|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона (май 2017 года) 2. Проект Закона РК (апрель 2017 года) 3. Постановление Правительства РК от 28 апреля 2017 года № 229 о проекте Закона 4. Пояснительная записка Правительства Республики Казахстан от 28 апреля 2017 года № 20/П-136 5. Прогнозы возможных экономических, социальных и правовых последствий действия принимаемого Закона 6. Перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации Закона 8. Справка-обоснование к экспертным заключениям к проекту Закона 9. Сравнительная таблица к проекту Закона Республики Казахстан 10. Письма и заключения экспертиз 11. Пояснительная записка к проекту Закона (ноябрь 2016 года) 12. Проект Закона (ноябрь 2016 года) 13. Сравнительная таблица к проекту Закона 14. Концепция проекта Закона (проект) 15. Новости, обсуждения по проекту 16. Закон РК от 4 июля 2018 года № 171-VI
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений (май 2017 года)
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 22-IV, ст. 151): статью 118 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1. Образовательные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должны быть ориентированы на результаты обучения и соответствовать профессиональным стандартам для реализации комплексной системы подтверждения соответствия и присвоения квалификаций специалистов.». 2. В Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 20, ст. 151; 2008 г., № 23, ст. 124; 2009 г., № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; № 24, ст. 149; 2011 г., № 1, ст. 2; № 2, ст. 21; № 5, ст. 43; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 16, ст. 128; № 18, ст. 142; 2012 г., № 2, ст. 11; № 4, ст. 32; № 15,ст. 97; 2013 г., № 2, ст. 7; № 7, ст. 34; № 9, ст. 51; № 14, ст. 72, 75; № 15, ст. 81; 2014 г., № 1, ст. 4, 6; № 3, ст. 21; № 10, ст. 52; № 14, ст. 84; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 23, ст. 143; 2015 г., № 2, ст. 3; № 10, ст. 50; № 14, ст. 72; № 20-IV, ст. 113; № 21-III, ст. 135; № 22-I, ст. 140; № 22-V, ст. 156, 158; № 23-II, ст. 170, 172): 1) в статье 1: подпункт 2) изложить в следующей редакции: «2) академия - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и послевузовского образования по двум-трем направлениям подготовки, осуществляющее фундаментальные и прикладные научные исследования, за исключением высших учебных заведений в организационно-правовой форме государственных учреждений;»; дополнить подпунктом 2-4) следующего содержания: «2-4) академический кредит - унифицированная единица измерения объема научно-образовательной работы (нагрузки) обучающегося и/или преподавателя;»; дополнить подпунктом 4-2) следующего содержания: «4-2) дескрипторы - описание уровня и объема знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, приобретенных обучающимися по завершении образовательной программы соответствующего уровня высшего и послевузовского образования, базирующиеся на результатах обучения с накоплением соответствующего количества академических кредитов (зачетных единиц);»; подпункт 17-1) изложить в следующей редакции: «17-1) особый статус высшего учебного заведения - особый режим функционирования организации образования, предоставляющий право самостоятельного определения содержания образования и организации научной и образовательной деятельности, предусмотренный законодательством Республики Казахстан;»; подпункт 21-2) изложить в следующей редакции: «21-2) исследовательский университет - высшее учебное заведение, реализующее утвержденную Правительством Республики Казахстан программу развития на пять лет и самостоятельно разработанные образовательные программы высшего и послевузовского образования по широкому спектру направлений подготовки, использующее результаты фундаментальных и прикладных научных исследований для генерации и трансферта новых знаний;»; дополнить подпунктами 21-5), 21-6) следующего содержания: «21-5) фонд целевого капитала (эндаумент-фонд) высшего учебного заведения - фонд, формируемый за счет благотворительной помощи, безвозмездных отчислений, пожертвований, грантов, вкладов учредителей (участников) организаций образования, инвестиционный доход от которого направляется на финансирование научно-образовательной деятельности; 21-6) классификатор направлений подготовки высшего и послевузовского образования - документ, устанавливающий классификацию направлений подготовки высшего и послевузовского образования и используемый при разработке государственных общеобязательных стандартов образования и нормативных документов, определяющих профессиональную подготовку в организациях образования, предоставляющих высшее и послевузовское образование;»; подпункт 25) изложить в следующей редакции: «25) институт - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и послевузовского образования по одной-двум направлениям подготовки, осуществляющее фундаментальные и прикладные научные исследования, за исключением высших учебных заведений в организационно-правовой форме государственных учреждений;»; подпункт 36) изложить в следующей редакции: «36) кредитная технология обучения - обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с накоплением академических кредитов;»; подпункт 54) изложить в следующей редакции: «54) университет - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и послевузовского образования по трем и более направлениям подготовки, осуществляющее фундаментальные и прикладные научные исследования, за исключением военных, специальных учебных заведений;»; подпункты 56-1), 56-2) изложить в следующей редакции: «56-1) национальное высшее учебное заведение - высшее учебное заведение, являющееся ведущим образовательным, научным и методическим центром страны, имеющее особый статус; 56-2) национальный исследовательский университет - высшее учебное заведение, имеющее особый статус и утвержденную Правительством Республики Казахстан программу развития на пять лет, реализующее самостоятельно разработанные образовательные программы высшего и послевузовского образования по широкому спектру направлений подготовки, использующее результаты фундаментальных и прикладных научных исследований для генерации и трансферта новых знаний;»; 2) подпункты 19), 22-2), 24), 25) статьи 4 исключить; 3) в статье 5: подпункт 2-1) изложить в следующей редакции: «2-1) утверждает распределение государственного образовательного заказа по образовательным программам направлений подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием;»; дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания: «4-1) утверждает порядок проведения мониторинга по итогам приема обучающихся в высшие учебные заведения по образовательным программам высшего и послевузовского образования, за исключением военных, специальных учебных заведений;»; подпункт 6) изложить в следующей редакции: «6) утверждает государственные общеобязательные стандарты образования соответствующих уровней образования, а также типовые учебные программы и типовые учебные планы всех уровней образования, за исключением типовых учебных программ и типовых учебных планов военных, специальных, медицинских и фармацевтических учебных заведений;»; часть четвертую подпункта 8) изложить в следующей редакции: «образовательные программы послесреднего, высшего, послевузовского образования по направлениям подготовки;»; подпункт 9-1) исключить; подпункт 11) изложить в следующей редакции: «11) разрабатывает и утверждает типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, за исключением военных, специальных учебных заведений;»; дополнить подпунктом 11-1) следующего содержания: «11-1) утверждает типовые правила деятельности организаций образования соответствующих типов, за исключением военных, специальных учебных заведений;»; подпункт 13 изложить в следующей редакции: «13) определяет во взаимодействии с заинтересованными министерствами, иными центральными исполнительными органами, работодателями и другими социальными партнерами перечни профессий и специальностей для подготовки кадров и утверждает классификатор профессий и специальностей технического и профессионального образования;»; дополнить подпунктом 13-1) следующего содержания: «13-1) определяет во взаимодействии с заинтересованными министерствами, иными центральными исполнительными органами, работодателями и другими социальными партнерами перечни направлений подготовки кадров и утверждает классификатор направлений подготовки высшего и послевузовского образования;»; подпункт 15) изложить в следующей редакции: «15) устанавливает перечень профессий и специальностей / образовательных программ направлений подготовки, прохождение которых в заочной, вечерней формах и форме экстерната не допускается;»; подпункт 25-2) изложить в следующей редакции: «25-2) создает при высших учебных заведениях учебно-методические объединения по направлениям подготовки и утверждает типовые правила их деятельности;»; дополнить подпунктом 25-3) следующего содержания: «25-3) утверждает реестр образовательных программ направлений подготовки высшего и послевузовского образования и порядок его ведения за исключением военных, специальных учебных заведений;»; подпункт 46-6) изложить в следующей редакции: «46-6) разрабатывает и утверждает механизм целевой подготовки магистров и докторов PhD в базовых высших учебных заведениях, за исключением целевой подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием в области здравоохранения, механизм которого разрабатывается и утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения;»; подпункт 46-8) исключить; дополнить подпунктами 46-16), 46-17), 46-18) следующего содержания: «46-16) разрабатывает и утверждает правила финансирования высшего и послевузовского образования с учетом кредитной технологии обучения; 46-17) определяет структуру и порядок разработки программ развития высших учебных заведений, за исключением военных, специальных учебных заведений; 46-18) определяет порядок предоставления права самостоятельного трудоустройства гражданам, обучавшимся на основе государственного образовательного заказа;»; 4) подпункт 16) статьи 5-1 изложить в следующей редакции: «16) утверждают перечень образовательных программ направлений подготовки и квалификаций, реализуемым в военных, специальных учебных заведениях;»; 5) в статье 9-1: пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Аккредитационный орган проводит институциональную или специализированную аккредитацию на основании своих стандартов (регламентов) аккредитации, соответствующих принципам международных стандартов, и руководства по обеспечению качества.»; пункт 6 исключить; 6) статью 12 дополнить частью второй следующего содержания: «Частичное или полное освоение высшего и послевузовского уровней образования в совокупности с дополнительным образованием и подтверждением соответствия и присвоения квалификации способствуют получению знаний в течение всей жизни и трудоустройству.»; 7) пункт 2 статьи 21 изложить в следующей редакции: «2. Содержание образовательных программ высшего образования предусматривает изучение цикла общеобразовательных дисциплин, цикла базовых дисциплин, цикла профилирующих дисциплин, а также прохождение профессиональной практики по соответствующим направлениям подготовки с ориентиром на результаты обучения (дескрипторы) и соответствие Национальной и отраслевым рамкам квалификаций. Образовательные программы высшего образования включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору. В рамках компонента по выбору обучающийся при определении индивидуальной траектории обучения может выбирать: 1) дисциплины по основной (Major) образовательной программе направления подготовки; 2) дисциплины по совмещенной дополнительной (Мinor) образовательной программе направления подготовки. При этом обучающийся осваивает совмещенную дополнительную (Мinor) образовательную программу направления подготовки в объеме один-два модуля на платной основе. Перечень образовательных программ направлений подготовки высшего образования содержится в реестре, утвержденном уполномоченным органом в области образования.»; 8) пункт 2 статьи 22 изложить в следующей редакции: «2. Содержание образовательных программ послевузовского образования предусматривает: теоретическое обучение, включающее базовые и профилирующие дисциплины, профессиональную практику, научно-исследовательскую (экспериментально-исследовательскую) работу с написанием диссертации (проекта для образовательных программ профильной магистратуры) с ориентиром на результаты обучения (дескрипторы) и соответствие Национальной и отраслевым рамкам квалификаций. Перечень образовательных программ направлений подготовки послевузовского образования содержится в реестре, утвержденном уполномоченным органом в области образования.»; 9) в статье 23: пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Образовательные программы дополнительного образования направлены на удовлетворение всесторонних потребностей обучающихся, воспитанников и специалистов с ориентиром на результаты обучения (дескрипторы) и соответствие Национальной и отраслевым рамкам квалификаций. Образовательные программы дополнительного образования в военных, специальных высших учебных заведениях направлены на удовлетворение всесторонних потребностей обучающихся и специалистов с ориентиром на результаты обучения (дескрипторы) и/или соответствие профессиональным компетенциям, квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, соответственно в правоохранительных органах, Министерстве обороны и органах национальной безопасности Республики Казахстан.»; пункт 2 дополнить подпунктом 3) следующего содержания: «3) постдокторские программы, направленные на углубление научных знаний, решение научных и прикладных задач по специализированной теме под руководством ведущего ученого.»; 10) в статье 26: пункт 1-1 исключить; в пункте 5: часть первую изложить в следующей редакции: «5. При проведении конкурса на получение образовательных грантов, а также на зачисление в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним и высшим образованием в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют:»; часть вторую подпункта 3) исключить; дополнить подпунктом 4) следующего содержания: «4) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также граждане Республики Казахстан из числа молодежи, потерявшие или оставшиеся без попечения родителей до совершеннолетия, инвалиды первой и второй групп, лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалиды с детства, дети-инвалиды, которым согласно медицинскому заключению не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования, и лица, имеющие документы об образовании (свидетельства, аттестаты, дипломы) с отличием.»; подпункт 3) пункта 8 изложить в следующей редакции: «3) граждан из числа сельской молодежи на образовательные программы, определяющие социально-экономическое развитие села;»; пункт 9 изложить в следующей редакции: «9. Прием на обучение по образовательным программам, требующим специальной и/или творческой подготовки, в том числе по направлениям подготовки в области образования и здравоохранения, осуществляется с учетом результатов специальных и/или творческих экзаменов. Перечень образовательных программ и порядок проведения специальных и/или творческих экзаменов устанавливаются типовыми правилами приема.»; дополнить пунктами 9-1, 9-2 следующего содержания: «9-1. Порядок приема обучающихся на образовательные программы высшего образования до завершения первого академического периода устанавливается типовыми правилами приема. 9-2. По итогам приема обучающихся в высшие учебные заведения по образовательным программам высшего и послевузовского образования проводится мониторинг в соответствии с установленным порядком, за исключением военных, специальных учебных заведений.»; 11) пункт 2 статьи 29 дополнить абзацем четвертым следующего содержания: «в организациях образования, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования, за исключением военных, специальных учебных заведений, - на республиканский учебно-методический совет и учебно-методические объединения по направлениям подготовки при высших учебных заведениях;»; 12) пункт 3 статьи 35 изложить в следующей редакции: «3. Обучающемуся, успешно прошедшему итоговую аттестацию по освоению образовательной программы высшего образования, присуждается степень «бакалавр» или присваивается квалификация «специалист».»; 13) пункт 2 статьи 36 изложить в следующей редакции: «2. Послевузовское образование осуществляется в магистратуре, резидентуре и докторантуре высших учебных заведений и научных организаций по основному профилю деятельности и направлениям подготовки, а также путем направления стипендиатов международной стипендии «Болашак» на обучение в ведущие зарубежные высшие учебные заведения по очной форме обучения в соответствии с перечнем специальностей, ежегодно утверждаемым в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»; 14) в статье 37: пункт 3 дополнить частью второй следующего содержания: «Реализация постдокторских программ осуществляется за счет средств различных организаций в ведущих высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих признанные научные школы и выполняющих соответствующие научные исследования по направлениям подготовки.»; дополнить пунктом 5-1 следующего содержания: «5-1. Повышение квалификации и переподготовка работников государственных организаций здравоохранения за счет бюджетных средств осуществляются в медицинских организациях образования и науки, прошедших институциональную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр уполномоченного органа.»; 15) подпункты 3), 4), 5), 6) пункта 4 статьи 40 изложить в следующей редакции: «3) организации технического и профессионального образования; 4) организации послесреднего образования; 5) организации высшего образования; 6) организации высшего и послевузовского образования;»; 16) статью 40-1 изложить в следующей редакции: «Статья 40-1. Организации высшего, высшего и послевузовского образования 1. Высшие учебные заведения вправе: 1) разрабатывать и реализовывать программы бакалавриата, высшего специального образования, магистратуры и докторантуры, а по медицинским специальностям также программы резидентуры в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования; 2) определять правила текущей, промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования; 3) устанавливать соотношение обучающихся к профессорско-преподавательскому составу в пределах норм, установленных в пункте 8 статьи 52 настоящего Закона; 4) устанавливать квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц; 5) утверждать форму договора оказания образовательных услуг; 6) осуществлять образовательную деятельность на основе самостоятельно разработанных норм учебной нагрузки, форм и размеров оплаты труда; 7) определять порядок приема в высшее учебное заведение в рамках типовых правил; 8) в пределах сметы расходов определять структуру высшего учебного заведения и штат сотрудников (профессорско-преподавательского состава); 9) разрабатывать программу развития высшего учебного заведения; 10) создавать фонд целевого капитала (эндаумент-фонд) высшего учебного заведения на добровольной основе; 11) создавать юридические лица по научно-образовательной деятельности за счет внебюджетных средств высшего учебного заведения. 2. Высшие учебные заведения, имеющие особый статус, также вправе: 1) определять содержание образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований по всем уровням образования не ниже соответствующих требований государственных образовательных стандартов; 2) создавать филиалы в иностранном государстве на основе международных договоров в установленном законодательством порядке; 3) открывать стартап-компании в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 4) определять самостоятельно порядок приема в высшее учебное заведение. Нормы, указанные в настоящей статье, не распространяются на военные, специальные учебные заведения.»; 17) пункт 1 статьи 42 изложить в следующей редакции: «1. Создание, реорганизация и ликвидация организаций образования, включая создание и организацию высшими учебными заведениями юридических лиц по научно-образовательной деятельности, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.»; 18) подпункт 17) пункта 3 статьи 43 изложить в следующей редакции: «17) присуждение обучающимся в высших учебных заведениях степеней «бакалавр» и «магистр», а также присвоение квалификации «специалист»;»; 19) пункт 10 статьи 44 изложить в следующей редакции: «10. Данная статья распространяется на организации образования, созданные в организационно-правовой форме государственного предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательным советом, некоммерческие и коммерческие организации, в части, не противоречащей положениям, установленным законами Республики Казахстан «О государственном имуществе», «О некоммерческих организациях» и «Об акционерных обществах».»; 20) пункты 17, 17-2, 17-3, 17-4 и 17-5 статьи 47 исключить; 21) подпункт 1) пункта 1 статьи 56 изложить в следующей редакции: «1) содержанию образования с ориентиром на результаты обучения (дескрипторы);»; 22) пункт 2 статьи 57 изложить в следующей редакции: «2. Лицензирование деятельности в сфере образования юридических лиц, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, производится по квалификациям в соответствии с классификатором специальностей технического и профессионального, послесреднего образования. При этом в приложении к лицензии и (или) приложениях к лицензии на занятие образовательной деятельностью указываются шифр, наименование, срок обучения по специальности или квалификации. Лицензирование деятельности в сфере образования юридических лиц, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования, производится по направлениям подготовки в соответствии с классификатором направлений подготовки высшего и послевузовского образования. При этом в приложении к лицензии и (или) приложениях к лицензии на занятие образовательной деятельностью указываются шифр и наименование направления подготовки.»; 23) подпункт 5) пункта 3 статьи 61 изложить в следующей редакции: «5) благотворительная помощь, безвозмездные отчисления и пожертвования, включая поступления от фонда целевого капитала (эндаумент-фондов) высших учебных заведений, гранты, вклады учредителей (участников) организаций образования.»; 24) часть первую пункта 8 статьи 62 изложить в следующей редакции: «8. Государственный образовательный заказ на финансирование высшего образования размещается в виде образовательных грантов дифференцированно в зависимости от образовательных программ направлений подготовки, вида и статуса учебного заведения.»; 25) пункт 2 статьи 65 дополнить частью четвертой следующего содержания: «Высшие учебные заведения, имеющие особый статус, вправе создавать филиалы в иностранном государстве на основе международных договоров в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.». 3. В Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 4, ст. 36; 2013 г., № 15, ст. 82; 2014 г., № 1, ст. 4; № 19-I, 19-II, ст. 96; 2015 г., № 221): 1) в статье 1: подпункт 22) изложить в следующей редакции: «22) ассоциированный профессор (доцент), профессор - ученые звания, присваиваемые уполномоченным органом в области образования;»; подпункт 28) изложить в следующей редакции: «28) доктор философии (PhD), доктор по профилю - степень, присуждаемая лицам, освоившим программу докторантуры по научно-педагогическому направлению или соответствующей сфере профессиональной деятельности и защитившим диссертацию в Республике Казахстан или за ее пределами, признанная в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;»; 2) статью 15 дополнить пунктом 3 следующего содержания: «3. В качестве меры поощрения обучающихся, ученых, научных работников и организаций из средств инвестиционного дохода фонда целевого капитала (эндаумент-фонда) высших учебных заведений может выплачиваться стипендия.»; 3) пункт 3 статьи 28 дополнить частью третьей следующего содержания: «Часть дохода от коммерциализации организациями ее осуществляющими, допускается выделять в основной капитал фонда целевого капитала (эндаумент-фонда), финансировавшего проведение научного исследования либо его коммерциализацию.». 4. В Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 218): частью вторую пункта 8 статьи 14 изложить в следующей редакции: «Налогообложение стартап-компаний осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением: 1) пункта 1 статьи 1, который вводится в действие с 1 января 2019 года; 2) абзацев третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого и восьмого подпункта 10) и подпункта 24) пункта 2 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2018 года.
Президент Республики Казахстан
ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 апреля 2017 года № 229
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 22-IV, ст. 151): статью 118 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1. Образовательные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должны быть ориентированы на результаты обучения и соответствовать профессиональным стандартам для реализации комплексной системы подтверждения соответствия и присвоения квалификаций специалистов.». 2. В Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 20, ст. 151; 2008 г., № 23, ст. 124; 2009 г., № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; № 24, ст. 149; 2011 г., № 1, ст. 2; № 2, ст. 21; № 5, ст. 43; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 16, ст. 128; № 18, ст. 142; 2012 г., № 2, ст. 11; № 4, ст. 32; № 15,ст. 97; 2013 г., № 2, ст. 7; № 7, ст. 34; № 9, ст. 51; № 14, ст. 72, 75; № 15, ст. 81; 2014 г., № 1, ст. 4, 6; № 3, ст. 21; № 10, ст. 52; № 14, ст. 84; № 19-І, 19-II, ст. 96; № 23, ст. 143; 2015 г., № 2, ст. 3; № 10, ст. 50; № 14, ст. 72; № 20-IV, ст. 113; № 21-III, ст. 135; № 22-І, ст. 140; № 22-V, ст. 156, 158; № 23-II, ст. 170, 172): 1) в статье 1: подпункт 2) изложить в следующей редакции: «2) академия - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и послевузовского образования по двум-трем направлениям подготовки, осуществляющее фундаментальные и прикладные научные исследования, за исключением высших учебных заведений в организационно-правовой форме государственных учреждений;»; дополнить подпунктом 2-4) следующего содержания: «2-4) академический кредит - унифицированная единица измерения объема научно-образовательной работы (нагрузки) обучающегося и/или преподавателя;»; дополнить подпунктом 4-2) следующего содержания: «4-2) дескрипторы - описание уровня и объема знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, приобретенных обучающимися по завершении образовательной программы соответствующего уровня высшего и послевузовского образования, базирующиеся на результатах обучения с накоплением соответствующего количества академических кредитов (зачетных единиц);»; подпункт 17-1) изложить в следующей редакции: «17-1) особый статус высшего учебного заведения - особый режим функционирования организации образования, предоставляющий право самостоятельного определения содержания образования и организации научной и образовательной деятельности, предусмотренный законодательством Республики Казахстан;»; подпункт 21-2) изложить в следующей редакции: «21-2) исследовательский университет - высшее учебное заведение, реализующее утвержденную Правительством Республики Казахстан программу развития на пять лет и самостоятельно разработанные образовательные программы высшего и послевузовского образования по широкому спектру направлений подготовки, использующее результаты фундаментальных и прикладных научных исследований для генерации и трансферта новых знаний;»; дополнить подпунктами 21-5), 21-6) следующего содержания: «21-5) фонд целевого капитала (эндаумент-фонд) высшего учебного заведения - фонд, формируемый за счет благотворительной помощи, безвозмездных отчислений, пожертвований, грантов, вкладов учредителей (участников) организаций образования, инвестиционный доход от которого направляется на финансирование научно-образовательной деятельности; 21-6) классификатор направлений подготовки высшего и послевузовского образования - документ, устанавливающий классификацию направлений подготовки высшего и послевузовского образования и используемый при разработке государственных общеобязательных стандартов образования и нормативных документов, определяющих профессиональную подготовку в организациях образования, предоставляющих высшее и послевузовское образование;»; подпункт 25) изложить в следующей редакции: «25) институт - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и послевузовского образования по одной-двум направлениям подготовки, осуществляющее фундаментальные и прикладные научные исследования, за исключением высших учебных заведений в организационно-правовой форме государственных учреждений;»; подпункт 36) изложить в следующей редакции: «36) кредитная технология обучения - обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с накоплением академических кредитов;»; подпункт 54) изложить в следующей редакции: «54) университет - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и послевузовского образования по трем и более направлениям подготовки, осуществляющее фундаментальные и прикладные научные исследования, за исключением военных, специальных учебных заведений;»; подпункты 56-1), 56-2) изложить в следующей редакции: «56-1) национальное высшее учебное заведение - высшее учебное заведение, являющееся ведущим образовательным, научным и методическим центром страны, имеющее особый статус; 56-2) национальный исследовательский университет - высшее учебное заведение, имеющее особый статус и утвержденную Правительством Республики Казахстан программу развития на пять лет, реализующее самостоятельно разработанные образовательные программы высшего и послевузовского образования по широкому спектру направлений подготовки, использующее результаты фундаментальных и прикладных научных исследований для генерации и трансферта новых знаний;»; 2) подпункты 19), 22-2), 24), 25) статьи 4 исключить; 3) в статье 5: подпункт 2-1) изложить в следующей редакции: «2-1) утверждает распределение государственного образовательного заказа по образовательным программам направлений подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием;»; дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания: «4-1) утверждает порядок проведения мониторинга по итогам приема обучающихся в высшие учебные заведения по образовательным программам высшего и послевузовского образования, за исключением военных, специальных учебных заведений;»; подпункт 6) изложить в следующей редакции: «6) утверждает государственные общеобязательные стандарты образования соответствующих уровней образования, а также типовые учебные программы и типовые учебные планы всех уровней образования, за исключением типовых учебных программ и типовых учебных планов военных, специальных, медицинских и фармацевтических учебных заведений;»; часть четвертую подпункта 8) изложить в следующей редакции: «образовательные программы послесреднего, высшего, послевузовского образования по направлениям подготовки;»; подпункт 9-1) исключить; подпункт 11) изложить в следующей редакции: «11) разрабатывает и утверждает типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, за исключением военных, специальных учебных заведений;»; дополнить подпунктом 11-1) следующего содержания: «11-1) утверждает типовые правила деятельности организаций образования соответствующих типов, за исключением военных, специальных учебных заведений;»; подпункт 13 изложить в следующей редакции: «13) определяет во взаимодействии с заинтересованными министерствами, иными центральными исполнительными органами, работодателями и другими социальными партнерами перечни профессий и специальностей для подготовки кадров и утверждает классификатор профессий и специальностей технического и профессионального образования;»; дополнить подпунктом 13-1) следующего содержания: «13-1) определяет во взаимодействии с заинтересованными министерствами, иными центральными исполнительными органами, работодателями и другими социальными партнерами перечни направлений подготовки кадров и утверждает классификатор направлений подготовки высшего и послевузовского образования;»; подпункт 15) изложить в следующей редакции: «15) устанавливает перечень профессий и специальностей / образовательных программ направлений подготовки, прохождение которых в заочной, вечерней формах и форме экстерната не допускается;»; подпункт 25-2) изложить в следующей редакции: «25-2) создает при высших учебных заведениях учебно-методические объединения по направлениям подготовки и утверждает типовые правила их деятельности;»;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |