08.08.2008
Досье на проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности»
(на 17 апреля 2009 года)
1. Проект закона (август 2008 года)
2. Концепция проекта (май 2008 года)
3. Концепция к проекту (февраль 2008 года)
4. Протокол заседания Консультативного органа Министерства финансов Республики Казахстан от 21 мая 2008 года № 3
5. Новости, обсуждения по проекту
Проект
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по
вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2006 г., № 3, ст. 21; № 16, ст. 99; № 23, ст. 141; 2007 г., № 2, ст. 18; № 3, ст. 20; № 17, ст. 136):
приложение к указанному Закону дополнить пунктом 29 следующего содержания:
«29. Государственный орган в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности:
мониторинг и контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан по переходу на международные и национальные стандарты финансовой отчетности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.».
2. В Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 4, ст. 32; «Казахстанская правда» от 13 марта 2007 года № 38 (25283):
в подпункте 4) статьи 1 после слов «объединением бухгалтеров и» дополнить словом «(или)»;
в статье 16 слова «на государственном или» заменить словами «на государственном и (или)»;
пункт 2 статьи 19 изложить в следующей редакции:
«2. Финансовая отчетность представляется организациями (кроме финансовых организаций) в национальной валюте Республики Казахстан в соответствии с перечнем, формами, утвержденными уполномоченным органом.»;
пункт 5 статьи 20 дополнить подпунктом 20) следующего содержания:
«20) осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности по переходу на международные стандарты и национальные стандарты, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.»;
в подпункте 1) пункта 5 статьи 21 после слов «трехсот членов» дополнить словами «- физических лиц»;
в пункте 1 статьи 26 цифры «2009» заменить на цифры «2015».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан
Проект на 17.04.2009г.
Возможны последующие изменения
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА к ПРОЕКТУ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности»
№ | Структура НПА | Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. В Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» |
1. | Приложение к Закону Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года № 124-III | ПРИЛОЖЕНИЕ к Закону Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года № 124-III Отсутствует | ПРИЛОЖЕНИЕ к Закону Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года № 124-III «30. Государственный орган в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности: мониторинг за соблюдением законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан» | Государство посредством правового регулирования законодательно определяет и защищает права собственников, регламентирует многие стороны экономической деятельности, что осуществляется в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Законодательно установленный переход на МСФО, главным образом, направлен на защиту прав пользователей финансовой отчетности с целью повышения качества, достоверности и прозрачности информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций. В итоге, каждый пользователь такой информации получит возможность принимать на ее основе правильные экономические решения, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию и повышению конкурентоспособности экономики Казахстана. Вместе с тем, неукоснительное исполнение требований законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан по переходу на МСФО невозможно обеспечить без контроля и мониторинга за его соблюдением, которые на сегодняшний день никем не осуществляются. В этой связи, для защиты прав пользователей финансовой отчетности и в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Законопроектом предлагается наделить уполномоченный орган соответствующими функциями мониторинга. |
2. В Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» |
2. | Статья 1 | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: 4) аккредитованная профессиональная организация бухгалтеров (далее - профессиональная организация) - некоммерческая организация, являющаяся объединением бухгалтеров и бухгалтерских организаций; | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: 4) аккредитованная профессиональная организация бухгалтеров (далее - профессиональная организация) - некоммерческая организация, являющаяся объединением бухгалтеров и (или) бухгалтерских организаций, аккредитованная в порядке, установленном уполномоченным органом; | Предлагается в качестве аккредитованной профессиональной организации бухгалтеров рассматривать некоммерческие организации, включающие: - объединения бухгалтеров; - бухгалтерские организации; - объединение бухгалтеров и бухгалтерские организации. |
3. | Статья 1 | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: организации публичного интереса - финансовые организации, акционерные общества (за исключением некоммерческих), организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые) и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: организации публичного интереса - финансовые организации, акционерные общества (за исключением некоммерческих), организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые) и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также их дочерние организации и государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; | Уточнение редакции |
4. | Статья 8 | Статья 8. Организация бухгалтерского учета 1. Руководство или индивидуальный предприниматель: 1) согласовывает и (или) утверждает учетную политику; 2) обеспечивает организацию бухгалтерского учета. Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации. 2. Руководство или индивидуальный предприниматель может в зависимости от объема учетной работы: 1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; 2) ввести в штат должность главного бухгалтера; 3) передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру; 4) вести бухгалтерский учет лично. На организации публичного интереса действие подпунктов 3) и 4) настоящего пункта не распространяется. К бухгалтерской организации приравнивается организация - член иностранного института, являющегося действительным членом Международной федерации бухгалтеров | Статья 8. Организация бухгалтерского учета 1. Руководство организации или индивидуальный предприниматель: 1) согласовывает и (или) утверждает учетную политику; 2) обеспечивает организацию бухгалтерского учета. Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации. 2. Руководство организации или индивидуальный предприниматель может в зависимости от объема учетной работы: 1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; 2) ввести в штат должность главного бухгалтера; 3) передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру; 4) вести бухгалтерский учет лично. На организации публичного интереса, за исключением организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций на основании лицензии Национального Банка, действие подпунктов 3) и 4) настоящего пункта не распространяется. | Редакционная правка Учитывая, что юридические лица, осуществляющие операции по инкассации банкнот, монет и ценностей, а также юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой (далее - юридические лица) имеют низкий уровень заработной платы в сравнении с другими организациями публичного интереса, полагаем, что данные юридические лица могут столкнуться с проблемой высоких издержек на оплату труда профессиональных бухгалтеров, что может привести к отказу от принятия в штат юридического лица профессионального бухгалтера и соответственно нарушению требований Закона. |
5. | Статья 10 | Статья 10. Право подписи бухгалтерских документов 1. Руководство или индивидуальный предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции. | Статья 10. Право подписи бухгалтерских документов 1. Руководство организации или индивидуальный предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции. | Редакционная правка |
6. | Статья 12 | Статья 12. Тайна бухгалтерской информации 1. Содержание первичных документов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства или индивидуального предпринимателя, а также должностным лицам государственных органов в соответствии с законами Республики Казахстан. | Статья 12. Тайна бухгалтерской информации 1. Содержание первичных документов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства организации или индивидуального предпринимателя, а также должностным лицам государственных органов в соответствии с законами Республики Казахстан. | Редакционная правка |
7. | Статья 15 | 2. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя: 1) бухгалтерский баланс; 2) отчет о прибылях и убытках; 3) отчет о движении денежных средств; 4) отчет об изменениях в капитале; 5) пояснительную записку. Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. | 2. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя: 1) бухгалтерский баланс; 2) отчет о прибылях и убытках; 3) отчет о движении денежных средств; 4) отчет об изменениях в капитале; 5) пояснительную записку. Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Финансовая отчетность может дополняться другими материалами в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. | В связи с необходимостью разработки Национальным Банком Республики Казахстан дополнительным форм отчетов для исламских банков, так как исламские банки в силу своей специфичности применяют различные принципы ведения бухгалтерского учета, отличающиеся от МСФО. |
8. | Статья 16 | Статья 16. Международные стандарты финансовой отчетности Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами, опубликованными на государственном или русском языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и (или) публикацию в Республике Казахстан от Фонда Комитета международных стандартов финансовой отчетности. | Статья 16. Международные стандарты финансовой отчетности Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами, опубликованными на государственном и (или) русском языках организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и (или) публикацию в Республике Казахстан от Фонда Комитета международных стандартов финансовой отчетности. | В целях обеспечения публикации официального текста МСФО как на государственном языке, так и на русском, что будет отвечать интересам граждан, говорящих на этих языках, а также требованиям законодательства Республики Казахстан о языках. |
9. | Статья 18 | Статья 18. Отчетный период 2. Первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации по 31 декабря того же года. | Статья 18. Отчетный период 2. Первый отчетный год для вновь созданной организации и (или) индивидуального предпринимателя начинается с момента ее (его) государственной регистрации по 31 декабря того же года. | Редакционная правка |
10. | Статья 19 | Статья 19. Представление финансовой отчетности 3. Организации представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. 6. Организации публичного интереса (кроме финансовых организаций) обязаны публиковать годовую финансовую отчетность в периодических печатных изданиях в соответствии с перечнем, формами, утвержденными уполномоченным органом. Финансовые организации публикуют годовую финансовую отчетность в порядке, установленном законами Республики Казахстан. 7. По решению Правительства Республики Казахстан может создаваться депозитарий для организаций публичного интереса, которые обязаны сдавать в него финансовую отчетность в порядке, установленном уполномоченным органом. | Статья 19. Представление финансовой отчетности 3. Организации (кроме финансовых организаций и специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации) представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. 3-1. Финансовые организации и специальные финансовые компании, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации, представляют годовые финансовые отчеты в сроки установленные Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. 6. Организации публичного интереса (кроме финансовых организаций и специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации, исламских специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг) вправе публиковать годовую финансовую отчетность в периодических печатных изданиях в соответствии с перечнем, формами, утвержденными уполномоченным органом. Финансовые организации публикуют годовую финансовую отчетность в порядке, установленном законами Республики Казахстан. 7. По решению Правительства Республики Казахстан создается депозитарий для организаций, которые обязаны сдавать в него финансовую отчетность в порядке, установленном уполномоченным органом. Правительством Республики Казахстан определяется порядок ведения депозитария финансовой отчетности и юридическое лицо со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее ведение депозитария финансовой отчетности. | На сегодняшний день на финансовом рынке стоит проблема нарушения сроков проведения аудита финансовой отчетности финансовых организаций. С целью исключения задержек сроков предоставления финансовой отчетности, НБРК совместно с АФН будут установлены более гибкие сроки представления финансовой отчетности для финансовых организаций, исходя из размеров и объемов совершаемых операций. Пункт 6 дополняется в целях приведения в соответствие с изменениями внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования» в Закон РК «О рынке ценных бумаг» (пункт 12 статьи 32-6) согласно которым порядок осуществления бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности исламской специальной финансовой компанией устанавливается нормативными правовыми актами Национального Банка. В целях сокращения расходов организаций в части публикации годовую финансовую отчетность в периодических печатных изданиях. В связи с созданием депозитария финансовой отчетности. В целях установления законом лица, осуществляющего ведение депозитария финансовой отчетности. |
12. | Статья 20 | Статья 20. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности 5. Уполномоченный орган: Отсутствует 6. Национальный Банк Республики Казахстан: 2) для государственных предприятий и юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит Национальному Банку Республики Казахстан, устанавливает перечни и формы, соответствующие международным стандартам финансовой отчетности, а также сроки и порядок представления финансовой отчетности; 3) для специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации: разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности; | Статья 20. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности 4. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в финансовых организациях, специальных финансовых компаниях, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации и исламских специальных финансовых компаниях, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан посредством принятия нормативных правовых актов и методических рекомендаций к ним, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. 5. Уполномоченный орган: 20) утверждает формы финансовой отчетности; 21) осуществляет мониторинг за соблюдением законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан 6. Национальный Банк Республики Казахстан: 2) для государственных предприятий и юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит Национальному Банку Республики Казахстан: устанавливает перечни и формы, соответствующие международным стандартам финансовой отчетности, а также сроки и порядок представления финансовой отчетности; разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета; 3) для специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации: разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета; | В целях приведения в соответствие с изменениями внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования» в Закон РК «О рынке ценных бумаг» (пункт 12 статьи 32-6), согласно которым порядок осуществления бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности исламской специальной финансовой компанией устанавливается нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан. Редакционная правка с целью утверждения единых форм финансовой отчетности для всех типов организаций (кроме финансовых). Государство посредством правового регулирования законодательно определяет и защищает права собственников, регламентирует многие стороны экономической деятельности, что осуществляется в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Законодательно установленный переход на МСФО, главным образом, направлен на защиту прав пользователей финансовой отчетности с целью повышения качества, достоверности и прозрачности информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций. В итоге, каждый пользователь такой информации получит возможность принимать на ее основе правильные экономические решения, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию и повышению конкурентоспособности экономики Казахстана. Вместе с тем, неукоснительное исполнение требований законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан по переходу на МСФО невозможно обеспечить без мониторинга за его соблюдением, которые на сегодняшний день никем не осуществляется. В этой связи, для защиты прав пользователей финансовой отчетности и в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Законопроектом предлагается наделить уполномоченный орган соответствующими функциями мониторинга и контроля. В целях установления единой методологической политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности в системе Национального Банка предлагаем закрепить за Национальным Банком функции по разработке нормативных правовых актов, касающихся вопросов бухгалтерского учета и финансовой отчетности и составления плана счетов для указанных лиц. В связи с тем, что Министерством финансов РК систематически пересматривается Типовой план счетов, Национальному Банку приходится постоянно разрабатывать в новой редакции либо вносить изменения в детализированный план счетов для его дочерних организаций, что приводит к дополнительным финансовым расходам на автоматизацию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, и служит препятствием для полной автоматизации бухгалтерского учета в системе Национального Банка. В этой связи, для защиты прав пользователей финансовой отчетности и в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности предлагается наделить Национальный Банк РК вышеуказанными функциями. |
13. | Статья 20-1 | Отсутствует | Статья 20-1 Осуществление мониторинга за соблюдением законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности 1. Мониторинг за соблюдением законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, осуществляется путем наблюдения и анализа уполномоченным органом представляемой организациями финансовой отчетности в депозитарий. | В целях определения механизма осуществления мониторинга за соблюдением законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. |
14. | Статья 21 | Статья 21. Негосударственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности 5. Профессиональная организация должна отвечать следующим требованиям: 1) наличие в составе профессиональной организации не менее трехсот членов, имеющих подтвержденный опыт работы не менее двух лет в сфере бухгалтерского учета или аудита; 9. Профессиональная организация обязана: Отсутствует | Статья 21. Негосударственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности 5. Профессиональная организация должна отвечать следующим требованиям: 1) наличие в составе профессиональной организации не менее трехсот членов - физических лиц, имеющих подтвержденный опыт работы не менее двух лет в сфере бухгалтерского учета или аудита; 9. Профессиональная организация обязана: 5) заключить соглашения о взаимодействии с одной или несколькими организациями по сертификации. | Уточнение редакции Положениями статьи 22 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» предусмотрено требование в отношении организации по профессиональной сертификации бухгалтеров о наличии соглашения с одной или несколькими профессиональными организациями. В целях исключения зависимого положения организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров предлагается установить аналогичное требование для профессиональных организаций бухгалтеров. |
| | | | | |
Министр финансов Б. Жамишев
Предварительное заключение Министерства юстиции по концепции законопроекта, подготовленное в соответствии с пунктом 6 Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 года № 840 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности».
(май 2008 года)
Инициатор - Министерство финансов Республики Казахстан.
Согласно концепции, предусматривается решение практической проблемы, требующей внесения изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
В связи с переходом мировой экономики к тенденции применения единых стандартов финансовой отчетности, позволяющих пользователям единообразно интерпретировать финансовую информацию вне зависимости от языка и национальных систем бухгалтерского учета, соответствие системы финансового (бухгалтерского) учета и финансовой отчетности международным стандартам является главным атрибутом конкурентоспособности современных организаций, предприятий. Переход на МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) необходим для всеобщего и единообразного понимания финансовой отчетности.
Законодательно установленный переход на МСФО невозможно обеспечить без мониторинга и контроля за соблюдением требований законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан, которые на сегодняшний день никем не осуществляются. Планом мероприятий по обеспечению перехода всех юридических лиц на МСФО на 2007-2009 годы, утвержденным Постановлением Правительства РК от 29 августа 2007 года № 760 предусмотрены мероприятия по выявлению организаций, обязанных перейти на МСФО и не перешедших. Из-за отсутствия соответствующих функций уполномоченный орган в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности не имеет возможности в полном объеме прослеживать картину перехода на МСФО, особенно реального сектора.
В этой связи, для надлежащего выполнения норм Закона, входящих в компетенцию уполномоченного органа, и в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности, Законопроектом предлагается наделить уполномоченный орган соответствующими функциями мониторинга и контроля.
Согласно статье 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», руководителем бухгалтерской службы является главный бухгалтер или другое должностное лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета, составление и представление финансовой отчетности, формирование учетной политики. На должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер. Законопроектом устанавливается продление срока ввода в действие вышеназванной статьи с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года, мотивируя тем, что в Республике Казахстан существуют около 8 тыс. организаций публичного интереса и отсутствуют аккредитованные организации по профессиональной сертификации бухгалтеров, проведение сертификации всех главных бухгалтеров организаций публичного интереса в срок до 1 января 2009 года не представляется возможным.
Концепция предполагает исключение из ряда законодательных актов норм об обязательности опубликования в СМИ годового бухгалтерского баланса и отчета. В частности, пункт 4 статьи 76 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» регламентирует, что «общество обязано ежегодно публиковать в СМИ годовой бухгалтерский баланс, отчет, показывающий все изменения в капитале, отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках в сроки, установленные уполномоченным органом. Общество вправе дополнительно опубликовать иную финансовую отчетность».
Кроме того, поправки, касающиеся изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, необходимо вынести на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования административного законодательства.
Вместе с тем, сообщаем, что Планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008 год предусмотрен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства Республики Казахстан о платежах и переводах денег, бухгалтерского учета и финансовой отчетности финансовых организаций и деятельности Национального Банка Республики Казахстан» (сроки февраль-март-май), в рамках которого предлагаем проработать проблемные вопросы, касающиеся изменений в данной сфере.
Разработка рассматриваемого законопроекта соответствует требованиям пункта 5 Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 года № 840.
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности»
1. Название законопроекта
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - Законопроект).
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Согласно требованиям части второй статьи 9 Закона, с 1 января 2009 года на должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер. При этом профессиональным бухгалтером является физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, выданный аккредитованной организацией по профессиональной сертификации бухгалтеров.
Вместе с тем, необходим промежуток времени, достаточный для создания организаций, которые могут быть аккредитованы в качестве организации по профессиональной сертификации бухгалтеров.
Учитывая отсутствие на сегодняшний день аккредитованных организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров, а также то, что в Республике Казахстан существует около 8 000 организаций публичного интереса, проведение сертификации всех главных бухгалтеров в срок до 1 января 2009 года является затруднительным, что в результате приведет к нарушению требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Таким образом, наличие временного отрезка до 2012 года даст возможность создать систему сертификации в Казахстане, предложенную Законом, и образовать необходимую массу профессиональных бухгалтеров.
Необходимо обратить внимание, что на сегодняшний день стоимость опубликования в средствах массовой информации годовой финансовой отчетности акционерного общества составляет более 800 тыс. тенге, в связи с чем альтернативой для экономии указанных затрат могут служить аналогичные услуги депозитария, стоимость которых будет в десятки раз меньше. В связи с этим, поскольку в Законе предусмотрена обязанность по сдаче организациями публичного интереса годовой финансовой отчетности в депозитарий, предполагается исключить норму обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях. При этом исключается также отсылочная норма по публикации годовой финансовой отчетности, установленная для финансовых организаций.