|
|
|
30.11.2006 Постатейный комментарий к Закону Республики Казахстан «Об амнистии в связи с легализацией имущества» от 5 июля 2006 года № 157-III
Казахстанский рынок недвижимости представляет собой перспективную сферу вложения капитала. В связи с развитием и становлением рыночных отношений в Казахстане, а также в условиях растущей международной взаимозависимости экономических отношений роль и значение понятия недвижимых и движимых вещей в имущественном положении физических и юридических лиц значительно выросла и продолжает расти. Наличие большого количества неоформленного и незадекларированного имущества влечет негативные последствия не только для фактических обладателей данного имущества, но и для государства. Вследствие ненадлежащего оформления данного имущества государство не получает установленные законодательством налоги на имущество, а также не может рассчитывать на обязательные платежи, связанные с получением прибыли от использования данного имущества. Наличие «теневого» имущества и, соответственно, «теневой экономики» расшатывает систему ценностей в обществе и ведет к правовому нигилизму. Имущество, выведенное из законного экономического оборота, не только не участвует в экономическом развитии страны, но и искажает картину экономического состояния и развития государства, не позволяя давать достоверные прогнозы такого развития и ставить реальные планы. Неучтенное имущество отрицательным образом влияет как на самих обладателей данным имуществом, так и на государство и общество в целом. В этой связи государством предпринимаются беспрецедентные шаги по изменению сложившейся ситуации, когда неоформленное и незадекларированное имущество, имея огромный потенциал для улучшения экономического положения страны, фактически остается вне имущественного оборота. Законодателями принимаются нормативные акты по легализации имущества, которые регламентируют отношения между субъектами данных отношений по поводу узаконения неучтенного и неоформленного имущества. В 2001 году был принят Закон Республики Казахстан «Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег», целью которого была легализация денег граждан Республики Казахстан, которые ранее были выведены из легального экономического оборота и не были задекларированы. При этом легализация была проведена в форме освобождения от налогообложения и ответственности лиц, совершивших отдельные правонарушения в сфере экономики. Срок легализации ограничивался тридцатью днями. Нормативный акт предоставлял лицам, легализующим деньги, определенные правовые гарантии от уголовного и административного преследования. Между тем указанный Закон 2001 года решал вопросы легализации только одного объекта гражданского права - денег. Вопросы легализации иного имущества, потенциально необходимого для гражданского оборота, в сферу действия данного закона не входили. Так, для легализации имущества, не являющегося деньгами, необходимо было перевести его в денежную форму и только потом, имея деньги на банковском счету, их легализовать. Естественно такая схема была крайне неудобной, что не дало раскрыть весь потенциал законной легализации имущества и ограничило сферу применения закона. В ежегодном Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» Глава государства обратил внимание на необходимость принятия закона об амнистии капиталов и имущества, выведенных из легального оборота, в котором должен быть предусмотрен четкий механизм, учитывающий все возможные нюансы этого сложного вопроса. В реализацию Послания приняты Законы от 5 июля 2006 года «Об амнистии в связи с легализацией имущества» и «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам амнистии в связи с легализацией имущества». Проведение легализации имущества важно в первую очередь для населения страны и для государства в целом. Легализация имущества позволит закрепить права на имущество за правообладателями (владельцами) и в свою очередь использовать его как обеспечение кредита и создать условия для развития предпринимательской деятельности. Этот процесс, проведенный открыто, представляет собой шаг в дальнейшем развитии и построении прозрачной экономики Казахстана, взаимоотношениях государства и общества. В настоящее время в стране на фоне устойчивого развития экономики возникли предпосылки для создания дополнительных экономических стимулов и правовых возможностей для возврата имущества в легальный экономический оборот. Закон «Об амнистии в связи с легализацией имущества» предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам страны выйти из тени, добровольно возвратить скрытое имущество в легальный оборот и освободиться от ответственности по отдельным статьям Уголовного кодекса и Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. В немалой степени положения Закона направлены на разрешение проблем признания прав на недвижимое имущество. Международный опыт проведения амнистий капиталов и имущества показывает, что процесс легализации является вполне естественным шагом в построении прозрачной экономики. Такие развитые государства, как Италия, Бельгия, Германия, уже проводили подобные акции.
Перечень принятых сокращений
1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан - Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 г. № 548 (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 8-9, ст. 531); 2. Земельный кодекс Республики Казахстан - Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 г. № 442 (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 13, ст. 99); 3. Налоговый кодекс Республики Казахстан - Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года № 209 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 11-12, ст. 168); 4. Кодекс об административных правонарушениях, КРКоАП - Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, ст. 24); 5. Уголовный кодекс Республики Казахстан, УК РК - Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167 (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 15-16, ст. 211); 6. Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности - Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 г. № 242 (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 17-18, ст. 243); 7. Закон о НПА - Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 г. № 213 (Ведомости Парламента РК, 1998 г., № 2-3, ст. 25); 8. Указ Президента Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 25 декабря 1995 года № 2727 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 21, ст. 277); 9. Правила организации и проведения приемки в эксплуатацию объектов недвижимого имущества - Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 августа 2006 года № 770 «Об утверждении Правил организации и проведения приемки в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, легализованных в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об амнистии в связи с легализацией имущества» (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 30, ст. 325); 10. Правила проведения легализации недвижимого имущества - постановление Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2006 года № 696 «Об утверждении Правил проведения легализации недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Казахстан, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 27, ст. 287); 11. Правила оформления прав на земельные участки - постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июля 2006 года № 688 «Об утверждении Правил оформления прав на земельные участки, легализованные в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об амнистии в связи с легализацией имущества» (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 27, ст. 281); 12. Типовое положение о комиссии - постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июля 2006 года № 689 «Об утверждении Типового положения о комиссии по проведению легализации недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Казахстан, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 27, ст. 283); 13. Правила исполнения республиканского и местных бюджетов - постановление Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2005 года № 110 «Об утверждении Правил исполнения республиканского и местных бюджетов» (САПП Республики Казахстан, 2005 г., № 6, ст. 58); 14. Постановление об установлении базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность - постановление Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2003 года № 890 «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственным землепользователям в аренду, а также размера платы за продажу права аренды земельных участков»; 15. Перечень специализированной сельскохозяйственной техники, по которой производители сельскохозяйственной продукции освобождаются от уплаты налога на транспортные средства - постановление Правительства Республики Казахстан от 26 ноября 2001 года № 1519 «Об утверждении Перечня специализированной сельскохозяйственной техники, по которой производители сельскохозяйственной продукции освобождаются от уплаты налога на транспортные средства» (САПП Республики Казахстан, 2001 г., № 40, ст. 524); 16. Правила государственной регистрации тракторов - приказ заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 сентября 2003 года № 467 «Об утверждении Правил государственной регистрации тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожностроительных машин и механизмов, а также специальных машин повышенной проходимости» (Бюллетень нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2003 г., № 43-48, ст. 902); 17. Приказ о проведении легализации имущества в налоговых органах - приказ министра финансов Республики Казахстан от 11 июля 2006 года № 253 «О некоторых вопросах проведения легализации имущества в налоговых органах» («Юридическая газета» от 19 июля 2006 года, № 132 (1112)); 18. Приказ о формах документов по государственной регистрации прав (обременении прав) на недвижимое имущество - приказ министра юстиции Республики Казахстан от 26 июля 2005 года № 197 «Об утверждении форм документов по государственной регистрации прав (обременении прав) на недвижимое имущество» («Юридическая газета» от 6 сентября 2005 года № 162); 19. Правила государственной регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Республике Казахстан - приказ министра внутренних дел Республики Казахстан от 12.10.1998 г. № 343 «Об утверждении Правил государственной регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Республике Казахстан»; 20. Правила осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан без открытия банковского счета - постановление правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 октября 2000 года № 395 «Об утверждении Правил осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан без открытия банковского счета» (Бюллетень нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2001 г., № 5, ст. 318); 21. Правила использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан - постановление правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года № 179 «Об утверждении Правил использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан». Действие настоящего Закона в отличие от предыдущих аналогичных законов, распространяется не только на граждан, но и на юридические лица. При этом юридические лица по законодательству Республики Казахстан в рамках данного Закона являются субъектами только административной ответственности.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Легализация имущества представляет собой юридическую процедуру признания государством прав на имущество, которое по разным причинам и целям было выведено его фактическими владельцами из законного экономического оборота и не оформлено в установленном законодательством порядке либо оформленное на ненадлежащее лицо. Целью проведения легализации имущества является введение в экономический оборот имущества, не оформленного собственником в установленном порядке либо оформленного на ненадлежащее лицо. 2. Под субъектом легализации имущества понимаются граждане и юридические лица Республики Казахстан, легализующие имущество, т.е. изъявившие желание легализовать имущество, которым они (иные третьи лица) фактически пользуются и (или) владеют. Круг субъектов легализации ограничен резидентами Республики Казахстан, что не позволяет пройти легализацию имущества юридическим лицам, образованным по законодательству зарубежного государства, даже если учредителями такого юридического лица будут граждане Республики Казахстан или юридические лица, созданные в Республике Казахстан. 3. Для проведения легализации недвижимого имущества, права на которое оформлены в установленном порядке и находящегося на территории Республики Казахстан (далее - неоформленное недвижимое имущество), Законом предусмотрено создание при местных исполнительных органах специальных временных органов - Комиссий по проведению легализации недвижимого имущества (далее - Комиссии). Комиссии являются коллегиальными органами и сформированы из представителей акимата, земельных, налоговых органов, органов архитектуры и градостроительства, Центра по недвижимости, местных представительных органов и других местных государственных органов и организаций, что позволяет всесторонне и тщательно подходить к каждому случаю индивидуально и принимать объективное согласованное решение. Правовое положение Комиссии закрепляется в Типовом положении о Комиссии. Принятие решения о легализации либо в отказе в легализации неоформленного недвижимого имущества возлагается на Комиссии. 4. Сбор за легализацию имущества - обязательный, невозвратный платеж в бюджет за проведение легализации имущества, установленный статьей 6 комментируемого Закона. 5. В правовое поле настоящего Закона вводится понятие ненадлежащего лица, то есть лица, на которое собственник оформил свое имущество в целях сокрытия получаемых доходов.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
1. В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи Закон действует в отношении субъектов легализации, которые получили имущество до начала срока легализации, то есть 3 июля 2006 года. Имущество, полученное после 3 июля 2006 года, легализации не подлежит. 2. Пункт 2 настоящей статьи ограничивает сферу действия Закона по кругу лиц, согласно которому действие Закона не распространяется на следующие категории лиц: 1) граждан, в отношении которых возбуждены уголовные дела или которые осуждены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством за незаконное предпринимательство (ст. 190 УК РК), незаконную банковскую деятельность (ст. 191 УК РК), лжепредпринимательство (ст. 192 УК РК), легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем (ст. 193 УК РК), нарушение правил бухгалтерского учета (ст. 218 УК РК), уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 221 УК РК) и уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 222 УК РК). В соответствии с уголовным законодательством осужденным признается лицо, в отношении которого вступил в законную силу обвинительный приговор суда и не снята в установленном законодательством порядке судимость (ст. 77 УК РК); 2) граждан и юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение административных правонарушений, указанных в следующих статьях Кодекса об административных правонарушениях: статья 118 «Нарушение права государственной собственности на землю», статья 120 «Нарушение установленного порядка утверждения землеустроительной документации», статья 143 «Занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности», статья 154 «Лжепредпринимательство», статья 155 «Неправомерные действия при банкротстве», статья 178 «Нарушение законодательства о бухгалтерском учете должностным лицом», статья 179 «Нарушение законодательства о бухгалтерском учете юридическим лицом», статья 182 «Нарушение срока подачи документов для получения подтверждения об уведомлении о валютных операциях, а также регистрационного свидетельства и лицензии на валютные операции», статья 185 «Представление аудитору (аудиторской организации)недостоверной информации», статья 189 «Открытие счетов в иностранных банках и иных финансовых институтах без лицензии Национального Банка Республики Казахстан», статьи 205-209 «Нарушение правил о налогообложении», статья 237 «Незаконное строительство», статья 239 «Эксплуатация объектов и комплексов, не введенных в установленном порядке в эксплуатацию», статья 253 «Использование земель не по целевому назначению» и статья 357-2 «Нарушение правил и норм лицензирования». Не является субъектом легализации лицо, на которое наложено административное взыскание за вышеуказанные административные правонарушения, и не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания (ст. 66 КРКоАП). 3. Данные составы уголовных преступлений и административных правонарушений позволяют говорить о том, что государство, несмотря на имеющуюся цель легализации, не идет на легализацию имущества, приобретенного путем совершения значимых повышенно опасных для общества деяний.
Статья 3. Имущество, не подлежащее легализации
1. Норма рассматриваемой статьи предусматривает ограничение относительно имущества, подлежащего легализации. Так, не подпадает под прямое действие комментируемого Закона имущество, полученное в результате совершения преступлений против личности (Глава 1 УК РК), мира и безопасности человечества (Глава 4 УК РК), основ конституционного строя и безопасности государства (Глава 5 УК РК), против собственности (Глава 6 УК РК), общественной безопасности и общественного порядка (Глава 9 УК РК), против здоровья населения и нравственности (Глава 10 УК РК), в результате совершения коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления (Глава 8 УК РК). Следовательно, имущество, полученное в результате, например, мошеннических действий, кражи, грабежа и т.п., не может быть легализовано. 2. В связи с неопределенностью правовых титулов на имущество, легализации не подлежит и имущество, права на которое оспариваются в судебном порядке. Это означает, что в отношении имущества инициирован судебный процесс, решение по которому не вступило в законную силу. 3. В связи с особенностями правовой системы Казахстана не может быть легализовано имущество, предоставление прав на которое не допускается законами Республики Казахстан. Так, согласно статье 58 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в санитарно-защитной зоне, независимо от ее параметров и принадлежности, не допускается размещение (строительство) жилых зданий, организаций образования, учреждений здравоохранения и отдыха, спортивно-оздоровительных сооружений, включая размещение садоводческих и огороднических земельных участков, а также производство сельскохозяйственной продукции. Земельным кодексом Республики Казахстан определены земельные участки, которые не могут находиться в частной собственности. В частности, земельные участки, занятые: для нужд обороны и государственной безопасности, оборонной промышленности, особо охраняемыми природными территориями, магистральными железнодорожными сетями и автомобильными дорогами общего пользования и иные земли (ст.ст. 26, 121, 123, 125, 127 Земельного кодекса Республики Казахстан). Соответственно, легализация недвижимого имущества не допустима в случае невозможности предоставлении прав лицу на это имущество в силу прямого запрета законов Республики Казахстан на эксплуатацию, проживание, размещения недвижимого имущества на определенных территориях или приобретения земельных участков в собственность. 4. Обоснованной является недопустимость легализации денег, полученных в качестве кредитов, в связи с тем, что субъект хоть и приобретает определенные права на деньги, ограничен в дальнейших операциях с ними в связи с необходимостью их возврата заимодателю.
Статья 4. Срок легализации имущества
1. Указанная в Законе разовость акции определяет ее исключительность, так как принятие такого рода нормативных актов не является обычным явлением в правовой системе государства. Государство вынужденно обращаться к указанным мерам в интересах граждан, фактически обладающих неоформленным надлежащим образом имуществом и желающих подчиниться имеющимся в государстве правовым положениям в отношении такого имущества. Кроме этого, в связи с вовлечением в экономический оборот нового учтенного имущества, государством преследуется цель придать новый импульс экономическому развитию страны. 2. Закон имеет определенное воспитательное и пресекательное воздействие по отношению к субъектам легализации, так как его действие распространяется на субъектов легализации, узаконивающих и узаконивших им принадлежащее и полученное до начала срока легализации имущество. То есть имущество, полученное после истечения срока легализации, не может в дальнейшем быть предметом легализации. Разграничение сроков легализации имущества связано с необходимостью в предоставлении времени для оформления прав на неоформленное недвижимое имущество. Срок легализации имущества, в том числе предъявления имущества к легализации, начинается с 3 июля 2006 года и заканчивается 1 апреля 2007 года. В рамках Закона лицо может подать заявление на легализацию имущества только до 1 апреля 2007 года. Лица, не легализовавшие или не предъявившие к легализации имущество, не могут в дальнейшем рассчитывать на проведение такого рода процедур по признанию прав в будущем. В отношении указанных лиц сохранится угроза наступления неблагоприятных последствий, выражающихся в привлечении к административной и уголовной ответственности. Субъекты легализации, легализовавшие неоформленное недвижимое имущество, обязаны в срок до 1 июля 2007 года оформить на него права в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Для реализации данной нормы государство налагает на государственные органы и организации, уполномоченные на оформление документов на недвижимое имущество, обязанность выдать соответствующие документы субъекту легализации в срок не позднее двух месяцев со дня его обращения. Легализация неоформленного недвижимого имущества как таковая еще не достаточна для полного вовлечения его в экономический оборот - необходимо полноценное оформление недвижимого имущества в соответствии с имеющимися законодательными требованиями.
Статья 5. Информация о предъявленном к легализации и легализованном имуществе
1. В соответствии с Законом государственные органы и организации должны обеспечить конфиденциальность информации, полученной в процессе проведения легализации имущества. Это касается сведений о субъектах легализации, о легализованном имуществе, а также других сведений, которые могут негативно отразиться на репутации, имущественном положении субъекта легализации. Очевидно, что субъекты легализации будут предпринимать шаги по легализации имущества только в случае обеспечения государством полной конфиденциальности в отношении данной процедуры. 2. К гарантиям субъектов легализации относится устанавливаемый запрет проведения процессуальных действий, в том числе по осуществлению уголовного преследования или применению мер административного взыскания, на основании информации, полученной в процессе проведения легализации имущества в соответствии с настоящим Законом. Данный запрет тесно связан с первым ограничением и гарантией сохранения конфиденциальности полученных сведений.
Статья 6. Сбор за легализацию имущества
1. Субъекты легализации обязаны внести сбор за легализацию имущества - обязательный, невозвратный платеж в бюджет за проведение легализации имущества (далее - сбор). Сбор позволяет предполагать о наличии в легализации определенных черт возмездности такого рода признания прав. При этом о социальной направленности Закона говорит то, что не являются плательщиками сбора граждане Республики Казахстан, легализующие неоформленное недвижимое имущество и не используемое в предпринимательской деятельности, при удовлетворении одного из следующих условий, если: 1) уплатили по состоянию на 1 января 2006 года налог на легализуемое имущество и земельный налог в отношении земельных участков, на которых указанное имущество расположено, и состоят на учете в налоговых органах. Данная норма освобождает от уплаты сбора добросовестных налогоплательщиков - граждан Республики Казахстан, которые уплатили по состоянию на 1 января 2006 года налог на легализуемое имущество и земельный налог на земельный участок, которым фактически владели и пользовались. 2) не являются плательщиками налога на имущество и земельного налога в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. В соответствии с налоговым законодательством не являются плательщиками налога на имущество: 1) военнослужащие срочной службы на период прохождения срочной службы (учебы); 2) Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, удостоенные звания «Халық қаһарманы», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын алқа», отдельно проживающие пенсионеры; 3) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды I и II групп (статья 351 Налогового кодекса РК). Не являются плательщиками земельного налога граждане: 1) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства по: земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем; придомовым земельным участкам; земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки; земельным участкам, занятым под гаражи; 2) многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын алқа», - по земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, и придомовым земельным участкам (статья 324 Налогового кодекса РК). Исполнение налоговых обязательств субъектом легализации, легализующим неоформленное недвижимое имущество либо освобождение его от уплаты налогов на недвижимое имущество и земельный участок, подтверждается сведениями, представленными налоговыми органами в Комиссию. 3. Особое внимание в Законе уделено производителям сельскохозяйственной продукции по специализированной сельскохозяйственной технике, используемой в производстве собственной сельскохозяйственной продукции, а также гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан, местом жительства или, соответственно, местом нахождения которых являются сельские населенные пункты, за исключением случаев легализации ими денег, которые не являются плательщиками сбора. Недоступность и затрудненность оформления имущества именно лицами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции, в связи с имеющимися естественными объективными причинами, обосновывают наличие указанного исключения в субъектном составе. Уплата сбора не производится по специализированной сельскохозяйственной технике, перечень которой определен постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 ноября 2001 года № 1519. 4. От уплаты сбора освобождены граждане или юридические лица Республики Казахстан, местом жительства или, соответственно, местом нахождения которых являются сельские населенные пункты, за исключением случаев легализации ими денег. В соответствии с Законом «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» сельскими населенными пунктами являются аул, село. Вместе с тем, с 4 ноября 2006 года принят Закон «О внесении изменения и дополнения в Закон «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан», в соответствии с которым к сельским населенным пунктам отнесены также поселки, за исключением находящихся на территории городской административной подчиненности. Однако необходимо отметить, что указанный Закон вводится в действие с 1 января 2007 года. Соответственно до этого периода субъекты легализации, местом жительства или, соответственно, местом нахождения которых являются поселки, в случае легализации ими имущества и отсутствия иных льгот, освобождающих от уплаты сбора, будут уплачивать сбор. 5. Порядок взимания и перечисления сбора в бюджет осуществляется в соответствии с Правилами исполнения республиканского и местных бюджетов. 6. Сбор уплачивается в размере десяти процентов от стоимости легализуемого имущества. Субъекты легализации, легализующие имущество, за исключением неоформленного недвижимого имущества, уплачивают сбор до подачи документов на легализацию имущества. Субъектам легализации, легализующим неоформленное недвижимое имущество, представлена альтернатива в уплате сбора. Данные субъекты легализации вправе уплатить сбор до подачи заявления, в случае наличия необходимых средств, либо в любое время с момента подачи документов на легализацию и до государственной регистрации прав на легализованное недвижимое имущество. Сбор за легализацию имущества зачисляется в республиканский бюджет по коду 206 110 «Сбор за легализацию имущества» Единой бюджетной классификации Республики Казахстан. Документом, подтверждающим уплату сбора, является извещение на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет по форме, предусмотренной Правилами осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан без открытия банковского счета (Приложения к комментарию 1, 2). Документом, подтверждающим уплату сбора, субъекта легализации, имеющего соответствующие банковские счета, является платежное поручение (Приложение к комментарию 3). 7. Легализация денег, ценных бумаг, имущества, находящегося за пределами РК и иного имущества, за исключением случаев, установленных статьей 6 Закона, не освобождает субъектов легализации от уплаты сбора. 8. Возврат уплаченного сбора не производится, за исключением случаев возврата документов, представленных на легализацию имущества, либо отказа в легализации имущества. Возврат из бюджета поступивших сумм сбора производится только на основании письменного заявления плательщика на возврат из бюджета сумм сбора, представленного в налоговый орган по месту уплаты сбора. Заявление на возврат суммы сбора представляется в следующих случаях: 1) возврата заявителю документов, представленных на легализацию имущества, в том числе при возврате заявителю документов для устранения причин возврата документов; 2) отказа решением Комиссии в легализации недвижимого имущества. Возврат сбора плательщику производится в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления о возврате.
Статья 7. Общие положения по организации и порядку проведения легализации имущества
1. В пункте 1 комментируемой статьи регламентирован общий порядок легализации имущества посредством подачи субъектами легализации соответствующих документов. Процедура легализации имущества достаточно проста и включает в себя следующие основные этапы: субъект легализации должен: - самостоятельно определить стоимость легализуемого имущества; - уплатить сбор за легализацию своего имущества в размере 10% от стоимости легализуемого имущества. 2. В налоговый орган подаются документы о легализации имущества, в том числе находящегося за границей или оформленного на ненадлежащее лицо, за исключением неоформленного недвижимого имущества и денег физических лиц. 3. Для легализации имущества, за исключением указанного в статьях 8-11 Закона, достаточно подачи заявления на легализацию по установленной Законом форме в двух экземплярах, документа, подтверждающего уплату сбора, а также документа, удостоверяющего личность физического лица. Представители юридического лица представляют документ, подтверждающий их полномочия, нотариально засвидетельствованные копии устава (положения), свидетельства о государственной регистрации юридического лица; субъекты легализации представляют также свидетельства налогоплательщика. 4. Документы, оформленные на иностранном языке, должны быть представлены с нотариально удостоверенным переводом на казахский или русский язык. 5. Для достижения целей акта амнистии и обеспечения ее объективности установлено ограничение подачи повторного заявления в течение срока легализации имущества на один и тот же вид имущества. Исключением из общего правила являются случаи: 1) представления неполного пакета документов, установленных настоящим Законом; 2) наличия в представленных документах подчисток и исправлений; 3) неправильного исчисления суммы сбора; 4) несоответствия представленных документов требованиям законодательства Республики Казахстан к таким документам. Вышеуказанные случаи являются основанием возврата документов, представленных на легализацию. При устранении таких причин лицо вправе повторно подать заявление на легализацию имущества в течение установленного настоящим Законом срока легализации имущества. 6. Сведения по легализованному имуществу включаются в реестр легализованного имущества по форме согласно приложению 3 к Закону. 7. Имущество признается легализованным с момента принятия заявления, за исключением неоформленного недвижимого имущества. Второй экземпляр заявления на легализацию имущества с отметкой налогового органа возвращается субъекту легализации, который подтверждает легализацию имущества, и является основанием освобождения субъектов амнистии от ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений, указанных соответственно в статьях 13 и 14 Закона, связанных с приобретением, владением и пользованием легализованного имущества. 8. Уполномоченные органы обязаны оформить документы, необходимые для государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, на основании заявления субъектов амнистии при легализации движимого имущества, подлежащего государственной регистрации. 9. В целях регистрации движимого имущества после принятия решения налоговым органом о легализации такого имущества субъекту легализации необходимо обращаться непосредственно в уполномоченные регистрирующие органы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |