|
|
|
Международный стандарт аудита 720
(Вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2004 года или после этой даты)*
Оглавление
Рассмотрение прочей информации Доступность прочей информации после даты аудиторского отчета (заключения)
___________________________________________________________________________________________ * МСА 315 «Знание Субъекта и Его Среды, Оценка Рисков Существенных Искажений», МСА 330 «Аудиторские Процедуры в Отношении Оцененных Рисков», а также МСА 500 «Аудиторские Доказательства» вызвали необходимость внесения изменений в МСА 720. Эти изменения были внесены в текст МСА 720 и вступают в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2004 года или после этой даты.
1. Целью данного Международного Стандарта Аудита (МСА) является установление стандартов и предоставление руководства по рассмотрению аудитором прочей информации, по которой аудитор не обязан составлять аудиторский отчет (заключение), и которая содержится в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность. Данный МСА применяется в отношении годового отчета, но он может применяться и в отношении других документов, например, используемых при предложениях ценных бумаг. 2. Аудитор должен ознакомиться с прочей информацией для выявления существенных несоответствий с аудированной финансовой отчетностью. 3. «Существенное несоответствие» имеет место, когда прочая информация противоречит информации, содержащейся в аудированной финансовой отчетности. Существенное несоответствие может вызвать сомнение относительно аудиторских выводов, сделанных на основе ранее полученных аудиторских доказательств, и, возможно, относительно оснований для мнения аудитора о финансовой отчетности. 4. Обычно субъект публикует на ежегодной основе документ, включающий аудированную финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом (заключением) по ней. Такой документ обычно называется «годовой отчет». При его опубликовании субъект может также включить, либо в соответствии с законом, либо по традиции, прочую информацию как финансового, так и нефинансового характера. Для целей данного МСА такая прочая информация финансового и нефинансового характера называется «прочей информацией». 5. Примерами прочей информации являются отчет руководства или совета директоров о деятельности субъекта, финансовый обзор или финансовые показатели, данные о занятости, планируемые капитальные расходы, аналитические коэффициенты, имена должностных лиц и директоров, а также выборочные квартальные данные. 6. В некоторых случаях аудитор имеет предусмотренные законом или контрактом обязательства по предоставлению особого отчета (заключения) о прочей информации. В других случаях аудитор не имеет такого обязательства. Тем не менее, аудитору следует рассмотреть прочую информацию при составлении отчета (заключения) по финансовой отчетности, так как достоверность проверенной финансовой отчетности может быть поставлена под сомнение в результате наличия несоответствий между проаудированной финансовой отчетностью и прочей информацией. 7. Некоторые юрисдикции требуют от аудиторов применения особых процедур в отношении определенной прочей информации. Например, дополнительных данных и промежуточной финансовой информации. Если подобная информация отсутствует или является недостаточной, то от аудитора может потребоваться указать это в аудиторском отчете (заключении). 8. Если существует обязательство по составлению отчета (заключения) о прочей информации, то ответственность аудитора определяется характером соглашения, местным законодательством и профессиональными стандартами. Если обязанности аудитора включают проведение обзора прочей информации, аудитор должен следовать руководствам, касающимся соглашений по обзору, представленным в соответствующих МСА.
9. Для того, чтобы аудитор мог ознакомиться с прочей информацией, содержащейся в годовом отчете, требуется своевременный доступ к подобной информации. Поэтому аудитор должен договориться с субъектом о получении данной информации до даты аудиторского (отчета) заключения. В определенных обстоятельствах не вся прочая информация может оказаться доступной до вышеуказанной даты. В подобных случаях аудитор должен следовать указаниям, изложенным в параграфах 20-23.
Рассмотрение прочей информации
10. Цель и масштаб аудита финансовой отчетности формулируются, исходя из условия, в соответствии с которым обязанности аудитора ограничены информацией, указанной в аудиторском отчете (заключении). Соответственно, аудитор не обязан специально определять, изложена ли прочая информация надлежащим образом.
11. Если при ознакомлении с прочей информацией аудитор выявляет существенные несоответствия, он должен определить, необходимо ли вносить поправки в аудированную финансовую отчетность или в прочую информацию. 12. Если необходимо внести поправки в аудированную финансовую отчетность, но субъект отказывается вносить поправки, то аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение. 13. Если необходимо внести поправки в прочую информацию, но субъект отказывается вносить поправки, аудитор должен рассмотреть необходимость включить в аудиторский отчет (заключение) абзац, привлекающий внимание к аспекту, описывающий существенное несоответствие, либо предпринять другие меры. Предпринятые меры, такие, как отказ от выдачи аудиторского отчета (заключения) или несогласие продолжать аудит, будут зависеть от особенностей ситуации, а также от характера и существенности несоответствия. Аудитор должен также рассмотреть вопрос об обращении за юридической помощью в отношении дальнейших действий.
14. При ознакомлении с прочей информацией с целью выявления существенных несоответствий аудитор может обнаружить явное существенное искажение фактов. 15. Для целей данного МСА «существенное искажение фактов» в прочей информации имеет место тогда, когда подобная информация, не имеющая отношения к содержанию проаудированной финансовой отчетности, изложена или представлена неверно. 16. Если аудитор обнаружит, что прочая информация содержит существенные искажения фактов, он должен обсудить этот аспект с руководством субъекта. Во время обсуждения данного аспекта с руководством субъекта аудитор может и не определить, насколько достоверны прочая информация и ответы руководства на запросы аудитора, поэтому он должен решить, существуют ли значительные различия в суждениях или мнениях. 17. Если аудитор по-прежнему полагает, что существует явное существенное искажение фактов, он должен попросить руководство проконсультироваться с компетентной третьей стороной, такой, как юридический консультант субъекта, и должен принять во внимание полученные рекомендации. 18. Если аудитор приходит к выводу о том, что в прочей информации содержится явное существенное искажение фактов, но руководство отказывается устранить его, аудитор должен подумать о принятии дальнейших соответствующих мер. Принимаемые меры могут включать уведомление лиц, ответственных за общее руководство субъектом, посредством составления документа, излагающего сомнения аудитора относительно прочей информации, и получение юридической помощи.
Доступность прочей информации после даты аудиторского отчета (заключения)
19. Когда аудитор не имеет доступа ко всей прочей информации до даты составления аудиторского заключения, он должен ознакомиться с ней при первой возможности, чтобы впоследствии выявить существенные несоответствия.. 20. Если при ознакомлении с прочей информацией аудитор выявляет существенное несоответствие или обнаруживает явное существенное искажение фактов, он должен определить, есть ли необходимость в пересмотре аудированной финансовой отчетности или прочей информации. 21. Если надлежащим является пересмотр аудированной финансовой отчетности, то необходимо следовать руководству, - аудитор следует руководству, изложенному в МСА 560, «Последующие События». 22. Если необходим пересмотр прочей информации и субъект согласен на его проведение, аудитор должен выполнить процедуры, необходимые в данных обстоятельствах. Процедуры могут включать обзорную проверку шагов, предпринимаемых руководством субъекта с целью информирования лиц, получивших ранее опубликованную финансовую отчетность, аудиторский отчет (заключение) по ней и прочую информацию, о проведении пересмотра. 23. В случае, если пересмотр прочей информации необходим, а руководство отказывается от его проведения, аудитор должен подумать о принятии соответствующих дальнейших мер. Предпринимаемые действия могут включать такие шаги, как уведомление лиц, ответственных за общее руководство субъектом, посредством составления документа, излагающего сомнения аудитора относительно прочей информации, и получение юридической помощи.
Перспективы государственного сектора
1. Данный МСА применяется в контексте аудита финансовой отчетности. В государственном секторе аудитор может иметь предусмотренное законом или договором обязательство по предоставлению отчета (заключения) о прочей информации. Как указано в параграфе 8 данного МСА, процедуры, изложенные в данном МСА, не удовлетворяют законодательным или другим аудиторским требованиям, например, в отношении выражения мнения по поводу достоверности показателей деятельности или прочей информации, содержащейся в годовом отчете. Было бы неуместным применять данный МСА в тех случаях, когда аудитор обязан выразить мнение о поводе вышеупомянутой информации. При отсутствии особых аудиторских требований в отношении «прочей информации» следует применять общие принципы, содержащиеся в данном МСА.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |