|
|
|
З а к о н (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.01.2010 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 28 августа 2009 года (введены в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования)
Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 4) Глава 2. Система и организация деятельности органов юстиции (статьи 5 - 14) Глава 3. Основные функции, права и обязанности органов юстиции (статьи 15 - 24-1) Глава 4. Кадры органов юстиции и их правовое положение (статьи 25 - 32) Глава 5. Иные вопросы организации и деятельности органов юстиции (статьи 33 - 34) В оригинале оглавление отсутствует
По всему тексту слова «военной службы», «военной службе» заменены соответственно словами «воинской службы», «воинской службе» в соответствии с Законом РК от 22.05.07 г. № 255-III (см. стар. ред.)
Статья 1. Статус органов юстиции Республики Казахстан Органы юстиции Республики Казахстан (в дальнейшем - органы юстиции) являются органами исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающими режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающими защиту прав и законных интересов граждан и организаций. См.: Совместный приказ Министерства юстиции Республики Казахстан и Агентства финансовой полиции Республики Казахстан от 19 сентября 2003 года № 143 «О взаимодействии органов юстиции и финансовой полиции в вопросах представления интересов государства в судах».
Статья 2. Правовая основа деятельности органов юстиции Правовую основу деятельности органов юстиции составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры Республики Казахстан. Статья 3. Задачи органов юстиции Задачами органов юстиции являются: 1) участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства, путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов; 2) правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан; 3) осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан и контроля за ними; 4) организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды; 5) организация и осуществление судебно-экспертной деятельности; В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.) 6) исполнение уголовных наказаний, обеспечение правопорядка и законности в уголовно-исполнительной системе органов юстиции Республики Казахстан; Статья дополнена подпунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III 6-1) организация исправления осужденных; Статья дополнена подпунктом 6-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.) 6-2) обеспечение прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также граждан в уголовно-исполнительной системе органов юстиции Республики Казахстан; 7) осуществление государственной политики в области защиты прав интеллектуальной собственности; 8) Исключен в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.) 9) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции, и производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом; Статья дополнена подпунктом 9-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III Статья дополнена подпунктом 9-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III 9-2) осуществление учета и регистрации граждан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан; 10) осуществление иных задач, возложенных на них законодательством Республики Казахстан. Статья 4. Принципы деятельности органов юстиции Деятельность органов юстиции строится на принципах: 1) законности; 2) обеспечения права на защиту, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; 3) гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, иными организациями и должностными лицами; 4) независимости от деятельности политических партий и иных общественных объединений; 5) гуманизма, демократии, дифференциации и индивидуализации исполнения уголовных наказаний, соединения уголовного наказания с исправительным воздействием; 6) единства системы органов юстиции. Глава 2. Система и организация деятельности органов юстиции Статья 5. Система органов юстиции 1. Единую систему органов юстиции составляют: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.) 1) органы юстиции, включающие: Министерство юстиции Республики Казахстан; комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан; территориальные органы и учреждения юстиции; органы уголовно-исполнительной системы; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.) 2) учреждения и иные подведомственные организации. 2. Создание, реорганизация и ликвидация структурных подразделений Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляются Министерством юстиции, а в случаях, предусмотренных законодательством, - Правительством Республики Казахстан. 3. Структура, штатная численность, условия материально-технического обеспечения органов юстиции определяются министром юстиции Республики Казахстан в пределах лимитов штатной численности, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов юстиции. Статья 6. Министерство юстиции Республики Казахстан 1. Министерство юстиции Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, входящим в структуру Правительства Республики Казахстан, образуемым, реорганизуемым и упраздняемым Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.04.09 г. № 154-IV (см. стар. ред.) 2. Министерство юстиции возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики. Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV 3. Министерство юстиции Республики Казахстан разрабатывает и утверждает формы ведомственной статистической отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»: 1) в сфере использования объектов авторского права и смежных прав, промышленной собственности, селекционных достижений, топологии интегральных микросхем; 2) в области последующего опубликования официальных текстов нормативных правовых актов.
Статья 7. Полномочия министра юстиции Республики Казахстан 1. Министр юстиции Республики Казахстан (далее - Министр) осуществляет руководство органами юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на органы юстиции задач. 1) назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства юстиции, заместителей руководителей ведомств, руководителей областных, городов Астаны и Алматы подразделений юстиции и подведомственных министерству организаций, а также их заместителей; 2) обращается с исковым заявлением в суд о признании нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации, но не прошедших ее, недействительными; 3) издает акты, обязательные к исполнению органами юстиции, а также в пределах своей компетенции - акты, обязательные к исполнению иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами; 4) представляет министерство в государственных органах и организациях в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 5) присваивает в соответствии с законодательством Республики Казахстан специальные звания; 6) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Статья 8. Территориальные органы юстиции Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.) 1. Территориальными органами юстиции являются областные, города республиканского значения и столицы, районные и городские подразделения юстиции. 2. В территориальных органах юстиции образуются соответствующие структурные подразделения, обеспечивающие исполнение функций, возложенных на органы юстиции. См.: Положение о территориальных органах юстиции Министерства юстиции Республики Казахстан.
Статья 9. Организации системы юстиции Для решения задач и обеспечения функций, возложенных на Министерство юстиции, при министерстве действуют учреждения, учебные заведения и другие организации. В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.); Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.) Статья 10. Уголовно-исполнительная система органов юстиции Уголовно-исполнительная система органов юстиции Республики Казахстан (далее — уголовно-исполнительная система) — система органов и учреждений, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Уголовно-исполнительная система имеет свои знамя и символ. Описание знамени и символа уголовно-исполнительной системы утверждается Президентом Республики Казахстан. Статья 11. Структура уголовно-исполнительной системы Заголовок и пункт 1 изложены в редакции Закона РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.) 1. Структуру уголовно-исполнительной системы образуют: 1) уполномоченный орган (ведомство центрального исполнительного органа); 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания: уголовно-исполнительные инспекции; исправительные учреждения; 4) следственные изоляторы; 5) научно-исследовательские, лечебно-профилактические организации и организации образования; 6) организации, предназначенные для осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, и их структурные подразделения; 7) центры реабилитации - организации уголовно-исполнительной системы, создаваемые в организационно-правовой форме государственного учреждения, предназначаемые для оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве, правовой и психологической помощи освобожденным из мест лишения свободы в течение шести месяцев после освобождения. 2. Порядок организации деятельности, права и обязанности органов, администрации учреждений уголовно-исполнительной системы и их должностных лиц устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Статья 12. Взаимодействие органов юстиции с государственными органами, организациями и должностными лицами 1. Органы юстиции при решении возложенных на них задач взаимодействуют с центральными и местными государственными органами, в том числе с правоохранительными и контролирующими, а также с должностными лицами. См.: Совместный приказ Министерства юстиции Республики Казахстан от 1 октября 2003 года № 207 и Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 1 октября 2003 года № 455 О взаимодействии органов юстиции и таможенных органов по вопросам представления интересов государства в судах, Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года № 70 и Министерства юстиции Республики Казахстан от 2 декабря 2002 года № 183 О порядке взаимодействия органов прокуратуры и органов юстиции Республики Казахстан. 2. Государственные органы, организации и должностные лица обязаны оказывать содействие органам юстиции в выполнении функциональных задач и защите прав, свобод человека и гражданина, юридических лиц и интересов государства. 3. Сотрудничество органов юстиции с государственными органами и организациями иностранных государств, в том числе с органами юстиции, осуществляется на основе международных договоров. Статья дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III 4. Местные исполнительные органы образуют консультативно-совещательный орган по содействию деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, а также по организации социальной и иной помощи лицам, отбывшим уголовные наказания. Деятельность консультативно-совещательного органа регламентируется типовым положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан. Закон дополнен статьей 12-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III Статья 12-1. Общественный контроль за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы 1. Общественный контроль за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - общественный контроль), осуществляется членами общественных наблюдательных комиссий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан. 2. Общественные наблюдательные комиссии вправе оказывать содействие деятельности администрации учреждений уголовно-исполнительной системы в целях: 1) улучшения условий содержания и медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных; 2) участия в организации труда, досуга, обучения осужденных; 3) оказания помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации. 3. Администрация учреждения уголовно-исполнительной системы оказывает содействие членам общественной наблюдательной комиссии при осуществлении ими мероприятий общественного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 4. По результатам общественного контроля члены общественной наблюдательной комиссии вправе направить администрации учреждения уголовно-исполнительной системы либо уполномоченному органу уголовно-исполнительной системы предложения по улучшению деятельности указанных учреждений. Статья 13. Акты органов юстиции 1. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, Министр юстиции в пределах своей компетенции издает приказы по вопросам деятельности органов юстиции, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также вносит представления. 2. Руководители ведомств и территориальных органов Министерства юстиции в пределах своей компетенции издают приказы и вносят представления. 3. Акты органов юстиции, принятые в пределах их компетенции и прошедшие в случаях, предусмотренных законодательством, государственную регистрацию, обязательны к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства. Статья 14. Представление органов юстиции 1. Органы юстиции вправе вносить представление об устранении нарушений закона: 1) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, но не прошедших ее; 2) в отношении нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов, применяемых ими, но не опубликованных в установленном порядке, опубликование которых обязательно в соответствии со статьей 4 Конституции Республики Казахстан; 3) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, противоречащих законодательству Республики Казахстан; 4) в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан. 2. Представление вносится в соответствующий государственный орган (должностному лицу) либо в вышестоящий орган (должностному лицу). 3. Представление подлежит рассмотрению государственным органом либо должностным лицом вышестоящего органа в месячный срок. Органы юстиции вправе участвовать в рассмотрении представления. 4. Государственный орган либо должностное лицо обязаны устранить нарушения и о принятых мерах сообщить в органы юстиции. См.: Типовые формы представлений органов юстиции Республики Казахстан об устранении нарушений закона.
Глава 3. Основные функции, права и обязанности органов юстиции Статья 15. Функции органов юстиции в сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства В сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) законопроектную работу, разработку проектов нормативных правовых актов; 2) юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов; 3) привлечение для осуществления законопроектных, экспертных, научно-исследовательских работ и консультаций специалистов и экспертов государственных органов, организаций, в том числе зарубежных, с использованием в этих целях бюджетных и иных средств; 4) официальное разъяснение нормативных правовых актов Правительства по поручению Правительства и Премьер-Министра Республики и по собственной инициативе; 5) правовую информатизацию, систематизацию законодательства, ведение эталонного контрольного банка нормативных правовых актов, ведение единой в Казахстане компьютерной системы правовой информации; 6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере законодательства. Статья 16. Функции органов юстиции в сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи В сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) подготовку, организацию заключения и исполнения в соответствии с законодательством Республики Казахстан международных договоров о правовой помощи и правовом сотрудничестве с иностранными государствами; 2) юридическую экспертизу договоров займа, заключаемых под гарантии Республики Казахстан; 3) исполнение судебных поручений и ходатайств иностранных государств в соответствии с международными договорами; 4) проведение анализа по вопросам гармонизации, унификации законодательства Республики Казахстан и иностранных государств, а также имплементации признанных Казахстаном международных норм в законодательство Республики Казахстан; 5) участие в установленном порядке в подготовке и заключении международных договоров о взаимной охране прав интеллектуальной собственности, в подписании таких договоров; 6) юридическую экспертизу проектов международных договоров. Статья 17. Функции органов юстиции в сфере судебно-экспертной деятельности, дознания и административного производства В сфере судебно-экспертной деятельности, дознания и административного производства органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) подбор и расстановку кадров судебных экспертов; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.04.05 г. № 45-III (см. стар. ред.) 2) организацию судебно-экспертной деятельности и выдачу лицензий судебным экспертам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании; 3) материально-техническое обеспечение государственных судебно-экспертных организаций; 4) координацию научно-исследовательской работы в сфере судебной экспертизы; 5) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции; 6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере предупреждения правонарушений и преступлений; 7) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом. Статья 18. Функции органов юстиции в сфере осуществления государственной регистрации В сфере государственной регистрации органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) государственную регистрацию нормативных правовых актов центральных государственных органов, государственную регистрацию нормативных правовых актов маслихатов, акиматов и акимов, ведение Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.06.06 г. № 146-III 2) государственную регистрацию юридических лиц, учетную регистрацию филиалов и представительств, за исключением участников регионального финансового центра города Алматы, а также ведение единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.) 3) государственную регистрацию актов гражданского состояния, документирование, изготовление и выдачу гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов, учет и регистрацию граждан; 4) опубликование для всеобщего сведения перечня зарегистрированных нормативных правовых актов государственных органов; В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 311-III (см. стар. ред.) 5) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение правового кадастра, регистрацию залога движимого имущества, государственное техническое обследование недвижимого имущества и ведение реестра залога движимого имущества. См.: Письмо РГП «Центр по недвижимости Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан по городу Алматы» от 1 февраля 2007 года № 0694/01/22
Статья 19. Функции органов юстиции в сферах организации правовой помощи и оказания юридических услуг, правовой пропаганды 1. В сфере организации правовой помощи и оказания юридических услуг органы юстиции осуществляют следующие функции: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 15.04.05 г. № 45-III (см. стар. ред.); от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.) 1) подбор, аттестацию и расстановку кадров государственного нотариата, выдачу, приостановление и прекращение (за исключением лишения) лицензий адвокатов и нотариусов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании; 2) руководство деятельностью государственных нотариальных контор, содействие развитию частного нотариата, контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства государственными и частными нотариусами; В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.04.05 г. № 45-III (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.) 3) лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.) 4) обеспечение деятельности органов записи актов гражданского состояния, документирование и выдачу гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов; 5) координацию и методологическое руководство деятельностью юридических служб центральных исполнительных органов, взаимодействие с юридическими службами аппаратов акимов областей, городов Астаны и Алматы; 6) контроль за качеством юридических услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам нотариальными конторами, органами записи актов гражданского состояния, адвокатурой; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.) 7) аттестацию, подбор и расстановку кадров органов записи актов гражданского состояния, документирования, организационное, методическое руководство этими органами, обеспечение единой правоприменительной практики в их деятельности; 8) проставление апостиля на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также от нотариусов. 2. В сфере правовой пропаганды органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) межведомственную координацию организации правовой пропаганды, участие в разъяснении законодательства; 2) предоставление на договорной основе эталонных законодательных актов и иных нормативных правовых актов, информационных и справочно-методических материалов, в том числе с использованием автоматизированной системы правовой информации; 3) заказчика юридической литературы, литературы по проблемам правовой пропаганды. В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.) Статья 20. Функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности В сфере уголовно-исполнительной деятельности органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, обеспечение соблюдения установленных законодательством порядка и условий отбывания наказаний в учреждениях уголовно-исполнительной системы; 2) содержание подозреваемых и обвиняемых; 3) организацию размещения осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в соответствии с приговорами, постановлениями и определениями судов; 4) организацию осуществления исправительного воздействия на осужденных, в том числе с использованием психолого-педагогических методов; 5) организацию трудовой занятости осужденных; Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 24.06.08 г. № 46-IV (введен в действие с 01.01.2008 г.) (см. стар. ред.) 6) охрану органов уголовно-исполнительной системы, исправительных учреждений, предназначенных для отбывания наказания осужденных женщин, несовершеннолетних, тюрем и следственных изоляторов; Статья дополнена подпунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 24.06.08 г. № 46-IV (введен в действие с 01.01.2008 г.) 6-1) контроль за оперативной обстановкой в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечение безопасности персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, конвоирование; 7) обеспечение организации работы по подготовке осужденных к освобождению, исполнение актов амнистии и помилования, взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с другими правоохранительными органами, органами государственного управления и общественными объединениями по закреплению результатов исправления осужденных, их трудовому и бытовому устройству; 8) организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности и дознания в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 9) организацию общеобразовательного и профессионального обучения осужденных; 10) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы; 11) организацию и осуществление социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовные наказания; 12) разработку и реализацию программ развития, укрепления и совершенствования уголовно-исполнительной системы; 13) привлечение общественных и религиозных объединений к деятельности уголовно-исполнительной системы; 14) обеспечение профессиональной подготовленности, правовой и социальной защиты персонала; 15) координацию научных исследований государственных органов и организаций в сфере уголовно-исполнительной деятельности. Статья 21. Функции органов юстиции в сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности В сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) обобщение практики применения законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, а также выработку предложений по совершенствованию законодательства в этой области; 2) обеспечение организации и проведения научно-исследовательских и других работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности; 3) международное сотрудничество по вопросам охраны и использования объектов интеллектуальной собственности; 4) государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением норм авторского права и смежных прав пользователями произведений и с исполнением международных договоров в области охраны авторских и смежных прав; 5) контроль за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе; 6) регистрацию авторского права в официальных реестрах; 7) регистрацию лицензионных договоров, заключенных между организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, и пользователями, на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, выдачу государственных регистрационных удостоверений; 8) содействие организации импорта и экспорта прав на использование произведений; 9) обеспечение регистрации заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем; 10) организацию проведения экспертизы заявок на выдачу охранных документов, ведение государственных реестров объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, выдачу охранных документов и осуществление мер по поддержанию их в силе; 11) контроль за деятельностью государственных организаций, осуществляющих экспертизу в сфере патентного дела; 12) обеспечение регистрации лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, открытых лицензий и договоров уступки охранных документов; 13) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.) Статья 21 дополнена подпунктом 14 в соответствии с Законом РК от 10.07.09 г. № 179-IV 14) аккредитацию организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.
Статья 22. Исключена в соответствии с Законом РК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.)
Закон дополнен статьей 22-1 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III Статья 22-1 изложена в редакции Закона РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.) Статья 22-1. Государственный контроль за использованием объектов авторского права и смежных прав, промышленной собственности, селекционных достижений, топологии интегральных микросхем 1. Государственный контроль за использованием объектов авторского права и смежных прав, промышленной собственности, селекционных достижений, топологии интегральных микросхем осуществляется в форме проверки и иных формах. 2. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве». Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом. Статья 23 изложена в редакции Закона РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.) Статья 23. Иные функции органов юстиции 1. Органы юстиции, помимо перечисленных в статьях 15 - 22, осуществляют следующие функции: 1) соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, организаций и государства; 2) обеспечение защиты переданных им другими государственными органами и организациями сведений, составляющих государственные секреты, а также сведений, засекреченных ими; 3) принятие, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции органов юстиции, и сообщение заявителям о принятых решениях в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Казахстан; 4) анализ и обобщение практики применения законодательства Республики Казахстан в сфере своей деятельности и внесение соответствующих предложений по его совершенствованию, устранению причин и условий, способствующих нарушению законодательства Республики Казахстан; 5) обеспечение реализации стратегий и программ; В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.) 6) обеспечение законности и правопорядка в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы; 7) оказание научно-методической и правовой помощи государственным органам в пределах своей компетенции; Пункт дополнен подпунктом 7-1 в соответствии с Законом РК от 20.01.10 г. № 239-IV 7-1) осуществление методологического обеспечения и оказание правовой помощи по вопросам деятельности центров обслуживания населения; 8) осуществление проверки физических и юридических лиц на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности. Пункт дополнен подпунктом 9 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III 9) осуществление проверки деятельности лиц, осуществляющих последующее опубликование текстов нормативных правовых актов, на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан в области последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов. 2. В случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах», органы юстиции устанавливают размер вознаграждения и условия его выплаты. Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 165-III (введен в действие с 01.07.2006 г.) 3. Государственные учреждения уголовно-исполнительной системы реализуют работы и услуги, не относящиеся к основной деятельности. К перечню работ и услуг, не относящихся к основной деятельности государственных учреждений уголовно-исполнительной системы, относятся работы и услуги, предоставляемые при организации деятельности по обеспечению законных интересов подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в них, на дополнительное приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды, обуви, газет, журналов, литературы, медикаментов и иных средств медицинского назначения для оказания дополнительной лечебно-профилактической помощи, на предоставление длительных свиданий и дополнительные лечебно-профилактические и иные определяемые нормативными правовыми актами Республики Казахстан услуги, а также для подозреваемых и обвиняемых создание дополнительных платных бытовых услуг. Статья 24. Права органов юстиции и их должностных лиц Органы юстиции и их должностные лица в пределах своей компетенции вправе: 1) издавать нормативные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению центральными и местными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами; 2) осуществлять межведомственную координацию и контроль по вопросам, входящим в их компетенцию;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |