|
|
|
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 21 Данная редакция действовала до внесения изменений в соответствии с Законом РК от 29.03.2000г. № 42-II. См. новую редакцию. Глава I. Общие положения (статьи 1 - 8) Глава II. Система органов прокуратуры и их организация (статьи 9 - 17) Глава III. Правовые акты прокуратуры (статьи 18 - 27) Глава IV. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства (статьи 28 - 29) Глава V. Представительство интересов государства в суде (статьи 30 - 33) Глава VI. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью (статьи 34 - 36) Глава VII. Надзор за законностью следствия и дознания (статьи 37 - 39) Глава VIII. Надзор за законностью административного производства (статьи 40 - 42) Глава IX. Надзор з а законностью исполнительного производства (статьи 43 - 44) Глава X. Уголовное преследование (статьи 45 - 47) Глава XI. Служба в органах прокуратуры социальная и правовая защита сотрудников органов прокуратуры (статьи 48 - 55) Глава XII. Иные вопросы организации и деятельности прокуратуры (статьи 56 - 59) В соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан и статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий", в целях регулирования деятельности органов прокуратуры издаю настоящий Указ. Общие положения Статья 1. Прокуратура Республики Казахстан 1. Прокуратура Республики Казахстан - подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. 2. Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. О представление интересов государства см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Организация, порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Казахстан, настоящим Указом, законами, международными договорами Республики Казахстан, а также приказами Генерального прокурора республики. Статья 3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры 1. Прокуратура Республики Казахстан составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору республики. 2. Прокуратура Республики Казахстан осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений. 3. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий, установленных законодательством. 4. Акты прокурорского надзора, вынесенные на основании и в порядке, установленном законом, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан. 5. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства республики об охране прав и свобод граждан, защите государственных секретов. Статья 4 дополнена подпунктом 6 Законом РК от 2 июля 1998 года № 266-1. Статья 4. Основные направления и содержание деятельности органов прокуратуры В целях обеспечения верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, прокуратура от имени государства: 1) выявляет и принимает меры к устранению нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента республики; 2) осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства; 3) представляет интересы государства в суде; О представление интересов государства см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 4) опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики; О понятии иные правовые акты см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 5) в порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование; 6) формирует государственную правовую статистику с целью обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей, осуществляет надзор за применением законов в сфере правовой статистики. Статья 5. Деятельность органов прокуратуры по осуществлению высшего надзора 1. Высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов осуществляется путем проведения проверок. 2. Проверка применения законодательства проводится прокурором в пределах его компетенции после вынесения постановления о производстве проверки в связи с: 1) поручением Президента Республики Казахстан; 2) заявлениями, жалобами, сообщениями и другими данными о нарушениях законодательства; 3) непосредственным выявлением признаков нарушения законодательства; 4) поручением или запросом вышестоящего прокурора. 3. Прокурором проверка может быть также поручена соответствующему компетентному органу, который обязан сообщить прокурору о ее результатах в установленный законом или прокурором срок. 4. Проверка применения законодательства проводится в течение месячного срока. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство. 5. Все действия прокуроров и акты прокурорского надзора влекут установленные законом последствия, если они совершены в порядке и формах, установленных настоящим Указом и другими нормативными правовыми актами. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 2 июля 1998 года № 266-1. Статья 6. Правовые гарантии деятельности органов прокуратуры 1. Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение постановлений, предписаний, указаний, требований прокуроров влечет ответственность, установленную законом. 2. По требованию прокуратуры соответствующие органы и полномочные лица обязаны: 1) безвозмездно предоставить необходимые материалы и сведения; 2) выделить специалистов для участия в проверке и дачи заключения. 3. Поручения прокурора, данные им в пределах своей компетенции, обязательны для органов дознания и следствия. 4. Истребуемая информация предоставляется в органы прокуратуры в установленных законодательством формах, порядке, а также в сроки, определенные прокурором. 5. Сотрудники прокуратуры в пределах своей компетенции имеют право на беспрепятственный вход в помещения государственных органов, организаций, доступ к их документам и материалам, на ознакомление с судебными делами и их истребование из суда. Статья 7. Рассмотрение обращений 1. Органы прокуратуры в установленном законодательством порядке, рассматривая обращения о нарушениях законодательства, принимают меры к устранению нарушений прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства, восстановлению нарушенных прав. 2. Если лицо в силу физических, психических и иных недостатков не в состоянии осуществлять защиту своих прав, прокурор обязан принять необходимые меры по ее обеспечению. 3. Органы прокуратуры в установленном законом порядке принимают меры для привлечения к ответственности должностных лиц, не выполняющих возложенных на них обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства. 4. Анонимные обращения в органах прокуратуры не проверяются, однако прокурор вправе не разглашать источник информации в интересах гражданина. Статья 8. Обжалование действий и актов прокурора 1. Действия и акты прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд. 2. Вышестоящий прокурор рассматривает жалобы на действия и акты нижестоящего прокурора в установленные законодательством сроки и о результатах сообщает в письменной форме заявителю и прокурору, действия которого обжалованы. Система органов прокуратуры и их организация Статья 9. Система органов прокуратуры Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Статья 10 с изменениями, внесенными Законом РК от 2 июля 1998 года № 266-1. Статья 10. Генеральный прокурор республики и его заместители 1. Генеральный прокурор Республики Казахстан: 1) назначается на должность Президентом республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет; 2) освобождается от должности Президентом республики; 3) подотчетен Президенту республики; 4) в течение срока полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. 2. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом республики по представлению Генерального прокурора. См.также: Распоряжение Президента Республики Казахстан от 3 ноября 1999 года № 87 "Об утверждении Положения о порядке согласования, назначения на должность и освобождения от должности руководящих должностных лиц центральных и местных государственных органов Республики Казахстан". 3. Заместители Генерального прокурора республики могут быть назначены одновременно начальниками соответствующих департаментов Генеральной прокуратуры. Статья 11. Полномочия Генерального прокурора республики Генеральный прокурор республики: 1) осуществляет надзор за применением законов и указов Президента и иных нормативных правовых актов на территории республики, руководит деятельностью нижестоящих прокуратур; 2) опротестовывает законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, в органы и должностным лицам, их принявшим; 3) является членом Высшего судебного совета; 4) издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками органов и учреждений прокуратуры Республики Казахстан приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры Республики Казахстан и порядок реализации мер материального и социального обеспечения; 5) образует, реорганизует и упраздняет прокуратуры, учреждения органов прокуратуры, определяет их структуру, права и обязанности структурных подразделений, штатную численность и фонд оплаты труда в органах прокуратуры в пределах утвержденных ассигнований; См.: Штатную численность Прокуратуры Республики Казахстан и государственные учреждения, находящиеся в ведении Прокуратуры Республики Казахстан. 6) представляет Президенту республики кандидатуры для присвоения высших классных чинов и воинских званий; 7) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, военных прокуроров, их заместителей, прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров; 8) отчитывается перед Президентом республики о деятельности органов прокуратуры; 9) в установленном порядке присваивает классные чины и воинские звания сотрудникам органов прокуратуры; 10) представляет к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Республики Казахстан сотрудников органов прокуратуры; 11) определяет порядок приобретения, хранения, ношения и перевозки сотрудниками органов прокуратуры оружия и боеприпасов; 12) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством. Статья 12 с изменениями, внесенными Законом РК от 2 июля 1998 года № 266-1 (см. старую редакцию) Статья 12. Генеральная прокуратура 1. Генеральную прокуратуру Республики Казахстан возглавляет Генеральный прокурор республики. 2. Генеральный прокурор республики имеет первого заместителя и заместителей. 3. Структуру Генеральной прокуратуры Республики Казахстан составляют департаменты управления и отделы. Начальники департаментов управлений и отделов являются старшими помощниками, а их заместители - помощниками Генерального прокурора республики. Генеральный прокурор республики и его первый заместитель имеют помощников по особым поручениям. В департаментах и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров. 4. Начальники департаментов управлений и отделов и их заместители, а также старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, старшие прокуроры и прокуроры департаментов управлений и отделов назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором республики. 1) обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры республики по основным направлениям их деятельности; 2) анализирует практику надзора за применением законов, состоянием законности в республике; 3) вырабатывает рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора; 4) контролирует работу органов прокуратуры республики по надзору за применением законов; 5) взаимодействует с другими республиканскими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, в обеспечении законности и правопорядка и координирует их деятельность; 6) организует и проводит повышение квалификации кадров; 7) участвует в нормотворческой деятельности; 8) представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры: 1) руководят деятельностью областных, городских, районных и иных приравненных к ним прокуратур по обеспечению прокурорского надзора; 2) издают приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных работников. Статья 14. Прокуратуры областей 1. Прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми с согласия Президента республики Генеральным прокурором республики. 2. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры имеют первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников. Заместители прокуроров областей могут быть назначены начальниками соответствующих управлений областных прокуратур. 3. В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах имеются управления и отделы. Начальники управлений и отделов соответственно являются старшими помощниками и помощниками прокуроров областей. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров. Статья 15. Городские, районные и иные приравненные к ним прокуроры и прокуратуры 1. Городские, районные и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. 2. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют заместителей, старших помощников и помощников. 3. В городских, районных и приравненных к ним прокуратурах могут создаваться отделы. Статья 16. Подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим 1. Подчиненность прокуроров включает: 1) обязательность указаний вышестоящих прокуроров по вопросам организации и деятельности для нижестоящих прокуратур; 2) ответственность нижестоящих прокуроров перед вышестоящими за выполнение служебных обязанностей; 3) осуществление вышестоящими прокурорами в необходимых случаях полномочий нижестоящих; 4) отмену, отзыв или изменение актов нижестоящих прокуроров вышестоящими; 5) разрешение вышестоящими прокурорами жалоб на действия и акты нижестоящих. 2. Генеральным прокурором республики могут быть установлены иные формы подчиненности нижестоящих прокуроров. Статья 17. Коллегии в органах прокуратуры 1. Коллегии образуются в Генеральной прокуратуре, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах. 2. На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности органов прокуратуры, а также иные вопросы, связанные с выявленными нарушениями законов, требующие по усмотрению Генерального прокурора, прокурора области или приравненного к нему прокурора коллегиального рассмотрения с участием должностных лиц, нарушивших закон. 3. Решения коллегии принимаются большинством от общего числа ее членов. 4. Решения коллегии реализуются приказами соответствующих прокуроров и обязательны для сотрудников органов прокуратуры. По выявленным нарушениям закона принимаются акты прокурорского надзора. 5. Регламент работы коллегии и статус членов коллегий определяются Генеральным прокурором республики. Правовые акты прокуратуры Статья 18. Система правовых актов прокуратуры 1. Систему правовых актов прокуратуры составляют: 1) акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона; 2) акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции. 2. Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров. 1. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам и актам Президента республики нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц. О понятии иные правовые акты см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 2. Протест приносится в принявший его орган или вышестоящий орган. В таком же порядке опротестовываются незаконные решения и действия должностного лица. 3. Протест прокурора подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок. Орган или должностное лицо обязаны известить прокурора о дне рассмотрения протеста. Сроки рассмотрения протеста в суде определяются законодательством. 4. В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведение его в соответствие с Конституцией и законами, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. 5. Прокурор вправе приостановить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование законов не приостанавливает их действие. См.: Производство по обращениям прокурора о признании нормативных правовых актов незаконными; в соответствии с ГПК- обращение в суд приостанавливает. 1. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона выносит постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства, производства об административном правонарушении. 2. Прокурор выносит постановление о производстве проверки применения закона, о производстве выемки, наложения ареста, об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия незаконного правового акта, а также и в иных случаях, предусмотренных законом. 3. Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства об административном правонарушении исполняется уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законный срок, а в иных случаях - в срок, установленный прокурором. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору. 1. Прокурор дает письменную санкцию (согласие) на: 1) арест лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; 2) обыск в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством; 3) отстранение обвиняемого от должности, помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для производства экспертизы; 4) проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, затрагивающих охраняемые Конституцией и законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища; 5) задержание иностранных граждан для выдворения в административном порядке; 6) в иных случаях, прямо предусмотренных законом. 2. Санкция на совершение указанных действий либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении должностного лица либо в иной письменной форме после изучения материалов, на основании которых испрашивается санкция. 3. Прокурор дает согласие на действие ведомственных нормативных правовых актов по вопросам оперативно-розыскной и иной деятельности, которая может повлечь ограничение прав свобод человека и гражданина. 1. Прокурор дает указания: 1) органам дознания и следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел; 2) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 3) в других случаях, установленных законодательством. 2. Указание Генерального прокурора республики нормативного характера по вопросам оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания обязательно для исполнения всеми органами следствия и дознания, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 1. Прокурор в соответствии с законодательством вправе обратиться с исковым заявлением в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, юридических и физических лиц. 2. В случаях отклонения актов прокурорского надзора либо нерассмотрения их в установленный законом срок, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными действий и актов органов и должностных лиц, а также об устранении нарушений законов. 3. Заявление в суд в связи с отклонением или оставлением без рассмотрения актов прокурорского надзора рассматривается судом в порядке, установленном законом. 4. Заявление прокурора не облагается государственной пошлиной и иными сборами. 1. Письменное предписание об устранении нарушения закона вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. 2. В предписании содержатся указания на нормы Конституции, законов и актов Президента республики, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по устранению нарушения. 3. Предписание подлежит исполнению. Об исполнении предписания сообщается прокурору. 1. Прокурор в пределах своей законности вносит представление: 1) об устранении нарушений законности; 2) об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений; 3) по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан; 4) в иных случаях, установленных законом. 2. Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом в месячный срок. Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в прокуратуру. 1. При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащее применение органом или должностным лицом, либо гражданином, прокурор разъясняет содержание закона, а в необходимых случаях - предусмотренную ответственность за нарушение закона. 2. В случаях несоответствия закону проекта правового акта прокурор разъясняет требование закона органу или должностному лицу, принимающему акт. Статья 27. Опубликование актов прокурорского надзора Для обеспечения гласности своей деятельности органы прокуратуры могут публиковать в государственных средствах массовой информации акты прокурорского надзора на незаконные действия и решения органов и должностных лиц, нарушающие конституционные и иные охраняемые законом права человека и гражданина, интересы юридических лиц и государства. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства Статья 28. Задачи надзора 1. Задачами надзора являются: 1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина, соответствия законодательству правовых актов и действий органов, организаций, должностных лиц и граждан; 2) принятие мер к выявлению и устранению любых нарушений законности, причин и условий, способствовавших таким нарушениям, восстановлению нарушенных прав. 2. Прокуратура не подменяет другие государственные органы и не вмешивается в деятельность организаций и частную жизнь граждан. Статья 29. Полномочия прокурора 1. При осуществлении надзора прокурор вправе: 1) получать показания от граждан и должностных лиц по вопросам проводимой проверки; 2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить на территорию и в помещения государственных органов, а также организаций всех форм собственности; 3) получать от руководителей и других должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические данные и иные сведения о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению; 4) привлекать специалистов для участия в проверке и даче заключений; 5) требовать производства в соответствии со своей компетенцией проверок поступивших в прокуратуру материалов, обращений и обязывать сообщать об их результатах; 6) привлекать к осуществлению проверок на основе взаимодействия сотрудников других правоохранительных органов; 7) выполнять иные проверочные действия, предусмотренные законодательством. 2. По результатам проверки прокурор: 1) вносит протест; 2) дает предписание об устранении нарушений законности; 3) выносит постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении, принимает меры к возмещению материального ущерба; 4) в случае нарушения прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства приостанавливает действие незаконного акта, за исключением законов; 5) отменяет или снимает меры запретительно-ограничительного характера, наложенные государственными органами и их должностными лицами; 6) обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц; 7) вносит органу или должностному лицу представление об устранении нарушений законности. Представительство интересов государства в суде Статья 30. Компетенция прокурора в судебном разбирательстве 1. Представляя интересы государства в суде в ходе уголовного, гражданского или иного судопроизводства, в апелляционном (кассационном) и надзорном порядках, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с настоящим Указом, а также уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и иным законодательством республики. О представление интересов государства см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 2. В случае своего несогласия с решением, приговором и иным постановлением суда (судьи) по делу по мотиву его несоответствия закону либо необоснованности прокурор вправе подать в целях пересмотра дела и отмены либо изменения правового акта протест в вышестоящий суд. О процессуальном положении прокурора см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. Статья 31. Опротестование постановлений суда, не вступивших в законную силу Прокурор вправе независимо от его участия в судебном разбирательстве дела опротестовывать в вышестоящий суд не соответствующие закону или необоснованные решения, приговор и иное постановление суда (судьи), не вступившие в законную силу. См.: комментарий к данной статье. Статья 32. Опротестование постановлений суда, вступивших в законную силу 1. Прокурор в пределах своей компетенции вправе истребовать из суда дела, по которым решения, приговоры и иные постановления суда вступили в законную силу. 2. В случае несоответствия закону либо необоснованности решения, приговора и иного постановления суда, вступивших в законную силу, прокурор приносит протест в порядке надзора. Если опротестование выходит за пределы его компетенции, соответствующий прокурор обращается с постановлением о принесении протеста к вышестоящему прокурору. 3. Полномочия прокурора по опротестованию и приостановлению исполнения решений, приговоров и иных постановлений суда, вступивших в законную силу, определяются законодательством. Статья 33. Опротестование нормативного постановления Верховного суда республики Генеральный прокурор республики по основаниям несоответствия Конституции и законам нормативного постановления Верховного суда республики вносит протест в Пленум Верховного суда республики. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью Статья 34. Содержание и предмет надзора Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведение оперативно-розыскных мероприятий, а также законность актов и действий органов и должностных лиц, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Статья 35. Полномочия прокурора по обеспечению законности оперативно-розыскной деятельности Осуществляя надзор за оперативно-розыскной деятельностью, прокурор: 1) получает для проверки от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оперативные дела, материалы, документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности граждан, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; 2) проверяет законность проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; 3) рассматривает жалобы и заявления на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 4) опротестовывает противоречащие Конституции, законам и актам Президента республики акты нормативного характера, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, издаваемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; 5) прекращает своим постановлением оперативно-розыскные мероприятия в случае выявления нарушений закона, прав человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; 6) выносит в отношении сотрудников, допустивших противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства; 7) выносит другие акты прокурорского надзора, предусмотренные настоящим Указом, по выявленным фактам нарушений при осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности; 8) освобождает незаконно задержанных лиц; 9) при необходимости требует от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона; 10) в случаях, установленных законодательством, дает санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Статья 36. Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности Надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный прокурор республики и иные прокуроры в пределах компетенции, установленной законодательством. Надзор за законностью следствия и дознания Статья 37. Содержание и предмет надзора Прокурор осуществляет надзор за законностью актов и деятельностью органов дознания и следствия, соблюдением установленного законодательством порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и проведения расследования. Статья 38. Полномочия прокурора по обеспечению законности дознания и следствия 1. Осуществляя надзор за законностью дознания и следствия, прокурор: 1) получает для проверки от органов дознания и следствия уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия; 2) проверяет соблюдение законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях; 3) санкционирует содержание под стражей и арест; 4) в необходимых случаях возбуждает уголовные дела, дает письменные указания о производстве расследования преступлений; 5) отменяет незаконные постановления следователей и лиц, производящих дознание; 6) если в ходе дознания и следствия были допущены нарушения прав участников процесса и других граждан, незаконные методы расследования, ставит вопрос об ответственности виновных лиц; 7) в случаях неполноты следствия и дознания, а также установления допущенных нарушений законности в ходе следствия и дознания возвращает уголовное дело на дополнительное расследование либо прекращает его в полном объеме или в отношении конкретных лиц; 8) направляет в суд уголовное дело, поступившее из органов дознания или следствия для рассмотрения по существу; 9) требует при необходимости от руководителей следственных подразделений и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона, обеспечения полного раскрытия преступлений; 10) рассматривает жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, руководителей органов дознания и следствия; 11) проверяет соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания под стражей лиц, в отношении которых мерой пресечения избран арест; 12) выполняет иные установленные законом полномочия. 2. Указания прокурора в пределах его компетенции даются в письменной форме и обязательны для лица, производящего дознание и следствие. Статья 39. Санкционирование ареста 1. Право давать санкцию на арест лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, принадлежит Генеральному прокурору республики, прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам и их заместителям, районным, городским и иным приравненным к ним прокурорам. 2. Санкционирование ареста лица производится прокурором после изучения материалов, представленных органами дознания и следствия. В необходимых случаях прокурор вправе допросить лицо, в отношении которого испрашивается санкция, по обстоятельствам дела для решения вопроса о даче санкции на арест. 3. Отказ в даче санкции на арест излагается в письменной форме с указанием мотивов отказа и может быть обжалован. Надзор за законностью административного производства Статья 40. Содержание и предмет надзора Прокуратура осуществляет надзор за законностью административного производства в целях:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |