|
|
|
Закон Республики Казахстан от 27 марта 1997 года № 87-1 Об Данная редакция действовала до внесения изменений от 15 июня 2004 года Глава I. Общие положения (статьи 1 - 6) Глава II. Аварийно-спасательные службы и формирования (статьи 7 - 15) Глава III. Участие аварийно-спасательных служб и (статьи 16 - 20) формирований в ликвидации чрезвычайных ситуаций Глава IV. Спасатели и их статус (статьи 21 - 30) Глава V. Заключительные положения (статьи 31 - 33) Настоящий закон регулирует общественные отношения при организации и деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливает статус спасателей. Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования, структурно включающие в себя спасателей-исполнителей, выполняющих аварийно-спасательные и неотложные работы, спасателей-руководителей этих работ - младшего, среднего и высшего состава, и вспомогательные службы технического обеспечения этих работ; аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения спасательных и неотложных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; спасательные работы - действия в зоне чрезвычайных ситуаций по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей Среды, ее локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных дня нее опасных факторов; неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - деятельность по всестороннему обеспечению спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности; спасатель - гражданин, прошедший специальную подготовку и аттестацию (переаттестацию) на проведение спасательных и неотложных работ; статус спасателей - совокупность прав и обязанностей спасателей, установленных законодательством Республики Казахстан; аварийно-спасательные средства - техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии спасательных и неотложных работ, а также программные базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения спасательных и неотложных работ; руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации - главное распорядительное и ответственное лицо, руководящее ведением работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, или назначенное центральным или местным исполнительным органом, к полномочиям которого отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций; военизированная аварийно-спасательная часть - специализированная организация, предназначенная для круглосуточного обслуживания особо опасных по технологии и аварийности производств, действующая и руководствующаяся принципами единоначалия и выполняющая аварийно-спасательные работы в условиях повышенной опасности, с допустимым риском для здоровья и жизни спасателей. См.: Временное положение по деятельности отраслевых военизированных аварийно-спасательных служб по обслуживанию предприятий недропользователей угольной, горнорудной и нерудной промышленности Республики Казахстан от 2 февраля 2001 года, Приказ Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 12 января 2003 года № 20 Об отраслевом принципе военизированного аварийно-спасательного обслуживания опасных производственных объектов. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об аварийно-спасательных службах и формированиях Законодательство Республики Казахстан об аварийно-спасательных службах и формированиях основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Закона Республики Казахстан "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и формирований Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб и формирований являются: гуманизм и милосердие, предусматривающие приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты окружающей Среды при возникновении чрезвычайных ситуаций; обязательность проведения спасательных и неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; единоналичие руководства аварийно-спасательными службами и формированиями; оправданный риск и обеспечение безопасности при проведении спасательных и неотложных работ; постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению спасательных и неотложных работ. Статья 4. Задачи аварийно-спасательных служб и формирований 1. Основными задачами аварийно-спасательных служб и формирований являются: спасательные и неотложные работы по спасению и эвакуации людей при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; профилактические работы по обеспечению готовности к спасению людей и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование профессионального мастерства и поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб и формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению спасательных и неотложных работ; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них спасательных и неотложных работ; проведение спасательных и неотложных работ на обслуживаемых объектах и территориях. Кроме того, на аварийно-спасательные службы и формирования могут возлагаться задачи по: участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; участию в проведении экспертизы предлагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах; пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения спасательных и неотложных работ; проведению научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, организации изготовления и внедрения оборудования по спасательному делу и противоаварийной защите; другим вопросам, не выходящим за рамки гуманитарных задач, возложенных на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные аварийно-спасательные службы и формирования, определяется органом, их создавшим, по согласованию с центральным исполнительным органом по чрезвычайным ситуациям, органами управления при местных исполнительных органах, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций в соответствии с их полномочиями, и закрепляется в положениях об аварийно-спасательных службах и формированиях или в уставах указанных служб и формирований. См.также: Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 1999 года № 482 "Об отдельных организациях, подведомственных Агентству Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям", о привлечении предпринимателей к выполнению ряда работ, услуг смотри Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 года, № 343 "О развитии рынка отдельных видов работ и услуг". Статья 5. Государственная поддержка аварийно-спасательных служб и формирований Государство оказывает всемерную поддержку аварийно-спасательным службам и формированиям, являющимся силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для чего: устанавливает систему льгот для аварийно-спасательных служб и формирований; оказывает содействие организациям, местным исполнительным органам в подготовке и оснащении создаваемых ими добровольных аварийно-спасательных формирований, а также содействие в подготовке граждан, изъявивших желание пройти обучение по программе подготовки спасателей; предусматривает систему мер по правовой и социальной защите спасателей; оказывает финансовую поддержку аварийно-спасательным службам и формированиям, исходя из интересов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Статья 6. Виды спасательных и неотложных работ К спасательным и неотложным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также работы, связанные с тушением пожаров и ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, и другие специальные работы, проводимые в чрезвычайных и аварийных ситуациях, перечень которых может быть дополнен постановлением Правительства Республики Казахстан. Глава II. Аварийно-спасательные службы и формирования Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб и формирований 1. В Республике Казахстан аварийно-спасательные службы и формирования создаются: на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, в том числе военизированные горноспасательные, противофонтанные, газоспасательные, противопожарные, оперативно-спасательные и другие специализированные в области чрезвычайных ситуаций части и подразделения; на добровольных началах - добровольные аварийно-спасательные формирования, в том числе добровольные горноспасательные, противофонтанные, газоспасательные и противопожарные формирования. 2. Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования создаются: республиканские (в том числе как республиканские государственные предприятия) - по решению центральных исполнительных органов; территориальные (в том числе как коммунальные государственные предприятия) - по решению местных исполнительных органов; объектовые (в организациях, для осуществления деятельности которых законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб и формирований) - руководством организаций. См.например: Положение об Единой авиационной поисково-спасательной службе Республики Казахстан. 3. Добровольные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников. Статья 8. Состав аварийно-спасательных служб и формирований Состав и структура аварийно-спасательных служб и формирований определяются Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами. См.также: Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 1999 года № 482 "Об отдельных организациях, подведомственных Агентству Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям", Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 марта 1993 года № 222 "О мерах по созданию аварийно-спасательной службы Республики Казахстан". Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб и формирований 1. Комплектование личного состава аварийно-спасательных служб и формирований осуществляется на добровольной основе. 2. В профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются совершеннолетние граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявленным к их морально-психологическим качествам. 3. К исполнению обязанностей спасателей в аварийно-спасательных службах и формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение спасательных и неотложных работ. Средний, старший и высший руководящий состав аварийно-спасательных служб и формирований комплектуется из инженерно-технических работников обслуживаемых организаций. 4. При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются условия приема и увольнения; особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда; социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб и формирований на дежурстве и при проведении спасательных и неотложных работ. Статья 10. Регистрация аварийно-спасательных служб и формирований 1. Государственная регистрация профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований как юридических лиц производится в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 2. Регистрацию (учетную) аварийно-спасательных служб и формирований в установленном порядке осуществляют центральный исполнительный орган по чрезвычайным ситуациям, органы управления при местных исполнительных органах, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями. Пункт 2 статьи 11 дополнен в соответствии с Законом РК от 23.06.2000 г. № 55-II. (См. старую редакцию). Статья 11. Деятельность аварийно-спасательных служб и формирований 1. Деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований носит особый характер, влечет неукоснительное выполнение всеми их работниками приказов и распоряжений руководителей названных служб и формирований. Эти требования распространяются также на добровольные аварийно-спасательные формирования с момента их привлечения к участию в ликвидации чрезвычайной ситуации. 2. Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований к выполнению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации проверяется в ходе аттестации и регулярных проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий центральным исполнительным органом по чрезвычайным ситуациям, органами государственного надзора и местными исполнительными органами. 4. Постоянная готовность профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований обеспечивается путем проведения систематических занятий и специальных тренировочных сборов по профессиональной подготовке и переподготовке их состава. 5. Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований в обязательном порядке оборудуется специальными приборами звуковых и световых сигналов, а также светографической раскраской установленного образца. 6. Руководители объектов, на которых созданы добровольные аварийно-спасательные формирования, проводят регулярные занятия по обучению спасателей специальными навыками проведения аварийно-спасательных работ и обеспечивают их для этого специальной экипировкой. В пункт 2 статьи 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.06.2000 г. № 55-II. (См. старую редакцию). Статья 12. Аттестация аварийно-спасательных служб и формирований 1. Все аварийно-спасательные службы и формирования подлежат аттестации в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. 2. Аварийно-спасательным службам и формированиям, прошедшим аттестацию и подтвердившим в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению спасательных работ, выдаются лицензии на право ведения спасательных работ. 3. Приостанавливается полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние объектовых профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают установленным нормативам по обеспечению аварийно-спасательными службами. Порядок приостановления деятельности указанных организаций устанавливается Правительством Республики Казахстан. Статья 13. Координация деятельности аварийно-спасательных служб и формирований 1. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, созданных по решению центральных исполнительных органов, осуществляет центральный исполнительный орган по чрезвычайным ситуациям. 2. Координация деятельности аварийно-спасательных служб и формирований на территории Республики Казахстан осуществляется в целях: оперативного привлечения необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств; выработки согласованных предложений государственным органам по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области социальной защиты спасателей и членов их семей; унификации нормативной правовой базы деятельности аварийно-спасательных служб и формирований; проведения единой государственной политики в области производства аварийно-спасательных средств и в вопросах материально-технического обеспечения аварийно-спасательных служб и формирований; отработки взаимодействия между аварийно-спасательными службами и формированиями и другими силами, в том числе воинскими частями и подразделениями, выделенными для проведения спасательных и неотложных работ на соответствующих территориях; решения вопросов подготовки спасателей, должностных лиц аварийно-спасательных служб и формирований, принимающий участие в проведении спасательных и неотложных работ. 3. Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб и формирований на территориях местных исполнительных органов осуществляют органы управления при местных исполнительных органах, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. См.также: Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 мая 1996 г. № 553 "О Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Статья 14. Перемещение, перепрофилирование, ликвидация аварийно-спасательных служб и формирований 1. Основаниями для перемещения в другую местность, перепрофилирования на другой вид спасательных и неотложных работ или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Республики Казахстан, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации которых предназначены указанные службы и формирования. 2. Решения о перемещении, перепрофилировании или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Республики Казахстан, принимают создавшие их центральные и местные исполнительные органы, организации по согласованию с органами, на которые в соответствии со статьей 13 настоящего Закона возложены функции координации деятельности указанных служб и формирований, а также по согласованию с центральным исполнительным органом по чрезвычайным ситуациям. 3. При принятии решений о ликвидации добровольных аварийно-спасательных формирований, созданных по решению администраций организаций, они информируют органы, на которые в соответствии со статьей 13 настоящего Закона возложены функции координации деятельности указанных формирований. В статье 15 Законом РК от 22.12.98 г. № 327-1 исключены: в абзаце втором слова ", а также финансовых средств организаций, создающих аварийно-спасательные службы и формирования"; абзацы третий и шестой. Статья 15 изложена в редакции Закона РК от 23.06.2000 г. № 55-II. (См. старую редакцию). Статья 15. Финансирование деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Финансирование деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Глава III. Участие аварийно-спасательных служб и формирований в ликвидации чрезвычайных ситуаций Статья 16. Привлечение аварийно-спасательных служб и формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций 1. Привлечение аварийно-спасательных служб и формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется: в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами и формированиями объектах и территориях; в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций; по решению уполномоченных на то должностных лиц центральных и местных исполнительных органов, организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб и формирований либо имеющих на то установленные законодательством Республики Казахстан полномочия, на основе запроса центральных и местных исполнительных органов, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуациях, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный Правительством Республики Казахстан уровень защищенности объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций. 3. Личный состав, транспортные и технические средства аварийно-спасательных служб и формирований не могут привлекаться для выполнения работ, не связанных с их основными задачами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья 17. Руководство спасательными и неотложными работами 1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Республики Казахстан - при глобальном и региональном масштабе распространения чрезвычайной ситуации, местными исполнительными органами - при местном масштабе распространения, руководством организаций - при объектовом масштабе распространения. 3. Руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций ми исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных центральными и местными исполнительными органами, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций, и поступают в их распоряжение. 4. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех должностных лиц, граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан. 5. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. 6. В случае крайней необходимости (непосредственной угрозы жизни и здоровью людей) руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения: о проведении эвакуационных мероприятий; об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; о проведении спасательных и неотложных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций; о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; об использовании средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций с последующим возмещением расходов в соответствии с действующим законодательством; о привлечении к проведению спасательных и неотложных работ добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение спасательных и неотложных работ; о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению спасательных работ; о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом спасательных и неотложных работ. 7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих государственных органов, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях. 8. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб и формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации спасательных и неотложных работ. 9. В случае технологической невозможности проведения всего объема спасательных и неотложных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке указанных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей. Статья 18. Содействие аварийно-спасательным службам и формированиям в осуществлении их деятельности 1. Центральные и местные исполнительные органы, организации, независимо от форм собственности, обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам и формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и возвращающимся к месту дислокации, с предоставлением им необходимых транспортных и материальных средств с последующим их возмещением. 2. При следовании к месту проведения спасательных и неотложных работ оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, в том числе временно привлеченный и арендованный, пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах, независимо от форм собственности. См.также: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 16 апреля 1993 г. № 315 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения транспортными средствами и организации перевозок сил и средств Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях". Статья 19. Привлечение сил и средств Министерства внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций Привлечение сил и средств Министерства внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и действующим законодательством. См.также: Функции центральных исполнительных органов и организаций Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья 20. Правовые гарантии деятельности спасателей 1. В ходе проведения спасательных и неотложных работ спасатели руководствуются настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами по вопросам аварийно-спасательной деятельности и подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб и формирований, в составе которых проводят указанные работы. 2. Местные представительные и исполнительные органы, руководители организаций всех форм собственности и граждане обязаны оказывать содействие спасателям при исполнении ими своих служебных обязанностей. 3. Никто не вправе воздействовать в какой-либо форме на спасателей с целью воспрепятствования исполнению ими своих обязанностей. Глава IV. Спасатели и их статус Статья 21. Спасатели 1. Граждане Республики Казахстан приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации на проведение спасательных и неотложных работ после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программе подготовки спасателей. 2. Гражданам Республики Казахстан при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номеров спасателя. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в спасательных и неотложных работах. Положение о книжке спасателя утверждается центральным исполнительным органом по чрезвычайным ситуациям. Статья 22. Аттестация спасателей 1. Спасатели проходят аттестацию и последующую регулярную переаттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан. 2. Спасатели, не прошедшие переаттестацию, утрачивают статус спасателей. 1. Спасатели, привлеченные к спасательным и неотложным работам, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ. 2. В ходе проведения спасательных и неотложных работ спасатели имеют право на: принятие любых мер, направленных на спасение людей; полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей; беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения спасательных и неотложных работ; требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности; экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения спасательных и неотложных работ; использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций. 3. Спасатели, принимавшие участие в проведении спасательных и неотложных работ, имеют право на медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан. 4. Спасатели имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке. 5. Спасатели профессиональных и добровольных аварийно-спасательных служб и формирований имеют право в период проведения спасательных и неотложных работ на обеспечение питанием по нормам, установленным Правительством Республики Казахстан, и проживание с оплатой расходов за счет средств, выделенных на содержание аварийно-спасательных служб и формирований. 6. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также спасатели добровольных аварийно-спасательных служб и граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению спасательных и неотложных работ имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. За спасателем добровольных аварийно-спасательных служб и гражданами, не являющимися спасателями, при привлечении их к проведению спасательных и неотложных работ сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Статья 24. Обязанности спасателей 1. Спасатели обязаны: вести поиск пострадавших людей, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи; быть в готовности у участию в проведении спасательных и неотложных работ, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку; совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований; неукоснительно соблюдать технологию проведения спасательных и неотложных работ; неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения спасательных и неотложных работ руководителями аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ; разъяснять гражданам правила безопасности поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения. 2. Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований определяются соответствующими уставами, положениями, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта). См.: Приказ Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 1 августа 2001 г. № 168. Статья 25. Режим работы (службы) и отдыха спасателей 1. В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке. 2. Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований в течение рабочего дня и рабочего года определяется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан с учетом медицинских и санитарно-гигиенических норм. 3. Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований на дому в режиме ожидания и постоянной готовности к выезду на спасательные и неотложные работы в период осуществления спасательных и неотложных работ учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства. 4. При проведении спасательных и неотложных работ режим работы и продолжительность рабочей смены спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований могут быть изменены, они устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения спасательных и неотложных работ и медицинских рекомендаций.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |