Еще раз о структуре Парламента
Э. МУХАМЕДЖАНОВ, д.ю.н.
Известно, что с распадом Союза ССР во всех бывших союзных республиках и в странах Восточной Европы стали осуществляться большие преобразования. Новые суверенные государства встали на путь перехода к новой общественной (политической) системе, а это предполагает изменения во всех сферах жизни, но главное - коренную перестройку отношений собственности и системы власти.
Именно в это время в странах СНГ происходит демонтаж старых форм государственного устройства и создание новых основ государственности. Одним из ключевых вопросов в тот период был вопрос о структуре представительного органа власти. Сложность этого вопроса усугублялась тем, что, в отличие от стран Восточной Европы и стран Балтии, бывшие союзные республики не имели самостоятельного опыта государственного строительства, и поэтому многие из них столкнулись с вопросом, сколько палат - две или одну - должны иметь их законодательные органы. При этом на начальном этапе проведения реформ в некоторых странах СНГ и в странах Восточной Европы отдавалось предпочтение однопалатному законодательному органу, что соответствовало общей тенденции ликвидации вторых палат в иностранных государствах (Турция), но впоследствии мнения по этому вопросу в ряде государств координально поменялись. Так, например в Казахстане, согласно Конституции 1993 года законодательный орган был однопалатным, а после проведения конституционной реформы 1995 года было принято решение, что законодательный орган Казахстана будет двухпалатным. Мотивом создания двухпалатного Парламента в Казахстане было то, что это позволяло повысить качество принимаемых законов. Аналогичные изменения структуры парламентов мы находим и в некоторых странах Восточной Европы. Так, в конституциях Польши и Румынии также были предусмотрены изменения структуры парламента за счет образования второй палаты. Образование вторых палат в унитарных государствах (Польше и Румынии) скорее следует рассматривать как дань историческому опыту национального конституционного развития (сенат в качестве верхней палаты парламента существовал в этих государствах на протяжении многих лет в разные исторические периоды). Изменение структуры парламентов Польши и Румынии во многом объясняется и коренным изменением характера взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти, новой расстановкой политических сил в обществе /1/. Между тем по прошествии более десяти лет суверенного развития в отдельных странах СНГ вновь поднимается вопрос о структурном реформировании законодательного органа и возвращении к однопалатной форме его работы (Кыргызская Республика). Все это делает актуальным вопрос, сколько палат должен иметь парламент? Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|