|
|
|
Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II
Данная редакция действовала до внесения изменений от 11 декабря 2006 г.
Раздел 1. Общие положения (статьи 1 - 5) Раздел 2. Судебная система (статьи 6 - 22) Глава 1. Районные и приравненные к ним суды (статьи 6 - 9) Глава 2. Областные и приравненные к ним суды (статьи 10 - 16) Глава 3. Верховный суд Республики Казахстан (статьи 17 - 22) Раздел 3. Статус судей (статьи 23 - 55) Глава 1. Правовое положение судей (статьи 23 - 38) Глава 2. Дисциплинарная ответственность судей (статьи 39 - 46) Глава 3. Материальное и социальное обеспечение судей (статьи 47 - 55) Раздел 4. Обеспечение деятельности судов (статьи 56 - 57) Раздел 5. Заключительные и переходные положения (статьи 58 - 59) См. комментарий Государственно-правового отдела Администрации Президента Республики Казахстан к настоящему Закону
Статья 1. Судебная власть 1. Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти. Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами. 2. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами Республики. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. 3. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Судебные решения и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных решений и требований судьи влечет установленную законом ответственность. См.: Постановление Пленума Верховного суда РК от 14 мая 1998 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан". См.разъяснение в Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 августа 2002 г. № 5. Статья 2. Символы государственной власти 1. На зданиях судов и в залах судебных заседаний устанавливается Государственный флаг Республики Казахстан и помещается изображение Государственного герба Республики Казахстан. 2. Судьи осуществляют правосудие в судейских мантиях, форма и описание которых утверждаются Президентом Республики Казахстан. 1. Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный суд Республики Казахстан и местные суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается. 1) областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения, специализированный суд - Военный суд войск Республики Казахстан и другие); 2) районные и приравненные к ним суды (городской, межрайонный, специализированный суд - военный суд гарнизона и другие). 3. В Республике Казахстан могут создаваться специализированные суды (военные, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие). См.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 14 апреля 2006 года № 1 «Об официальном толковании пункта 4 статьи 75 Конституции Республики Казахстан» 4. Верховный суд Республики Казахстан и местные суды имеют печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием. Статья 4. Единство судебной системы Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается: 1) общими и едиными для всех судов и судей принципами правосудия, установленными Конституцией, настоящим Конституционным законом, процессуальными и иными законами; 2) осуществлением судебной власти в единых для всех судов формах судопроизводства, установленных законами; 3) применением всеми судами действующего права Республики Казахстан; 4) законодательным закреплением единого статуса судей; 5) обязательностью исполнения на всей территории Казахстана вступивших в законную силу судебных актов; 6) финансированием всех судов только из республиканского бюджета. Статья 5. Законодательство, определяющее порядок деятельности судов и статус судей в Республике Казахстан Судоустройство и статус судей, а также порядок отправления правосудия в Республике Казахстан определяются Конституцией, настоящим Конституционным законом и другими законодательными актами Республики Казахстан. Глава 1. Районные и приравненные к ним суды Статья 6. Образование районных и приравненных к ним судов 1. Районные и приравненные к ним суды (далее - районные суды) образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного суда. Президент Республики Казахстан может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов. 2. Общее число судей для районных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. 3. Количество судей для каждого районного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда. См.: примерные нормативы нагрузки судей районных и приравненных к ним судов; норматив нагрузки судей специализированных межрайонных экономических судов. Статья 7. Состав районного суда 1. Районный суд состоит из председателя и судей, назначаемых в установленном Конституцией и настоящим Конституционным законом порядке. Если по штату в районном суде предусмотрен один судья (односоставный суд), он осуществляет полномочия председателя этого суда. 2. В районном суде создается канцелярия, штатная численность которой по согласованию с председателем суда устанавливается администратором судов области. Статья 8. Полномочия районного суда 1. Районный суд является судом первой инстанции. 1) рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности; 2) ведет судебную статистику; 3) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Статья 9. Председатель районного суда 1. Председатель районного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: 1) организует рассмотрение судебных дел судьями суда; 2) осуществляет общее руководство канцелярией суда; 3) ведет прием граждан; 4) организует прохождение стажировки кандидатами на должность судьи; 5) организует ведение и анализ судебной статистики; 6) издает распоряжения; 7) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. 2. В случае временного отсутствия председателя районного суда по распоряжению председателя этого суда исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей этого суда. В случае отсутствия председателя в односоставном суде исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей другого суда распоряжением председателя областного суда по представлению руководителя территориального уполномоченного органа. Глава 2. Областные и приравненные к ним суды Статья 10. Образование областных и приравненных к ним судов 1. Областные и приравненные к ним суды (далее - областные суды) образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного суда Республики Казахстан. 2. Общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Количество судей для каждого областного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда. Статья 11. Структура и состав областного суда 1. Областной суд состоит из председателя, председателей коллегий и судей. 2. Органами областного суда являются: 1) надзорная коллегия; 2) коллегия по гражданским делам; 3) коллегия по уголовным делам; 4) пленарное заседание суда. Статья 12. Полномочия областного суда Областной суд: 1) рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности; 2) ведет судебную статистику; 3) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области; 4) осуществляет контроль за деятельностью администратора судов области; 5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Статья 13. Коллегии областного суда 1. Коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам областного суда возглавляются председателями коллегий, а надзорная коллегия - председателем суда. 2. Число судей в каждой коллегии по представлению председателя суда устанавливается на пленарном заседании. 3. Надзорная коллегия состоит из судей данного суда, избираемых ежегодно тайным голосованием на пленарном заседании большинством голосов от общего числа судей. Коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам состоят из судей, персональный состав которых устанавливается председателем суда после обсуждения на пленарном заседании. 4. В коллегии по гражданским делам и в коллегии по уголовным делам председателем суда могут создаваться специализированные составы. Статья 14. Председатель областного суда 1. Председатель областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: 1) организует рассмотрение судебных дел судьями; 2) возглавляет надзорную коллегию, вправе председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях; 3) в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии (кроме надзорной коллегии) для рассмотрения дел в составе другой коллегии; 4) созывает пленарные заседания областного суда и председательствует на них; 5) в случае временного отсутствия председателя коллегии возлагает исполнение его обязанностей на одного из судей коллегии; 6) возбуждает дисциплинарные производства в отношении председателей коллегий и судей областного суда, председателей и судей районных судов; 7) на основании рекомендации пленарного заседания суда направляет в Квалификационную коллегию юстиции заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи; 8) организует ведение судебной статистики, изучение судебной практики; 9) издает распоряжения; 10) осуществляет общее руководство канцелярией суда; 11) ведет личный прием граждан; 12) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. 2. В случае временного отсутствия председателя областного суда его обязанности по его распоряжению возлагаются на одного из председателей коллегий суда. 3. В случае отставки либо иного досрочного прекращения полномочий председателя областного суда его обязанности по решению уполномоченного органа возлагаются на одного из председателей коллегий суда. Статья 15. Председатель коллегии областного суда 1. Председатель коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: 1) организует рассмотрение судебных дел судьями коллегии; 2) председательствует в заседаниях коллегии; 3) вносит председателю суда предложения по формированию в составе коллегии специализированных составов; 4) организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; 5) предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности коллегии; 6) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. 2. В случае временного отсутствия председателя коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда на одного из судей коллегии. Статья 16. Пленарное заседание областного суда 1. Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых: 1) устанавливает численный состав коллегии и избирает судей в состав надзорной коллегии; 2) обсуждает план работы суда; 3) заслушивает информацию председателей коллегий; 4) обсуждает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области; 5) дает согласие уполномоченному органу на назначение лица на должность администратора судов области; 6) заслушивает отчет администратора судов области о его деятельности; 7) рассматривает кандидатуры на вакантную должность председателя районного суда и выносит по его результатам соответствующие заключения; 8) вносит уполномоченному органу представление об освобождении администратора судов области; 9) рассматривает итоги стажировки кандидатов на должность судьи и предоставляет в Квалификационную коллегию юстиции соответствующее заключение; 10) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. 2. Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей областного суда. 3. Порядок работы пленарного заседания областного суда определяется утвержденным им регламентом. Глава 3. Верховный суд Республики Казахстан Статья 17. Полномочия Верховного суда 1. Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 2. Верховный суд Республики Казахстан: 1) рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности; 2) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики; См.: Методические рекомендации по изучению судебной практики и оказанию практической помощи при выездах в регионы. 3) принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства; О нормативных постановлениях см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 4) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Статья 18. Структура и состав Верховного суда 1. Верховный суд состоит из Председателя, председателей коллегий и судей. Общее число судей Верховного суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного суда. См.: Указ Президента Республики Казахстан от 8 января 1997 г. № 3315 "О численности Верховного Суда Республики Казахстан, структуре и штатах аппарата Верховного Суда Республики Казахстан". 2. Органами Верховного суда являются: 1) надзорная коллегия; 2) коллегия по гражданским делам; 3) коллегия по уголовным делам; 4) пленарное заседание суда. 3. При Верховном суде образуются научно-консультативный совет и печатный орган. Статья 19. Коллегии Верховного суда 1. Коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам Верховного суда возглавляются председателями коллегий, а надзорная коллегия - Председателем Верховного суда. 2. Число судей в каждой коллегии по представлению Председателя Верховного суда устанавливается на пленарном заседании суда. 3. Надзорная коллегия состоит из судей Верховного суда, избираемых ежегодно тайным голосованием на пленарном заседании большинством голосов от общего числа судей. Коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам состоят из судей, персональный состав которых устанавливается Председателем Верховного суда после обсуждения на пленарном заседании суда. 4. В коллегии по гражданским делам и в коллегии по уголовным делам Председателем Верховного суда могут создаваться специализированные составы. Статья 20. Председатель Верховного суда 1. Председатель Верховного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: 1) организует рассмотрение судебных дел судьями; 2) возглавляет надзорную коллегию, вправе председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях; 3) созывает пленарные заседания Верховного суда и председательствует на них; 4) вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного суда по вопросам применения в судебной практике законодательства; 5) вносит на утверждение пленарного заседания Верховного суда кандидатуры секретаря пленарного заседания Верховного суда и членов научно-консультативного совета; 6) в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии (кроме надзорной коллегии) для рассмотрения дел в составе другой коллегии; 7) утверждает план работы Верховного суда; 8) координирует работу коллегий; 9) осуществляет общее руководство аппаратом Верховного суда, утверждает его структуру и штаты; 10) ведет личный прием граждан; 11) издает распоряжения. 2. Председатель Верховного суда представляет интересы судебной системы Республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти Республики и международными организациями, а также: 1) представляет Президенту Республики Казахстан кандидатуру руководителя уполномоченного органа; 2) вносит на рассмотрение соответствующих пленарных заседаний судов на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии и судьи Верховного суда; 3) на основании заключений пленарных заседаний судов представляет кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии и судьи Верховного суда соответственно в Высший судебный совет или Квалификационную коллегию юстиции с приложением материалов на всех кандидатов, рассмотренных на пленарных заседаниях судов; 4) вносит Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства; 5) при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Конституционным законом, вносит соответственно в Высший судебный совет и Квалификационную коллегию юстиции представления по вопросу прекращения полномочий председателей, председателей коллегий и судей судов Республики; 6) вносит Президенту Республики Казахстан представления о награждении судей государственными наградами и присвоении им почетных званий; 7) присваивает судьям Республики звание "Почетный судья", утверждает Положение о порядке присвоения этого звания; 8) возбуждает дисциплинарное производство в отношении судей Республики; 9) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами. 3. При временном отсутствии Председателя Верховного суда его обязанности по распоряжению Председателя Верховного суда возлагаются на одного из председателей коллегий. 4. В случае отставки либо иного случая досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного суда временное исполнение обязанностей Председателя возлагается Президентом Республики Казахстан на одного из председателей коллегий Верховного суда. Статья 21. Председатель коллегии Верховного суда 1. Председатель коллегии Верховного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: 1) председательствует в судебных заседаниях коллегии; 2) организует работу по ведению судебной статистики, изучению и обобщению судебной практики применения законодательства; 3) обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного суда; 4) предоставляет информацию пленарному заседанию о деятельности коллегии; 5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. 2. В случае временного отсутствия председателя коллегии исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного суда на одного из судей коллегии. Статья 22. Пленарное заседание Верховного суда 1. Пленарное заседание Верховного суда: 1) устанавливает численный состав коллегий и избирает судей в состав надзорной коллегии; 2) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики; 3) принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства; 4) заслушивает информацию председателей коллегий Верховного суда и руководителя уполномоченного органа; 5) дает заключение в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 47 Конституции Республики Казахстан; 6) обсуждает кандидатуры на вакантные должности председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии и судьи Верховного суда и выносит соответствующие заключения; 7) по представлению Председателя Верховного суда утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета; 8) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. 2. Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного суда. 3. Порядок работы пленарного заседания Верховного суда определяется утверждаемым им регламентом. Глава 1. Правовое положение судей Статья 23. Статус судьи 1. Судьи всех судов Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья в установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом порядке наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти. Правовое положение судей определяется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Конституционным законом и иными законами. 2. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в составы государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка. См.: Постановление Пленума Верховного суда РК от 14 мая 1998 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан". Статья 24. Несменяемость судей 1. Судьи избираются или назначаются на должность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом и наделяются полномочиями на постоянной основе. 2. Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Конституционным законом. Статья 25. Независимость судьи 1. Независимость судьи защищается Конституцией и законом. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан и закону. 2. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Такие действия преследуются по закону. 3. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях. 4. Финансирование судов, материальное обеспечение судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия. Статья 26. Гарантии независимости судьи 1. Независимость судьи обеспечивается: 1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; 2) установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; 3) неприкосновенностью судьи; 4) установленным Конституцией и настоящим Конституционным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; 5) предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение. 2. Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства, соответствующие органы которого обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи или членов его семьи поступит соответствующее обращение. Вред, причиненный судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмещается за счет средств республиканского бюджета. См.: Постановление Пленума Верховного суда РК от 14 мая 1998 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан". Статья 27. Неприкосновенность судей 1. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего судебного совета, а в случае, предусмотренном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, - без согласия Сената Парламента Республики Казахстан, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжкого преступления. 2. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Казахстан. 3. Судье выдается удостоверение в порядке, установленном Президентом Республики Казахстан. Статья 28. Требования, предъявляемые к судье 1. Судья обязан: 1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан; 2) при выполнении своих конституционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристрастности; 3) противостоять любым попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия; 4) соблюдать тайну совещания судей. См.: Постановление Пленума Верховного суда РК от 14 мая 1998 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан". 2. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии. Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи 1. Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; сдавший квалификационный экзамен; успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда. 2. Судьей вышестоящего суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, из них, как правило, не менее двух лет судьей. 3. Условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи определяются Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан. См.также: Регламент Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан. Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи 1. Кандидатам на должность судьи обеспечивается равное право на занятие должности независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и иных обстоятельств. 2. Отбор кандидата на вакантную должность судьи районного суда осуществляется Квалификационной коллегией юстиции на конкурсной основе из числа лиц, отвечающих требованиям пункта 1 статьи 29 настоящего Конституционного закона, а также из действующих судей, подавших заявление на занятие вакантной должности судьи. Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается Квалификационной коллегией юстиции по представлению Председателя Верховного суда, внесенного им с учетом заключения пленарного заседания соответствующего областного суда. Квалификационная коллегия юстиции рекомендует кандидата на вакантную должность председателя или судьи районного суда министру юстиции, который в установленном законом порядке представляет его Президенту Республики Казахстан для назначения на должность. 3. Отбор кандидата на вакантную должность судьи областного суда осуществляется Высшим судебным советом на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление на занятие вакантной должности и отвечающих требованиям пункта 2 статьи 29 настоящего Конституционного закона. Высший судебный совет по итогам конкурса рекомендует кандидата на вакантную должность судьи областного суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должность. 4. Кандидатура на вакантную должность председателя и председателя коллегии областного суда рассматривается Высшим судебным советом по представлению Председателя Верховного суда, внесенному им с учетом заключения пленарного заседания Верховного суда. Высший судебный совет рекомендует кандидата на вакантную должность председателя и председателя коллегии областного суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должность. 5. Кандидатура на вакантную должность председателя коллегии и судьи Верховного суда рассматривается Высшим судебным советом по представлению Председателя Верховного суда, внесенному им с учетом заключения пленарного заседания Верховного суда. Кандидатура на должность Председателя Верховного суда рассматривается Высшим судебным советом. Высший судебный совет рекомендует кандидатуру на вакантную должность председателя, председателя коллегии и судьи Верховного суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан. См.: Закон Республики Казахстан от 1 июля 2001 года № 234-II О квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан. Статья 31. Порядок наделения судьи полномочиями 1. Судьи Верховного суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего судебного совета. См.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 июля 2000 года № 11/2 "Об официальном толковании подпункта 1) статьи 55 и пункта 1 статьи 82 Конституции Республики Казахстан". 2. Судьи областного суда назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего судебного совета. 3. Судьи районного суда назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по представлению министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции. 4. Председатель Верховного суда и председатели коллегий этого суда избираются на соответствующие должности Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан сроком на пять лет. 5. Председатели и председатели коллегий областных судов назначаются на должность Президентом Республики по рекомендации Высшего судебного совета Республики Казахстан сроком на пять лет. 6. Председатели районных судов назначаются на должность Президентом Республики по представлению министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции, сроком на пять лет. 7. Председатель и председатели коллегий Верховного суда, председатель и председатели коллегий областного суда, председатель районного суда по окончании срока полномочий продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда, если они повторно не были соответственно избраны или назначены на прежнюю или аналогичную должность в другом суде. 1. Лицо, впервые избранное или назначенное на должность судьи, приносит присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции и законам Республики Казахстан, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи". 2. Председатель Верховного суда, председатели коллегий и судьи Верховного суда приносят присягу на заседании Сената Парламента Республики Казахстан. 3. Председатели областных судов приносят присягу на пленарном заседании Верховного суда. 4. Председатели коллегий и судьи областных судов, председатели и судьи районных судов приносят присягу на пленарных заседаниях соответствующих областных судов. Статья 33. Приостановление полномочий судьи 1. Полномочия судьи приостанавливаются, если: 1) судья зарегистрирован кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента или маслихатов Республики Казахстан; 2) судья вступившим в законную силу решением суда признан безвестно отсутствующим; 3) дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности; 4) при переходе на другую работу. 2. Приостановление полномочий судьи осуществляется: в отношении Председателя Верховного суда - Президентом Республики Казахстан; в отношении всех остальных судей Республики - Председателем Верховного суда. 3. Полномочия судьи возобновляются, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении полномочий судьи. Статья 34. Освобождение от должности и прекращение полномочий судьи 1. Основания прекращения полномочий судьи: 1) уход в отставку или освобождение от должности судьи по собственному желанию; 2) состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением; 3) вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 4) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи; 5) утрата гражданства Республики Казахстан; 6) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 7) назначение, избрание судьи на другую должность и его переход на другую работу; 8) упразднение суда или истечение срока полномочий, если судья не дает согласие на занятие вакантной должности судьи в другом суде. 2. Полномочия судьи могут быть прекращены в связи с решением дисциплинарно-квалификационной коллегии судей о необходимости освобождения от должности судьи за совершение им дисциплинарных проступков или невыполнение требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона. 3. Полномочия председателя суда либо председателя коллегии могут быть досрочно прекращены при невыполнении им требований, указанных в статьях 9, 14, 15, 20, 21 и 28 настоящего Конституционного закона.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |