установленной Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Комиссия продолжит деятельность, связанную с ее участием в отраслевых выставках, форумах, конференциях, в том числе в области транспорта, авиации, металлообработки, станкостроения, сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения, технического регулирования, таможенного администрирования, металлургии, информационной безопасности, защиты прав интеллектуальной собственности, государственных закупок, конкуренции и антимонопольного регулирования, функционирования внутреннего рынка, в целях изучения передового мирового опыта развития отдельных секторов экономики. Актуальные вопросы развития евразийской экономической интеграции в глобальном контексте, а также вопросы международной деятельности Союза в 2019 году будут находиться в фокусе внимания Петербургского международного экономического форума, Петербургского международного юридического форума, Астанинского экономического форума, Восточного экономического форума, выставочного форума «Евразийская неделя», а также других аналогичных мероприятий международного уровня, проводимых на территориях государств-членов. Успешному развитию международных связей Союза будет во многом способствовать реализация мер по диверсификации экономик государств-членов, росту объемов и улучшению структуры торговли товарами и услугами, по обеспечению свободы осуществления предпринимательской деятельности, а также недопущению ухудшения условий взаимного доступа на рынки государств-членов, устранению барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза. Реализация настоящих Основных направлений обеспечит осуществление международной деятельности Союза на системной основе и будет способствовать созданию предпосылок для формирования экономического партнерства с широким интеграционным контуром на пространстве Евразии.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |