|
|
|
Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 18 июня 2018 года № 80 (с дополнениями от 28.01.2020 г.)
Отменен в соответствии с приказом Генерального Прокурора РК от 1 февраля 2023 года № 49
В целях надлежащей организации досудебного расследования в органах прокуратуры, руководствуясь подпунктом 4) статьи 37 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре», ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации досудебного расследования в органах прокуратуры. 2. Отменить приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 07 ноября 2017 года № 128 «Об утверждении Инструкции об организации досудебного расследования в органах прокуратуры». 3. Настоящий приказ направить руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, ведомств, учреждений и организаций образования прокуратуры, прокурорам областей, районов и приравненным к ним прокурорам. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан. 5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 18 июня 2018 года № 80
ИНСТРУКЦИЯ
1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция детализирует организацию досудебного расследования в органах прокуратуры. 2. Досудебное расследование осуществляется в соответствии и порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом (далее - УПК), а также настоящей Инструкцией. 3. В органах прокуратуры досудебное расследование осуществляется специальными прокурорами Службы специальных прокуроров Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Служба), группы специальных прокуроров Департамента внутренних расследований (далее - ДВР) и управлений специальных прокуроров прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур (далее - Управление). Прокуроры других подразделений органов прокуратуры, указанные в части 1 статьи 58 УПК, осуществляют досудебное расследование, в случаях и порядке, предусмотренных УПК и настоящей Инструкцией. 4. Специальный прокурор - прокурор, уполномоченный осуществлять досудебное расследование, в том числе путем руководства следственной и следственно-оперативной группой, в порядке и случаях, предусмотренных УПК и настоящей Инструкцией. 5. Специальными прокурорами являются: 1) начальники Службы и ДВР, их заместители, начальник контрольно-методического управления (далее - КМУ); 2) старшие помощники, помощники Генерального Прокурора Республики Казахстан (далее - Генеральный Прокурор) Службы, ДВР; 3) начальники управлений и их заместители, старшие помощники, помощники прокурора области и приравненного к нему прокурора, старшие прокуроры, прокуроры (криминалисты) Управления. 6. Прокурор, принявший дело к своему производству, при осуществлении досудебного расследования обладает всеми полномочиями следователя, предусмотренными статьями 60 и 195 УПК. 7. Начальники Службы и ДВР, их заместители, начальники управлений, их заместители обладают всеми полномочиями начальника следственного отдела, предусмотренными статьей 59 УПК. 8. На период расследования уголовного дела на прокурора, осуществляющего досудебное расследование, не допускается возложение других обязанностей.
2. Организация досудебного расследования
В пункт 9 внесены изменения в соответствии с приказом Генерального Прокурора РК от 28.01.20 г. № 20 (см. стар. ред.) 9. Приоритетными категориями для специальных прокуроров Службы, прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур являются дела об уголовных правонарушениях: 1) затрагивающих интересы неограниченного круга лиц, повлекших большой общественный резонанс либо тяжкие последствия; 2) связанных с причинением существенного вреда интересам государства; 3) по пыткам, повлекшим причинение тяжкого вреда здоровью или по неосторожности смерть потерпевшего; 4) предусмотренных Главой 17 Уголовного кодекса (далее - УК), представляющих сложность и повлекших существенное нарушение конституционных прав граждан в уголовном процессе; 5) выявленных органами прокуратуры в ходе проверок при освоении средств из бюджета и Национального фонда, выделенных на реализацию государственных программ, а также в сфере противодействия коррупции, теневой экономике. В исключительных случаях, связанных с необходимостью обеспечения объективности и достаточности расследования по делам об иных уголовных правонарушениях, дальнейшее расследование может быть поручено специальному прокурору в порядке, предусмотренном УПК и настоящей Инструкцией. 10. Специальные прокуроры ДВР обеспечивают досудебное расследование в отношении сотрудников органов, ведомств и учреждений прокуратуры. По поручению Генерального Прокурора расследование указанной категории дел может быть возложено на специальных прокуроров Службы, прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур. 11. Прокуроры других подразделений органов прокуратуры производят досудебное расследование в следующих случаях: 1) при включении в состав следственной, следственно-оперативной группы в соответствии со статьей 194 УПК; 2) при необходимости проведения неотложных следственных действий в случаях, предусмотренных частью первой статьи 184 УПК; 3) в исключительных случаях, связанных с необходимостью обеспечения объективности и достаточности расследования, по письменному ходатайству органа уголовного преследования либо участника уголовного процесса (в соответствии с п. 12) ч.1 ст. 193 УПК). 12. Прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами, принятие к производству дел в порядке первого абзаца пункта 12-1) части 1 статьи 193 УПК согласуется со Службой. Согласование производится путем направления копий материалов дела, подробной информации. На основе их изучения и анализа в течение 3 дней за подписью начальника Службы либо лица его замещающего мотивированным письмом принятие дела согласуется либо отказывается в согласовании. 13. Дела об иных уголовных правонарушениях, не указанных в пункте 12) и в первом абзаце пункта 12-1) части 1 статьи 193 УПК, в исключительных случаях принимаются в производство в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 12-1) части 1 статьи 193 УПК, по поручению Генерального Прокурора. При наличии оснований прокурором области и приравненным к ним прокурором направляется мотивированное ходатайство в Службу с приложением копии материалов дела. Служба, проверив представленные материалы на соответствие критериям приоритетности настоящей Инструкции, в течение 3 дней на имя Генерального Прокурора вносит служебную записку о целесообразности принятия дела в производство либо отказывает в принятии дела к производству. О поручении Генерального Прокурора принятия дела к производству прокурора территориальные подразделения письменно уведомляются начальником Службы (приобщается к делу в качестве документа, подтверждающего поручение Генерального Прокурора). Об отказе в принятии к производству Служба в указанные сроки письменно уведомляет территориальные подразделения. Инструкция дополнен пунктом 13-1 в соответствии с приказом Генерального Прокурора РК от 28.01.20 г. № 20 13-1. Надзирающий прокурор в ходе проверки, установив признаки уголовного правонарушения, перечисленные в подпунктах 1), 5) пункта 9, согласовывает с подразделением специальных прокуроров возможность принятия материалов в производство специальных прокуроров. Специальный прокурор в срок до 3 суток изучает материалы и с составлением мотивированной справки докладывает прокурору области или приравненному к нему, начальнику Службы свою позицию, а также сообщает об этом в указанный срок надзирающему прокурору. Принятие данных уголовных дел к производству специального прокурора осуществляется в соответствии с пунктом 13 настоящей Инструкции. 14. Если по результатам расследования выявлены признаки другого уголовного правонарушения, специальный прокурор регистрирует его в Едином реестре досудебных расследований (далее - ЕРДР) инициирует принятие к своему производству в порядке пунктов 9, 12, 13 настоящей Инструкции (независимо от того подлежит оно соединению или самостоятельному расследованию) либо направляет по подследственности. 15. Образование следственной и следственно-оперативной группы (далее - СГ, СОГ) осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 194 УПК. Начальником Службы, его заместителями могут образовываться следственные группы из числа прокуроров прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур в соответствии с частями 1 и частями 2 статьи 194 УПК. СГ (СОГ) под руководством специального прокурора в соответствии с частью 3 статьи 194 УПК образовывается Генеральным Прокурором, его заместителем, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами. Включение кандидатур следователей и оперативных сотрудников других органов уголовного преследования в СГ (СОГ) производится по согласованию с их руководителями. 16. После принятия дела специальный прокурор в течение 3-х суток составляет план расследования, который утверждается: в Генеральной прокуратуре - начальником Службы и его заместителем, в нижестоящих прокуратурах - прокурором области и приравненным к нему прокурором, либо его заместителем. План расследования должен содержать перечень конкретных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, сроки их производства и исполнителей. После утверждения копия плана незамедлительно направляется в Службу. 17. О нарушении членом следственной, следственно-оперативной группы служебной или исполнительской дисциплины руководитель группы незамедлительно в письменной форме докладывает: в Генеральной прокуратуре - начальнику Службы, в нижестоящих прокуратурах - прокурору области и приравненному к нему прокурору. За систематические или грубые нарушения сотрудник исключается из состава СГ (СОГ) с направлением непосредственному руководителю предложения о привлечении его к дисциплинарной ответственности. 18. При прерывании сроков расследования члены СГ (СОГ) могут быть возвращены к месту несения основной службы до возобновления производства по делу. После принятия окончательного решения по делу руководитель группы письменно уведомляет орган уголовного преследования по месту работы членов СГ (СОГ), с отражением времени завершения участия в деле. В отношении членов СГ (СОГ), положительно проявивших себя, руководитель группы ходатайствует об их поощрении. 19. По каждому расследуемому делу специальный прокурор принимает все меры к установлению обстоятельств, способствовавших совершению уголовного правонарушения, и вносит представление в порядке статьи 200 УПК. Представления должны содержать конкретные указания на устранение причин и условий, способствовавших правонарушению, предложения по улучшению организации работы органа или организации, где оно было совершено, а при необходимости внесению изменений в законодательство. Представления, вносимые в центральные аппараты государственных органов, направляются через Генеральную прокуратуру, за исключением Главных военной и транспортной прокуратур. 20. Вопрос об отводе должностных лиц, осуществляющих расследование, от участия в уголовном деле при наличии оснований, предусмотренных статьей 89 УПК, разрешается: 1) в Генеральной прокуратуре - начальником Службы, его заместителями, начальником ДВР; 2) в прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах - начальником Управления, его заместителем. 21. Вещественные доказательства по уголовному делу хранятся в помещениях, специально оборудованных для их хранения в Генеральной прокуратуре, в прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах, а также соответствующих органах уголовного преследования. Порядок изъятия, учета, хранения, передачи и уничтожения вещественных доказательств, документов по уголовным делам осуществляется в соответствии с УПК, постановлениями Правительства Республики Казахстан и приказами Генерального Прокурора. 22. Надзор за законностью досудебного расследования дел специальными прокурорами осуществляется в соответствии с УПК и приказами Генерального Прокурора.
23. Ведомственный контроль за организацией досудебного расследования в органах прокуратуры осуществляют: в Генеральной прокуратуре - курирующий заместитель Генерального Прокурора, начальник Службы, его заместители, начальник КМУ, начальник ДВР по делам, расследуемым специальными прокурорами ДВР; в прокуратуре области и приравненной к ней прокуратуре - прокурор области, приравненный к нему прокурор, его заместитель и начальник Управления. 24. Ведомственный контроль за досудебным расследованием осуществляется путем: утверждения планов расследования; дачи указаний и контроля по их исполнению; заслушивания специальных прокуроров Службы, ДВР, управлений прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур, а также членов следственно-оперативных групп о результатах расследования; ежемесячного предоставления в Службу информации о результатах расследования, за исключением уголовных дел, находящихся в производстве ДВР; проверки своевременности проведения следственных действий и принятия процессуальных решений, а также выставления электронных информационно-учетных документов; иных мер, предусмотренных УПК и настоящей Инструкцией. 25. Прокурором области и приравненным к нему прокурором в 3-х дневный срок информируется Служба с предоставлением копий процессуальных документов о фактах: нарушения конституционных прав; возвращения дел в порядке пункта 3 части 1 статьи 302 УПК и статьи 323 УПК; возвращения дел в порядке ч.4 ст. 626 УПК; вынесения частных постановлений в порядке части 2 статьи 405 УПК; удовлетворения жалоб в порядке статей 105, 106 УПК; отмены постановлений о прерывании и прекращении по расследуемым прокурорами делам. 26. Начальник Службы, его заместители, начальник КМУ, ДВР, прокурор области и приравненный к нему прокурор, его заместитель, начальники управлений и специальные прокуроры несут персональную ответственность за правильную организацию и производство досудебного расследования, а также исполнение требований настоящей Инструкции. 27. Деятельность специальных прокуроров оценивается в соответствии с критериями, утвержденными Генеральным Прокурором.
4. Организация аналитической работы
28. Контрольно-методическая и организационно-аналитическая работа в Службе осуществляется на основе: разработки методик расследования дел; анализа судебно-следственной практики; изучения дел и подготовки по ним указаний, оказания практической помощи регионам; согласования специальными прокурорами в регионах принятия дел к производству, в случаях предусмотренных настоящей Инструкцией; согласования назначения и освобождения специальных прокуроров в территориальных управлениях прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур. 29. Вопросы организации досудебного расследования анализируются ежеквартально с отражением следующих данных: состояние расследования уголовных дел (количество уголовных дел, виды и категории уголовных правонарушений, результаты расследования), в том числе о пытках; обоснованность принятия уголовных дел, производство досудебного расследования по которым начато иными органами уголовного преследования; обоснованность прекращения, прерывания сроков досудебного расследования; соблюдение сроков досудебного расследования и содержания под стражей, домашним арестом; возмещаемость причиненного уголовными правонарушениями ущерба; обоснованность направления (либо возвращения) уголовных дел по подследственности в органы уголовного преследования; практика применения меры пресечения в отношении подозреваемых; практика обжалования в порядке статьей 105 и 106 УПК решений специальных прокуроров, а также вынесения судами частных постановлений в порядке статьи 405 УПК; возвращения дел прокурором на дополнительное расследование и судом в порядке статей 323 УПК; вынесения судами оправдательных приговоров и постановлений о прекращении дел по реабилитирующим основаниям. Результаты анализа направляются за подписью прокурора области и приравненного к нему прокурора на имя начальника Службы ежеквартально к 3 числу следующего за отчетным периодом месяца. Службой состояние работы по данному направлению анализируется ежеквартально до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца. 30. Аналитическая работа, предусмотренная пунктом 29 настоящей Инструкции, выполняется ДВР по расследуемым им делам самостоятельно. Ее результаты ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, докладываются Генеральному Прокурору.
5. Взаимодействие с другими структурными подразделениями
31. Взаимодействие с другими структурными подразделениями органов прокуратуры по вопросам деятельности специальных прокуроров осуществляется в установленном законами, нормативными и иными правовыми актами Генеральной прокуратуры порядке. 32. В целях выработки навыков следственной практики Службой и территориальными управлениями специальных прокуроров на периодической основе проводится стажирование сотрудников органов прокуратуры, осуществляющих надзорные функции, для расследования уголовных дел в пределах и порядке, установленным УПК. 33. Принятие уголовных дел в производство специальных прокуроров из других структурных подразделений органов прокуратуры осуществляется в порядке, установленном пунктами 12, 13 настоящей Инструкции.
34. Служба, управления прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур постоянно проводят работу по инициированию и внедрению современных методов осуществления досудебного расследования, распространению положительного опыта работы, обучению и повышению квалификации специальных и надзирающих прокуроров. В этих целях Служба осуществляет взаимодействие с Академией правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре и Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |