|
|
|
Международный стандарт аудита 600
(Данный Стандарт действует)
Оглавление
1. Целью данного Международного Стандарта Аудита (МСА) является установление стандартов и предоставление руководства для случаев, когда аудитор при подготовке отчета (заключения) по финансовой отчетности субъекта, использует результаты работы другого аудитора, который проверяет финансовую информацию, представленную одним или несколькими компонентами и включенную в финансовую отчетность субъекта. Данный МСА не рассматривает случаи, когда два или более аудитора назначаются в качестве совместных аудиторов; он также не рассматривает отношения аудитора с предшествующим аудитором. Кроме того, если основной аудитор считает, что финансовая отчетность компонентов является несущественной, нормы данного МСА не применяются. Тем не менее, если отчетность нескольких компонентов, несущественная по отдельности, в совокупности является существенной, необходимо рассмотреть применение процедур, изложенных в данном МСА. 2. Если основной аудитор использует результаты работы другого аудитора, он должен определить, как работа другого аудитора повлияет на проведение аудита. 3. «Основной аудитор» - это аудитор, ответственный за подготовку отчета (заключения) по финансовой отчетности субъекта в случае, когда такая финансовая отчетность включает финансовую информацию по одному или нескольким компонентам, которые аудируются другим аудитором. 4. «Другой аудитор» - это аудитор, не являющийся основным и несущий ответственность за подготовку отчета (заключения) по финансовой информации компонента, включенной в финансовую отчетность, проверяемую основным аудитором. Понятие «другой аудитор» включает аффилированные фирмы под тем же или иным названием; фирмы корреспонденты, а также аудиторов, не связанных с основным. 5. «Компонент» - Означает подразделение, филиал, дочернее предприятие, совместное предприятие, ассоциированную компанию или иного субъекта, чья финансовая информация включается в финансовую отчетность, проверяемую основным аудитором.
Принятие назначения в качестве основного аудитора
6. Аудитор должен определить, является ли его собственное участие в аудите достаточным для того, чтобы позволить ему действовать в качестве основного аудитора. В связи с этим основной аудитор рассматривает: (а) существенность части финансовой отчетности, аудируемой основным аудитором; (б) знания основным аудитором бизнеса компонентов; (в) риск существенных искажений в финансовой отчетности компонентов, аудируемых другим аудитором; и (г) состав и масштаб дополнительных процедур, которые предписаны данным МСА в отношении компонентов, аудируемых другим аудитором, и результатом которых является значительное участие основного аудитора в таком аудите.
Процедуры, выполняемые основным аудитором
7. При планировании использования работы другого аудитора основной аудитор должен проанализировать профессиональную компетентность другого аудитора в контексте конкретного поручения. Соответствующую информацию основной аудитор может получить, используя совместное членство в профессиональной организации; совместное членство или вхождение в другую фирму; обращение к профессиональной организации, к которой принадлежит другой аудитор. Эти источники можно при необходимости пополнить, прибегнув к опросам других аудиторов, банкиров и т.д., или личным встречам с другим аудитором. 8. Основной аудитор должен выполнить процедуры для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств того, что работа другого аудитора адекватна целям основного аудитора в контексте конкретного поручения. 9. Основной аудитор информирует другого аудитора: (а) о требованиях независимости, как в отношении субъекта, так и в отношении компонента, и получает письменное заявление, подтверждающее соблюдение этих требований; (б) об использовании результатов работы другого аудитора и отчета (заключения); кроме того, основной аудитор договаривается с другим аудитором о координации их работы на начальном этапе планирования аудита. Основной аудитор сообщает другому аудитору о таких аспектах, как области, требующие особого внимания, процедуры выявления межфирменных операций, информацию о которых необходимо раскрыть; и о графике проведения аудита; и (в) о требованиях бухгалтерского учета, аудита и отчетности, и получает письменное заявление, подтверждающее соблюдение этих требований. 10. Основной аудитор может, например, также обсудить с другим аудитором применяемые процедуры аудита; ознакомиться с письменным кратким изложением процедур, выполненных другим аудитором (в виде вопросника или контрольного перечня) или провести обзорную проверку его рабочих документов. Основной аудитор может выполнить эти процедуры при посещении другого аудитора. Характер, временные рамки и масштаб этих процедур будут зависеть от обстоятельств соглашения и знания основным аудитором профессиональной компетентности другого аудитора. Это знание можно расширить путем обзорной проверки результатов аудиторской работы, проведенной ранее другим аудитором. 11. Основной аудитор может прийти к заключению, об отсутствии необходимости прибегать к процедурам, описанным в параграфе 10, поскольку получены достаточные и надлежащие аудиторские доказательства того, что другой аудитор в своей работе придерживается приемлемой политики и процедур контроля качества работы. Например, если основной и другой аудиторы представляют аффилированные фирмы, они, возможно, поддерживают длительные официальные отношения, предусматривающие процедуры, которые обеспечивают достаточные аудиторские доказательства -такие, как периодические межфирменные обзорные проверки, тесты операционной политики и процедур и обзорные проверки рабочих документов по выборочному аудиту. 12. Основной аудитор должен принять во внимание значимые факты, отмеченные другим аудитором. 13. Основной аудитор может счесть целесообразным, обсудить с другим аудитором и руководством компонента отмеченные в ходе аудита факты или другие аспекты, влияющие на финансовую информацию компонента. Он может также решить, что необходимо провести дополнительные тесты бухгалтерских записей или финансовой информации компонента. Такие тесты могут выполняться основным аудитором или другим аудитором в зависимости от обстоятельств. 14. Основной аудитор должен указать в рабочих документах аудита компоненты, финансовая информация которых была проаудирована другими аудиторами, их значимость для финансовой отчетности субъекта в целом, имена других аудиторов и любые выводы о том, что отчетность отдельных компонентов является несущественной. Основной аудитор также документально оформляет выполненные процедуры и полученные выводы. Например, следует указать проверенные им рабочие документы другого аудитора и зафиксировать результаты проведенных с другим аудитором обсуждений. Однако основной аудитор не обязан документировать причины ограничения процедур при обстоятельствах, описанных в параграфе 11, при условии, что такие причины обобщены где-либо в другом месте, в документации фирмы основного аудитора.
Сотрудничество между аудиторами
15. Другой аудитор, зная, в каком контексте основной аудитор будет использовать результаты его работы, должен сотрудничать с основным аудитором. Например, другой аудитор должен сообщить основному аудитору о любых аспектах своей работы, которые не могут быть выполнены в соответствии с требованиями. Аналогично, в соответствии с правовыми и профессиональными нормами, другой аудитор должен быть информирован о любых аспектах, о которых стало известно основному аудитору и которые могут серьезно повлиять на работу другого аудитора.
Вопросы, требующие рассмотрения при составлении отчета (заключения)
16. Если основной аудитор приходит к выводу о том, что работу другого аудитора нельзя использовать, а сам основной аудитор не может выполнить достаточные дополнительные процедуры в отношении финансовой информации компонентов, проверенных другим аудитором, он должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения, поскольку существует ограничение масштаба аудита. 17. Если другой аудитор выдает или намеревается выдать модифицированный аудиторский отчет (заключение), основной аудитор должен рассмотреть, имеет ли предмет модификации такой характер и значимость с точки зрения финансовой отчетности субъекта, по которой готовит отчет (заключение) основной аудитор, что необходимо модифицировать отчет (заключение) основного аудитора.
18. Хотя соблюдение руководящих указаний, изложенных в предыдущих параграфах, желательно, национальное регулирование некоторых стран позволяет основному аудитору формировать аудиторское мнение о финансовой отчетности субъекта в целом исключительно на основе отчетов (заключений) другого аудитора по одному или нескольким компонентам. Если основной аудитор поступает, таким образом, в его отчете (заключении) должен быть четко указан этот факт и значимость в той части финансовой отчетности, которая была проаудирована другим аудитором. Если основной аудитор делает такие ссылки в аудиторском отчете (заключении), аудиторские процедуры обычно ограничиваются теми, которые изложены в параграфах 7 и 9.
Перспективы государственного сектора
1. Основные принципы данного МСА применяются при проведении аудита финансовой отчетности в государственном секторе, однако необходимы дополнительные рекомендации по некоторым другим вопросам, возникающим при использовании работы другого аудитора в государственном секторе. Например, если законодательство предписывает соблюдение конкретных аудиторских стандартов, основной аудитор субъекта государственного сектора должен обеспечить соблюдение их другим аудитором. Применительно к предприятиям государственного сектора Комитет Государственного Сектора1 дополнил данный МСА руководством, включенными в Исследование 4 «Использование работы других аудиторов - перспективы государственного сектора».
______________ 1В ноябре 2004 году Комитет Государственного Сектора сменил свое название на Правление по Международным Стандартам Бухгалтерского Учета в Государственном Секторе.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |