|
|
|
Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. № 2108-XII Редакция, действовавшая до внесения изменений от 29 января 2002 года О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. № 2108a-XII Настоящий Закон устанавливает основы организации обороны Республики Казахстан, полномочия органов государственной власти и управления в решении вопросов обороны, систему ее экономического обеспечения, обязанности организаций, должностных лиц и граждан по укреплению обороноспособности государства; определяет роль, место и задачи Вооруженных Сил в общей системе обеспечения безопасности Республики Казахстан, а также порядок проведения оборонных мероприятий. Статья 1. Основы обороны Республики Казахстан Оборона Республики Казахстан - это система государственных мер политического, военного, экономического, экологического и социально-правового характера, осуществляемых в целях обеспечения готовности республики к защите суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности ее границ. Оборона Республики Казахстан предусматривает создание необходимых условий для предотвращения военного нападения и вооруженного отпора возможной агрессии против Республики Казахстан. Оборона Республики Казахстан относится к важнейшим функциям государства, является делом всего народа. Оборона Республики Казахстан строится в соответствии с военной доктриной государства, которая имеет оборонительную направленность. Статья 2. Организация обороны Республики Казахстан Организация обороны Республики Казахстан включает: деятельность высших органов управления государством, направленную на укрепление обороноспособности государства, поддержание войск (сил) в постоянной боевой готовности; прогнозирование и оценку военной угрозы; разработку военной политики государства и военной доктрины; обеспечение военно-политического и военного сотрудничества с другими государствами и согласование усилий по совместной обороне, а также участие в проведении соответствующих мероприятий на международной арене для предотвращения войны; оборону государственной границы, подготовку и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны; разработку структуры, определение необходимой численности Вооруженных Сил и поддержание их на уровне оборонной достаточности; разработку и проведение военно-технической политики, реализацию программ (планов) развития вооружения и военной техники, военной науки; мобилизационную подготовку экономики, государственных органов и организаций к функционированию в военное время, а также подготовку населения и территорий, коммуникаций республики к обороне; создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах; подготовку граждан Республики Казахстан к военной службе, накопление мобилизационных людских ресурсов на военное время; координацию деятельности органов государственной власти и управления в военное время; сохранение государственной и военной тайны; осуществление мероприятий по охране окружающей среды в связи с военной деятельностью. Статья 3. Законодательство об обороне Республики Казахстан Законодательство об обороне Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, настоящем Законе, а также других законодательных и иных нормативных актах Республики Казахстан. Раздел II. Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан Статья 4. Состав и предназначение Вооруженных Сил Республики Казахстан Вооруженные Силы Республики Казахстан включают в себя: органы военного управления, виды вооруженных сил - Сухопутные войска, Войска противовоздушной обороны, Военно-воздушные силы, Военно-морские силы; тыл, военно-строительные части, военно-учебные (учебные) заведения; в военное время, кроме того, пограничные и внутренние войска, Республиканскую гвардию, войска Комитета национальной безопасности, органы управления и части гражданской обороны (далее - другие войска и воинские формирования). Отдельные воинские формирования Республики Казахстан могут входить в состав объединенных (коалиционных) вооруженных сил (группировок войск) или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами. Вооруженные Силы Республики Казахстан предназначены для: защиты суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ Республики Казахстан; отражения нападения и нанесения поражения агрессору; охраны и обороны государственных и военных объектов; выполнения совместно с вооруженными силами других государств задач по совместной обороне в соответствии с международными договорами. Применение вооруженных сил в других случаях осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. См.: Указ Президента Республики Казахстан от 6 июля 2000 года № 417 "О структуре Вооруженных Сил Республики Казахстан". Статья 5. Принципы строительства Вооруженных Сил Республики Казахстан Вооруженные Силы Республики Казахстан формируются на основе всеобщей воинской обязанности и контрактной системы, строятся на принципах сочетания демократического управления с централизованным руководством и единоначалием, подотчетности конституционным органам законодательной и исполнительной властей, постоянной боевой готовности, социально-правовой защищенности военнослужащих. В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года № 360-1 Статья 6. Дислокация войск Дислокация и размещение воинских объединений, соединений, частей и учреждений осуществляются в соответствии с планами, разработанными Министерством обороны Республики Казахстан по решению Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами. Передислокация и размещение соединений, частей, учреждений на землях, отведенных Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям Республики Казахстан осуществляются решением Министра обороны, Министра внутренних дел, Командующего Силами охраны государственной границы - Председателя Комитета по охране государственной границы Республики Казахстан, Председателя Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета национальной безопасности и Командующего Республиканской гвардией Республики Казахстан после утверждения Президентом Республики Казахстан. Статья 7. Гражданский персонал Рабочие и служащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан выполняют хозяйственные, производственные, строительные и другие работы. Их численность устанавливается в пределах выделенных средств. Рабочие и служащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований обладают всей совокупностью трудовых прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о труде. Одной из основных обязанностей рабочих и служащих Вооруженных Сил является сохранение служебной и государственной тайны. См.также: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 21 июля 1995 г. № 3 "0 некоторых вопросах применения судами законодательства по спорам военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других работников, возникающим при прохождении службы или выполнении трудовых обязанностей". Статья 8. Цели и принципы воспитательной работы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан Целью воспитательной работы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан является формирование у личного состава высоких морально-волевых, боевых и психологических качеств. При этом приоритет отдается принципам гуманизма, патриотизма и интернационализма. Статья 9. О деятельности политических партий в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан Создание и деятельность политических партий в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан запрещается. Статья 10. Обеспечение законности в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан Надзор за соблюдением законности в деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан осуществляет Генеральный прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему военные прокуроры. Надзор за соблюдением законности воинскими формированиями других государств, временно дислоцированными на территории Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с заключенными международными договорами. Правовую защиту военнослужащих, рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан осуществляют суды. Раздел III. Полномочия органов государственной власти в области обороны и руководство Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Статья 11. Руководство обороной, Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан Общее руководство обороной, Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан осуществляется органами государственной власти Республики Казахстан - Президентом Республики Казахстан, Парламентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан. Непосредственное руководство возлагается: Вооруженными Силами Республики Казахстан - на Министра обороны Республики Казахстан; Пограничными войсками Республики Казахстан - на Председателя Государственного комитета Республики Казахстан по охране государственной границы; войсками Комитета национальной безопасности Республики Казахстан - на Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; внутренними войсками Республики Казахстан - на Командующего внутренними войсками Республики Казахстан; Республиканской гвардией Республики Казахстан - на Командующего Республиканской гвардией Республики Казахстан; органами управления и частями гражданской обороны - на Председателя Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям; другими воинскими формированиями - на их первых руководителей. В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года № 360-1 Статья 12. Полномочия Президента Республики Казахстан Президент Республики Казахстан является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан. Он принимает необходимые меры по обеспечению обороноспособности государства и поддержанию его вооруженных сил в постоянной боевой готовности. Президент Республики Казахстан: утверждает военную доктрину, структуру, лимит штатной численности, основные направления военного строительства Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, оперативного оборудования территории республики, а также долгосрочные программы развития вооружения и военной техники; в случае агрессии против Республики Казахстан либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент республики; вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, принимает решение о демобилизации; принимает решение и отдает приказ Вооруженным Силам Республики Казахстан на введение боевых действий исходя из положения военной доктрины; ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан о сотрудничестве в военной области; устанавливает полномочия, организацию и порядок деятельности органов военного управления; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; утверждает текст военной присяги, уставы, знамена и флаги, военную форму одежды и знаки различия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан; См.: Указ Президента Республики Казахстан от 20 ноября 1996 г. № 3228 "О воинских символах Пограничных войск Республики Казахстан, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Службы охраны Президента Республики Казахстан и Республиканской гвардии". принимает решения о призыве граждан Республики Казахстан на срочную военную службу и увольнении в запас военнослужащих срочной службы. Статья 13. Полномочия Парламента Республики Казахстан Парламент Республики Казахстан: осуществляет законодательное регулирование вопросов в области обороны и безопасности государства; утверждает ежегодные расходы на оборону; устанавливает воинские звания; ратифицирует и денонсирует международные переговоры Республики Казахстан по вопросам обороны и военного сотрудничества; принимает по предложению Президента Республики Казахстан решение об использовании Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности; решает вопросы войны и мира. Статья 14. Полномочия Совета безопасности Республики Казахстан Совет безопасности Республики Казахстан является специальным органом коллегиального руководства по вопросам обороны и безопасности Республики Казахстан. Полномочия Совета безопасности определяются Президентом Республики Казахстан. См. Указ Президента Республики Казахстан от 20 марта 1999 года № 88 "О Совете Безопасности Республики Казахстан". Статья 15. Полномочия Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: разрабатывает основные направления политики государства в области обеспечения его обороноспособности, безопасности и организует их осуществление; определяет объем материально-технических ресурсов, продовольствия, вещевого и другого имущества, объем ассигнований для нужд обороны и Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; организует обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан оружием, военной техникой и материально-техническими ресурсами; обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружений; руководит созданием инфраструктуры Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан; устанавливает ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также ежегодное количество военнообученных специалистов, подлежащих подготовке и переподготовке; осуществляет общее руководство подготовкой допризывников и призывников к военной службе и призывом граждан на военную службу и накоплением военнообученных ресурсов, издает постановления о призыве военнообязанных на сборы; утверждает порядок ведения воинского учета военнообязанных, призывников; создает комиссию по вопросам бронирования рабочей силы за народным хозяйством; создает и упраздняет высшие и средние военно-учебные заведения, научно-исследовательские организации Вооруженных сил, военные кафедры высших учебных заведений, республиканские военные школы, военные представительства на предприятиях промышленности, а также утверждает положения об их деятельности; утверждает положения о местных органах военного управления; руководит гражданской и территориальной обороной; организует разработку мобилизационных планов экономики, устанавливает министерствам, ведомствам и организациям, независимо от форм собственности, задания по накоплению и сохранению мобилизационных резервов и мобилизационных мощностей в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; утверждает положение о военно-транспортной обязанности министерств, ведомств, объединений и предприятий; см. положение "О военно-транспортной обязанности в РК" утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 сентября 1996 г. № 1083 руководит мобилизационной подготовкой экономики, мобилизационным развертыванием и переводом ее на режим работы в условиях военного времени, издает нормативные акты военного времени; устанавливает задания по подготовке и передаче в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования средств транспорта, связи, других материально-технических средств при объявлении мобилизации и в военное время, возлагает иные мобилизационные задания; организует контроль за экспортом оружия и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий и продукции двойного назначения; См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 декабря 1999 года № 1917 "О совершенствовании системы экспортного контроля в Республике Казахстан", Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 августа 2001 года № 1039 Отдельные вопросы оборота оружия, военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества. принимает решения о создании на территории Республики Казахстан оборонных объектов и порядке пользования ими; устанавливает порядок передачи, сдачи в аренду, реализации и утилизации оружия, военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества; принимает решения по вопросам социальных и правовых гарантий военнослужащих, лиц, уволенных в запас или в отставку, их семей, а также семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести или попавших в плен при выполнении служебных обязанностей; устанавливает льготы для гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан; утверждает качественные требования и порядок технической приемки продукции, изготовляемой по государственному оборонному заказу. Абзац седьмой части второй статьи 16 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года № 360-1 (см. стар. ред.) Статья 16. Полномочия Министерства обороны Республики Казахстан Министерство обороны Республики Казахстан является центральным органом военного управления Вооруженными Силами Республики Казахстан и несет полную ответственность за их развитие и подготовку к выполнению задач по обороне государства. Министерство обороны: оценивает военно-политическую обстановку, определяет характер и степень потенциальных угроз безопасности Республики Казахстан, участвует в разработке военной политики и военной доктрины Республики Казахстан; разрабатывает предложения по проекту военного бюджета Республики Казахстан; представляет на утверждение Президента Республики Казахстан проекты планов развития Вооруженных Сил, мобилизационного развертывания и оперативного их применения, государственной программы разработок видов вооружения и военной техники, а также предложения об ассигнованиях на нужды обороны; проводит единую военно-техническую политику в государстве, является государственным заказчиком по созданию, производству и ремонту вооружения, военной техники и другого военного имущества, осуществляет контроль за их разработкой, испытаниями, производством и качеством; руководит развитием военной науки, организует и проводит военно-научные исследования; устанавливает структуру, штатную численность видов, родов войск Вооруженных Сил Республики Казахстан, а также штатную численность подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан государственных учреждений в пределах лимита штатной численности Вооруженных Сил, утвержденного Президентом Республики Казахстан, обеспечивает в рамках своих полномочий подготовку и расстановку кадров; разрабатывает и утверждает Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащих в республике Казахстан, а также порядок ведения воинского учета военнообязанных, призывников; определяет оперативное предназначение и задачи видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, их применение во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями в Республике Казахстан, а также с вооруженными силами других государств на основе международных договоров; разрабатывает планы оперативной подготовки органов управления, обеспечивает организационно-методическое руководство планированием и выполнением мероприятий, оперативной и боевой подготовкой объединений, соединений и частей Вооруженных Сил Республики Казахстан; проводит по решению Президента Республики Казахстан мобилизацию в Вооруженных Силах людских, транспортных и материально-технических ресурсов; обеспечивает рациональное расходование финансовых и материально-технических средств; участвует в организации мобилизационной подготовки экономики и контроле за подготовкой предприятий, учреждений и организаций к выполнению установленных мобилизационных заданий; проводит в соответствии с указами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан призывы граждан на срочную военную службу и увольнение в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы, призывы военнообязанных на военную службу, сборы, а также призыв граждан по мобилизации в военное время и увольнение по демобилизации; обеспечивает социальные и правовые гарантии военнослужащим, гражданскому персоналу Вооруженных Сил Республики Казахстан, снабжает военнослужащих всеми видами довольствия; выплачивает пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы, оказывает помощь семьям погибших (умерших) военнослужащих; осуществляет воинское, правовое, патриотическое и нравственное воспитание личного состава; принимает меры по обеспечению безопасности и сохранению жизни и здоровья военнослужащих, гражданского персонала; принимает участие в подготовке допризывной и призывной молодежи к военной службе; осуществляет контроль за состоянием здоровья допризывной и призывной молодежи; руководит работой по вопросам внешних сношений; издает в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, нормативные акты по вопросам обороны и контролирует их выполнение. Полномочия органов управления войск и воинских формирований определяются соответствующими положениями. Основным органом военного управления является Главный штаб Вооруженных Сил Республики Казахстан. В мирное время Главный штаб Вооруженных Сил Республики Казахстан совместно со штабами других войск и воинских формирований Республики Казахстан планирует варианты совместных действий и организует взаимодействие. В военное время все военные структуры республики переходят в подчинение Министерства обороны Республики Казахстан. Руководство и боевое применение частей и подразделений осуществляется по планам, разработанным Главным штабом Вооруженных Сил Республики Казахстан. См.: Постановление Правительства РК от 16 августа 2001 года № 1074 "Вопросы Министерства обороны Республики Казахстан". Статья 17. Полномочия министерств, государственных комитетов и организаций Министерство экономики Республики Казахстан разрабатывает мобилизационный план, формирует и представляет на утверждение в Правительство Республики Казахстан проект государственного оборонного заказа, который предусматривает государственные нужды обороны и безопасности Республики Казахстан, а также экспорт вооружения, военной техники и других материальных средств в соответствии с межправительственными соглашениями и решениями правительства Республики Казахстан. Порядок формирования, утверждения и исполнения мобилизационного плана, государственных оборонных заказов устанавливается законодательством Республики Казахстан. Министерства и ведомства разрабатывают проекты планов: выпуска и поставок вооружения и военной техники на текущий год и на военное время; создания, развития и сохранения мобилизационных мощностей для производства вооружения, военной техники и другого военного имущества; поставок продовольственных товаров и вещевого имущества для нужд обороны; создания государственных и мобилизационных материальных резервов; по объемам материально-технических ресурсов для нужд обороны на соответствующий плановый период. Совместно с Министерством обороны республики вносят указанные проекты и предложения в Правительство Республики Казахстан. Министерства, ведомства, организации несут ответственность в порученных отраслях экономики за поставку необходимой для нужд обороны продукции и осуществление других, возложенных на них задач в этой области. Министерства, ведомства, организации: обеспечивают выполнение зданий по исследованиям, разработкам, испытаниям, производству и ремонту вооружения, военной техники, а также по поставкам материально-технических ресурсов, продовольственных товаров и вещевого имущества для нужд обороны; руководят мобилизационной подготовкой отрасли, созданием, развитием и сохранением объектов мобилизационного назначения, мощностей по разработке, производству, выпуску и ремонту необходимой для нужд обороны продукции и обеспечивают накопление мобилизационных резервов; осуществляют мероприятия по устойчивому функционированию отрасли в военное время, разрабатывают планы ее перевода на режим работы военного времени; обеспечивают подготовку транспорта к работе в военное время, а также выполняют иные мобилизационные задания с объявлением мобилизации и в военное время; организуют и проводят мероприятия гражданской и территориальной обороны и обеспечивают их выполнение подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями; участвуют в подготовке населения и территории республик к обороне, создают за счет собственных средств необходимую учебно-материальную базу для подготовки граждан к военной службе, осуществляют постоянный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан по вопросам обороны; выделяют подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям необходимые ассигнования для выполнения оборонных мероприятий; предоставляют без оплаты аэродромные сети воздушным судам Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований по их заявкам. Организации оборонных отраслей промышленности, помимо задач, указанных в абзаце 2, представляют в Правительство Республики Казахстан и Министерство экономики Республики Казахстан предложения по обеспечению межотраслевой кооперации по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, разработке и изготовлению сложных изделий вооружения и военной техники и по приоритетным направлениям межотраслевого и отраслевого развития промышленности в интересах обороны; Осуществляют по назначению Правительства Республики Казахстан функции головных учреждений по производству вооружения и военной техники, выполнению комплексных программ развития науки, промышленности в интересах обороны. Организации оборонных отраслей промышленности обязаны предусматривать в учредительном договоре (уставе) меры по осуществлению задач, указанных в статье 19 настоящего Закона. Статья 18. Полномочия местных представительных и исполнительных органов Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за выполнение всеми подведомственными предприятиями, учреждениями, организациями, а также должностными лицами и гражданами законодательства об обороне Республики Казахстан. Местные представительные и исполнительные органы: организуют и контролируют выполнение мероприятий в области обороны и мобилизационных заданий; предоставляют земли для нужд обороны и осуществляют контроль за их использованием и охраной воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями и организациями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан; содействуют в размещении и расквартировании войск, обеспечивают на договорной основе поставку в приоритетном порядке воинским частям, учреждениям и организациям продукции производственно-технического назначения и продовольствия, производимых предприятиями местного подчинения, а также отвечают за бесперебойное снабжение водой, электро-и теплоэнергией, предоставление средств связи, коммунально-бытовых и других услуг; руководят гражданской обороной на своей территории и отвечают за ее состояние; участвуют совместно с органами военного управления в организации территориальной обороны; предусматривают в местном бюджете и осуществляют расходы по проведению учетно-призывной и мобилизационной работы, возложенной на них законодательством Республики Казахстан; поддерживают во взаимодействии с военными комиссариатами в надлежащем порядке памятники, военные кладбища и могилы воинов, оказывают помощь в захоронении погибших (умерших) военнослужащих; проводят во взаимодействии с военными комиссариатами работу по воинскому учету допризывников, призывников и военнообязанных, подготовке и призыву граждан на военную службу и сборы, подготовке населения к выполнению конституционного долга по защите Республики Казахстан, к участию в гражданской обороне, по материальному, медицинскому и иному обеспечению проводимых оборонных мероприятий; обеспечивают в установленном порядке жилыми помещениями военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членом их семей; принимают меры по недопущению противоправных действий в отношении военных объектов, военных городков, военнослужащих, членов их семей в местах их проживания; устанавливают и поддерживают связь с воинскими частями, дислоцирующимися на их территории, и принимают меры по улучшению культурно-просветительного, торгово-бытового и медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей, по трудоустройству членов семей военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. Статья 19. Деятельность предприятий, учреждений, организаций по обеспечению обороны Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и принадлежности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан: в приоритетном порядке выполняют заявки государственных нужд обороны, договорные обязательства по созданию, производству, поставке и ремонту необходимых для обороны вооружений, техники и другого имущества, продукции производственно-технического назначения, продовольствия, электроэнергии, топлива, горюче-смазочных материалов, а также осуществляют подрядные работы и представляют коммунальные, бытовые услуги воинским частям; создают своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности в соотвествии с действующим законодательством; обеспечивают создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей, а также накопление, освежение, хранение и неприкосновенность материальных ценностей мобилизационного резерва, установленных Правительством Республики Казахстан. Раздел IV. Состояние войны, военное время, военное положение, мобилизация Статья 20. Состояние войны, военное время Состояние войны объявляется Парламентом Республики Казахстан в случае военного нападения (агрессии) на республику или при необходимости выполнения международных договорных обязательств по совместной обороне от агрессии. С объявлением состояния войны или началом боевых действий наступает военное время. Началом военного времени являются день и время объявления состояния войны или военного нападения (агрессии) на Республику Казахстан. Окончанием военного времени являются объявленный день и время прекращения военных действий. В случае военного нападения (агрессии) на Республику Казахстан военное командование и органы государственной власти и управления, не ожидая объявления войны, обязаны принять все меры для отражения нападения (агрессии). Военное положение вводится Президентом Республики Казахстан в отдельных местностях или по всей республике в интересах защиты Республики Казахстан с объявлением состояния войны или угрозой военного нападения. В местностях, объявленных на военном положении, расширяются полномочия военного командования, к нему переходят все функции органов государственной власти и управления в области обороны и обеспечения общественного порядка, вводятся ограничения для населения, в деятельности предприятий и организаций. Режим военного положения определяется законом Республики Казахстан. С объявлением состояния войны или военного положения объявляется частичная или общая мобилизация, если она не объявлена ранее. С объявлением мобилизации осуществляются мероприятия по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований республики и отраслей экономики. Порядок проведения мобилизации определяется законодательством Республики Казахстан. Закон РК от 16 июня 1997 года № 127-1 "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Республике Казахстан". Глава V. Экономическое обеспечение обороны Статья 23. Подготовка экономики к обеспечению обороны Ответственность за подготовку экономики Республики Казахстан к обороне возлагается на Правительство Республики Казахстан. В целях удовлетворения потребностей обороны создаются и используются: научно-технический потенциал, производственные мощности для проведения исследований и разработок, для производства и ремонта вооружения, военной техники и другой продукции оборонного назначения; материальные резервы. Кроме того, формируются системы финансового и материального обеспечения, цен, кредитов, экономических нормативов, льгот и санкций, а также порядок выполнения заказов и договоров по продукции оборонного назначения. Ведется подготовка трудовых ресурсов, экономики к работе в условиях военного времени. Эта работа осуществляется заблаговременно в мирное время. В этих целях проводится комплекс мероприятий по мобилизационной подготовке и обеспечению устойчивого функционирования промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения и других отраслей экономики. Разрабатываются документы, регламентирующие управление экономикой в военное время. Для планирования и контроля за подготовкой экономики к работе в военное время Правительством Республики Казахстан создаются военно-мобилизационные органы в министерствах, ведомствах, организациях и на предприятиях. Статья 24. Научно-исследовательская деятельность и подготовка кадров В целях обеспечения потребности обороны научно-исследовательскими учреждениями военного профиля осуществляются фундаментальные исследования в области военного дела, а также конкретные разработки и внедрение новых видов вооружений. Подготовка и переподготовка военных кадров осуществляется в военных и гражданских учебных заведениях, а также за рубежом на основе международных договоров. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июня 1997 года № 977 О Военной академии Вооруженных Сил Республики Казахстан. Статья 25. Финансовое обеспечение Финансирование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также затрат на разработку, производство и приобретение вооружений, военной техники, продукции производственно-технического назначения, капитального строительства, пенсионного обеспечения, обязательного государственного личного страхования военнослужащих осуществляется централизованно через соответствующие министерства и ведомства Республики Казахстан за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местном бюджетах и утвержденных Парламентом Республики Казахстан и маслихатами. Финансирование военных объектов совместного использования с государствами Содружества, дислоцированных на территории Республики Казахстан, проводится за счет средств долевого участия, оговоренных специальными соглашениями и договорами. Статья 26. Материально-техническое обеспечение Государство обеспечивает материальные потребности обороны и оснащает Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан всем необходимым для вооруженной защиты республики.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |