|
|
|
Совместные постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 сентября 2023 года № 78 (с изменениями от 01.01.2025 г.)
В соответствии c пунктом 7 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле», подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике» Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ и Заместитель Премьер-Министра - Министр финансов Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕТ: 1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан (далее - Правила). 2. Департаменту платежного баланса Национального Банка Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) совместно с Юридическим департаментом Национального Банка Республики Казахстан государственную регистрацию настоящих совместных постановления и приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящих совместных постановления и приказа на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после их официального опубликования; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящих совместных постановления и приказа представление в Юридический департамент Национального Банка Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящих совместных постановления и приказа возложить на курирующих заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан и Вице-министра финансов Республики Казахстан. 4. Настоящие совместные постановление и приказ подлежат официальному опубликованию и вводятся в действие с 1 января 2024 года. Пункт 5 изложен в редакции совместного постановления Правления Национального Банка РК от 24.12.24 г. № 83 и приказа Министра финансов РК от 27.12.24 г. № 886 (введено в действие с 1 января 2025 г.) (см. стар. ред.) 5. Приостановить с 1 января 2025 года до 1 января 2026 года действие: 1) пункта 4 Правил, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции: «4. Датой экспорта или импорта товаров, работ, услуг является: 1) при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза - дата выпуска товаров, указанная в декларации на товары, подтверждающая помещение товара под таможенную процедуру, учитываемую в таможенной статистике внешней торговли в качестве экспорта или импорта, указанная в информации о движении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 16 к Правилам; 2) при перемещении товаров внутри таможенной территории Евраз ийского экономического союза: для импорта - дата принятия на учет товара, указанная в заявлении о ввозе товаров; для экспорта - дата счета-фактуры, указанная в заявлении о ввозе товаров; 3) в случаях, не указанных в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта: дата, указанная в уведомлении о временном ввозе (вывозе) товаров, или дата принятия на учет давальческого сырья; дата, указанная в отчете об исполнении обязательства о ввозе (вывозе) продуктов переработки; дата выпуска товаров в декларации на товары иностранного государства, подписания (принятия) документов, подтверждающих передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе без фактического перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза или перемещения с территории (на территорию) Республики Казахстан на территорию (с территории) другого государства-члена Евразийского экономического союза; дата выставления счета-фактуры, инвойса за фактически переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или дата выписки электронного счета-фактуры за фактически выполненные работы, оказанные услуги; дата начала исполнения обязательств в соответствии с условиями валютного договора по экспорту или импорту, не предусматривающего подписание (принятие) документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг и выставление счета-фактуры, инвойса за фактически выполненные работы, оказанные услуги.»; 2) подпункта 2) пункта 5 Правил, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции: «2) через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, помещенных под одну из таможенных процедур, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли Республики Казахстан в качестве экспорта или импорта, указанных в информации о движении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 16 к Правилам.»; 3) части второй пункта 24 Правил, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции: «Национальный Банк в течение 5 (пяти) рабочих дней после дня получения указанного в части первой настоящего пункта Правил запроса направляет новому банку учетной регистрации информацию, имеющуюся в Национальном Банке: 1) о движении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 16 к Правилам; 2) об исполнении обязательств по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 7 к Правилам; 3) по запрошенному заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме согласно приложению 18 к Правилам.»; 4) пунктов 37, 38 и 39 Правил, установив, что в период приостановления данные пункты действуют в следующей редакции: «37. Орган государственных доходов в срок до 5 (пятого) числа месяца, следующего за от четным, направляет в Национальный Банк информацию о движении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 16 к Правилам ежемесячно в разрезе учетного номера валютного договора по экспорту или импорту. Национальный Банк в течение 1 (одного) рабочего дня после дня получения от органа государственных доходов указанной в части первой настоящего пункта Правил информации направляет ее уполномоченным банкам, являющимися банками учетной регистрации, и территориальным филиалам Национального Банка, являющимися банками учетной регистрации. 38. Уполномоченный банк, являющийся банком учетной регистрации, или территориальный филиал Национального Банка, являющийся банком учетной регистрации, на основании копии заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученной от экспортера или импортера, направляет Национальному Банку посредством информационной системы электронный запрос на получение информации по заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - электронный запрос) по форме согласно приложению 17 к Правилам. Национальный Банк посредством информационной системы перенаправляет органу государственных доходов полученный от уполномоченного банка, являющегося банком учетной регистрации, или территориального филиала Национального Банка, являющегося банком учетной регистрации, электронный запрос, за исключением сведений по учетному номеру валютного договора. Орган государственных доходов в течение 1 (одного) рабочего дня после получения электронного запроса представляет Национальному Банку посредством информационной системы информацию по запрошенному заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме согласно приложению 18 к Правилам. Национальный Банк посредством информационной системы передает уполномоченному банку, являющемуся банком учетной регистрации, или территориальному филиалу Национального Банка, являющемуся банком учетной регистрации, инициировавшему электронный запрос, полученную от органа государственных доходов информацию по запрошенному заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме согласно приложению 18 к Правилам в день получения такой информации. Орган государственных доходов посредством информационной системы направляет информацию об изменении сведений по ранее направленной органом государственных доходов информации по заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме согласно приложению 19 к Правилам, информацию по запрошенному заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме согласно приложению 18 к Правилам, по которому произведены изменения и дополнения: при отзыве в связи с заменой на новое, при представлении с отражением разницы между измененной и предыдущей стоимостью в случае увеличения цены импортированных товаров - в течение 1 (одного) рабочего дня после дня получения информации о приеме заявления о ввозе товаров налоговыми органами Евразийского экономического союза; при отзыве в связи с удалением - в течение 1 (одного) рабочего дня после дня изменения статуса заявления о ввозе товаров. Национальный Банк перенаправляет уполномоченному банку, являющемуся банком учетной регистрации, или территориальному филиалу Национального Банка, являющемуся банком учетной регистрации, информацию об изменениях и (или) дополнениях по заявлениям о ввозе товаров в течение 1 (одного) рабочего дня после ее получения от органа государственных доходов. 39. Уполномоченное должностное лицо территориального подразделения органа государственных доходов при оформлении декларации на товары по валютному договору по экспорту или импорту, по которому требуется присвоение учетного номера в соответствии с Правилами, сверяет учетный номер валютного договора по экспорту или импорту, заявленный экспортером или импортером в декларации на товары, с полученной в соответствии с пунктом 34 Правил информацией по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером. При несовпадении с фактической информацией экспортер или импортер вносит соответствующие корректировки в декларацию на товары в порядке, установленном таможенным законодательством Республики Казахстан.»; 5) части первой пункта 47 Правил, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции: «47. При установлении факта отсутствия и (или) наличия расхождений в сведениях из деклараций на товары, заявлений о ввозе товаров в информационных системах органа государственных доходов и Национального Банка, территориальное подразделение органа государственных доходов в течение срока, установленного в пункте 46 Правил, извещает орган государственных доходов о необходимости направления в Национальный Банк достоверных данных.»; 6) пункта 51 Правил, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции: «51. Орган государственных доходов в срок до 20 (двадцатого) числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, направляет в Национальный Банк информацию о результатах валютного контроля по форме согласно приложению 13 к Правилам ежемесячно путем загрузки в информационную систему Национального Банка по экспортно-импортному валютному контролю с соблюдением процедур информационной безопасности.»; 7) части второй пункта 53 Правил, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции: «Орган государственных доходов в течение 3 (трех) рабочих дней после дня отнесения валютного договора по экспорту или импорту на отдельный учет направляет в Национальный Банк соответствующую информацию по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 5 к Правилам путем загрузки в информационную систему Национального Банка по экспортно-импортному валютному контролю с соблюдением процедур информационной безопасности.»; 8) частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 56 Правил, установив, что в период приостановления данные части действуют в следующей редакции: «56. Территориальное подразделение органа государственных доходов в случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 55 Правил, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней завершает процедуры, связанные с нахождением валютного договора по экспорту или импорту на отдельном учете и направляет в Национальный Банк информацию по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 5 к Правилам путем загрузки в информационную систему Национального Банка по экспортно-импортному валютному контролю с соблюдением процедур информационной безопасности. Территориальное подразделение органа государственных доходов в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 55 Правил, в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения информации банка учетной регистрации или на основании имеющейся в органе государственных доходов информации о движении денег, перемещении товаров, выполнении работ, оказании услуг снимает валютный договор по экспорту или импорту с отдельного учета и направляет в Национальный Банк информацию по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 5 к Правилам путем загрузки в информационную систему Национального Банка по экспортно-импортному валютному контролю с соблюдением процедур информационной безопасности. Территориальное подразделение органа государственных доходов в случае, предусмотренном подпунктом 3) пункта 55 Правил, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней завершает процедуры, связанные с нахождением валютного договора по экспорту или импорту на отдельном учете и направляет в Национальный Банк информацию по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 5 к Правилам путем загрузки в информационную систему Национального Банка по экспортно-импортному валютному контролю с соблюдением процедур информационной безопасности. Территориальное подразделение органа государственных доходов в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 55 Правил, в течение 3 (трех) рабочих дней после дня получения от Национального Банка информации о возобновлении процедур контроля выполнения требования репатриации по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером, снимает валютный договор по экспорту или импорту с отдельного учета и направляет в Национальный Банк информацию по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 5 к Правилам путем загрузки в информационную систему Национального Банка по экспортно-импортному валютному контролю с соблюдением процедур информационной безопасности.
СОГЛАСОВАНЫ Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан Приложение к совместным постановлению и приказу Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 4 октября 2023 года № 1054 и Председателя Национального Банка Казахстана от 29 сентября 2023 года № 78
Правила
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле), подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике» и определяют порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан. Экспортно-импортный валютный контроль - комплекс мер, осуществляемых в целях контроля выполнения экспортерами или импортерами требования репатриации иностранной и (или) национальной валюты по экспорту или импорту (далее - требование репатриации): 1) органами валютного контроля: Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, включая его территориальные подразделения (далее - орган государственных доходов); в пределах компетенции другими государственными органами (их территориальными подразделениями), в том числе Национальным Банком Республики Казахстан (его территориальными филиалами); 2) уполномоченными банками, включая их филиалы, как агентами валютного контроля. Правила включают: порядок получения экспортером или импортером учетного номера по валютному договору по экспорту или импорту, условия и критерии, включая пороговое значение суммы валютного договора по экспорту или импорту, при наличии которых валютный договор по экспорту или импорту подлежит контролю выполнения требования репатриации; порядок перехода экспортера или импортера на обслуживание по валютному договору по экспорту или импорту из одного уполномоченного банка (его филиала) в другой уполномоченный банк (его филиал); порядок снятия валютного договора по экспорту или импорту с учетной регистрации; особенности контроля за соблюдением экспортером или импортером требования репатриации по валютному договору по экспорту или импорту при прекращении уполномоченным банком деловых отношений с клиентом; порядок мониторинга движения денег и иного исполнения обязательств по валютному договору по экспорту или импорту и передачи информации и (или) документов по валютному договору по экспорту или импорту; порядок контроля выполнения требования репатриации по валютному договору по экспорту или импорту; порядок ведения отдельного учета валютного договора по экспорту или импорту в территориальном подразделении органа государственных доходов; порядок возобновления процедур контроля выполнения требования репатриации по валютному договору по экспорту или импорту; частные случаи. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с совместным постановлением Правления Национального Банка РК от 24.12.24 г. № 83 и приказом Министра финансов РК от 27.12.24 г. № 886 (введено в действие с 1 января 2025 г.) (см. стар. ред.) 2. Понятия, применяемые в Правилах, используются в значениях, указанных в Законе Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» и Законе о валютном регулировании и валютном контроле. Для целей Правил используются также следующие понятия: 1) лицевая карточка банковского контроля - информация уполномоченного банка (его филиала) или территориального филиала Национального Банка Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) о наличии признака нарушения экспортером или импортером требования репатриации, срока обращения за присвоением валютному договору по экспорту или импорту учетного номера, срока предоставления информации и (или) документов, подтверждающих возникновение обстоятельств, влияющих на сроки и условия исполнения обязательств сторонами по валютному договору по экспорту или импорту; 2) учетный номер - идентификационный номер, присвоенный валютному договору по экспорту или импорту и предназначенный для контроля требования репатриации, обеспечения учета и отчетности по валютным операциям; 3) учетная регистрация - присвоение валютному договору по экспорту или импорту учетного номера, ведение контроля требования репатриации, учета и представление отчетов по исполнению обязательств в рамках такого договора; 4) банк учетной регистрации - уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка, осуществляющий учетную регистрацию валютного договора по экспорту или импорту; 5) срок репатриации - период времени, в течение которого экспортер или импортер обеспечивает в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о валютном регулировании и валютном контроле выполнение требования репатриации. Указанный период времени (срок репатриации) рассчитывается как период времени между: датой экспорта и датой поступления валюты в оплату экспорта; датой платежа и (или) перевода денег по импорту и датой возврата неиспользованного авансового платежа по импорту в случае неисполнения и (или) неполного исполнения обязательств нерезидентом; датой платежа и (или) перевода денег по импорту и датой импорта в случае отсутствия в валютном договоре по импорту сроков возврата неиспользованного авансового платежа. Срок репатриации рассчитывается экспортером или импортером самостоятельно, исходя из условий исполнения сторонами валютного договора обязательств по экспорту или импорту. Порядок расчета срока репатриации предусмотрен в приложении 1 к Правилам; 6) журнал регистрации - журнал, который ведется банком учетной регистрации для регистрации валютного договора по экспорту или импорту, которому присвоен учетный номер; 7) экспортер или импортер - резидент Республики Казахстан (юридическое лицо, его филиал, а также индивидуальный предприниматель), заключивший валютный договор по экспорту или импорту с нерезидентом, либо принявший право требования к нерезиденту в результате уступки требования или принявший долг перед нерезидентом в результате перевода долга по такому договору. 3. Документами валютного контроля являются информация и (или) документы по валютному договору, представляемые экспортером или импортером, уполномоченным банком (его филиалом), Национальным Банком (его территориальным филиалом), органом государственных доходов (его территориальным подразделением) или иными органами валютного контроля, поступающие на бумажном носителе или электронным способом при осуществлении контроля выполнения требования репатриации, в том числе акты выполненных работ, акты оказанных услуг, счета-фактуры, инвойсы за фактически переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, декларации на товары, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, имеющие подтверждение об уплате косвенных налогов или освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость и (или) акцизов (далее - заявление о ввозе товаров), уведомления о подтверждении факта уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного порядка уплаты), выписка о движении денег по счету, открытому в иностранном банке, акты сверок в соответствии с условиями валютного договора по экспорту или импорту. Действие пункта 4 приостановлено с 1 января 2025 г. до 1 января 2026 г., в период приостановления данный подпункт действует в редакции подпункта 1 пункта 5 4. Датой экспорта или импорта товаров, работ, услуг является: 1) при помещении товара под таможенную процедуру, учитываемую для целей контроля за репатриацией - дата выпуска товаров, указанная в информации по декларациям на товары по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 2 к Правилам; 2) в иных случаях: для импорта - дата принятия на учет товара, указанная в заявлении о ввозе товаров или дата ввоза товаров; для экспорта - дата счета-фактуры, указанная в заявлении о ввозе товаров или дата вывоза товаров; для импорта или экспорта - дата, указанная в уведомлении о временном ввозе (вывозе) товаров или дата принятия на учет давальческого сырья; для импорта или экспорта - дата, указанная в отчете об исполнении обязательства о ввозе (вывозе) продуктов переработки; для импорта или экспорта - дата выпуска товаров в декларации на товары иностранного государства, подписания (принятия) документов, подтверждающих передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе без фактического перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза или перемещения с территории (на территорию) Республики Казахстан на территорию (с территории) другого государства - члена Евразийского экономического союза; для импорта или экспорта - дата выставления счета-фактуры, инвойса за фактически переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или дата выписки электронного счета-фактуры за фактически выполненные работы, оказанные услуги; для импорта или экспорта - дата начала исполнения обязательств в соответствии с условиями валютного договора по экспорту или импорту, не предусматривающего подписание (принятие) документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг и выставление счета-фактуры, инвойса за фактически выполненные работы, оказанные услуги. 5. Перемещением товаров через границу Республики Казахстан для экспорта или импорта является перемещение: 1) товаров с территории (на территорию) Республики Казахстан на территорию (с территории) другого государства-члена Евразийского экономического союза; Действие подпункта 2 пункта 5 приостановлено с 1 января 2025 г. до 1 января 2026 г., в период приостановления данный подпункт действует в редакции подпункта 2 пункта 5 2) через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, помещенных под таможенную процедуру, учитываемую для целей контроля за репатриацией и указанную в информации по декларациям на товары по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 2 к Правилам. Пункт 6 изложен в редакции совместного постановления Правления Национального Банка РК от 24.12.24 г. № 83 и приказа Министра финансов РК от 27.12.24 г. № 886 (введено в действие с 1 января 2025 г.) (см. стар. ред.) 6. Предоставление Национальным Банком (его территориальным филиалом), органом государственных доходов (его территориальным подразделением), уполномоченным банком (его филиалом) информации, предусмотренной Правилами, осуществляется электронным способом посредством использования транспортной системы гарантированной доставки информации с криптографическими средствами защиты, обеспечивающими конфиденциальность и аутентичность передаваемых данных, и (или) посредством использования информационных систем с соблюдением процедур подтверждения электронной цифровой подписью. Допускается предоставление Национальным Банком (его филиалом) информации, предусмотренной Правилами, путем выгрузки из информационной системы Национального Банка по экспортно-импортному валютному контролю с соблюдением процедур информационной безопасности. Допускается предоставление органом государственных доходов информации, предусмотренной Правилами, посредством использования информационной системы Национального Банка путем загрузки в информационную систему Национального Банка по экспортно-импортному валютному контролю с соблюдением процедур информационной безопасности. Допускается предоставление уполномоченным банком (его филиалом) информации на бумажном носителе при невозможности предоставления информации электронным способом по техническим причинам. В таком случае ранее представленная на бумажном носителе информация подлежит направлению электронным способом в течение 3 (трех) рабочих дней с даты устранения технических причин. Орган государственных доходов обеспечивает конфиденциальность и сохранность информации, полученной в соответствии с Правилами. 7. Передача экспортером или импортером информации и (или) документов, предусмотренных Правилами, осуществляется на бумажном носителе и (или) электронным способом посредством использования информационных систем с соблюдением процедур подтверждения электронной цифровой подписью или других элементов защитных действий в соответствии с пунктом 5 статьи 56 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах». Представленные экспортером или импортером иным способом информация и (или) документы, предусмотренные Правилами, в последующем направляются в соответствии с частью первой настоящего пункта Правил. При представлении экспортером или импортером информации и (или) документов разными способами датой представления информации считается более ранняя из дат. 8. Представляемые экспортером или импортером документы валютного контроля на бумажном носителе (их копии) по требованию уполномоченного банка (его филиала), территориального филиала Национального Банка, территориального подразделения органа государственных доходов заверяются печатью (за исключением субъектов частного предпринимательства) и подписью экспортера или импортера. Документы валютного контроля на иностранном языке (их копии) по требованию уполномоченного банка (его филиала), территориального филиала Национального Банка, территориального подразделения органа государственных доходов представляются с приложением перевода на казахский или русский язык, заверенного печатью (за исключением субъектов частного предпринимательства) и подписью экспортера или импортера. Представляемые экспортером или импортером документы, исходящие от организаций иностранного государства, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан или международным договором, участниками которого являются Республика Казахстан и государство, от организаций которого исходят документы. Экспортер или импортер представляет копии документов валютного контроля с обеспечением разборчивости текста таких документов. 9. Если установленный Правилами срок истекает в нерабочий день, то датой окончания срока представления информации и (или) документов считается следующий за ним рабочий день. Датой представления информации и (или) документов на бумажном носителе считается дата получения информации и (или) документов адресатом или дата ее отправления на почтовом штемпеле.
Глава 2. Порядок получения экспортером или импортером учетного номера по валютному договору
10. Валютный договор по экспорту или импорту подлежит учетной регистрации, если сумма такого договора превышает 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов Соединенных Штатов Америки (далее - США) в эквиваленте. Если в валютном договоре по экспорту или импорту на дату его заключения не указана сумма договора, то такой договор рассматривается как договор, подлежащий учетной регистрации. Если валютный договор по экспорту или импорту выражен в валюте, отличной от доллара США, и в таком договоре отсутствует указание на обменный курс по отношению к доллару США, для определения эквивалента суммы валютного договора по экспорту или импорту в долларах США пересчет осуществляется с использованием официального курса обмена валют на дату подписания такого договора (в случае ее отсутствия - на дату вступления договора в силу). 11. Учетная регистрация валютного договора по экспорту или импорту осуществляется: 1) в уполномоченном банке (его филиале), который обслуживает банковский счет экспортера или импортера - если все платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счета экспортера или импортера в уполномоченном банке (его филиале); 2) в уполномоченном банке (его филиале), который обслуживает банковский счет экспортера или импортера - если платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счетов, открытых как в уполномоченном банке (его филиале), так и в иностранном банке; 3) в территориальном филиале Национального Банка по месту постоянного проживания или нахождения экспортера или импортера - если все платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счета экспортера или импортера в иностранном банке, указанного в подпункте 1) пункта 3 статьи 9 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. 12. Экспортер или импортер обращается за получением учетного номера до начала исполнения обязательств по валютному договору по экспорту или импорту любой из его сторон. Если первым исполнение обязательств по валютному договору по экспорту или импорту начинает его участник-нерезидент, и такое исполнение связано с поступлением денег, с передачей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей частично исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, передачей имущества в аренду в пользу резидента-экспортера или импортера, то такой резидент обращается за учетной регистрацией до поступления денег, получения товаров, выполнения работ, оказания услуг, получения частично исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, получения имущества в аренду в свое распоряжение. Если участник-нерезидент первым начинает исполнение на территории иностранного государства обязательств по валютному договору по импорту работ (услуг), одной из сторон которого является юридическое лицо-резидент, имеющее сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов, то резидент обращается за учетной регистрацией валютного договора в течение 90 (девяноста) календарных дней после исполнения обязательств нерезидентом, но не позднее даты начала исполнения обязательств резидентом. Экспортер или импортер, принявший право требования к нерезиденту либо принявший долг перед нерезидентом в результате уступки требования или перевода долга, обращается за учетной регистрацией не позднее 30 (тридцати) календарных дней после дня принятия такого права требования или долга, но до начала исполнения обязательств по уступленному требованию (переведенному долгу) любой из его сторон. 13. Для получения учетного номера экспортер или импортер представляет в уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка: 1) заявление о принятии валютного договора по экспорту или импорту на валютный контроль по форме согласно приложению 3 к Правилам; 2) оригинал или копию валютного договора по экспорту или импорту. Если валютный договор по экспорту или импорту заключен на иностранном языке, то представляется его перевод на казахский или русский язык. При получении в территориальном филиале Национального Банка учетного номера экспортер или импортер дополнительно представляет документ с образцами подписей. 14. В заявлении о принятии валютного договора по экспорту или импорту на валютный контроль по форме согласно приложению 3 к Правилам указывается срок репатриации, рассчитанный в соответствии с порядком расчета срока репатриации согласно приложению 1 к Правилам. Уполномоченный банк (его филиал) осуществляет анализ условий валютного договора по экспорту или импорту, включая все изменения и (или) дополнения к нему, в соответствии с правилами внутреннего контроля, разработанными в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о ПОДФТ), а также если операция подпадает под виды и критерии, предусмотренные Правилами осуществления валютных операций в Республике Казахстан, утвержденных постановлением Правления Национального Банка от 30 марта 2019 года № 40 (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18512). 15. Уполномоченный работник уполномоченного банка (его филиала) или территориального филиала Национального Банка в течение 2 (двух) рабочих дней после дня подачи экспортером или импортером необходимых документов, указанных в пункте 13 Правил, регистрирует валютный договор по экспорту или импорту в журнале регистрации по форме согласно приложению 4 к Правилам. Одному валютному договору по экспорту или импорту присваивается только один учетный номер. Учетный номер, дата его присвоения, наименование уполномоченного банка (его филиала) или территориального филиала Национального Банка, сведения об экспортере или импортере указываются на первом или последнем листе оригинала или копии валютного договора по экспорту или импорту, с заверением подписью и указанием фамилии и инициалов уполномоченного работника уполномоченного банка (его филиала) или территориального филиала Национального Банка. Один экземпляр копии валютного договора по экспорту или импорту с отметкой о присвоении учетного номера остается в уполномоченном банке (его филиале) или территориальном филиале Национального Банка.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |