|
|
|
З А К О Н (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.12.1995 г.)
Утратил силу в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2710 См. Постановление Верховного Совета РК от 20 июня 1992 г. № 1404-XII о порядке введения в действие настоящего Закона
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII; Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 19.05.95 г. № 2283; Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 08.12.95 г. № 2674 Статья 1. Назначение органов национальной безопасности Органы национальной безопасности - это непосредственно подчиненные Президенту Республики Казахстан специальные органы в структуре государственного управления, предназначенные в соответствии с законодательством осуществлять защиту безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в общей системе обеспечения безопасности Республики Казахстан. Осуществляют в пределах своей компетенции защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Республики Казахстан. Участвуют в обеспечении Президента Республики Казахстан, Верховного Совета Республики Казахстан, Кабинета Министров Республики Казахстан, других государственных органов информацией, необходимой для решения задач, связанных с государственной безопасностью, в том числе по вопросам оборонного строительства, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, научно-технического прогресса и социально-экономического развития Республики Казахстан.
Статья 2. Правовая основа деятельности органов национальной безопасности Правовую основу деятельности органов национальной безопасности составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон, другие законодательные акты Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, международные правовые документы, признанные Республикой Казахстан.
Статья 3. Основные принципы деятельности органов национальной безопасности Деятельность органов национальной безопасности строится на принципах законности, равенства всех перед законом, соблюдения прав и свобод человека, гуманизма и интернационализма, демократии и независимости от деятельности любых политических партий и общественных объединений, сочетания в работе гласности и конспирации, единоначалия и коллегиальности.
Статья 4. Гарантии соблюдения прав и свобод граждан Органы национальной безопасности осуществляют свою деятельность при строгом соблюдении конституционных прав и свобод граждан. В интересах обеспечения государственной и общественной безопасности права и свободы граждан могут быть ограничены исключительно в случаях и в порядке, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан. В случаях незаконного ограничения прав и свобод граждан органы национальной безопасности обязаны принимать меры к восстановлению прав и свобод граждан, возмещению причиненного им ущерба и привлечению виновных к ответственности. Органы национальной безопасности обязаны по требованию граждан давать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод. Действия органов национальной безопасности и их сотрудников могут быть обжалованы в вышестоящие органы национальной безопасности, прокуратуру или суд.
Статья 5. Внепартийность органов национальной безопасности Использование органов национальной безопасности в партийных, групповых или личных интересах не допускается и преследуется в соответствии с законодательством. В органах национальной безопасности запрещается создание и деятельность первичных организаций, комитетов и иных организационных структур политических партий, а также общественных объединений, преследующих политические цели.
В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII; Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 19.05.95 г. № 2283 Статья 6. Гласность в деятельности органов национальной безопасности Органы национальной безопасности информируют государственные органы, трудовые коллективы, общественность и средства массовой информации по вопросам обеспечения государственной безопасности. Запрещается устанавливать ограничения на информацию в отношении общего бюджета органов национальной безопасности, их компетенции и основных направлений деятельности, а также фактов противоправных действий их сотрудников. Не подлежат разглашению сведения, составляющие в соответствии с законодательством государственную, военную, служебную или коммерческую тайну. Не допускается выдача информации юридическим и физическим лицам, затрагивающей личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшей известной органам национальной безопасности в процессе их деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Статья 7. Участие государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, трудовых коллективов и граждан в обеспечении государственной безопасности Органы национальной безопасности выполняют возложенные на них задачи во взаимодействии с другими государственными органами, учреждениями, предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, трудовыми и воинскими коллективами и гражданами Республики Казахстан. Должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, командование воинских формирований, руководители общественных объединений обязаны, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, оказывать содействие в обеспечении государственной безопасности. Граждане Республики Казахстан, исполняя свой патриотический долг, содействуют обеспечению государственной безопасности на добровольных началах, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан. Противоправные действия в отношении граждан и членов их семей, совершенные в связи с оказанием ими содействия органам национальной безопасности, влекут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.
В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII; Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 19.05.95 г. № 2283 Статья 8. Взаимодействие органов национальной безопасности с другими правоохранительными органами Республики Казахстан Органы национальной безопасности взаимодействуют с правоохранительными органами, внутренними и пограничными войсками в осуществлении оперативно-розыскных и следственных мероприятий для раскрытия, пресечения, расследования и предупреждения преступлений, решения иных вопросов, определяемых законодательством Республики Казахстан.
В статью 9 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 08.12.95 г. № 2674 Статья 9. Сотрудничество органов национальной безопасности Республики Казахстан со специальными службами других государств Органы национальной безопасности в решении задач по обеспечению государственной безопасности Республики Казахстан сотрудничают с разведывательными службами, службами безопасности государств, ранее входивших в состав Союза ССР, на основе соглашений, заключаемых по уполномочию Президента Республики Казахстан. В интересах обеспечения государственной безопасности Республики Казахстан в необходимых случаях органы национальной безопасности по согласованию с Президентом Республики Казахстан устанавливают контакты с международными правоохранительными организациями и спецслужбами иностранных государств, взаимодействуют с ними на основе норм международного права, соответствующих договоров и соглашений.
Раздел П. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII; Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 19.05.95 г. № 2283; Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 08.12.95 г. № 2674 Статья 10. Система органов национальной безопасности Единую систему органов национальной безопасности Республики Казахстан образуют Комитет национальной безопасности (КНБ) Республики Казахстан, подведомственные ему учреждения и организации, управления Комитета национальной безопасности (УКНБ) Республики Казахстан по областям и подчиненные им городские и районные отделы (отделения) национальной безопасности (ГО-РО УКНБ), органы военной контрразведки Республики Казахстан.
В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII; Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 19.05.95 г. № 2283; Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 08.12.95 г. № 2674 Статья 11. Комитет национальной безопасности Комитет национальной безопасности Республики Казахстан является органом государственного управления Республики Казахстан. В пределах своей компетенции обладает полномочиями контроля за деятельностью министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, по вопросам обеспечения государственной безопасности. Проводит работу по основным направлениям деятельности органов национальной безопасности и несет ответственность за обеспечение государственной безопасности Республики Казахстан. Руководит подчиненными ему УКНБ по областям, органами военной контрразведки, подведомственными организациями и учреждениями, направляет, координирует и контролирует их деятельность. Комитет национальной безопасности Республики Казахстан возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан с последующим утверждением Верховным Советом Республики Казахстан. Для рассмотрения наиболее важных вопросов, касающихся деятельности органов национальной безопасности Республики Казахстан, и принятия по ним согласованных решений в Комитете национальной безопасности Республики Казахстан функционирует Коллегия. Комитет национальной безопасности Республики Казахстан является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, соответствующие печати и штампы, счета в банках, в том числе валютные, основные фонды, объекты социально-культурного и медицинского назначения, учебные центры.
Статья 12. Территориальные органы Комитета национальной безопасности С целью эффективного решения задач по обеспечению государственной безопасности создаются территориальные органы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан - управления КНБ по областям. УКНБ по областям проводят работу по обеспечению государственной безопасности в пределах соответствующих областей Республики Казахстан, организуют деятельность подчиненных им ГО-РО УКНБ, информируют местные органы власти по вопросам обеспечения государственной безопасности на территории функционирования. УКНБ по областям являются юридическими лицами, имеют действительные и условные наименования, соответствующие печати и штампы, счета в банках, основные фонды, объекты социально-культурного и медицинского назначения. В оперативно-служебной деятельности УКНБ по областям и подчиненные им ГО-РО УКНБ независимы от местных органов власти и должностных лиц.
Статья 13. Органы военной контрразведки Органы военной контрразведки Комитета национальной безопасности Республики Казахстан создаются для контрразведовательного обеспечения воинских объединений, соединений и частей, других военных формирований и объектов, дислоцированных на территории Республики Казахстан.
Закон дополнен статьей 13-1 в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII Статья 13-1. Утратила силу в соответствии с Указом Президента РК, имеющий силу закона, от 19.05.95 г. № 2283
Закон дополнен статьей 13-2 в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII Статью 13-2 считать статьей 13-1 в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 19.05.95 г. № 2283 Статья 13-1. Исключена в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 08.12.95 г. № 2674
Раздел III. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII; Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 19.05.95 г. № 2283; Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 08.12.95 г. № 2674 Статья 14. Обязанности органов национальной безопасности В интересах обеспечения государственной безопасности Республики Казахстан органы национальной безопасности: 1. Осуществляют разведывательную и контрразведовательную деятельность. Ведут борьбу с разведывательно-подрывной деятельностью специальных служб иностранных государств и иностранных организаций, терроризмом, а также с коррупцией и организованной преступностью в государственных структурах, организациях и учреждениях, независимо от форм собственности, участвующих во внешнеэкономической деятельности или имеющих выходы на зарубежные преступные сообщества, и контрабандой, затрагивающими интересы безопасности государства и общества. Участвуют в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан от противоправных посягательств. 2. Разрабатывают и осуществляют меры по выявлению, предупреждению, в том числе путем проведения профилактических мероприятий, и пресечению преступлений, расследование которых отнесено законодательством Республики Казахстан к ведению органов национальной безопасности. Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в отношении лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, в том числе с использованием оперативно-технических и других средств. Ведут учет этих лиц. 3. Осуществляют охрану содержащихся в установленном порядке в следственных изоляторах лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, и лиц, задержанных органами национальной безопасности по подозрению в совершении преступлений. 4. Разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению государственной безопасности во внутренних и пограничных войсках, в воинских объединениях, соединениях и частях, других военных формированиях и объектах, дислоцированных на территории Республики Казахстан. 5. Участвуют в разработке и осуществлении мер по обеспечению безопасности объектов оборонной промышленности, атомной энергетики, космоса, транспорта, связи и других важных народно-хозяйственных объектов, перечень которых определяет Кабинет Министров Республики Казахстан. 6. Организуют контрразведовательную систему защиты государственных секретов. Оказывают методическую помощь в обеспечении сохранности государственных секретов министерствам, ведомствам, организациям, учреждениям и предприятиям Республики Казахстан, независимо от форм собственности, командованию воинских формирований, а также в пределах компетенции контролируют их деятельность в указанной сфере. 7. Оказывают содействие пограничным войскам в охране государственной границы Республики Казахстан. 8. Разрабатывают и осуществляют в соответствии со своей компетенцией мероприятия по обеспечению готовности к функционированию в военное время пунктов управления Республикой Казахстан, организуют и обеспечивают собственную мобилизационную подготовку. 9. Участвуют в мероприятиях по нормализации обстановки в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, предупреждению чрезвычайных происшествий на важных народнохозяйственных и военных объектах, а также в соответствии с законодательством в обеспечении и соблюдении правового режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории Республики Казахстан или в отдельных местностях республики. 10. Осуществляют меры по обеспечению безопасности при проведении важных государственных и общественно-политических мероприятий. Участвуют по указанию Президента Республики Казахстан в охране государственных и общественных деятелей других государств в период их пребывания в республике, а также совместно с органами внутренних дел - аккредитованных при органах государственной власти и управления Республики Казахстан дипломатических и иных официальных представительств зарубежных стран. 11. Участвуют в мероприятиях по предупреждению, пресечению и локализации массовых беспорядков и межнациональных конфликтов. 12. Осуществляют меры по обеспечению безопасности дипломатических представительств, консульских и других государственных учреждений Республики Казахстан и ее граждан за границей. 13. Принимают участие в разработке мер и решении вопросов, касающихся выезда за границу граждан Республики Казахстан, а также въезда -выезда иностранцев и лиц без гражданства, их перемещения по территории республики. 14. Представляют по запросам компетентных органов власти и управления необходимые сведения, при их наличии в органах национальной безопасности, на отдельных лиц в связи с решением в установленном порядке вопросов о допуске к секретной информации, ходатайством о приеме, восстановлении или выходе из гражданства Республики Казахстан, а также выезде за границу граждан Республики Казахстан. 15. Участвуют в обеспечении безопасности специальных перевозок на железнодорожном, воздушном и иных видах транспорта. 16. Совместно с научно-исследовательскими организациями проводят исследования и прогнозирование по проблемам, затрагивающим интересы государственной безопасности. 17. Ведут информационно-аналитическую работу в целях удовлетворения потребностей разведки и контрразведки. Осуществляют разработку, производство и эксплуатацию автоматизированных информационно-аналитических систем. 18. Эксплуатируют и обеспечивают безопасность специальных видов связи (шифрованной, засекреченной, кодированной), а также шифровальной и дешифровальной работы. Принимают меры по разработке и созданию специальной техники в целях использования в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. 19. Выполняют по поручению Президента Республики Казахстан, Верховного Совета Республики Казахстан задания, непосредственно направленные на обеспечение внутренней и внешней безопасности Республики Казахстан. 20. Разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению собственной безопасности. 21. Регулярно информируют органы государственной власти и управления Республики Казахстан по вопросам, затрагивающим интересы государственной безопасности.
Статья 15. Права органов национальной безопасности Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право: 1. Осуществлять в установленном порядке гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, в том числе с использованием технических средств, в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, расследование которых отнесено законодательством Республики Казахстан к ведению органов национальной безопасности. 2. Использовать на гласной и негласной основе помощь граждан, с их согласия для выполнения возложенных на органы национальной безопасности Республики Казахстан обязанностей. 3. Привлекать граждан Республики Казахстан на добровольных началах в качестве внештатных оперативных сотрудников органов национальной безопасности. Использовать на договорной основе специалистов предприятий, организаций и учреждений для проведения необходимых проверок, консультаций и экспертиз. 4. Пользоваться на договорных основах служебными помещениями учреждений, предприятий, организаций, воинских формирований, а также жилыми и другими помещениями граждан. 5. Решать совместно с министерствами иностранных дел и внутренних дел Республики Казахстан вопросы о закрытии въезда иностранным гражданам и лицам без гражданства, выдворении из Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства, которые своими действиями наносят ущерб безопасности государства и общества. 6. Привлекать в установленном порядке для участия в мероприятиях по обеспечению государственной безопасности силы и средства органов внутренних дел, внутренних войск, других специализированных воинских подразделений. 7. Проверять у граждан при обоснованном подозрении в совершении преступлений либо при совершении преступлений документы, удостоверяющие их личность, и другие необходимые документы. 8. Вызывать в органы национальной безопасности граждан по делам и материалам, находящимся в их производстве, получать от граждан объяснения, справки, документы и снимать копии с них. В случаях злостного уклонения от явки по вызову подвергать граждан приводу в установленном законом порядке. 9. Производить задержание лиц, в соответствии с действующим законодательством, совершивших или пытавшихся совершить преступления, расследование которых отнесено законодательством к ведению органов национальной безопасности. Осуществлять личный досмотр задержанных лиц, досмотр транспортных средств, которыми они пользовались в момент задержания, а также досмотр и изъятие находящихся при них вещей и документов, с сообщением об этом прокурору. 10. Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности, воинским формированиям, общественным объединениям, а также гражданам, с их согласия. 11. Использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности, воинским формированиям, общественным объединениям или гражданам, с их согласия (кроме транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций) для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, доставления задержанных лиц к месту их содержания, а также для проезда к месту происшествия или стихийного бедствия и доставления нуждающихся в срочной медицинской помощи граждан в лечебные учреждения. По требованию владельцев транспортных средств органы национальной безопасности возмещают в установленном законодательством порядке причиненный им в результате этого фактический ущерб. 12. При наличии предусмотренных законом оснований, в целях пресечения преступлений, расследование которых отнесено законодательством к ведению органов национальной безопасности, преследования подозреваемых или совершивших эти преступления, при чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих государственной безопасности, входить беспрепятственно в любое время суток, если опасность не может быть устранена другим путем, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, воинских формирований, проникать в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и осматривать их с последующим сообщением прокурору в течение суток о произведенных действиях. 13. Иметь следственные изоляторы для содержания в установленном законодательством порядке лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, и лиц, задержанных органами национальной безопасности по подозрению в совершении преступлений. В отдельных случаях - задержанных и арестованных органами внутренних дел, прокурорами и судами, а также осужденных. 14. Осуществлять в пределах компетенции организацию и контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы, решением других вопросов обеспечения государственной безопасности в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, воинских формированиях. Вносить представления об устранении выявленных недостатков, затрагивающих интересы государственной безопасности, требовать принятия соответствующих мер и информирования органов национальной безопасности об исполнении. 15. Пресекать использование на территории республики передающих радиоэлектронных средств, работающих с нарушением установленных правил, а также работу с составляющей государственную тайну информацией, выполняемую с нарушением установленных требований. 16. Запрашивать в установленном порядке и получать от министерств, государственных комитетов, ведомств, а также расположенных на территории республики учреждений, организаций, предприятий, независимо от форм собственности, воинских формирований и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей по обеспечению государственной безопасности. 17. Осуществлять в установленном Кабинетом Министров Республики Казахстан порядке государственное хранение оперативных, следственных и других материалов, относящихся к деятельности органов национальной безопасности. Создавать информационные системы. 18. Оказывать услуги производственного и иного характера в порядке и на условиях, предусмотренных для государственных предприятий и организаций, без ущерба для основной деятельности. По обращениям кооперативных, акционерных, других предприятий и организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности, оказывают методическую помощь в защите коммерческой тайны. 19. Морально и материально поощрять сотрудников органов национальной безопасности и других лиц за заслуги по обеспечению государственной безопасности Республики Казахстан. Представлять их к награждению в установленном законодательством порядке к государственным наградам Республики Казахстан. 20. Сотрудники органов национальной безопасности имеют право бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также внеочередного приобретения билетов на все виды транспорта и поселения в гостиницах при предъявлении командировочного удостоверения.
В статью 16 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 17.03.95 г. № 2122 Статья 16. Право военнослужащих органов национальной безопасности на применение оружия и специальных средств Военнослужащие органов национальной безопасности имеют право на ношение, хранение и применение оружия, а также использование специальных средств. Военнослужащие органов национальной безопасности в качестве крайней меры имеют право применять оружие и использовать специальные средства в следующих случаях: 1. Для защиты граждан от преступного посягательства, а также освобождения заложников. 2. Для отражения нападения на лиц, охрана которых поручена военнослужащим органов национальной безопасности. 3. Для отражения нападения на военнослужащего органов национальной безопасности и членов его семьи. 4. Для отражения группового нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, охраняемые органами национальной безопасности. 5. Для задержания лица, застигнутого при совершении преступления, или преступника, совершающего побег из-под стражи, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнять законное требование о сдаче оружия. Запрещается применять оружие и специальные средства в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, воздушного судна, группового нападения. В случае необходимости применения оружия сотрудник органов национальной безопасности обязан принять меры для обеспечения безопасности окружающих граждан и оказанию неотложной медицинской помощи пострадавшим. О каждом случае применения оружия информируется прокурор.
Статья 17. Реализация предоставленных прав Предоставленные настоящим Законом права органов национальной безопасности используются исключительно для решения задач по обеспечению национальной безопасности Республики Казахстан.
Раздел IV. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 18. Контроль за деятельностью Комитет национальной безопасности Республики Казахстан подотчетен Президенту Республики Казахстан, подконтролен Верховному Совету Республики Казахстан. Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан представляет ежегодный отчет о деятельности органов национальной безопасности Президенту Республики Казахстан. Организация и осуществление ведомственного контроля в деятельности органов национальной безопасности возлагается на председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
Статья 19. Прокурорский надзор Надзор за точным и единообразным исполнением законов в деятельности органов национальной безопасности осуществляется Генеральным прокурором Республики Казахстан и уполномоченными им прокурорами.
Статья 20. Финансовый контроль Финансово-хозяйственная деятельность органов национальной безопасности контролируется Министерством финансов Республики Казахстан.
В наименование раздела V внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII Раздел V. КАДРЫ, СИСТЕМЫ ОРГАНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII; Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 19.05.95 г. № 2283 Статья 21. Состав кадров, системы органов национальной безопасности Кадры, системы органов национальной безопасности составляют сотрудники - военнослужащие, рабочие и служащие, а также личный состав подчиненных КНБ войск. Общая численность сотрудников органов национальной безопасности и личного состава подчиненных КНБ войск, а также смета расходов на их содержание утверждаются Президентом Республики Казахстан. Численность военнослужащих, рабочих и служащих объектов социально-бытового, медицинского и хозяйственного назначения, иных учреждений, организаций и предприятий, обеспечивающих решение возложенных на Комитет национальной безопасности, пограничные войска и войска правительственной связи Республики Казахстан задач, персонала подразделений по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных помещений и зданий устанавливается Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в пределах утвержденного фонда оплаты труда и других средств. На службу и работу в системе органов национальной безопасности принимаются граждане Республики Казахстан на добровольной основе, способные по своим моральным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности по обеспечению государственной безопасности. В системе органов национальной безопасности военнослужащие могут проходить службу и на контрактной основе. На действительную срочную военную службу в войска правительственной связи Республики Казахстан призываются граждане Республики Казахстан в соответствии с действующим законодательством, а также граждане других государств - членов Содружества Независимых Государств на основе двусторонних соглашений.
В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII Статья 22. Военнослужащие системы органов национальной безопасности Военнослужащие системы органов национальной безопасности проходят воинскую службу согласно положениям о прохождении воинской службы соответствующими категориями военнослужащих Вооруженных Сил, воинским уставам, законодательству Республики Казахстан. Для решения вопросов обеспечения государственной безопасности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, с их согласия, в установленном порядке могут быть прикомандированы для замещения штатных должностей военнослужащие органов национальной безопасности с оставлением их на действительной воинской службе. Офицерский состав, прапорщики и сверхсрочнослужащие органов национальной безопасности состоят в кадрах, в действующем резерве или запасе КНБ Республики Казахстан.
В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII Статья 23. Рабочие и служащие системы органов национальной безопасности Условия труда рабочих и служащих системы органов национальной безопасности регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан, другими действующими нормативными актами.
В статью 24 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII Статья 24. Подготовка специалистов для системы органов национальной безопасности Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для системы органов национальной безопасности осуществляются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. В целях обеспечения профессиональной подготовки кадров создаются специальные учебные заведения.
В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII Статья 25. Правовое положение военнослужащих системы органов национальной безопасности Военнослужащие системы органов национальной безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Военнослужащему системы органов национальной безопасности в подтверждение его личности и полномочий выдается служебное удостоверение, а военнослужащим войск - удостоверение личности, военнослужащим срочной службы - военные билеты установленного образца. Законные требования военнослужащих системы органов национальной безопасности обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Неповиновение законным требованиям военнослужащего системы органов национальной безопасности, оскорбление военнослужащего системы органов национальной безопасности, сопротивление, угроза, насилие или посягательство на его жизнь, здоровье и имущество, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на военнослужащего системы органов национальной безопасности обязанностей, влекут ответственность, устанавливаемую законодательством Республики Казахстан. Защита жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества членов семьи военнослужащего системы органов национальной безопасности от преступных посягательств в связи с выполнением этим военнослужащим служебных обязанностей и служебного долга предусматривается законодательством Республики Казахстан. Военнослужащим системы органов национальной безопасности Республики Казахстан запрещается вне системы органов национальной безопасности занятие любыми видами предпринимательской деятельности, а также совместительство на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, творческой и преподавательской деятельности. Запрещается привлекать военнослужащих системы органов национальной безопасности для выполнения задач, не возложенных на них законодательством Республики Казахстан.
В статью 26 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.92 г. № 1815-XII; Законом РК от 08.04.93 г. № 2088-ХII; Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 19.05.95 г. № 2283 Статья 26. Социальная защита военнослужащих, рабочих и служащих системы органов национальной безопасности Республика Казахстан гарантирует социальную защиту военнослужащих, рабочих и служащих системы органов национальной безопасности Республики Казахстан. Военнослужащие системы органов национальной безопасности подлежат обязательному личному страхованию за счет средств республиканского бюджета. Военнослужащие системы органов национальной безопасности пользуются правами и льготами, предусмотренными для военнослужащих Вооруженных Сил, и обеспечиваются денежным, вещевым и натуральным довольствием, установленным законодательством для военнослужащих Вооруженных Сил, если иное не определено в установленном порядке. Право на льготы сохраняется за военнослужащими системы органов национальной безопасности, увольняющимися со службы по выслуге лет, по болезни или по возрасту.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |