Найти
<< Назад
Далее >>
Два документа рядом (откл)
Сохранить(документ)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Сравнение редакций
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I О средствах массовой информации (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.01.2006 г.) (редакция от 31.01.2006 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I
О средствах массовой информации

изменениями и дополнениями по состоянию на 31.01.2006 г.)

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 5 июля 2006 г.

 

Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 4)

Глава 1-1. Государственное регулирование в области средств массовой информации (статьи 4-1 - 4-5)

Глава 2. Организация деятельности средств массовой информации (статьи 5 - 13)

Глава 3. Распространение средств массовой информации (статьи 14 - 16)

Глава 4. Отношение средств массовой информации с гражданами и организациями (статьи 17 - 19)

Глава 5. Права и обязанности журналиста (статьи 20 - 21)

Глава 6. Аккредитация журналистов (статьи 22 - 24)

Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации (статьи 25 - 26)

 

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области средств массовой информации, устанавливает государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

1) массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.)

2) средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернет и другие);

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в полугодие;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4) теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в год;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5) выход в эфир - трансляция теле-, радиопрограмм, аудиовизуальной записи с использованием аналоговых и цифровых электромагнитных систем;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.)

6) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на WEB-сайте в общедоступных телекоммуникационных сетях;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

7) официальное сообщение - информация, предоставляемая государственными органами с целью дальнейшего распространения через средства массовой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

8) распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

9) редакция средства массовой информации - физическое лицо либо творческий коллектив, являющиеся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск средства массовой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

10) главный редактор (редактор) - физическое лицо, возглавляющее редакцию средства массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на его выпуск и распространение, выход в эфир;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

11) журналист (представитель средства массовой информации) - физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

12) распространитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

13) цензура - предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

14) продукция эротического характера - печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья дополнена подпунктом 15 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

15) WEB-сайт - подготовленная при помощи специальных технических и программных средств электронная представительская страница физического либо юридического лица Республики Казахстан, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья дополнена подпунктом 16 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

16) ретрансляция - прием и одновременное либо в записи независимо от использования технических средств полное и неизменяемое распространение теле- или радиопрограмм (совокупность теле- или радиопередач) другого средства массовой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья дополнена подпунктом 17 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

17) комплекс - совокупность зданий, связанных общим предназначением и составляющих единую структуру;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья дополнена подпунктом 18 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

18) аккредитация - процедура назначения журналиста и признание его полномочий государственным органом, общественным объединением и организацией;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья дополнена подпунктом 19 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II; изложен в редакции Закона РК от 10.01.06 г. № 116-III (введено в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.)

19) уполномоченный орган в области средств массовой информации - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области средств массовой информации (далее - уполномоченный орган).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.07.05 г. № 67-III (см. стар. ред.)

Статья 2. Свобода слова, получения и распространения информации

1. Свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан.

Цензура запрещается.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Не допускаются разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание экстремизма или терроризма, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также порнографии.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 08.07.05 г. № 67-III (введен в действие с 1 января 2006 г.) (см. стар. ред.)

Статья 3. Язык средств массовой информации

1. Средства массовой информации распространяются на государственном и других языках.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Государство обеспечивает право каждого на использование родного языка при получении и распространении средств массовой информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о языках.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Еженедельный объем телевизионных и радиопрограмм средства массовой информации на государственном языке по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках.

Распределение передач на государственном языке в суточной сетке вещания должно осуществляться равномерно в течение всего периода их выхода в эфир.

Данное требование не распространяется на сети кабельного, эфирно-кабельного телевидения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 4. Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации

1. Законодательство о средствах массовой информации основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Закон дополнен главой 1-1 в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введено в действие с 01.01.2006 г.)

Глава 1-1. Государственное регулирование в области средств массовой информации

 

Статья 4-1. Государственное регулирование в области средств массовой информации

1. Государственное регулирование в области средств массовой информации осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания, контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области средств массовой информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации осуществляется уполномоченным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 4-2. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области средств массовой информации

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области средств массовой информации;

2) определяет порядок осуществления учета иностранных средств массовой информации, распространяемых в Республике Казахстан;

3) утверждает порядок лицензирования деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 4-3. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области средств массовой информации;

2) осуществляет постановку на учет средств массовой информации;

3) утверждает правила проведения конкурсов на получение права на телерадиовещание;

4) организует проведение открытых конкурсов по распределению номиналов радиочастот для телевизионного и (или) радиовещания;

5) осуществляет лицензирование деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании;

6) осуществляет контроль за соблюдением лицензиатом условий, указанных в лицензии, и принимает решение о приостановлении действия лицензии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7) формирует, размещает и контролирует осуществление государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

8) осуществляет международное сотрудничество в области средств массовой информации;

9) ведет Единый реестр учета иностранных средств массовой информации, распространяемых на территории Республики Казахстан;

10) разрабатывает и реализует государственные и отраслевые (секторальные) программы в области средств массовой информации;

11) определяет порядок хранения записей, имеющих историческую и (или) культурную ценность;

12) утверждает правила аккредитации журналистов;

13) координирует деятельность местных исполнительных органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области средств массовой информации;

14) координирует деятельность центральных и местных исполнительных органов по вопросам средств массовой информации.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 4-4. Компетенция местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы)

Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):

1) реализуют государственную информационную политику через региональные средства массовой информации;

2) осуществляют учет иностранных средств массовой информации, распространяемых на территории области (города республиканского значения, столицы);

3) утверждают порядок расположения специальных стационарных помещений и правила реализации в них периодической печатной продукции, публикующей материалы эротического характера;

4) формируют, размещают и контролируют осуществление государственного заказа по проведению государственной информационной политики на региональном уровне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

5) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан средствами массовой информации на соответствующей административно-территориальной единице;

6) предоставляют в уполномоченный орган статистические данные, информацию по учету иностранных средств массовой информации, а также сведения по соблюдению законодательства Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Закон дополнен статьей 4-5 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III 

Статья 4-5. Государственный контроль

1. Целью государственного контроля является обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации.

2. Государственный контроль в области средств массовой информации осуществляется местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), включает в себя:

1) контроль по соблюдению требований, предусмотренных настоящим Законом;

2) контроль в отношении рекламы, распространяемой через средства массовой информации.

3. Государственный контроль в области средств массовой информации, осуществляемый уполномоченным органом, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), выполняется в форме проверок.

4. Виды проверок:

плановая — запланированная государственным органом проверка, проводимая с учетом установленных законами Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;

внеплановая — проверка, назначаемая в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного реагирования на обращения физических и юридических лиц;

рейдовая — проверка на предмет наличия лицензии, регистрационных и иных разрешительных документов, а также правильности применения контрольного оборудования, являющегося объектом контроля государственного органа.

5. Срок проведения проверок не должен превышать пятнадцать календарных дней с момента вручения предписания.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 2. Организация деятельности средств

массовой информации

Статья 5. Право на создание средства массовой информации

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.)

1. Право на создание средства массовой информации принадлежит физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Средство массовой информации может быть создано как в форме юридического лица, так и в форме структурного подразделения юридического лица.

Свидетельство о постановке на учет средства массовой информации является основанием для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера. Данное требование не распространяется на WEB-сайты.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 6. Собственник средства массовой информации

1. Собственник - физическое или юридическое лицо либо объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие право владения, пользования и распоряжения средством массовой информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Собственник средства массовой информации вправе выступать в качестве редакции, редактора, журналиста, издателя, распространителя как в отношении собственного, так и других средств массовой информации на основе соответствующего договора.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 7. Редакция средства массовой информации

1. Редакция осуществляет подготовку и выпуск (выход в эфир) средства массовой информации по поручению собственника.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Редакцией руководит главный редактор (редактор).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 08.07.05 г. № 67-III

2-1. Главным редактором (редактором) не могут быть:

1) граждане, признанные судом недееспособными;

2) граждане, имеющие на момент назначения судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке;

3) иностранцы либо лица без гражданства.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Отношения между собственником и редакцией регулируются уставом и договором.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 8. Информационное агентство

1. Информационное агентство - это зарегистрированное в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан юридическое лицо, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием и датой выпуска.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. При распространении сообщений и материалов информационного агентства средствами массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. На информационное агентство распространяется действие статей 2, 10 настоящего Закона.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 9. Издатель средства массовой информации

1. Издатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Если собственник не является одновременно и издателем средства массовой информации, то права, обязанности и ответственность собственника и издателя определяются отдельным договором.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 10. Постановка на учет средства массовой информации

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.)

1. Средства массовой информации, кроме WEB-сайтов, распространяемые на территории Республики Казахстан, независимо от формы собственности, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе.

См.: Инструкцию по учету средств массовой информации и информационных агентств, Письмо Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 27 февраля 2001 года № 524 о постановке на учет организаций кабельного телевидения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Для постановки на учет собственник средства массовой информации либо лицо, действующее по его уполномочию, подает заявление, отвечающее требованиям статьи 11 настоящего Закона.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Заявление об учете средства массовой информации подлежит рассмотрению в течение пятнадцати дней со дня поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган выдает собственнику средства массовой информации свидетельство о постановке на учет либо отказывает по следующим основаниям:

1) если уполномоченным органом ранее выдано свидетельство о постановке на учет средству массовой информации с тем же названием и распространением на ту же территорию;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) если содержание заявления не соответствует требованиям статьи 11 настоящего Закона;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) если заявление подано до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

3-1. Собственник периодического печатного издания сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет.

Собственник теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программы, информационного агентства сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации, распространению сообщений и материалов информационного характера в течение года со дня получения свидетельства о постановке на учет.

В случае, если в указанный период не начат выпуск продукции средства массовой информации, свидетельство о постановке на учет решением уполномоченного органа признается утратившим силу.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена пунктом 3-2 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

3-2. Средство массовой информации, информационное агентство подлежат переучету в случаях смены собственника либо его организационно-правовой формы, наименования, а также названия средства массовой информации, изменения языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности.

Переучет средства массовой информации или информационного агентства осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Исключен в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введено в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.)

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 11. Заявление о постановке на учет средства массовой информации

1. В заявлении о постановке на учет средства массовой информации должны быть указаны:

1) наименование, местонахождение, организационно-правовая форма собственника средства массовой информации;

2) язык (языки) средства массовой информации;

3) предполагаемая периодичность выпуска;

4) основная тематическая направленность;

5) территория распространения.

К заявлению прилагаются:

для физических лиц - документ, подтверждающий право на занятие предпринимательской деятельностью;

для юридических лиц - копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Предъявление иных требований при постановке на учет средства массовой информации запрещается.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.)

Статья 12. Освобождение от постановки на учет средства массовой информации

Не требуется постановки на учет периодических печатных изданий:

тиражом менее ста экземпляров;

официальных, нормативных и иных актов;

бюллетеней судебной практики;

теле-, радио-, видео-, кинохроникальных программ, распространяемых по кабельным сетям, если зона обслуживания ограничена одним зданием или комплексом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.07.05 г. № 67-III (см. стар. ред.)

Статья 13. Приостановление и прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации

1. Приостановление либо прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации возможно по решению собственника или суда.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Под приостановлением понимается временное прекращение выпуска одного или нескольких номеров изданий, а также выхода в эфир радио- и телепрограмм, выпуска иных средств массовой информации. Приостановление выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации допускается на срок не более трех месяцев.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Основаниями для приостановления выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации в установленном законом порядке являются: разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, распространение радио-, телепрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, нарушение требований, предусмотренных статьей 3, пунктом 3-2 статьи 10, а также повторное нарушение в течение года требований пункта 3-1 статьи 14, статей 15 и 16 настоящего Закона.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Основаниями для прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации являются: пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, пропаганда экстремизма или терроризма, а также неустранение причин приостановления выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации в установленный срок.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.)

5. В случае приостановления либо прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации по решению собственника либо суда в уполномоченный орган направляется уведомление.

Прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации влечет аннулирование свидетельства о постановке на учет.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 3. Распространение средств массовой информации

Статья 14. Распространение средства массовой информации

1. Распространение средства массовой информации осуществляется по решению собственника им самим либо на договорных или иных законных основаниях редакцией, издателем, а также организациями или гражданами.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.)

2. Розничная продажа периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально отведенных стационарных помещениях, предназначенных для этого, расположение которых и правила продажи в них определяются местными исполнительными органами.

Выход в эфир радио-, телепрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, пропаганда культа жестокости и насилия запрещаются.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Пункт 3 изложена в редакции Закона РК от 19.12.03 г. № 509-II (см. стар. ред.)

3. Реклама алкогольной продукции запрещается с 1 января 2004 года.

Реклама табака и табачных изделий регулируется законодательством Республики Казахстан о профилактике и ограничении табакокурения и о рекламе.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

3-1. Ретрансляция теле- и радиопрограмм иностранных средств массовой информации не должна превышать с 1 января 2002 года пятидесяти процентов, с 1 января 2003 года - двадцати процентов от общего объема передач по телерадиовещательным каналам.

Данное требование не распространяется на вещание кабельного и эфирно-кабельного телевидения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Воспрепятствование осуществляемому на законных основаниях распространению средства массовой информации со стороны физических или юридических лиц, а равно должностных лиц государственных органов, незаконная конфискация, а также уничтожение тиража или его части не допускаются, иначе как на основании вступившего в законную силу решения суда.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 15. Выходные данные

1. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) название средства массовой информации;

2) собственник средства массовой информации;

3) фамилия и инициалы главного редактора (редактора);

4) номер и дата свидетельства о постановке на учет и наименование выдавшего его органа;

5) периодичность издания;

6) порядковый номер и дата выхода в свет средства массовой информации;

7) тираж;

8) наименование типографии, ее адрес и адрес редакции.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.)

2. При каждом выходе в эфир, а при непрерывном вещании - не реже четырех раз в сутки, средство массовой информации обязано объявлять свое наименование.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 16. Обязательные экземпляры периодических изданий и хранение материалов теле- и радиопередач

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.)

1. Обязательные бесплатные экземпляры периодических изданий, в том числе и освобожденных от постановки на учет в силу статьи 12 настоящего Закона, в день их изготовления направляются собственником средства массовой информации либо по его поручению третьим лицом в Национальную государственную книжную палату, Национальную библиотеку, библиотеку Парламента Республики Казахстан, в уполномоченный орган.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Редакции средств массовой информации (теле-, радиовещания) обязаны в течение одного месяца сохранять записи собственных передач, вышедших в эфир, а также фиксировать их в регистрационном журнале своей эфирной работы и хранить его не менее одного года с момента последней записи в нем. Записи, имеющие историческую или культурную ценность, сохраняются в порядке, определяемом уполномоченным органом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 4. Отношение средств массовой информации с

гражданами и организациями

Статья 17. Авторские произведения и письма

1. Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские и иные права на интеллектуальную собственность.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. При публикации читательских писем допускаются сокращение и редактирование их текста, не искажающие смысла его содержания.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Никто не вправе обязать редакцию средства массовой информации обнародовать отклоненный ею материал, если иное не предусмотрено законом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 18. Официальные сообщения

1. Официальные сообщения государственных органов размещаются в средства массовой информации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

См. также: Правила предоставления и опубликования официальной информации центральными государственными органами Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию в случае обращения представителям средств массовой информации, независимо от их форм собственности и принадлежности, за исключением той, которая составляет государственные секреты Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

2-1. Запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа.

На обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления.

В случае поступления обращения от средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней данное обращение должно быть направлено в соответствующие органы с сообщением об этом средству массовой информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному лицу, а затем в суде в порядке, предусмотренном законом для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 19. Право на опровержение

1. Гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица распространены в средствах массовой информации они должны быть бесплатно опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

В случае, если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву с обязательным сообщением адресатам о несоответствии действительности содержащихся в этом документе сведений.

Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Требование гражданина или юридического лица о публикации опровержения либо ответа в средстве массовой информации рассматривается судом в случае, если орган массовой информации отказал в такой публикации либо в течение месяца не произвел публикации, а также в случае его ликвидации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Гражданин или юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

См. также: Нормативное постановление Пленума Верховного Суда РК от 18 декабря 1992 года № 6 "О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц", Нормативное постановление Верховного Суда РК от 21 июня 2001 г. № 3 "О применении судами законодательства о возмещении морального вреда".

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 5. Права и обязанности журналиста

Статья 20. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) осуществлять поиск, запрашивать, получать и распространять информацию;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2) посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами в связи с осуществлением своих служебных обязанностей, присутствовать на всех мероприятиях, проводимых аккредитовавшим его органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) производить записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемку, за исключением случаев, запрещенных законодательными актами Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4) присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) проверять достоверность получаемой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под условным именем (псевдонимом);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) отказываться от публикации материала за своей подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям журналиста;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 21. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1) осуществлять программу деятельности средства массовой информации, с которым он состоит в договорных отношениях, руководствуясь законодательством Республики Казахстан;

2) не распространять информацию, не соответствующую действительности;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании их авторства;

4) уважать законные права и интересы физических и юридических лиц;

Статья дополнена подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

4-1) получить согласие на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью с гражданами;

5) выполнять иные обязанности, возложенные на него в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 6. Аккредитация журналистов

Статья 22. Аккредитация журналистов

1. Средства массовой информации по согласованию с государственными органами, общественными объединениями и организациями могут аккредитовать при них своих журналистов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Государственные органы, общественные объединения и организации, при которых аккредитован журналист, обязаны предварительно извещать его о заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его государственными органами, общественными объединениями и организациями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Журналист может быть лишен аккредитации, если им нарушены правила аккредитации либо за распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство аккредитовавших его государственных органов, общественных объединений и организаций.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5. Исключен в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введено в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.)

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 23. Аккредитация средств массовой информации Республики Казахстан за рубежом

Собственник средства массовой информации Республики Казахстан имеет право открывать корреспондентские пункты, аккредитовать журналистов в других странах в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан и страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами.