|
|
|
Досье на проект Кодекса Республики Казахстан
Проект Кодекса внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан постановлением Правительства РК от 30.08.08 г. № 812
1. Проект на 2 декабря 2008 года, см. единым файлом - в формате: doc 2. Проект на 20 ноября 2008 года, см. единым файлом - в формате: doc 3. Проект на 29 октября 2008 года, см. единым файлом - в формате: doc 4. Проект на 31 августа 2008 года, см. единым файлом - в формате: rar\doc 5. Проект на 18 августа 2008 года, см. единым файлом - в формате: rar\doc 6. Проект на 8 августа 2008 года, см. единым файлом - в формате: rar\doc 7. Проект на 1 августа 2008 года, см. также единым файлом - в форматах: rar\doc или pdf 8. Проект на 25 июля 2008 года 9. Протоколы заседания рабочей группы, прочие материалы по разработке проекта Налогового кодекса РК 13. Постановление Мажилиса Парламента Республики Казахстан (первое чтение) 15. Заключение Общественной палаты (25.09.2008) 18. Новости, обсуждения по проекту
Республики Казахстан
Пояснительная записка к проекту Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)
Проект Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее - проект Кодекса) разработан в соответствии с Посланием Главы Государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики». Главой Государства была поставлена задача по разработке нового Налогового кодекса, который должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Проект Кодекса направлен на решение следующих задач: создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики; сокращение теневого сектора экономики; снижение общей налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики; повышение экономической отдачи от добывающего сектора экономики; оптимизация налоговых льгот; реализация принципа закона прямого действия; совершенствование системы налогового администрирования. В целях исключения неоднозначного толкования в проект Кодекса максимально включены положения, как действующих подзаконных нормативных правовых актов, отдельных разъяснений уполномоченного органа, так и минимизированы отсылки на подзаконные акты. В проект Кодекса включены нормативные акты, необходимые для определения налоговых обязательств, а также произведена глубокая регламентация налоговых правил. Это позволит в полной мере реализовать принцип закона прямого действия. В Кодексе такие принципы как определенность, справедливость, гласность и единство также будут определяющими. Проектом Кодекса предлагается ввести новый постоянный консультационно-совещательный орган - Консультационный совет по вопросам налогообложения. Данный орган будет состоять не менее чем из 15 членов - представителей объединений предпринимательства и государственных органов. Председателем Консультационного совета будет Премьер-Министр Республики Казахстан. Высокий статус совета позволит оперативно решать вопросы по устранению неясностей, неточностей и противоречий законодательства, а также по пресечению возможных схем уклонения от уплаты налогов. Проект Кодекса предусматривает реформирование налоговой отчетности. В настоящее время, установленные формы деклараций с приложениями и дополнительными формами к приложениям объединяют в себе обобщенные данные об объекте налогообложения и исчисленном налоге, являются своего рода регистрами аналитического учета. Предлагается отделить формы налоговой отчетности, представляемые в налоговые органы, от аналитического учета, что позволит упростить отчетность и сократить формы налоговой отчетности. В связи с этим вводится понятие «налоговый учет», который налогоплательщик будет вести самостоятельно на основе налоговых регистров в рамках, установленных Налоговым кодексом, в целях учета объектов налогообложения и исчисления налогов. Дополнительно, проект Кодекса регламентирует виды форм налоговой отчетности, их содержание, что установит последовательность в применяемых подходах в составлении отчетности и позволит учитывать интересы налогоплательщика. В проекте Кодекса регламентируется порядок налогообложения при передаче имущества в доверительное управление, осуществлении совместной деятельности, реорганизации юридического лица. Подобная регламентация ситуаций, получивших широкое распространение в современной практике, позволит четко распределить налоговые обязательства участников подобных хозяйственных отношений. Проект Кодекса предусматривает реформирование корпоративного подоходного налога (КПН). В течение трех лет будет снижена ставка КПН с 30 до 15 процентов. В 2009 году ставку будет снижена до 20 процентов, в 2010 году - 17,5%, в 2011 году - 15%. Основным направлением реформирования является упрощение порядка исчисления и ликвидация излишних исключений (оптимизация льгот) с одновременным снижением ставки налога. Оптимизация льгот и исключений позволит расширить налогооблагаемую базу, что обеспечит равные условия деятельности предприятий со схожим уровнем рентабельности. В рамках оптимизации льгот будут исключены два особых налоговых режима: для нефтехимических производств, для производств с высокой добавленной стоимостью (ВДС). Данные режимы продемонстрировали за период своего действия свою неэффективность. Режим ВДС проявил конструктивные недостатки, поскольку наличие ВДС не является признаком модернизации производства или глубокого передела. По КПН будет предоставляться льгота в форме ускоренного вычета инвестиций. Одновременно удлиняется срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволит воспользоваться преимуществами быстрого списания инвестиций. Освобождение от земельного налога и налога на имущество сохраниться только на территории СЭЗ. В рамках унификации КПН предлагается исключить с 2012 года особый режим для страховых организаций, что подразумевает обложение финансового результата (прибыли). Это позволит учитывать уровень рентабельности деятельности страховой организации. Поскольку переход на общеустановленный порядок требует создания адекватного учета страховых резервов в целях налогообложения, предлагается сохранить действие режима до указанной даты. Проект Кодекса также решает многие проблемы, накопившиеся за время действия настоящего Налогового кодекса. Так, исключается обязательная уплата авансовых платежей по КПН для предприятий малого и среднего бизнеса, что значительно упрощает налогообложение и исключает наказание за неверное планирование деятельности, что является сложной задачей для малого и среднего предпринимательства. Уточняется порядок налогообложения производных финансовых инструментов. В целях усиления налогового администрирования КПН предлагается реформирование порядка вычета вознаграждений и введение понятия «конструктивные дивиденды». Действующий порядок отнесения на вычеты расходов на выплату вознаграждений основан на правиле достаточной капитализации, которое ограничивает размер вычета вознаграждения, выплачиваемого нерезидентам, в зависимости от соотношения собственного и заемного капиталов. Поскольку под ограничение подпадают только вознаграждения по иностранным займам, нормы противоречит принятым обязательствам по недискриминации, что делает норму неприменимой. Предлагается распространить действие нормы только на взаимосвязанные стороны, вне зависимости страны резидентства сторон договора займа. Эта мера приведет правило достаточной капитализации в соответствие с международными стандартами и позволит эффективно противодействовать избежанию налогообложения в Республике Казахстан. В настоящее время понятие «дивиденды» трактуется крайне узко, что позволяет избегать налогообложения в Республике Казахстан, маскируя дивиденды под скидки в цене на товары и услуги, дешевые кредиты и прочие материальные выгоды. В международной практике подобные выгоды определяются в качестве конструктивных дивидендов и подлежат налогообложению в порядке, предусмотренном для дивидендов. Проект Кодекса также предусматривает некоторую либерализацию налогообложения нерезидентов. Согласно действующему Налоговому кодексу применение международных договоров в отношении доходов нерезидентов в основном осуществляется на разрешительной основе - разрешение предоставляет налоговый орган после рассмотрения документов и проведения при необходимости проверки. Такой порядок существенно затрудняет применение международных договоров: длительные сроки рассмотрения налоговыми органами представленных документов. В проекте Кодекса предлагается расширить перечень доходов, по которым предоставляется право налоговым агентам самостоятельного применения положений международных договоров и принятия решений об освобождении от налога или отказе в момент выплаты дохода нерезиденту, исходя из положений международных договоров, на основании сертификата резидентства. Проектом Кодекса предполагается реформирование налога на добавленную стоимость (НДС). Основным направлением реформирования является повышение нейтральности налога по отношению к плательщикам. С этой целью предлагается введение возмещения превышения зачетного НДС над начисленным для плательщиков НДС. Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в виде НДС, уплаченного поставщикам, особенно, в период модернизации и обновления основных средств. При этом администрирование возврата дебетового сальдо должно производиться на основе системы оценки рисков для избежания сплошных проверок. Подобные изменения позволят ликвидировать совокупность исключений (льгот) из базы НДС, существующих в настоящее время: освобождение в рамках инфраструктурного проекта; освобождение в рамках СЭЗ; освобождение в рамках финансового лизинга; освобождение геологоразведочных работ. Поэтапное введение возмещения дебетового сальдо (полный цикл с 2012 года) сохраняет до этой даты метод зачета НДС при импорте машин и оборудования, механизм отсрочки при импорте товаров для промышленной переработки и освобождение реализации со «свободного склада». Проектом Кодекса предусматривается введение ставок акцизов в текст Налогового кодекса, что соответствует принципу закона прямого действия. Проект Кодекса предусматривает совершенствование налогов с фонда оплаты труда - индивидуального подоходного и социального налогов. Единая ставка индивидуального подоходного налога будет сохранена на уровне 10 процентов. В тоже время проведена работа по уточнению норм кодекса, связанных с исчислением данного налога, в частности, с определением видов имущественного дохода и порядка его обложения. Социальный налог имел регрессивную шкалу, что подразумевает повышенное налогообложение заработных плат малых размеров. При введении подобной шкалы она компенсировалась прогрессивной шкалой индивидуального подоходного налога, что выравнивало их действие. Установление плоской шкалы индивидуального подоходного налога с 2007 года делает регрессивную шкалу неэффективной. Также необходимость отдельного расчета по каждому работнику делает сложным и трудозатратным исчисление и уплату социального налога. В рамках реформирования социального налога предлагается осуществить переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов. Это позволит налог адекватным современным условиям и упростить исчисление налога для налогоплательщика. Проектом Кодекса предусматривается реформирование налога на имущество. Предлагается сократить объект налогообложения со всего имущества (основные средства и нематериальные активы) до недвижимости. Это позволит снизить налоговую нагрузку на недавно обновленные производства, поскольку налог не будет взиматься с оборудования и машин. При этом в целях сохранения доходов местных бюджетов предлагается увеличить ставку с 1 до 2 процентов. По налогу на имущество физических лиц будут повышены ставки на дорогостоящее имущество, начиная со стоимостью свыше 50 млн. тенге. Эти изменения позволят более полноценно облагать дорогостоящую недвижимость и придать большую прогрессивность в налогообложении физических лиц. Проектом Кодекса также предусматривается реформирование налога на транспортные средства. Нынешняя практика налогообложения определяет дальнейшее старение парка автотранспортных средств, стимулируя владельцев автотранспортных средств сохранять старые автомашины в собственности. Предлагается исключить поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в зависимости от срока эксплуатации, что увеличит возлагаемое на владельцев старых машин налоговое бремя, в связи с чем, пересмотрены налоговые ставки на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в сторону уменьшения. В новом Налоговом кодексе в связи с низким уровнем налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, предлагается в основном сохранить режимы, существующие для них в настоящее время. При этом в целях исключения дробления и усиления конкурентоспособности, в проекте Налогового кодекса установлено, что учредителями юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим для малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не могут выступать юридические и физические лица, являющиеся учредителями юридических лиц, использующих такой режим. Проект Кодекса предусматривает для крестьянских (фермерских) хозяйств сохранить прежний порядок применения специального налогового режима на основе единого земельного налога. Однако в целях повышения эффективности использования пахотных земель предлагается ввести прогрессивную шкалу ставок от 0,1 до 0,5 процента в зависимости от размера земельного участка. При этом будут сохранены другие режимы для производителей сельскохозяйственной продукции: уменьшение налогов на 70% для юридических лиц, уменьшение на 70% НДС для переработчиков сельхозпродукции. Изменения налогообложения недропользователей подготовлены в соответствии поручением Главы государства предусмотреть снижение налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики и компенсировать ожидаемые потери бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Проектом нового Налогового кодекса предполагаются следующие основные изменения при налогоболожении недропользователей: замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанных по мировым ценам; упразднение вида контракта на недропользование в виде Соглашения о разделе продукции (СРП), кроме СРП, заключенных до 01.01.2009 года; исключение положения «стабильности» налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТШО (утвержден указом Президента Республики Казахстан) и действующих СРП, начиная с 1 января 2009 года; включение в Налоговый кодекс платежа по возмещению исторических затрат, понесенных государством на геологическое изучение и обустройство соответствующей контрактной территории до заключения контакта на недропользование; установление льготных ставок налогообложения недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, обводненные, малодебетные и выработанные месторождения; установление базовых принципов ведения раздельного налогового учета по контрактам, как основы для построения системы распределения доходов и расходов. В целях реализации принципа «закона прямого действия» в проекте нового Налогового кодекса отражены вопросы, которые на сегодняшний день регулируются постановлениями Правительства Республики Казахстан, в том числе: порядок определения стартовых размеров подписного бонуса; ставки НДПИ по твердым полезным ископаемым (ТПИ); порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых, рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат, роялти и доли Республики Казахстан по разделу продукции в натуральной форме; установление официальных источников информации для определения биржевой цены полезных ископаемых. При этом базовые принципы и положения, определенные действующими постановлениями Правительства Республики Казахстан, приняты за основу в новом Налоговом кодексе. Кроме того, в целях исключения неоднозначного толкования норм кодекса и совершенствование редакции статей раздела «Налогообложение недропользователей» внесены поправки и уточнения редакционного характера. Ставки специальных налогов недропользователей (НДПИ, рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат, налога на сверхприбыль) устанавливались в размерах, которые обеспечивают недропользователям не менее 25 процентов рентабельности. По налогу на сверхприбыль увеличен размер необлагаемого чистого дохода с 20 % до 25 %. Кроме того, изменен механизм исчисления налога, предусматривающий обложение следующей более высокой ставкой только сумму прироста к налогооблагаемой базе от предыдущей ставки. Проект Кодекса предусматривает совершенствование системы налогового администрирования. В настоящее время механизм налогового администрирования представляется сложным, громоздким и отличается низкой эффективностью. В условиях, когда новые налоговые конструкции будут отвечать современным мировым стандартам, необходимо приведение качества и эффективности налогового администрирования в соответствие с новыми условиями. Новый уровень качества налогового администрирования предусматривает, в первую очередь, введение системы управления рисками. Эта система позволит провести отбор налогоплательщиков для налоговых проверок на объективной основе и значительно сократить их количество. С целью большей регламентации налогового администрирования в проекте Кодекса предусмотрены следующие положения: принципы разработки и требования к формам налоговой отчетности; принципы и правила ведения раздельного налогового учета; критерии включения налогоплательщиков в перечень налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, а также перечень информации, представляемой по мониторингу; цели, принципы, виды и методы камерального контроля, а также положения по оформлению и применению результатов камерального контроля; четкий порядок проведения налоговых проверок и апелляции их результатов. Также проект Кодекс предусматривает максимальное включение в текст нормативных актов, регламентирующих налогообложение, взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков, налоговые правила и процедуры, что позволяет привести Кодекс в соответствие с принципом закона прямого действия. Принятие проекта Налогового кодекса Республики Казахстан не повлечет за собой возникновения отрицательных социально-экономических последствий. Вместе с тем, его принятие создаст условия для устойчивого развития и диверсификации экономики, обеспечит сокращение теневого сектора экономики, улучшит инвестиционный климат Казахстана, что будет способствовать притоку капитала в страну и позволит снизить налоговую нагрузку на несырьевой сектор экономики. Приведение Налогового кодекса в соответствие с принципом закона прямого действия, глубокая регламентация действий налоговых органов, построение системы налогового контроля, позволят снизить коррупциогенность налоговой системы и обеспечить эффективное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков. На непринятые замечания Ассоциации финансистов Казахстана (в скобках - номера пунктов в таблице, представленной ассоциацией): Предложение о том, чтобы сомнения толковались в пользу налогоплательщика (1) Основная проблема в реализации подобной нормы заключается в том, что процесс понимания является субъективным и зависит от личных представлений налогоплательщика. Определение того, являются ли нормы законодательства достаточными и ясными для адекватного исполнения налогоплательщиком своих обязательств должно определяться на объективной основе, т.е. в судебном порядке. Предложение не поддерживается. Предложение о введении принципа исключения двойного налогообложения (2) Основной недостаток принципа в неопределенности понятия двойного налогообложения. К примеру, Казахстан облагает корпоративным подоходным налогом (обычно пониженная ставка) чистый доход (после обложения стандартной ставкой КПН) постоянного учреждения нерезидента. Как видно, схожая база облагается КПН дважды, но причины обложения различны. Казахстан, в соответствии с принятыми в мировой практике подходами, имеет право на обложении чистого дохода нерезидента, поскольку подобный доход приравнивается по статусу к дивидендам. Как видно из примера, формальными признаками выявить двойное налогообложение невозможно. В связи с изложенным предложение не поддерживается. Касательно уточнения понятия «депозитарные расписки» путем определения, что их базовым активом могут быть только ценные бумаги (5) В соответствии с Законом Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» депозитарная расписка - производная эмиссионная ценная бумага, подтверждающая право собственности на определенное количество эмиссионных ценных бумаг, являющихся базовым активом данной депозитарной расписки. Следовательно, в основе депозитарных расписок и так могут лежать ценные бумаги. Предложение не поддерживается. Касательно обжалования не только уведомления о результатах налоговой проверки, но и акта налоговой проверки (7) Акт налоговой проверки является документом, фиксирующим ее результаты. При этом решение налогового органа о результатах налоговой проверки оформляется в виде уведомления о результатах налоговой проверки. Следовательно, и обжалованию подлежит решение налогового органа, т.е. само уведомление. Предложение не поддерживается. Касательно исключения права налоговых органов к доступу к информационным системам налогоплательщика (8) Данное право необходимо по причине высокой автоматизации бухгалтерского учета налогоплательщиков. Это упростит взаимодействие налогоплательщиков и представителей налоговых органов. При этом все данные, для сотрудников налогового органа, будут являться налоговой тайной, разглашение которой преследуется по закону. Предложение не поддерживается. Касательно исключения консолидированной отчетности и аудиторских отчетов из документов, предоставляемых по требованию налоговых органов (8) Данная информация необходима в целях предотвращения налоговых уклонений и осуществления налогового контроля путем сопоставления размеров объектов налогообложения при составлении консолидированной финансовой отчетности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и налоговой отчетности согласно Налоговому кодексу, а также в целях обеспечения налогового контроля над доходами, получаемых в странах с льготным налогообложением, и над трансфертным ценообразованием. Предложение не поддерживается. Касательно исключения права налоговых органов на предъявление в суды исков (8) Налоговые органы должны иметь возможность предъявлять иски в суды. При этом такие основания как банкротство, непредставление деклараций в течение года, отсутствие юридического лица по месту регистрации вполне подконтрольны налоговым органам. Также важно отметить, что существует возможность нахождения оснований для признания сделки недействительной, осуществленной с целью уклонения от налогообложения, и без проведения дознания и следствия. Предложение не поддерживается. Касательно включения в понятие «конфликт интересов» взаимосвязанных сторон (9) Данная правка является излишней, поскольку причиной особого отношения к взаимосвязанным сторонам является наличие общих интересов. Этот момент уже урегулирован в «прямой или косвенной финансовой заинтересованности». В связи с изложенным предложение не поддерживается. Установление срока утверждения промежуточного ликвидационного баланса два месяца (10) Данный вопрос не является предметом обсуждения в Налоговом кодексе. В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса срок заявления претензий кредиторами юридического лица не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Таким образом, установление срока для утверждения промежуточного ликвидационного баланса в течение двух календарных месяцев противоречит гражданскому законодательству Республики Казахстан. Предложение не поддерживается. Исключение порядка исполнения налогового обязательства ликвидируемым лицом (12) При прекращении деятельности структурного подразделения юридического лица-нерезидента, а также юридического лица-нерезидента, прекращающего осуществление деятельности на территории Республики Казахстан через постоянное учреждение, у указанных юридических лиц могут возникнуть обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений. В связи с чем порядок исполнения налогового обязательства ликвидируемого юридического лица будет распространяться и на указанные лица. В связи с изложенным предложение не поддерживается. Отсутствует порядок возврата излишне уплаченных сумм структурного подразделения юридическому лицу (13) Суммы излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет передаются юридическому лицу, создавшему ликвидируемое структурное подразделение. Предложение не поддерживается. Касательно сокращения срока исковой давности до трех лет и изменения срока исковой давности по операциям с лжепредприятиями (14, 15) Срок исковой давности в налоговом законодательстве, по содержанию не является аналогом применяемого в гражданском законодательстве. Длительность срока устанавливается не в зависимости от возможности обратиться в суд, а от возможности выявления несоответствия, невыполнения налогоплательщиком своих обязательств. В условиях перехода к 10-годичному сроку переноса убытков и введения системы управления рисками, которая не предусматривает сплошных проверок, необходимо сохранить пятилетний срок исковой давности. Учитывая особую опасность деятельности лжепредприятий, необходимо предоставить налоговым органам срок достаточный для тщательной ревизии сделок, совершенных со лжепредприятиями, в целях выявления субъектов, уклоняющихся от налогообложения. В связи с изложенным предложение не поддерживается. Уточнение, что налогоплательщику предоставляется право на разработку собственной налоговой учетной политики (16) Принимая во внимание, что разработка учетной политики не будет проводиться налоговыми органами, а является обязанностью налогоплательщика, подобное дополнение нецелесообразно. Предложение не поддерживается. Касательно исключения обязанности по предоставлению реестра счетов-фактур по реализованным товарам (работам, услугам) (17, 18, 76) Данное требование является временным. В проекте Налогового кодекса вводится возврат превышения НДС, уплаченного поставщикам, над НДС, начисленного покупателям, что требует введения новых подходов в налоговом администрировании. Поскольку для полного введения системы администрирования, основанной на системе управления рисками, требуется время, требования по предоставлению реестров счетов-фактур будет действовать до 2012 года. Предложение не поддерживается. Касательно включения вторичного лизинга в понятие финансового лизинга в целях налогообложения и снятия ограничения в 50 процентов (21, 22) В налоговом законодательстве производится четкое разделение аренды и финансового лизинга. Поскольку они имеют разное экономическое содержание, то должны подвергаться различным режимам налогообложения. Включение вторичного лизинга в понятие финансового лизинга приведет к созданию схем маскировки арендных операций под финансовый лизинг. Снятие ограничения в 50 процентов в первый год лизинга приведет к ситуации, когда операции по реализации товаров будут формально маскироваться под операции финансового лизинга. При этом важно отметить, что финансовый лизинг, при котором в первый год необходимо погасить сумму более 50 процентов стоимости объекта лизинга, является по своему содержанию ближе к реализации и не может трактоваться в целях налогообложения как финансовый лизинг. В связи с изложенным предложение не поддерживается. Касательно расширения перечня условий, при которых уменьшение суммы провизий не приводит к образованию дохода (24) В целях исключения злоупотреблений, которые могут возникать в виде формального увеличения убытков банка для уклонения от налогообложения, необходимо, что вопросы недостаточности имущества должника, третьих лиц, несущих солидарную или субсидиарную ответственность, реструктуризации долга утверждались решением суда, что предусмотрено в предлагаемой редакции. В связи с изложенным предложение не поддерживается. Касательно сохранения освобождения дивидендов всех инвестиционных фондов (25, 46) Практика показала, что закрытые и интервальные инвестиционные фонды создаются для финансирования конкретных рисковых проектов с привлечением малой группы инвесторов. Таким образом, они являются аналогом обычных юридических лиц. Следовательно, к ним не должен применяться тот же льготный режим, который предусмотрен для открытых инвестиционных фондов, как механизм коллективного инвестирования. Дивиденды, выплачиваемые закрытыми и интервальными фондами, будут подлежать налогообложению по причине освобождения доходов, получаемых инвестиционными фондами (т.е. отсутствует не только двойное налогообложение, но и какого-либо налогообложение). Предложение не поддерживается. Касательно налогообложения страховых организаций (23, 26, 32) Страховые организации переходят на общеустановленный режим обложения корпоративным подоходным налогом с 2012 года. В связи с чем нормы, связанные с налогообложением страховых организаций также действуют с 2012 года. Вычет расходов на создание страховых резервов предусмотрен в новой редакции Кодекса. Предложение не поддерживается. Касательно вычета компенсации вкладчикам потерь инвестиционного дохода в корпоративных пенсионных фондах (27) Доходы, получаемые пенсионными фондами и направляемые на пенсионные счета, освобождаются от налогообложения. Нужно отметить, что ситуация, когда корпоративный НПФ получает доход, в то время как его вкладчики терпят убытки в виде отрицательной реальной доходности, не должна иметь благоприятных, стимулирующих налоговых условий. НПФ должен стремиться, в первую очередь, выполнить свою функцию - обеспечение накоплений вкладчиков. В связи с изложенным предложение не поддерживается. Касательно порядка отнесения на вычет расходов на выплату вознаграждений (29, 30) Принятие всей суммы обязательств вне зависимости от осуществления выплат вознаграждений по ним позволяет ликвидировать возможность манипуляции уровнем соотношения заемного капитала к собственному. Также важно отметить, что принятия в расчет всей суммы обязательств, позволяет лучше оценить адекватный уровень задолженности. Правило достаточной капитализации (ПДК), которое лежит в основе существующего порядка отнесения на вычет вознаграждений, направлено на ограничение заимствования между аффилиированными лицами, которое позволяет уклоняться от налогообложения. В связи с изложенным считаем двух-кратное увеличение коэффициента для финансовых организаций необоснованным и противоречащим сущности ПДК. Предложение не поддерживается. Предоставление права на вычет премий по накопительному страхованию при условии длительности договора не менее трех лет (33) Накопительное страхование является дополнительной социальной нагрузкой или методом выплаты дохода, который самостоятельно и по собственному желанию был выбран налогоплательщиком. Подобные расходы не связаны с предпринимательской деятельностью, т.е. являются благотворительностью частного лица. Следовательно, нецелесообразно финансировать подобные действия из государственного бюджета путем неуплаты налогов. Предложение не поддерживается. Касательно корректировки вычетов по операциям с лжепредприятиями (34) Норма по запрету вычета расходов от операций с юридическими лицами, признанными судом лжепредприятиями, была введена с целью нивелирования экономической выгоды от взаимодействия с подобными субъектами. Деятельность лжепредприятия изначально не связан с легальной предпринимательской деятельностью и операции налогоплательщиков с подобными субъектами не могут быть оправданы экономической целесообразностью. При этом в настоящее время разработан законопроект, который регламентирует в уголовном праве порядок признания недействительными отдельных операций с лжепредприятиями. В связи с изложенным предложение не поддерживается. Касательно определения отдельного порядка налогообложения свопа (36) Своп - это производный финансовый инструмент, в соответствии с которым стороны договариваются об обмене платежами по базовым активам. Операции своп могут принять характер регулярных доходов, получаемых в течение срока действия своп, который не ограничен. В результате, возникает ситуация неограниченной отсрочки налоговых обязательств, что необходимо предотвратить. При этом предлагаемый порядок обложения своп (по итогам каждого года) будет иметь положительный момент для компаний, хеджирующих свои риски, поскольку позволит признать хеджирование уже в текущем налоговом периоде, а не ожидать окончания срока действия контракта. В связи с изложенным предложение не поддерживается. Касательно подтверждения операций хеджирования (38) Принимая во внимание, что операции хеджирования несут в себе повышенный риск уклонения от налогообложения, необходимо, чтобы налогоплательщики предоставляли обоснования хеджирования для камерального контроля. Предложение не поддерживается. Касательно включения контрактов с физической поставкой в производные финансовые инструменты (40) Некоторые производные финансовые инструменты (ПФИ) появились как вариант контракта с отсрочкой поставки. Это может привести к смешению контракта с форвардной ценой как финансового инструмента и контракта с отсрочкой поставки, который часто встречается в обычной экономической жизни. Режим обложения ПФИ учитывает особенности финансового сектора и сильно отличается от обложения обычной реализации. Ликвидация исключения контрактов, по которым производится физическая поставка, приведет к тому, что на обычную деятельность субъектов реального сектора распространится режим ПФИ, который не разрабатывался для обложения обычной деятельности. Это может негативно сказаться на реальном секторе. В связи с изложенным предложение не поддерживается. Касательно замены рабочих дней на календарные по срокам уплаты корпоративного подоходного налога после сдачи декларации (42) Принимая во внимание, что срок устанавливается для осуществления только уплаты корпоративного подоходного налога и не связан с каким-либо трудоемким процессом обработки информации, десять календарных дней достаточный срок для уплаты налога. Предложение не поддерживается. Касательно освобождения у источника вознаграждения по депозитам, выплачиваемого банкам-резидентам (43, 44)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |