|
|
|
Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года № 266-II Данная редакция действовала до внесения изменений от 9 июля 2004 года Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 13)Глава 2. Управление на железнодорожном транспорте (статьи 14 - 17)Глава 3. Земли и охранные зоны для нужд железнодорожного (статьи 18 - 21) транспортаГлава 4. Особенности регулирования трудовых отношений (статьи 22 - 24) работников железнодорожного транспортаГлава 5. Страхование пассажиров на железнодорожном (статьи 25 - 29)Настоящий Закон регулирует общественные отношения между перевозчиками, организациями железнодорожного транспорта, государственными органами, пассажирами, отправителями, получателями, грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами при осуществлении перевозки пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом. Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе применяются следующие основные понятия: 1) багаж - имущество весом не более двухсот килограммов, принятое к перевозке в пассажирском или почтово-багажном поезде; 2) ветвевладелец - лицо, владеющее железнодорожным подъездным путем на праве собственности или иных законных основаниях; 3) груз - имущество, принятое к перевозке в грузовом поезде; 4) грузобагаж - имущество весом более двухсот килограммов, принятое к перевозке в пассажирском и почтово-багажном поезде; 5) грузовая отправка - партия груза, предъявляемая к перевозке по одной железнодорожной транспортной накладной; 6) грузоотправитель - лицо, указанное в перевозочных документах и отправляющее груз; 7) грузополучатель - лицо, указанное в перевозочных документах и получающее груз; 8) железнодорожное сообщение - перевозка пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом между пунктами отправления и назначения, включая следующие виды: международное - перевозка между Республикой Казахстан и иностранными государствами и (или) транзитом через Республику Казахстан; республиканское - перевозка в пределах Республики Казахстан; пригородное - перевозка пассажиров в черте города и пригороде на расстояние не более ста пятидесяти километров; 9) железнодорожные пути - объекты недвижимого имущества (магистральные, станционные, подъездные пути узкой и широкой колеи), по которым осуществляется перемещение подвижного состава; 10) железнодорожный транспорт - вид транспорта, обеспечивающий перевозки по железнодорожным путям; 11) земли для нужд железнодорожного транспорта - земельные участки, занимаемые железнодорожными путями, сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями, путевыми устройствами; 12) клиент - лицо, пользующееся услугами перевозчика в соответствии с заключенным договором; 13) магистральная железнодорожная сеть - магистральная железнодорожная инфраструктура, включающая магистральные и станционные пути, объекты электроснабжения, сигнализации и связи, необходимые для обеспечения их эксплуатации; 14) магистральные пути - железнодорожные пути, обеспечивающие сообщение между регионами Республики Казахстан и с другими государствами; 15) Национальная железнодорожная компания - организация, собственником которой является государство, созданная для оказания услуг магистральной железнодорожной сети; 16) опасные грузы - грузы, которые в силу присущих им свойств могут послужить причиной гибели, травмирования или заболевания людей, животных, взрыва, пожара, повреждения или уничтожения имущества, а также нанести вред окружающей природной среде; 17) оператор магистральной железнодорожной сети - лицо, осуществляющее управление перевозочным процессом и оказание услуг магистральной железнодорожной сети; 18) организация железнодорожного транспорта - лицо, осуществляющее деятельность по оказанию услуг перевозчика и (или) оператора магистральной железнодорожной сети, а также ветвевладелец; 19) отправитель - лицо, отправляющее багаж, грузобагаж или почту и указанное в перевозочных документах; 20) охранные зоны железнодорожного транспорта - земельные участки, необходимые для обеспечения безопасности перевозок, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 21) пассажир - физическое лицо, имеющее проездной документ (билет) и совершающее поездку в поезде; 22) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозки собственным (арендованным) подвижным составом и указанное в перевозочных документах; 23) перевозочные документы - документы, путем оформления которых заключается договор перевозки (проездной документ (билет), багажная и грузобагажная квитанции, железнодорожная транспортная накладная); 24) перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых при осуществлении перевозок; 25) подвижной состав - совокупность тяговых, самоходных и транспортных средств, осуществляющих движение по железнодорожным путям, предназначенных для перевозки пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа, почты и обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта; 26) подъездные пути - железнодорожные пути, предназначенные для обслуживания грузоотправителей и грузополучателей и примыкающие к магистральным, станционным, а также иным железнодорожным путям; 27) получатель - лицо, получающее багаж, грузобагаж или почту и указанное в перевозочных документах; 28) правила перевозок - нормативные правовые акты, регулирующие деятельность организаций железнодорожного транспорта при осуществлении перевозки пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почты, утверждаемые уполномоченным органом; 29) ручная кладь - личные вещи, перевозимые пассажиром с собой в вагоне без оплаты, по весу и габаритам, не превышающим установленные размеры; 30) скоропортящийся багаж, груз, грузобагаж - багаж, груз, грузобагаж, имеющий ограниченный срок годности и требующий особых условий перевозки и хранения; 31) специальные перевозки - перевозки специальных грузов для государственных и оборонных нужд; 32) срок транспортабельности - предельно возможный, исходя из данных, указанных в сертификате (качественном удостоверении), срок нахождения скоропортящегося багажа, груза, грузобагажа в пути; 33) станционные пути - железнодорожные пути в границах железнодорожной станции, за исключением подъездных путей; 34) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Республики Казахстан реализацию государственной политики в области транспорта, координацию, регулирование и контроль деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан. Статья 2. Государственная политика в области железнодорожного транспорта 1. Государственная политика в области железнодорожного транспорта направлена на создание условий для удовлетворения потребностей населения, экономики и государства в перевозках, исходя из принципов: 1) свободного доступа всех субъектов транспортного рынка к получению услуг железнодорожного транспорта; 2) защиты экономических интересов Республики Казахстан; 3) применения единого стандарта правовых и экономических гарантий для всех участников перевозок. 2. Целью государственной политики в области железнодорожного транспорта является: 1) развитие магистральной железнодорожной сети железнодорожного транспорта; 3) обеспечение безопасных условий перевозок; 4) осуществление тарифной, налоговой и таможенной политики на железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 5) создание условий свободного предпринимательства на железнодорожном транспорте и недопущение незаконного вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность перевозчиков и организаций железнодорожного транспорта; 6) развитие конкуренции, в том числе в области международных перевозок; 7) сохранение единого имущественного комплекса магистральной железнодорожной сети; 9) поддержание мобилизационной готовности железнодорожного транспорта; 10) содействие в развитии импортозамещающих производств для нужд железнодорожного транспорта. 3. Реализация государственной политики в области железнодорожного транспорта возлагается на уполномоченный орган и иные государственные органы в соответствии с их компетенцией. Статья 3. Основы организации перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте 1. Перевозки пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан. 2. Перевозчик не вправе отказать в перевозке пользователям услуг, оплатившим и правильно оформившим перевозочные документы на проезд или перевозку багажа, груза, грузобагажа и почты, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Статья 4. Законодательство о железнодорожном транспорте 1. Законодательство о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора. 3. Особенности организации, обеспечения и выполнения воинских и специальных перевозок регулируются законодательством Республики Казахстан. Статья 5. Объекты железнодорожного транспорта общего и частного пользования 1. Магистральная железнодорожная сеть является объектом железнодорожного транспорта общего пользования на всей территории Республики Казахстан, находится в собственности государства и не подлежит приватизации. 2. Железнодорожные пути, не относящиеся к магистральной железнодорожной сети, могут являться объектами частного пользования и находиться в частной собственности. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2002 года № 310 "О создании закрытого акционерного общества "Национальная компания "Казакстан темiр жолы", Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2003 года № 1211 Об утверждении Перечня железнодорожных путей, входящих в магистральную железнодорожную есть. Статья 6. Магистральная железнодорожная сеть 1. Перевозчики осуществляют перевозки по магистральной железнодорожной сети в соответствии с правилами пользования магистральной железнодорожной сетью. 2. Перевозчик вносит оператору магистральной железнодорожной сети за пользование магистральной железнодорожной сетью плату в размере, установленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Оператор магистральной железнодорожной сети обязан обеспечить перевозчикам равное право пользования магистральной железнодорожной сетью и ее принадлежностями. 4. Национальная железнодорожная компания осуществляет строительство, содержание и модернизацию магистральной железнодорожной сети по программе, утвержденной Правительством Республики Казахстан. Статья 7. Прекращение железнодорожного сообщения Прекращение железнодорожного сообщения по железнодорожным путям, являющимся государственной собственностью, осуществляется уполномоченным органом по решению Правительства Республики Казахстан. Статья 8. Договоры на железнодорожном транспорте 1. Обязательные условия договоров перевозки определяются Гражданским кодексом Республики Казахстан, настоящим Законом и правилами перевозок, изданными в соответствии с ними. Стороны свободны в определении иных условий договоров перевозки. 2. Взаимоотношения Национальной железнодорожной компании и перевозчиков с органами государственного управления при организации перевозки пассажиров осуществляются на условиях договоров в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Перевозчик обязан выполнять письменные указания (решения) государственных органов об осуществлении особо важных перевозок, заявленных в соответствии с их компетенцией. Соответствующие указания (решения) должны содержать сведения о порядке и сроках расчетов за такие перевозки. 4. Перевозка пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа железнодорожным транспортом в международном сообщении и транзитом осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан. Статья 9. Регистрация подвижного состава Подвижной состав подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, определяемом уполномоченным органом. Отдельные виды деятельности на железнодорожном транспорте осуществляются на основе лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании. 1. Обязательная сертификация продукции, работ и услуг, относящихся к деятельности железнодорожного транспорта, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о сертификации. 2. Сертификат, выданный иностранным государством, считается действительным в Республике Казахстан при условии его признания государственной системой сертификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о сертификации. 1. Цены на услуги перевозчика, в том числе тариф (провозная плата), устанавливаются перевозчиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан. См. Прейскурант ставок на перевозки грузов в международном (экспортно-импортном) сообщении железнодорожным транспортом. 2. Местные представительные и исполнительные органы могут предоставлять льготы на цены (тарифы) проезда пассажиров в пригородном сообщении с возмещением расходов перевозчика. 3. Правила применения тарифа (провозной платы) на перевозку в международном сообщении устанавливаются международными договорами Республики Казахстан. Статья 13. Уступка прав требования на перевозку В случае внесения предоплаты за перевозку груза, которая не осуществлена (осуществлена не в полном объеме) по причинам, зависящим от грузоотправителя, последний имеет право на возврат денежных средств или с согласия перевозчика на переуступку права требования на эту перевозку. Глава 2. Управление на железнодорожном транспорте Статья 14. Государственное управление на железнодорожном транспорте 1. К компетенции Правительства Республики Казахстан в области железнодорожного транспорта относятся: 1) утверждение концепции и программ развития железнодорожного транспорта; 2) определение статуса Национальной железнодорожной компании; 3) определение порядка взаимодействия Национальной железнодорожной компании и перевозчиков с государственными органами при осуществлении перевозок; 4) утверждение правил пользования магистральной железнодорожной сетью; 5) утверждение правил проверки соблюдения требований безопасности движения на магистральных, станционных и подъездных путях; 6) утверждение перечня железнодорожных путей, входящих в магистральную железнодорожную сеть, а также исключение железнодорожных путей из такого перечня; 7) утверждение правил нахождения пассажиров, граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности железнодорожного транспорта, проведения в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути; 8) определение порядка осуществления воинских и специальных перевозок; 9) утверждение перечня продукции, работ и услуг железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации; 10) определение порядка обеспечения охраны отдельных видов груза в силу особых свойств и утверждение перечня таких грузов; 11) определение порядка отнесения объектов, связанных с деятельностью железнодорожного транспорта, к объектам государственной социальной сферы, а также нормативов затрат организаций железнодорожного транспорта на содержание таких объектов; 12) принятие решений об организации пассажирских перевозок по магистральным железнодорожным путям по социально значимым направлениям в международном, республиканском и пригородном сообщениях; 13) установление порядка, размера и режима пользования землями охранных зон железнодорожного транспорта; 14) принятие решений о запрете транзитного пассажирского сообщения по территории Республики Казахстан; 15) принятие решений об ограничении перевозок, о запретах на ввоз, вывоз, транзит багажа, груза и грузобагажа на (с) территорию Республики Казахстан; 16) иные вопросы в области управления железнодорожным транспортом. 2. К компетенции уполномоченного органа относятся: 1) разработка концепции и программ по развитию железнодорожной сети и железнодорожного транспорта; 2) разработка законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области железнодорожного транспорта; 3) утверждение квалификационных требований к железнодорожному транспорту, обеспечивающих защиту жизни и здоровья граждан, прав потребителей, окружающей среды, безопасность общества, а также качество оказываемых услуг; 4) утверждение правил перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почты, правил технической эксплуатации; 5) утверждение образцов формы одежды (без погон) и знаков различия, порядка ношения форменной одежды, норм обеспечения ею и перечня должностей (профессий) работников железнодорожного транспорта, имеющих право ее ношения; 6) определение порядка регистрации подвижного состава; 7) определение порядка и мер обеспечения обязательств по договорам на организацию перевозок и (или) выполнение услуг, связанных с перевозкой; 8) приостановление и прекращение эксплуатации объектов магистральной железнодорожной сети, железнодорожных путей и подвижного состава, состояние которых не отвечает установленным требованиям безопасности движения и охраны окружающей среды; 9) определение порядка использования земель для нужд железнодорожного транспорта в полосе отвода по согласованию с уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами; 10) осуществление международного сотрудничества; 11) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; 12) утверждение порядка награждения работников железнодорожного транспорта знаком профессионального отличия; 13) ведение государственной статистической отчетности нарушений требований безопасности движения; 14) рассмотрение в пределах своей компетенции вопросов об административных правонарушениях; 15) иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Казахстан о транспорте. 3. К компетенции местных исполнительных органов в области железнодорожного транспорта относятся: 1) принятие решений об организации перевозок пассажиров в пригородном сообщении, за исключением случаев, когда такое решение принимает перевозчик или иное заинтересованное лицо; 2) принятие решений о временном прекращении перевозок при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Статья 15. Национальная железнодорожная компания 1. Национальная железнодорожная компания осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. Национальная железнодорожная компания осуществляет владение и пользование магистральной железнодорожной сетью и выполняет функции оператора магистральной железнодорожной сети и перевозчика. 3. Порядок и условия внутреннего финансового разделения структурных подразделений Национальной железнодорожной компании, выполняющих функции оператора магистральной железнодорожной сети и перевозчика, устанавливаются уполномоченным органом. Статья 16. Управление перевозочным процессом 1. Оператор магистральной железнодорожной сети осуществляет централизованное управление и организацию перевозочного процесса, заключает договоры с перевозчиками в соответствии с правилами пользования магистральной железнодорожной сетью. 2. Оператор магистральной железнодорожной сети обязан не допускать на магистральную железнодорожную сеть подвижной состав, не соответствующий правилам технической эксплуатации. Статья 17. Железнодорожная станция 1. Перевозчик осуществляет перевозки между железнодорожными станциями, открытыми для производства соответствующих операций. 2. Режим работы, а также открытие и закрытие железнодорожной станции для выполнения всех или отдельных операций определяются уполномоченным органом по согласованию с соответствующим местным исполнительным органом. 3. Пограничные, таможенные, ветеринарные, фитосанитарные и другие органы осуществляют свою деятельность на территории железнодорожной станции в режиме работы железнодорожной станции. 4. Перевозчикам должен быть обеспечен равный доступ к услугам железнодорожных станций по осуществлению операций по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа и почты, а также операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов. Глава 3. Земли и охранные зоны для нужд железнодорожного транспорта Статья 18. Земли для нужд железнодорожного транспорта 1. Землями для нужд железнодорожного транспорта являются земли, предоставленные перевозчику или организации железнодорожного транспорта в землепользование или собственность для осуществления возложенных на них задач. 2. К землям для нужд железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и технологически связанные с ними строения и сооружения: 1) магистральные пути и технологически связанные с ними строения и сооружения (железнодорожное полотно, мосты, тоннели, виадуки, сигнальное оборудование, служебно-технические здания); 3) железнодорожные станции со зданиями, сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого и грузового хозяйств, водоснабжения и канализации, защитными и укрепительными насаждениями, служебными и иными объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта. 3. Земли для нужд железнодорожного транспорта должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, устанавливаемым уполномоченными государственными органами, санитарным и иным нормам в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 4. Организации железнодорожного транспорта несут ответственность за вред, причиненный по их вине окружающей среде, а также за ненадлежащее содержание земель для нужд железнодорожного транспорта в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Статья 19. Порядок выделения и использования земель для нужд железнодорожного транспорта 1. Предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. Земельные участки предоставляются в соответствии с проектно-технической документацией и генеральными схемами развития железнодорожных путей и железнодорожных станций по нормативам, утверждаемым в установленном порядке по согласованию с уполномоченным органом. 3. Порядок использования земель для нужд железнодорожного транспорта в полосе отвода определяется уполномоченным органом в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. Статья 20. Охранные зоны железнодорожного транспорта 1. В целях обеспечения безопасности населения, а также безопасной эксплуатации объектов на земельных участках, примыкающих к полосе отвода земель для нужд железнодорожного транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями землепользования, в пределах которых ограничиваются или запрещаются те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. 2. В охранные зоны железнодорожного транспорта входят: защитные лесные зоны, земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также земельные участки, примыкающие к полосе отвода железнодорожного транспорта, расположенные в селеопасных, оползнеопасных зонах и в местах, подверженных другим опасным воздействиям. 3. Земли охранных зон железнодорожного транспорта не подлежат изъятию у собственников и землепользователей и используются ими с соблюдением установленных ограничений. Статья 21. Ограничения пользования землями в охранных зонах 1. В охранных зонах железнодорожного транспорта запрещается: 1) производить строительные, монтажные и горные работы постоянного и временного характера без письменного согласия собственника или пользователя прилегающего участка земли для нужд железнодорожного транспорта; 2) вести рубки леса и нарушать растительный покров способами, которые могут привести к образованию оползней, осыпей, селевых потоков, оврагов, возникновению подвижных песков, снежных заносов, лавин и иным подобным последствиям. 2. За нарушение режима пользования землями в охранных зонах железнодорожного транспорта собственники и пользователи земель охранных зон несут ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан. Глава 4. Особенности регулирования трудовых отношений работников железнодорожного транспорта Статья 22. Особенности регулирования трудовых отношений работников железнодорожного транспорта 1. Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта регулируются законодательством Республики Казахстан о труде, настоящим Законом, генеральным соглашением, отраслевыми (тарифными) соглашениями, индивидуальными трудовыми и коллективными договорами. 2. Работник железнодорожного транспорта, непосредственно связанный с движением поездов, должен соответствовать требованиям по профессиональной подготовке и здоровью, определяемым уполномоченным органом. 3. Особенности режима рабочего времени работника железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, устанавливаются уполномоченным органом. Статья 23. Дополнительные основания отстранения от работы работника железнодорожного транспорта 1. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о труде, по требованию уполномоченного органа, оператора магистральной железнодорожной сети работодатель обязан отстранить от работы работника железнодорожного транспорта в следующих случаях: 1) за неисполнение указаний диспетчерской службы, оператора магистральной железнодорожной сети, связанных с управлением перевозочным процессом и движением поездов; 2) за нарушение режима рабочего времени. 2. На период отстранения от работы заработная плата не сохраняется. Отстранение работника от работы может осуществляться на срок до выяснения причин, послуживших основанием для отстранения. См.также: Постановление Кабинета Министров РК от 9 августа 1994 г. № 887 "Об утверждении Устава о дисциплине работников железнодорожного транспорта Республики Казахстан". Статья 24. Форменная одежда и знаки различия Работникам железнодорожного транспорта, связанным с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, а также непосредственно связанным с движением поездов, за счет работодателя должна быть выдана форменная одежда с соответствующими знаками различия. Глава 5 исключена в соответствии с Законом РК от 08.05.03 г. № 414-II
1. Перевозчик обязан застраховать риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажира. 2. Перевозчик, осуществляющий международные перевозки, производит обязательное страхование риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажира, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Страховым полисом при обязательном страховании риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажира, является проездной документ (билет).
1. За вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира при наступлении страхового случая, осуществляется страховая выплата в размере реально причиненного ущерба. 2. Договор страхования перевозчика со страховщиком вступает в силу со дня заключения договора. Страховые премии по договору обязательного страхования пассажира осуществляются перевозчиком в пользу страховщика ежемесячно в размере 0,2 процента от суммы дохода, полученного от перевозки пассажиров по территории Республики Казахстан. 1. Страховым случаем по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности перевозчика признается факт причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажира. 2. При наступлении страхового случая перевозчик обязан составить акт по форме и в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о страховании, с обязательным указанием наименования страховщика и юридического адреса его ближайшего филиала (представительства) и вручить акт пассажиру или его наследникам, а также страховщику. 1. Страховщик обязан осуществить страховую выплату при обращении к нему пассажира или его наследников с заявлением, к которому должен быть приложен акт, составленный перевозчиком. В случае отсутствия наследников у погибшего пассажира страховщиком выплачивается лицам, понесшим затраты на погребение, компенсация в размере фактически понесенных затрат. 2. Порядок подачи заявлений пассажиром или его наследниками устанавливается законодательством Республики Казахстан о страховании. 3. При осуществлении страховой выплаты по обязательному страхованию не учитываются суммы, причитающиеся пассажиру или его наследникам по социальному обеспечению и по договорам добровольного страхования. 4. Страховщик осуществляет страховую выплату пассажирам, пользующимся в соответствии с законодательством Республики Казахстан правом льготного проезда (в том числе детям до семи лет), на основании акта, предусмотренного пунктом 2 статьи 28 настоящего Закона. 5. Страховая выплата должна быть произведена в течение семи банковских дней с момента подачи заявления. 6. Если в течение трех лет после наступления страхового случая от полученных травм у пострадавшего наступает инвалидность или смерть, страховщиком производится перерасчет размера страховой суммы, подлежащей выплате, с учетом ранее произведенных выплат. Глава 6. Безопасность движения, охрана грузов и объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях Статья 30. Организация обеспечения безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств железнодорожного транспорта Организации железнодорожного транспорта обязаны обеспечить безопасные условия для жизни и здоровья граждан, проезда пассажиров, а также соблюдение требований безопасности движения по магистральным, станционным и подъездным путям. Безопасность движения обеспечивается комплексом организационных и технических мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды, создание условий безаварийной работы организаций железнодорожного транспорта, содержание в исправности магистральной железнодорожной сети, подвижного состава железнодорожных путей, сооружений, оборудования, механизмов и приспособлений, а также устранение последствий возможных аварий. Статья 31. Основные требования по безопасности движения 1. Железнодорожные пути, территории железнодорожных станций, вокзалов и иных объектов организаций железнодорожного транспорта, связанных с перевозочным процессом, являются зонами повышенной опасности и должны иметь сигнальное ограждение в соответствии с порядком, установленным уполномоченным органом. 2. Объекты железнодорожного транспорта, а также объекты, на которых осуществляются производство, погрузка, выгрузка (разгрузка), хранение и транспортировка опасных грузов, должны быть удалены от населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, отдельных зданий и сооружений на необходимые расстояния в соответствии со строительными нормами и правилами, установленными уполномоченными государственными органами. 3. Солидарную ответственность за несоблюдение установленных нормативов при строительстве и эксплуатации газо-, нефтепроводов и других сооружений, пересекающих железнодорожные пути или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации указанных сооружений несут их собственники и владельцы. Владельцы указанных сооружений обязаны своевременно информировать организации железнодорожного транспорта и органы государственного транспортного контроля о возникновении аварий или аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения. 4. Отправитель (грузоотправитель), получатель (грузополучатель), отправляющий и получающий опасные грузы, а также перевозчик, выполняющий перевозку опасных грузов, обязаны обеспечить безопасность их перевозки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий (в том числе по договору). При возникновении аварийной ситуации в процессе перевозки опасных грузов отправители (грузоотправители), получатели (грузополучатели), организации железнодорожного транспорта обязаны обеспечить немедленную отправку указанных подразделений на место происшествия. 5. Отправитель (грузоотправитель), получатель (грузополучатель) и перевозчик несут ответственность за аварии и их последствия (загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов и другие), возникшие по их вине. 6. За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации подвижного состава и железнодорожных транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан. Статья 32. Проверка соблюдения требований безопасности движения 1. Проверка соблюдения требований безопасности движения на магистральных, станционных и подъездных путях осуществляется уполномоченным органом. 2. Перечень должностей (профессий), порядок определения уровня профессиональной подготовки в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к должности (профессии), устанавливаются уполномоченным органом. 3. Порядок участия перевозчика и оператора магистральной железнодорожной сети в проверке соблюдения требований безопасности движения по подъездным путям, а также при осуществлении физическими и юридическими лицами деятельности по погрузке, выгрузке (разгрузке) багажа, грузов и грузобагажа устанавливается уполномоченным органом. Статья 33. Охрана грузов и объектов 1. Перевозчик и оператор магистральной железнодорожной сети обязаны обеспечить: 1) сохранность грузов при перевозке; 2) охрану объектов железнодорожного транспорта, находящихся в их ведении, согласно перечню, утверждаемому уполномоченным органом; См.: Положение о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте Республики Казахстан (утверждено приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 18 июня 1997 г. № 489).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |