|
|
|
Закон Республики Казахстан от 18 мая 1999 года № 382-1 О связи Данная редакция действовала до внесения изменений от 24 декабря 2001 г. Настоящий Закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Республики Казахстан, определяет полномочия государственных органов по регулированию указанной деятельности, права и обязанности физических и юридических лиц, оказывающих или пользующихся услугами связи. Глава 1. Общие положения Статья 1. Назначение связи 1. Связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Республики Казахстан и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения потребностей безопасности, обороны, охраны правопорядка, государственных органов, физических и юридических лиц в услугах связи. 2. Средства связи и вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) взаимоувязанная сеть телекоммуникаций - комплекс технологически сопряженных сетей телекоммуникаций на территории Республики Казахстан, обеспеченный централизованным управлением; 2) ведомственные сети связи - сети телекоммуникаций государственных органов, создаваемые для обеспечения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сеть телекоммуникаций общего пользования; 3) выделенные сети связи - сети телекоммуникаций физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть телекоммуникаций общего пользования, круг пользователей которых определяется владельцем этой сети; 4) оператор связи - физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг связи; 5) общедоступные услуги - услуги связи первой необходимости удовлетворительного качества, оказываемые любому пользователю; 6) охранная зона сетей телекоммуникаций - земельный участок, расположенный вдоль линии связи и вокруг объектов связи, с находящейся на нем растительностью и строениями; 7) почтовая связь - прием, обработка, перевозка и доставка почтовых отправлений, а также перевод денег; 8) почтовые отправления - письма, почтовые карточки, бандероли, пакеты, посылки, почтовые контейнеры, а также печатные издания в соответствующей упаковке; 9) пользователь связи - физическое или юридическое лицо, являющееся потребителем услуг связи, в том числе на основании договоров, заключаемых с операторами связи (абонент); 10) пропуск трафика - осуществление процесса установления соединения и передачи информации между пользователями связи (сетями связи); 11) радиочастотный спектр - определенная совокупность радиочастот; 12) сеть телекоммуникаций - технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач, телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, телевизионные, звуковые и иные виды радио- и проводного вещания; 13) сеть телекоммуникаций общего пользования - составная часть взаимоувязанной сети телекоммуникаций, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам; 14) связь - прием, сбор, обработка, накопление, передача, доставка и распространение информации и почтовых отправлений; 15) средства связи - технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений телекоммуникаций либо почтовых отправлений; 16) телекоммуникация - совокупность средств, с помощью которых производится передача или прием знаков, сигналов, текста, изображений, звуков по проводной, оптической, радио- и другим электромагнитным системам; 17) трафик - совокупность сообщений, передаваемых по сетям телекоммуникаций; 18) услуги связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений телекоммуникаций. Статья 3. Законодательство в области связи Законодательство в области связи основывается на Конституции Республики Казахстан, нормах международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Статья 4. Основные принципы деятельности в области связи Деятельность в области связи осуществляется на основе: 1) соблюдения прав и интересов пользователей услуг связи; 2) свободы передачи сообщений по сетям и средствам телекоммуникаций, свободы приема, доставки и транзита почтовых отправлений; 3) равенства прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использование ее результатов; 4) добросовестной конкуренции; 5) обеспечение надежности и управляемости связью с учетом сетевых технологических особенностей на основе единых стандартов на территории Республики Казахстан; 6) содействия расширению международного сотрудничества в области связи, интеграции в мировую систему связи. Глава 2. Регулирование деятельности в области связи Статья 5. Уполномоченный орган в области связи 1. Регулирование деятельности в области связи осуществляется уполномоченным государственным органом. Нормативные правовые акты, издаваемые уполномоченным государственным органом, и решения, принимаемые им в пределах своих полномочий, являются обязательными для всех физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. См. положение о министерстве транспорта и коммуникаций РК утвержденное постановлением Правительства РК от 20 ноября 1999 года № 1756 2. Основными задачами уполномоченного органа являются: 1) осуществление государственной политики в области связи и обеспечение ее реализации, общее регулирование в области связи; 2) межотраслевая координация на коллегиальной основе функционирования и развития телекоммуникаций; 3) организация и обеспечение государственного технического надзора и контроля за деятельностью в области связи; 4) участие в осуществлении государственной политики в области распределения и использования радиочастотного спектра и обеспечение ее реализации; 5) лицензирование деятельности в области связи и использование радиочастотного спектра; 6) поддержка добросовестной конкуренции при предоставлении услуг связи; 7) выпуск государственных знаков почтовой оплаты (почтовые марки, блоки, маркированные конверты и карточки); 8) формирование государственного заказа на научно-исследовательские, научно-технические и проектные работы, а также на обучение, подготовку и повышение квалификации кадров в области связи. См.: Положение о Комитете по связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Статья 6. Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи 1. Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников находится в исключительной компетенции государства. 2. Разработка и реализация политики в области распределения радиочастотного спектра, а также эффективного использования радиочастот и орбитальных позиций спутников связи в интересах государства обеспечиваются Правительством Республики Казахстан. См. постановление Правительства РК от 9 июля 1998 г. № 652 О порядке использования радиочастотного спектра для государственных нужд. 3. Использование радиочастотного спектра, являющегося ограниченным природным ресурсом, осуществляется на платной основе. Размеры ставок платы за отдельные номиналы (диапазоны) радиочастот, порядок уплаты устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 июня 2001 года № 825 Об утверждении Правил и ставок уплаты в Республиканский бюджет платы за использование радиочастотного ресурса (спектра) Республики Казахстан. 4. В целях обеспечения реализации государственной политики в области распределения и эффективного использования радиочастот на территории Республики Казахстан уполномоченный орган в области связи обеспечивает разработку и выполнение процедур: 1) по порядку проектирования, строительства, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств; 2) по обязательной регистрации средств связи, в том числе используемых для целей телерадиовещания и иных технических средств, являющихся источником электромагнитного излучения; 3) по проведению радиоконтроля и защиты радиоприема от индустриальных помех, по государственному техническому надзору и контролю за использованием радиочастотного спектра; 4) по международной координации радиочастот в соответствии с Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи. 5. Средства связи, в том числе используемые для телерадиовещания, и иные технические средства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Статья 7. Национальный оператор связи 1. Национальным оператором связи является оператор сети общего пользования, взявший на себя обязательство обеспечить предоставление общедоступных услуг связи в любом населенном пункте любому пользователю. 2. Положение о национальном операторе утверждается Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. См. постановление Правительства РК от 6 сентября 1996 г. № 1091 Статья 8. Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях 1. Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан уполномоченным органом в области связи во взаимодействии с центрами управления связью государственных органов по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан и центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, а также исполнительными органами, в ведении которых находятся ведомственные сети связи. 2. Во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карантинов, иных чрезвычайных ситуаций государственные органы имеют право приоритетного использования, а также приостановления деятельности любых сетей и средств связи, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. 3. Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Республике Казахстан, а также сообщениям о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. 4. Финансирование мероприятий, связанных с содержанием специальных систем связи и оповещения, предназначенных для использования в чрезвычайных ситуациях, производится за счет средств республиканского бюджета. См. положение "О порядке обеспечения связью в чрезвычайных ситуациях на территории Республики Казахстан" утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 4 октября 1993 г. № 981 Статья 9. Взаимодействие операторов связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 1. Операторы связи, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, обеспечивать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, организационные и технические возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий на всех сетях связи, принимать меры по недопущению раскрытия форм и методов проведения указанных мероприятий. 2. В случае использования средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, государственные органы, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеют право приостановления деятельности любых сетей и средств связи, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Статья 10. Сертификация технических средств связи 1. Все технические средства связи, используемые во взаимоувязанной сети Республики Казахстан, радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источником электромагнитного излучения, технические средства почтовой связи подлежат обязательной сертификации на соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим условиям. 2. Сертификационные испытания (сертификация) технических средств связи осуществляется с целью установления их соответствия требованиям нормативных актов в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан. 3. Органы по сертификации технических средств связи, аккредитованные в государственной системе сертификации Республики Казахстан, по завершении процедур сертификации, проводимых сертификационными центрами или лабораториями по программам и методикам, утверждаемым этим органом, выдают сертификаты установленного образца. 4. Порядок проведения сертификации в области связи определяется законодательством Республики Казахстан. Статья 11. Лицензирование деятельности в области связи, использования радиочастотного спектра 1. Деятельность физических и юридических лиц, в том числе иностранных, связанная с предоставлением услуг связи и (или) использованием радиочастотного спектра, осуществляется на основе лицензий. 2. Виды и сроки действия лицензий, условия их выдачи, приостановления или прекращения действия, иные вопросы лицензирования регламентируются законодательством Республики Казахстан. Также см. положение "О порядке лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использования радиочастотного спектра в Республике Казахстан" утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1996 г. № 1443 Статья 12. Особенности лицензирования использования радиочастотного спектра 1. Лицензии на предпринимательскую деятельность по предоставлению услуг с использованием радиочастот - сотовой, персональной связи, услуг систем глобальной подвижной персональной спутниковой связи, услуг по распределению телевизионных программ с использованием систем эфирно-кабельного телевидения выдаются только на конкурсной основе. 2. Распределение полос (номиналов) радиочастотного спектра для организации подвижных сетей радиотелефонной или радиосвязи, радиодоступа на фиксированных сетях телекоммуникаций, сетей передачи данных может проводиться путем проведения аукционов. 3. Решение о проведении конкурса или аукциона принимает уполномоченный орган в области связи, исходя из решений Государственной межведомственной комиссии по радиочастотам Республики Казахстан. К участию в конкурсах или аукционах допускаются любые физические и юридические лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, и правилам проведения конкурса или аукциона, в том числе и владеющие соответствующими лицензиями. 4. Лицензии на право трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных) программ (использование передающих технических средств и номиналов радиочастотного спектра) выдаются физическим и юридическим лицам по согласованию с уполномоченным органом по делам печати и средствам массовой информации. Порядок выделения номиналов (каналов) радиочастот для целей радио- и телевизионного вещания, за исключением систем эфирно-кабельного телевидения, определяется уполномоченным органом по делам печати и средствам массовой информации, по заявке которого производятся расчет, международная координация и присвоение радиочастот. См.: Порядок согласования номиналов (каналов) радиочастот для целей радио- и телевизионного вещания в Республике Казахстан (утвержден министром культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан 8 ноября 1999 г.). 5. Разрешения на использование радиочастотного спектра выдаются владельцам лицензии не позднее месячного срока со дня подачи заявления и необходимых для проведения расчетов данных. В случае проведения координации с другими основными пользователями или сопредельными государствами (в приграничных зонах Республики Казахстан) в соответствии с Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на один месяц, о чем заявитель должен быть уведомлен заблаговременно в письменной форме. 6. Лицензиар имеет право приостановления действия лицензии в случаях: 1) использования радиочастот без оформления соответствующих разрешений; 2) задержки внесения платы за использование радиочастотного спектра на срок более одного месяца со дня установленного нормативными правовыми актами; 3) передачи лицензиатом другим пользователям во временное или постоянное использование закрепленных за ним радиочастот; 4) нарушения лицензиатом правил эксплуатации радиоэлектронного оборудования, приведших к созданию помех, нарушающих установленные нормы функционирования электромагнитных систем. 7. Если в течение тридцати дней с момента получения уведомления о приостановлении действия лицензии ее владелец не устранил нарушение, лицензиар имеет право привлечения лицензиата к ответственности в соответствии с законодательством. Статья 13. Тарифы на услуги связи 1. Тарифы на услуги связи устанавливаются операторами связи в соответствии с законодательством Республики Казахстан и регулируются уполномоченным органом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции в случаях, если оператор занимает доминирующее положение на рынке тех или иных услуг связи. 2. Вызов экстренных оперативных служб по перечню уполномоченного органа всеми операторами связи производится бесплатно для пользователей. 3. При установлении льгот на пользование услугами связи компенсацию недополученных доходов осуществляет орган, установивший соответствующую льготу. О тарифах на услуги междугородной и международной связи см. в приказе Государственного Комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике от 14 декабря 1996 года № 237 Об утверждении Правил по предоставлению услуг междугородной и международной телефонной связи. Глава 3. Сети связи Статья 14. Взаимоувязанные сети телекоммуникаций 1. Развитие и совершенствование взаимоувязанной сети телекоммуникаций Республики Казахстан осуществляется с учетом технологического единства всех сетей и средств телекоммуникаций в интересах их комплексного использования, повышения эффективности и устойчивого функционирования на основе стратегии развития отрасли и экономики Республики Казахстан. 2. Сеть телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан как составная часть взаимоувязанной сети телекоммуникаций предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории Республики Казахстан и включает в себя все сети телекоммуникаций Республики Казахстан, кроме выделенных и ведомственных сетей, независимо от их принадлежности и форм собственности. 3. С целью обеспечения устойчивого функционирования взаимоувязанной сети телекоммуникаций Республики Казахстан и защиты ее от воздействия дестабилизирующих факторов уполномоченный орган в области связи устанавливает порядок взаимодействия операторов связи и систем оперативно-технического управления сетями. 4. Ведомственные сети связи создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд соответствующих государственных органов, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Сопряжение ведомственных сетей связи с сетью телекоммуникаций общего пользования производится на договорной основе при условии обеспечения соответствия технических средств и сооружений связи ведомственных сетей связи требованиям и техническим нормам, установленным для сети телекоммуникаций общего пользования. Ведомственные сети связи могут использоваться для предоставления услуг связи населению и другим пользователям телекоммуникаций при получении их владельцами лицензий на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии со статьями 11, 12 настоящего Закона. 5. Выделенные сети связи на территории Республики Казахстан могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами. На деятельность по предоставлению услуг связи операторами выделенных сетей связи распространяется требование о лицензировании в соответствии со статьями 11, 12 настоящего Закона. 6. При сопряжении выделенных сетей связи с сетью телекоммуникаций общего пользования указанные сети переходят в категорию сети телекоммуникаций общего пользования. 7. Для удовлетворения собственных нужд, внутрипроизводственных целей, оказания услуг населению физические и юридические лица могут создавать иные сети телекоммуникаций, имеющие выход на сети телекоммуникаций общего пользования. Порядок присоединения сетей телекоммуникаций разных операторов к сети телекоммуникаций общего пользования, регулирования пропуска трафика и проведения расчетов за подключение и взаимное использование сетевых ресурсов устанавливается уполномоченным органом. 8. Сети радио- и телевизионного вещания являются составной частью взаимоувязанной сети телекоммуникаций и составляют единый производственно-технологический комплекс наземных и спутниковых систем вещания, используемых для распространения и трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных) программ на территории Республики Казахстан и зарубежных стран. Наземные системы включают радиорелейные и кабельные линии связи, радиопередатчики различной мощности и другие средства для трансляции государственных и коммерческих программ. Спутниковые системы включают в себя орбитальные спутники связи, принадлежащие международным спутниковым организациям, отдельным государствам, и наземные передающие и приемные станции. 9. Для распространения и трансляции государственных телерадиопрограмм создаются республиканские и региональные сети радио- и телевизионного вещания, базирующиеся на взаимоувязанной сети телекоммуникаций, с использованием технических средств и каналов операторов связи. Коммерческие телерадиовещательные организации для распространения и трансляции своих программ могут использовать как собственные, так и другие сети телекоммуникаций на договорных условиях. 10. Кроме распространения и трансляции программ сети радио- и телевизионного вещания, независимо от форм собственности, используются в интересах обороны, государственной безопасности и защиты правопорядка, для передачи сигналов оповещения в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в особый период, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. См.: Постановление Правительства РК от 31 января 2001 года № 164 "Об утверждении Правил подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования для нужд государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан". Статья 15. Специальная и фельдъегерская связь 1. Организации специальной и фельдъегерской связи обеспечивает прием, сохранность, перевозку и доставку особо важной корреспонденции государственных органов и специальных отправлений с драгоценными металлами, ювелирными изделиями, приборами, аппаратурой и комплектующими изделиями оборонной промышленности, а также сведений, составляющих государственные секреты и их носители. 2. Личный состав специальной и фельдъегерской связи имеет форменную одежду, обеспечивается служебно-штатным оружием, специальными средствами защиты и связи. 3. Внутренний распорядок, подчиненность и дисциплина личного состава организаций специальной и фельдъегерской связи регламентируются нормативными правовыми актами об этих службах, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан. 4. Взаимоотношения организаций специальной и фельдъегерской связи, фельдъегерско-почтовой связи Вооруженных Сил Республики Казахстан, организаций почтовой связи регламентируются нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области связи. См.: Постановление Правительства РК от 5 октября 1999 года № 1522 О Республиканском государственном учреждении "Государственная фельдъегерская служба Республики Казахстан", Указ Президента Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года № 492 "Вопросы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан", Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по защите государственных секретов от 2 июля 2001 года № 13 Об утверждении Инструкции о порядке оформления корреспонденции, отправляемой через Государственную фельдъегерскую службу Республики Казахстан. Статья 16. Сети связи для нужд государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан 1. Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными органами, определяемыми Президентом Республики Казахстан. Указанные органы обеспечивают специальными видами связи государственные органы Республики Казахстан, осуществляя в пределах своих полномочий, сохранность государственных секретов. Права и обязанности органов указанной связи определяются законодательством Республики Казахстан. См. Указ Президента Республики Казахстан от 31 августа 1992 года № 902 О войсках правительственной связи Республики Казахстан. 2. Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в Республике Казахстан обеспечивается специальными сетями телекоммуникаций, использующими в качестве основы сети телекоммуникаций общего пользования. 3. Каналы сети телекоммуникаций общего пользования и ведомственных сетей связи для государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Республике Казахстан предоставляются на договорной основе в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. 4. Порядок подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования для нужд государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан определяется Правительством Республики Казахстан. См.: Постановление Правительства РК от 31 января 2001 года № 164 "Об утверждении Правил подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования для нужд государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан". 5. Операторы связи, независимо от форм собственности, обязаны обеспечивать приоритетное предоставление каналов связи для нужд государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Республике Казахстан и принимать первоочередные и неотложные меры по замене каналов связи или их восстановлению в случае повреждения. 6. Операторы связи, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не могут отключать каналы правительственной связи иначе, как по решению суда. Статья 17. Почтовая связь 1. Сеть почтовой связи представляет собой единую технологическую систему организаций и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денег, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий и пособий. 2. Обработку и вручение воинских отправлений осуществляет фельдъегерско-почтовая связь Вооруженных Сил Республики Казахстан. 3. Услуги почтовой связи могут оказываться негосударственными организациями почтовой связи на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным органом в области связи в установленном порядке. См. положение "О порядке лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использования радиочастотного спектра в Республике Казахстан" утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1996 г. № 1443 4. Сроки доставки почтовых отправлений определяются нормативами правовыми актами уполномоченного органа в области связи. 5. Перечень предметов, запрещенных к пересылке по почте, устанавливается Правительством Республики Казахстан. 6. Отправитель почтового отправления вправе объявить его ценность в пределах стоимости вложения. Отдельные вопросы почтовой связи см. в нормативах частоты обмена, перевозки, доставки почтовых отправлений и периодической печати, основные контрольные сроки обработки и доставки почты от 21 апреля 1994 г. Глава 4. Защита и охрана средств, сооружений связи, радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи Статья 18. Охранные зоны сетей связи 1. В целях обеспечения сохранности сетей связи, эксплуатации технических средств, сооружений и устройств устанавливаются охранные зоны и просеки, которые являются зонами с особыми условиями пользования землей. 2. Земли, включенные в охранные зоны, обозначаются на местности специальными знаками. Эти земли изъятию у собственников и землепользователей не подлежат. 3. Порядок установления охранных зон и режим пользования землей, работы в них определяются уполномоченным органом, принявшим решение о предоставлении земель в собственность или землепользование, в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. Статья 19. Защита и охрана средств, сооружений связи, радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи 1. Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой государства. 2. Охрана средств, сооружений связи, радиочастотного спектра, орбитальных позиций спутников связи устанавливается законодательном Республики Казахстан. 3. В целях защиты установленного порядка использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи законодательством могут устанавливаться ограничения на производство и ввоз в Республику Казахстан радиоэлектронных средств, создающих ненормированные помехи функционированию электромагнитных систем. См. Правила приобретения, проектирования, строительства (установки), эксплуатации на территории РК и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. 4. Физические и юридические лица, допустившие повреждения средств, сооружений телекоммуникаций, нарушение установленного порядка изготовления, приобретения, ввоза, использования и регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, использования радиочастот для работы радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, а также создающие ненормированные помехи теле и радиоприему, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Также см. "Правила охраны телекоммуникационных сетей" утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 7 ноября 1996 г. № 270 Глава 5. Развитие сетей связи Статья 20. Развитие сетей связи 1. Развитие сетей связи осуществляется в соответствии с программой развития отрасли, утверждаемой Правительством Республики Казахстан. 2. Финансирование мероприятий, направляемых на развитие сетей связи, может осуществляться за счет республиканского бюджета, кредитов банков, собственных средств, а также за счет привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций физических и юридических лиц в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 3. При строительстве жилых домов и других объектов проектирование и прокладка внутренних и внутриквартальных сетей связи, а также установка абонентских почтовых шкафов осуществляются заказчиками строительства за счет собственных средств. 4. При комплексной застройке жилых массивов, строительстве производственных объектов и прилегающих к ним населенных пунктов проектирование и строительство всех средств связи, включая гражданские сооружения и помещения почтовых отделений, осуществляются за счет средств заказчика. Органы местного государственного управления обязаны предусматривать в соответствии с нормативами строительство зданий для размещения объектов почтовой связи, а также предоставлять организациям почтовой связи на договорных условиях отдельные помещения, соответствующие технологическим нормам, в существующих (или строящихся) жилых или иных зданиях. 5. При строительстве или реконструкции зданий, сооружений, дорог, мостов и других объектов работы по переустройству и переносу сетей связи выполняются за счет заказчика строительства в соответствии со стандартами и по техническим условиям, выдаваемым собственниками сетей связи и (или) пользователями. Статья 21. Использование транспортных средств 1. Операторам связи предоставляется право на договорных условиях перевозить почту по всем маршрутам и линиям железнодорожного, морского, речного, воздушного и автомобильного транспорта в сопровождении работников почтовой связи или передавать ее для перевозки под ответственность транспортных организаций. 2. Транспортные организации, осуществляющие регулярные перевозки по междугородным и международным маршрутам следования, не могут отказать в заключении договора на перевозку почтовых отправлений, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Статья 22. Предоставление и использование земель при проведении работ по развитию сетей связи 1. Земельные участки, занимаемые объектами связи, включая охранные зоны, физическим и юридическим лицам, занимающимся деятельностью по предоставлению услуг связи, предоставляются в собственность или землепользование, а также на праве ограниченного целевого пользования земельным участком (сервитут) после получения соответствующей лицензии. 2. Земельные участки под строительство зданий и сооружений для отделений перевозки почты при авто- и железнодорожных станциях, аэропортах, морских, речных портах и пристанях должны отводиться в непосредственной близости от зданий вокзалов, а под строительство городских почтамтов и узлов почтовой связи - в центральной части города с обеспечением условий для обмена почтовых отправлений, доставленных автомобилями, почтовыми вагонами, самолетами, морскими и речными судами. 3. Порядок предоставления и размеры земельных участков, установление охранных зон и создание просек, а также режимов пользования ими определяются законодательством Республики Казахстан о земельных отношениях. 4. Физические и юридические лица, независимо от форм собственности, имеют право прокладывать сети связи по мостам, туннелям, улицам, автомобильным и железным дорогам, строениям, коллекторам, запретным зонам, лесам, водам в соответствии с договорами и решениями исполнительных органов. 5. Строительство телекоммуникационных сетей и объектов в зонах с особыми условиями землепользования определяются законодательством о земельных отношениях Республики Казахстан. 6. В случае причинения ущерба при прокладке сетей связи или возведении строений организации связи обязаны возместить собственникам, землепользователям причиненные убытки, привести трассы в надлежащее состояние и провести рекультивацию земли. 7. Физические и юридические лица, независимо от форм собственности, должны применять при строительстве сетей и объектов природоохранные технологии и не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей деятельности. За ущерб, нанесенный окружающей среде и экологической безопасности населения, вышеуказанные организации несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Отдельные вопросы см. в Законе РК от 15 июля 1997 года № 160-1 "Об охране окружающей среды".
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |