|
|
|
Закон
О государственной поддержке инновационной деятельности (с изменениям и дополнениями по состоянию на 05.07.2011 г.)
Утратил силу в соответствии с Законом РК от 9 января 2012 года № 534-IV
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы стимулирования инновационной деятельности в Республике Казахстан и определяет меры ее государственной поддержки.
Статья 1 изложена в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) инновация — результат научно-технической деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) или технологии, обладающий качественными преимуществами при использовании в практической деятельности по сравнению с применяемыми аналогами и имеющий экономическую и (или) общественную выгоду; 2) инновационный грант — бюджетные средства, предоставляемые на условиях, предусмотренных договором об инновационном гранте для выполнения опытно-конструкторских работ и (или) рисковых исследований прикладного характера, подготовки технико-экономического обоснования инновационного проекта, патентования объекта интеллектуальной собственности в иностранных государствах и (или) международных патентных организациях, приобретения инновационных технологий; 3) институты инновационного развития — юридические лица, созданные по решению Правительства Республики Казахстан в организационно-правовой форме акционерного общества для поддержки инновационной деятельности; 4) комплекс мер инновационного развития — мероприятия по созданию условий для реализации инновационных проектов институтами инновационного развития; 5) инновационный проект — комплекс мероприятий, направленных на внедрение инноваций и предусматривающих инвестиции, а также реализуемых в течение определенного срока времени и имеющих завершенный характер; 6) инновационная инфраструктура — совокупность организаций, обеспечивающих поддержку инновационной деятельности; 7) инновационная деятельность — деятельность, направленная на реализацию инновационного проекта; 8) субъекты инновационной деятельности — физические или юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность; 9) приобретение инновационных технологий — процесс передачи прав на использование инновационных технологий от правообладателя субъектам инновационной деятельности; 10) поверенный — юридическое лицо, которое на основе договора поручения совершает от имени и за счет грантодателя и в соответствии с его указаниями определенные поручения, связанные с предоставлением инновационных грантов; 11) технологический парк (далее — технопарк) — юридическое лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях территорией с единым материально-техническим комплексом, на которой создаются благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности посредством формирования и развития эффективной инновационной среды; 12) уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий руководство и координацию в области инновационной деятельности.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственной поддержке инновационной деятельности 1. Законодательство Республики Казахстан о государственной поддержке инновационной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются положения международного договора.
Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.) Статья 3. Цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности 1. Целями реализации государственной поддержки инновационной деятельности являются: 1) развитие инновационного потенциала Республики Казахстан; 2) увеличение доли высокотехнологичной продукции в структуре валового внутреннего продукта; 3) содействие переходу экономики Республики Казахстан на путь инновационного развития, основанного на внедрении и использовании наукоемких технологий. 2. Принципами государственной поддержки инновационной деятельности являются: 1) соблюдение национальных интересов при осуществлении инновационной деятельности; 2) равенство субъектов инновационной деятельности при получении государственной поддержки инновационной деятельности; 3) комплексность и системность, обеспечивающие постоянное взаимодействие субъектов инновационной деятельности; 4) прозрачность процедур государственной поддержки инновационной деятельности.
Статья 4. Основные направления государственной поддержки инновационной деятельности Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан по следующим основным направлениям: 1) стимулирование инновационной деятельности путем создания организационных и экономических условий, в том числе обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики; 2) определение приоритетов инновационного развития; 3) формирование и развитие инновационной инфраструктуры; Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.) 4) повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств; 5) продвижение отечественных инноваций на внешние рынки; Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.) 6) международное сотрудничество и привлечение инвестиций в сферу инновационной деятельности, включая приобретение инновационных технологий; Статья дополнена подпунктами 7 - 10 в соответствии с Законом РК от 30.03.09 г. № 146-IV 7) переориентация производства на ресурсосберегающие технологии, производство экологически чистых продуктов; 8) создание условий для внедрения инноваций; 9) информационная поддержка и популяризация инновационных достижений; 10) создание условий для обмена информацией и опытом между субъектами инновационной деятельности в разработке и реализации инновационных проектов.
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 178-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.) Статья 5. Формы государственной поддержки инновационной деятельности 1. Государственная поддержка инновационной деятельности предоставляется субъектам инновационной деятельности, осуществляющим разработку, внедрение отечественных инноваций и приобретение инновационных технологий. 2. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих основных формах: 1) предоставление инновационных грантов субъектам инновационной деятельности; 2) финансирование через институты инновационного развития комплекса мер инновационного развития; 3) финансирование инновационных проектов на возвратной основе с возможностью возврата либо выкупа сумм финансирования по первоначальной стоимости; 4) обеспечение проведения государственной научно-технической, экономической и, при необходимости, экологической экспертизы инновационных проектов.
Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.) Статья 6. Компетенция государственных органов в сфере инновационной деятельности 1. Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области инновационной деятельности; 2) определяет приоритетные направления инновационной деятельности; 3) организует разработку государственных программ, направленных на развитие инновационной деятельности; 4) утверждает правила предоставления инновационных грантов и представления отчетов о мерах, принятых по внедрению объектов интеллектуальной собственности; 5) утверждает правила проведения государственной научно-технической, экономической и экологической экспертизы инновационных проектов, претендующих на получение инновационных грантов; 6) принимает решение о создании технопарков; 7) утверждает комплекс мер инновационного развития; 8) утверждает перечень институтов инновационного развития; Пункт дополнен подпунктом 9 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) 9) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. 1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области инновационной деятельности; 2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по приоритетным направлениям инновационной деятельности; 3) разрабатывает государственные программы, направленные на развитие инновационной деятельности; 4) разрабатывает правила предоставления инновационных грантов и представления отчетов о мерах, принятых по внедрению объектов интеллектуальной собственности; 5) осуществляет координацию деятельности государственных органов по развитию инновационной деятельности; 6) разрабатывает в соответствии с законодательством Республики Казахстан проекты нормативных правовых актов по стимулированию инновационной деятельности; 7) выделяет инновационные гранты; 8) утверждает форму типового договора об инновационном гранте; 9) проводит мониторинг реализации и оценку эффективности выполнения инновационных проектов, осуществляемых инновационных грантов; 10) разрабатывает комплекс мер инновационного развития; 11) осуществляет государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан о государственной поддержке инновационной деятельности, в том числе за выполнением комплекса мер инновационного развития; 12) разрабатывает перечень институтов инновационного развития; 13) определяет порядок работы экспертных советов, созданных при технопарках; 14) создает условия для развития международных связей в области инновационной деятельности; Пункт дополнен подпунктом 15 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) 15) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 3. Иные центральные исполнительные органы: 1) обеспечивают в пределах своих полномочий реализацию государственной политики в области инновационной деятельности; 2) реализуют в пределах своих полномочий государственные, отраслевые (секторальные) программы, направленные на развитие инновационной деятельности; 3) по согласованию с уполномоченным органом вносят предложения в Правительство Республики Казахстан по созданию технопарков в отраслях, отнесенных к компетенции соответствующих исполнительных органов; Пункт дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) 4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 4. Местные исполнительные органы: 1) разрабатывают, реализуют в пределах своих полномочий региональные программы, направленные на развитие инновационной деятельности, и обеспечивают им правовую, организационную и иную поддержку; 2) предоставляют земельные участки для создания технопарков в соответствии с законодательством Республики Казахстан; Пункт дополнен подпунктом 3 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) 3) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан. 5. Местные представительные органы в пределах своих полномочий утверждают региональные программы, направленные на развитие инновационной деятельности.
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Статья 7 изложена в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.) Статья 7. Институты инновационного развития 1. Институты инновационного развития, помимо уставной деятельности, могут выступать в качестве поверенных по предоставлению инновационных грантов и участвовать в реализации комплекса мер инновационного развития. 2. В комплекс мер инновационного развития включаются: 1) финансирование мероприятий, направленных на получение и введение в экономический оборот новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги); 2) проведение маркетинговых исследований; 3) проведение мероприятий по предоставлению услуг технопарков на льготных условиях; 4) создание и развитие инновационной инфраструктуры; 5) развитие отечественных научно-исследовательских организаций; 6) оказание содействия в проведении испытаний, сертификации и стандартизации новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги); 7) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности; 8) обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансовой сферы.
Статья 8 изложена в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.) Статья 8. Технопарки 1. Технопарки создаются решением Правительства Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа или иного центрального исполнительного органа, согласованному с местными исполнительными органами. 2. Технопарк осуществляет следующие виды деятельности: 1) управление материально-техническим комплексом; 2) привлечение потенциальных субъектов инновационной деятельности для участия в развитии технопарка; 3) эксплуатационное обслуживание инфраструктурных ресурсов, оказание услуг субъектам инновационной деятельности, осуществляющим деятельность на территории технопарка; 4) представление интересов субъектов инновационной деятельности, осуществляющих деятельность на территории технопарка, в отношениях с государственными органами; 5) оказание содействия в приобретении инновационных технологий и обмене информацией между научно-исследовательскими организациями, организациями образования и другими субъектами инновационной деятельности, осуществляющими деятельность на территории технопарка; 6) предоставление на договорных условиях работ и услуг, необходимых для осуществления инновационной деятельности; 7) иную деятельность, не противоречащую законодательству Республики Казахстан. При проведении прикладных научных исследований, осуществляемых за счет бюджетных средств, опытно-конструкторские работы выполняются на базе технопарков и (или) научных организаций, имеющих соответствующую материально-техническую базу. Проект застройки технопарка подлежит согласованию с уполномоченным органом. 3. При технопарках создаются экспертные советы, деятельность которых осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным органом.
Закон дополнен статьей 8-1 в соответствии с Законом РК от 30.03.09 г. № 146-IV Статья 8-1. Центры распространения инноваций Центры распространения инноваций создаются на базе научно-исследовательских организаций и осуществляют поддержку развития инновационной деятельности посредством реализации специальных образовательных программ по обучению практике применения инноваций.
Глава 3. Исключена в соответствии с Законом РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.) Статья 15. Исключена в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 178-III (см. стар. ред.)
Глава 4 изложена в редакции Закона РК от 30.03.09 г. № 146-IV (см. стар. ред.) Глава 4. Инновационные гранты
Статья 17. Предоставление инновационных грантов Инновационные гранты предоставляются на: 1) выполнение опытно-конструкторских работ и (или) рисковых исследований прикладного характера; 2) подготовку технико-экономического обоснования инновационного проекта; 3) патентование объекта интеллектуальной собственности в иностранных государствах и (или) международных патентных организациях; 4) приобретение инновационных технологий. Предоставление инновационных грантов осуществляется на конкурсной основе в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 18. Условия предоставления инновационных грантов 1. Предоставление инновационного гранта на опытно-конструкторские работы и (или) выполнение рисковых исследований прикладного характера производится по результатам государственной научно-технической, экономической и, при необходимости, экологической экспертиз, а также патентных исследований инновационных проектов, претендующих на получение инновационных грантов. 2. Инновационные гранты на опытно-конструкторские работы и (или) выполнение рисковых исследований прикладного характера предоставляются на условиях внедрения результатов в течение трех лет. 3. Инновационный грант на подготовку технико-экономического обоснования инновационного проекта предоставляется лицу, обладающему имущественными правами на инновацию. 4. Инновационный грант на патентование объекта интеллектуальной собственности в иностранных государствах и (или) международных патентных организациях предоставляется лицу, обладающему правами на получение охранных документов. 5. Инновационный грант на приобретение инновационных технологий предоставляется при условии обязательного внедрения инновационной технологии на предприятии грантополучателя в течение срока, определяемого договором об инновационном гранте, с представлением периодических отчетов в уполномоченный орган о мерах, принятых по внедрению технологий.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Международное сотрудничество субъектов инновационной деятельности 1. Международное сотрудничество субъектов инновационной деятельности осуществляется на основе законодательства и международных договоров Республики Казахстан. 2. Субъекты инновационной деятельности вправе самостоятельно вступать в неправительственные международные организации, занимающиеся инновационной деятельностью, заключать договоры и иные соглашения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Статья 22. Порядок введения в действие настоящего Закона 1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования. 2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 3 июля 2002 г. «Об инновационной деятельности» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., № 13-14, ст. 142; 2005 г., № 23, ст. 142).
Президент Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ
Астана, Акорда, 23 марта 2006 года № 135-III ЗРК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |