|
|
|
Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.05.2007 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 6 июля 2007 г.
См. о внесении изменений в настоящий Закон: Закон РК от 12 января 2007 года № 222-III (вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования); Закон РК от 12 января 2007 года № 224-III (вводятся в действие по истечении трех лет шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона)
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5) Глава 2. Реализация государственной политики занятости (ст.ст. 6 - 12) Глава 3. Государственная социальная защита от безработицы (ст.ст. 14 - 20) Глава 4. Контроль и отчетность в сфере занятости (ст.ст. 21 - 23)
По всему тексту слова «Уполномоченный орган по вопросам занятости» заменены словами «Уполномоченный орган» в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.)
Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения. Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) безработица - социально-экономическое явление, обусловленное невостребованностью на рынке труда части экономически активного населения; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 2) безработные - лица трудоспособного возраста, которые по не зависящим от них причинам не занимаются трудовой деятельностью, приносящей доход, ищущие работу и готовые трудиться; 3) вакансия - свободное рабочее место (должность) у работодателя; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 4) длительная безработица - безработица длительностью двенадцать и более месяцев; 5) занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных потребностей, не противоречащих Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Республики Казахстан, и приносящая им заработок или доход; Статья 1 дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 27.01.04 г. № 524-II 5-1) квота на привлечение иностранной рабочей силы (далее - квота) - устанавливаемая ежегодно Правительством Республики Казахстан доля иностранной рабочей силы в процентном отношении к численности экономически активного населения республики; 6) малообеспеченные - лица трудоспособного возраста, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеют право на адресную социальную помощь; 7) общественные работы - виды трудовой деятельности, организуемые исполнительными органами, не требующие предварительной профессиональной подготовки работника, имеющие социально-полезную направленность и выполняемые гражданами по направлению уполномоченных органов по вопросам занятости для обеспечения их временной занятостью; 8) продуктивная занятость - занятость, обеспечивающая устойчивый экономический рост и социальный эффект; 9) рантье - лицо, основным источником дохода которого являются проценты от предоставленных в ссуду денег или от приобретаемых ценных бумаг; 10) рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на экономически активное население; Подпункт 11 изложен в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 11) самостоятельно занятые - трудоспособные лица, обеспечивающие себя работой; 12) свободно избранная занятость - деятельность граждан, выбранная ими путем свободного распоряжения своими способностями к труду, выбору места работы и профессии; 13) социальная защита от безработицы - комплекс мер, осуществляемых государством в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами; Статья дополнена подпунктом 13-1 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III 13-1) социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с местным исполнительным органом, для трудоустройства безработных из целевых групп с частичной компенсацией затрат работодателя на оплату их труда; 14) Исключен в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.) Статья дополнена подпунктом 14-1 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III 14-1) трудоустройство - комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий, призванных способствовать обеспечению трудовой занятости населения; 15) уполномоченный орган по вопросам занятости - структурное подразделение местных исполнительных органов, обеспечивающее содействие занятости населения и социальную защиту от безработицы на региональном уровне (в дальнейшем - уполномоченный орган); 16) целевые группы - группы лиц, установленные настоящим Законом, как испытывающие затруднения в трудоустройстве и требующие социальной защиты; 17) центральный исполнительный орган - государственный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения; 18) частное агентство занятости - любое физическое и юридическое лицо, оказывающее содействие в трудоустройстве, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 19) экономически активное население (рабочая сила) - население в трудоспособном возрасте (занятые в экономике и безработные); 20) экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы, включая и лиц моложе возраста, установленного для учета экономически активного населения, не работающие и не ищущие работу граждане, в том числе: домохозяйки, неработающие инвалиды, неработающие пенсионеры, учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневной формы обучения (включая магистратуру и аспирантуру), рантье, а также лица, получающие доход от сдачи в аренду движимого или недвижимого имущества. Статья 2 изложена в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) Статья 2. Занятое население К занятому населению относятся лица: 1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход; 2) занимающиеся предпринимательской деятельностью; 3) самостоятельно занятые; 4) занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; 5) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также члены производственных кооперативов; 6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; 7) проходящие службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; 8) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют имущественных прав.
Статья 3. Законодательство о занятости населения 1. Законодательство Республики Казахстан о занятости основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов. 2. Законодательство о занятости распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства. 3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Статья 4. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения 1. Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан. 2. Государственная политика в сфере занятости направлена на: 1) обеспечение равных возможностей гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы; 2) обеспечение продуктивной занятости, сокращение безработицы, создание рабочих мест; 3) ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития с учетом инвестиционной политики; 4) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в соответствии с законодательством, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; 5) стимулирование работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для целевых групп; 6) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган и частное агентство занятости; 7) лицензирование деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу; 8) защиту внутреннего рынка труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы; 9) сочетание республиканских мероприятий по обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами; 10) координацию деятельности в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики; 11) формирование единой информационной базы рынка труда; 12) координацию и регулирование деятельности государственных органов по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением; 13) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан; 14) обеспечение участия представителей работодателей, работников и общественных организаций в разработке и реализации государственной политики занятости; 15) проведение финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест. Статья 5. Государственные гарантии в сфере занятости населения 1. Государство гарантирует гражданам в сфере занятости населения: 1) Исключен в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.) 2) социальную защиту от безработицы; 3) содействие в подборе работы и трудоустройстве при посредничестве уполномоченных органов. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 2. Государство обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения. В целевые группы входят: малообеспеченные; молодежь в возрасте до двадцати одного года; воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет; одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре; лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту); лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан; лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения; Местные исполнительные органы могут устанавливать дополнительный перечень лиц, относящихся к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и бюджетных средств, а также дополнительные меры по социальной защите. См.также: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 10 марта 1999 года № 2/2.
Глава 2. Реализация государственной политики занятости Статья 6. Центральный исполнительный орган 1. Порядок деятельности, правовой статус и компетенция центрального исполнительного органа определяются Правительством Республики Казахстан. 2. Центральный исполнительный орган в пределах своей компетенции обязан: 1) осуществлять методическое и организационное руководство уполномоченными органами; 2) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу на основе создания единой информационной базы рынка труда, информировать население и Правительство Республики Казахстан о состоянии рынка труда; 3) разрабатывать Республиканскую программу занятости населения; 4) принимать участие в рассмотрении проектов инвестиционных контрактов с целью защиты внутреннего рынка труда; 5) выдавать, приостанавливать и отзывать лицензии на деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 27.01.04 г. № 524-II (см. стар. ред.) 6) распределять квоту в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, между областями, городами Астаной и Алматы; 7) совместно с заинтересованными органами определять потребность в подготовке кадров и их трудоустройстве; 8) формировать единую информационную базу рынка труда. Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 11.01.07 г. № 218-III 3. Центральный исполнительный орган в пределах своей компетенции оказывает электронные услуги с применением информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации.
Статья 7. Местные исполнительные органы Местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения путем: 1) разработки региональных программ в соответствии с государственной политикой занятости; 2) ежегодного определения целевых групп, проживающих на территории соответствующих административно-территориальных единиц, и социальных мер по их защите; 3) поддержки создания дополнительных рабочих мест через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 4) оказания социальной защиты безработным; 5) организации общественных работ; Статья дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 27.01.04 г. № 524-II 5-1) выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, а также приостановки и отзыва указанных разрешений; Статья дополнена подпунктом 5-2 в соответствии с Законом РК от 13.04.05 г. № 40-III 5-2) установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере трех процентов от общей численности рабочих мест; Статья дополнена подпунктом 5-3 в соответствии с Законом РК от 13.04.05 г. № 40-III 5-3) создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; Статья дополнена подпунктом 5-4 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III 5-4) организации социальных рабочих мест; 6) осуществления других мероприятий, способствующих занятости населения. Статья 8. Уполномоченный орган 1. Уполномоченный орган обязан: 1) информировать обращающихся граждан и безработных о возможности получения работы, а работодателей - о возможности обеспечения рабочей силой; 2) оказывать содействие гражданам и безработным в выборе работы, выдавать направления для трудоустройства и обучения; 3) формировать банк данных по рынку труда; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 4) не позднее десяти дней со дня обращения лиц регистрировать, ставить их на учет; 5) оказывать бесплатные услуги гражданам и безработным в профессиональной ориентации; 6) направлять безработных с их согласия на общественные работы; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 27.01.04 г. № 524-II (см. стар. ред.) 7) направлять безработных на профессиональное обучение в соответствии с потребностями рынка труда с последующим содействием их трудоустройству; 8) выдавать безработному справку, что он зарегистрирован как безработный; 9) анализировать, прогнозировать спрос и предложение части экономически активного населения (рабочей силы) и информировать население, местные и центральный исполнительные органы о состоянии рынка труда; 10) реализовывать региональные программы занятости населения и специальные мероприятия, обеспечивающие содействие занятости целевым группам. См.: Типовое положение об уполномоченном органе по вопросам занятости. 2. Уполномоченный орган имеет право: 1) направлять граждан и безработных к работодателям при наличии у последних потребности в рабочей силе; 2) вносить в местные исполнительные органы предложения по подготовке и проведению общественных работ в организациях, расположенных на их территории; 3) запрашивать у государственных органов, ведающих вопросами образования, в организациях образования, учебных курсов различных организаций, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, сведения о трудоустройстве выпускников, информацию о профессиях (специальностях), по которым ведется обучение, количестве подготовленных и планируемых к подготовке специалистов по конкретным профессиям (специальностям); Пункт дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III 4) оказывать трудовое посредничество.
Статья 9. Участие работодателей в обеспечении занятости населения 1. Работодатели участвуют в реализации государственной политики занятости путем: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.) 1) оказания содействия в трудоустройстве с соблюдением условий трудовых договоров и коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан; 2) развития системы профессиональной подготовки и внутрипроизводственного обучения персонала; Пункт дополнен подпунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 27.01.04 г. № 524-II 2-1) подготовки кадров через организации образования, реализующие образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования; 3) сохранения и рационального использования кадрового потенциала квалифицированных работников в ходе структурных изменений; 4) содействия в организации и проведении общественных работ; 5) финансирования общественных работ за счет собственных средств; 6) принятия на работу на вакансии лиц, обратившихся по вопросу трудоустройства в соответствии с квалификационными требованиями, установленными в организациях; В подпункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.05.07 г. № 244-III (см. стар. ред.) 7) страхования работников в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. 1) предоставлять уполномоченному органу в полном объеме информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения; 2) направлять уполномоченному органу сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления; 3) своевременно (в течение пяти рабочих дней со дня направления к нему уполномоченным органом граждан) извещать о приеме на работу или отказе в приеме на работу с указанием причины путем соответствующей отметки в направлении, выданном уполномоченным органом; Пункт дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III 4) выполнять установленную квоту рабочих мест для инвалидов; Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III 5) представлять уполномоченному органу сведения о количестве прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и внутрипроизводственное обучение с указанием полученной специальности и квалификации. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 3. Ответственность работодателей за нарушение требований настоящей статьи наступает в соответствии с законами Республики Казахстан. Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) Статья 10. Частное агентство занятости 1. Частное агентство занятости имеет право: 1) консультировать обратившихся лиц по вопросам трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства Республики Казахстан о занятости населения; 2) предоставлять информацию о возможности трудоустройства и оказывать обратившимся лицам содействие в трудоустройстве; 3) формировать сведения о работодателях и лицах, желающих трудоустроиться; 4) осуществлять подбор работников с учетом их соответствия квалификационным требованиям работодателя; 5) осуществлять набор работников для трудоустройства из одной страны в другую при наличии международных договоров; 6) организовывать профессиональную подготовку и переподготовку обратившихся лиц с последующим трудоустройством; 7) оформлять разрешительные документы на вывоз в случае трудоустройства лиц за границей. 2. Частное агентство занятости обязано: 1) не допускать любых форм дискриминации; 2) обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой от обратившихся лиц; 3) не допускать эксплуатации детского труда, вербовки людей для сексуальной и (или) иной эксплуатации; 4) заключать договоры с обратившимися лицами о предоставлении услуг по трудовому посредничеству. 3. Частные агентства занятости взаимодействуют с государственными органами, работодателями по вопросам трудоустройства, создания рабочих мест и реализации программ занятости. 4. Деятельность, связанная с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, осуществляется частными агентствами занятости при наличии лицензии на право осуществления такого вида деятельности, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Привлечение иностранной рабочей силы, а также вывоз рабочей силы из Республики Казахстан за границу осуществляются только при условии гарантирования работодателями возврата работника по истечении срока договора в свою страну путем внесения на имя работника гарантийного и залогового взносов в банки или страховые организации страны трудоустройства. Порядок, условия внесения и размеры гарантийного и залогового взносов определяются Правительством Республики Казахстан. См.: Методические рекомендации для работников «телефонов доверия», «горячих линий» по вопросам борьбы с торговлей людьми, заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций по условиям выезда граждан Республики Казахстан на работу за границу по линии частных агентств занятости, Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 16 июля 2004 года № 07-2-18/4612
Статья 11. Привлечение иностранной рабочей силы В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.06.06 г. № 146-III 1. В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан устанавливается ежегодно квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан. Нормы настоящего Закона о квотировании иностранной рабочей силы и выдаче разрешений на ее привлечение не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства, работающих в региональном финансовом центре города Алматы на должностях руководителей и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием с подтвержденными документами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 27.01.04 г. № 524-II (см. стар. ред.) 2. Центральный исполнительный орган распределяет квоту в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, между областями, городами Астаной и Алматы. Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 27.01.04 г. № 524-II 2-1. Местные исполнительные органы на территории соответствующей административно-территориальной единицы выдают разрешения на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, а также приостанавливают и отзывают указанные разрешения. 3. Порядок определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы определяются Правительством Республики Казахстан. 4. Уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы иностранной рабочей силы, привлекаемой для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих в соответствии с квалификационным справочником работ и профессий и квалификационным справочником должностей служащих. 5. Условия и порядок выдачи лицензий на деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы и вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, определяются Правительством Республики Казахстан. Статья 12. Республиканская и региональные программы занятости населения 1. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы с участием представителей работников и работодателей на основе индикативных планов социально-экономического развития разрабатывают и утверждают программы занятости населения, предусматривающие: 1) меры, стимулирующие рост уровня занятости населения; 2) меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы; 3) организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке; 4) поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места; 5) организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда; 6) организацию и совершенствование общественных работ; 7) меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости; 8) интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда; 9) совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости; 10) создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 2. Финансирование программ занятости населения осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников в соответствии с законодательством Республики Казахстан. См.: Программу по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы.
Глава 3. Государственная социальная защита от безработицы Статья 13. Исключена в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.)
Статья 14. Государственная социальная защита от безработицы Государством оказывается следующая социальная защита от безработицы: 1) содействие в трудоустройстве; 2) профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных; 3) оплата труда безработных, занятых на общественных работах; 4) оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актам. Статья 15 изложена в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) Статья 15. Регистрация безработных 1. Лица, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган по месту жительства за содействием в трудоустройстве. 2. Решение о признании лица, ищущего работу, безработным принимается уполномоченным органом при предъявлении следующих документов: удостоверения личности (паспорта); документов, подтверждающих трудовую деятельность; свидетельства о присвоении социального индивидуального кода (СИК); регистрационного номера налогоплательщика (РНН). 3. Кроме документов, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи, лицо, ищущее работу, прилагает сведения о полученных доходах (носят заявительный характер). 4. Иностранцы и лица без гражданства предоставляют, кроме того, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан и удостоверение лица без гражданства с отметкой о регистрации в органах внутренних дел. 5. Оралманы предоставляют удостоверение оралмана, выданное территориальными службами уполномоченного органа по вопросам миграции населения. 6. Уполномоченный орган не позднее десяти календарных дней со дня предъявления документов, указанных в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, регистрирует обратившихся лиц в качестве безработных по месту их жительства путем занесения сведений в карточку персонального учета (компьютерная база данных), форма которой утверждается центральным исполнительным органом. 7. Безработные, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа. См.: Инструкцию по проведению мониторинга уровня безработицы.
Статья 16. Снятие с учета безработного 1. Уполномоченный орган снимает с учета безработного в случаях: 1) письменного отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы; 2) неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по месту предложенного трудоустройства или обучения; 3) неявки без уважительных причин в течение двух рабочих дней по вызову в уполномоченный орган для получения направления на работу, учебу; 4) самовольного, без уважительной причины, прекращения безработным участия в общественных работах или обучения по направлению уполномоченного органа; В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 5) нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения уполномоченного органа, предусмотренных пунктом 7 статьи 15 настоящего Закона; Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 6) перемены места жительства; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 7) отнесения к категории занятых в соответствии со статьей 2 настоящего Закона; 8) осуждения безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по решению суда; 9) назначения пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. Безработные, снятые с учета в соответствии с подпунктами 1) - 6) пункта 1 настоящей статьи, повторно могут зарегистрироваться в уполномоченном органе только по истечении тридцати календарных дней со дня снятия с учета. Статья 17. Обязанности зарегистрированных безработных 1. Безработные обязаны: 1) соблюдать настоящий Закон; 2) соблюдать порядок, условия и сроки посещения уполномоченных органов; 3) обратиться к работодателю по вопросу трудоустройства в течение пяти рабочих дней со дня получения направления на работу, выданного уполномоченным органом; 4) своевременно (в течение пяти рабочих дней) предоставлять уполномоченному органу сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок работы с безработным, включая: перемену местожительства; трудоустройство на постоянную, временную, сезонную работу, работу по договорам гражданско-правового характера; занятие предпринимательской деятельностью; учредительство (соучредительство) в организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; установление или изменение группы инвалидности; назначение пенсии и получение иных доходов. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 2. В случае сокрытия вышеперечисленных сведений или предоставления заведомо ложных сведений или поддельных документов безработные снимаются с регистрации и могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан. 1. Для зарегистрированных безработных граждан подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места. Транспортная доступность определяется соответствующим исполнительным органом. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.) 2. Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований трудового законодательства Республики Казахстан. Закон дополнен статьей 18-1 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III Статья 18-1. Социальное рабочее место 1. Создание социального рабочего места осуществляется работодателем на основе договора с местным исполнительным органом. 2. Договор должен содержать обязанности сторон, виды, объемы работ, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования социальных рабочих мест. 3. Социальное рабочее место организуется путем предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности: 1) предназначено специально для целевых групп; 2) количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии. 4. Порядок отбора работодателей, предлагающих организацию социальных рабочих мест, определяется местным исполнительным органом.
Статья 19. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных 1. Уполномоченный орган направляет на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных производятся по направлению уполномоченного органа в организациях образования либо на предприятиях, имеющих право на образовательную деятельность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан за счет бюджетных средств с учетом потребности рынка труда в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Безработные из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные, входящие в целевые группы. 4. Безработные, самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение только по истечении года со дня повторной регистрации в уполномоченном органе.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |