|
|
|
21.11.2006 Разрешение хозяйственных споров между предприятиями в досудебном порядке
Законом РК от 11 июля 2001г. № 238-11 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам судопроизводства» из Гражданского процессуального кодекса РК (далее - ГПК РК) была исключена глава 12 «Досудебное урегулирование имущественных споров, сторонами в которых являются юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица». С принятием этого закона все лица, чьи имущественные интересы и права оказались нарушенными, получили право на обращение в суд с исковым заявлением сразу, как только им стало известно об этих нарушениях, не принимая мер (не соблюдая претензионного порядка) по досудебному урегулированию споров. С введением в действие с 01.07.1999г. ГПК РК де-факто утратило силу и «Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам», утвержденное постановлением Кабинета Министров РК от 15.02.1993г. № 111. Вместе с тем в ГПК РК сохранены подпункт 1) пункта 1) статьи 154 и подпункт 1) статьи 249, которые гласят, что судья возвращает исковое заявление, а суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден установленный законодательством для данной категории дел обязательный порядок предварительного досудебного разрешения спора и возможность применения этого порядка не утрачена. По этой и по другим причинам на практике досудебное урегулирование споров действует и применяется, так как этот порядок ни одним из нормативных правовых актов не запрещен. Более того, ряд действующих законодательных актов в отдельных нормах прямо обязывает заинтересованные стороны предъявлять претензии. В частности, статья 706 ГК РК имеет название «Претензии и иски по перевозкам грузов» и содержит такое требование: «До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательными актами». Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год, по договорам перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа - шесть месяцев. Закон РК от 08 декабря 2001г. № 266-11«О железнодорожном транспорте» содержит специальную главу 11 «Акты, претензии, иски». В п.1 статьи 89 этой главы указано, что право предъявления к перевозчику претензий, вытекающих из договора перевозки, имеет пассажир, отправитель (грузоотправитель) и получатель (грузополучатель), а в п.1 статьи 90 предусмотрено, что претензии, вытекающие из договора перевозки, могут быть предъявлены к перевозчику в течение срока исковой давности. Сроки предъявления претензий исчисляются в отношении: 1) возмещения за утрату багажа, груза, грузобагажа - по истечении семи суток со дня окончания срока доставки; 2) возмещения за недостачу, повреждение (порчу), просрочку доставки багажа, груза, грузобагажа, возврата излишне уплаченных провозных платежей за перевозку, - со дня выдачи; 3) взыскания штрафов за невыполнение принятой заявки на перевозку груза - по окончании срока, установленного правилами перевозок для исполнения заявки; 4) в иных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска. Перевозчик имеет право рассмотреть предъявленную претензию по истечении вышеперечисленных установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска претензионного срока. А в п.1 статьи 93 этого же Закона четко указано, что «иски к перевозчику, вытекающие из перевозки, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа от перевозчика на предъявленную претензию». К претензии в данных случаях в подлинниках должны быть приложены следующие документы, подтверждающие требования заявителя: 1) в случае задержки отправления или опоздания пассажирского поезда - проездной документ (билет); 2) в случае утраты, нарушения сроков доставки багажа, грузобагажа - багажная или грузобагажная квитанция; 3) в случаях недостачи, повреждения (порчи) багажа, грузобагажа - багажная или грузобагажная квитанция и коммерческий акт; 4) в случае утраты груза - грузовая квитанция; 5) в случае недостачи, повреждения (порчи), задержки выдачи груза - железнодорожная транспортная накладная и коммерческий акт; 6) в случае нарушения сроков доставки груза - железнодорожная транспортная накладная. Пункт 2 статьи 137 Водного кодекса РК от 09.07.2003г. рассматриваемую ситуацию регламентирует так: «Водные споры между субъектами водных отношений разрешаются путем переговоров сторон, рассмотрением их в органах, созданных объединениями водопользователей, в местных исполнительных органах и уполномоченном органе в области использования и охраны водного фонда или в судах». Следует учитывать и то, что по гражданскому законодательству РК физические и юридические лица свободны в заключении договора и поэтому имеют законное право самим определять процедуру рассмотрения споров при исполнении заключенных ими хозяйственных договоров. Конкретное содержание этой процедуры излагается обычно в разделе «Порядок, применимое право и место рассмотрения споров». В качестве примера можно рассмотреть предъявление претензии поставщику по договору поставки, основания для которой обычно возникают в случае поставки некачественных или некомплектных товаров, а также задержки с поставкой. Правовой основой для подготовки такой претензии служат соответствующие нормы ГК РК, Инструкции о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 09.11.94 г. № 1240 и конкретные условия договора поставки. Претензия предъявляется обязательно в письменной форме и в ней указываются: 1) наименование претензии (например, «Претензия на поставку некомплектной продукции»); 2) наименование юридического лица, предъявившего претензию, и юридического лица, к которому предъявляется претензия, их фактические адреса и банковские реквизиты; 3) конкретные и документально подтвержденные обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии (поставка ненадлежащего товара и т.п), а также ссылка на соответствующие нормативные акты (например на статью 471 ГК РК, содержащую перечень прав получателя, получившего от поставщика товар ненадлежащего качества); 4) конкретные требования заявителя (о соразмерном уменьшении покупной цены, замены товара, отказа от исполнения договора и др.); 5) сумма претензии и ее расчет, если претензия содержит денежные требования; 6) предупреждение о том, что в случае неудовлетворения поставщиком претензии или неполучения ответа к указанному в ней сроку получатель обратится с соответствующим исковым заявлением в суд; 7) перечень прилагаемых к претензии документов. Претензия излагается на фирменном бланке организации - получателя, подписывается, как правило, первым руководителем (в ряде случаев дополнительно подписывается главным бухгалтером и юристом), заверяется печатью организации и отправляется ценным письмом или нарочным. В отдельных случаях претензия может быть направлена телексом, телетайпом, факсом и т.д.). При направлении претензии следует учитывать срок исковой давности, то есть максимальный срок, в течение которого такая претензия может быть предъявлена, а исковое требование удовлетворено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года, но для отдельных видов требований он может быть сокращенным или более длительным. Например, согласно п.2 статьи 706 ГК РК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год. А сроки исковой давности по налоговым обязательствам статьей 38 Налогового кодекса РК установлен в пять лет. В соответствии с законодательством и обычаями делового оборота предприятие, получившее претензию, обязано и в ряде случаев заинтересовано (чтобы не навредить своему имиджу судебными тяжбами) удовлетворить обоснованные требования заявителя и письменно уведомить его о результатах рассмотрения претензии. Если к претензии по каким-либо причинам не приложены документы, необходимые для ее объективного рассмотрения, то они запрашиваются у заявителя дополнительно с указанием срока их присылки (доставки). При неполучении затребованных документов к указанному сроку претензия рассматривается по имеющимся документам. В необходимых случаях стороны договора производят сверку взаиморасчетов, экспертизу поставленного товара и другие действия, обеспечивающие урегулирование спора в досудебном порядке. В ответе на претензию должны быть указаны: - все необходимые реквизиты обеих сторон , дата и номер ответа на данную претензию; - при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке; - при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии - мотивы отказа со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты и иные документы, обосновывающие отказ; - перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, а также других доказательств. Отправка ответа на претензию производится в таком же порядке, как и самой претензии. Безусловно, заявителю желательно, чтобы предъявленная претензия была удовлетворена без судебного разбирательства. Однако, очень важно получить и письменный ответ на неудовлетворенную предъявленную претензию, в котором бы поставщик признавал требование получателя товара законным. В этом случае получатель получает возможность удовлетворить свое требование на основании судебного приказа. В соответствии с п.1 статьи 139 ГПК РК судебный приказ представляет собой акт судьи, вынесенный по заявлению взыскателя (в нашем случае - получателя товара) о взыскании денежных сумм или истребовании имущества от должника (в нашем случае - поставщика товара) по бесспорным требованиям без вызова должника и взыскателя для заслушивания их объяснений и без судебного разбирательства. А требование признается бесспорным, если оно согласно подпункта 2) статьи 140 ГПК РК основано на письменной сделке (в нашем случае - на договоре поставки) и признано ответчиком (в нашем случае - признательным письменным ответом поставщика на претензию). Судебный приказ имеет силу исполнительного документа и взыскание по нему производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Резюмируя вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что досудебное урегулирование хозяйственных споров между юридическими лицами и иными субъектами частного предпринимательства имеет все основания для его максимального использования в предпринимательской деятельности и в ряде случаев помогает избежать ненужных судебных расходов и траты времени.
Анатолий Лобков, юрист, эксперт по бизнесу
Источник: Делового еженедельника «Бизнес Путеводитель» (https://putevoditel.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |