|
|
|
Пояснительная записка Заключение научной правовой экспертизы Справочный лист Мажилис Парламента Республики Казахстан Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан "О третейских судах" В настоящее время, в период экономических преобразований, интеграции и распространения гражданских отношений на все новые сферы общественной жизни, институт третейского разбирательства выдвигается на роль одного из основных способ разрешения споров, разногласий и конфликтов, возникающих из гражданско-правовых отношений. Актуальность вопросов института третейского разбирательства в Республике Казахстан обусловлена прежде всего эффективностью экономических и политических реформ в стране. Согласно положениям Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949, в целях развития судебной системы Казахстана необходимо предусмотреть альтернативные методы разрешения гражданско-правовых споров, законодательно урегулировав, в частности, деятельность третейских судов, приблизив их к международным стандартам. Разработка проекта Закона Республики Казахстан "О третейских судах" предусмотрена Планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2003 год, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2003 года № 117. Проект Закона Республики Казахстан "О третейских судах" разработан с учетом мировой практики в области третейского разбирательства. Основной целью проекта Закона является создание нормативной правовой базы организации и деятельности третейских судов, их функционирования и четкая регламентация их прав и обязанностей. В случае принятия законопроект устранит правовой пробел в гражданском законодательстве, в принципе, предусматривающем деятельность третейских судов в Республике Казахстан (статья 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан и статья 249 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан). Также, в пункте 3 резолютивной части постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 февраля 2002 года № 1 "Об официальном толковании пункта 2 статьи 13 и пункта 1 статьи 75 Конституции Республики Казахстан" прямо указано о необходимости разработки специального нормативного правового акта для правовой регламентации организации и деятельности третейских судов в Республике Казахстан. Разработка данного законопроекта обусловлена необходимостью правовой регламентации создания и деятельности третейских судов как альтернативного и прогрессивного института разрешения споров, вытекающих из гражданских правоотношений. Проект Закона Республики Казахстан "О третейских судах" регулирует организационно-правовые вопросы деятельности третейских судов в Республике Казахстан, последствия урегулирования споров в третейском порядке. Возможность урегулирования споров в экономической сфере путем обращения в третейский суд со временем значительно "разгрузит" нагрузку судов, что в итоге может принципиально решить проблему их загруженности. Необходимость формирования и деятельности института третейского разбирательства в Республике Казахстан, как эффективного инструмента для разрешения экономических споров, следует рассматривать с учетом требований Главы государства, определившим одной из приоритетных задач государства - развитие малого и среднего предпринимательства. Принятие Закона Республики Казахстан "О третейских судах" повлечет необходимость внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности третейских судов Республики Казахстан. Принятие данного проекта Закона не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета. Премьер-Министр Республики Казахстан Министерство юстиции Республики Казахстан Заключение научной правовой экспертизы Наименование проекта нормативного правового акта: Закон Республики Казахстан "О третейских судах". Назначение проекта нормативного правового акта: проект Закона Республики Казахстан "О третейских судах" направлен на урегулирование порядка образования третейских судов Республики Казахстан и международных третейских судов, находящихся на территории Республики Казахстан. Инициатор проведения экспертизы: Министерство юстиции Республики Казахстан. Структура проекта нормативного правового акта: состоит из 47 статей. На заключении были рассмотрены вопросы: 1) Соответствие проекта Закона Республики Казахстан "О третейских судах" (далее - законопроект) Конституции Республики Казахстан и другим законодательным актам Республики Казахстан. 2) Соблюдение юридической техники в тексте законопроекта. 3) Обоснованность и своевременность предложенного законопроекта. 4) Определение возможной эффективности законопроекта. 5) Выявление возможных отрицательных последствий принятия законопроекта. 6) 6) Определение наличия условий для совершения коррупционных правонарушений в связи с принятием законопроекта. В настоящее время с продолжением экономических и социально-политических преобразований, происходящих в стране, по нашему мнению, назрела необходимость по разработке и принятии Закона Республики Казахстан "О третейских судах". Данная точка зрения обусловлена рядом следующих причин. Республика Казахстан присоединилась к основным международным конвенциям об арбитраже: Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. и Конвенции об урегулировании споров между государствами и гражданами других государств относительно капиталовложений 1965г. (Конвенция ИКСИД). Присоединение Казахстана к этим конвенциям означает обязательность исполнения решений иностранных арбитражей в Казахстане, равно как решений казахстанских арбитражей на территории других государств. Статья 3 Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений предусматривает приведение арбитражных решений Договаривающимися Государствами в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается приведение в исполнение этих решений. Если такое исполнение потребуется на территории Казахстана возникнет правовая коллизия, так как законодательством республики не определены процессуальные нормы исполнения иностранных арбитражных решений. Принятие вышесказанного закона определит порядок действия третейского суда, его компетенцию, процессуальные и другие вопросы, а также порядок исполнения решений иностранных и международных арбитражей, восполнив имеющийся правовой пробел. Предпочтительность арбитражного урегулирования спора перед судебным очевидна из пункта 4 статьи 27 названного Закона, который предусматривает прекращение производства по делу в суде, в случае представления иностранным инвестором письменного заявления о выборе иной процедуры разрешения спора, предусмотренной пунктом 2 статьи 27 упомянутого Закона. Признание и исполнение решений иностранных арбитражей предусматривается и Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (ГПК РК), однако такое признание и исполнение должно быть предусмотрено законом или международным договором Республики на началах взаимности (статья 425 ГПК РК). Практически все развитые страны имеют национальные законы о международном коммерческом арбитраже и третейском суде, что благоприятно сказывается на их инвестиционном климате и возможностях предпринимательства (США, Великобритания, Норвегия, Швейцария и др.). Возможность урегулирования споров в экономической сфере путем обращения в арбитраж со временем значительно "разгрузит" нагрузку судов, что, в конечном счете, может принципиально решить проблему их загруженности. Анализ внешнеэкономических контрактов подтверждает, что зарубежные участники, в том числе и инвесторы, обычно склонны передавать спор на рассмотрение арбитраж ввиду его явных преимуществ перед судебным разбирательством: свобода и гибкость сторон в выборе нейтрального и компетентного арбитра (третейского судьи); возможность объединения нескольких споров в один процесс; арбитражное решение легче признается и исполняется иностранными государствами, чем судебное, так как большинство государств является участниками Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.; арбитраж менее формализован и бюрократичен; конфиденциальность; быстрота и относительная не дороговизна арбитражного процесса. В этой связи, с учетом мировой практики в области третейского разбирательства, а также в целях дальнейшей унификации и гармонизации подхода к международным арбитражным решениям, привлекательности Казахстана как одного из мест коммерческого арбитража, исключения необходимости обращения хозяйствующих субъектов в иностранные или международные третейские суды, находящиеся на территории других государств и привлечения притока в страну дополнительных финансовых средств в виде иностранных инвестиций и третейских сборов, было принято решение о необходимости определения в одном Законе положений о регулировании деятельности, как отечественных третейских судов, так и международных третейских судов. В соответствии с приведенными выше аргументами, Министерством юстиции Республики Казахстан и был разработан законопроект. Рассмотрев представленный на научную правовую экспертизу-законопроект, Институт законодательства имеет следующие замечания и предложения. К проекту имеются следующие замечания и предложения: Пункт 5 статьи 7 устанавливает виды споров не подведомственных третейским судам, в том числе, по которым затрагиваются интересы акционерных обществ с участием государства. Гражданское законодательство исходит из принципов равноправия участников гражданско-правовых отношений, где государство в лице уполномоченных им органов выступает равноправным участником. В силу Гражданского кодекса Республики Казахстан и Закона Республики Казахстан "Об акционерных обществах" государство как акционер обладает определенным объемом прав в отношении акционерного общества. При этом другие акционеры обладают такими же правами. Указанное обуславливает неправомерность ограничения по рассмотрению третейскими судами споров, в которых затрагиваются интересы акционерных обществ с государственным участием. Так государство в пределах пакета акций в акционерном обществе может голосовать за решение о приемлемости разрешения споров по договорам общества в третейском суде. В главе 3 проекта регламентируются расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, в числе которых устанавливается гонорар третейскому судье. При этом в проекте не устанавливается порядок оформления договорных отношений между третейскими судьями и сторонами. Хотя данные отношения могут быть отрегулированы в рамках гражданско-правовых норм, однако для полноты и ясности в данном вопросе лучше было бы установить порядок оформления отношений сторон с третейским судом. Подпункт 9) пункта 2 статьи 34 законопроекта устанавливает требования к содержанию резолютивной части решения третейского суда. Учитывая, что третейскими судьями согласно проекту могут быть люди, не имеющие опыта работы в органах правосудия, не исключается возможность неясного либо противоречивого изложения резолютивной части решения, которое в последствии будет сложно исполнить. Полагаем необходимым дополнить подпункт соответствующим положением. Вместе с тем предлагаем дополнить статью 47 проекта положением, в соответствии с которым неясные либо противоречивые в резолютивной части решения третейского суда принудительному исполнению государством не подлежат. Данное дополнение обеспечит исполнимость решений третейских судов и позволит избежать дальнейших споров в данном отношении. Кроме того, в целях нормального функционирования третейских судов в Республике Казахстан необходимо внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан в части обеспечения судами Республики Казахстан возможности разрешения сторонами спора в третейском суде, если меду ними заключено третейское соглашение, обжалования в судах Республики Казахстан решений третейских судов, регламентации исполнения решений третейских судов по выданным судом общей юрисдикции исполнительным листам, введения государственной пошлины за обращение в суд за выдачей исполнительного листа и т. д. Важно при этом создать для третейских судов Республики Казахстан условий равных с условиями, предоставляемыми международными договорами Республики Казахстан международным коммерческим арбитражам. С учет изложенных замечаний полагаем, что положения проекта нормативного правового акта своевременны и правомерны. Проект нормативного правового акта не содержит противоречий Конституции Республики Казахстан, кодексам Республики Казахстан, соответствуют международным обязательствам Республики Казахстан, полностью отвечают требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам. Принятие проекта нормативного правового акта не повлечет негативных социальных, экономических и иных последствии.
СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ к проекту Закона Республики Казахстан "О третейских судах" 1 Инициатор законопроекта Правительство Республики Казахстан (полное наименование органа) 2 Состав рабочей группы по Бекбосунов Сабыржан Мадиевич - подготовке законопроекта вице-Министр юстиции Республики Казахстан Даулбаев Асхат Кайзуллаевич - заместитель Генерального прокурора Республики Казахстан (по согласованию) Жакенов Аскар Серикжанович - и.о. начальника Управления защиты имущественных прав государства, договоров и претензионно-исковой работы Альмухамбетов Орал Жексембаевич - начальник отдела защиты имущественных прав государства Управления защиты имущественных прав государства, договоров и претензионно-исковой работы Сулейменов Майдан Контуарович - Директор Научно-исследовательского института частного права КазГЮУ (по согласованию) Абдиев Жазбек Ниетович - депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан (по согласованию) Веснин Виктор Николаевич - депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан (по согласованию) Ахмедов Байрамалы Агабекович - судья Верховного Суда Республики Казахстан (по согласованию) Косетова Маржангуль Кокековна - заместитель начальника Департамента по надзору за законностью судебных постановлений и исполнительного производства по административным и гражданским делам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (по согласованию) Жанысова Ляззат Бахтыбаевна - старший прокурор Департамента по надзору за законностью судебных постановлений и исполнительного производства по административным и гражданским делам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (по согласованию) Борисов Владимир Михайлович - Председатель Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан (по согласованию) Кошикбаев Мади Жаубасарович - начальник Управления по обеспечению исполнительного производства и деятельности судебных приставов Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан (по согласованию) Абишева Ляззат Давидовна - ведущий специалист Департамента правовой и организационной работы Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (по согласованию) Ракишев Хамит Кошанович - Председатель Союза торгово-промышленных палат Республики Казахстан (по согласованию) Тажибаев Улан Калмуханович - начальник отдела законопроектных работ ЗАО "Институт законодательства Республики Казахстан" Карашулакова Жанель Каиржановна - специалист ЗАО "Институт законодательства Республики Казахстан" 3 Головной Комитет по законопроекту Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе 4 Дата регистрации законопроекта в 09.09.2003 Парламенте Республики Казахстан 5 Заключения по законопроекту постоянных комитетов Парламента Республики Казахстан 6 Листы согласования по законопроекту Правительства Республики Казахстан, министерств, ведомств, других государственных органов и общественных объединений 7 Научная экспертиза законопроекта Проводилась ЗАО "Институт законодательства Республики Казахстан" 8 Кому поручено выступить с докладом Бекбосунов С. М. - вице-Министр юстиции по законопроекту Республики Казахстан 9 Наличие альтернативных проектов 10 Дата вручения законопроекта Парламенту Республики Казахстан 11 Дата рассмотрения законопроекта Парламентом Республики Казахстан в первом чтении и его результаты 12 Головной комитет (комиссия), другой орган, которому поручена доработка проекта и подготовка его ко второму чтению 13 Вынесение законопроекта на народное обсуждение и его сроки 14 Заключение по законопроекту Комитета перед вторым чтением 15 Дата рассмотрения законопроекта Парламентом Республики Казахстан во втором чтении и его результаты 16 Время вступления закона в силу 17 Прочие отметки
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |