|
|
|
Закон Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года № 357-1 О бюджетной Данная редакция действовала до 26.07.99 г.. См. новую редакцию. Настоящий Закон регулирует финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования бюджетов различных уровней, определяет порядок разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов. Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие понятия: администратор местных бюджетных программ - местные исполнительные органы и подведомственные им государственные учреждения, ответственные за финансовое обоснование и реализацию местных бюджетных программ; администратор республиканских бюджетных программ - центральные исполнительные органы, ответственные за финансовое обоснование и реализацию республиканских бюджетных программ; бюджет - централизованный денежный фонд государства, утверждаемый законом или решениями местных представительных органов, предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов, сборов, других обязательных платежей, доходов от операций с капиталом, неналоговых и иных поступлений, предусмотренных законодательными актами; бюджетная заявка - финансовое обоснование бюджетных программ, представляемое их администраторами по форме, установленной Министерством финансов Республики Казахстан; бюджетное изъятие - официальные трансферты, передаваемые областными бюджетами и бюджетами городов Астаны и Алматы республиканскому бюджету, в пределах сумм, определенных законодательным актом, или официальные трансферты, передаваемые из бюджетов районов и городов областному бюджету, в пределах сумм, определенных решениями маслихатов; бюджетная классификация - группировка поступлений в бюджет и расходования из бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам, утверждаемая Министерством финансов Республики Казахстан; бюджет области - свод областного, городских и районных бюджетов без учета взаимопогашающих операций между ними; бюджетная программа и подпрограмма - комплекс мероприятий по исполнению определенных государственных функций; бюджетная процедура - регламентированная законодательным актом деятельность государственных органов и должностных лиц по разработке, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, контролю за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета; гарантированный Правительством долг - сумма освоенных и не погашенных займов на определенную дату, по которым имеются гарантии Правительства Республики Казахстан; государственные ценные бумаги - выпущенные Правительством и местными исполнительными органами ценные бумаги и/или ценные бумаги Национального банка Республики Казахстан; государственный бюджет - свод республиканского и местных бюджетов без учета взаимопогашающих операций между ними; государственный долг - совокупность правительственного долга, долга местных исполнительных органов и долга Национального Банка Республики Казахстан; дефицит бюджета - превышение объема расходов и выделенных из бюджета на возвратной основе кредитов над общей суммой поступлений в бюджет. Размер утверждаемого дефицита республиканского бюджета выражается в национальной валюте и в процентах к валовому внутреннему продукту, а дефицита местного бюджета - в национальной валюте; долг местного исполнительного органа - сумма освоенных и не погашенных займов местного исполнительного органа на определенную дату; доходы бюджета - объем поступлений от налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, неналоговых и иных поступлений, а также доходов от операций с капиталом, поступающих в бюджет на безвозвратной основе; заимствование местных исполнительных органов - процесс привлечения, получения, размещения, обслуживания и погашения займов акимами областей, городов Астаны и Алматы, имеющих форму договора (соглашения) или ценных бумаг местных исполнительных органов; заем местного исполнительного органа - заем, в котором заемщиком выступают акимы областей, городов Астаны и Алматы; использование профицита бюджета - объем профицита бюджета, направляемый на возврат основной суммы долга, за вычетом поступлений средств займов; кредитование - выделение денег из бюджета юридическим и физическим лицам на возвратной основе; местные бюджеты (бюджеты административно-территориальных единиц) - областные бюджеты, финансовые фонды (бюджеты) специальных экономических зон, бюджеты городов (кроме городов районного значения), районов, за исключением районов в городах; местные бюджетные программы - программы, разрабатываемые местными исполнительными органами, утверждаемые местными представительными органами и финансируемые из местных бюджетов; норматив распределения доходов - процентное соотношение распределения доходов между бюджетами разных уровней; обслуживание долга местных исполнительных органов - совокупные выплаты вознаграждения (интереса), комиссионных и иных предусмотренных договором выплат, связанных с заимствованием и долгом местных исполнительных органов за определенный период; обслуживание правительственного долга - совокупные выплаты вознаграждения (интереса), комиссионных и иных предусмотренных договором выплат, связанных с правительственным заимствованием и долгом за определенный период; официальные трансферты (гранты) - безвозмездные и невозвратные платежи, не связанные с покупкой товаров или услуг, предоставлением кредитов или оплатой непогашенного долга; погашение - сумма возврата основного долга по кредитам, ранее выданным из бюджета, или сумма возврата правительственного долга и долга местных исполнительных органов; поступления в бюджет - совокупность доходов бюджета, официальных трансфертов (кроме расходов бюджета) и погашения основного долга по кредитам, ранее выданным из бюджета; правительственная гарантия - обязательство Правительства Республики Казахстан перед кредитором частично или полностью погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком причитающейся с него суммы в установленный срок; правительственное заимствование - процесс привлечения, получения, размещения, погашения и обслуживания правительственных займов, имеющих форму договора (соглашения) или государственных ценных бумаг; правительственный долг - сумма освоенных и не погашенных правительственных займов и отнесенных законодательными актами на правительственный долг долговых обязательств на определенную дату; правительственный заем - заем, в котором заемщиком выступает Республика Казахстан в лице Правительства Республики Казахстан; программа государственных инвестиций - утверждаемая Правительством Республики Казахстан программа инвестирования правительственных и привлекаемых Правительством средств, в том числе под правительственные гарантии, по приоритетным секторам экономики; см. "Правила разработки и реализации Программы государственных инвестиций" утвержденные постановлением Правительства РК от 1 июня 1999 года № 673 профицит бюджета - превышение общей суммы поступлений доходов, официальных трансфертов в бюджет и погашения основного долга по ранее выданным из бюджета кредитам над общим объемом расходов и выделяемых на возвратной основе кредитов. Размер утверждаемого профицита бюджета исчисляется в национальной валюте и/или в процентах к валовому внутреннему продукту; расходы бюджета - средства, выделяемые на безвозвратной основе, в пределах утвержденного бюджета; республиканский бюджет - централизованный денежный фонд, утверждаемый законом Республики Казахстан, формируемый за счет поступлений и финансирования дефицита (использования профицита) бюджета и предназначенный для финансирования республиканских бюджетных программ, определяемых Правительством Республики Казахстан для осуществления функций, возложенных на него Конституцией и законодательными актами Республики Казахстан; республиканские бюджетные программы - программы, имеющие общегосударственное значение, разрабатываемые Правительством Республики Казахстан и финансируемые из республиканского бюджета; секвестр - специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств в определенных пределах, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита, либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных в бюджете бюджетных программ; субвенции - официальные трансферты, получаемые нижестоящими бюджетами от вышестоящих в пределах утвержденных сумм; субсидии - безвозмездные и безвозвратные выплаты из бюджета, выделяемые на цели, определенные законодательными актами, коммерческим организациям; счетный период - период, не входящий в новый финансовый год, в течение которого проводятся заключительные операции по не обеспеченным финансированием утвержденным в истекшем финансовом году бюджетным расходам. Продолжительность счетного периода устанавливается Министерством финансов Республики Казахстан со сроком его завершения не позднее 1 апреля текущего года; утвержденный бюджет - бюджет на соответствующий финансовый год, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующими местными представительными органами; уточненный бюджет - бюджет на текущий финансовый год, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующими местными представительными органами с учетом изменений, внесенных в ходе его исполнения; финансирование дефицита бюджета - объем поступления в бюджет средств займов, за вычетом возврата основной суммы долга; финансовый год - регулярный бюджетно-учетный период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года. Финансовый год не включает счетный период; функциональная группа - группа платежей из бюджета, направляемая с целью выполнения определенных функциональных задач. Статья 2. Основа для формирования бюджета Бюджет формируется на основе параметров принятого Правительством индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на соответствующий год с учетом ежегодного Послания Президента народу Казахстана. Об индикативном плане на 1999 г. см. постановления Правительства РК от 15 октября 1998 г. N 1044 и от 16 октября 1998 г. N 1058 Статья 3. Бюджетная система 1. Бюджетная система Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах. 2. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты, в совокупности составляющие государственный бюджет. Функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов. 3. Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты - решениями маслихатов. 4. Формирование, утверждение и учет исполнения бюджетов всех уровней осуществляется в национальной валюте. Статья 4. Принципы бюджетной системы 1. Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов. 2. Единство бюджетов обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан, единством формы государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетной процедуры, единством денежной системы. Оно основано на взаимодействии бюджетов через перераспределение поступлений. 3. Полнота бюджетов обеспечивается обязательным и полным отражением в бюджетах всех поступлений, в том числе поступлений от национальных компаний, и расходов, определяемых налоговым и бюджетным законодательством Республики Казахстан. 4. Реальность бюджетов достигается приведением их в соответствие с параметрами индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан с учетом ежегодного Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 5. Гласность бюджетов обеспечивается публикацией отчетов об их исполнении. 6. Самостоятельность бюджетов обеспечивается установлением стабильных нормативов распределения доходов между бюджетами разных уровней и правом определения направления расходования бюджетных средств. Статья 5. Единство бюджетного планирования Единство бюджетного планирования основывается на: 1) формировании перечня бюджетных программ, финансируемых из республиканского и местных бюджетов; 2) установлении законодательными актами Республики Казахстан долговременных размеров субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в бюджеты областей, и бюджетных изъятий из бюджетов областей в республиканский бюджет; см. "Методику определения долговременных размеров субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в бюджеты областей, и бюджетных изъятий из бюджетов областей и г. Алматы в республиканский бюджет". 3) определении сумм поступлений в бюджеты областей и городов Астаны и Алматы по согласованию с уполномоченным государственным органом Республики Казахстан, отвечающим за управление государственными финансами; 4) утверждении в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год минимального размера расходов по особо важным бюджетным программам бюджетов областей и городов Астаны и Алматы; 5) установлении лимита заимствования бюджетов областей и городов Астаны и Алматы на соответствующий финансовый год Правительством Республики Казахстан в пределах совокупного лимита заимствования по местным исполнительным органам, утвержденного законом о республиканском бюджете; 6) установлении предельного размера вознаграждения (интереса) по заимствованию местных исполнительных органов в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Структура бюджета состоит из: доходов, полученных официальных трансфертов (грантов), погашения основного долга по ранее выданным из бюджета кредитам; расходов, кредитования; 3) дефицита (профицита) бюджета; 4) финансирования дефицита (использования профицита) бюджета. В подпункт а) подпункта 1) статьи 7 внесены дополнения в соответствии с Законом РК от 16 июля 1999 года № 440-1 Статья 7. Поступления в республиканский бюджет Поступления в республиканский бюджет включают: 1) доходы республиканского бюджета (кроме сумм, зачисляемых в финансовые фонды (бюджеты) специальных экономических зон), которые состоят из: а) поступлений от налогов, сборов и других обязательных платежей: подоходный налог с юридических лиц - 50%; налог на добавленную стоимость; акцизы на: все виды спирта - 50%; водку - 50%; ликеро-водочные изделия - 50%; вина - 50%; коньяки - 50%; шампанские вина - 50%; пиво - 50%; крепленые напитки, крепленые соки и бальзамы - 50%; виноматериалы - 50%; осетровых и лососевых рыб, икру осетровых и лососевых рыб, деликатесы, приготовленные из осетровых и лососевых рыб и икры; табачные изделия; прочие изделия, содержащие табак; изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы; импортируемые товары; ювелирные изделия из золота, платины или серебра; бензин (за исключением авиационного); дизельное топливо; огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти); электроэнергию; сырую нефть, включая газовый конденсат; налог на сверхприбыль; импортные таможенные пошлины; пошлины, взимаемые в качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей; роялти; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам в части, поступающей в республиканский бюджет; сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации; сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан; сбор за использование юридическими (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов "Казахстан", "Республика", "Национальный" (полных, а также любых производных от них) в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках; сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты; бонусы; поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур; плата за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан: плата за пользование животным миром; плата за использование судоходных водных путей; б) неналоговых поступлений: доля прибыли республиканских государственных предприятий; поступление от дохода Национального Банка Республики Казахстан; вознаграждения (интересы), полученные по депозитам Правительства Республики Казахстан; поступления от продажи имущества, принадлежащего государственным учреждениям, подведомственным центральным исполнительным органам; поступление дивидендов на пакеты акций, являющихся республиканской собственностью; поступление доходов от национальной лотереи; плата за предоставление в пользование информации о недрах; вознаграждения (интересы), полученные за предоставление кредитов из республиканского бюджета; поступления от реализации услуг, предоставляемых государственными учреждениями, подведомственными центральным исполнительным органам: поступления от аренды имущества республиканской собственности; поступление денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, подведомственными центральным исполнительным органам, в соответствии с законом; платежи за загрязнение окружающей среды в размере 50 %; поступления от консульских сборов; поступление сумм санкций, применяемых к банкам второго уровня; административные штрафы и санкции, взимаемые государственными учреждениями, подведомственными центральным исполнительным органам, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан; прочие неналоговые и иные поступления, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан; отчисления от общей суммы доходов финансовых фондов (бюджетов) специальных экономических зон; в) доходов от операций с капиталом: поступления от приватизации республиканской собственности; поступления от погашения задолженности за полученные товары из государственных резервов и реализации зерна из государственных запасов; поступления от продажи земли и права постоянного землепользования; 2) полученные официальные трансферты (гранты): от юридических и физических лиц или иностранных государств; бюджетных изъятий; 3) погашения основного долга по ранее выданным кредитам из республиканского бюджета. 1. Периодичность бюджетных изъятий из бюджетов областей и городов Астаны и Алматы в республиканский бюджет в течение года определяется Правительством Республики Казахстан. См. "Правила обеспечения периодичности бюджетных изъятий из областных бюджетов, бюджетов городов Астаны и Алматы в республиканский бюджет" утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 мая 1999 года № 528 В случае недовыполнения доходной части бюджетов областей и городов Астаны и Алматы бюджетные изъятия в республиканский бюджет производятся ежемесячно пропорционально проценту исполнения доходной части бюджетов областей и городов Астаны и Алматы, согласованной с Министерством финансов Республики Казахстан. 2. В случае снижения общего объема поступлений по бюджетным изъятиям из бюджетов областей и городов Астаны и Алматы в республиканский бюджет общий объем субвенций из республиканского бюджета в бюджеты областей уменьшается на ту же сумму пропорционально по областям. Статья 9. Расходование средств из республиканского бюджета 1. Средства республиканского бюджета расходуются на финансирование: деятельности Президента, Парламента Республики Казахстан, Конституционного Совета, Счетного комитета, Центральной избирательной комиссии, исполнительных и других органов, выполняющих общие функции государственного управления; судебной системы; внешнеполитической деятельности; финансовой и налоговой деятельности; фундаментальной и прикладной научной деятельности; обороны и безопасности; организации работ по чрезвычайным ситуациям на республиканском уровне; правоохранительной деятельности на республиканском уровне; деятельности в сфере юстиции; высшего образования; специальных программ в области образования на республиканском уровне; специальных программ в области здравоохранения на республиканском уровне; специализированных больниц центральных исполнительных органов; специализированной медицинской помощи в республиканских клиниках и научно-исследовательских институтах; пенсионных выплат, государственных социальных пособий, специальных государственных пособий, установленных законодательными актами; деятельности в сфере культуры, спорта и информации на республиканском уровне; деятельности в сфере миграции; приоритетных программ сельского, лесного, водного и рыбного хозяйства; землеустройства; мероприятий по охране окружающей природной среды, проводимых на республиканском уровне; специальных программ в области промышленности и строительства объектов на республиканском уровне; недропользования; гидрометеорологического мониторинга; расходов по обслуживанию правительственного долга; выполнения обязательств по правительственным гарантиям; официальных трансфертов, передаваемых из республиканского бюджета в местные бюджеты. 2. Также из республиканского бюджета финансируются расходы на содержание администраторов республиканских бюджетных программ, осуществляющих названные в пункте 1 настоящей статьи виды деятельности, их территориальных подразделений и подведомственных государственных учреждений. Расходы на содержание администраторов республиканских бюджетных программ устанавливаются исходя из лимита штатной численности, утвержденного актами Президента и Правительства Республики Казахстан, и нормативов текущих расходов на одного работника по группам государственных органов, утвержденных актами Правительства Республики Казахстан. 3. Средства республиканского бюджета, связанные с внешнеэкономической деятельностью и установленные в соответствии с запланированным изменением обменного курса национальной валюты, расходуются по официальному обменному курсу национальной валюты на момент их выделения. 1. Местные бюджеты представляют собой денежные фонды административно-территориальных единиц, утверждаемые решением соответствующего маслихата, формируемые за счет поступлений и финансирования дефицита (использования профицита) бюджета, предназначенные для финансирования местных бюджетных программ, определяемых местными исполнительными органами для осуществления функций, возложенных на них Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 2. Местные исполнительные органы разрабатывают на основе единого бюджетного планирования и самостоятельно исполняют бюджет соответствующих административно-территориальных единиц, с учетом функционирования на их территории специальных экономических зон. Местные представительные органы рассматривают и утверждают бюджет на соответствующий финансовый год и отчет об исполнении соответствующего местного бюджета за истекший финансовый год. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 июля 1999 года № 934 формирование и исполнение местных бюджетов должны осуществлять образованные в структуре местных исполнительных органов местные финансовые органы. 3. Распределение доходов между бюджетом области и бюджетами районов и городов определяется соответствующими местными исполнительными органами, рассматривается и утверждается соответствующими местными представительными органами. Соответствующими местными исполнительными органами могут быть определены стабильные нормативы распределения доходов между бюджетом области и бюджетами районов и городов и утверждены соответствующими местными представительными органами. Подпункт а) подпункта 1) статьи 11 дополнен абзацем восемнадцатым в соответствии с Законом РК от 16 июля 1999 года № 440-1 Статья 11. Поступления в местные бюджеты 1. Поступления в местные бюджеты включают: 1) доходы местных бюджетов (кроме сумм, зачисляемых в финансовые фонды (бюджеты) специальных экономических зон), которые состоят из: а) поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет: подоходный налог с юридических лиц - 50%; акцизы на: все виды спирта - 50%; водку - 50%; ликеро-водочные изделия - 50%; вина - 50%; коньяки - 50%; шампанские вина - 50%; пиво - 50%; крепленые напитки, крепленые соки и бальзамы - 50%; виноматериалы - 50%: игорный бизнес; подоходный налог с физических лиц; социальный налог; налог на имущество юридических и физических лиц; земельный налог; единый земельный налог; налог на транспортные средства; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам в части, поступающей в местный бюджет; сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности; сбор за государственную регистрацию юридических лиц; сбор с аукционных продаж; сбор за право реализации товаров на рынках; сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках в соответствии с законом; плата за воду; плата за лесные пользования: б) неналоговых поступлений: поступление дивидендов на пакет акций, являющихся коммунальной собственностью; поступление доходов от проведения лотерей местными представительными органами; вознаграждения (интересы), полученные за предоставление кредитов из местного бюджета; поступления от продажи имущества, принадлежащего местным представительным и исполнительным органам, а также государственным учреждениям, подведомственным местным исполнительным органам; поступления от реализации услуг, предоставляемых государственными учреждениями, подведомственными местным исполнительным органам; поступления от аренды имущества коммунальной собственности; поступление денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, подведомственными местным исполнительным органам, в соответствии с законом; поступления от аренды земельных участков; платежи за загрязнение окружающей среды в местные государственные фонды охраны окружающей среды в размере 50 %; плата за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственная пошлина; прочие административные сборы; административные штрафы и санкции, взимаемые государственными учреждениями, подведомственными местным исполнительным органам, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан; прочие неналоговые и иные поступления, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан; в) доходов от операций с капиталом: поступления от приватизации объектов коммунальной собственности; поступления от реализации зерна, закупаемого для самообеспечения регионов; 2) полученные официальные трансферты (гранты) от: физических и юридических лиц или иностранных государств; вышестоящих бюджетов; 3) погашения основного долга по ранее выданным из местных бюджетов кредитов. Статья 12. Расходование средств из местных бюджетов 1. Средства местных бюджетов расходуются на финансирование: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного общего и среднего профессионального образования; мероприятий по приписке и призыву на военную службу; работ по чрезвычайным ситуациям на местном уровне; правоохранительной деятельности на местном уровне: гарантированного объема бесплатных медицинских услуг населению; специальных медицинских программ на местном уровне; адресной социальной помощи в сферах социального обеспечения в соответствии с решениями маслихатов; программы занятости; жилищной программы; культурно-зрелищных программ на местном уровне; промышленности и строительства объектов на местном уровне; охраны окружающей среды на местном уровне; проведения проектно-изыскательских работ на местном уровне; благоустройства населенных пунктов, строительства городских дорог и улиц; эксплуатации и реконструкции дорог местного значения; официальных трансфертов, передаваемых в республиканский бюджет из местных бюджетов; обслуживание долга местных исполнительных органов; программ по развитию специальных экономических зон. 2. Также из местных бюджетов финансируются расходы на содержание администраторов местных бюджетных программ, осуществляющих названные в пункте 1 настоящей статьи виды деятельности, и подведомственных им государственных учреждений. Расходы на содержание администраторов местных бюджетных программ устанавливаются исходя из лимита штатной численности и нормативов текущих расходов на одного работника, утвержденных актами акимов областей и городов Астаны и Алматы. 3. Местные исполнительные органы по решению маслихатов вправе вводить бюджетные программы по другим направлениям деятельности, не затрагивающим республиканские бюджетные программы. 4. Средства местных бюджетов, связанные с внешнеэкономической деятельностью и установленные в соответствии с запланированным изменением обменного курса национальной валюты, расходуются по официальному обменному курсу национальной валюты на момент их выделения. Статья 13. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов 1. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов образуются в составе республиканского и местных бюджетов для финансирования непредвиденных расходов. В составе резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов предусматриваются средства для погашения соответственно обязательств Правительства Республики Казахстан, центральных и местных исполнительных органов по решениям судов. Распределение средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов в пределах размеров, утвержденных в составе расходов бюджетов на соответствующий год, и открытие финансирования производятся в зависимости от уровня бюджета по решениям Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов соответственно, которые утрачивают силу в конце текущего финансового года. В составе резерва Правительства Республики Казахстан предусматривается специальный резерв для кредитования нижестоящих бюджетов. 2. Порядок использования средств резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов устанавливается соответственно Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами. См. постановление Правительства РК от 22 апреля 1997 г. № 620 "Об утверждении порядка использования средств резервного фонда Правительства РК". 3. Размер резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов не должен превышать двух процентов объема соответствующего бюджета. Глава 3. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета Статья 14. Подготовка проекта республиканского бюджета Для разработки проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год Президент Республики Казахстан образует бюджетную комиссию, которая на основе параметров индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан формирует и вносит на утверждение Правительства Республики Казахстан следующие бюджетные показатели: 1) объемы поступлений в республиканский бюджет, бюджеты областей и городов Астаны и Алматы, финансовые фонды (бюджеты) специальных экономических зон; 2) лимиты расходов и кредитования республиканского бюджета по функциональным группам и администраторам бюджетных программ: 3) размер дефицита (профицита) республиканского бюджета; 4) лимит заимствования местных исполнительных органов в разрезе областей. Администраторы республиканских бюджетных программ в пределах лимитов вносят в Министерство финансов свои бюджетные программы по форме, утвержденной Министерством финансов. Акимы областей и городов Астаны и Алматы определяют перечень и лимиты местных бюджетных программ на основании согласованных с Министерством финансов объемов поступлений, лимитов заимствования и минимальных сумм расходов по особо важным местным бюджетным программам. Министерство финансов Республики Казахстан в соответствии с бюджетными показателями, утвержденными Правительством Республики Казахстан, разрабатывает и представляет проект закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год в Правительство Республики Казахстан. Статья 15. Республиканский бюджет Закон о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год должен содержать: объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения основного долга по ранее выданным кредитам из республиканского бюджета, расходов, кредитования и дефицита (профицита) бюджета; минимальные размеры месячной заработной платы, пенсии и месячного расчетного показателя; размер резервов Правительства Республики Казахстан; лимит кредитования местных исполнительных органов на соответствующий финансовый год; суммы погашения и обслуживания займов, ранее полученных под государственные гарантии Республики Казахстан; лимит правительственного долга; совокупный лимит заимствования местных исполнительных органов на соответствующий финансовый год; совокупный лимит долга местных исполнительных органов на конец соответствующего финансового года; лимит предоставления правительственных гарантий Республики Казахстан на соответствующий финансовый год; перечень предельных расходов по функциональным группам, администраторам республиканских бюджетных программ и по программам; перечень республиканских бюджетных программ, не подлежащих секвестрированию в процессе исполнения республиканского бюджета на соответствующий финансовый год; особо важные бюджетные программы, финансируемые из местных бюджетов, в разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением минимальной суммы расходов. Статья 16. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета 1. Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год представляется Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому. 2. Утверждение республиканского бюджета и внесение в него изменений и дополнений происходят на совместном заседании палат после их последовательного рассмотрения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате. Обсуждение включает доклады: уполномоченного Правительством лица по индикативному плану социально-экономического развития Республики Казахстан, министра финансов, председателя Национального Банка Республики Казахстан, а также лиц, уполномоченных палатами Парламента Республики Казахстан, с заключением по рассматриваемому вопросу. 3. Республиканский бюджет на предстоящий финансовый год утверждается на уровне республиканских бюджетных программ на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан не менее чем в двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года. В ходе обсуждения республиканского бюджета на предстоящий год Правительство Республики Казахстан представляет Парламенту Республики Казахстан расчеты направления средств на уровне подпрограмм.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |