|
|
|
Закон Республики Казахстан 28 февраля 1997 года № 75-1 Данная редакция действовала до 2.08.99 года. См. новую редакцию.
Статья 1. ОТНОШЕНИЯ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ НАСТОЯЩИМ ЗАКОНОМ Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе государственной поддержки прямых инвестиций в Республике Казахстан. В настоящем Законе используются следующие понятия: прямые инвестиции - все виды инвестиций, за исключением инвестиций, связанных суверенными гарантиями Республики Казахстан и входящих в рамки официальной технической помощи или грантов, предоставляемых Республике Казахстан; инвестиционная деятельность - предпринимательская деятельность, связанная с процессом осуществления инвестиций; инвестор - физические или юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность; Комитет - Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям; контракт - договор, заключенный между Комитетом и инвестором; утвержденный инвестор - инвестор, заключивший контракт с Комитетом; приоритетные секторы экономики - отрасли, определенные в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона, в качестве ключевых для интенсивного привлечения инвестиций и развития в целях экономического роста и повышения эффективности экономики Республики Казахстан; натурные гранты - имущество или имущественные права Республики Казахстан, передаваемые инвестору в неденежной форме с правом собственности; преференции - преимущества адресного характера, предоставляемые Комитетом инвестору. Статья 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 1. Законодательство Республики Казахстан о государственной поддержке прямых инвестиций основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из норм настоящего Закона, иных нормативных правовых актов. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан о государственной поддержке прямых инвестиций, то применяются правила международного договора. Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Статья 4. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Государственная поддержка прямых инвестиций заключается в: законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности; установлении системы льгот и преференций; наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед инвесторами. (Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям.) Статья 5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 1. Целью государственной поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики. 2. В процессе достижения цели Республика Казахстан решает следующие задачи: 1) внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау; 2) насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами; 3) государственная поддержка и стимулирование отечественных товаропроизводителей; 4) развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств; 5) рациональное и комплексное использование сырьевой базы Республики Казахстан; 6) внедрение современных методов менеджмента и маркетинга; 7) создание новых рабочих мест; 8) внедрение системы непрерывного обучения местных кадров, повышение уровня их квалификации; 9) обеспечение интенсификации производства; 10) улучшение окружающей природной среды. Статья 6. ПРИОРИТЕТНЫЕ СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ Государственная поддержка прямых инвестиций осуществляется в приоритетных секторах экономики, перечень которых утверждается Президентом Республики Казахстан. См. Указ Президента РК от 5 апреля 1997 г. № 3444 "Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций". Глава 3. МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Статья 7. СИСТЕМА ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ 1. Для эффективной реализации инвестиционного проекта Комитетом могут предоставляться следующие льготы и преференции: 1) государственные натурные гранты; 2) на срок до 5 лет с момента заключения контракта понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100 % основной ставки, а также на последующий период до 5 лет понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество в пределах не более 50 % основной ставки; 3) полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. 2. Размеры льгот и преференций определяются в зависимости от объемов прямых инвестиций, обязательств инвестора по срокам реализации проекта, его окупаемости, приоритетности сектора экономики и других условий. 3. Положение о системе льгот и преференций и порядке их предоставления утверждается Президентом Республики Казахстан. См. Указ Президента РК от 7 апреля 1997 г. № 3445 "Об утверждении положения о системе льгот и преференций и порядке их предоставления при заключении контрактов с инвесторами" и положение "О размерах и порядке предоставления стандартных налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности" утвержденное постановлением Государственного комитета РК по инвестициям от 7 августа 1998 г. № 131 Статья 8. ГАРАНТИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН, ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ УТВЕРЖДЕННЫХ ИНВЕСТОРОВ Республика Казахстан гарантирует: 1) не ограничивать право утвержденного инвестора на распоряжение своей долей в уставном фонде или акциями хозяйственного товарищества или на свободный перевод капитала, прибылей или доходов, полученных в результате продажи долевого участия в уставном фонде или акций хозяйственного товарищества, при условии уплаты налогов и других обязательных платежей; 2) не создавать государственных монополий, контролирующих сбыт сырья или продажу товаров, производимых утвержденным инвестором на территории Республики Казахстан в соответствии с инвестиционным проектом; 3) не применять меры контроля или регулирования цен при сбыте сырья или при продаже товаров, производимых утвержденным инвестором на территории Республики Казахстан в соответствии с инвестиционным проектом, за исключением случаев, оговоренных законодательными актами Республики Казахстан; 4) не препятствовать открытию утвержденными инвесторами банковских счетов в национальной валюте Республики Казахстан и валютах иностранных государств и проведению конвертации национальной валюты Республики Казахстан в свободно конвертируемую валюту и свободно конвертируемой валюты в национальную валюту Республики Казахстан, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности, а также не вводить иные ограничения валютного регулирования в отношении утвержденных инвесторов; 5) осуществлять меры таможенного регулирования, направленные на защиту инвесторов и повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 6) защиту законами Республики Казахстан инвестиций, прибыли (дохода), дивидендов, прав и законных интересов инвесторов в Республике Казахстан; 7) непрепятствование государственными органами и должностными лицами инвесторам в осуществлении управления принадлежащим им на праве собственности имуществом, за исключением случаев нарушения законов Республики Казахстан. Статья 9. ЗАЩИТА ОТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В случае внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан после даты подписания контракта, которые приводят к невозможности дальнейшего соблюдения первоначальных условий контракта или приводят к существенному изменению его экономических условий, утвержденный инвестор и Комитет вносят изменения или поправки в контракт по обоюдному согласию. Статья 10. ГЛАСНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Комитет публикует в средствах массовой информации все нормативные правовые акты, относящиеся к реализации утвержденных проектов, перечень проектов, по которым заключены контракты с Комитетом, суммы вложений в проекты и количество создаваемых рабочих мест. Глава 4. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА Статья 11. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ 1. Льготы и преференции, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются инвестору для реализации проекта при условии наличия соответствующих документов, подтверждающих наличие у инвестора финансовых, технических и организационных возможностей выполнения его обязательств и соблюдения ответственности за реализацию проекта. О требованиях предъявляемых к инвестиционному проекту см. инструкцию Государственного комитета РК по инвестициям от 28 марта 1997 г. № 3 2. Льготы и преференции предоставляются Комитетом путем заключения контракта с инвестором. Статья 12. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА 1. Заявка от инвестора на предоставление льгот и преференций для реализации инвестиционного проекта в приоритетных секторах экономики принимается Комитетом в порядке, им утверждаемом. См. инструкцию Государственного комитета РК по инвестициям от 21 марта 1997 г. № 2 "О порядке приема заявок от инвесторов на получение льгот и преференций для реализации инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики" и постановление Государственного комитета РК по инвестициям от 21 марта 1997 г. № 2 "Об утверждении заявки инвестиционного проекта в приоритетных секторах экономики на получение льгот и преференций для реализации". 2. Комитет в срок не более тридцати дней с даты поступления заявки проводит ее экспертизу на соответствие законодательству Республики Казахстан о государственной поддержке прямых инвестиций. По результатам экспертизы Комитет извещает инвестора о принятом решении. Отдельные вопросы проведения экспертизы см. в постановлении Государственного комитета РК по инвестициям от 17 апреля 1997 г. № 12 "Об утверждении положения о порядке организации и проведения экспертизы инвестиционной заявки". 3. При положительном решении Комитет совместно с инвестором подготавливает контракт в срок не более 60 дней. В процессе подготовки контракта Комитет проводит экспертизу контракта совместно с соответствующими государственными органами и независимыми экспертами. В особых случаях Комитет вправе продлить срок подготовки контракта, но не более чем на 60 дней. См. постановление Государственного комитета РК по инвестициям от 28 марта 1997 г. № 399 "Об утверждении положения о порядке организации и проведения экспертизы контракта между Госкомитетом РК по инвестициям и Инвестором", постановление Государственного комитета РК по инвестициям от 17 мая 1997 г. № 14 "Об утверждении положения о порядке привлечения специалистов государственных органов, советников, консультантов и независимых экспертов при организации и проведении Госкомитетом РК по инвестициям экспертизы инвестиционной заявки и подготовке контракта", а также рамочный контракт Государственного комитета по инвестициям от 21 марта 1997 г. № 1 "О государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики РК". 4. После подписания контракт регистрируется в Комитете в течение пятнадцати дней в порядке и на условиях, установленных Комитетом. См. постановление Государственного комитета РК по инвестициям от 28 марта 1997 г. № 5 "Об утверждении инструкции о порядке регистрации контракта, заключаемого Госкомитетом РК по инвестициям и инвестором и формы свидетельства о регистрации контракта". 5. Возмещение издержек Комитета по организации и проведению экспертизы инвестиционной заявки и контракта осуществляется за счет инвестора в порядке, установленном Комитетом. См. постановление Государственного комитета РК по инвестициям от 22 мая 1997 г. № 16 "Об утверждении инструкции о порядке возмещения издержек Госкомитета РК по инвестициям по организации и проведению экспертизы инвестиционной заявки и контракта". Отдельные вопросы связанные с заключением контракта на осуществление инвестиционной деятельности в приоритетных секторах экономики РК см. в постановлении Государственного комитета РК по инвестициям от 9 апреля 1997 г. № 8 Статья 13. УСЛОВИЯ РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА КОМИТЕТОМ 1. Комитет может расторгнуть контракт в следующих случаях: 1) выявлено искажение или сокрытие существенных фактов в любых сведениях, представленных утвержденным инвестором Комитету; 2) утвержденный инвестор не исполняет свои обязательства или не соблюдает условия, оговоренные в контракте; 3) нарушения законодательства Республики Казахстан. 2. При расторжении контракта по основаниям, установленным в пункте 1 настоящей статьи, утвержденный инвестор несет ответственность по возмещению убытков и возврату всей недоплаченной суммы налогов и других платежей вследствие предоставленных по контракту льгот и грантов с применением соответствующих штрафных санкций, предусмотренных законодательством Республики Казахстан и условиями контракта. Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН, УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Статья 14. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН 1. Комитет является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять государственную поддержку прямых инвестиций в Республике Казахстан. 2. Председатель Комитета назначается Президентом Республики Казахстан и является по должности Первым заместителей Премьер-министра Республики Казахстан. Председатель Комитета регулярно отчитывается перед Президентом Республики Казахстан и докладывает Премьер-министру Республики Казахстан о деятельности Комитета, а также о состоянии дел по инвестиционным проектам. 3. Деятельность Комитета и его представительств финансируется за счет средств республиканского бюджета, а также за счет средств, полученных от инвесторов в соответствии с пунктом 5 статьи 12 настоящего Закона. 4. Численность, структура и условия оплаты труда работников Комитета, включая его представительства, а также порядок и условия привлечения советников, консультантов и экспертов утверждаются Председателем Комитета. Отдельные вопросы образования и организации деятельности Государственного комитета по инвестициям и его представительств см. в Указе Президента РК от 8 ноября 1996 г. № 3203 "Об образовании Государственного комитета РК по инвестициям", в постановлении Правительства РК от 4 декабря 1997 г. № 1700 "Об утверждении положения о Государственном комитете РК по инвестициям" и в постановлении Государственного комитета РК по инвестициям от 17 мая 1997 г. № 15 "Об утверждении положения о представительствах Госкомитета РК по инвестициям". Статья 15. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КОМИТЕТА Основными функциями Комитета являются: 1) организация работы по привлечению в Республику Казахстан прямых инвестиций; 2) координация деятельности государственных органов Республики Казахстан по реализации инвестиционных проектов, осуществляемых утвержденными инвесторами; см. постановление Государственного комитета РК по инвестициям от 30 июня 1997 г. № 25 "Об утверждении инструкции о порядке координации деятельности государственных органов по реализации инвестиционных проектов утвержденным инвестором". 3) обеспечение получения всех согласительных и разрешительных документов, лицензий, виз и других документов, предоставляющих права и полномочия, необходимые для реализации каждого инвестиционного проекта; см. постановление Государственного комитета РК по инвестициям от 30 мая 1997 г. № 18 "Об утверждении положения о порядке обеспечения согласительными и разрешительными документами, лицензиями, визами и другими документами, предоставляющих права и полномочия инвестору для реализации инвестиционного проекта". 4) оказание содействия утвержденным инвесторам в поиске квалифицированных работников, товаров и услуг в Республике Казахстан; см. постановление Государственного комитета РК по инвестициям от 8 июля 1997 г. № 26 "Об утверждении положения о порядке оказания содействия утвержденным инвесторам в поиске квалифицированных работников, товаров и услуг в РК". 5) осуществление контроля за реализацией инвестиционных проектов, включая контроль за исполнением утвержденными инвесторами взятых на себя обязательств. См. инструкцию "О порядке осуществления контроля за реализацией инвестиционных проектов" утвержденную постановлением Госкомитета РК по инвестициям от 8 апреля 1997 г. № 6 Статья 16. ПОЛНОМОЧИЯ КОМИТЕТА Для осуществления своих функций Комитет имеет право: 1) запрашивать и получать от инвесторов, центральных и местных исполнительных органов всю необходимую информацию; 2) привлекать для проведения экспертизы и подготовки контракта специалистов соответствующих государственных органов, советников, консультантов и экспертов из числа физических и юридических лиц Республики Казахстан и других государств; 3) координировать деятельность центральных и местных исполнительных органов и дипломатических миссий Республики Казахстан за рубежом с целью стимулирования иностранного участия в инвестиционных проектах, осуществляемых в Республике Казахстан; см. постановление Государственного комитета РК по инвестициям от 30 мая 1997 г. № 19 "Об утверждении положения о порядке координации деятельности центральных и местных исполнительных органов и дипломатических миссий РК за рубежом с целью стимулирования иностранного участия в инвестиционных проектах, осуществляемых в РК". 4) издавать обязательные для исполнения министерствами, государственными комитетами и иными центральными и местными исполнительными органами постановления по вопросам, связанным с подготовкой и реализацией контрактов. Акты министерств, государственных комитетов и иных центральных и местных исполнительных органов по вопросам, связанным с ограничением инвестиционной деятельности, подлежат обязательному согласованию с Комитетом. Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 17. ПРИМЕНИМОЕ ПРАВО И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ 1. Применимым правом является право Республики Казахстан, если иное прямо не предусмотрено условиями контракта или иным соглашением с инвестором. 2. Споры, связанные с заключением, исполнением, расторжением контракта, контролем за исполнением контракта, предоставлением мер стимулирования, иные споры, непосредственно связанные с контрактом, решаются, по возможности, путем переговоров, в том числе с привлечением экспертов, либо в соответствии с ранее согласованными процедурами разрешения споров, включая процедуры, установленные в контракте. Статья 18. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу. 2. Действующее на момент вступления в силу настоящего Закона законодательство Республики Казахстан применяется в части, не противоречащей ему, и в течение двух месяцев со дня вступления его в силу должно быть приведено в соответствие с ним. Президент
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |