|
|
|
Справка к Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах 1. История создания и принятия Конвенции 2. Статус и опубликование Конвенции 1. История создания и принятия Конвенции Как известно, Конвенция является международным соглашением, вводящим единообразное регулирование международных сделок купли-продажи товаров и основанным на компромиссе подходов романо-германской и англо-американской правовых систем. При этом Конвенция пользуется поистине всемирным признанием: на 1 января 2000 г. она действовала для 57 государств, общая доля которых в мировой торговле составляет более двух третей, и их число продолжает увеличиваться. Все это превращает Конвенцию в уникальный правовой акт, до сих пор не имевший аналогов в истории юриспруденции. Историю создания и принятия Венской Конвенции можно условно разбить на два этапа. Первый берет свое начало в 1928 году и относится к активности UNIDROIT и в немалой степени деятельности выдающегося немецкого цивилиста Эрнста Рабеля (Ernst Rabel). Второй основан на мерах, предпринятых UNCITRAL в целях унификации права международной купли-продажи. В 1928 году после консультаций со статс-секретарем Министерства юстиции Германии Шлегельбергером (Schlegellberger), Рабель обратился к Vittorio Scialoja, Президенту UNIDROIT, Римского Института унификации частного права, с инициативой, смысл которой сводился к следующему: включить в первый тогда план деятельности Института работы по унификации права международной купли-продажи товаров (UNIDROIT был основан 3.9.1926 года под эгидой Лиги Наций и торжественно открыт в Риме 8 мая 1928 года). Первый содержавший предварительные выводы доклад о путях и возможностях унификации права международной купли-продажи товаров был представлен Рабелем Совету Директоров UNIDROIT уже на его втором пленарном заседании, состоявшемся 21 февраля 1929 года (опубликован в: RabelsZ 3 (1929) 402ff.). Содержание доклада было основано, в том числе, на материале, который к тому времени был накоплен в результате исследований, проведенных сотрудниками Института Кайзера Вильгельма, Institut fuer Auslaendisches und Internationales Priavatrecht (сегодня: Институт международного и зарубежного частного права при Обществе им. Макса Планка), во главе с его тогдашним директором Рабелем. 17 декабря того же года Рабель представил UNIDROIT знаменитый "Blauer Bericht" (Rapport sur le droit compare en matiere de vente par "Institut fuer Auslaendisches und Internationales Priavatrecht" de Berlin; опубликован в: Рабель, Собрание трудов, т.3 стр.381). 29 апреля 1930 года по инициативе UNIDROIT был сформирован специальный Комитет, в состав которого вошли представители юридических кругов Германии (Ernst Rabel, Hans Ficker), Великобритании (Sir Cecil J.B. Hurst и H.S. Gutteridge), Франции (Henri Capitant и Josef Hamel), а также скандинавских государств (Algot Bagge и Martin Fehr). В течение следующих четырех лет, с 1930 по 1934 гг., членами Комитета, в работе которого также принимали участие и другие юристы, в частности, проф. Llewellyn, создатель американского UCC, был подготовлен первый проект 1935 года унифицированного права международной купли-продажи (опубликован в: RabelsZ 9 (1935), 8 ff.). Проект 1935 года, в котором была изложена материальная часть права купли-продажи, после его одобрения Советом Директоров UNIDROIT был передан в Лигу Наций для ознакомления с его содержанием государств, представленных в Лиге. Что касается процессуальной части унифицированного права купли-продажи, то подготовленный позднее предварительный проект 1936 года о порядке заключения договоров купли-продажи (Loi uniforme sur la formation des contracts internationaux par correspondence) оказался менее успешным, не встретив должного понимания в среде заинтересованных кругов. В 1937-1938 гг. была продолжена деятельность по доработке проекта 1935 года. В ее ходе принимали участие Bagge, Hamel и Rabel, который после своего изгнания из Германии приобрел статус теперь уже частного лица. В результате подобной деятельности к 1939 году был практически подготовлен к опубликованию новый переработанный проект единообразного документа. Начавшаяся, однако, Вторая мировая война внесла в ход событий свои коррективы, отнеся последующие работы по унификации права купли-продажи на послевоенный период: только в 1947 году была возобновлена активность по созданию единого права купли-продажи. Первые послевоенные заседания Комитета по праву купли-продажи прошли лишь осенью 1950 года. С 1 по 10 января 1951 г. по инициативе правительства Нидерландов в Гааге прошла дипломатическая Конференция, в результате которой был подготовлен проект 1951 года материальной части, а также образован Специальный комитет. Результатом Конференции явилось и то, что правительство Нидерландов приняло на себя патронирование дальнейших работ по унификации права международной купли-продажи, учредив для подобных целей Секретариат. Заседания созданного в ходе Конференции Специального комитета проходили в: Гааге (1952), Риме (1952), Ницце (1953), Риме и Лугано (1954), и вновь в Риме (1955 и 1956 гг.). В процессе деятельности Комитета был подготовлен новый Проект 1956 года, снабженный сопроводительной запиской, в составлении которой приняли участие Hamel и Tunc. В ноябре того же года проект был передан правительству Нидерландов (Rapport de la Commission, La Haye 1956), которое представило проект государствам-участникам Конференции для ознакомления с ним и внесения своих изменений. В отличие от материальной части права международной купли-продажи товаров работы по формированию его процессуальной части были возобновлены только в 1956 году после того, как Совет Директоров UNIDROIT сформировал Комиссию, результатом деятельности которой явился проект 1958 года, переданный также, как и предыдущий проект, правительством Нидерландов на рассмотрение заинтересованными государствами. Информация, поступившая от государств, которым ранее были направлены проекты документов о единообразном праве купли-продажи, явилась предметом обсуждения двух последующих заседаний Специального комитета, состоявшихся в 1962 году соответственно в Риме и Париже. К сожалению, доработке с учетом поступивших пожеланий и замечаний подверглась лишь материальная часть права международной купли-продажи, образовав тем самым состав очередного проекта теперь уже 1963 года. Процессуальная часть была оставлена без изменений и в таком виде совместно с подготовленной по поручению Римского Института Tunc'oм Пояснительной запиской, а также составленным Bagge'ем Заключением, положена в основу дальнейших мероприятий. (Пояснительная записка Института обобщала поступившие пожелания и замечания в отношении порядка заключения договоров международной купли-продажи товаров). Таким образом, на созванной в Гааге в 1964 году дипломатической конференции обсуждались проект Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1963 года, а также проект Конвенции о заключении договоров международной купли-продажи 1958 года. В Конференции принимали участие представители 28 государств, подписавшие по итогам Конференции Заключительный акт. На Конференции были также представлены Европейское Экономическое Сообщество, Совет Европы, Гаагская Конференция по международному частному праву, Организация экономического сотрудничества и развития, а также Международная торгово-промышленная палата. Главным итогом Конференции стало принятие двух Конвенций. Первая регулировала материальную сторону договоров международной купли-продажи. Вторая содержала положения о порядке их заключения. Конвенции вступили в силу 18 августа 1972 года по истечении шести месяцев с момента размещения на хранения пятой ратификационной грамоты. (В отличие от Венской конвенции по международной купле-продаже товаров, Гаагские конвенции не обладали прямым действием на территории присоединившихся к ним государств и нуждались в принятии адаптирующих их содержание национальных законов; в Германии это: Единообразный закон О международной купли-продажи предметов движимого имущества от 17.07.1973 - BGBl I S.856, а также Единообразный закон О заключении договоров международной купли-продажи товаров от 17.07.1973 - BGBl I S. 868). Гаагское унифицированное право купли-продажи товаров вступило в законную силу и применялось на территории лишь девяти государств: Бельгии, Гамбии, Германии, Израиля, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Сан-Марино и США). И несмотря на наличие внушительного, особенно в ФРГ (около 220), числа вступивших в законную силу решений судов, оно не сумело, по словам Шлехтрима: "...оправдать связанных с ним надежд на превращение его норм в lex mercatoria всемирных торговых отношений" (Schlechtriem, Internationales UN-Kaufrecht. Tuebingen, 1996). (За пределами Европы попытки унифицировать право купли-продажи предпринимались также в Латинской Америке, где в 1953 году в рамках Организации Американских государств был подготовлен "Proyecto de Buenos Aires", так, правда, и оставшийся проектом.) Ограниченный характер применения Гаагских конвенций подвиг мировую общественность продолжить деятельность по унификации норм, регулирующих международную куплю-продажу товаров. В соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1966 года (Резолюция 2205 [XXI]) под эгидой Объединенных Наций была создана постоянно действующая Комиссия ООН по вопросам международного торгового права (UNCITRAL: United Nations Commission on International Trade Law). На ее первой сессии, проходившей с 29 января по 26 февраля 1968 года, было принято решение, признать в качестве приоритетной задачи необходимость дальнейшей унификации норм, регулирующих международную куплю-продажу товаров (см.: YB 1968-1970 cтр. 76 и далее), что положило начало второму этапу создания единообразного права. Одним из первых шагов Комиссии в данном направлении явилась ревизия нормативного состава Гаагских конвенций, в целях которой была создана специальная рабочая группа по праву купли-продажи из числа представителей 36 государств. Рабочей группой были подготовлены: - проект 1972 года, в котором впервые были представлены в новом виде статьи 1-55 Гаагской конвенции О международной купли-продажи товаров (материальная часть); - проект 1974 года, содержавший новую редакцию Гаагской конвенции в целом; - проект 1975 года, в который частично вошли положения, не нашедшие своего отражения в предыдущем документе; - "Женевский" проект 1976 года (заседание рабочей группы состоялось в январе 1976 года), который был составлен членами редакционного комитета, специально образованного для этого на 7-ом пленарном заседании рабочей группы в Женеве. Проект среди прочего содержал не вошедшие в предыдущей документ положения и по сути представлял собой его переработанный вариант. Проект был также снабжен комментарием, составленным Секретариатом (см.: Commentary on the draft Convention on the International Sale of Goods (A/CN.9/116, annex II), UNCITRAL-YB 1976, стр.96). В соответствии с решением рабочей группы указанный проект был передан в UNCITRAL для целей его дальнейшего обсуждения; - "Венский" проект 1977 года: проект был подготовлен на 10-м пленарном заседании UNCITRAL, состоявшемся в Вене в период с 22 апреля по 18 июня 1977 года. За его основу был принят Женевский проект 1976 года, а также материалы, полученные UNCITRAL по результатам 9-ого пленарного заседания и ознакомления заинтересованных государств с Женевским проектом; - "Нью-йоркский" проект 1978 года: в состав данного, принятого в Нью-Йорке на XI-ом пленарном заседании UNCITRAL, проекта были включены подготовленный UNCITRAL проект 1977 года (материальная часть купли-продажи товаров), а также представленный рабочей группой и переработанный UNCITRAL проект документа о порядке заключения договоров международной купли-продажи товаров 1977 года. Создателям Конвенции удалось, таким образом, объединить в одном документе как нормы, регулирующие материальную часть купли-продажи, так и положения, регулирующие порядок заключения договора купли-продажи товаров. UNCITRAL представила проект 1978 года для ознакомления государствами-членами ООН. Проект 1978 года явился основой для проведения дипломатической конференции в Вене в 1980 году. Конвенция Организации Объеденных Наций О договорах международной купли-продажи товаров - CISG (United Nations Convention on Contracts for the International Sale of Goods) - получила свое окончательное закрепление в ходе дипломатической конференции, созванной Генеральным Секретарем ООН в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи от 16.12.1978 в Вене на период с 10-ого марта по 11-ое апреля 1980 года. В работе проходившей в венском Hofburg'е конференции приняли участие представители 62 государств, общая численность которых, по словам Loewe, составила порядка 200 человек [Loewe. Internationales Kaufrecht. S. 13]. Хотя Венская Конференция несколько уступала по своей представительности Гамбургской Конференции 1978 года по вопросам морской перевозки грузов (78 государств-участников) и Нью-йоркской 1974 года по вопросам исковой давности в международной купле-продаже товаров (66 стран), ее несомненным достижением и отличием от Гаагской Конференции 1964 года явилось то обстоятельство, что участники Конференции представляли интересы теперь уже не только западноевропейских стран, но и государств, отнесенных к странам Восточного блока и третьего мира, что в значительной мере увеличило шансы на успех Венской Конвенции в целом как документа, призванного единым образом регулировать договоры международной купли-продажи товаров. Подобное обстоятельство во многом предопределило судьбу Конвенции, обозначив первые признаки того, что профессор Stoffel назвал прорывом Венской конвенции (Stoffel. Ein neues Recht des internationalen Warenkaufs in der Schweiz, in: SJZ 1990, S. 170.) Ходом Конференции руководил венгерский профессор Eoersi. Председателем Первого комитета, в котором проходило обсуждение отдельных институтов права международной купли-продажи товаров, руководил профессор Loewe (Австрия). Работу Второго комитета, занимавшегося подготовкой заключительных положений конвенции, а также составлением Протокола к Конвенции 1974 об исковой давности в международной купле-продаже, возглавлял профессор Mantilla-Molina (Мексика). Во главе Редакционного комитета находился г-н Khoo (Сингапур). По словам Хубера (Huber): Заседания на Конференции были необычайно предметными и в немалой степени отличались отсутствием политического давления. Обсуждение почти всех вопросов за исключением, разве что, некоторых из них (как, например, срок заявления покупателем рекламации) проходило в обстановке, свободной от формирования различных, обусловленных региональной принадлежностью, блоков подобно тому, как это обычно имеет место на конференциях по вопросам международной торговли. (Huber. Das VN-Uebereinkommen ueber internationale Kaufvertraege, in: RIW 1980, S. 602.) Вопреки тому, что большинство предложений о внесении изменений и дополнений в текст будущей Конвенции было отвергнуто, ее участникам удалось внести в первоначальный текст представленного на рассмотрение проекта ряд улучшений, позволивших конкретизировать понятие существенного нарушения договора; установить ясность в вопросах применения покупателем права требовать устранения недостатков; а также вновь закрепить общие правила толкования. Ухудшением первоначально предложенного варианта Конвенции явилось, по словам Хубера (Huber), некоторое "смягчение" позиций в вопросе установления срока предъявления рекламаций (см.: Huber. Das VN-Uebereinkommen ueber internationale Kaufvertraege, in: RIW 1980, S. 602) 2. Статус и опубликование Конвенции В результате итогового голосования окончательный вариант Конвенции был одобрен представителями 42-х государств против 10 воздержавшихся (Бирмы, Заира, Ирака, Кении, Китая, Колумбии, Панамы, Перу, Таиланда и Турции). На Конференции Конвенцию подписали: Австрия, Венгрия, Гана, Сингапур, Чили и Югославия. В соответствии со ст. 99 Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров вступила в силу 1-ого января 1988 года, основанием для чего послужил факт размещения на хранение 11-ого декабря 1986 года десятой ратификационной грамоты (в этот день были размещены на хранение 9-я, 10-я и 11-я ратификационные грамоты соответственно Италией, США и Китаем).
Статус Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980) По состоянию на 01.10.2001
Представители СССР принимали участие в Конференции Организации Объединенных Наций по договорам международной купли-продажи товаров, на которой Конвенция была принята. Однако последняя от имени СССР на этой Конференции подписана не была. Только через десять лет, 23 мая 1990 г., Верховный Совет СССР принял Постановление № 1511-I "О присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров". Данное Постановление было опубликовано за номером 428 в "Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР", номер 23 от 6 июня 1990 г. Столь позднее присоединение СССР к Конвенции объясняется тем, что некоторые союзные ведомства не видели смысла в присоединении к Конвенции до тех пор, пока к ней не присоединятся основные торговые партнеры СССР. Соответственно, вопрос о присоединении последнего к Конвенции начал приобретать актуальность для таких ведомств только в конце 80-х годов, когда Конвенция вступила в силу уже, например, для США, Франции, Италии, Финляндии и ряда других государств.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |