|
|
|
Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2002 года № 314-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.07.2007 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 26 мая 2008 г.
В оригинале оглавление отсутствует
В тексте слова «и надзора», «и надзор» исключены в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.)
Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации их последствий, гарантированного возмещения убытков, причиненных авариями физическим и юридическим лицам, окружающей среде и государству. Правовое регулирование в области трудовых отношений и охраны труда, экологической, пожарной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии и космического пространства, уничтожении химического и ядерного оружия, использовании и утилизации боеприпасов осуществляется специальным законодательством Республики Казахстан. В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) авария - разрушение зданий, сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; 2) инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение законодательства Республики Казахстан; 3) промышленная безопасность - состояние защищенности физических и юридических лиц, окружающей среды от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; 4) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области промышленной безопасности. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области промышленной безопасности 1. Законодательство Республики Казахстан в области промышленной безопасности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором в области промышленной безопасности, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 3. Опасные производственные объекты 1. К опасным производственным объектам относятся объекты, на которых производится, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается хотя бы одно из следующих опасных веществ: 1) воспламеняющееся - вещество, которое при нормальном давлении и в смеси с воздухом становится воспламеняющимся и температура кипения которого при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; 2) взрывчатое - вещество, которое при определенных видах внешнего воздействия способно на быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов; 3) горючее - вещество, способное самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; 4) окисляющее - вещество, поддерживающее горение, вызывающее воспламенение и (или) способствующее воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции; 5) токсичное - вещество, способное при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющее следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 до 200 миллиграммов на килограмм веса включительно; средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 до 400 миллиграммов на килограмм веса включительно; средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 до 2 миллиграммов на литр включительно; 6) высокотоксичное - вещество, способное при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющее следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм веса; смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм веса; средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграммов на литр; 7) представляющее опасность для окружающей природной среды, в том числе характеризующееся в водной среде следующими показателями острой токсичности: средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение девяноста шести часов не более 10 миллиграммов на литр; средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнию в течение сорока восьми часов, не более 10 миллиграммов на литр; средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение семидесяти двух часов не более 10 миллиграммов на литр. 2. К опасным производственным объектам также относятся: 1) технические устройства, работающие под давлением более 0,07 мегаПаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; 2) расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; 3) горные, геологоразведочные, буровые (в том числе на шельфах морей и внутренних водоемах), взрывные работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, работы в подземных условиях; 4) отходы производства, содержащие вещества, опасные для здоровья человека и окружающей среды; 5) грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры, лифты; 6) электроустановки всех типов, применяемые на опасных производственных объектах; 7) гидротехнические сооружения опасных производственных объектов; 8) источники радиоактивного и ионизирующего излучения; 9) разработка, производство, ремонт, реализация, хранение и утилизация вооружения и боеприпасов к нему. В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 4. Обеспечение промышленной безопасности 1. Промышленная безопасность обеспечивается путем: 1) установления и выполнения обязательных требований промышленной безопасности; 2) допуска к применению на опасных производственных объектах технологий, технических устройств, материалов, прошедших процедуру подтверждения соответствия нормам промышленной безопасности; 3) декларирования безопасности опасного производственного объекта; 4) государственного контроля, а также производственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности; 5) экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов; 6) аттестации организаций на проведение работ в области промышленной безопасности; 7) мониторинга промышленной безопасности. 2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты промышленного персонала, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, безопасности и охраны труда, строительства, а также требованиям технических регламентов в сфере промышленной безопасности.
Статья 5. Информация в области промышленной безопасности Государственные органы Республики Казахстан, физические и юридические лица имеют право на получение от администрации организации, имеющей опасные производственные объекты, полной и достоверной информации о состоянии промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Глава 2. Компетенция государственных органов Республики Казахстан в области промышленной безопасности В заголовок статьи 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) 1) разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области промышленной безопасности; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) 2) утверждает программы в области промышленной безопасности; В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 3) утверждает технические регламенты; 4) осуществляет международное сотрудничество в области промышленной безопасности. Статья дополнена подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III 5) создает территориальные подразделения при ведомствах уполномоченного органа, осуществляющие специальные контрольные функции в двух или нескольких административно-территориальных единицах.
В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Статья 7. Компетенция уполномоченного государственного органа в области промышленной безопасности Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) 1) обеспечивает реализацию государственной политики в области промышленной безопасности; Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III 1-1) координирует деятельность центральных и местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области промышленной безопасности; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) 2) осуществляет государственный контроль по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасных объектах во всех организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 3) разрабатывает нормативные правовые акты в области промышленной безопасности, в том числе с привлечением специализированных государственных научно-исследовательских организаций, утверждает или согласовывает указанные нормативные правовые акты, за исключением утверждения технических регламентов; 4) организует расследование причин аварий на опасных производственных объектах; 5) контролирует работу по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, если не предусмотрен иной порядок в плане ликвидации аварии, разработанном в соответствии с правилами промышленной безопасности; 6) руководит деятельностью подведомственных научно-исследовательских организаций в области промышленной безопасности, координирует работу специализированных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций по вопросам промышленной безопасности; 7) организует научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения, должностных лиц и работников организаций в области промышленной безопасности; 8) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области промышленной безопасности; 9) руководит деятельностью военизированных горноспасательных, газоспасательных и противофонтанных служб и формирований; 10) осуществляет учет опасных производственных объектов; 11) устанавливает основные требования к идентификации опасных производственных объектов - отнесению объекта в составе организаций к категории опасных производственных объектов; 12) определяет порядок представления информации о состоянии промышленной безопасности; 13) осуществляет международное сотрудничество, регулирует деятельность иностранных организаций и граждан в области промышленной безопасности; 14) имеет право приостанавливать деятельность, несущую в себе неминуемую опасность аварий на опасном производственном объекте на период до устранения этой опасности; Статья дополнена подпунктом 15 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III 15) проводит расследование причин аварий совместно с заинтересованными центральными исполнительными органами в пределах их компетенции; Статья дополнена подпунктом 16 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III; изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 16) осуществляет производство об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан; Статья дополнена подпунктами 17 - 27 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III 17) разрабатывает или согласовывает технические регламенты; 18) контролирует эффективность производственного надзора, готовность организаций к ликвидации аварий и их последствий, работу по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах; 19) выдает разрешения на применение, изготовление (в том числе иностранных) технологий, технических устройств, материалов при производстве опасных видов работ; 20) проводит мониторинг промышленной безопасности; 21) осуществляет учет опасных промышленных объектов; 22) контролирует проведение своевременных технических освидетельствований зданий, сооружений, технических устройств, материалов на опасных производственных объектах; 23) осуществляет аттестацию организаций на право проведения работ в области промышленной безопасности и контроль за их деятельностью; 24) руководит деятельностью военизированных горноспасательных, газоспасательных противофонтанных служб и формирований; 25) согласовывает проведение приемочных испытаний технических устройств, материалов; 26) проводит экспертизу декларации промышленной безопасности; 27) делегирует осуществление отдельных своих полномочий территориальным подразделениям.
Статья 8. Исключена в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Статья 9. Компетенция органов местного государственного управления в области промышленной безопасности Органы местного государственного управления в области промышленной безопасности в пределах своих полномочий: 1) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 2) оказывают необходимую помощь в случае аварий на опасных производственных объектах с привлечением имеющихся сил, средств и ресурсов по выполнению мероприятий по их локализации, спасению жизни людей, защите их здоровья, прав и интересов, охране собственности, поддержанию общественного порядка; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 3) информируют население и организации о мерах по предупреждению и ликвидации аварий на опасных производственных объектах; Статья дополнена подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III 4) согласовывает отвод земель под опасные производственные объекты с территориальными подразделениями уполномоченного органа. Глава 3. Обязанности физических и юридических лиц по обеспечению промышленной безопасности В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 10. Обязанности работников по обеспечению промышленной безопасности Работники, находящиеся на опасных производственных объектах, обязаны: 1) соблюдать требования промышленной безопасности; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 2) незамедлительно информировать администрацию организации об авариях, инцидентах на опасном производственном объекте; В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 3) проходить обучение и инструктаж, переподготовку, аттестацию по вопросам промышленной безопасности; 4) оказывать содействие при расследовании причин аварий. В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года); Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 11. Обязанности физических и юридических лиц - владельцев опасного производственного объекта Владельцы опасных производственных объектов обязаны: 1) соблюдать требования промышленной безопасности; 2) применять технологии, технические устройства, материалы, допущенные к применению на территории Республики Казахстан; 3) организовывать и осуществлять производственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности; 4) обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, согласование планов развития горных работ, диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, материалов, применяемых на опасных производственных объектах, в установленные нормативными правовыми актами сроки или по предписанию государственного инспектора; 5) проводить экспертизу технических устройств, материалов, отслуживших нормативный срок эксплуатации, для определения возможного срока дальнейшей эксплуатации; 6) допускать к работе на опасных производственных объектах должностных лиц и работников, соответствующих установленным требованиям; 7) предотвращать проникновение на опасные производственные объекты посторонних лиц; 8) представлять в территориальные подразделения уполномоченного органа сведения о порядке организации производственного надзора и работниках, уполномоченных на его осуществление; 9) проводить анализ причин возникновения аварий, осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение, ликвидацию аварий и их последствий; 10) незамедлительно информировать территориальное подразделение уполномоченного органа, органы местного государственного управления, население и работников об авариях; 11) вести учет аварий; 12) выполнять предписания по устранению нарушений требований нормативных правовых актов в сфере промышленной безопасности, выданных государственными инспекторами; 13) предусматривать затраты на обеспечение промышленной безопасности при разработке планов финансово-экономической деятельности опасного производственного объекта; 14) предоставлять в территориальные подразделения уполномоченного органа информацию об авариях, травматизме и профессиональной заболеваемости; 15) страховать гражданско-правовую ответственность владельцев опасных производственных объектов, подлежащих декларированию, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам; 16) предоставлять государственным органам, гражданам достоверную информацию о состоянии промышленной безопасности на опасных производственных объектах; 17) при предъявлении документа о назначении проверки и служебного удостоверения беспрепятственно допускать государственного инспектора на опасный производственный объект для осуществления функций, возложенных настоящим Законом; 18) обеспечивать своевременное обновление технических устройств, материалов, отработавших свой нормативный срок; 19) декларировать опасные производственные объекты, определенные настоящим Законом; 20) обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ; 21) обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации и аттестацию работников в области промышленной безопасности; 22) обеспечивать проведение экспертизы декларации промышленной безопасности; 23) заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями договоры на обслуживание или создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; 24) иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий; 25) обучать работников методам защиты и действиям в случае аварии на опасных производственных объектах; 26) создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии на опасных производственных объектах и обеспечивать их устойчивое функционирование; 27) за трое суток извещать территориальное подразделение уполномоченного органа о намечающихся перевозках опасных веществ, наличие которых на промышленном объекте является основанием для декларирования согласно приложению к настоящему Закону; 28) осуществлять постановку на учет, снятие с учета в территориальных подразделениях уполномоченного органа опасных производственных объектов; 29) согласовывать с уполномоченным органом проекты (в том числе локальные) на строительство, реконструкцию, модернизацию, ликвидацию опасных производственных объектов; 30) при вводе в эксплуатацию опасных производственных объектов проводить приемочные испытания с участием представителя уполномоченного органа.
Закон дополнен статьей 11-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III Статья 11-1. Обязательное декларирование промышленной безопасности 1. Обязательному декларированию подлежат объекты, на которых разрабатываются, производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества согласно приложению к настоящему Закону, расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов, горные, геологоразведочные, буровые (в том числе на шельфах морей и внутренних водоемах), взрывные работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, работы в подземных условиях, источники радиоактивного и ионизирующего излучения, гидротехнические сооружения опасных производственных объектов, вооружение и боеприпасы. 2. Декларация промышленной безопасности (далее - декларация) разрабатывается, пересматривается в составе проекта на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. 3. Декларация должна содержать следующие сведения: 1) перечень опасных веществ (в том числе производных) и их характеристики; 2) факторы опасного влияния (каждого фактора в отдельности; во взаимодействии с другими факторами; во взаимодействии с окружающей средой); 3) технологические данные о распределении опасных факторов; 4) анализ опасности и риска; 5) технические решения по обеспечению безопасности; 6) анализ условий возникновения аварийных ситуаций; 7) подготовку персонала к действиям в аварийных ситуациях; 8) схему вероятных сценариев возникновения и развития аварий; 9) план ликвидации аварий (систему оповещения; средства и меры по защите людей; резервные ресурсы для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций; медицинское обеспечение по оказанию помощи пострадавшим). 4. Разработка декларации осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, либо организацией, аттестованной на проведение работ в области промышленной безопасности. Правила разработки декларации устанавливаются уполномоченным органом. 5. Декларация уточняется при изменении сведений промышленной безопасности, содержащихся в ней, или изменении требований промышленной безопасности в течение трех месяцев с момента появления изменений. 6. Декларация утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Владелец организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за своевременность представления, полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 7. Декларация подлежит экспертизе в территориальном подразделении уполномоченного органа. При внесении изменений в декларацию ее повторная экспертиза обязательна. 8. Декларация в двух экземплярах представляется вместе с экспертным заключением в составе проекта или отдельным документом представляется в уполномоченный орган для регистрации. Один экземпляр хранится в уполномоченном органе, один в организации, эксплуатирующей опасный объект. 9. Эксплуатация опасного объекта без декларации запрещается. Статья 12 изложена в редакции Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Статья 12. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников опасных производственных объектов по вопросам промышленной безопасности 1. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников опасных производственных объектов по вопросам промышленной безопасности возлагаются на владельцев опасных производственных объектов, имеющих опасные производственные объекты. 2. Программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации должны быть согласованы с территориальным подразделением уполномоченного органа. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 320-III (см. стар. ред.) 3. Экзаменационную комиссию возглавляет: для специалистов с высшим и послесредним образованием — представитель уполномоченного органа; для рабочих профессий — представитель территориального подразделения уполномоченного органа. 4. Программа ежегодного обучения правилам безопасного выполнения работ должна быть продолжительностью не менее сорока часов и утверждена территориальным подразделением уполномоченного органа. 5. Проверке знаний подлежат все лица, занятые на опасных производственных объектах. 6. Комиссия по приему экзаменов должна состоять из лиц, прошедших проверку знаний. Состав комиссии определяется владельцем опасного объекта, согласовывается с территориальным подразделением уполномоченного органа. 7. Обучение работников опасных производственных объектов и прием экзаменов могут производиться в учебной организации, аккредитованной уполномоченным органом. 8. В состав комиссии должны входить более трех человек. 9. Экзаменационные билеты утверждаются уполномоченным органом. 10. Результаты проверки знаний оформляются протоколами. Протоколы проверки знаний хранятся три года. 11. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения, подписанные председателем экзаменационной комиссии. 12. Удостоверение действительно на всей территории Республики Казахстан на период указанных в нем сроков. 13. Лица, не сдавшие экзамен повторно, к работе не допускаются. 14. Лица, имеющие просроченные удостоверения, должны сдать экзамен в течение одного месяца после допуска к работе. 15. Все расходы по организации обучения, в том числе по оплате труда членов экзаменационной комиссии, возлагаются на владельца опасного производственного объекта.
Глава 4. Обеспечение готовности к ликвидации и расследование причин аварий Статья 13. Обеспечение готовности к ликвидации аварий В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны: 1) планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах; 2) привлекать к профилактическим работам по предупреждению аварий на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации их последствий военизированные аварийно-спасательные службы и формирования; 3) иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий; 4) обучать работников методам защиты и действиям в случае аварии на опасных производственных объектах; 5) создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии на опасных производственных объектах и обеспечивать их устойчивое функционирование. Статья 14. Расследование причин аварий 1. По каждому факту возникновения аварии на опасных производственных объектах проводится расследование ее причин. В состав комиссии по расследованию причин аварии в обязательном порядке включаются представители организации, где произошла авария. 2. Порядок проведения расследования причин аварий устанавливается уполномоченным государственным органом в области промышленной безопасности совместно с заинтересованными центральными исполнительными органами в пределах их компетенции. 3. Финансирование расходов на расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.
Закон дополнен главой 4-1 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III Глава 4-1. Расследование и учет причин инцидентов, аварий
Статья 14-1. Действия владельца опасного производственного объекта Владелец опасного производственного объекта при отказе или повреждении технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонении от режима технологического процесса (далее — инцидент): информирует в течение трех суток территориальное подразделение уполномоченного органа; проводит расследование инцидента; разрабатывает и осуществляет мероприятия по предотвращению инцидентов; ведет учет происшедших инцидентов. немедленно сообщает о происшедшей аварии территориальному подразделению уполномоченного органа, местному исполнительному органу; орган, получивший сообщение, информирует по инстанции вышестоящие органы о происшедшей аварии; предоставляет комиссии по расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий; осуществляет мероприятия, обеспечивающие безопасность работы комиссии.
Статья 14-2. Комиссия по расследованию аварий 1. Аварию на объектах, подлежащих декларированию опасности, расследует комиссия, назначаемая приказом руководителя уполномоченного органа. 2. Остальные аварии расследует комиссия, назначаемая приказом руководителя территориального подразделения уполномоченного органа. 3. Председателем комиссии по расследованию аварий назначается представитель территориального подразделения уполномоченного органа. 4. В состав комиссии включается представитель владельца опасного производственного объекта.
1. Председатель комиссии имеет право назначать экспертизу по вопросам, касающимся расследования аварии. 2. Экспертная комиссия назначается распоряжением председателя комиссии по расследованию аварии. Вопросы, требующие экспертного заключения, ставятся в письменной форме. Материалы экспертной комиссии, подписанные всеми членами, представляются комиссии по расследованию аварии в установленные председателем комиссии сроки. 3. Комиссия по расследованию аварии имеет право получать в ходе расследования письменные и устные объяснения от очевидцев происшедшего, должностных и других лиц.
Статья 14-4. Задачи расследования Комиссия в ходе расследования выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает ее причины, характер нарушений условий эксплуатации технических устройств, технологических процессов, нарушений нормативных правовых актов по промышленной безопасности, намечает мероприятия по ликвидации последствий и предотвращению подобных аварий, определяет материальный ущерб.
Статья 14-5. Материалы расследования Материалы расследования аварии включают: 1) приказ о назначении (создании) комиссии для расследования причин аварии; 2) акт расследования причин аварии, к которому прилагаются: протокол осмотра места аварии, планы, схемы, фотоснимки; эскиз места аварии; распоряжения председателя комиссии о назначении технических экспертиз и другие распоряжения, изданные комиссией по расследованию аварии; заключение экспертной комиссии о причинах аварии, результаты лабораторных и других исследований, экспериментов, анализов; 3) докладные записки работников аварийно-спасательных служб (если они вызывались для ликвидации аварии); 4) протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований нормативных правовых актов о промышленной безопасности; 5) справки об обучении, проверке знаний, прохождении инструктажа по промышленной безопасности обслуживающего персонала; 6) другие материалы, характеризующие обстоятельства и причины аварии. Техническое оформление материалов расследования возлагается на владельца опасного производственного объекта, который не позднее пяти дней после окончания расследования аварии направляет их: 1) по аварии на декларированном объекте — уполномоченному органу; 2) по остальным авариям — территориальному подразделению уполномоченного органа. По решению комиссии материалы расследования причин аварии могут быть направлены в суд по месту нахождения объекта.
Статья 14-6. Итоги расследования 1. По результатам расследования причин аварии владелец объекта в течение десяти дней издает приказ. В приказе должны быть объявлены выводы комиссии об обстоятельствах и причинах аварии, намечены меры по ликвидации ее последствий, а также меры по предупреждению подобных аварий и о привлечении виновных лиц к ответственности. 2. Владельцем объекта предоставляется письменная информация о сроках выполнения мероприятий, предложенных по результатам расследования аварий, в территориальное подразделение уполномоченного органа. 3. Если авария произошла из-за конструктивных недостатков технических устройств, владелец опасного объекта направляет изготовителю рекламацию, а ее копию — территориальному подразделению уполномоченного органа.
Статья 14-7. Расходы по расследованию аварий Все расходы, связанные с расследованием аварии, несет владелец опасного производственного объекта.
Закон дополнен главой 4-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III Глава 4-2. Выдача разрешений на изготовление, испытание и применение (в том числе иностранных) технологий, технических устройств, материалов, применяемых на опасных производственных объектах
Статья 14-8. Проведение приемочных испытаний вновь созданных технических устройств, материалов 1. Вновь созданные технические устройства, материалы, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат приемочным испытаниям на соответствие требованиям промышленной безопасности. Приемочные испытания проводят организации, аттестованные уполномоченным органом. 2. Разрешение на проведение приемочных испытаний опытных образцов технических устройств, материалов выдается территориальными подразделениями уполномоченного органа. 3. Для получения разрешения на проведение приемочных испытаний опытных образцов технических устройств, материалов аттестованная организация представляет в территориальное подразделение уполномоченного органа следующие документы: 1) приказ о назначении комиссии по проведению испытаний; 2) программу и методику испытаний. 4. Приемочные испытания опытных образцов должны проводиться при условиях, обеспечивающих соответствие технических устройств, материалов требованиям, установленным законодательством в области промышленной безопасности.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |